Общая характеристика внебюджетных фондов. Порядок формирования и направления использования средств внебюджетных фондов в рф Порядок использования средств внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения социально-экономических задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления развития общества.

Главной задачей внебюджетных фондов является обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению с помощью специально создаваемых для этого фондов. Данные фонды находятся в собственности государства, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Наименование фонда отражает направление использования его средств.

Все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

Государственные внебюджетные фонды;

Целевые бюджетные фонды;

Специальные бюджетные фонды;

Отраслевые внебюджетные фонды.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно из бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

1) в зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.;

2) в зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия - фонд регионального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам;

3) по охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);

4) в соответствии с уровнем управления фонды подразделяются на государственные и региональные.

К источникам доходов внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

v запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

v денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

v формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

v страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

v на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

v денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

v расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, с помощью которых государство аккумулирует и использует средства для решения социальных задач.

Пенсионный фонд РФ. (Основные социальные задачи, стоящие перед пенсионным фондом это выплата пенсий и социальных пособий. Формируется пенсионный фонд только на федеральном уровне.)

Фонд социального страхования. (Расходные обязательства фонда социального страхования:

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

При рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет;

Оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение и питание;

Частичное содержание находящихся на балансе страхователей профилакториев и санаториев;

Частичная оплата путевок в детские оздоровительные лагеря;

Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные направления расходных обязательств.)

Федеральные и территориальные фонды обязательного, медицинского страхования.(Основные источники образования бюджетов этих фондов: 1) обязательные платежи, подлежащие отчислению в их бюджет в соответствии с законодательством; 2) добровольные взносы; 3) бюджетные ассигнования (бюджетные ассигнования из федерального бюджета поступают в федеральный фонд на выполнение федеральных, целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; бюджетные ассигнования территориальных фондов поступают в территориальные фонды на обязательное медицинское страхование неработающего населения).

На местном уровне нет внебюджетных фондов.

В ранее действовавший БК:

ВФ определялся определенным способом.

Это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, а также бюджета субъектов РФ, предназначенный для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощью.

Правовой статус этих фондов определен БК РФ, ФЗ, которые устанавливают доходы и расходные обязательства отдельных государственных внебюджетных фондов, законы о бюджетах данных фондов и правовые акты правительства РФ.

Особенности внебюджетных фондов.

Средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности (это касается не только фондов федерального уровня, но и территориальных внебюджетных фондов);

Контроль за поступление платежей данных фондов осуществляет ФНС;

Средства внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов и соответственно изъятию не подлежат;

Средства межбюджетных фондов находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов.

Правовое регулирование, образование и использование д/с государственных внебюджетных фондов осуществляются законодательными органами власти, федерального и регионального уровней, а также министерством здравоохранения и социального развития, при этом законодательные органы, как правило, рассматривают и утверждают бюджеты этих фондов, а также отчеты об исполнении этих бюджетов, а на министерства здравоохранения и социального развития возложены задачи по координации деятельности пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.

Бюджеты внебюджетных фондов принимаются в форме законов одновременно с принятием либо федерального закона о федеральном бюджете, либо закона субъекта РФ о бюджете данного субъекта РФ. Отчеты об исполнении этих бюджетов принимаются в аналогичной форме. По общему правила исполнение бюджетов внебюджетных фондов осуществляется органами федерального казначейства.

Доходы внебюджетных фондов включают:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

30 Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии.

Бюджетный процесс - это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

В настоящее время в связи с принятием БК РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

Единство бюджетной системы РФ;

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

Самостоятельность бюджетов;

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Сбалансированность бюджетов;

Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Гласность;

Достоверность бюджета;

Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

В основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

Особого внимания в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью, принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после их принятия, а также отчетность исполнительных органов власти перед представительными органами власти об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация 1 , которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

§ глава государства;

§ органы законодательной власти;

§ органы исполнительной власти;

§ органы денежно-кредитного регулирования;

§ органы государственного и местного финансового контроля;

§ государственные внебюджетные фонды;

§ главные распорядители бюджетных средств.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

Составление проектов бюджетов - подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

Рассмотрение утверждение проектов бюджетов - принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

Исполнение бюджетов - получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно-правовым актом о бюджете;

Контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов - текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.


Похожая информация.


Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на ос­новании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Что собой представляют внебюджетные фонды? В чем их назначение?

2. Какие структуры образуют государственные внебюджетные фонды?

3. Каким образом в период существования СССР была организована социальная защита населения?

4. В чем заключается сущность рыночных реформ в области социальной защиты населения?



5. Какие источники образуют средства внебюджетных фондов?

6. Назначение и направления использования средств Пенсионного фонда РФ

7. В чем заключаются основные направления пенсионной реформы России?

8. Назначение и направления использования средств Фонда социального страхования

9. Назначение и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования

Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи

  1. Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ.
  2. Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.
  3. Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.
  4. Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.
  5. Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

  • общественное разделение труда;
  • ограниченность жизненных ценностей;
  • наличие товарно-денежных отношений.

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

  • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
  • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
  • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
  • социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

  • специальные целевые обязательные платежи;
  • отчисления от прибыли организаций;
  • средства бюджетов;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государствен ные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

Основные задачи ПФР:

  • аккумуляция страховых платежей;
  • финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:

  • средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;
  • доходы от обслуживания банками счетов ПФР;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

  • государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
  • накопительную часть пенсий;
  • государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

2.2. Фонд социального страхования

Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого работодателями;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;
  • прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) , призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;
  • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Функции ТФОМС РФ:

  • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;
  • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;
  • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ;
  • осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;
  • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ;
  • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:

  • финансирования обязательного медицинского страхования;
  • дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;
  • формирования нормированного страхового запаса;
  • осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;
  • финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы причины образования внебюджетных фондов?
  2. Какие фонды входят в состав внебюджетных фондов?
  3. Дайте характеристику государственных внебюджетных фондов как финансовой категории.
  4. Какие функции выполняют государственные внебюджетные фонды?
  5. Что означает социальное страхование?
  6. В чем заключается особенность формирования Пенсионного фонда РФ?
  7. Каковы основные задачи, решаемые Пенсионным фондом РФ?
  8. Что служит источниками формирования Пенсионного фонда РФ?
  9. На какие цели расходуются средства Пенсионного фонда РФ?
  10. Каковы особенности формирования Фонда социального страхования РФ и его основные задачи?
  11. За счет каких источников формируется Фонд социального страхования?
  12. На какие цели расходуются средства Фонда социального страхования?
  13. В чем заключается необходимость формирования федеральных и территориальных фондов обязательного медицинского страхования?
  14. За счет каких источников образуются средства ФОМС?
  15. В чем заключаются основные функции и задачи ФФОМС и ТФОМС?

Библиография

  1. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2006. — 572 с.
  2. Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 512 с.
  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — М.: Финансы и статиcтика, 2005.
  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.
  5. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с.
  6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с.
  7. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплинам: «Финансы» и «Экономическая статистика»

на тему: «Особенности формирования и использования финансов государственных внебюджетных фондов»

Москва - 2015

Введение

Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Мировой финансовый кризис обусловил снижение уровня жизни подавляющего числа населения. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне, а с другой стороны, у государства возникает необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды. внебюджетный фонд финансовый

Исторически определено, что выделение внебюджетных фондов из бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников и, как правило, строго целевом использовании их средств. Поэтому недостаточная разработанность проблем формирования и развития внебюджетных фондов определили актуальность темы исследования.

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации, а также исследовать современные тенденции формирования и использования средств внебюджетных фондов.

Методологической и теоретической основой курсовой работы послужил круг нормативно-правовых актов Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области бюджета и финансов, статистические данные, материалы периодических изданий, информационной системы «Консультант Плюс», посвященные проблемам функционирования внебюджетных фондов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования внебюджетных фондов

1.1 Экономическая сущность, особенности и виды внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и имеют являются обязательными;

· денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или уполномоченного на то органа (Правление фонда)

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

· срокам действия - постоянные и временные;

· принадлежности - государственные, местные, межгосударственные;

· направлениям использования - социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Объем доходов государственных социальных фондов в России составляет более половины доходов федерального бюджета, он формируется за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносах юридических лиц, специальные займы, а также доходы от деятельности самого фонда.

