Общая характеристика системы налогов и сборов РФ. Основы налогового федерализма

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации , то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания , разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета :
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы :
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

Основание Налог Сбор
1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной
  • PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  • А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  • Актиномицеты. Таксономия. Характеристика. Мик­робиологическая диагностика. Лечение.
  • Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
  • Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Налоги и сборы взимаются как с организаций, так и с физических лиц. Участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются организации и физические лица, выполняющие функции налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов, налоговые и таможенные органы.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

    К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС ; акцизы ; налог на доходы физических лиц - НДФЛ ; налог на прибыль организаций ; налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ ; водный налог ; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ; государственная пошлина .

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (ст. 14) и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.



    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций ; налог на игорный бизнес ; транспортный налог .

    Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

    К местным налогам относятся: земельный налог ; налог на имущество физических лиц .

    К специальным налоговым режимам относятся:

    единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;



    н упрощенная система налогообложения - УСН ;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД ;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции .

    Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

    Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

    Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

    Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

    Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

    Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

    Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

    1.75

    Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

    Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72).

    Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ˸ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в сфере налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

    Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на базе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

    Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

    В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов˸

    Федеральные налоги и сборы;

    Региональные налоги и сборы;

    Местные налоги и сборы.

    Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

    Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения˸ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

    Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов РФ" 2015, 2017-2018.

    В результате изучения данной главы студент должен:

    • знать философско-правовые положения о системе налогов и сборов; специфические особенности формирования и характерные признаки системы налогов и сборов; особенности введения и установления видов налогов и сборов, элементный состав налогов и сборов;
    • уметь свободно оперировать юридическими понятиями и категориями системы налогов и сборов;
    • владеть навыками применения в практической работе нормативного правового акта, регулирующего отношения в области налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налоговых отношений.

    Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов

    Понятие "система налогов и сборов" сформировалось в российском законодательстве сравнительно недавно – с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Однако дефиниции "система налогов и сборов" законодательство о налогах и сборах не содержит.

    Анализ положений гл. 2 ПК РФ дает основания предположить, что законодатель отождествляет понятия "система налогов и сборов" и "виды налогов и сборов", установленные в Российской Федерации (ст. 13–15 НК РФ). Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Основными критериями законодательного выделения видов налогов и сборов в Российской Федерации являются законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

    Как замечает И. И. Кучеров, важнейшее значение для типизации системы налогов и сборов государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство .

    К системе налогов и сборов можно также отнести предусмотренные соответственно гл. 26.1 ПК РФ – единый сельскохозяйственный налог, гл. 26.2 НК РФ – единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы налогообложения, гл. 26.3 ПК РФ – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, гл. 26.5 НК РФ – патентную систему налогообложения. "Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации", – отмечает А. А. Ялбулганова .

    Система налогов и сборов представляет собой своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях – общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном. Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и принципы установления и взимания налогов и сборов. Состав системы налогов и сборов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики – торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов – исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д. .

    Система налогов и сборов – динамичная экономико-правовая категория. Введение, трансформирование и отмена отдельных налогов и сборов соотносятся с текущими целями и задачами налоговой и бюджетной политики государства (зависят от них).

    Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, т.е. единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и единым механизмом государственного принуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением .

    Наряду с понятием "система налогов и сборов " в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство этих терминов, смешивать их нельзя, предупреждает А. А. Ялбулганов.

    Таким образом, налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Как отмечает А. А. Ялбулганов, правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

    Налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).

    Налоговая система – это совокупность установленных в государстве налогов и сборов. Система налогов – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, – такую позицию высказал С. Г. Пепеляев