Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие. Т86 Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» И.Н. ЛАВРИКОВ, Н.В. ПЕНЬШИН ЭКОНОМИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и специалистов автомобильного транспорта Тамбов Издательство ГОУ ВПО ТГТУ 2011 1 УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 Л135 Р е ц е н з е н т ы: Доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор ГОУ ВПО ТГТУ Б.И. Герасимов Доктор экономических наук, профессор МичГАУ В.А. Солопов Лавриков, И.Н. Л135 Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Минакова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. – 2011. – 116 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1005-6. Рассмотрены предмет и задачи транспортной отрасли, понятие рынка транспортных услуг, организация производства автотранспорт- ных услуг, материально-техническое обеспечение, себестоимость и особенности ценообразования на автотранспортные услуги, система финансовых отношений, учёт и анализ деятельности, планирование, инвестиционная и инновационная деятельность на автомобильном транспорте. Приведены понятия основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов, производительности труда. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Органи- зация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и спе- циалистов автомобильного транспорта. УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 ISBN 978-5-8265-1005-6  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ТГТУ), 2011 2 ВВЕДЕНИЕ Транспортная отрасль в Российской Федерации представленашестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является авто- мобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отрас- лях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является свя- зующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров. В современных условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов оптимального функционирования автомобильного транспорта является обеспечение эффективности финансово-экономического управ- ления. Для этого необходимо знать экономические основы деятельности автотранспортной отрасли, уметь использовать и анализировать финансо- во-экономические показатели, результаты анализа финансово-хозяй- ственной деятельности автотранспорта применять на практике. В настоящем учебном пособии достаточно подробно рассмотрены основные финансово-экономические показатели автомобильного транс- порта, приведены термины и понятия по следующим направлениям: − организация производства автотранспортных услуг; − материально-техническое обеспечение на автотранспорте; − основные фонды; − оборотные средства; − трудовые ресурсы; − производительность труда; − оплата труда; − себестоимость услуг; − особенности ценообразования на автотранспортные услуги; − финансовые ресурсы; − учёт и анализ деятельности на автомобильном транспорте; − планирование; − инвестиционная и инновационная деятельность. Информация о финансово-экономической деятельности необходима для принятия эффективных управленческих решений. Анализ финансово- хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия позволяет правильно определить и использовать резервы повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования инновационных достижений и передового опыта. 3 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 1.1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транспорт в структуре экономики страны – это отрасль, обеспечи- вающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, ос- нова их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития. В транспортную отрасль входят: автомобильный; железнодорожный; морской; внутренний водный; воздушный; трубопроводный виды транс- порта. Экономика транспорта является одним из важнейших разделов эко- номической теории, прикладной экономической наукой, изучающей при- роду и особенности транспорта, специфический характер закономерно- стей, форм проявления экономических законов и развития транспорта как отрасли материального производства. Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной систе- мы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связываетв экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырьё, про- дукцию. Автомобильный транспорт в Российской Федерации является осно- вой транспортной системы вместе с другими видами транспорта (желез- нодорожным, водным, воздушным, трубопроводным). Более того, занима- ет лидирующие позиции по перевозкам грузов (74…83%) и пассажиров (51…56%), участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Предметом экономики автомобильного транспорта являются эко- номические отношения, законы и закономерности функционирования и развития производства автотранспортных услуг. Экономика автомобиль- ного транспорта рассматривает взаимосвязь технических, эксплуатацион- ных и экономических показателей работы автотранспорта с исторически- ми и технологическими условиями и факторами, влияющими на эффек- тивность использования материально-технической базы, основных средств, капитальных вложений, инвестиций . 4 1.2. ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Основными задачами экономики автомобильного транспорта яв- ляются: − изучение комплексного развития территорий, отраслевых произ- водств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.); − изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований; − изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий; − исследование и распространение методов, способствующих эко- номическому развитию страны; интеграции России в мировую транспорт- ную систему и экономику; − использование экономических и технологических методов орга- низации производства автотранспортных услуг для улучшения обслужи- вания населения при условии снижения транспортных затрат в цене гото- вой продукции; − выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономиче- ски эффективной доставке грузов и пассажиров; − определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомо- бильную отрасль для формирования её современной материально- технической базы. 1.3. РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения, но и в силу ста- бильно функционирующей, сбалансированной, динамично развивающей- ся и готовой к интеграции, транспортной системы. Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отрас- лей материального производства. Их несколько, приведём часть из них. 1. Труд работников транспортных предприятий является производи- тельным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость трудаработников транспорта существенно изменяет стоимость переме- щаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в цене готовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта. 5 2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно от- личающаяся от других видов продукции. 3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а в затратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля за- работной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%. 4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации; климата; географии маршрута и т.д. 5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше (особенно автомобильного), чем в других отраслях материального произ- водства. 6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем в других отраслях материального производства. Контрольные вопросы 1. Что собой представляет транспорт? 2. Какие виды транспорта составляют транспортную отрасль? 3. Что является предметом экономики автомобильного транспорта? 4. Назовите основные задачи экономики автомобильного транспорта. 5. Какие отличия имеет транспортная отрасль от других отраслей материального производства? 6 2. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 2.1. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ КАК СИСТЕМА Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наибо- лее эффективной и гибкой для решения основных экономических про- блем. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей, основанный на действии рыночных законов и принципов. Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций. Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них: − разделение труда; − обособленность производителей; − независимое от других ведение своей деятельности; − свобода предпринимательства. Рыночная экономика не требует постановки целей и задач. Субъект рынка, решая свои корыстные экономические задачи, в конечном счёте, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направля- ются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистиче- ские цели воедино. «Невидимая рука» – это действие объективных ры- ночных законов. Основные признаки рынка транспортных услуг в качестве эко- номической системы: 1. Система рынка состоит из элементов: производителей транспорт- ных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (регулиро- вание рынка) и др. 2. Элементы системы рынка взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном дви- жении. Основные группы связей: материальные (поставки материальных ресурсов и техники); финансовые (операции с денежными ресурсами); коммерческие (продажа услуг); информационные (передача сведений, обмен данными). 3. Система рынка имеет сложную структуру – участники рынка ка- чественно разнообразны. 4. Система рынка проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, самоорганизации, иерархично- сти, разнообразия, нестационарности. В целом рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной от- 7 раслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредни- ками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей го- сударства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредст- вом экономических инструментов. Основная задача рынка транспортных услуг – распределение огра- ниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей эконо- мической эффективностью. 2.2. СТРУКТУРА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Структура рынка транспортных услуг представляет собой совокуп- ность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих целост- ность рынка под воздействием внешних и внутренних факторов. В струк- туре рынка транспортных услуг взаимодействует множество подсистем: отраслевая, рыночная, организационная, ассортиментная, производствен- но-технологическая, территориальная, институциональная, социальная и другие структуры. Отраслевая структура рынка отражает комплекс видов транспорта, взаимодействующих в экономике региона, страны. В региональной отрас- левой структуре рынка выделяют автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта. По специализации выделяют – грузовой и пассажирский транспорт; по виду сообщения – транспорт, работающий в международ- ном, междугородном, пригородном, городском сообщении; по принад- лежности – ведомственный и общего пользования, коммерческий и госу- дарственный. Рыночная структура отражает конъюнктуру рынка – взаимоотно- шение элементов рынка – производителей транспортных услуг (подразде- ляются по масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка и т.д.) и клиентов (индивидуальные клиенты и предприятия). Организационная структура отражает уровень управляемости и ие- рархию взаимоотношений участников рынка, в том числе государствен- ное регулирование рынка транспортных услуг. Ассортиментная структура рынка отражает потребности и ожида- ние клиентуры. Выделяют основные услуги – перевозка грузов и пасса- жиров и дополнительные – услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозки. Для исследования рынка транспортных услуг применяют структур- ный анализ, состоящий из следующих этапов: 1. Оценка статистического потенциала рынка – характеристика чис- ла и структуры клиентов, объёмов спроса, существенных факторов спро- са, определение отраслевой и рыночной структур рынка. 8 2. Основа анализа динамического потенциала рынка – определение числа и структуры продавцов и производителей транспортных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зави- симости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на рынке и количества клиентов. 3. Об общем уровне экономической активности крупных транспорт- ных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность рынка производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов. 4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру опре- деляется количеством лидеров на рынке. Как правило – это признак нали- чия олигополии или монополии. 5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конку- ренции дополняет количественные оценки структуры продавцов транс- портных услуг. 6. Уровни вертикальной (государственные предприятия, отраслевые координационные структуры) и горизонтальной (отраслевое единство участников рынка) интеграции. 7. Финансовая (унификация налоговых систем, бюджетной класси- фикации и др.) и экономическая (проведение согласованной федеральной и региональной транспортной политики) интеграция. 8. Диверсификация – распределение риска возможных потерь. Эко- номическая диверсификация – распространение активности крупных про- изводителей услуг и видов транспорта за рамки основной деятельности (строительство домов, банковские услуги и др.). Диверсификация транс- портных услуг повышает эффективность функционирования рынка. 2.3. АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ С увеличением подвижности и сложности среды рынка транспорт- ных услуг возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждо- го из участников и рынка в целом. Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность дейст- вий участников рынка, формирует базу для принятия решения на буду- щее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей) занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и пред- ставляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степе- ни способствует установлению максимально возможной планомерности и 9 пропорциональности, социально-экономического развития предприятий и отрасли в целом. В транспортных предприятиях существуют следующие виды плани- рования: 1. По охвату будущего периода (горизонту планирования): − краткосрочное (текущее, оперативное) планирование обеспечи- вает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов (до 1 года); − среднесрочное планирование – на срок от 1 года до 5 лет; − долгосрочное планирование – на срок более 5 лет. 2. По характеру: − целевое планирование определяет развитие транспортного пред- приятия в соответствии с поставленной целью и не связано с конкретны- ми временными рамками (реконструкция, модернизация предприятия); − программное планирование – это поэтапная программа действий предприятия с определённой последовательностью выполнения меро- приятий в определённом временном периоде и решением комплекса про- блем (комплексная программа); − стратегическое планирование обеспечивает достижение постав- ленной цели (долгосрочной) определёнными способами. В настоящее время используются следующие методы анализа, пла- нирования и прогнозирования: Экономико-статистические – дисперсный факторный анализ, рег- рессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок (на основе математической статистики). Моделирование экономических процессов – построение экономи- ко-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведе- ние расчётов по ним с целью получения новой информации о моделируе- мом объекте (моделирование производственных функций, экономическо- го роста). Исследование операций – группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование реше- ний (линейное, дискретное, динамическое, стохастическое программиро- вание; теория игр; теория управления запасами; теория расписаний; сете- вое планирование). Экономическая кибернетика – исследование и совершенствование экономических систем на основе общей теории кибернетики с помощью экономической теории, теории систем, теории управления, теории ин- формации (разделы ЭК – теория экономических систем; теория экономи- ческой информации; теория систем управления в экономике). На практике все методы применяют в комплексе, представляющем собой оптимальное сочетание нескольких методов, соответствующих це- лям и задачам исследования. 10

