Налоги с юридических лиц. Общая характеристика

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

  • 1) налог на доходы физических лиц;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на имущество;
  • 4) земельный налог.

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения в бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

  • 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
  • 2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.
  • 3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

  • - у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
  • - у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • · Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • · участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • · лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • · лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • · лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

  • - Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • - инвалиды с детства;
  • - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • - физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. В число плательщиков налога также входят простые товарищества и хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет. В определенных случаях плательщиками по данному налогу могут выступать индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и обороты по реализации объектов за пределы Республики Беларусь. Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам – 0%, 10%, 18%, 9,09%, 15,25%. Налоговые льготы – обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, независимо от стоимости; обороты по реализации строительных работ при определенных условиях, обороты по реализации лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и др. Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары. Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильные бензины, дизельное топливо. Возможно Вам будет интересно: Налоги взимаемые с физических лиц Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. Единый платеж с выручки, относящийся к оборотным платежам, взимается в размере 2%. Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории г. Минска. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров. Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж; не подлежит налогообложению выручка от реализации товаров, облагаемая налогом на услуги, а также выручка комбинатов школьного питания и организаций уголовно-исполнительной системы. Налоговые ставки – 5%, 10% и 15%. Срок уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) К налогам и отчислениям, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг), относятся: платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налоги и отчисления, взимаемые с фонда оплаты труда (фонд социальной защиты населения). Налог за использование природных ресурсов:объекты налогообложения – объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, переработанных нефти и нефтепродуктов, выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродукты, отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов и др.; налоговые ставки – устанавливаются Советом министров Республики Беларусь по представлению уполномоченных государственных органов; порядок и сроки уплаты – индивидуальными предпринимателями ежеквартально, остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и др. Фонд социальной защиты населения: плательщики – работодатели – юридические лица, включая иностранные, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, их филиалы, представительства; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; налоговая база – фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников; налоговые ставки – от 10 до 36% в зависимости от плательщиков; налоговые льготы – общественные объединения инвалидов и пенсионеров, среди членов которых инвалиды и их законные представители, а также пенсионеры составляют не менее 80%, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится в пользовании либо собственности юридического лица. Земельный налог устанавливается в виде фиксированных годовых платежей за гектар земельной площади. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователя и собственника земель. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода) К налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода), относятся: налог на прибыль, налог на недвижимость. Налог на прибыль: плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы) имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Дивиденды и приравненные к ним доходы включаются в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Налоговые ставки – 24%, 15% для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территориях, включенных в зоны с правом на отселение и последующее отселение; налоговые льготы – суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; суммы затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений и др.; налоговый период– календарный год, отчетный период – календарный месяц; срок преставления декларации (расчета) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; срок уплаты – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налог на недвижимость:плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; объект налогообложения – стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений; налоговая ставка – 1%; налоговые льготы – основные средства организаций общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество глухих», «Белорусское общество инвалидов», а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период; порядок уплаты – ежеквартально; срок уплаты – не позднее 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным . Налоги, уплачиваемые за счет других источников К обязательным платежам, уплачиваемым за счет других источников, относятся местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятий (организаций). Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база определяется для плательщиков-организаций – как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения. Прибыль (доход) определяется на основании данных налогового учета. Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (посовокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, – не менее 2 процентов;сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) – не более 1 процента. Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Освобождается от обложения целевыми сборами прибыль (доход), остающаяся в распоряжении плательщика в связи с льготным налогообложением, установленным законодательными актами Республики Беларусь. Плательщики целевых сборов – организации ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) целевых сборов по форме, которая составляется нарастающим итогом с начала года. Уплата сбора в бюджет города Минска производится плательщиками-организациями ежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Объектами налогообложения являются: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; осуществление охоты и рыболовства; размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках; осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения; налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными для всей территории области и г. Минска. Уплата сборов с пользователей организациями и индивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (с принятием НК РФ называется налогом на доходы физических лиц - НДФЛ); налоги на имущество; налоге имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, другие налоги). Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

В соответствии с НК РФ число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. общего размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов. В НК РФ, в частности, не упоминаются целевые налоги, подлежащие зачислению в дорожные фонды, называется лишь один - дорожный налог. Но основные налоги - НДФЛ и налог на имущество - сохранены. Переведен на уровень местного налог на наследование или дарение. Сохранены и пошлины (государственная и таможенная) и ряд сборов. Все они также распределены по трем территориальным уровням.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.

НДФЛ исчисляется и уплачивается на основании гл. 23 ч. II НК РФ, принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

P дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

P страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

P доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

P доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

P доходы от реализации:

  • - недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации,
  • - акций или иных ценных бумаг в Российской Федерации, а также долей участия в уставном капитале организаций,
  • - прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации,
  • - иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

P вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

P пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

P доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российской Федерации и (или) из Российской Федерации или в ее пределах;

P доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

P выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

P иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

P от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

P от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые вычеты. В соответствии со ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).

