Бух уч расчетов по социальному страхованию. Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению

В процессе жизни каждого человека может наступить период нетрудоспособности, связанный с травматизмом, болезнью или рождением ребенка. В указанные моменты времени гражданин не может осуществлять свою трудовую функцию и, как следствие, получать доход. В целях минимизации указанных негативных последствий в России существует и функционирует ФСС, который производит оплату физическим лицам соответствующего времени, а также собирает с работодателей необходимые для этой цели взносы. В связи с этим важное значение приобретает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Социальное страхование

В 2016 году размер, порядок и способы уплаты работодателями взносов на соцстрах устанавливались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Однако начиная с 1 января 2017 года вступают в силу новые редакции Федеральных законов № 255-ФЗ , № 125-ФЗ и НК РФ, которые будут регламентировать вопросы исчисления и уплаты взносов на социальное страхование.

Законодательством определяются и вводятся в действие тарифы на соцстрах в размере 2,9%.

Случаи понижения ставки, используемой для определения размера отчислений, равно как и основания для применения повышенного коэффициента, также указаны в положениях новой редакции Налогового кодекса РФ.

Более того, Правительство Российской Федерации издало Постановление от 29.11.2016 № 1255 , которым предусмотрело предельную величину дохода работника, до достижения которой уплачиваются взносы на соцстрах, в размере 755000 рублей. Указанная величина подлежит корректировке на соответствующие коэффициенты нарастающим итогом.

После достижения данного лимита работодатель освобождается от обязанности определения и совершения отчислений в пользу ФСС.

Также следует отметить, что расчеты по социальному страхованию и обеспечению заключаются не только в систематическом получении взносов от работодателей и оплате больничных листков, но и в иных социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам, например:

  • выдача и оплата санаторно-курортных путевок;
  • компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно;
  • возврат работодателям сумм переплат по взносам;
  • зачет сверхнормативных отчислений;
  • оплата бюллетеней за счет средств ФСС;
  • выделение страхователем денег на выплату больничных;
  • возмещение Фондом расходов предприятий.

Следует помнить, что все отчисления рассчитываются и перечисляются в адрес ФСС России за вычетом сумм, уже выплаченных компаниями своим сотрудникам самостоятельно.

Учет расчетов по социальному страхованию

С учетом многообразия взаимоотношений в социальной сфере перед каждым предприятием возникает необходимость правильного и безошибочного ведения бухгалтерского учета и совершения проводимых операций.

Министерство финансов Российской Федерации издало Приказ от 31.10.2000 № 94н , которым ввело в действие План счетов бухучета. Названный алгоритм оформления бухгалтерских операций должен применяться при учете отечественными организациями расчетов по социальному страхованию.

В зависимости от конкретного вида операций, связанных с соцстрахом, следует применять счет 69, используемый для обобщения данных о взаимоотношениях с ФСС России.

Для того, чтобы надлежащим образом оформить взаиморасчеты по социальному страхованию, работодателю следует открыть субсчет 69-1. Он используется для оформления проводок, связанных исключительно с соцстрахом.

План счетов , введенный в действие Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н, прямо предусматривает, что на счете «расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по дебету отражаются суммы платежей, совершенных юридическим лицом или ИП.

По кредиту же учитываются поступающие средства.

Более детально порядок отражения в бухгалтерском учете организации расчетов по соцстраху будет выглядеть следующим образом:

  • пособия за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, начисленные организацией в пользу работников в связи с болезнью, рождением ребенка или уходом за детьми, отражаются по дебету счета 69.1, которому кредитует 70;
  • перечисление взносов в ФСС проводится в виде 69.1 - 51;
  • если выплаты в адрес сотрудников осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, то такую операцию следует отражать на дебете 70, которому корреспондирует кредит 51;
  • взносы в соцстрах оформляются по Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2 и т.д., а также по Кт 69.1;
  • компенсации, выдаваемые сотрудникам из кассы, проводятся по дебету счета 69, кредиту 50;
  • начисление пеней и штрафов — К99, Д69;
  • возврат сумм переплаты на основании заявления страхователя оформляется как 51-69.1.

Следует подчеркнуть, что, невзирая на нововведения в системе регулирования правоотношений, связанных с ФСС России, порядок учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, предусмотренный в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н, остается без изменений.

В 2017 году операции, совершаемые в рамках социального страхования, оформляются теми же проводками, которые применялись годом ранее.

В качестве заключения следует отметить, что правильное и безукоризненное ведение отечественными предприятиями бухгалтерского учета позволит не только правильно отражать и контролировать взаимоотношения между компанией и Фондом социального страхования Российской Федерации, но и в любой момент провести инвентаризацию состояния расчетов.

Игнорирование же порядка учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению может явиться основанием для привлечения предприятия к соответствующей ответственности.

Более того, с учетом широкого спектра возможного использования взносов и исполнения обязанности по выплате компенсации достоверный и прозрачный учет необходим. Он позволит не только избежать недоплат по взносам, но и поможет вовремя выявить наличие сверхнормативных отчислений, а также превышение выплаченных компенсаций над суммой исчисленных взносов. Как следствие, это позволит оперативно подать заявление о зачете или возврате переплаты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.4 Бухгалтерский учет взносов в Фонд медицинского страхования

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации произошли большие изменения. Одновременно расширились возможности хозяйствующих субъектов в области бухгалтерского учета. Многие предприятия разрабатывают свою учетную политику, определяет методику, формы, технику ведения и организации бухгалтерского учета. Изменения затронули и бухгалтерскую отчетность. Ее состав, содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама отчетность стала доступной для любых сторонних пользователей.

