Штрафы за непроведение обязательного аудита. Есть ли санкции за непроведение обязательного аудита? Штраф за непроведение аудиторской проверки

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ)

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Штрафы, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ : административный штраф на должностных лиц - от 5000 до 10000 руб., а при повторном нарушении - до 20000 руб. или дисквалификация.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.

Непредоставление аудиторского заключения в Росстат (ст. 19.7 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях. Росстат за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф:

На граждан в размере от 100 до 300 рублей;

На должностных лиц - от 300 до 500 рублей;

На юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности , за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в органы статистики.

Ответственность акционерных обществ и организаций, публикующих отчетность

Непредставление аудиторского заключения по требованию акционера

В соответствии с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ непредставление аудиторского заключения по требованию акционера влечет наложение штрафа на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц - от 500 000 до 700 000 рублей.

Несоблюдение законодательства о раскрытии и предоставлении информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП)

Что касается акционерных обществ и других организаций, публикующих свою отчетность в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением!

Несоблюдение законодательства о раскрытии информации в отношении акционерных обществ, публикующих свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, влечет наложение административных штрафов по ст. 15.19 КоАП в размере от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц - от 700000 до 1000000 рублей, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

Нарушение политическими партиями требований об обязательном аудите (ст.5.68 КоАП)

К административной ответственности может быть привлечен руководитель политической партии. В этом случае административный штраф может составить от 50 000 до 100 000 рублей. А политическая партия может быть оштрафована от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Административная ответственность наступает в случае невыполнение требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии, а так же нарушение сроков проведения обязательного аудита представления экземпляра аудиторского заключения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Как избежать ответственности за непроведение аудита?

Стоимость проведения обязательного аудита в большинстве случаев значительно меньше административных штрафов. К тому же, проходя аудиторскую проверку в нашей компании вы получите не только аудиторское заключение, но и отчет о выявленных рисках, своевременно предотвратив которые вы сможете существенно обезопасить вашу компанию и избежать серьезных последствий.

Привлечь к административной ответственности организацию за непроведение обязательного аудита или нарушения сроков может ЦБ РФ (Банк России), Росстат, налоговая инспекция, Центризбирком, а так же Минюст РФ.

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2020 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2020 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Проведением аудита занимаются независимые аудиторские фирмы. Обязательным требованием к ним является наличие на осуществление аудиторской деятельности.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Аудиторское заключение о достоверности отчетности за определенный период выдается по итогам обязательного .

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Организация, подлежащая обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в Росстат вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

Правовое регулирование

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Если не проводить обязательный аудит, то ООО грозит штраф. Предусмотрено это и п.11 ст.15.23.1 .

Согласно данным нормативам могут быть оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалифицированы на срок до одного года.

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Если аудиторская проверка проведена, но заключение не предоставлено в Росстат или подано с опозданием, предусмотрении административный штраф, определенный .

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Но если аудируемая отчетность ООО публикуется, то согласно должно публиковаться и аудиторское заключение.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

Отмечает, что преобразование юридического лица считается реорганизацией.

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Помимо того существует такое понятие как аудиторская проверка специального назначения. Таковая проводится при или организаций.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.

В завершение проверки готовится аудиторское заключение с положительным или отрицательным результатом.

Обязательный аудит позволяет сделать «прозрачной» финансовую документацию. Это в свою очередь говорит о честности и открытости бизнеса.

Объективное мнение аудитора позволяет выявить многие риски и устранить существенные ошибки. Поэтому в последнее время многие организации, не подлежащие обязательной аудиторской проверки, заказывают инициативный аудит.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ " " (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " " или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с , в случаях, перечисленных в этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. ().

Обязательный аудит проводится ежегодно ().

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " "). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. "д" раздела " " информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью ().

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе .

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг : как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

С необходимостью проведения сталкивается множество компаний. Организации, обязанные проводить аудит определены законодательством. Плановую проверку финансовой документации подлежит проводить регулярно, отталкиваясь от определенных сроков.

Сроки проведения ОА

Иногда руководители подменяют понятия бухгалтерской и налоговой отчетности с аудиторскими документами. Аудиторский отчет при обязательной проверке должен быть, но он не всегда совпадает с подачей деклараций. Документы в налоговую подаются отдельно от аудиторских отчетов. Периодичность подачи бухгалтерской отчетности такая:

  • Ежеквартально, не позднее 30 дней с окончания отчетного периода
  • Годовая отчетность, не позднее 90 дней по завершению года.

Законом определена периодичность обязательного аудита. ФЗ № 307 в ст. 5 ч. 2 указывает на то, что ОА проводиться ежегодно. В тоже время нет никаких утверждений о конкретных сроках проведения. При этом ФЗ № 129, касающийся бухгалтерского учета говорит о том, что аудиторское заключение необходимо подавать одновременно с годовой финансовой отчетностью.

На основании отчета аудиторов устанавливается достоверность бухгалтерской документации, подаваемой в налоговой орган, поэтому 25 июля 2007 года появилось Постановление ФАС о 90-дневном сроке подачи заключения ОА. Следует полагать, что согласно этим законам и постановлениям аудиторское заключение подается в ИФНС одновременно с бухгалтерской отчетностью.

В декабре 2011 года вышел новый закон «О бухгалтерском учете» № 402, а 23.05.2016 произошла его редакция. Федеральный закон № 251 от 23.07.13 обязал подавать эти документы совместно, но поправки к Ф3 402 от 2016 г. отменили обязательную сдачу отчетности и заключения. Согласно этим данным заключение подается либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 дней подле проведения аудита.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Компании, по закону обязанные проводить аудит, не в праве отказаться от проверки. Они должны ее проводить вне зависимости от своего желания. За отказ от могут быть наложены штрафные санкции. Их величина меняется в зависимости от организационно-правовой формы компании, а также от периодичности нарушения.

Повторный отказ от или нарушение сроков подачи аудиторского заключения влечет увеличение сумм штрафов.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ первичные и вторичные штрафы разнятся вдвое:

  • Первое нарушение - 5-10 тысяч рублей для должностных лиц
  • Повторное до 20 тысяч.

При этом повторное нарушение может повлечь не только штраф, но и дисквалификацию сроком от 1 до 2 лет. Это лишь одна часть ответственности за ОА, рассматриваемая в качестве нарушения ведения бухгалтерского учета. Помимо этого аудиторское заключение подается и в другие государственные структуры.

Санкции за нарушения

За отказ в проведение ОА подразумевается и административная ответственность. Также не стоит забывать, что по решению суда можно провести принудительную проверку финансовой документации.

Нарушение сроков подачи также влечет штрафные санкции. Наименее грозные суммы при просрочки подачи данных в налоговую и Росстат.

  • В первом случае штраф составляет 200 р.,
  • во втором - до 500 р. на должностных лиц и от 3 до 5 тысяч рублей на юридических.

Если не подано аудиторское заключение в Банк России, обязательное для акционерных обществ, то штрафы могут быть очень большими. Административная ответственность предусмотрена ст. 15.19 КоАП п. 2:

  1. Юрлица - от 700 тысяч рублей до 1 миллиона.
  2. Должностные лица - от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 2 лет.

Стоит знать, что некорректно поданные документы, неполная бухгалтерская отчетность или аудиторское заключение, выданное нелицензированной проверяющей организацией также влечет административную ответственность. Поэтому нужно внимательно выбирать компанию для аудиторской проверки и соблюдать сроки подачи всей отчетности.

Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита также рассмотрена в этом видео: