Теоретические основы налогообложения в рф. Теоретические основы налогообложения

Налог на доходы физических лиц  основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством 1.

К налогоплательщикам НДФЛ согласно ст. 207 НК РФ относятся физические лица, которые в свою очередь делятся на две группы: налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ 2, с.155.

К налоговым резидентам относятся физические лица, пребывающие на территории РФ не менее 183 календарных дней, в течение следующих подряд 12 месяцев, начиная со дня регистрации в России физического лица.

Статус налогового резидента сохраняется при краткосрочном выезде из России (менее 6 месяцев) на лечение и обучение.

Для военнослужащих, проходящих службу за границей, а также работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за границу, статус налогового резидента сохраняется независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Согласно п. 2.1 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации 3.

Для физических лиц выделяют общий, или валовый доход – сумма всех денежных поступлений за период плюс имущество, полученное от других лиц, и чистый доход – валовый доход минус средства, израсходованные на потребительские цели за тот же период 4, с. 209.

Объектом НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками в течении налогового периода, который считается календарный год:

    от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами;

    от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

В соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам, облагаемыми НДФЛ относят:

    от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

    от сдачи имущества в аренду;

    доходы от источников за пределами Российской Федерации;

    доходы в виде разного рода выигрышей и иные доходы.

Также следует отделять доходы, которые не облагаются НДФЛ (ст. 217 НК РФ):

    доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

    доходы, полученные в порядке наследования;

    доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер) и иные доходы.

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы налогообложения прибыли организаций

1.1 Сущность и значение налога на прибыль в налоговой системе РФ…………...5

1.2 Порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль……..13

2. Практика расчета, начисления и уплаты налога на прибыль организации на примере ООО “Успех”

2.1 Технико-экономическая характеристика организации ………………………..16

2.2 Анализ налогообложения в ООО “Успех” 2011-2013гг……………………….19

Заключение……………………………………………………………………………28

Список использованной литературы………………………………………………..29

Приложения

Введение

Налог на прибыль предприятий и организаций – налог, взимаемый с юридических лиц независимо от видов собственности и организационно–правовых форм хозяйствования. Он играет важнейшую и очень ответственную роль в экономике.

Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части: часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть – в региональный бюджет. Причем федеральным законодательством регулируется предельный размер ставки налога, принадлежащей уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является доходным источником бюджетов различных уровней, в чем проявляется его распределительная функция.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально–экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными (субъектов РФ) и местными.

В отличие от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин, являющихся косвенными налогами, налог на прибыль – это прямой налог, непосредственное изъятие в доход государственного бюджета части дохода плательщика.

Выделение налогового учета как системы, совершенно обособленной от учета бухгалтерского, повлекло за собой множество проблем, связанных не только с соотношением методов оценки тех или иных объектов учета (налогового и бухгалтерского), но и с разночтениями при трактовке многих понятий и категорий.

25 глава НК РФ поставила вопрос о пути дальнейшего развития бухгалтерского учета в России. На практике сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, Департаментом по методологии бухгалтерского учета Минфина декларируется переход на Международные стандарты финансовой отчетности и ориентация бухгалтерского учета на интересы собственников хозяйствующих субъектов. С другой стороны, НК РФ законодательно определяет и вводит в учетную практику такие понятия как "налоговый учет", "учетная политика организации для целей налогообложения", "аналитические регистры налогового учета", а также дает отличные от закрепленных в нормативных документах Минфина определения таких терминов как "доходы", "расходы", "выручка", "реализация", "основные средства", "прибыль" и т.д.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако, в отличие от других значимых налогов, данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях современной экономики резко возрастает роль и значение системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, и, в частности, налога на прибыль предприятий и организаций

Актуальность темы заключается в том, сложившаяся экономическая ситуация в России обусловливает выдвижение данного вопроса, в ряд наиболее значимых и трудно решаемых проблем хозяйства, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Цель курсовой работы является определение механизма и порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль, а также характеристика действующего механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и путей совершенствования.