В современном обществе особое значение приобретают социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия является учет заработной платы работников предприятия и отчислений с нее. Учет расчетов по социальному страхованию - один из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.

Изучение темы курсовой работы "Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению" является на сегодняшний день актуальным, так как, эти фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивают финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Расходы на социальное страхование затрагивают затратную сторону деятельности предприятия и участвуют в исчислении обязательных взносов предприятии, что говорит о важности изучения данного вопроса. Целью данной курсовой работы является изучение порядка учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть особенности учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

Ознакомиться с понятием и сущностью расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

Усвоить бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Предметом исследования является бухгалтерский финансовый учет.

Объектом исследования - учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в организациях на основе данных экономической литературы, нормативно-правовых актов и данных журналов и экономических газет.

1. Общая характеристика расчетов с органами социального страхования и обеспечения

1.1 Особенности социального страхования и обеспечения

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан. Изменение материального и социального положения происходит вследствие признания работающих безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. На основе зарубежного и российского опыта применения и развития различных форм социального страхования выделяют его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:

Установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;

Степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;

Уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.

С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов первого из них представлен на рисунке 1.1.1.

Рисунок 1.1.1 - Состав форм и видов обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование включает:

Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами.

На рисунке 1.1.2 представлен состав форм и видов добровольного социального страхования, состоящего из:

корпоративно-коллективной формы личного социального страхования;

индивидуальной формы личного социального страхования.

Рисунок 1.1.2 - Состав форм и видов добровольного социального страхования

Организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего:

Цель социального страхования;

Принципы (наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;

Страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;

Объекты социального страхования.

Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание:

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеряю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1. У страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

2. У страховщика - с момента регистрации страхователя;

3. У застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

4. У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

Страховые взносы;

Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Штрафные санкции и пени;

Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

Другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

1.2 Система государственных внебюджетных фондов в РФ

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов в России, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются действующим законодательством Российской Федерации.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Причины образования внебюджетных фондов

Социальная защита населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

Целевое использование средств этих фондов;

Оперативное решение социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

Новые методы перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

Финансирование территориальных нужд

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственные внебюджетные фонды делятся на:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

К особенностям внебюджетных фондов относятся:

Внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда)

Доходы внебюджетных фондов включают:

Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

Отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

Средства бюджета;

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

Займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Виды внебюджетных фондов.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и Федерального Закона № 167 - ФЗ от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном страховании в Российской Федерации". Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета - базовая часть (из сумм страховых взносов, зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

Трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

Социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

Пенсия за выслугу лет;

Пособие одиноким матерям;

Пенсия военнослужащим и членам их семей;

Пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа - "сегодняшний" работник содержит "вчерашнего" работника - становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты. Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы - достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В статье 22 Закона № 167-ФЗ закреплены в таблицах проценты страховых взносов, направляемые на две части тарифа ПФР. В частности, в 2012 и 2013 годах 22 % страховых взносов распределяются в следующем порядке. Для лиц, родившихся до 1967 года:

16 % - индивидуальная часть взносов.

Для тех, кто родился после 1967 года (они имеют право на накопительную часть пенсии):

6 % - солидарная часть взносов;

10 % - индивидуальная часть взносов;

6 % - накопительная часть взносов.

Одновременно устанавливается дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 10 %. Он будет применяться после превышения годовой зарплатой предельного уровня (с 2012 года - 512 тыс. руб.). То есть если сейчас с сумм, превышающих лимит, не требуется платить взносы, то с 2012 года для этих выплат установлен тариф - 10 % в ПФР. Эта регрессия не применяется к выплатам, полученным у другого работодателя. Иными словами, вводится "налог для богатых работников", 10 % является солидарной частью тарифа, которая не будет влиять на размер будущей пенсии ныне работающих, т. е. в накопительную часть работнику ничего не пойдет.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР" в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят. Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда. Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом "Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

В новой статье 58.2 Закона № 212-ФЗ установлено, что на 2012-2013 годы тариф страховых взносов в ФОМС - 5,1 %. Данный тариф будет применяться по выплатам в пределах 512 тыс. руб.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем войдет как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

1.3 Задачи социального страхования и обеспечения

Социальное страхование призвано, во-первых, защитить каждого человека от внезапного и недопустимого снижения его уровня жизни, а во-вторых, - способствовать выравниванию (перераспределению) собственного дохода отдельных граждан по различным периодам их жизни.

В настоящее время основные задачи системы социального страхования состоят в следующем:

1. Установление предельной величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков).

2. Страхование принципов в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываясь от возможностей распределительной системы.

3. Постепенный переход к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе.

4. Урегулирование механизма обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов.

5. Переход к деятельности государственных социальных внебюджетных фондов на выплаты исключительно страхового характера.

2. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2.1 Учет расчетов по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию"

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению предназначен синтетический счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены следующие субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

На субсчете 69-1 ""Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

Счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации;

Счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Корреспонденция счета 69 представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 - Корреспонденция счета 69

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

по дебету

по кредиту

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

08 Вложения во внеоборотные активы

20 Основное производство

23 Вспомогательные банках производства

25 Общепроизводственные расходы

26 Общехозяйственные расходы

28 Брак в производстве

29 Обслуживающие производства и хозяйства

44 Расходы на продажу

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

91 Прочие доходы и расходы

96 Резервы предстоящих расходов

97 Расходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

2.2 Бухгалтерский учет взносов в Пенсионный фонд

Порядок начисления и уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Размер взносов на социальное страхование определяется ежегодно по представлению правления фонда и в 2012 году составил 22 % от базы для начисления страховых взносов

В 2012 году страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно. Размер предельного годового заработка ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы.

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца, исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными документами, направляемыми в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства.

Ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Форму расчета можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя в электронном виде.

Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год превысила 50 человек, то страхователь обязан представлять расчеты в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью.

Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до конца квартала необходимо представить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда Расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления расчета включительно. Кроме того, работодатель должен в течение пятнадцати календарных дней со дня подачи расчета уплатить страховые взносы. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.

В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплата страховых взносов осуществляется организацией-правопреемником.

Учет расчетов с пенсионным фондом ведут на пассивном счете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".

Страховые взносы начисляются на те виды оплаты труда, из расчета которых начисляется пенсия, в том числе вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Начисленные суммы в Пенсионный фонд РФ, относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы",

20 "Основное производство",

23 "Вспомогательные производства",

44 "Расходы на продажу" и др.

Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

В организациях по расчетам по обязательному пенсионному страхованию должен быть организован синтетический и аналитический учет взносов и платежей. Аналитический учет взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется по каждому физическому лицу в индивидуальной карточке.

Часть сумм, начисленных в Пенсионный фонд РФ, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей.

Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:

Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Перечисление страховых взносов оформляют следующей записью:

Дебет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

Кредит 51 "Расчетные счета".

Отчисления с Пенсионный фонд производятся за счет издержек производства и обращения и прочих источников. Размер отчислений О пф определяется по формуле 2.2.1

О пф = З * Р пс /100 (2.2.1)

где З - начисленная заработная плата по всем основаниям, руб.,

Р пс - процент отчислений в Пенсионный фонд за счет издержек производства и обращения и прочих источников.

2.3 Бухгалтерский учет взносов в Фонд социального страхования

Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом (на 2012 г. 2,9%).

Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Отчисления в фонд социального страхования, сформированного на предприятии, используются для выплаты пособий по государственному страхованию работникам предприятия, а неиспользованный остаток отчислений перечисляется в фонд социального страхования.

Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 "Расчеты по социальному страхованию".

При отражении сумм отчислений на социальное страхование и обеспечение работников записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление заработной платы:

По кредиту счета 69 отражаются также суммы штрафных санкций за несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с фондом социального страхования, в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы".

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонд социального страхования в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различных счетов в зависимости от характера произведенных расходов.

Отчисления на социальное страхование:

Дебет 20 "Основное производство",

26 "Общехозяйственные расходы" и др.

Кредит 69-1 "Расчеты по социальному страхованию".

При перечислении взносов в ФСС делается следующая запись:

Кредит 51 "расчетные счета".

При начислении сумм по больничным листам делается запись:

Дебет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию".

Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда.

При выплате больничных делается запись:

Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда.

Кредит 50 "Касса"/ 51 "Расчетные счета".

Отчисления с фонд социального страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников. Размер отчислений О сс определяется по формуле 2.3.1

О сс = З * Р сс /100 (2.3.1)

где З - начисленная зарплата и другие приравненные к ней выплаты, руб.; Р сс -установленный процент отчислений на социальное страхование.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету за счет средств ФСС не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

За несвоевременную уплату взносов в фонд социального страхования РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального

Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки.

Для расчета страховых взносов используется Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ. В Отчете заполняются все предусмотренные строки. При отсутствии показателей в соответствующей строке (графе) ставится прочерк. Расчетная ведомость представляется в исполнительный орган фонда в двух экземплярах: первый остается в исполнительном органе фонда, а второй с отметкой исполнительного органа фонда о принятии возвращается страхователю. Отчет предназначен для всех страхователей, перечисляющих средства в ФСС России.

Средства фонда социального страхования направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

Оплату проезда к месту лечения и обратно;

Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о нем. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат социальных пособий, оплаты санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах социального обеспечения выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.4 Бухгалтерский учет взносов в фонд медицинского страхования

внебюджетный бухгалтерский учет пенсионный

На 2012 год установлена база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому производятся работодателем выплаты и иные вознаграждения, в сумме, не превышающей 512 000 руб. С сумм, превышающей указанную величину, страховые взносы не взимаются. При этом с ростом средней заработной платы будет увеличиваться и страхуемый заработок.

На 2012-2013 годы тариф страховых взносов в ФОМС - 5,1 %.

Работодатели ежеквартально в срок до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и по итогам года должны представлять расчет в ФФОМС и ТФОМС в форме РСВ-1. по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Оплата производится отдельными платежными поручениями. Уплата задолженности и оплату текущих платежей необходимо производить на КБК, где администратором является ПФР. Такой порядок распространяется только для предпринимателей без наемных работников.

Уплату взносов в ФОМС и ПФР проверяют специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС сдаются ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик должен четыре раза в год в указанные выше сроки, то есть до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.