На данный момент существует три государственных социальных внебюджетных фонда:

1. Пенсионный фонд РФ (ПФР),

2. Фонд социального страхования РФ (ФСС),

3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и других.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фонда определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

1.2 Эволюция внебюджетных фондов в России, их роль в национальной финансовой системе

Массовое появление внебюджетных фондов относится к началу 90-х годов XX века, что обусловлено системным кризисом экономики государства. Резкий спад производства повлек снижение поступлений в бюджет, доходы которого перестали покрывать социальные расходы.

Основным недостатком бюджетного финансирования является обезличивание бюджетных средств и, как следствие этого, возможность недостаточного финансирования социальных и экономических программ, в этих условиях возникла необходимость в обособленных от бюджетов целевых фондах денежных средств с закрепленными за ними доходными источниками. Такого рода фонды позволяют государству эффективнее аккумулировать денежные ресурсы и расходовать их в соответствии с целевым назначением.

Целевые государственные фонды денежных средств возникли в нашей стране задолго до экономического кризиса 90-х годов XX века. До 1938 года существовал так называемый бюджет социального страхования, утверждаемый отдельно от государственного бюджета. С 1938 года этот бюджет стал составной частью Государственного бюджета СССР и формировался за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций. Бюджет государственного социального страхования составлялся Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (далее - ВЦСПС).

С 1970 по 1991 год в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1970 года № 214 в составе государственного бюджета существовал специальный фонд, предназначенный для социального страхования колхозников и формировавшийся за счет отчислений колхозов в размере 2,4% фонда оплаты труда.

Одним из первых внебюджетных фондов в начале 90-х годов прошлого столетия был Пенсионный фонд СССР, сформированный в соответствии с законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». С этого времени в СССР, а затем и в РСФСР начался активный процесс образования многочисленных, внебюджетных фондов социальной и экономической направленности, пик которого пришелся на период с 1993 по 1998 год. На тот момент на федеральном уровне существовали Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития исполнительного производства и так далее.

Не меньшее число внебюджетных фондов существовало на уровне субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях. Количество фондов не было постоянной величиной: некоторые фонды существовали не более года, другие действуют по сегодняшний день, например, Пенсионный фонд России.

Новым этапом развития целевых фондов стало вступление в силу с 1 января 2000 года положений Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, согласно которому на федеральном уровне могут действовать только четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН соответственно). Остальные целевые фонды продолжили свое существование в качестве бюджетных фондов. С 1 января 2001 года, в связи с консолидацией в федеральном бюджете ГФЗН прекратил свое самостоятельное существование. Сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости.

Таким образом, существующие в настоящее время внебюджетные фонды составляют своего рода второй, «социальный» бюджет Российской Федерации.

1.3 Источники формирования и направления расходования средств внебюджетных фондов РФ

Страховые взносы с 1 января 2014 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Плательщиками страховых взносов являются организации-работодатели всех форм собственности. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) .

В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

В 2013 году был принят федеральный закон от 24.07.2013 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2014 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС.

С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:

­ страховых взносов работодателей;

­ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

­ страховых взносов иных категорий работающих граждан;

­ средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

­ добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

­ доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Пенсионная система России несколько раз подвергалась существенные изменения. До 2002 года в России существовала распределительная система пенсионных накоплений, модель носила социально-уравнительный характер. С 1 января 2002 года в России начала функционировать современная распределительно-накопительная пенсионная система. С этого момента вступила в действие новая система обязательного пенсионного страхования. После проведенных преобразований трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. В ходе развития пенсионной реформы с 2007 года пенсия стала состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Средства ПФР направляются на:

­ выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

­ выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

­ оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

­ финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.

Средства ФСС направляются на:

­ выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

­ оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

­ оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

­ частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

­ частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

­ частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

­ оплату проезда к месту лечения и обратно;

­ создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

­ обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, за счет его средств предоставляются:

­ специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;

­ высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;

­ медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;

­ дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

­ дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

­ дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством.