Задачи курсовой работы:

1) определить сущность и значение налога на прибыль для экономики в целом;

2) охарактеризовать составные налогообразующие элементы;

3) определение порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов;

4) определение и анализ проблемы несоответствия бухгалтерского и налогового учета;

5) определение путей совершенствования механизма формирования налоговой базы;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматривается общая характеристика налога на прибыль. Вторая глава содержит анализ действующей системы формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

1.Теоретические основы налогообложения прибыли организаций

1.1 Сущность и значение налога на прибыль в налоговой системе рф

Налог на прибыль организаций - федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Налог на прибыль, взимаемый с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия государством части чистого дохода предприятий.

В соответствии со ст. 246 НК налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

· российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

· коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации, Банк внешней торговли Российской Федерации, кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций, а также филиалы иностранных банков – нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение в России банковских операций.

Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога), а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

(п. 2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (ст. 247 НК) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговые ставки. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в Федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст. 284 гл. 25 НК РФ:

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей статьи. При этом:

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 305-ФЗ)

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

(абзац введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 75-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

(п.п. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) "депо" и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.05.2007 N 76-ФЗ)

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 107-ФЗ)

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год (ст.285 НК) Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Налоговая база (ст. 274):

1. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

2. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3. Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Для целей настоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4 - 11 статьи 40 настоящего Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

7. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

8. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 настоящего Кодекса.

9. При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

10. Налогоплательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

11. Особенности определения налоговой базы по банкам устанавливаются с учетом положений статей 290 - 292 настоящего Кодекса.

12. Особенности определения налоговой базы по страховщикам устанавливаются с учетом положений статей 293 и 294 настоящего Кодекса.

13. Особенности определения налоговой базы по негосударственным пенсионным фондам устанавливаются с учетом положений статей 295 и 296 настоящего Кодекса.

14. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг устанавливаются с учетом положений статей 298 и 299 настоящего Кодекса.

15. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются в статье 280 с учетом положений статей 281 и 282 настоящего Кодекса.

16. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений статей 301 - 305 настоящего Кодекса.

1.2 Порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Глава 25 НК РФ определила принципиально новый подход к порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов – методом начисления или кассовым методом. Согласно ст. 271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на расчетный счет банка (или в кассу) и соответственно фактическая оплата расходов. 1

Налоговой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убыток, полученный в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесен на будущее через уменьшение налоговой базы по налогу на 30% в течение последующих 10 лет.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя. Данные налогового учёта должны отражать порядок определения доли расхода или убытка, учитываемой для целей налогообложения в данном отчётном (налоговом) периоде, сумму остальных расходов или убытков, которые переносятся на расходы следующих налоговых периодов, суммы создаваемых резервов и т. д.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.

Налоговый учёт подтверждают:

1) первичные учётные документы, в том числе бухгалтерские справки;

2) аналитические регистры налогового учёта, то есть сводные формы – систематизирование данных налогового учёта за отчётный (налоговый) период, сгруппированных без распределения по счетам бухгалтерского учёта. Эти регистры предназначены для систематизации и накопления информации, раскрываемой порядок формирования налоговой базы;

3) расчёт налоговой базы за отчётный (налоговый) период, осуществляемый налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учёта.

Сумма прибыли от реализации определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения. Если применяется метод начисления, расходы на производство и реализацию собственной продукции подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

1) материальные расходы;

2) амортизационные отчисления по основным средствам непосредственно используемых при производстве товаров, работ, услуг;

3) расходы на оплату труда рабочих.

К косвенным расходам относятся все иные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. При этом сумма косвенных расходов в полном объёме относится на уменьшение доходов от производства и реализации, а сумма прямых расходов подразделяется:

1) на расходы, относящиеся к реализованной продукции;

2) расходы, относящиеся к остаткам незавершенного производства, к готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции.

При определении прибыли от производства и реализации собственной продукции не учитываются расходы, относящиеся к остаткам незавершенного производства, к готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции.

НК РФ определяет порядок оценки незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и порядок определения сумм приходящихся на них прямых расходов.


Налоги и налогообложение

Джурбина Елена Михайловна

Теоретические основы налогообложения

1. Понятие налога, сбора пошлины

2. Функции налогов

3. Виды налогов и их характеристика

4. Налоговая система и принципы ее функционирования

5. Элементы налогов и их характеристика.

В истории, взимая налоги в натуральной форме, государство несло денежные затраты. Из-за чего налоги стали взиматься в денежной форме, что было удобнее.

