Экономика машиностроения. Характеристика отрасли машиностроения Производство и экономика в машиностроении


«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно- правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно -частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
Продукция машиностроения является основой воспроизводства основных производственных фондов (ОПФ) во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, в силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование),
Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,
листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностей его развития.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно- хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времени и пр.
Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки
изделий.
Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических
рекомендаций, что позволяет приблизить решение задач и ситуаций к реальным условиям производства различной специализации.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям 15100165 «Технология
машиностроения», 15020165 «Обработки металлов давлением», 19020165 «Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
Система показателей эффективности производства.
Основные производственные фонды и их амортизация.
Оборотные средства и показатели их использования.
Производственная мощность и показатели ее использования.
Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога рентабельности производства.
Экономическая эффективность мероприятий НТП.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно- справочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать соответствующие выводы.

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, каким образом эти процессы могут нарушаться, каким образом они регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.

В результате изучения дисциплины «Экономика отрасли» студент должен иметь представление о структуре отрасли, знать продукцию отрасли и влияние свойств материалов на ее технико-экономические показатели, владеть навыками в области организационно-экономических проблем, уметь использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы.

Цель данного пособия - оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения курса «Экономика отрасли». В нем рассмотрены важнейшие вопросы экономики отрасли машиностроения в соответствии с учебной программой по данной специальности.

ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них в качестве средств производства.

В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

К оп = Т отр / Т пром,

где, К оп - коэффициент опережения,

Т отр - темп развития отрасли или комплекса,

Т пром - темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень индустриального развития страны;

2. Уровень технического развития страны;

3. Степень экономической самостоятельности страны;

4. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

Основной целью курса лекций «Экономика машиностроительного предприятия» является усвоение слушателями основополагающего объёма сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. В процессе обучения осуществляется их подготовка к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные стороны деятельности машиностроительного предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Отраслевая и региональная структуры российской экономики.
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства и др. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Оглавление
Введение
Раздел 1. Основы экономики машиностроительного предприятия
Глава 1.1. Машиностроительные предприятия - основное звено национальной экономики
1.1.1. Отраслевая и региональная структуры российской экономики
1.1.2. Машиностроительное предприятие - структурная единица экономики
1.1.3. Собственность в Российской Федерации
1.1.4. Организационно - правовые формы предприятий
1.1 4 1. Индивидуальное частное предприятие
1.1.4.2. Хозяйственное товарищество и общество
1.1.4.3. Производственный кооператив
1.1.4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
1.1.4.5. Дочерние и зависимые общества
1.1.4.6. Объединения крупного капитала
1.1.5. Внешняя среда машиностроительного предприятия
1.1.6. Создание и ликвидация предприятия
Глава 1.2. Ресурсы машиностроительного предприятия
1.2.1. Спрос и предложение экономических ресурсов
1.2.2. Основные фонды (средства) предприятий
1.2.2.1. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
1.2.2.2. Методы оценки основных производственных фондов
1.2.2.3. Износ основных производственных фондов
1.2.2.4. Амортизация основных производственных фондов
1.2.2.5. Ремонт основных производственных фондов
1.2.2.6. Показатели уровня использования основных производственных фондов
1.2.2.7. Направления улучшения использования основных производственных фондов
1.2.3. Оборотные средства машиностроительных предприятий
1.2.3.1. Основные понятия об оборотных фондах и оборотных средствах
1.2.3.2. Нормирование оборотных средств
1.2.3.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
1.2.3.4. Источники формирования оборотных средств
1.2.3.5. Показатели уровня использования оборотных средств
1.2.4. Кадры и оплата труда
1.2.4.1. Состав и структура кадров
1.2.4.2. Производительность труда и значение её повышения
1.2.4.3. Факторы и резервы роста производительности труда
1.2.4.4. Средства на оплату труда
1.2.4.5. Формирование и использование средств, направляемых на потребление
Глава 1.3. Издержки производства. Себестоимость продукции
1.3.1. Классификация издержек производства
1.3.2. Выбор оптимального объёма производства
1.3.3. Себестоимость продукции. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
1.3.4. Содержание и расчёт калькуляционных статей расходов
1.3.5. Пути снижения себестоимости продукции
1.3.6. Особенности учёта затрат в условиях рынка
Глава 1.4. Ценообразование и цены на продукцию предприятия
1.4.1. Ценообразование - процесс комплексный
1.4.2. Методы установления цен
1.4.3. Виды цен, и элементы цены
1.4.4. Ценовая стратегия и тактика:
1.4.5. «Директ - костинг» и политика цен
Глава 1.5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1.5.1. Финансовые ресурсы предприятия
1.5.2. Финансовая среда предприятия
1.5.3. Предприятия и банковская система
1.5.4. Предприятия и коммерческие банки. Кредит
1.5.5. Операции на фондовых рынках
1.5.6. Ценные бумаги:
1.5.7. Формирование и распределение прибыли
1.5.8. Анализ динамики прибыли
Глава 1.6. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.6.1. Основные финансовые документы предприятия
1.6.2. Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
1.6.3. Предприятия и налоги:
Раздел 2. Экономика создания и освоения новой техники
Глава 2.1. Инвестиционная и инновационная деятельность машиностроительного предприятия
2.1.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности
2.1.2. Классификация инвестиций
2.1.3. Планирование инвестиций
2.1.4. Инновации и их роль в развитии предприятия
Глава 2.2. Методы определения экономической эффективности новой техники и технологии
2.2.1. Предпринимательская идея и жизненный цикл разрабатываемой техники
2.2.2. Выбор базы для сравнения и приведения вариантов в сопоставимый вид
2.2.3. Статические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
2.2.3.1. Расчёт и сравнение затрат
2.2.3.2. Расчёт и сравнение прибыли
2.2.3.3. Расчёт и сравнение рентабельности
2.2.3.4. Расчёт и сравнение срока окупаемости
2.2.4. Динамические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
Глава 2.3. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.1. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (НИР)
2.3.2. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.3. Показатели эффективности работы научно-исследовательских и проектных групп
2.3.4. Особенности расчёта эффекта от изобретений и рационализаторских предложений
Глава 2.4. Технико-экономический анализ (ТЭА) проектных решений
2.4.1. Конкурентоспособность продукции
2.4.2. Цели и содержание технико-экономического анализа
2.4.3. Виды технико-экономического анализа
2.4.4. Прогнозирование экономических показателей на ранних стадиях проектирования
2.4.4.1. Прогнозирование себестоимости изделия
2.4.4.2. Прогнозирование единовременных вложений
2.4.4.3. Прогнозирование эксплуатационных затрат
2.4.5. Технико-экономический анализ технологических решений
2.4.6. Определение сметной стоимости НИОКР
Литература.

