Понятие и функции бюджета. Государственный бюджет как инструмент грэ Сколько функций выполняет бюджет

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределения национального дохода;

2) государственного регулирования и стимулирования экономики;

3) финансового обеспечения социальной сферы и осуществления социальной политики государства;

4) контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: l)образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны и интересы пропорционального развития регионов.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

И наконец, бюджеты выполняют контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Государственный бюджет играет важную роль в общественном перераспределении ресурсов и является главным звеном государственной финансовой систем. Бюджет, в общем понимании, - это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Например, бюджет субъекта хозяйствования известен под названием бухгалтерского баланса.

Государственный бюджет - это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия.

Взаимосвязи бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются действующим законодательством. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, называется сводным (консолидированным) бюджетом Украины.

Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между ее отдельными элементами и звеньями.

Бюджет составляется согласно бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального группирования доходов и затрат бюджета по однородным признакам. Она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, определить характер регулирующих действий государства по поиску доходных источников и направлений использования полученных средств.

Фискальная (от слова Фиск – казна, казначейство) функция бюджета состоит в финансовом обеспечении выполнения государством основных функций, которые находятся в сфере ее ответственности.

При выполнении этой функции необходимо помнить, что госбюджет рассматривается не только как смета поступлений и затрат, но прежде всего – как способ обеспечения макроэкономического сбалансирования и экономического роста, финансовый план, который предусматривает воспроизведение условий для собственного финансирования в долгосрочном периоде.

Регулирующая функция бюджета опирается на фискальное перенаправление части ресурсных потоков в стране соответственно установленным законом о Государственном бюджете направлениям.



Изъятие части общественного продукта в виде налогов и неналоговых поступлений в бюджет позволяет корректировать использование этого продукта, воздействуя на объемы совокупного спроса и пропорцию между потреблением и накоплениями в экономике. На этапе спада затраты бюджета увеличиваются, компенсируя потерю части общественного спроса, что оживляет экономику, но ухудшает баланс бюджета. На этапе экономического подъема рост налоговых поступлений улучшает баланс бюджета. В случае действия прогрессивной шкалы налогообложения увеличение доходов ведет к росту части налоговых выплат, что является своего рода «встроенным» стабилизатором, «охлаждающим» экономику. Снижение налоговых ставок и увеличение государственных затрат используется как рычаг активизации экономической динамики, в тот час как повышение налоговых ставок и уменьшение затрат является одним и способов предупреждения «перегрева» экономики. Таким образом, бюджет играет антицикличную и стабилизационную роль

Стратегическая функция бюджета определяется структурою государственного потребления и государственных инвестиций и реализуется через влияние государства на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соответствии с поставленными долгосрочными стратегическими приоритетами.

Прежде всего это государственные закупки (госзаказы) продукции определенных отраслей, бюджетные капиталовложения в отрасли, которые определены как стратегически важные, но которые не могут привлечь по объективным причинам частный капитал, в депрессивные регионы и т.д. Указанная функция приобретает особое значение в переходных экономиках, в которых происходит существенная структурная перестройка.

Стимулирующая функция бюджета состоит во влиянии мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов.

Если регулирующая и структурная функции могут быть направлены как на ускорение так и на торможение экономических процессов, то стимулирующая функция бюджета состоит в создании максимально благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности в русле законодательства и национальных интересов страны с помощью налоговых стимулов, субсидий или дотаций, инвестиций и т.д.

Кроме фискальной, все остальные функции государства являются не прямыми и их реализация простирается дальше границ одного года, но именно через фискальные функции государства. Поэтому, эффективность их исполнения госбюджетом можно определить по итогам одного года лишь частично.

Основные стратегические направления бюджетной политики:

обеспечение полного и своевременного исполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

устранение дестимулирующих элементов и усиление стимулирующих функций бюджетной политики, прежде всего в направлениях реформирования налоговой системы и политики бюджетных затрат;

уменьшение долговой нагрузки на экономику.

Бюджетное финансирование - это безвозвратное направление средств соответствующих бюджетов (государственного, областного, районного, городского и т.д.) на содержание организаций в соответствии со сметой затрат.

Бюджетные резервы - это фонды непредвиденных затрат, которые создаются в соответствующих бюджетах для обеспечения бесперебойного финансирования запланированных в бюджетах мер при снижении доходов или в случае финансирования непредвиденных мер неотложного характера. Размеры бюджетных резервов обычно составляют 3% от объема соответствующего бюджета.