Налоги являются основным источником дохода государственного бюджета.

Первые упоминания о налогах выходят из Древней Греции. Причем никаких народных возмущений в связи с налогами там небыло. Был налог на вино, табак, проституток, бани и т. д.

Также упоминания о налогах были и в Древней византии. Там были налоги на рекрутов (чтобы не ходить в армию), на воздух (на объем строительства зданий превышающих объем по проекту), на окна (поэтому в Европе фасады домов с маленьким кол-вом окон).

В России известно упоминание о соляных бунтах, связанных с налогами на соль.

При Петре была разумно построена налоговая система. Один из самых известных налогов Петра был налог на бороду.

До революции налоговая система развивалась как и во всем мире. А после, все налоги кроме подоходного были отменены, т. к. вся прирбыль изымалась государством и перераспределялась.

При НЭПе было введено некоторое количество налогов, но когда НЭП исчес, исчезли и налоги. Так было до 1992 года (кроме налога на холостяков).

1991 году, в декабре, был принят закон о налогах. И с 1 января 1992 года снова возродилась налоговая система в России. Было 43 налога, народ не был приучен платить, способы уплаты были сложными, поэтому налоговые органы являлись карательными.

В 1994 году, когда началось реформирование налоговой системе и появилась децентрализация власти, была дана самостоятельность регионам. Регионам было дано право и налоготворческой инициативы. Вводилось очень много противоречивых налогов и в 1996 году инициатива у регионов прекратилась. Теперь можно было вводить только налоги в соответствии с налоговым кодексом.

К вопросам науки о налогах приложил руку и Адам Смитт.

Первое определение налогов было дано в законах о налоговой системе, а затем в налоговом кодексе.

Сейчас налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в денежной форме, в порядке отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения оперативного управления денежных средств, с целью финансирования задач и функций государства.

Признаки налогов:

1. Обязательность - налогами являются только те платежи, которые устанволены законом. Если налог не заплатить то будут применяться пени, штрафные санкции и т. п.

2. Индивидуальная безвозмездность - государство не гарантирует лично каждому налогоплательщику предоставления каких-либо услуг за уплату налогов.

3. Использование во благо всего государства.

4. Взимаются в денежной форме.

5. Индивидуальность - никто не может заплатить налог за кого-то другого (кроме недееспособных и несовершеннолетних).

6. Являются основным источником дохода бюджетов РФ.

Сбор - это платеж юр. и физ. лиц за обладаение специальным правом или за осуществление определенного вида деятельности (лицензионные сборы).

Пошлина - это платеж юр. и физ. лиц за осуществление в их пользу органами гос. власти юридичесви значимых действий (регистрационная - за регистрацию изобретений, таможенная, государственная - только она регламентируется налоговым кодексом).

Функция налогов - это проявление его сущности в действие; способ выражение его свойств. Функция показывает каким образом реализуется обществненое назначение налога, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

1. Фискальная - заключается в обеспечении государства и муниципальных образований финансовыми средствами, путем изъятия части доходов физических и юридических лиц. Инструментом являются налоги, а изымаемые с их помощью доходы используются для финансирования государственных задач и функций (оборона, государственный заказ и т. д.).

2. Распределительная - означает, что посредством налогов государство концентрирует в бюджете финансовые ресурсы, которые впоследствии перераспределяются между отраслями экономики, предприятиями и группами населения.

3. Регулирующая - проявляется в диференциации условий налогообложения и воздействии с их помощью на экономические процессы (на процесс инвестирования, на создание благоприятных конкурентных условий, на социальную политику).

4. Контрольная (спорная - нет единого мнения среди ученых) - предполагает, что используя налоги в качестве инструмента, госдарство контролирует пропорции экономического и социального развития, а также своевременность и полноту поступления доходов в бюджеты и сопостовляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

Виды налогов:

1. По уровням налоговой системы / в зависимости от органов власти вводящего налоги:

a. Федеральные - налоги, установленные налоговым кодексом (т. е. федеральным законодательством) и взимаемые на всей территории РФ. Их больше всего. К ним относят акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, вводный налог и т. д. Изменять эти налоги не имеют ни регионы ни муниципалитет.