Введение

Тема 1.1. Основы экономики автомобильного транспорта.

Тема 1.2 . Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности.

Тема 1.3. Организация и структура управления на автомобильном транспорте.

Тема 1.4. Основные средства.

Тема 1.5. Оборотные средства.

Введение.

Изучив материал, Вы можете получить представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить производственный, научно-технический, образовательный потенциал, повысить инициативу и заинтересованность работников в росте результатов общественно-полезного труда, достичь высокого уровня экономической и социальной эффективности, благосостояния населения и его культуры.

При определении содержания экономических реформ обычно исходят из того, что они представляют собой существенное преобразование национальной экономики или ее составных частей с целью повышения качества жизни людей.

Экономические реформы не самоцель, а лишь средство решения многообразных социальных задач, поэтому, в конечном счете, они должны быть обязательно социально ориентированы. Под реформами следует понимать не всякие изменения, а только коренные преобразования, обеспечивающие эффективность национальной экономики или ее составных частей. Проведение реформ требует четкого определения целей и нахождения рациональных способов их достижения.

В качестве основных направлений рыночной экономической реформы, проводимой в нашей стране, приняты: финансово-экономическая стабилизация, крупномасштабная приватизация, развитие свободного предпринимательства, ограничение возможностей государственного вмешательства в процессы функционирования экономики.

В результате предприняты практические действия в поддержку избранного рыночного курса, сделаны заметные шаги к экономической свободе предприятий и организаций, обозначены направления коммерциализации государственных предприятий, проведена приватизация государственного имущества, осуществлено в определенной степени формирование рыночной инфраструктуры, обеспечена поддержка реформы странами внешнего мира.

Целью реформирования экономики Российской Федерации является создание всесторонне развитой, технологически совершенной и динамичной экономики, обеспечивающей удовлетворение потребностей каждого человека и страны. Для реализации единой системы перехода к экономике открытого типа необходим комплексный подход, который предполагает перестройку ценовой политики, системы налогов, финансово-кредитного механизма, внешнеэкономической деятельности предприятий, проведение приватизации и акционирования таким образом, чтобы, с одной стороны, производители продукции ощущали постоянную конкуренцию на рынке, а с другой стороны, приоритетные направления социально-экономического и научного развития получали эффективную государственную поддержку.

Ценовая политика предусматривает сближение структуры внутренних и мировых цен. Сближение внутренних цен с мировыми возможно на основе принципиально новой налоговой и дотационной политики. Важнейшая ее задача - изменение механизма распределения прибыли, максимальное его приближение к реальному состоянию нашей экономики.

При перестройке финансово-кредитного механизма предусматривается превращение денег в один из важнейших регуляторов производства, в фактор повышения его эффективности.