Основная часть государственных доходов и расходов осуществляется через бюджетную систему. В Украине бюджетная система состоит из государственного бюджета, бюджета АР Крым и местных бюджетов. Организация и принципы построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между его отдельными звеньями характеризуются понятием «бюджетное устройство». Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно-территориального деления страны.

Государственные доходы - это денежные отношения по поводу распределения ВВП, а также часть ВВП, используемая государством для осуществления своих функций. Доходы бюджетов получаются за счет поступлений от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей, а также поступлений из других источников, определенных законодательством.

Доходы бюджетов Украины делятся на доходы государственного и местных бюджетов. Из государственного бюджета Украины в бюджет АР Крым, бюджеты областей, городов Киев и Севастополь передается часть доходов в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей, которые собираются на данной территории. Размер этих отчислений утверждается Верховной Радой Украины в Законе о государственном бюджете Украины на соответствующий год с учетом экономического, социального, природного и экологического состояния соответствующих территорий.

Государственные расходы, включая чистое кредитование, - это затраты, которые не подлежат возвращению, не создают и не погашают финансовых требований. Они складываются в основном из закупок товаров, услуг, оплаты работы государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга.

В соответствии с экономической классификацией расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения.

Государство, используя бюджет, осуществляет финансирование развития отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, затраты государственного бюджета осуществляются в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции. СУБВЕНЦИЯ - (от лат. subvenire - приходить на помощь) вид денежной помощи местным бюджетам со стороны государственного бюджета, предназначенной на определенную цель. В случае нарушения целевого использования средств помощи, полученных в виде страховой суммы, они подлежат возврату в тот бюджет, из которого получены.

Субвенцию следует отличать от дотации , при которой денежная помощь со стороны госбюджета не оговаривается никакими условиями, и от субсидии , обозначающей дотации, как бюджетам, так и различным организациям за счет средств бюджета или средств специальных фондов, создаваемых за счет взносов отдельных компаний и граждан.

В государственном бюджете предполагается резервный фонд КМ Украины в размере не более 1% от объема расходов общего фонда бюджета для финансирования неотложных затрат в экономике, социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены во время утверждения государственного бюджета.

Превышения доходов над расходами составляет излишек (профицит) бюджета. Превышения расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Излишек бюджета правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для досрочных выплат, погашения государственного долга, кредитования или переведения его в доход следующего бюджетного года.

Предельный размер дефицита государственного бюджета и источники его покрытия определяются Верховной Радой Украины во время утверждения государственного бюджета. В мировой практике бюджетный дефицит до 10% от суммы доходов считается допустимым, дефицит свыше 20% - критический.

Общепринятым в мировой практике показателем того, насколько бюджетный дефицит велик и опасен, является отношение минусового бюджетного сальдо (государственного внутреннего долга) к объему ВВП. По оценке МВФ показатель превышающий 2,5% является настораживающим.

Покрытие дефицита осуществляется за счет внутренних государственных займов, займов иностранных государств и других финансовых институтов. Решения о привлечении займов в каждом конкретном случае принимает Верховная Рада Украины.

В связи с ограниченностью средств и невыполнением доходных статей утвержденного бюджета фактическое выполнение государственного бюджета Украины за последние годы ниже предусмотренного. Недостаток средств постоянно заставляет решать проблему приоритетности направлений расходования их. В этих случаях становится неминуемым секвестр (сокращение) затрат, т.е. пропорциональ­ное уменьшение их (кроме специально защищенных - заработная плата, стипендии, пенсии и другие трансферты, затраты на медикаменты, питание и др.).

Основные этапы бюджетного процесса: составление проекта бюджета; рассмотрение бюджета; утверждения бюджета; выполнения бюджета; составление, рассмотрение и утверждения отчета о выполнение бюджета.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводится чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривает принятие специального закона.

Бюджет - важнейшая часть национальной экономической системы большинства государств. Каждая страна стремится выстроить наиболее эффективную модель управления соответствующим ресурсом, а также определить перспективные способы ее совершенствования. В чем заключается специфика российской модели выстраивания бюджетной политики? Какие функции выполняет в рамках данного направления активностей российское государство?

Что такое бюджет?

Прежде чем изучать функции бюджета, рассмотрим популярные в среде российских исследователей подходы к определению данного термина. Так, в статье 6 БК РФ сказано, что под рассматриваемым термином следует понимать форму образования, а также расходования финансовых средств, которые предназначены для обеспечения задач государства и муниципального управления.