b. Регионаьные - это налоги установленные налоговым кодексом (транспортный, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). По этим налогам налоговый кодекс определяет основные налоговые элементы: плательщиков, налоговую базу, ставки, льготы, примерные сроки уплаты. Региональным органам власти дано право вводить или не вводить эти налоги на подведомственные им территории, а также конкретизировать ставки этих налогов, дополнять льготы, устанавливать сроки уплаты и формы налоговй отчетности.

c. Местные - то же самое, что региональные, только на местном уровне. Их исчерпывающий перечень дан в налоговом кодексе. Таких налогов 2: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

2. По назначению:

a. Общие - которые поступают в бюджет и расходуются на любые цели государством (большинство налогов).

b. Целевые - цель использования таких налогов определяется при их введении. Сейчас их нет.

3. По способу взимания:

a. Прямые - взимуются непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика (налог на прибыль организации, на доходы физических лиц, на имущество)

b. Косвенные - налоги включающиеся в цену товара, тариф или цену услуги. Плательщиком является последний кто приобрел товар или услугу (НДС, акцизы).

i. универсальные - все товары и услуги им облагаются (НДС).

ii. Индивидуальные - ими облагаются отдельные виды товаров (акцизы).

4. По порядку зачисления в бюджет и порядку использования:

a. Собственные - это налоги, которые закреплены за бюджетом определенного уровня на постоянной основе (налог на имущество организации и транспортный налог для регионального бюджета является собственным, а для федерции все являются собственными).

b. Регулирующие - налоги, кторые в определенных пропорциях распределяются между бюджетами разных уровней с целью финансового/бюджетного регулировани. Пропорции распределения установлены бюджетным кодексом (50% акцизов на алкоголь поступает в фед. бюджет, 30% в региональный и 20% в местный).

5. По методу взимания:

a. Пропорциональные - это налоги, у которых ставка не изсеняется при изменении налоговой базы, меняется только сумма налога (налог на доходы физических лиц).

b. Прогрессивные - налоги у которых ставка возрастает с ростом налоговой базы (налог на имущество физических лиц).

c. Регрессивные - налоги у которых ставка уменьшается с ростом налоговой базы (их сейчас нет).

Наловая система - это совокупность существенных условий налогообложения, установленных в конкретном государстве, в определенный период времени.

К таким существенным условиям налогообложения относятся:

● Налоговое законодательство, определяющее порядок уплаты налогов.

● Перечень налогов, применяемых в конкретном государстве.

Налоговые органы, осуществляющие контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов.

● Совокупнсоть санкций за нарушение налогового законодательства.

● Основные элементы налогов, обеспечивающие своевременность и полноту их выплат.

Принципы налоговой системы в РФ:

● Принцип однократности налогообложения.

● Принцип справедливости. Означает, что условия налогообложения должны учитывать возможности налогоплательщиков по уплате налогов. Т. е. для малообеспеченных категорий населения, для организаций или отраслей, имеющих важное значение для экономики государства, могут устанавливаться льготные условия налогообложения. Но по законадательству запрещено устанавливать льготы для конкретных физических лиц и предприятий налогоплательщиков.

● Удобство уплаты налога. Означает, что условия и сроки уплаты налогов должны быть точно заранее известны налогоплательщику, а процедура уплаты должна быть простой и понятной.

● Не дискриминационный характер. Означает, что условия налогообложения одинаковы для всех налогоплательщиков, независимо от национальности, рассовой принадлежности, пола, источника происхождения капитала и т. д.

● Все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законадательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика.

● Принцип обязательности.

Законадательно установленные характеристики налога, позволяющие исчислить его и уплатить в бюджет, называются элементами налогов или элементами налогообложения.

Налог считается установленным, если налоговым кодексом определены следующие обязательные его элементы:

● Субъект (налогоплательщик) - это организации, предприниматели, физические лица, на которых, в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплаты налогов. Налоговые агенты - это организации и предприниматели, которые в соостветствии с налоговым кодексом (НК) исчисляют и перечисляют в бюджет отдельные виды налогов за физические лица (например организации работодатели, банки и т. д.).

● Объект - это то, что облагается налогом. К объектам налогообложения отностятся:

○ Реализация товаров.

○ Имущество.

○ Прибыль.

○ Расход.

○ Иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную, физическую характеристики, наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплаты налогов.

● Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Единица налогообложения - это физическая, стоимостная или другая количественная единица, в которой выражается налоговая база (в транспортном налоге объект - транспортное средство, а налоговая база - это мощность, выраженная в лошадиных силах; по налогу на доход налоговой базой является сумма дохода выраженная в рублях).

● Налоговая ставка - это величина налогового начисления на единицу измерения налоговой базы.

● Налоговый период - это календарный год или иной период, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

● Порядок исчисления - по каждому виду налога установлен налоговым кодексом и зависит от категории налогоплательщика, налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и продолжительности налогового периода.

● Сроки уплаты налога - устанавливаются по каждому налогу. Они определяются календарной датой или истечением периода вречени (года, квартала, месяца, дня) а также указанием на событие, которое должно произойти или наступить, либо указанием на действие, которое должно быть совершено.

● Порядок уплаты налога - уплата производится разово всей суммы налога, либо по частям (если предусмотренно налоговым кодексом) (авансовые платежи), причем уплата должна быть проихведена в установленный срок. Может производиться как в наличном, так и в безналичном виде.

К факультативным элементам отностятся:

● Налоговые льготы - это предоставленные отдельным налогоплательщикам (отдельным категориям) преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Включают возможность неуплачивать налог, уплачивать его в меньшем размере или перенести срок уплаты на более поздний.

Налоговый вычет - это уменьшение налоговой базы на определенные видв расходов, произведенные налогоплательщиком.

Налоговая скидка - это уменьшение налоговой базы на величину отдельных ее элементов.

○ Отсрочка - перенесение срока уплаты на более поздний. Предоставляется на период от 1 до 6 месяцев. Является платной.

○ Рассрочка - предоставляется на срок до 1 года и тоже является платной.

○ Инвестиционный налоговый кредит. На срок до 5-ти лет предприятия не платят какой-либо из налогов. После надо платить текущие налоговые платежи и выплачивать сумму инвестиционного налогового кредита (с проценатми).

Налоги и сборы - обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Налоги и сборы - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, основная форма доходов государства. Без налогов нет доходов бюджета (государства), следовательно, государство не сможет осуществлять свои функции.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов - одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т.е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.

Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалентном изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор - плата государству за право пользования или осуществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и сборы платят главные участники общественного производства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.

За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его консолидированном бюджете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а также во внебюджетных фондах РФ.

Налоги - одна из форм финансовых отношений хозяйствующих объектов и государства.

По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:

В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессий и соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения, в строительстве признается любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.

Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.

Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ (оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Работой для целей налогообложения признается деятельность строительного предприятия, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей застройщика (инвестора - организации и (или) физических лиц).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые - в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.

Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК. Уплата налогов в установленный срок - главная обязанность налогоплательщика, однако НК РФ предусматривает условия, при которых сроки уплаты налогов и сборов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок. Срок уплаты налога и сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей к уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

В НК РФ приведено несколько форм изменения сроков уплаты налогов, а именно:

  • - отсрочка;
  • - рассрочка;
  • - налоговый кредит;
  • - инвестиционный налоговый кредит.

Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить 1-2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).

Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. При получении налогового кредита тоже устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит отличается от отсрочки и рассрочки повышенными процентами и сроком предоставления, который в два раза больше, с учетом того, что за время, на которое дается налоговый кредит, финансовое положение налогоплательщика может измениться в лучшую сторону.

При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство.

Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иного обстоятельства непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога.

Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются:

  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов строительных материалов, конструкций, изделий;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок, на который может предоставляться инвестиционный налоговый кредит, - от одного года до пяти лет. Размер ставки дифференцируется от 1-2 до 3-4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Распределительная (фискальная) функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличивает или уменьшает инвестиционную активность застройщиков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управляет платежеспособным спросом населения.

В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она может проявляться в понижении налоговой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, изменении объекта налогообложения (например, для сельхозпроизводителей).

Дестимулирующая подфункция заключается в "сдерживании" развития отдельных сфер предпринимательства.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А. Смитом в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов". К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой - принципы построения налогового механизма.

