Сущность и функции пенсионного фонда рф. Социально-экономическая сущность пенсионного фонда рф

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю. Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

v целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

v организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

v капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

v контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

v проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

v разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

v получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

v организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

v индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

v межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) - крупнейшая система оказания социально значимых государственных услуг гражданам Российской Федерации.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд, и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней других фондов и изъятию из ПФР не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 часть Федерального бюджета и является вторым по величине в Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет ПРФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета ПРФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством нашей страны.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Фонд и все его региональные отделения, создаваемые по решению Правления Пенсионного фонда РФ, являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий; среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим и членам их семей, социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам), пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. ;

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; за 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов;

формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; у более 68 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами;

Смотрите также

Реализация норм Конституционного права
Реализация конституционных норм – это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практи...

Прокурор в уголовном процессе
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичн...

Особенности расследования групповых и организованных преступлений
В настоящее время преступность в России, в том числе и организованная, приобрела масштабы, угрожающие безопасности общества и государства. Так, в 2001 г. выявлено более 33,5 тыс. преступлени...


Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) –один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, т. е. фондом денежных средств, образуемым вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенным для материального обеспечения граждан при наступлении социальных рисков утраты трудового или другого постоянного дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, потере кормильца, достижении установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.[Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение. М., 2010. С. 433.]

Средства государственного внебюджетного пенсионного фонда находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Функцию управления внебюджетным пенсионным фондом призвана выполнять специально созданная в 1990 г. организация – Пенсионный фонд РФ (ПФР).[Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России. М., 2008. С. 10.]

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов. Территориальные управления доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Рисунок 1.1. Структура Пенсионного фонда РФ

Для выполнения возложенных на ПФР функций сформирована трехуровневая структура управления пенсионным денежным фондом, отражающая особенности России как федеративного государства:

1) федеральный уровень, представленный центральным аппаратом, управление на котором обеспечивается Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, а также Управлениями в федеральных округах;

2) региональный уровень, представленный региональными отделениями в каждом из 85 субъектов Российской Федерации (РОПФР);

3) местный уровень, представленный районными управлениями и отделами.

Региональные отделения ПФР, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются Исполнительной дирекции ПФР, руководствуясь решениями Правления ПФР; управления и отделы - непосредственно региональному отделению.[Вопросы социального обеспечения. 2010. № 2.С. 47.]

Таким образом, представленная структура характеризуется вертикальной интегрированностью входящих в нее элементов с высокой степенью централизации, подчиненной общей цели – обеспечению единых стандартов пенсионного обеспечения на всей территории страны. В этой системе каждый объект получает управляющие воздействия от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Основные процедуры переработки информации и принятия решений выполняются в подразделениях центрального аппарата ПФР и в региональных отделениях. К многочисленным процедурам управления центрального аппарата ПФР относятся формирование и уточнение бюджета ПФР, анализ и прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, перераспределение финансовых ресурсов между территориями. Таким образом, организационное единство ПФР призвано гарантировать как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Кроме того, в рамках проведения реформы вертикали власти в целях обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой их размещения постановлением Правления ПФР от 09.10.2000 № 118 было принято решение о создании управлений ПФР в федеральных округах. К числу основных задач, возложенных на Управление, относятся: участие в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе и отчетов об их исполнении, взаимодействие с органами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета ПФР.[Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2009. С. 12.]

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного пенсионного фонда составляется ПФР и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Российской Федерации составляется органом управления фонда и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.[в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ].

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. [Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы. М., 2009. С. 189.]

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи:

1. средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

2. основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами.В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Задачами ПФР являются:

· назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение указанной деятельности;

· организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;

· организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (обязательные платежи);

· организация учета обязательных платежей;

· регистрация плательщиков обязательных платежей;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования;

· капитализация средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

· осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

· ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

· изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, разработка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· проведение научно-исследовательских работ и подготовка специалистов в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.[Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2009. С. 125.]

В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации входит:

1. установление и выплата пенсий;

2. назначение и реализация социальных выплат;

3. назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

4. персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

5. формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

6. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

7. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала;

8. реализация Программы государственногософинансирования пенсии;

9. оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

10. реализация международных соглашений.