Структура бюджета

Содержание бюджета имеет весьма простую структуру - это расходы и доходы. Однако определение их конкретных статей - весьма непростая задача. Существуют ключевые функции доходов бюджета, а также расходов государственной системы управления финансовыми ресурсами. Касательно первых следует выделить прежде всего формирование необходимых денежных резервов, размещаемых в государственной казне. Взимая налоги и различные сборы, власти страны тем самым формируют некий источник финансовых средств, который впоследствии можно задействовать как инструмент решения важнейших социальных задач. Что касается ключевых функций расходов бюджета, то к таковым вполне допустимо отнести обеспечение необходимого спроса в экономике, а также высокого уровня покупательной способности граждан. Чуть позже мы изучим специфику подобных активностей подробнее.

Как считают современные исследователи, бюджет правомерно считать одним из ведущих звеньев экономики государства. Он объединяет доходы и расходы страны, обеспечивает единство финансового управления стратегически значимых отраслей, позволяет государству мобилизовывать те или иные хозяйственные ресурсы. Некоторые исследователи предпочитают рассматривать бюджет как денежные отношения, которые возникают между государством, гражданами и юридическими лицами. Предмет соответствующих коммуникаций - использование бюджетных фондов, который направляется властями на финансирование ключевых отраслей экономики страны. Граждане и юридические лица содействуют лучшему инвестированию государственных финансовых ресурсов.

Термин «бюджет» чаще всего рассматривается в контексте государственных и муниципальных активностей. Но в ряде случаев его используют также и как хозяйственную характеристику деятельности частных предприятий. Наряду с термином «бюджет» в бизнесе распространено понятие планирования, которое также предполагает определение различных статей доходов и расходов - но в данном случае на уровне отдельно взятой организации.

Итак, под бюджетом может пониматься:

  • фонд финансовых средств, который находится в распоряжении государства;
  • финансовый документ, позволяющий эффективно распределить доходы и расходы предприятия, региона либо страны.

Существует довольно много подходов к определению функций бюджета. Рассмотрим те, что характеризуются широкой распространенностью в среде российских исследователей. Так, в числе популярных концепций - классификация функций бюджета на распределительные и контрольные. Изучим их подробнее.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета

Распределительная функция бюджета предполагает осуществление государством активностей по концентрации финансовых ресурсов и последующего их направления в область решения тех или иных социально значимых задач. Основной вид активностей государства в этой части - определение приоритетных направлений инвестирования в привязке к конкретной территории, экономической сфере, социальной группе.

Специфика контрольной функции бюджета - в осуществлении государством мониторинга исполнения решений, принятых при разработке стратегий инвестирования в национальную экономику. Данные активности позволяют оценить эффективность финансовой модели, задействуемой властями. Благодаря контрольной функции бюджета государство может также осуществлять прогнозирование социально-экономических процессов, сопровождающих инвестирование в те или иные экономические сферы.

С целью решения задач, о которых идет речь, власти страны должны осуществить выработку механизма, который включает:

  • формы управления бюджетными отношениями;
  • методы сбора налогов и задействования иных ресурсов, обеспечивающих доход бюджета;
  • алгоритмы эффективного распределения соответствующих денежных средств.

Работа бюджетного механизма предполагает формирование государством особой системы политических институтов - управления, права, банковских учреждений.

Функция планирования

Рассмотрим иные важнейшие функции бюджета, которые выделяют российские исследователи. В числе таковых - планирование. Данная функция прежде всего предполагает выработку программ, связанных с бюджетным развитием. Последующая работа с главным финансовым планом государства связана главным образом с уточнением пунктов, которые входят в соответствующие алгоритмы. Рассматриваемая функция - один из факторов стабильности бюджета страны. Качественное ее выполнение предопределяет то, насколько эффективным будет сбор финансовых средств в государственную казну, а также их расходование.

Функция координирования

Если далее рассматривать основные функции бюджета государства, то полезно будет обратить внимание на координирование. Главная задача, которая решается властями в рамках данного направления активностей, - грамотное делегирование полномочий, связанных с управлением финансовой системой государства, а также выстраивание необходимых механизмов контроля над деятельностью объектов, обладающих соответствующими полномочиями.

Функция стимулирования

Еще одна примечательная функция бюджета - стимулирование. Ее специфика - в формировании государством и создаваемыми им институтами среды, способствующей развитию тех или иных участников социальных коммуникаций. Таковыми могут быть: органы власти, НКО, коммерческие предприятия, физические лица.