Основным фактором, влияющим на динамику расходов, является: демографический фактор, к нему относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

Основой динамики поступления средств в внебюджетные фонды выступают экономические факторы: темп экономического роста, инфляция, ВВП, количество трудовых ресурсов и так далее.

Когда сумма расходов превышает сумму доходов в фонде образуется дефицит. Дефицит -- показатель «нездоровья» национальной экономики, он подлежит урегулированию в направлении сокращения. В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита. Приведем в пример, несколько источников покрытия дефицита предложенных пенсионным фондом: увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличение остатков средств пенсионных накоплений бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и так далее.

Область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

Глава 2. Статистическое изучение внебюджетных фондов

2.1 Система статистических показателей для изучения механизмов формирования и использования внебюджетных фондов

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов - определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

Общий объем доходов, в том числе по источникам;

Прочие доходы;

Общий объем расходов, в том числе по направлениям;

Прочие расходы;

Остаток средств на начало периода;

Остаток средств на конец периода.

Изменение средств государственных внебюджетных фондов в течение года можно представить в виде баланса:

ДС к = ДС н + ПДС - ИДС

где ДС к - остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДС н - остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Для более точного анализа ПФР воспользуемся следующими показателями: *Коэффициент собираемости налогов в пенсионный фонд России на страховую часть пенсии

где Is -- доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии;

Isr -- возможные доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии. *Величина Isr рассчитывается по следующей формуле:

где W -- фонд оплаты труда; N 1 -- численность работников 1966 года и старше;

N 2 -- численность работников 1967 года и младше;

N -- общая численность работников, занятых в экономике;

T s1 -- тариф на страховые взносы работников 1966 года и старше;

T s2 -- тариф на страховые взносы работников 1967 года и младше.

*Фонд оплаты труда определяется по формуле:

где Wсрм -- среднемесячная заработная плата в России. *Коэффициент собираемости налогов в пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии:

где I n -- доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии;

I nr -- возможные доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии. *Величина I nr рассчитывается по следующей формуле:

где Tn -- тариф на накопительные взносы работников 1967 года и младше.

2.2 Методы статистического анализа, применяемые в изучении финансов внебюджетных фондов

Методология статистики финансов включает в себя следующие этапы статистического исследования:

· Статистическое наблюдение (сбор данных);

· Сводка и группировка статистических данных;

· Анализ финансовых статистических показателей;

· Прогноз финансовых статистических показателей.

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов, с помощью определенных статистических методов можно эти, к которым относятся:

ѕ Метод абсолютных и относительных величин; абсолютные величины -- это размер или объем изучаемого события, выраженный в соответствующих единицах измерения в конкретных условиях места и времени, относительная статистическая величина -- это результат соотношения двух абсолютных статистических величин. При расчете относительных величин, важно чтобы сравниваемые величины измерялись в одинаковых единицах и были сопоставимы. Рассчитывают относительную величину динамики, структуры, интенсивности, координации, выполнения плана, планового задания.

ѕ Метод рядов динамики; ряды динамики характеризуют изменение явлений во времени. Такие ряды могут образовывать как абсолютные и относительные показатели, так и средние. Ряд может быть интервальный и моментный, интервалы бывают равные и неравные, а моменты времени могут стоять на равных и неравных шагах наблюдения. абсолютный прирост показывает на сколько единиц изменился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные абсолютные приросты) или по сравнению с начальным уровнем (базисные абсолютные приросты).

ѕ Темп роста показывает сколько процентов составляет последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные темпы роста) или по сравнению с начальным уровнем (базисные темпы роста).

ѕ Темп прироста показывает на сколько процентов увеличился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные темпы прироста) или по сравнению с начальным уровнем (базисные темпы прироста).

ѕ Абсолютное значение 1% прироста показывает сколько единиц надо произвести в данном периоде, чтобы уровень предыдущего периода возрос на 1 %. . Рассмотренные аналитические показатели цепные и базисные - не достаточны при анализе ряда динамики, необходимо исчислить средние за период аналитические показатели: средний уровень ряда, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста, среднегодовой темп прироста.

ѕ Корреляционный метод; корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает что изменение значения переменной А, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Б: если обе переменные растут то корреляция положительная, если одна переменная растёт, а вторая уменьшается корреляция отрицательная.