Исходя из вышеизложенного следует, что Пенсионный фонд РФ выполняет функции по пенсионному обеспечению и выплате пособий гражданам РФ. Цель Пенсионного фонда РФ состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Все вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с четкой иерархией. Управление Пенсионным фондом обязательного страхования осуществляется централизованным органом – Правлением, возглавляемым Председателем. В задачи Правления входит стратегическое, тактическое и оперативное управление средствами обязательного пенсионного страхования, а также обеспечение распоряжения данными средствами в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.
Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, - принцип солидарности поколений. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени, так и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован в независимости от наличия средств в конкретном фонде.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Каковы источники формирования средств Пенсионного фонда?
Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:
средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
доходы от коммерческих операций.
Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:
на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);
оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;
содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;
участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;
осуществление коммерческих операций фонда;
- другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

Каковы главные задачи Пенсионного фонда РФ?
Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:
выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
организация и ведение индивидуального учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Какова сущность фонда государственного социального страхования?
Фонд государственного социального страхования является важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Каковы основные источники формирования средств Фонда государственного социального страхования?
К основным источникам формирования средств Фонда государственного социального страхования относятся:
-средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
-средства федерального бюджета;
-средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;
-другие поступления и взносы.
Каковы основные направления расходования средств Фонда государственного социального страхования?
Средства Фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям:
-выплата пособий (по временной нетрудоспособности по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.). Кроме того, предусмотрены единовременные выплаты: при рождении ребенка, на погребение;
-обеспечение финансирования санаторно-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования выплачивается полностью или частично приобретение трудящимся разнообразных путевок в санатории, дома отдыха, детские лагеря и т. п.;
-на финансовое обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев-профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей и т. д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Теоретические основы формирования деятельности пенсионного фонда РФ. Роль пенсионного фонда РФ в социально-экономическом развитии рф

1.4.2 Расходование средств Пенсионного фонда РФ

2. Анализ формирования и использования средств пенсионного фонда РФ

2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2010 гг

2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2006 - 2010 гг

2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ

2.4 Проблемы уровня жизни пенсионеров в Иркутской области

3. Совершенствование деятельности пенсионного фонда РФ

3.1 Оценка эффективности пенсионной системы в текущее время

3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан

3.3 Перспективы развития пенсионной системы РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Пенсионное обеспечение рассматривается как одна из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно трудоспособного населения. Особенно большое значение оно приобретает в период экономических преобразований, происходящих в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.

Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально - экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и главное деятельностью пенсионного фонда государства.

Исходя из актуальности темы, целью дипломной работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития.

Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:

изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;

проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;

рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ.

Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.

Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.

Субъектом исследования является Российская Федерация.

Источниками информации при написании дипломной работы послужили: Федеральные законы, труды отечественных и зарубежных авторов за период 2004-2009г. и периодические издания и личные наблюдения автора.

В работе применялись научные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

пенсионер страховой взнос

1. Теоретические основы формирования деятельности пенсионного фонда РФ. Роль пенсионного фонда РФ в социально-экономическом развитии РФ

1.1 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на февраль 2010 года в Программу вступили свыше 2 200 000 россиян.

Отделение пенсионного фонда РФ по Иркутской области

Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области было создано на основании Постановления правления ПФР от 27 февраля 1991 г. 1 октября 2001 г. на территории области создана Единая пенсионная служба. С 2004 года Отделение возглавляет Надежда Сергеевна Козлова.

Пенсионный фонд является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета, других бюджетов, фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд обеспечивает:

· сбор и аккумуляцию на территории области взносов на социальное страхование, предназначенный для выплаты органами социального обеспечения пенсий и пособий;

· финансирование расходов органов социального обеспечения на выплату пенсий и пособий;

· участие на основе заключенных экономических соглашений в финансировании региональных программ социального обеспечения;

· контроль за правильным расходованием средств Фонда, а также совместно с налоговыми органами контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд взносов на социальное страхование;

· привлечение в Фонд добровольных взносов от советских и иностранных граждан, предприятий и организаций.

Сегодня на территории Иркутской области работают 32 территориальных Управления Пенсионного фонда. Отделение ПФР обслуживает более 700 тысяч пенсионеров. В системе персонифицированного учета на начало 2009 года зарегистрировано 2 млн. 640 тысяч индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Эффективность работы специалистов ОПФР высоко оценена руководством Пенсионного фонда России. Дважды Отделение ПФР по Иркутской области удостаивалось звания «Лучшее Отделение ПФР в Сибирском федеральном округе» - в 2006 и 2007 годах.