машиностроение казахстан индустриальный инновационный

Машиностроение как основа экономического развития страны

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, являющийся ведущим среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве Казахстана. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях национальной экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. .

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Рассмотрим группировку машиностроительных отраслей по факторам размещения для нашей страны (таблица 1)

Таблица 1 Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

В развитой рыночной экономике машиностроительная отрасль традиционно носит социально-ориентированный и инфраструктурный характер. Машиностроение с учетом достижений технического прогресса может определять и регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности.

Рисунок 1 Отраслевой состав машиностроительного комплекса

Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%). Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10%.

Опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Фундаментом инновационного развития нашего государства является в первую очередь развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла. В Казахстане принята государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг .

Выбор машиностроительных подотраслей, вошедших в число приоритетов при разработке Программы ФИИР, в основном соответствует этому рецепту, так как в качестве критериев использовались привлекательность их развития в Казахстане и реализуемость, то есть достижение планируемых результатов.

Совокупная оценка привлекательности была рассчитана по следующим критериям:

  • - потенциал внутреннего и внешнего спроса;
  • - производительность труда в под отрасли;
  • - доля малого и среднего бизнеса в под отрасли.

В результате в отраслевые приоритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть под отраслей машиностроения, что обеспечит им государственную поддержку:

  • 1) Нефтегазовое;
  • 2) Транспортное (включая автомобилестроение);
  • 3) Горнорудное;
  • 4) Электротехническое;
  • 5) Сельскохозяйственное;
  • 6) Оборонное.