ѕ Метод статистических таблиц; Метод статистических таблиц; Статистическая таблица дает количественную характеристику статистической совокупности и представляет собой форму наглядного отображения данных. По внешнему виду таблица представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк. В ней обязательно должны быть общие боковые и верхние заголовки. Еще одной особенностью статистической таблицы является наличие подлежащего (характеристика статистической совокупности) и сказуемого (показатели, характеризующие совокупности). Статистические таблицы являются наиболее рациональной формой изложения результатов.

ѕ Графические методы - это продолжение и дополнение табличного метода. Если при чтении таблицы что-то остается незамеченным, это обнаруживается на графике. Статистические графики показывают общую картину изучаемого явления, дают его обобщенное представление.

2.3 Анализ источников формирования и направлений расходования средств государственных внебюджетных фондов

Изучив доходы ПФР, выявили, что за период с 2010 по 2014 доходы государственного пенсионного фонда РФ выросли с 4610084 млн. рублей до 6159065 млн. рублей, то есть прирост за весь период составил 44,5%. Так же мы можем заметить, что наибольший темп прироста наблюдался в 2013 году (38,57%), а наименьший в 2011 году (14,0%). Так же интересно что, в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло снижение темпов роста и отрицательный прирост (-3,59%). В целом среднегодовой абсолютный доход составил 5660709,2, и.

Изучив расходы ПФР, выявили, что за период с 2010 по 2014 расходы государственного пенсионного фонда РФ выросли с 4249235 млн. рублей до 6190128 млн. рублей, то есть прирост за весь период составил 45,68%. Так же мы можем заметить, что наибольший темп прироста наблюдался в 2013 году (50,11%), а наименьший в 2011 году (15,84%). Так же интересно что, в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло снижение темпов роста и отрицательный прирост (-2,59%). В целом среднегодовой абсолютный доход составил 5438248, и.

Самый большой дефицит среди анализируемых фондов имеется у пенсионного фонда. На 2014 год он составляет 30 млрд рублей. Минтруд РФ заявил о снижении реальной заработной платы в 2015 году на 9%. По неофициальным данным, цифра колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Следствием подобных изменений становится сужение базы по взносам в ПФР. Более того работодатели совсем не платят взносы за 11,8 млн человек, и до конца 2015 года прогнозируется и рост числа безработных до 1,6 млн человек. Если исходить из того, что численность экономически активного населения составляет порядка 75 млн человек, то за каждого пятого взносы не уплачиваются.

Величина среднего значения коэффициента собираемости страховых взносов Ks составила 62,89 %, а коэффициента собираемости взносов на накопительную составляющую пенсии Kn -- 50,26 %. В целом, это довольно низкие показатели. При таком раскладе в дальнейшем, дыра в бюджете пенсионного фонда будет только еще больше разрастаться и средств, выделенных из федерального бюджета не хватит на ее покрытие. Актуальность данной проблемы сейчас велика, пенсионная система России требует реформ, нужно увеличить коэффициент собираемости налогов и снизить расходы. Однако объективно снижение расходов не может идти за счет увеличения пенсионного возраста или отмены пенсий работающим пенсионерам, требуется поиск новых путей развития.

С 2010 по 2014 год доходы возросли с 109124 до 1268658 млн. рублей, за этот период наблюдается колоссальный темп прироста, он составляет 1062,58%. Наибольший рост произошел в 2012 году, по сравнению с прошлым периодом доходы увеличились на 300,28 %. Далее в 2013 и 2014 году приросты были не значительные, 12,50% и 20,97 % соответственно. Данную тенденцию можно объяснить начавшимся в 2013 году экономическим спадом России. Средние показатели ряда динамики имеют следующие значения: ; и. В целом самые высокие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФОМС, это говорит о эффективной работе данного фонда.