Каждый из отмеченных субъектов призван выполнять некую социальную роль. Задача по стимулированию подобных активностей возложена также и на государство, а именно, на его бюджетную систему. Особенно актуальна подобная закономерность для российской социальной среды. Дело в том, что в бюджете работает значительная часть граждан РФ. Государству принадлежит ощутимая доля бизнесов. Крупнейшие российские банки - государственные. Несмотря на то что часто специфика функционирования тех или иных организаций предполагает самоокупаемость, в случае необходимости на развитие подобных учреждений может быть направлен значительный объем бюджетных средств. Либо тех, которые потенциально могут быть в него включены, однако тогда приоритетным становится их инвестирование в тот или иной сегмент бизнеса, а не производство.

Таким образом, если рассматривать наиболее значимые с точки зрения развития национальной экономики функции бюджета государства, то в случае с хозяйством РФ одной из таковых будет стимулирующая.

Обучающая функция государственного бюджета

Другое важное направление активностей органов власти при разработке стратегии управления национальными финансовыми ресурсами - обучение. Как считают некоторые исследователи, соответствующая функция важна с точки зрения формирования на уровне тех или иных государственных институтов источников знаний, а также необходимого кадрового потенциала для решения задач, связанных с экономическим развитием государства.

Власти страны не должны инвестировать в те или иные сферы хозяйственного развития, не просчитав последующего экономического эффекта от соответствующих вложений. Он может выражаться не только в обеспечении государственными организациями самоокупаемости, но также и в формировании на уровне социальных институтов ресурсов, аккумулирующих управленческий опыт. Который, в свою очередь, может быть задействован властями при решении актуальных экономических задач.

Социальная роль государственного бюджета

Итак, мы рассмотрели сущность и функции бюджета государства. Полезно будет теперь изучить довольно близкую к ним категорию - роль национальной системы управления финансовыми ресурсами для социума.

Осуществляя распределение финансовых средств, власть решает важнейшие социальные задачи. Бюджет - один из ключевых инструментов воздействия государства на национальную экономику, социум, развитие различных институтов. Поэтому его утверждение, определение ключевых доходов и расходов предполагает организацию многоступенчатых слушаний, реализацию законотворческих инициатив на уровне высших эшелонов власти.

Как мы отметили выше, многие функции бюджета РФ - например, стимулирующая, - непосредственным образом предопределяют эффективность экономического развития государства. Данное направление активностей тесно связано с одной из ключевых ролей соответствующей системы управления государственными финансами - обеспечением высокого уровня жизни граждан. Люди, проживающие в стране, прежде всего ожидают от властей адекватной экономической политики, которая будет сопровождаться открытием возможностей для карьерного роста, ведения предпринимательской деятельности, самореализации в аспекте тех или иных профессий. Данная социальная роль бюджета сводится не только к финансированию соответствующих инициатив. Государственные финансы могут быть, например, фактором формирования спроса в тех или иных сегментах бизнеса. То есть основными покупателями продукта или услуги, предлагаемых частной компанией, могут быть сотрудники бюджетной сферы, либо государство в лице каких-либо органов власти.

Бюджет как фактор суверенитета

Итак, мы изучили, в чем заключается социальная функция бюджета. Важно будет рассмотреть еще одно значимое направление активностей государства в рамках управления национальными финансовыми ресурсами. Речь идет об обеспечении суверенитета страны. Данное понятие может пониматься разными способами. Но в общем случае термин «суверенитет» означает независимость государства как политического субъекта на международной арене.

Соответствующий статус должен быть подкреплен устойчивостью ключевых социальных институтов, экономики, армии страны. Расходы на поддержание их развития во многом ложатся на государство. Передача подобных функций в частные руки, как считают исследователи, не всегда позитивно сказывается на обеспечении устойчивости суверенитета страны. В связи с этим функции расходов бюджета в части обеспечения эффективной экономики, формирования мощной армии и работоспособных социальных институтов - в числе важнейших. Их успешное выполнение становится ключевым фактором обеспечения суверенитета.

Функции региональных и местных бюджетов

Рассмотрев содержание и функции бюджета, мы можем изучить то, каким образом те социальные задачи, о которых мы сказали выше, решаются на локальном уровне в тех государствах, где политической деление предполагает соответствующее структурирование национальной финансовой системы. К таким странам относится, безусловно, Россия. Бюджет нашей страны представлен на трех уровнях - федеральном, региональном, а также муниципальном.