В Казахстане имеются 23 крупных предприятия сельскохозяйственного, нефтегазового, металлургического и горно-шахтного машиностроения. Такие предприятия могут являться потенциальными центрами производства, которые могут быть весьма перспективным направлением развития отрасли машиностроения в области или регионе, где они расположены.

Эффективное машиностроительное производства может развиваться и в форме малых и средних предприятий, обслуживающих и поддерживающих в рабочем состояния технологические системы, выпускающих запасные части, во всех отраслях промышленности.

Также необходимо сбалансировать затраты на финансирование составляющих процесса внедрения научных результатов, иначе финансирование науки можно заранее считать убыточным проектом. Ускорить процесс обновления может только государство, само вкладывающее деньги в перевооружение или создание новых технико-технологических инновационных центров либо создающее такой инвестиционный климат, при котором в подобные центры устремится частный капитал.

Казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет, скорее всего, развиваться в следующих направлениях:

  • - выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий нефтегазового и горнорудного комплексов с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
  • - производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
  • - участие в совместных с иностранными компаниями проектах, предполагающих производство технологически сложных изделий, в том числе для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
  • - точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Машиностроительная промышленность Казахстана в настоящее время, несмотря на положительную динамику развития, продолжает занимать незначительную роль как на внутреннем рынке, так и в экспорте. Необходим комплексный анализ состояния и перспектив этой важной отрасли промышленности с учетом как можно большего числа факторов и условий, влияющих на ее эффективность и конкурентоспособность.

Транскрипт

1 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М. А. ГУРЕЕВА ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ МАШИНОСТРОЕНИЯ УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования Регистрационный номер рецензии 161 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

2 УДК 33:621(075.32) ББК я722 Г951 Рецензент преподаватель ГОУ СПО Московский промышленно-экономический колледж С. А. Лобачёв Г951 Гуреева М. А. Основы экономики машиностроения: учеб ник для нач. проф. образования / М. А. Гуреева. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Учебник предназначен для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» и является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам отраслевого цикла для профессий машиностроения и металлообработки. Изложены основы экономики машиностроения. Рассмотрены факторы производства и показатели их использования, сущность и виды планирования, анализ, экономические показатели и финансовые результаты хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия. Особое внимание уделено деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для учащихся учреждений начального профессионального образования. УДК 33:621(075.32) ББК я722 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ISBN Гуреева М. А., 2010 Образовательно-издательский центр «Академия», 2010 Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

3 Уважаемый читатель! Данный учебник предназначен для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» и является частью учебно-методического комплекта по дисциплинам отраслевого цикла для профессий машиностроения и металлообработки. Учебно-методический комплект это основная и дополнительная литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформированных в соответствии с учебным планом, каждый из которых включает в себя учебник и дополняющие его учебные издания рабочие тетради, плакаты, справочники и многое другое. Модуль полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разработаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного материала. Для существенного повышения качества обучения и приближения к практической деятельности в комплект входят учебные материалы для самостоятельной работы, практикумы, пособие по производственному обучению. Важно отметить, что разработанные модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по смежным специальностям. При разработке учебно-методического комплекта учитывались требования Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

4 Предисловие Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. Первые экономические отношения возникли на заре цивилизации, поскольку человек отличается от всего остального живого мира именно тем, что способен изменять окружающую среду согласно своим потребностям. В процессе этих изменений человек использовал ресурсы природы для производства необходимых орудий труда и др., что в свою очередь способствовало развитию самого человека. В современном мире взрослеющий молодой человек начинает осознавать мотивы своего поведения, ставить перед собой конкретные цели и задачи и действовать в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. В процессе деятельности у человека расширяется кругозор, повышается уровень экономических знаний и квалификации, он становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. Экономика сегодня развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, ставят задачу углубления экономических знаний молодого поколения. Цель создания данного учебника по основам экономики машиностроения помочь молодежи разобраться в основных экономических терминах и понятиях, а также дать более глубокое понимание некоторых проблем, связанных с экономической деятельностью ведущей отрасли промышленности. В учебнике дано описание основных направлений развития экономической теории в рамках различных экономических школ, подробно рассмотрены особенности машиностроения как отрасли экономики, представлены принципиальные моменты деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики. 4

5 В учебнике применен системный подход к изучению машиностроительной отрасли и ее регулированию, который отражается в таких понятиях, как «предприятие», «маркетинг», «рынок услуг», «научно-технический прогресс», «инновационная система». В учебнике рассматриваются: характеристика машиностроительного предприятия как субъекта предпринимательской деятельности; вопросы организации производства на машиностроительном предприятии и управления предприятием в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках; характеристика всех видов ресурсов, показатели и пути их оптимизации; формирование себестоимости продукции, классификация текущих затрат; методы оценки финансовых результатов деятельности предприятия, налогообложения, учета и отчетности; пути развития машиностроительного предприятия в условиях рыночных отношений.