Промышленная политика государства предусматривает приостановление дезиндустриализации экономики, переориентацию ее структуры на ресурсосберегающие технологии, расширение конкурентоспособного сектора промышленности, способного работать на конечного потребителя. Институционные преобразования экономики предусматривают формирование среднего звена управления промышленностью. Механизм государственной поддержки определяет включение экономических рычагов государственного регулирования с целью проведения эффективной структурной политики, поддержки важных для развития экономики России перспективных исследований и разработок.

Немаловажную роль в преобразовании экономики страны играет транспортно-дорожный комплекс (ТДК), который включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др. В настоящее время ТДК переходит от привычной ориентации на полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках к идее адекватного реагирования перевозчиков на рыночные импульсы платежеспособного спроса. Решению этой основной задачи транспорта, в том числе и автомобильного, способствуют реформирование отношения к собственности, государственная инвестиционная политика, развитие рыночно ориентированных финансово-инвестиционных структур на транспорте, в число которых должны войти: инвестиционно-финансовая корпорация "Транспорт России", региональные транспортно-финансовые компании и фонды, страховые компании и фонды, инвестиционные и лизинговые компании.

Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Предприятия общественного пассажирского транспорта в большинстве городов переданы в муниципальную собственность. Федеральные отраслевые и административные органы в регионах участвуют в государственном регулировании работы автотранспортного комплекса, но не вмешиваются непосредственно в хозяйственную деятельность предприятий автомобильного транспорта. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др. Решаются проблемы, связанные с различными видами перевозок. Так, в области грузовых перевозок происходит развитие терминальной системы переработки грузов, совершенствуется комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание объектов на всех уровнях народного хозяйства, осуществляется окончательная приватизация предприятий. На пассажирском транспорте завершается переход к системе договорных взаимоотношений с заказчиками с использованием расчетных тарифов, продолжается создание совершенных автоматизированных систем оперативного управления пассажирскими перевозками. Отрабатывается система работы таксомоторного транспорта. Особое внимание уделяется вопросам установления тарифов за проезд, а также восстановления промышленного производства легковых автомобилей.

Успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях. Радикальные изменения на автомобильном транспорте находят свое отражение в системе подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий автомобильного транспорта.

Задача курса "Экономика отрасли" - дать представление о характере хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка, выработать самостоятельность в подходе к принятию решений, способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям производства.

Настоящая дисциплина является важной составной частью профессиональной и специальной подготовки специалистов автомобильного транспорта. Она тесно связана с другими экономическими, а также техническими дисциплинами, формирующими знания студентов в области транспортной техники, ее обслуживания и ремонта, организации перевозок и оптимизации управления технологическими процессами.

Тема 1.1. «Основы экономики автомобильного транспорта».

Изучив материал, Вы должны знать:

· роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономике, её особенности;

· экономические показатели развития отрасли.

На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и является в настоящее время одной из наиболее быстро меняющихся и растущих подотраслей национальной экономики России. Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем, изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед автотранспортом новые задачи и открыло перед ним большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт, и который в условиях централизованной плановой экономики был раскрыт лишь в небольшой степени. Очевидно, что автомобиль становится основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной и рекреационной сферах. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян. Городские автобусные маршруты по-прежнему представляют собой основной для России элемент городского и пригородного общественного транспорта. От их эффективности в нынешних непростых условиях во многом будет зависеть социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения страны.

Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период бурного развития. Как и в большинстве стран развитой рыночной экономики, развитие всех без исключения российских товарных рынков обеспечивается, прежде всего, за счет скорости, надежности, возможности прямой доставки отправок "от двери к двери", которые способен обеспечить только автомобильный транспорт. Наиболее полно эти особенности автомобильного транспорта раскрываются в сфере международных перевозок. На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий. В результате акционирования и приватизации этот сектор, в основном, вышел из сферы государственного предпринимательства и является сейчас огромным "полигоном", на котором отрабатываются формы и методы эффективного развития малого и среднего предпринимательства. Реальным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с предприятиями других видов транспорта.

На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом постепенно формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления. Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт, вместе с тем, и наиболее ресурсоемкая транспортная подотрасль. На долю автомобильного транспорта приходится порядка двух третей объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом. Также почти две трети всех занятых на транспорте трудятся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть вредных экологических воздействий транспорта, как и основная часть ущерба, наносимого транспортными авариями.

Таким образом, реализация неоспоримых преимуществ автомобильного транспорта на этапе преобразований неразрывно связана и с многочисленными проблемами, решение которых потребует немалого времени и значительных усилий.

