Государственная программа по развитию здравоохранения. Государственная программа российской федерации "развитие здравоохранения"

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №294. Этим постановлением признано утратившее силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р.

Ответственный исполнитель: Министерство здравоохранения Российской Федерации(). Соисполнитель: Федеральное медико-биологическое агентство ().

Участники программы: Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное дорожное агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

  • первый этап: 2013 – 2015 год
  • второй этап: 2016 – 2020 год

Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Средства федерального бюджета (по предварительной оценке 2451185163,2 тыс. рублей) 413096449,8 357154180,6 260503600,8 262867673,8 263304352,2 286879826,8 299241851,9 308137227,3
Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по предварительной оценке 11079448074,3 тыс. рублей) 855100000 1278914456 1336464817,5 1396605734,3 1459452992,4 1525128377 1586133512,1 1641648185
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по предварительной оценке 13090239782 тыс. рублей) 1059200000 1240116074,5 1452032467,1 1521253067,1 1684669055,1 1857824179,3 2042263268,1 2232881670,8
ИТОГО:
Общий размер средств составляет: 26 620 873 019,5

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения;
  • снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения в год;
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов;
  • снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 61,6 случая на 100 тыс. населения;
  • обеспеченность врачами составит 40,2 человека на 10 тыс. населения;
  • количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 3 человека;
  • повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 200 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года

Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).

4. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой , утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).

5. Условиями предоставления субсидии являются:

а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:

2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;

1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для исполнения указанных обязательств, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;

в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

6. Единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

7. Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства:

а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного и Трудового кодекса Российской Федерации);

б) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

в) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

8. Общий размер субсидии (S общ. ) определяется по формуле:

S общ. = S 1i + S 2i + S 3i ,

S li - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением медицинских работников, указанных в пунктах 10 и настоящих Правил), либо города с населением до 50 тыс. человек;

S 2i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;

S 3i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях.

9. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 1i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением медицинских работников, указанных в пунктах 10 и настоящих Правил), либо городах с населением до 50 тыс. человек, определяется по формуле:

S 1i = (V 1планi 1 + F 1планi 0,5) L i ,

V 1планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 1 млн. рублей;

F 1планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

0,5 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 0,5 млн. рублей;

пунктом 13

10. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 2i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации, определяется по формуле:

S 2i = (V 2планi 2 + F 2планi 1) L i ,

V 2планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

2 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 2 млн. рублей;

F 2планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 1 млн. рублей;

L i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

11. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 3i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, определяется по формуле:

S 3i = (V 3планi 1,5 + F 3планi 0,75) L i ,

V 3планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1,5 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 1,5 млн. рублей;

F 3планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

0,75 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 0,75 млн. рублей;

L i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

12. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных в соглашении значений результата использования субсидии - доли медицинских работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности медицинских работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты.

Размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в финансовом году расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13. Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации.

14. Для оценки результатов использования субсидии используется показатель - доля медицинских работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности медицинских работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты (процентов) (I i ), рассчитываемый по формуле:

V фактi - количество врачей, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

F фактi - количество фельдшеров, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

V планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

F планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

15. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения значения результатов использования субсидии, установленного в соглашении, и фактически достигнутого по итогам отчетного года значения результатов использования субсидии, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил.

16. Порядок и условия возврата средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

17. Контроль за реализацией субъектами Российской Федерации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

18. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Государственная программа развития здравоохранения на 2018 — 2025 годы утверждена Постановлением Правительством РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».

Государственная программа развития здравоохранения на 2018-2025 годы будет профинансированна объемом более 34,9 трлн. рублей.

Среди целей программы:

  • увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
  • снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения;
  • повышение к 2025 году доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, до 54 процентов.

Государственной программой предусмотрено развитие следующих направлений (подпрограмм):

  • совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  • экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
  • медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • информационные технологии и управление развитием отрасли;
  • организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

2.Министерству здравоохранения Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной настоящим постановлением.

4.Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2057);

пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2225);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2924);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 «О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5288).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Татарников М.А. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М Сеченова

Программно-целевой метод является важнейшим инструментом осуществления государственной социально-экономической политики, в т.ч. и в области здравоохранения. Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации (РФ). Их важнейшей особенностью является определение приоритетных проблем и путей их решения с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Таким образом, программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия.

ФЦП в области охраны здоровья населения стимулируют участие субъектов РФ в решении проблем здравоохранения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ.