Отчисления с фонд обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников.

Размер отчислений О мс определяется по формуле 2.4.1:

О мс = З * Р мс /100 (2.4.1)

где З - начисленная зарплата и другие приравненные к ней выплаты, руб.; Р мс - установленный процент отчислений на обязательное медицинское страхование.

Учет отчислений в ФОМС ведется на пассивном счете 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию". Делаются следующие бухгалтерские проводки:

Отчисления на медицинское страхование:

Дебет 20 "Основное производство",

26 "Общехозяйственные расходы",

44 "Расходы на продажу" и др.

Кредит 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Перечисление отчислений на медицинское страхование:

Дебет 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Кредит 51 "Расчетные счета".

Выводы и предложения

В России существует государственная система социальной защиты населения, частью которой является обязательное социальное страхование.

Социальное страхование обеспечивается отчасти организациями и индивидуальными предпринимателями - работодателями, которые выступают в роли страхователей, уплачивая страховые взносы.

Для реализации конституционных прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь в Российской Федерации создана и действует система обязательного социального страхования. Основы государственного регулирования обязательного социального страхования на законодательном уровне установлены Законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Подобные документы

    Организационно-экономическая характеристика на современных предприятиях Российской Федерации. Синтетический и аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению и раскрытие информации о них в учетных регистрах и финансовой отчетности.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2017

    Сущность социального страхования и обеспечения. Изменение в порядке уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН и пенсионный фонд, порядок выплаты пособий. Изучение системы бухгалтерского учета и расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2012

    Страхование как одна из древнейших категорий общественных отношений. Знакомство с основными особенностями формирования страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей. Анализ учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Порядок финансового учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Структура бухгалтерии и анализ финансового состояния социально-бытового и хозяйственного комплекса ФРУП "ЦАГИ". Бухгалтерский учет активов и пассивов баланса организации.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Система социального страхования и обеспечения, регистрация расчетов по единому налогу и пенсионным взносам. Учет и налогообложение операций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Экономическая сущность и методические особенности учета расчетов и аудита по социальному страхованию. Методика расчетов и формирование отчетной информации. Анализ финансового состояния предприятия, комплексный анализ расчетов по социальному страхованию.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2010

    Экономическая сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению, основная нормативная база их учета. Подготовка и содержание программы, информационная база и планирование аудита, аудиторские процедуры по существу и оформление результатов.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2010

    Налоговый учет в организациях. Учет расчетов с бюджетом по налогам. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Общие положения организации налогового учета. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Учет акцизов.

    реферат , добавлен 13.01.2007

    Понятие учета расчетов и его задачи на сельскохозяйственных предприятиях. Учет расчетов по кредитам и займам, налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, обязательным платежам во внебюджетные фонды. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Организационно-экономическая характеристика предприятия. Планирование аудиторской проверки, оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудиторская проверка учета расчетов по социальному страхованию, правильности платежей и отчетности.

Чтобы выполнить свой гражданский долг: сделать взнос в фонды социального страхования правильно и в определенные законодательными актами сроки, стоит знать все нюансы проведения расчетов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что собой они представляют, для чего нужны, какие счета используются, и как отобразить в бухучете все начисления – это вопросы, которые волнуют каждого руководителя.

Что это такое

Расчеты по социальному страхованию представляют собой счет бухучета, который предназначен для того, чтобы обобщить информацию о расчете отчислений на соцстрахование в госструктуры Российской Федерации, в Пенсионный фонд и на медобслуживание специалистов фирмы, фонд занятости.

К счету следует открывать такие субсчета:

  • для расчета по соцстрахованию;
  • для сумм, которые стоит перечислить в госказну;
  • для сумм по медстрахованию;
  • для определения сумм по фонду занятости.

Счет должен кредитоваться на сумму отчисления на соцстрахование и обеспечение персонала, в том числе медстрахование, что вносится в соответствующие инстанции.

По дебету проводят сумму, что была выплачена в структуры соцстрахования, пенсионные сборы, страхования по медицине и фонд занятости.

Что говорится в Федеральном законе

Расчеты по соцстрахованию проводятся согласно Законодательным актам России , в котором идет речь об условиях определения сумм страхового взноса физического и юридического лица.

Описано способ, порядок и способы оплаты начисленных сумм в фонд РФ по пенсионным сборам, Фонд соцстрахования РФ, федеральный фонд медстрахования в обязательном порядке и региональные структуры для уплаты медицинской страховки обязательного характера от 24 июля 2009 г.

Это законодательный акт, что регулирует отношения, связанные с проведением всех операций по определению сумм и проведению расчетов страхового взноса по:

  1. Фонду пенсионного обеспечения России, страхование по которому является обязательным.
  2. Фонду соцстрахования России для страховки от моментов страхового риска на случай временной нетрудоспособности, при уходе сотрудника в отпуск в связи с рождением детей и подобное. Также является обязательным платежом.
  3. Фонду государственного значения для медстрахования в обязательном порядке (с региональными фондами).

О плательщиках

Плательщиками взносов по страховым случаям в социальные фонды являются:

  • работодатели: ИП, физические лица, предприятия;
  • нотариальная контора, предприниматель, предоставляющий юридические услуги, ИП, который занимается другой частной деятельностью.

Федеральное законодательство предусматривает утверждение и других категорий плательщиков налога. Начисления осуществляются лицам, уплачиваются в казну суммы на соцстрахование, если эти лица можно отнести к двум и более категориям.