В целях повышения качества работы и обслуживания населения в Отделении внедряются и используются современные технологии. Так, создана корпоративная сеть передачи данных (КСПД), благодаря которой осуществляется автоматизированный обмен информацией со структурными подразделениями ПФР как между районами Иркутской области, так и между регионами страны. Создан и совершенствуется регистр населения Иркутской области, помогающий постоянно улучшать качество работы по обязательному пенсионному страхованию граждан и обеспечивающий полноту сведений и своевременность назначения пенсий.

Особое внимание уделяется непосредственной работе с населением. В Иркутске и по всей области создана и развивается сеть клиентских служб, благодаря чему обеспечивается прием граждан по всем вопросам в удобное для них время в течение всего рабочего дня. Регулярно проводятся выездные приемы, специалисты Отделения работают в общественных приемных и в консультационных пунктах, а для жителей отдаленных районов совместно с Почтой России организованы пункты коллективного доступа в Интернет.

Практически ежегодно появляются новые направления деятельности Отделения. Так, в 2007 году началась работа по обеспечению материнским (семейным) капиталом, в 2008 -- по реализации Программы государственного софинансирования дополнительных взносов на накопительную часть пенсии, с 2010 года ОПФР будет заниматься администрированием страховых взносов.

Активно ведется информационно-разъяснительная работа, при этом для охвата наибольшей аудитории и разных слоев общества используются самые разнообразные формы - сотрудничество со средствами массовой информации, взаимодействие с органами власти и местного самоуправления, семинары для работодателей и страхователей, конкурсы на звание лучшего трансфер-агента и многое другое.

Территория обслуживания и структура Отделения

Иркутская область занимает 767,9 тыс. кв. км, то есть более 15% всей территории Сибирского Федерального округа.

Отделение ПФР по Иркутской области представлено 32 Управлениями, Отделами, в состав которых входят 42 клиентские службы.

Управления (Отделы) ПФР расположены в следующих районах области: Ангарском, Бодайбинском, Братском, Балаганском, Заларинском, Казачинско-Ленском, Катангском, Качугском, Киренском, Куйтунском, Мамско-Чуйском, Нижнеудинском, Нижнеилимском, Ольхонском, Саянском, Слюдянском, Тайшетском, Тулунском, Усть-Илимском, Усолье-Сибирском, Усть-Удинском, Усть-Кутском, Черемховском, Чунском, Шелеховском, Иркутском; Кировском, Куйбышевском, Ленинском, Октябрьском и Свердловском районах г. Иркутска.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации находится в областном центре -- г. Иркутске. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сибирском федеральном округе -- в г. Новосибирске.

1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд. рублей.

В основные задачи ПФ РФ входят Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года - единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 1993 г. .

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 1997г. - 479 с. .

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

1.3 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России

Новая пенсионная система, действующая в России с 2002 года, принципиально изменила порядок формирования пенсии, которая теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть является фиксированной, она устанавливается государством и не зависит от стажа работы и зарплаты застрахованного лица. А еще две части пенсии (страховая и накопительная) уже зависят только от суммы страховых взносов, уплаченных за Вас работодателем. Однако в силу различных причин коэффициент замещения (отношение получаемой пенсии к заработку), который в настоящее время составляет менее 30% от средней заработной платы, в перспективе будет снижаться и, по оценке специалистов, к 2015 году может составить около 15%. При этом, чем выше Ваш доход, тем ниже коэффициент замещения.

Нормальный коэффициент замещения, позволяющий человеку сохранить привычный уровень жизни - отдыхать, хорошо одеваться и питаться, рекомендован Международной организацией труда. Он составляет 40-60%. В странах ЕЭС установлены более высокие требования - 70%. Однако такой высокий уровень коэффициента обеспечивается не только за счет государственной пенсионной системы. Довести доходы пенсионеров до такого высокого уровня призваны негосударственные пенсионные фонды.