В настоящее время создана нормативно-правовая и методологическая база, определяющая правила рассмотрения, утверждения и финансирования ФЦП. В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:

  1. отбор проблем для программной разработки;
  2. принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
  3. экспертиза и оценка целевой программы;
  4. утверждение целевой программы;
  5. управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Согласно действующему законодательству инициаторами постановки проблем в области здравоохранения для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. Однако, как правило, в этом качестве выступает Минздравсоцразвития России и подведомственные ему учреждения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

  • значимость проблемы;
  • невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки и необходимость государственной поддержки для ее решения;
  • принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных достижений;
  • необходимость координации межотраслевых связей для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне учитываются приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, результаты анализа экономического и социального состояния страны. В соответствии с утвержденным порядком предложения должны содержать:

  • наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
  • возможные способы решения проблемы;
  • потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные средства);
  • предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы;
  • государственных заказчиков и разработчиков целевой программы, срок и стоимость подготовки целевой программы.

Министерство экономического развития (МЭР) совместно с Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на основе прогнозов социально-экономического развития страны подготавливает предложения по решению данной проблемы программными методами на федеральном уровне и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы. Государственным заказчиком ФЦП в области охраны здоровья населения выступает, как правило, Минздравсоцразвития России.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

  • содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
  • основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;
  • система программных мероприятий;
  • ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и с распределением расходов по регионам страны);
  • механизм реализации программы;
  • организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
  • оценка эффективности программы;
  • паспорт целевой программы.

К проекту целевой программы прилагаются пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной год, лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов РФ, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.

МЭР и Министерство финансов РФ оценивают представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

  • приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
  • обоснованность и комплексность программных мероприятий, сроки их реализации;
  • необходимость привлечения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов;
  • эффективность механизма осуществления программы;
  • социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.

МЭР с участием Министерства финансов подготавливает заключение по проектам целевой программы и предварительной бюджетной заявки. С учетом замечаний и предложений государственный заказчик целевой программы совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в МЭР.

В случае положительной оценки МЭР по согласованию с Минфином России представляет проект целевой программы на утверждение в Правительство РФ.

Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и ответственны за реализацию федеральных целевых программ. Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Правительством РФ.

Формы и методы организации управления реализацией целевой программы определяются государственным заказчиком. Текущее управление ФЦП по охране здоровья населения осуществляется дирекцией, формируемой государственным заказчиком, возглавляемой одним из заместителей Министра здравоохранения РФ, ответственного за выполнение целевой программы.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов программных мероприятий и их исполнителей производится на конкурсной основе.

МЭР с участием заинтересованных органов государственной власти организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование финансовых средств и конечные результаты программы.

В настоящее время основной действующей ФЦП в области здравоохранения является программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", включающую в себя подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.05.2007 N 280 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.02.2008 N 95, от 02.06.2008 N 423, от 09.04.2009 N 319). Программа является важнейшей составляющей частью национального приоритетного проекта «Здоровье».

Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.12.2006 N 1706-р, перечнем социально значимых заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715, порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 594.

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, в том числе чрезмерными стрессовыми нагрузками, снижением уровня санитарно-гигиенической культуры, а также все еще высокими показателями заболеваемости, инвалидности и смертности, несмотря на реализацию федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".

Доля осложнений при сахарном диабете составляет в настоящее время 35 процентов. Ампутации конечностей проводились у 1 процента больных. Всего впервые в течение года инвалидами вследствие сахарного диабета были признаны 38,6 тыс. человек.

Заболеваемость туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний составляет в настоящее время 1515 случаев на 100 тыс. человек, смертность - 153,4 случая на 100 тыс. человек, доля случаев прекращения бактериовыделения - 73,5 процента, смертность от туберкулеза - 22,6 случая на 100 тыс. населения.

Число вновь зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией достигло 37,7 тыс. случаев, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - 2 тыс. случаев, доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, составила 75 процентов.

Доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли составляет 67,6 процента, доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, - 31,6 процента, смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения составляет у мужчин 186,8 случая, у женщин - 93,5 случая.

Заболеваемость сифилисом составляет 72 случая на 100 тыс. населения, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - 176,6 случая на 100 тыс. человек, заболеваемость детей сифилисом - 21,2 случая, гонореей - 23,4 случая на 100 тыс. детского населения. Вместе с тем доля специализированных медицинских учреждений, осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемых половым путем, в общем числе учреждений дерматовенерологического профиля составляет 15 процентов. Общее число подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, не превышает 12 в целом по стране.

Заболеваемость острыми вирусными гепатитами B и C составляет в настоящее время 8,6 и 4,5 случая на 100 тыс. населения соответственно, хроническими вирусными гепатитами B и C - 51,4 случая на 100 тыс. населения.

Доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов составляет 5 процентов, доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов - 16 процентов. При этом средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре составляет 75,6 дня, а доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар - 20 процентов.

Заболеваемость сосудистыми расстройствами головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии составляет 5776 случаев на 100 тыс. населения, а смертность от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии - 325 случаев на 100 тыс. населения.