Об облагаемых и необлагаемых налогом объектах

Объект налогообложения – выплата зарплат или иные средства (премии и т. п.), что начисляются страхователем для физлица в рамках отношений, что зарегистрированы между сторонами, согласно трудовым договорам. Зависит объект налогообложения от категорий налогоплательщика ЕСН.

Облагается налогом вознаграждение и остальные суммы оплаты физических лиц, которые в обязательном порядке подлежат соцстрахованию.

В Федеральном законе также указаны все взносы, которые не относятся к налогооблагаемым объектам. Это:

  • пособие безработного и т. д.;
  • выплаты-компенсации (погашение сумм за питание, выплаченные суммы за нанесение ущерба, другие начисления);
  • финансовая помощь (одноразовая) сотруднику, который уходит в декретный отпуск, а также в случае стихийного бедствия, смерти близкого;
  • доход (не считая зарплату) члена общины коренного дальневосточного народа России, Сибири и Севера;
  • взнос, что оплачен на накопительные части к трудовым пенсиям, но не превышая суммы 12 тыс. руб. в году;
  • стоимость проезда сотрудника или члена его семьи (тем лицам, кто работает на Крайнем Севере);
  • выплата, что связана с принятием участия физлица в выборах в качестве кандидата на должность президента, депутата и т. п.;
  • сумма за обмундирование и форменную одежду;
  • льготный проезд;
  • начисление материальной помощи работнику от работодателя, но не выше 4 000 руб. в периоде, когда формируется отчет;
  • сумма на посещение учебного заведения;
  • размер суммы за обеспечение в вещевом и продовольственном плане, денежные довольствия и т. д.;
  • сума выплаты зарплат и премии для иностранцев или лиц без наличия гражданства;
  • выплата суммы растрат сотрудника, которого отправлено в командировку.

О ставке страховых взносов

Учет страховых взносов проводится каждый месяц по таким ставкам:

  1. 2.9% в фонд соцстрахования.
  2. 14% в фонд пенсионного обеспечения (тем, кто родился до 1996 г.); 8% тем, кто родился с 1967 г., 6% накопительных; 6% на страховые взносы.
  3. 2% в региональный фонд медстрахования, 1.1% — федеральному фонду медстрахования.

О налогооблагаемой базе

Рассчитывая налоговую базу, стоит учитывать начисленные платежи сотруднику, в независимости от источников их финансирований и размера. Кроме суммы, что не облагается налогом согласно ч.2 НК, учитывая налоговые льготы ().

Ставка будет зависеть от налоговой базы на сотрудника, что рассчитывается с начала периода.

К какому типу относятся расчеты: активным или пассивным

Аудит расчетов осуществляется с поставщиком, покупателем и заказчиком, по выданному и полученному авансовому платежу, с дебитором, с бюджетными структурами, представительствами соцстрахования, работниками по начислению зарплаты, подотчетным лицом, по возмещениям нанесенного ущерба и т. п.

Ведение аналитического учета проводится в разрезе лиц, которые принимают участие в расчетах или платежек при постоянном расчете. Разделяют все расчеты на активные и пассивные.

Как раз ко второму виду и относятся операции по соцстрахованию. Активно-пасивными считаются те расчеты, сальдо которых отражает задолженности по кредиту и дебету.

Пассивный счет по соцстрахованию имеет такое выражение: дебетовый оборот – для уменьшения кредиторских задолженностей; выражается начальным сальдо – при наличии кредиторских задолженностей к началу отчетных периодов; кредиторский оборот – для увеличения кредиторских задолженностей; конечным сальдо – при наличии задолженностей к концу периода.

Аналитический учет по счету 69

В инструкции по использованию счета бухучета по финансовой хозяйственной деятельности предприятия имеется описание счета 69 (для определения сумм по соцстрахованию и обеспечениям).

Предназначением счета 69 является обобщение данных о расчете по соцстрахованию, определению сумм, которые стоит внести в фонд пенсионного обеспечения, фонд страховой медицины.

Используют такие субсчета:

  1. 69-1 – для контроля расчетов соцстрахования трудящихся на предприятии;
  2. 69-2 – для медстрахования;
  3. 69-3 – для медстрахования в обязательном порядке.

Если фирма имеет другие виды соцстрахования, то применяют и другие субсчета.

Кредитование происходит на сумму платежей соцстрахования сотрудника, в том числе другие выплаты в государственные структуры.

Записи вносят в корреспонденцию:

  • счета, где имеют отражение начисления зарплаты – расчет пособий и выплата, что осуществляет компания;
  • счет 70 – оплачивается сумма взноса сотрудниками компании.

По кредиту счета 69 вместе со счетами прибыли и растрат, или расчета с сотрудниками по другим операциям, будет определено начисленную сумму пени за просрочку взноса платежа.

Счет 51 будет содержать информацию о сумме, что получена при превышении затрат над платежом.

Дебет счета 69 будет иметь данные перечислений, в том числе сумм, что использовались для расчета с фондами социального страхования.

Периоды расчета и отчета

Периодом, когда делается расчет по начислениям и уплате страхового взноса, принято считать календарный год.

Отчет осуществляют:

  • в первом квартале;
  • за полгода;
  • за 9 месяцев (в 3-м квартале);
  • за 12 месяцев.