Некоторые скептики вообще сомневаются в необходимости самостоятельного накопления на дополнительную пенсию, ссылаясь на то, что при средней продолжительности жизни мужчин - 57 лет - потребность в самой пенсии отпадает. Однако следует знать, что средняя продолжительность жизни считается с учетом смертности в детском возрасте, от потребления алкоголя и наркотиков, погибших в авариях, природных и техногенных катастрофах и т.п. При этом по статистике, средняя продолжительность жизни у мужчин, доживших до 60 лет, составляет 74 года, а у женщин, доживших до такого же возраста, -78 лет.

Сейчас существует несколько инструментов накопления средств: можно пользоваться услугами, предлагаемыми банками, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.

Если целью является получение гарантированного дохода от вложенных средств по истечении конкретного периода времени, то, несомненно, в этом случае следует воспользоваться услугой банковского вклада.

Если необходимо получить более высокий, нежели банковский, процент и есть готовность рисковать своими вложениями, то подойдет паевой инвестиционный фонд.

Если цель - иметь надежный источник постоянного дохода в течение длительного периода времени после завершения трудовой деятельности, то непременно надо воспользоваться услугой негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Сохранность пенсионных накоплений в НФП обеспечивается через законодательное регулирование их деятельности и действующую жесткую систему контроля со стороны государства.

Создание и развитие пенсионных фондов - новое явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной системе государства.

Основа пассивных операций пенсионных фондов - ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям, предприятиям и странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Капитал пенсионных фондов формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в обыкновенные акции.

Пенсионные фонды, управляемые банками, широко используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных бумаг, особенно акций.

Развитие частных пенсионных фондов в России началось с принятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992г. № 1077 г. Однако практически фонды стали официально действовать лишь с 1994г.

Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Частный пенсионный фонд согласно закону образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению (комиссии) по управлению активами пенсионного фонда (КУАПФ). За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных, весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Частные пенсионные фонды не пользуют разные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряд лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода (ряд лет). При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм.

Успешная стратегия развития негосударственного пенсионного фонда требует правильного выбора регионов, типов предприятий и специфического контингента для индивидуального охвата. В соответствии с этими задачами должна строиться и организационная структура негосударственного пенсионного фонда. Это резко расширяет и одновременно осложняет спектр деятельности. Негосударственные пенсионные фонды России должны выполнять следующие несвойственные им функции:

Приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды;

Выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости (дачи, квартиры);

Повышение защищенности клиента от безработицы;

Открытие и содержание специальных магазинов, ведущих продажу по сниженным ценам, для пожилых и малоимущих клиентов.

В настоящее время в России функционируют 250 негосударственных пенсионных фондов, 100 из них оцениваются как достаточно сильные.

Согласно закону «О пенсионных фондах» (2003 г.) пенсионные резервы инвестируются негосударственными пенсионными фондами исключительно в целях их сохранения и прироста. НПФ обязаны заботиться о безопасности вкладов в интересах участников. Анализ же статистики позволяет говорить о том, что НПФ стабильно показывают высокий процент инвестирования в акции и облигации российских компаний. Суммарный объем инвестирования в акции и облигации российских компаний достигает у некоторых НПФ почти 80% (НПФ «ГАЗФОНД»), что делает портфели этих фондов достаточно рискованными. Несмотря на существующие ограничения, на вложения в один вид финансовых активов, утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок инвестирования, действующий для достаточно большого количества фондов, позволяет им проводить несбалансированную политику. Серьезные отклонения от норм инвестирования могут наблюдаться у НПФ и по векселям, государственным облигациям федерального уровня. И, тем не менее, негосударственные пенсионные фонды демонстрируют достаточно стабильный рост.

В ближайшее время ожидается значительное увеличение числа негосударственных пенсионных фондов на российском рынке. Статистика говорит об увеличении числа управляющих компаний, ориентированных не на создание паевых инвестиционных фондов, а на работу с пенсионными резервами. Успешное функционирование негосударственных пенсионных фондов позволит России перейти к системе сбалансированного пенсионного обеспечения.

1.4 Формирование и направление использования средств Пенсионного фонда РФ

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;

отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;

страховых взносов;

средств Федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В настоящее время в состав ЕСН работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:

базовая - фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;

страховая - дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;

накопительная - часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Базовая часть обеспечивает минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется законодательством.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе - финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ - страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.