Доходы, не подлежащие налогообложению, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения. Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов распространяется на соответствующие доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Стандартные налоговые вычеты. В соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 218 НК при определении размера налоговой базы, подлежащей налогообложению по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение одного из следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода:

  • o в размере 3000 руб. - инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы; военнослужащие и другие категории граждан, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или получившие инвалидность вследствие данной катастрофы; лица, непосредственно участвовавшие в ликвидации радиационных аварий на территории СССР и России;
  • o в размере 500 руб. - Герои Советского Союза и Герои России, кавалеры орденов Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР, инвалиды детства, а также инвалиды I и II групп и другие категории граждан;
  • o в размере 400 руб. - все оставшиеся лица, доход которых, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, не превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Независимо от предоставления стандартного налогового вычета в размере 3000 руб., или 500 руб., или 400 руб. налогоплательщикам на основании подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Вычет действует до месяца, в котором доход названных лиц, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется. Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Социальные налоговые вычеты. В ст. 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы в отношении доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, полученных в налогооблагаемом периоде, на суммы произведенных в этом же налоговом периоде расходов на цели благотворительности, обучения и лечения:

  • 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
  • 2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Социальные налоговые вычеты, указанные в п. 2-5 (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде (максимальная величина социального налогового вычета). В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Иной порядок предоставления социальных налоговых вычетов Налоговым кодексом не предусмотрен.

Имущественные налоговые вычеты. В ст. 220 ч. II Н К РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по суммам, полученным от продажи (реализации) имущества, находившегося в его собственности, а также суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры и уплату процентов на погашение ипотечных кредитов, полученных в банках и израсходованных на новое строительство (приобретение) жилья:

  • 1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 250 000 руб.;
  • 2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Профессиональные налоговые вычеты. Предоставление профессиональных налоговых вычетов предусмотрено ч. 2 ст. 221 НК РФ.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов предоставляется налогоплательщикам - налоговым резидентам РФ в отношении следующих видов доходов:

P от осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

P от занятия частной практикой частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами;

P от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с их профессиональной деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится:

P для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности;

P для налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, - в размере от 20 до 40% общей суммы начисленных доходов.

При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям) независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток.

Налоговые ставки :

  • 1) налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено другими положениями гл. 23 НК РФ;
  • 2) налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

P стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, определенных в НК РФ (п. 28 ст. 217),

P процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте,

P суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в НК РФ (9% годовых по вкладам в иностранной валюте);

  • 3) налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
  • 4) налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
  • 5) налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по различным ставкам. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налоговая база. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Данные налоговые вычеты применяются для доходов, облагаемых по ставке 13%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Устранение двойного налогообложения. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Федеральной налоговой службы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк - один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи - единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались "Книги посошного писма". В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа "полоняников" - людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название "полоняничных денег". Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей - налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей ("задворных" и "деловых"), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен - в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

Заработная плата рабочего;

Предпринимательский доход промышленного капиталиста;

Ссудный процент ссудного капиталиста;

Рента землевладельца.

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям - шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога - система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B - доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C - доходы от государственных ценных бумаг, D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E - заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период "военного коммунизма" привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги - вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Предыдущая

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование на фонд заработной платы (так называемые социальные налоги, социальные взносы); имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Таким образом, прямые налоги - это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика.

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли(или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости. Ставка налога на прибыль не раз изменялась. С 01.01.2009 она установлена в размере 20% , из них 2% в федеральный бюджет и 18% в бюджет регионов. Льготы представляются только категориям предприятий, но не отдельным налогоплательщикам. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы: направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и на финансирование жилищного строительства на погашение кредитов банков использованных на эти цели и % по кредитам, затрат предприятий учреждений здравоохранения, культуры, народного образования, затрат на проведение научно-исследовательских работ. Ставка налога на прибыль уменьшается в 2 раза, если на предприятии инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности.

Платежи за природные ресурсы являются важным методом формирования доходной базы бюджетов всех уровней. Их Цель: экономическое регулирование природопользования, стимулирование рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Налогообложение природных ресурсов является одной из сложнейших проблем. Платежи за право пользования природными ресурсами и недрами, а также минерально-сырьевыми ресурсами включены в перечень федеральных и местных налогов, и соответственно являются налоговыми платежами. Они зачисляются в Федеральный и местные бюджеты. Налоги выполняют 2 функции – фискальную и экономическую. Фискальная выражается в обеспечении финансовыми ресурсами федерального и местных бюджетов с целью финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению потребных природных ресурсов. Экономическая функция предназначена для регулирования воспроизводства процессов природопользования. Фискальная система базируется на рентной и на налоговой системе. Пользователями недр могут быть индивид. предприниматель, юридические лица. Платежи могут взиматься в форме денежных платежей, в виде части добытого мин. сырья, зачета сумм платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого предприятия.

Земельный налог . Цель стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв, освоение и охрана земель. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Земельный налог ежегодно уплачивают собственники земли. Налоговой базой служит кадастровая стоимость земельного участка или нормативная цена. Ставки в размере от 0,1 до 2% налогооблагаемой базы, через орган Федерального казначейства, где он централизован.