Если предприятие было создано в текущем отчетном периоде (году), для расчета следует брать день, когда зарегистрировано фирму до окончания календарного года.

Если предприятие ликвидировано до окончания года, последним расчетным периодом считается время с первого месяца года до дня проведения реорганизации.

Современное общество социализировано. Еще столетие назад человек мог только мечтать о «соцпакете». Уплата налогов и прочих взносов не предвещала никаких выгод для простого рабочего народа. С годами все изменилось. Конечно, сейчас система социального обеспечения далеко не идеальна, но она существует. В связи с чем каждый официально трудоустроенный гражданин скапливает часть средств в федеральных фондах. Миссия вычисления и перевода средств, как и само социальное финансирование, возложены на плечи работодателя. Учет расчетов по и обеспечению - одна из самых объемных операций. Рассмотрим ее подробнее.

Что представляют собой страховые выплаты?

В соответствие с законодательством РФ создано три специализированных федеральных внебюджетных фонда по социальному обслуживанию граждан: социальное страхование, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение (ФСС, ФОМС ОМС и ПФ соответственно). В каждый из фондов юридическое лицо за своих работников перечисляет определенную сумму.

При наступлении страхового случая соответствующий фонд осуществляет выплаты физическому лицу, которое имеет определенный страховой стаж. Получение средств также происходит через бухгалтерию работодателя.

Счет для учета социальных расчетов

Учет расчетов по и обеспечению производится с использованием счета 69. Он имеет активно-пассивную структуру. По взносам в каждый из внебюджетных фондов открывают субсчета:

  • 69/01 «Расчеты с ФСС»;
  • 69/02 «Расчеты с ПФ»;
  • 69/03 «Расчеты с ФОМС».

Осуществлять социальные отчисления за работника - обязательство предприятия. В таком случае счет «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - актив или пассив баланса? Чаще всего данные отражаются только в пассиве, но не исключено и отражение в активе, ведь счет активно-пассивный и конечное сальдо могут образоваться в любой из частей счета.

Увеличение сумм по взносам в ФСС, ФОМС и ПФ, а также их начисление показывают в кредите счета 69. В части расходов величину указывают в счетах затрат на материальное обеспечение сотрудников, т. е. в дебет тех же счетов, на которых отражают сумму заработной платы. Для работников основного производства будет использован дебет 20, для административных - дебет 26. Торговые предприятия списывают суммы на 44 счет.

При оплате сумм по социальному обеспечению работников счет 69 дебетуется, тем самым в бухгалтерском учете отражается процесс выполнения обязательств предприятием.

Роль отчислений в ФСС

Фонд социального страхования - второй по величине в России. Здесь накапливаются суммы, перечисляемые налогоплательщиками всей страны. Часть средств финансируется за счет государства. Куда направляются деньги из этого фонда? Благодаря ФСС, физическое лицо может получить компенсацию в случаях потери дохода в связи с нетрудоспособным состоянием:

  • болезнью;
  • беременностью и родами;
  • уходом за болеющим родственником;
  • производственной травмой.

Средства также используются самим фондом для развития социальной сферы и обеспечения финансовой устойчивости ФСС.

Организация отчислений на социальное страхование

После начинается учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Сумма, которую работодатель выплачивает работнику ежемесячно в виде дохода за исполнение трудовых обязанностей, является налоговой базой для исчисления взноса в страховые фонды. Для организаций, применяющих общие тарифы, в 2016 году ставка ФСС составляет 2.9%. Определена и лимитная сумма годовых доходов, с которой налог не начисляется. На текущий год она равна 718 тыс. р.

Работодатель обязан самостоятельно высчитать сумму страхового взноса, а также перечислить ее до 15 числа, следующего за отчетным месяцем. Каждый квартал юридическое лицо предоставляет отчет в ФСС, который содержит информацию о начисленных и выплаченных средствах, связанных с социальным страхованием. Форма отчета 4-ФСС предоставляется в уполномоченный орган не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом месяца. Если документы предоставляются в электронном виде, последний день сдачи значится 25-м числом. Необходимость предоставить отчет заранее может возникнуть в случае получения компенсации от фонда за выплаченные в излишке средства.

Пример расчета ежемесячного взноса в ФСС

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению производится после начисления заработной платы. Допустим, гипотетический работник Х является сотрудником основного цеха по производству шоколада. Ему была начислена заработная плата в размере 22 тыс. р. Необходимо определить сумму взноса в ФСС, которую работодатель обязан заплатить за своего сотрудника. Бухгалтер придерживается нехитрой последовательности:

  1. Произвести расчет суммы к начислению: 18 000 × 2.9% = 522 р.
  2. Начислить взнос в ФСС: Дт 20 Кт 69.01 на 522 рубля.
  3. Перечислить средства в ФСС: Дт 69.01 Кт 51 на 522 рубля.

На этом предприятие выполнило обязательство перед фондом социального страхования за прошедший месяц.

Отчисления на пенсионное обеспечение

Трудящийся всю свою молодость и взрослую жизнь человек вполне обоснованно заслуживает безбедную старость. Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность для того, чтобы гражданин «накопил» за трудовой стаж часть причитающейся ему в старости пенсии. Как и взносы в ФСС, расчеты по социальному страхованию и обеспечению в части пенсионных отчислений полностью осуществляет работодатель.