Для данных категорий с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года (Глава 24 НК РФ ч. 2 "Единый социальный налог" утрачивает силу с 1 января 2010 года (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ)). Установлены соответствующие процентные ставки:

20% для работодателей;

15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;

14 % для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

20 % для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны

7,3% для индивидуальных предпринимателей;

5,3% для адвокатов и детективов, занимающихся частной практикой.

Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на:

выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".

С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.

1.4.1 Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Основным и самым главным изменением в расчете налогов с заработной платы можно признать отмену ЕСН, глава 24 исключена из Налогового кодекса РФ.

Вместе с отменой ЕСН отменена и регрессивная шкала уплаты налога.

При этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2010 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 107 900 (415 000 * 26%), для организаций применяющей спецрежимы: 58 100 (415 000 * 14 %)

В 2010 году общего изменения ставок не было, они остались на прежнем уровне:

1. Ставки страховых взносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы)

Таблица 1

2. Ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Таблица 2

3. Ставки страховых взносов для:

Таблица 3

4. Ставки страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог

Таблица 4

В течение 2011 - 2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов:

4) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Таблица 5

По страховым пенсионным взносам в ПФР изменилось распределение ставок по страховой и накопительной части:

1. На период 2010 - 2011 гг. для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) применяются следующие тарифы страховых взносов:

Таблица 6

Подлежащий индексации максимальный размер базы в отношении каждого физического лица

Коэффициент индексации базы

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 год рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Для всех страхователей (за исключением категорий страхователей, для которых на период 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов)

415000 рублей

Не устанавливается

Для всех страхователей за исключением категорий страхователей, для которых на период 2011 г. - 2014 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов)

415000 рублей

-<*> <*> - коэффициент индексации базы будет внесен в таблицу после его установления.

2. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Таблица 7

Организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

Организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

Организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД;

Для общественных организаций инвалидов, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Таблица 8

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог

Таблица 9

В течение 2011 - 2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

4) для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Таблица 10

Уплата страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму страховых взносов, подлежащую перечислению во внебюджетные фонды, определяют в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Ежемесячные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Предприниматели, уплачивающие страховые взносы за себя должны перечислить их не позднее 31 декабря текущего календарного года. На эти взносы необходимость округления сумм, следующих к перечислению не распространяется.

Отчетность по страховым взносам в ПФР и ФСС.

Что касается ФСС, то тут нет особых изменений.

До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчет в территориальный орган Фонда социального страхования.

Помимо этого до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчеты в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

При отчете за 2009 год все осталось без изменений - плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Подобные документы

    Организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ как социального института. Социальные функции и его роль в социальном обеспечении пенсионеров. Социальная деятельность Управления Пенсионного фонда Приморского района города Санкт-Петербург.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2012

    История развития государственного пенсионного обеспечения и создания Пенсионного фонда в РФ. Нормативно-правовая база, регулирующая его деятельность. Оценка направлений расходования средств Пенсионного фонда РФ, структура и динамика его доходов.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    История развития пенсионного обеспечения и его сущность как основы социальной политики РФ. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения на современном этапе. Особенности пенсионного законодательства отдельных видов пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2010

    Сущность, понятия, задачи, функции и современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации. Характеристика и анализ деятельности Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Система социальной защиты населения. Социальные проблемы, сущность и принципы пенсионного обеспечения в России и необходимость его реформы. Современный этап реализации пенсионной реформы. Место пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2008

    Результаты пенсионных реформ, проведенных в странах Западной Европы во II пол. XX в. Причины повышения пенсионного возраста. Пенсионный возраст и средняя продолжительность жизни на пенсии в странах Западной Европы, размеры страховых пенсионных взносов.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2011

    Социальные проблемы занятости инвалидов в регионе. Незащищенность людей с ограниченными возможностями. Целесообразность повышения возраста выхода на пенсию и занятость пенсионеров. Проблемы формирования дополнительного пенсионного обеспечения работников.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Организационная структура Пенсионного Фонда. Организация работы отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности. Получение выписки из индивидуального лицевого счета.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2011

    Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Проблемы финансирования пенсионной сферы и пути их решения. Обязательное пенсионное обеспечение. Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам. Основные пенсионные схемы. Фонд социального страхования.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования пенсионного фонда Российской Федерации. Изучение административно-организационной структуры ПФ. Совершенствование личностных и профессиональных качеств будущих специалистов социальной работы.