Сохраняется 95-процентный охват детей профилактическими прививками. Заболеваемость дифтерией, корью составляет в настоящее время 0,25 и 1,6 случая на 100 тыс. населения соответственно.

Основные цели и задачи программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели

Целями Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.

Задачами Программы являются:

  1. совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях;
  2. разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий;
  3. строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений.

В рамках Программы предусматривается осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при социально значимых заболеваниях на протяжении всего срока реализации Программы.

Механизм реализации программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Минздравсоцразвития России, государственными заказчиками Программы - Минздравсоцразвития России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба исполнения наказаний и Российская академия медицинских наук.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по соответствующим региональным (муниципальным) программам (планам).

Взаимодействие государственных заказчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений.

Реализация Программы в субъектах РФ осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости социально значимыми заболеваниями, совершенствование методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации.

Для управления реализацией мероприятий Программы создается координационный совет (далее - совет), формируемый из должностных лиц государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Совет осуществляет следующие функции:

  • вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках Программы;
  • рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;
  • организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на их реализацию;
  • подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития РФ;
  • выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
  • рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.

Совет утверждает разработанные государственными заказчиками:

Детализированные организационно-финансовые планы реализации мероприятий Программы;

Показатели мониторинга реализации мероприятий Программы.

Совет возглавляет заместитель Минздравсоцразвития России. Положение о совете и его состав утверждаются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России:

  • осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков Программы;
  • подготавливает проекты нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для выполнения Программы;
  • ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы;
  • подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в МЭР сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;
  • ежеквартально представляет в МЭР статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом, данные мониторинга реализации мероприятий Программы;
  • представляет ежегодно, до 1 февраля, в МЭР и Минфин России по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
  • инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
  • вносит в МЭР и Минфин России предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения;
  • по завершении Программы представляет в МЭР и Минфин России доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
  • Государственные заказчики Программы:
  • осуществляют текущее управление реализацией Программы;
  • составляют детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы;
  • в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также при необходимости разрабатывают в установленные сроки предложения по их корректировке;
  • вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы и подпрограмм, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
  • обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
  • организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы и подпрограмм, а также мониторинг осуществления программных мероприятий;
  • организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы и подпрограмм;
  • осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
  • осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы и подпрограмм, а также заключение государственных контрактов (договоров);
  • организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля реализации Программы, обеспечивают размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
  • согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
  • ежеквартально представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
  • при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
  • представляют ежегодно, до 25 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.
Оценка социально-экономической эффективности программы

Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными за 2005 год и с учетом необходимости достижения следующих показателей:

снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28 процентов;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 55,3 года, женщин - до 59,1 года;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 71,5 года, женщин - до 73,5 года;

снижение заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1495 случаев на 100 тыс. человек;

увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 35,9 процента;

снижение смертности от туберкулеза до 17,8 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 140 случаев на 100 тыс. человек;

снижение числа вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией до 31 тыс. случаев, в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 1,6 тыс. случаев;

увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, до 98 процентов;

улучшение показателей, характеризующих раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 73,1 процента;

снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,8 процента;

снижение смертности от злокачественных новообразований у мужчин до 171,6 случая на 100 тыс. населения, у женщин - до 90,1 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости сифилисом до 50,1 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 150 случаев на 100 тыс. человек;

снижение заболеваемости детей сифилисом до 7,2 случая на 100 тыс. детского населения;

снижение заболеваемости детей гонореей до 10,2 случая на 100 тыс. детского населения;

увеличение доли специализированных медицинских учреждений, осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемых половым путем, в общем числе учреждений дерматовенерологического профиля до 60 процентов;

увеличение количества подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 55;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 2,7 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C до 3,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до 36 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 41 процента;

снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 14,5 процента;

снижение средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре до 73,9 дня;

снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 17,5 процента;

снижение заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями до 4680 случаев на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от цереброваскулярных болезней до 270 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение числа впервые выявленных больных артериальной гипертонией до 1000 тыс. человек в год;

увеличение числа лиц, обученных в школах здоровья для больных артериальной гипертонией до 1400 тыс. человек в год;

сохранение 95-процентного уровня охвата детей профилактическими прививками;

снижение заболеваемости дифтерией до 0,16 случая на 100 тыс. населения;

исключение случаев возникновения заболеваний полиомиелитом;

снижение заболеваемости корью до 0,8 случая на 100 тыс. населения.

Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях.

Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни больных, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения социально значимых заболеваний.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к государственной программе Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура (далее - субъекты Российской Федерации) на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - субсидия).