Анализируя данные, можно сделать вывод, что с 2010 по 2014 год расходы (так же как и доходы) значительно возросли 101844 до 1250545 млн. рублей, темп прироста составил 1127,90%. В процентном соотношении расходы в 2010 по сравнению с 2014 возросли на 65,32% больше чем доходы в этом же периоде. Наибольший рост произошел в 2011 году, по сравнению с прошлым периодом доходы увеличились на 342,13 %. Далее в 2013 и 2014 году приросты были не значительные, 13,95% и 13,55 % соответственно. Данную тенденцию можно объяснить начавшимся в 2013 году спадом экономики России. Средние показатели ряда динамики имеют следующие значения: и. В целом самые высокие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФОМС.

В 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличились поступления налогов и страховых взносов на 2,11% и сократились поступления из федерального бюджета на 2,37%. Однако сокращения поступлений из федерального бюджета оказало не значительные изменения, поскольку основную часть дохода составляют налоговые сборы и тариф страхового взноса увеличились на 3%.

В структуре расходов показательным является то, что снизились расходы на второстепенные нужды.

Исследуя доходы ФСС РФ можно заметить, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом поступления увеличились с 463777 млн. рублей до 569825 млн рублей, темп прироста составил 22,87%, по сравнению с приростами ранее изученных государственных внебюджетных фондов, данный прирост можно считать незначительным. В 2013 году вообще темп прироста отрицательный -4,33%, тенденция спада темпов прироста продолжилась и в 2014 году, данный показатель составил -5,58%. За период 2010-2014 гг. объем доходов в среднем за год возрастал на 5,28%, среднегодовой темп роста составил 105,28%, а среднегодовой абсолютный прирост составил 26512 млн. рублей. В целом самые низкие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФСС, что говорит о не совсем эффективной работе фонда социального страхования.

Исследуя расходы ФСС РФ можно заметить, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом расходования увеличились с 491199 млн. рублей до 546185 млн рублей, темп прироста составил 11,19%, по сравнению с приростами ранее изученных государственных внебюджетных фондов, данный прирост можно считать незначительным. В 2014 году темп прироста был отрицательный, -3,54%. За период 2010-2014 гг. объем доходов в среднем за год возрастал на 2,69%, среднегодовой темп роста составил 102,69%, а среднегодовой абсолютный прирост составил 13746,5 млн. рублей. В целом самые низкие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФСС.

Проанализируем зависимость общих поступлений средств фонда социального страхования от поступлений из федерального бюджета, для этого используем корреляционный метод анализа.

После проведения всех расчетов получаем, что связь между общими доходами и доходами из федерального бюджета умеренная и прямая. Поступления из федерального бюджета не составляют большую часть всех поступлений, однако в 2014 году именно из-за их резкого сокращения очень снизились доходы ФСС, хотя налоговые поступления и поступления из федерального фонда обязательного медицинского страхования возросли.

На данной линейчатой диаграмме можно увидеть, что больше всего поступлений идет в пенсионный фонд, следующим по величине поступлений в 2010 и 2011 году был фонд социального страхования, однако начиная с 2012 года федеральный фонд обязательного медицинского страхования стал быстрыми темпами расти и развиваться, в значительной мере увеличив поступления и по доходам занял второе место среди государственных внебюджетных фондов.

Основная часть дохода государственных внебюджетных фондов приходится на налоги и страховые взносы. Данная диаграмма частично объясняет причину того, почему самые большие доходы имеет пенсионный фонд.

Заключение

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать внебюджетные фонды денежных средств для материального обеспечения различных слоев общества.

При написании работы на основе теоретического анализа определена сущность и значение внебюджетных фондов, выявлены особенности их функционирования, классификационные признаки и факторы, влияющие на увеличение или снижение доходов и расходов внебюджетных фондов, обуславливающие необходимость в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения государственных социальных и общеэкономических потребностей.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Так как внебюджетные фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает систему обязательного страхования особо восприимчивой к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

Уровень инфляции по данным ЦБ составляет 11,4%, и если проанализировать поступления и расходования внебюджетных фондов с учетом инфляции, будет видна более четкая картина происходящего. Динамика расходов и доходов значительно отстает от темпов инфляции, что способствует нарастанию дефицита. Из всех рассмотренных внебюджетных фондов самый большой дефицит испытывает Пенсионный фонд. Как способ снижения дефицита было предложено увеличить пенсионный возраст, однако пока данный закон принят не был. Покрытие дефицита Пенсионного фонда России пока возможно за счет средств Резервного фонда без фонда национального благосостояния - говорит журналистам глава Минфина Антон Силуанов. Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минтруду проработать вопрос о направлении средств Фонда национального благосостояния на сбалансированность бюджета ПФР. В 2015 году ПФР получил из бюджета трансферт объемом 1,7 трлн рублей.