Основной стратегической целью проводимых в транспортном комплексе преобразований является создание в стране транспортных систем, ориентированных, в первую очередь, на удовлетворение потребностей граждан, грузовладельцев, общества в целом и обеспечивающих эффективное и безопасное использование национальных ресурсов России.

На современном этапе реформ в качестве наиболее важных рассматриваются следующие задачи в области автомобильного транспорта:

1. Разработка современной нормативно-правовой и нормативной базы автомобильного транспорта. Новая нормативно-правовая база должна обеспечивать эффективное и стабильное функционирование отрасли, достаточный уровень автотранспортного обслуживания для всех социальных групп и секторов экономики, эффективную защиту законных прав потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта. Ставится также задача постепенной гармонизации нормативно-правовой базы автомобильного транспорта с правовыми нормами, действующими в странах ЕС.

2. Формирование рынка автотранспортных услуг, развивающегося на основе справедливой конкуренции предприятий различных форм собственности с преобладанием негосударственной собственности. Эта задача решается на основе разгосударствления и приватизации, формирования благоприятных экономических условий для автотранспортного предпринимательства, а также создания механизмов административно-экономического регулирования рынка автотранспортных услуг.

3. Как самостоятельное направление деятельности государства рассматривается защита российских автомобильных перевозчиков, работающих на международных рынках.

4. Создание системы управления автотранспортом, отвечающей новым экономическим условиям. Предполагается, что система управления автотранспортной отраслью должна быть основана на сочетании принципов государственного регулирования (осуществляемого, прежде всего, через систему законодательных актов и экономических стимулов), административного контроля выполнения участниками автотранспортной деятельности установленных требований и отраслевого самоуправления через ассоциации и т.п. органы. Самостоятельной и весьма важной является задача определения роли и функций региональных органов управления автотранспортом, а также соотношения полномочий федерального и регионального уровней управления.

5. Создание системы целевой государственной поддержки отдельных наиболее важных видов автотранспортной деятельности. Государство полностью отказалось от прямого бюджетного финансирования автомобильного транспорта, рассматривая отрасль в целом как самостоятельную в экономическом и финансовом отношении. Вместе с тем, существуют две сферы, в которых государственная поддержка признается необходимой: городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами (решение этой задачи требует, прежде всего, создания стабильно действующих организационно-правовых механизмов финансирования городского пассажирского транспорта) и создание объектов фондоемкой автотранспортной инфраструктуры, в первую очередь - грузовых терминалов (здесь поддержка должна носить не только финансовый характер, но обеспечивать решение вопросов землеотвода, координации интересов органов управления различных уровней и различных ведомств и т.д.).

6. Снижение количества погибших и пострадавших, а также материального ущерба в результате дорожно-транспортных происшествий. Данная задача предполагает, прежде всего, создание новой системы обеспечения безопасности движения на автотранспорте, которая должна придти на смену прежней вертикальной отраслевой системе управления безопасностью.

7. Стабилизация, а в перспективе - снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Указанная проблема носит комплексный характер. Решение ее предусматривает совершенствование нормативной базы и экологического законодательства, создание эффективных систем контроля, формирование новых требований к автомобильной промышленности и топливно-энергетическому комплексу и т.д. Главной трудностью на пути решения этой проблемы является потребность в значительных инвестициях в различных отраслях экономики, которая не может быть удовлетворена в нынешней ситуации.

8. Обеспечение развития кадрового потенциала отрасли и создание на автотранспорте благоприятной социально-профессиональной среды. Решение этой задачи предполагает совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и переориентации в соответствии с экономической конъюнктурой, а также формирование новой системы трудовых отношений на автомобильном транспорте. Как видно из сказанного, перечисленные направления связаны, прежде всего, с решением остро стоящих задач переходного периода и нацелены, прежде всего, на стабилизацию ситуации в отрасли.

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта. ……..11

1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе

Рыночной экономики................. 14

Классификация. Кругооборот оборотных средств. . …………………………89

5.2. Нормирование оборотных средств........................................................91

5.3. Показатели оборачиваемости.................................................................93

5.4. Пути повышения эффективности использования

Оборотных средств...............................................................................................94

Глава 6. Маркетинговая деятельность предприятий

автомобильного транспорта.............................................................................98

6.1. Маркетинг, его основы. Понятия и концепции

Маркетинга.............................................................................................................98

6.2. Принцип и цели маркетинга: ориентация

Производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность..................................................................................................................98

6.3. Функции маркетинга и этапы его организации. . . ………………….99

6.4. Сбор информации и комплексное исследование

Рынка услуг..........................................................................................................101

284 Оглавление

6.5- Прогнозы развития рынка. Отбор целевых рынков

И сегментация....................................................................................................... 102

6.6. Изучение запросов и поведения потребителей

Услуг...................................................................................................................... 104