В 2016 году ставка взноса в ПФ по общему тарифу составляет 22% с дохода работника. Предельная годовая величина заработка, с которого начисляются выплаты, составляет 796 тыс. р. На сумму, превышающую этот размер, начисляется 10%, которые также должны быть перечислены в ПФ.

Кроме самостоятельного расчета и начисления платежа в пенсионный фонд, работодатель также обязан предоставлять следующие виды отчетности в установленные законодательством сроки:

  • форму СЗВ-М о личных данных официально трудоустроенных работников (Ф.И.О., номер СНИЛС) - ежемесячно и не позднее 10 числа;
  • форму РСВ-1 - за каждый квартал не позднее 15 числа второго за отчетным месяца при составлении на бумажных носителях и до 20 числа в электронном виде.

Отчет РСВ-1 содержит подробную информацию о выплаченных и доначисленных суммах, тарифах, по которым производятся расчеты, а также данные страхователя. Форма является обязательным документом для всех типов организаций (в том числе УСН, ОСНО и ЕНВД).

Пример расчета пенсионных взносов

Отчисления в ПФ попадают под учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Проводки составляются после начисления заработной платы. Например, оплата труда бухгалтера торгового предприятия равняется 16 тыс. р. Взнос в ПФ по общему тарифу в этом случае составит: 16000 × 0.22 = 3520 рублей.

Составляется проводка: Дт 44 Кт 69.02 на 3520 р. Перечисление средств в ПФ сопровождается записью: Дт 69.02 Кт 51.

Начисления со сверхлимитной суммы дохода

Теперь произведем расчет взноса в ПФ сотруднику с заработком, превышающим 796 тыс. р. в год. Зам. начальника получает фиксированный доход по договору в 70 тыс. рублей ежемесячно. Сколько нужно будет заплатить в ПФ за этого сотрудника? Произведем расчет:

  • 796 000 ÷ 12 = 66 333 р. - лимитная сумма заработной платы в месяц для расчетов по ставке 22%;
  • 66 333 × 0,22 = 14 593 р. - сумма пенсионных отчислений с максимальной допустимой зарплаты;
  • 70 000 - 66 333 = 3667 р. - сумма превышения максимального дохода;
  • 3667 × 0,1 = 367 р. - взнос со сверхлимитного дохода по ставке 10%;
  • 14 593 + 367 = 14 960 р. - общая сумма взноса в ПФ за месяц.

Для этой же величины заработка ФСС будет назначен только с суммы, не превышающей 718 тыс. р. в год (59 833 в месяц). С величины превышения ставка по социальному страхованию, в отличие от ПФ, равна 0%

Медицинское обеспечение граждан

Последним социальным платежом в федеральный фонд является медицинская страховка. Ее наличие позволяет гражданину бесплатно получать квалифицированную медицинскую помощь. Отчисления в ФФОМС производятся ежемесячно, со всей суммы дохода, т. е. налогооблагаемый лимит для данного вида отчислений не предусмотрен. В общем порядке тариф по медицинскому страхованию составляет 5.1%. Данные о перечислениях указываются в отчетности РСВ-1, которая сдается в ПФ.

Определим размер отчислений в ФФОМС и другие социальные фонды на примере: заработная плата сотрудника основного производства составила 36 тыс. рублей. Произвести расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Проводки будут выполнены так:

  1. 36000 × 2.9% = 1044 р. Дт 20 Кт 69.01 - начислен взнос в ФСС.
  2. 36000 × 22% = 7920 р. Дт 20 Кт 69.02 - начислен взнос в ПФ.
  3. 36000 × 5.1% = 1836 р. Дт 20 Кт 69.03 - начислен взнос в ФФОМС.

Перечисление средств в соответствующие фонды подтвердится записями: Дт 69.01, 69.02, 69.03 Кт 51.

Применение пониженных тарифов

На уменьшение ставок по платежам в социальные фонды в 2016 году могут рассчитывать некоторые предприятия. Условия, обязательные к соблюдению, приведены в НК РФ. В таблице указаны юридические лица и льготные ставки по социальным платежам, которые могут быть применены.

Пониженные тарифы на 2016 год

Тип юридического лица (условия)

участники СЭЗ г. Крым и г. Севастополь

резиденты технико-внедренческой СЭЗ

резиденты свободного портала г. Владивосток

Организации, имеющие соглашение с ОЭЗ о ТВД или туристской деятельности

Хозяйственные общества, образованные научными бюджетными учреждениями

Компании по разработке и реализации программ для ЭВМ, БД

Аптеки и фармацевты-ИП по ЕНВД

ИП «по патенту»

Компании-участники «Сколково»

Год от года происходит реформирование и совершенствование расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Создается большее количество льгот для работодателей, чтобы стимулировать их добросовестно выплачивать «социалку».

Контроль расчетов по ФСС, ПФ и ФФОМС

Как и проверка любых других данных, аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью организации бухгалтерского учета. Главной целью, которую преследует сверка показателей с фактическими значениями по социальным платежам в федеральные фонды, считается установление факта верности расчетов базы для вычислений, самих сумм социальных взносов, отражения в бухгалтерских регистрах и составления отчетных документов.

Аудитор, поверяющий расчеты по социальному страхованию, должен обратить внимание на верность:

  • исчисления заработной платы;
  • применения ;
  • начисления пособий за счет средств федеральных социальных фондов;
  • записей бухгалтерского учета, подтверждающих факт начисления и перечисления страховых взносов;
  • данных главной книги и графы «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в балансе по счету 69;
  • составления отчетных документов по социальному страхованию и своевременности их предоставления в соответствующие органы.