По сути, ключевые задачи управления государственными финансами, в целом, одни и те же на всех отмеченных ступенях. Функции федерального бюджета, рассмотренные нами выше, в целом реализуются в том же спектре и на других уровнях работы политических институтов. Однако в той или иной сфере бюджета отдельным направлениям активностей может отдаваться особый приоритет. Каковы наиболее характерные функции местных бюджетов РФ, а также региональных систем управления государственными финансами?

Прежде всего это обеспечение высоких доходов граждан, живущих в конкретном регионе, в сравнении с жителями других субъектов РФ. Известно, что в России есть регионы, уровень экономического развития которых невысок. Задача местных и региональных властей - запустить механизмы стимулирования роста соответствующих хозяйственных систем.

Другая значимая функция местных и региональных властей - создание условий для саморазвития граждан в аспекте предпринимательских, творческих, общественно-политических активностей. Человек, живущий в том или ином регионе, должен обладать теми же правами, что и гражданин другого субъекта РФ либо города, а также сопоставимыми возможностями для личностного развития.

Еще одна значимая функция региональных и местных бюджетов - формирование на той или иной территории устойчивого экономического кластера, в котором локальные субъекты бизнеса и государственные предприятия смогут эффективно встраиваться в национальную экономику.

Итак, мы рассмотрели основные виды, функции бюджета на примере соответствующей системы управления суверенными финансами в России. Безусловно, подходы к выстраиванию национальной бюджетной модели в России в силу того, что наше государство - сравнительно молодое, во многом требуют совершенствования. Однако, как считают многие аналитики, сложившаяся модель управления бюджетом РФ в целом оптимально отражает национальную, культурную и экономическую специфику развития государства.

1. Контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

Бюджет объективно, через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать», как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствуют ли размеры централизуемых ресурсов объему потребностей государства, достаточно ли эффективно работают прямые государственные инвестиции и т.д. в бюджетном процессе высвечиваются слабые места, болевые точки в экономике страны.

Правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов активизировать деятельность тех или иных производств и сфер экономики. Следовательно, контрольная функция бюджета не носит не запретительного, не ограничительного характера, она позволяет контролировать степень и формы воздействия государства на воспроизводственный процесс.

2. Информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.



Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция . В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

5. Перераспределительная – выравнивание доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.). Отражает перераспределение ресурсов между регионами страны, наиболее значимыми в данный период отрасли экономики. Через госбюджет страна концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны и содержание органов управления и власти.

6. Воспроизводственная. Сбалансированность бюджета при реализации на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. С помощью федерального бюджета поддерживается экономический рост, развиваются ключевые отрасли хозяйства, реформируются струтуры экономики, ускоряется НТП.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (обеспечение инвестиционных нужд и прироста запасов).

7. Стимулирующая. Государственная поддержка передовых отраслей экономики (авиастроение, космические программы, атомная промышленность, энергомашиностроение и т.д.). поддержка связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов.

8 Фискальная – с одной стороны обеспечение государства финансовыми ресурсами для выполнения прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. реализовать те государственные услуги, которые на него возложены обществом.

Данная функция направлена на создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся у государства ресурсов и поддерживать определенный уровень экономической активности. Фискальная политика государства – политика сокращения бюджетного дефицита до уровня соответствующего основным макроэкономическим целям: контроль над инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества.

8. Социальная. Охватывает все сферы общественного развития. За счет федерального бюджета финансируется не только отрасли материального производства, но и непроизводственные сферы: образование, здравоохранение, культура и т.д. Позволяет добиваться ускоренного развития человеческого потенциала – двигателя общественного прогресса. С учетом внебюджетных фондов бюджет охватывает учреждения социально-культурного значения, что дает возможность оказывать социальную поддержку слабозащищенным слоям населения, обеспечивать функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.

Необходимые свойства бюджета

Для того, чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований:

Прозрачность бюджета – информационная открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Четкая регламентация - для повышения прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов.

Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета и т.д.

Полнота бюджета - с прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различные виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

Бюджетная система -

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Федеральный бюджет – главное звено финансовой и бюджетной системы – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Через ФБ мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории РФ. За счет средств ФБ покрываются затраты: содержании органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и т.п.

Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Предназначены для реализации конституционных прав на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. В совокупности со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации, составляет консолидированный бюджет данного субъекта.

- III уровень - местные бюджеты - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.