6.7. Планирование производства и ассортимента услуг , формирование ценовой политики и установление тарифов на услуги....................... 106

6.8. Организация сбыта услуг через коммерческие

Структуры предприятия. Стимулирование сбыта............................................ 108

Разных видов............................................................................... 110

Раздел 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................................... 115

Глава?. Основы внутрифирменного планирования................................ 115

7.1. Составные элементы, этапы и виды

Внутрифирменного планирования. .................................................................... 115

7.1.1. Методика разработки плана грузовых перевозок ………….. 117

7.1.2. Особенности планирования пассажирских

Перевозок............................................................................................................ 118

7.2. Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

Планирование...................................................................................................... 118

7.2.1. Информационная база планирования................................................... 123

7.3. Бизнес-план, его структура: характеристика услуг ,

Оценка сбыта....................................................................................................... 124

Глава 8. Технико-экономическое планирование

на автомобильном транспорте...................................................................... 131

8.1. Планирование производственной программы

По техническому обслуживанию и ремонту подвижного

Состава, ее связь с производственной программой

По перевозкам.................................................................................................... 131

8.2. Технико-экономические нормы расхода

Автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета............................................................................................................... 133

8.3. Методика расчета потребностей в запасных частях …………….. 139

8.4. Методика расчета затрат и потребностей

В автошинах..................................................................................................... 142

8.4.1. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

Автотранспортных средств............................................................................... 142


8.5.

8.9. Глав9. 9.1.

9.4.

Организационно-технические мероприятия по

Экономии топлива, смазочных материалов и других

Ресурсов................................................................................................. 146

8.5.1. Первичные ресурсы................................................................ 146

8.5.2. Второчные ресурсы.................................................................. 148

Методика разработки плана перевозок и провозных

Возможностей (мощности) предприятия.............................................. 149

Показатели производственной программы

По эксплуатации подвижного состава.................................................... 151

Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава.................................................................................................................. 153

8.8.1. Пути повышения эффективности использования

Грузового автотранспорта...................................................................... 155

Провозные возможности и реальный спрос на рынке транспортных услуг.................................................................................................................. 158

Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта. ………………………. 163

Состав и структура работников основной деятельности
автотранспортных предприятий. Планирование

Численности работников............................................................................ 163

Нормирование и организация труда на автомобильном транспорте. Основные направления организации труда.............................................................................................................. 165

9.2.1. Нормирование труда водителей..................................................169

Принципы и механизмы организации заработной платы……………….174

9.3.1. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда………………………………………………………………………175


9.3.2. Основные элементы тарифной системы............................................182

9.4 Формы и системы оплаты труда на автомобильном транспорте.........................................................................................................................182

9.4.1 Основные элементы и принципы организации

Премирования................................................................................................184
Раздел 3. Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики ………………………………………………188

Глава 10. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг) ........................................................................................................................188

10.1. Понятие издержек.....................................................................................188

10.2. Классификация затрат себестоимости...................................................189

10.2.1. Отраслевые особенности структуры себестоимости............191

286 Оглавление

10.3. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте....................................................................................................................................193

Глава 11. Ценообразование в рыночной экономике. . …………………….193

11.1. Экономическое содержание, функции цен. ………………………….195

11.1.1. Виды цен, их структура........................................................................195

11.2. Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика , методика расчета.......................................................................................................200

11.3. Надбавки и скидки................................................................................206

11.4. Ценовая эластичность..........................................................................207

Глава 12. Прибыль и рентабельность.............................................................209

12.1. Прибыль предприятия.........................................................................209

12.1.1. Сущность прибыли, ее источники и виды ……………………………210

12.2. Рентабельность....................................................................................212

12.2.1. Пути повышения рентабельности. …………………………………….214

Раздел 4. Экономическая эффективность деятельности

автотранспортного предприятия. Внешнеэкономическая

деятельность......................... ………………………………………………..215

Глава 13. Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия. ............................................................ 215

13.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия...... 215

13.1.1. Показатели повышения экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравни­тельная экономическая эффективность.. 219
13.1.2. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия. …………………………………………………...... 221

13.2. Инновационная и инвестиционная политика..................................... 223

13.2.1. Выбор источника финансирования инвестиций и порядок расчета необходимых капитальных вложений...................................... 227

13.2.2. Расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий. ………………………………………………. 229

Глава 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. …… . 233

14.1. Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт... 237

14.2. Внешнеторговый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены...... ....……………………………………….243

14.2.1. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов......................................................................................................... 244


Оглавление 287

Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................. 247

Глава 15. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия 247

15.1. Статистический учет................................................................................. 247

15.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.................................................. 252

15.2.1. Цель бухгалтерского учета. ....................................................... 253