2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией следующих мероприятий:

а) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в соответствии с перечнем , утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также медицинских изделий в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

б) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

в) финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), включающей проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечению сохранности донорских органов до их изъятия у донора, изъятию донорских органов, хранению и транспортировке донорских органов и иных мероприятий, направленных на обеспечение этой деятельности;

г) финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, включающие в себя хранение лекарственных препаратов, доставку лекарственных препаратов до аптечных организаций, создание и сопровождение электронных баз данных учета и движения лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

д) финансовое обеспечение реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, в том числе с привлечением к реализации указанных мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций;

е) оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - объекты).

3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

4. Отбор субъектов Российской Федерации для получения субсидии осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации ежегодно с учетом следующих критериев:

а) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

подпункте "а" пункта 2 подпункте "а" пункта 15 настоящих Правил;

б) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "д" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпунктах "б" и "д" пункта 2 подпунктах "б" и "д" пункта 15 настоящих Правил;

в) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "в" пункта 15 настоящих Правил;

наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятиях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, содержащей следующие сведения:

наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего мероприятия по организации донорства органов человека в целях трансплантации (пересадки);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по транспортировке органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

численность пациентов (доноров), у которых при жизни были изъяты донорские органы в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

численность пациентов (реципиентов), которым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь методом трансплантации (пересадки) донорских органов, изъятых у живых доноров, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, включая донорские органы, изъятые у живых доноров в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года), в том числе:

общее количество донорских органов, трансплантация (пересадка) которых была проведена в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в том числе федеральных медицинских организациях, муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, переданных безвозмездно в целях трансплантации (пересадки) в медицинские организации государственной системы здравоохранения, в том числе федеральные медицинские организации, муниципальные медицинские организации, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

г) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "г" пункта 15 настоящих Правил;

д) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил:

наличие акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо поручения или указания Президента Российской Федерации или поручения Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта на территории конкретного субъекта Российской Федерации;

обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о софинансировании строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретения объекта в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации или средств внебюджетных источников в соответствии с уровнем софинансирования, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевые показатели их реализации, указанные в подпунктах "е" - "з" пункта 15 настоящих Правил.

5. Субсидия предоставляется на основании соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение), которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

6. Условиями предоставления субсидии и ее расходования являются:

а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых предоставляются субсидии и которые включают:

организацию проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза;

организацию деятельности медицинских организаций в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, а также порядком оказания медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

организацию медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

организацию проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C;

организацию деятельности, связанной с хранением, доставкой до аптечных организаций лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по созданию и сопровождению электронных баз данных учета и движения указанных лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

перечень объектов, на софинансирование строительства или приобретения которых осуществляется предоставление субсидий;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

в) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации) в отношении мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил (в части, касающейся строительства объектов);

г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

7. Общий размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии () определяется по формуле:

подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.

8. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

,

Размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году;

0,163259 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

Численность больных туберкулезом на 1 января текущего года в i-м субъекте Российской Федерации;

Коэффициент прироста больных туберкулезом в субъекте Российской Федерации в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году);

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

9. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

0,264659 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

0,01 - коэффициент стоимости скринингового исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

Коэффициент численности лиц, подлежащих обследованию на вирусы иммунодефицита человека (соотношение численности лиц, подлежащих обследованию в отчетном году, и общей численности населения Российской Федерации);

Численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении (за исключением больных, получающих антиретровирусную терапию), в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, указанному коэффициенту () присваивается значение, равное единице;

2,5 - коэффициент стоимости исследований CD4 лимфоцитов и вирусной нагрузки при проведении антиретровирусной терапии;

Численность лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации, в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, получавших антиретровирусную терапию, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, коэффициенту () присваивается значение, равное единице.

10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,022553 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Количество изъятых донорских органов в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти i-го субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории i-го субъекта Российской Федерации, в отчетном финансовом году.

11. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,075724 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность в i-м субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

n - численность получателей субсидии (субъекты Российской Федерации).

12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,05546 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации в возрасте 15 - 49 лет, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

n - количество субъектов Российской Федерации - получателей субсидии.

13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, определяется актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответствии с поручением или указанием Президента Российской Федерации или поручением Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта с учетом количественной оценки соответствующих затрат.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства.

Начиная с 2018 года предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий и не может превышать предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Адресное распределение субсидий по объектам с указанием размеров субсидий утверждается актом Правительства Российской Федерации по предложениям Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

14. Перечисление субсидии осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации.

15. Для оценки результативности использования субсидии используются следующие показатели:

а) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (процентов);

б) охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения субъекта Российской Федерации (процентов);

16. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением, и фактически достигнутых по итогам отчетного года показателей результативности использования субсидий, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

17. Вопросы, касающиеся порядка возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, включающего порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также порядка использования возвращенных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, решаются в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

18. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

19. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.