Расчет, начисление и использование средств страхования граждан составляется на основании достоверных данных о сумме заработка и при наличии обоснованных причин на применение уменьшенных тарифов, нулевых ставок или полного отсутствия перечислений. В установленных законом случаях предприятие всегда может рассчитывать на возмещение излишне уплаченных в фонды средств. Сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению - защитить население страны и предоставить поддержку в самых необходимых жизненных ситуациях, при этом не нагружая непосильными растратами предпринимательский сегмент.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом № $212$-ФЗ от $24$ июля $2009$ г. Все плательщики данных взносов делятся на две группы, со своим порядком уплаты взносов и предоставления отчетности:

Рисунок 1.

Замечание 1

Работодатель начисляет страховые взносы на выплаты, связанные с трудовыми отношениями, на выплаты по договорам гражданско-правого характера, авторского заказа и лицензионным соглашениям. Это не относится к расчетам с индивидуальными предпринимателями. Они оплачивают страховые взносы сами за себя.

Взносы платят в три фонда: Пенсионный Фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Общий основной тариф составляет $30\%$. Для ряда работодателей определены льготные тарифы.

Рисунок 2.

Начисляются взносы в каждый внебюджетный фонд по общему тарифу до момента, когда выплаты в пользу каждого сотрудника не превысят предельную сумму. Выплаты при этом рассчитываются нарастающим итогом за календарный год. Для каждого фонда предельный размер индивидуальный.

В ФСС перечисляют не только взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но еще и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Их второе название - взносы на травматизм. Базой для начисления служат те же выплаты, что и для обычных страховых взносов. Взносы на травматизм имеют свои особенности. У них нет предельной базы для последующего применения пониженного тарифа. Еще одна специфическая особенность, если в гражданско-правовом договоре предусмотрены взносы на травматизм, то работодатель обязан их перечислить в ФСС. При этом обычные страховые взносы в соцстрах по договорам такого вида не начисляются.

В бухгалтерском учете работодатели начисляют взносы ежемесячно в том месяце, к которому данные взносы относятся. С отпускных страховые взносы начисляются параллельно с отпускными не позднее, чем за $3$ дня до начала отпуска.

Для бухгалтерского учета страховых взносов применяется счет $69$ «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и ряд субсчетов к нему. Проводки формируются следующим образом:

  • Дебет $20$ ($25$, $26$, $44$….)
  • Кредит $69$ «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
  • субсчета «Расчеты с ПФР», «Расчеты с ФФОМС», «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства», «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний»

Уплаченные взносы отражаются проводкой:

  • Дебет $69$ «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
  • Кредит $51$ «Расчетный счет»

Замечание 2

Перечисление страховых взносов надо произвести не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за месяцем начисления. Уплачиваются взносы в каждый внебюджетный фонд отдельными платежными поручениями в рублях и копейках.

За неуплату страховых взносов в ФСС и ПФР предусмотрены штрафы:

  • за неуплату или неполную уплату по причине занижения расчетной базы, неправильного расчета или прочих неправомерных действий – $20\%$ недоимки;
  • за умышленную неуплату или неполную уплату – $40\%$ недоимки;
  • за неполную уплату взносов «по травматизму» - $20\%$ от суммы к уплате;
  • за умышленную неуплату или неполная уплату взносов «по травматизму» - $40\%$ от суммы к уплате.

Для расчета страховых взносов необходимо выплаты каждому сотруднику умножить на тариф конкретного внебюджетного фонда. Сумма таких выплат называется базой. Для расчета базы из общей суммы выплат, вычитаются вознаграждения, освобожденные от взносов. База определяется в конце месяца нарастающим итогом по каждому работнику индивидуально. Для этого ведется карточка индивидуального учета выплат и взносов. В расчет берутся только суммы, начисленные в данной организации. Взносы начисляют с выплат только в рамках трудовых отношений. Доход в натуральной форме, также облагается страховыми взносами.

Существуют выплаты, которые не являются объектом обложения страховыми взносами. Это выплаты за не трудовые отношения. К ним относятся дивиденды. Не облагаются взносами выплаты по договорам купли-продажи, аренды, ссуды или займа. Существуют выплаты, которые освобожденные от взносов статьей $9$ закона № $212$-ФЗ:

  • государственные пособия;
  • компенсации, кроме компенсаций за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь единовременная связанная со стихийным бедствием или чрезвычайными обстоятельствами;
  • материальная помощь при рождении или усыновлении ребенка, в сумме до $50000$ рублей;
  • материальная помощь в случае смерти члена семьи;
  • материальная помощь не более $4000$ рублей на одного сотрудника в год;
  • суммы на личное страхование работников;
  • оплата дополнительного пенсионного страхования в сумме не более $12000$ рублей;
  • плата за дополнительное социальное обеспечение;
  • суммы, перечисленные на негосударственное пенсионное обеспечение;
  • стоимость форменной одежды;
  • плата за обучение;
  • возмещение процентов по кредитам на покупку жилья для сотрудников;
  • командировочные расходы;
  • прочие редкие выплаты.

В таблице представлены выплаты, с указанием включаются ли они в базу по страховым взносам или нет.