15.2.2. Основы организации бухгалтерского учета. . ……………….. 254

15.2.3. Содержание информации , формируемой в бухгалтерском учете............................................................................................................ 255
15.2.4. Требования к информации , формируемой в бухгалтерском учете........................................................................................................... 255

15.3. Бухгалтерский баланс. ........................................................................... 256

15.4. Учет основных фондов, средств и материальных ценностей........... 259

15.4.1. Учет уставного (складочного) капитала (фонда) ………….. 259

15.4.2. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств................................... 260

15.5. Учет труда и его оплаты , затрат и доходов......................................... 262

15.6. Учет денежных средств......................................................................... 263

Глава 16. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия..................................................................................................................................... 265

16.1. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия - основа для планирования......................................................................... 265

16.1.1. Метод и основные приемы анализа........................................ 265

16.1.3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава. ……………………………………………. 268

16.1.4. Анализ расхода материалов и запасных частей. …………... 271

16.1.5. Анализ обеспеченности предприятия ремонтными рабочими. 273

16.1.6. Анализ использования оборудования и производственных площадей участка, мастерской …………………………………….274

16.2. Составление плана организационно-технических мероприятий по результатам анализа..................................................................................... 275

Алфавитный указатель.................... 277

Список литературы...................... 280

Занятие № 2

Тема лекции: Экономика транспорта и ее особенности.

План лекции

    Предмет экономики автомобильного транспорта.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

4. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Теоретическая часть

1. Предмет экономики автомобильного транспорта.

Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.

Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.

Экономика транспорта изучает:

    действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;

    условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;

    методологию и методику планирования транспорта;

    роль транспорта в расширенном воспроизводстве;

    экономические методы повышения эффективности работы транспорта;

    взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.

Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.

Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.

Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.

2. Задачи экономики автомобильного транспорта.

Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:

изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);

изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований;

изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий;

исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны;

использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;

выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;

определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально-технической базы.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.

В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.

Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.

В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.

На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.

Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.

Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.

Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.

Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.

Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.

Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:

    погрузка грузов или посадка пассажиров;

    перемещение;

    выгрузка грузов или высадка пассажиров.

Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q ) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.

По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.

3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.

Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

    размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

    номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;

    состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

    размещение сети путей сообщения;

    условия эксплуатационной работы, в том числе:

    1. сезонность и ритмичность работы;

      наличие пропускной и провозной способности;

      техническая вооруженность;

      система организации перевозочного процесса.

Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.

При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

    уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);

    инвестиции;

    скорости движения и сроки доставки грузов;

    наличие провозной и пропускной способности;

    маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

    надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;

    гарантия сохранности перевозимых грузов;

    условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.

Железнодорожный транспорт.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

    неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;

    возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;

    высокая провозная и пропускная способность железных дорог;

    возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;

    возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;

    сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;

    более короткий путь следования грузов;

    высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.

Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.

Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:

    большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);

    высокая скорость доставки грузов;

По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.

    более короткий путь движения грузов.

Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.

Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.

Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.

Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.

Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:

    увеличение времени в наряде;

    совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

    совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;

    широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.

Морской транспорт.

По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:

    возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

    сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);

    практически неограниченная пропускная способность;

    незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);

    при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта относятся:

    зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);

    необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;

    ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,

Речной транспорт.

Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

    большая провозная способность на глубоководных реках;

    сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);

    сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

К существенным недостаткам речного транспорта относятся:

    извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;

    ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;

    удлинение маршрутов следования грузов;

    небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.

Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.

Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.

Воздушный транспорт.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

    высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;

    маневренность в организации пассажирских перевозок;

    большая беспосадочная дальность полета;

    кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;

    экономия времени пассажиров;

    высокая культура обслуживания пассажиров;

    небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.

Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.

Трубопроводный транспорт.

Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.

Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.

Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными .

Промысловые , заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:

    возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;

    большое расстояние перекачки нефтегрузов;

    низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);

    сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);

    полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

    меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;

    отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.

Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.

Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.

Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.

На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.

Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.

Основными факторами снижения транспортных расходов являются:

    повышение производительности труда;

    снижение себестоимости перевозок;

    повышение фондоотдачи.

Контрольные вопросы

    Что изучает экономика транспорта.

    Что является продукцией транспорта.

    Преимущества и недостатки деятельности различных видов транспорта.

    Особенности автомобильного транспорта.

    Задачи экономики автомобильного транспорта.

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.

Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений

Содержание
Предисловие
Грузовые автомобильные перевозки
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе
Значение и роль автотранспорта
Структура управления перевозками
Функции и задачи основных служб АТП
Принципы работы автомобильного транспорта в рыночных условиях
Классификация автоперевозок
Лицензирование
Подвижной состав автомобильного транспорта
Классификация автомобильного транспорта
Классификации подвижного состава
Условия эксплуатации подвижного состава
Основные эксплуатационные качества подвижного состава
Выбор подвижного состава для конкретных условий эксплуатации
Грузы и грузопотоки
Классификация грузов по отдельным признакам
Тара, ее назначение и характеристика
Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Технико-экономические показатели работы подвижного состава при перевозках грузов
Транспортный процесс перевозки грузов и его составные элементы
Грузоподъемность подвижного состава
Автомобильный парк подвижного состава
Пробег подвижного состава, виды пробегов
Способы повышения использования грузоподъемности подвижного состава
Влияние транспортно-эксплуатационных показателей на производительность(графическая зависимость)
Организация перевозок грузов
Маршрутизация грузовых перевозок
Устав автомобильного транспорта
Документация при перевозке грузов
Договор на перевозку грузов, его содержание и значение
Договор транспортной экспедиции
Разовый заказ
Централизованные перевозки грузов
Организация перевозов грузов в междугородном и международном сообщении
Организация перевозок грузов в международном сообщении
Системы организации движения подвижного состава
Контейнерные и пакетные перевозки грузов
Тарифы на перевозку грузов, их виды и правила применения
Организация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте
Составные элементы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные пункты, их характеристика и оборудование
Погрузочно-разгрузочные средства
Машины и механизмы для погрузки и выгрузки
Автопоезда с устройствами для самопогрузки
Технология перевозок основных видов грузов
Перевозка строительных грузов
Перевозка грузов горнодобывающей промышленности
Перевозка длинномерных грузов
Перевозки промышленных грузов
Перевозка продовольственных грузов
Перевозка хлебобулочных изделий, муки и сыпучих продуктов
Перевозка скоропортящихся продуктов
Организация работы подвижного состава в период уборки урожая
Перевозки опасных грузов
Перевозка грузов большой массы и негабаритных грузов
Перевозка баллонов с техническими газами
Перевозка жидкого топлива и нефтепродуктов
Пассажирские автомобильные перевозки
Организация перевозок пассажиров
Общие сведения
Перевозки пассажиров автобусами и автомобилями-такси
Пассажиропотоки
Таксомоторные перевозки
Транспортная сеть и автобусная маршрутная система
Виды автобусных перевозок
Расчет таксомоторных перевозок
Тарифные системы на автобусном транспорте
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на перевозках пассажиров
Основные понятия
Автобусный парк и его использование
Использование вместимости автобуса и автомобиля-такси
Производительность рабочего парка автобусов
Оперативное управление перевозками грузов и пассажиров автотранспортом
Общие положения
Структура службы эксплуатации грузового автотранспортного предприятия, ее задачи
Сущность и функции диспетчерского руководства работой подвижного состава
Технические средства связи
Оперативный контроль за работой автобусов и автомобилей-такси на линии и диспетчерское управление их движением
Список литературы
Приложение Перечень нормативных актов, регламентирующих автоперевозки
Приложение Формы, журнал регистрации и порядок ведения путевых листов
Приложение Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями
Приложение Конвенции и соглашения, определяющие условия выполнения международных автомобильных перевозок

Скачать файл

    рефераты

  • 1.27 МБ
  • добавлен 04.12.2011

2010. 16 слайдов.

Дисциплины - Экономическая география. Региональная экономика.

Задача транспорта, его значение.
Транспортная система.
Виды транспорта, их характеристика:
Железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиационный.
Морской транспорт.
Речной транспорт.
Тру...

  • 15.02 МБ
  • добавлен 17.12.2010

Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Экономика автомобильного транспорта" для студентов специальности F 27 01 01-02 "Экономика и организация производства (Автомобильный транспорт). Пособие также будет полезно для студентов технических специальностей авт...

  • 5.72 МБ
  • добавлен 30.08.2011

М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011, 288с.

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйст...

  • 39.16 КБ
  • добавлен 15.10.2009

Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 –«Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)». Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московско...

  • 9.44 МБ
  • добавлен 28.08.2010

Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 222 c.
Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сфере управления автомобильным транспортом. Анализируется экономическая деятельность автотранспортных предприятий и станций техническо...

    шпаргалки

  • 57.5 КБ
  • добавлен 12.01.2012

СамГУПС, 2011.

Содержит тестовые вопросы и правильные ответы на них.
Транспорт как отрасль национальной экономики. Значение и особенности транспорта как базы материальной инфраструктуры народного хозяйства. Понятие отрасли. Структура отрасли.
Понятие и сущность качества. Качество транспортного обслуживания. Кач...

  • 5.8 МБ
  • добавлен 25.06.2010