В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • финансовые принципы: нейтральность, достаточность, эластичность;
  • принципы справедливости: всеобщность, равномерность;
  • принципы налогового управления: определенность, экономность, контролируемость, удобность.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Вся история налогообложения показывает, что налоги - один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства. Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения. Бурное развитие такого рода исследования получили начиная с XVII в., когда стали систематически заниматься исследованием в области налогообложения. В результате обоснования практики налогообложения возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые иначе называются налоговыми теориями. Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике. Переход к капиталистическим началам ведения экономики, развитие товарно-денежных отношений, развитие торгового капитализма привели к необходимости осознанного выделения государственных доходов и расходов, ведения государственного хозяйства как отдельной отрасли финансового хозяйства общества.

Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. (XVII в.) заявляли о необходимости решения более конкретных проблем, связанных с налогообложением: превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства; определение наиболее предпочтительных налогов - прямых или косвенных; предложение наиболее благоприятных с точки зрения налогоплательщика и экономики объектов обложения (земля, имущество). Физиократы в XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.п.

Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано А. Смитом.

n А.Смит (1723-1790): «Налоги для тех, кто их выплачивает, – это признак рабства, признак свободы»

В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система - это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. Как А. Смит, так и другие представители классической буржуазной политической экономии: У. Петти (1623-1687), Ж.Б. Сей (1767-1832) и Дж. Милль (1773-1836), также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели.

«Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью». Практически во всех исследованиях, связанных с природой налогов и налогообложением, проведенных с XVIII в. до 30-х годов XX в., под налогом понимали форму изъятия части средств, принадлежащих по праву собственности хозяйствам и гражданам, в государственную казну.

В XX в. преобладало мнение о налоге как о принудительном, законодательно установленном взносе (сборе), взимаемом для покрытия государственных затрат.

К примеру, представитель новой исторической школы, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835-1917 гг.) определяет налоги «как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов в форме и размере, односторонне определяемом ими как общее вознаграждение за все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам».

Исследуя существующие определения налога, русский профессор М.И. Фридман пришел к следующему заключению: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины».

По мнению известного представителя американской школы Э. Селигмана, «налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика».

Следующие экономисты ученные считали:

n Ф.Аквинский (1226-1274): «Налоги – дозволенная форма грабежа»

n Ш.Монтескье (1689-1755): «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той которую оставляют им»

Кроме того, налоги в разное время носили самые различные названия в разных странах:

n Duty (обязательство) – Англия

n Steure (поддержка) - Германия

n Tax (такса) - США

n Import (обязательный платеж) - Франция

n Подать (принудительный платеж) - в средневековой Руси

n Зякет (часть скота), ушур (часть урожая) - дореволюционный Казахстан

Еще одним из ученых экономистов явился - Артур Лаффер - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря открытию эффекта - закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления, получившее его имя. Эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой Лаффера показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Однако, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Существование любого государства предопределяет необходимость наличия в его распоряжении материально-финансовой базы, средства которой могут направляться на покрытие расходов, неизбежно возникающих в процессе реализации государством своих функций. И одним из основных источников пополнения доходов любого современного государства выступают налоги.

В Конституции РК закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Так, налоги представляют собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог – это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и установленном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

В налоговом законодательстве РК закреплено следующее определение:

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сущность налогов проявляется в их функциях. 1. Исторически первой функцией является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. 2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте. 3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Налоги классифицируются по различным основаниям.

1) В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. «Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

Построение налоговой системы зависит от принципа ее организации. Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере той или иной страны.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2011г.

2. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран. Учебное пособие для ВУЗов. Алматы, Сөздік-словарь, 2005

3. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: Учебник для Вузов/- Астана: «Сарыарка», 2007.- 400с.

4. Худяков А.И. Бродский. Теория налогообложения. Учебное пособие. Алматы ТОО«ИЗДАТЕЛЬСТВО:Норма-К», 2002

5. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов – М.: МЦФЭР, 2003.- 336 стр.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане Учеб. пособ.- Алматы, 2002.- 160с.

7. Налоги. Учеб. пособ. Под ред.Д.Г.Черника.- М, 2002.-656с.

8. А.В. Толкушин. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь.- М.: Юрист, 2001г.- 512 стр.

9. Д.Г. Черник. А.П. Починок, В.П.Морозов. Основы налоговой системы. Москва. Юнити. 2000.