На основе структурного анализа деятельности государственных социальных внебюджетных фондов в ходе работы определены целевые ориентиры и принципы реформирования сферы социального страхования в России, предложены направления реформирования, заключающиеся в разработке методологии формирования и функционирования системы социального страхования, введении страхования профессиональных и региональных пенсий и пособий за выслугу лет, перераспределении функций фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, а также в определении перечня социальных рисков и разработке механизма их применения в качестве объектов социального страхования.

Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует дальнейшего реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. В ответ на глобальные демографические проблемы развитые зарубежные системы пенсионного, социального и медицинского страхования осуществили серьезные реформы. Однако российская система по причине объективных особенностей макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2012 N 6-ФКЗ и от 30.12.2012 N 7-ФКЗ);

2. Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 03.02.2014 г. с изменениями, внесенными № 1-ФЗ;

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2013)

5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 33-ФЗ);

6. Федеральный закон Российской Федерации 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2013 №213-ФЗ);

7. Федеральный закон от 23.12.2014 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

8. Богородская Н. А. Статистика финансов: учеб. Пособие/СПбГУАП. СПб., 2014, 316 с.

9. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - М.: Академия, 2014. - 415 с.

10. Галаганов В.П. Страховое дело: учебник. - М.: Академия, 2011. - 272 с.

11. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 462 с.

12. Дидык М.Е. Система гос. управления: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 350 с.

13. Лазурин Е.А. Статистика финансов и кредита: Учебное пособие / Е.А. Лазурин; Московский финансово-юридический университет МФЮА. - Ярославль: Я МФЮА, 2012. - 88 с.

14. Маслов Ю.Н. Страховое право: элементарный курс. - Курск, 2011. - 58 с.

15. Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. 2011. - №8. - с. 61 - 65.

16. Князява В.Г., Слепова В.П Финансы: учебник - М.: Магистр, 2008- 654с.

18. Нескородова Ю.С. Проблемы распределения ресурсов внебюджетных фондов // сборник научных статей по м-лам конф-ии. 10.12.2011 г. - Белгород: БелГУ, 2012. - с. 44-46.

19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2014. - 703 с.

20. Право социального обеспечения России: учебное пособие / авт.-сост. О.В. Рудакова. - Курск, 2011. - 364 с.

21. Бурцева С.А. Статистика финансов: учебник - М.: Финансы и статистика, 2004. - 288 с.

22. Соколова О.В. Государственные и муниципальные финансы: курс лекций. - Курск: НОУ ВПО АПиУ, 2014. - 116 с.

23. Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионного фонда России на основе актуарного моделирования: [Электронный ресурс]: научный журна: Молодой ученый. -- 2015. -- №7. -- С. 349-355.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов РФ.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Сущность государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, их виды, роль в финансовой системе. Источники формирования и направления использования бюджетных средств. Создание и исполнение бюджета отделения Пенсионного фонда по Томской области.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2012

    Сущность и причины возникновения внебюджетных фондов, их виды, классификация, источники формирования. Организация деятельности государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации. Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их виды, источники формирования и задачи. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику. Особенности социальных государственных внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Основные источники формирования и особенности функционирования внебюджетных фондов. Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Понятие государственных внебюджетных фондов и исторические предпосылки их возникновения. Типы государственных внебюджетных фондов и их функции в современной экономике. Цели и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2011

    Сущность и виды внебюджетных фондов в Российской Федерации и их роль в финансовой системе страны. Состав источников доходов и направлений расходования средств внебюджетных фондов. Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Характеристика основных видов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Исследование особенностей их правового регулирования. Анализ формирования доходов и использования средств социальных внебюджетных фондов. Проблемы пенсионной системы.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2015

    Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе. Основные признаки и виды внебюджетных фондов, анализ их сущности и динамики в России. Характеристика главных направлений совершенствования деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ. Порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.