6 ГЛАВА 1 МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЕГО ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЕ ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Машиностроение это отрасль промышленности, уровень развития которой в значительной степени определяет техническую оснащенность всех отраслей экономики и обороноспособность страны. Под отраслью понимается совокупность таких субъектов хозяйственной деятельности (предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые разрабатывают и (или) производят продукцию (выполняют работы и оказывают услуги) определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Для отрасли характерны однородность материально-технической базы, определенные условия труда и профессиональный состав промышленно-производственного персонала. Машиностроение является комплексной отраслью, поскольку оно объединяет 12 крупных отраслей, к которым относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; электротехническая промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

7 машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи. Крупные отрасли в свою очередь объединяют несколько специализированных отраслей. Например, станкостроительная и инструментальная промышленность включает в себя производство металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования, инструментов и технологической оснастки. Машиностроение занимает ведущее положение среди отраслей промышленности. В нашей стране доля машиностроения в структуре производства продукции по основным отраслям промышленности в гг. выросла и составила 22,2 %, однако это существенно меньше, чем в развитых странах (для сравнения: доля машиностроения в Италии 36,4 %, Франции 39,3 %, Великобритании 39,6 %, США 46 %, Японии 51,5 %, Германии 53,6 %). Для отраслей машиностроения характерна различная динамика развития. Различные темпы роста выпуска продукции обусловлены состоянием и динамикой соответствующих рынков и отраслей, для которых предназначена продукция машиностроительного комплекса. В настоящее время наиболее перспективными для машиностроения считаются семь секторов рынка: автомобильный, энергетического машиностроения и оборудования для топливно-энергетического комплекса, транспортного машиностроения, продукции оборонно-промышленного комплекса, отдельных видов товаров народного потребления, сельскохозяйственной техники и станкостроения. Для достижения отечественным машиностроением технического уровня соответствующих отраслей в развитых странах и перехода машиностроительного комплекса на инновационный путь развития необходимо решить ряд проблем. Главной проблемой является состояние активной части основных фондов, т. е. парка технологического оборудования, бóльшая часть которого физически и морально устарела. Обновление парка оборудования требует привлечения значительных инвестиций. Однако инвестиции в машиностроение и металлообработку составляют всего 7,3 % всех инвестиций в промышленность, что не соответствует значимости машиностроительного комплекса в экономике страны. Низкий объем инвестиций во многом обусловлен тем, что машиностроительные предприятия не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов 7

8 для инвестирования, а долгосрочные кредиты для них часто недоступны из-за низкой кредитоспособности многих предприятий и высоких рисков для банков, связанных с возможностью невозврата кредитов. Другая проблема связана с низкой рентабельностью производства и продукции машиностроения. Низкая рентабельность и убыточность предприятий отрасли существенно снижают возможности привлечения инвестиций, необходимых для технического перевооружения. Одним из главных факторов снижения рентабельности в машиностроении является опережающий рост цен в топливных отраслях и черной металлургии по сравнению с машиностроением. Например, в некоторых отраслях машиностроения доля затрат на металлы превышает 60 % себестоимости продукции. Низкая рентабельность производства на машиностроительных предприятиях во многом обусловлена недогрузкой производственных мощностей. Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции в единицу времени, определяемый с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и площадей. Развитие машиностроения, повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции, обеспечение опережающих темпов роста объемов производства в машиностроении по сравнению с другими отраслями требуют выработки и проведения в жизнь национальной промышленной политики, задачами которой в области машиностроения являются: расширение внутреннего рынка машиностроительной продукции; модернизация действующих производств на инновационной основе и создание новых производств с использованием современных информационных технологий, систем автоматизированного проектирования, поддержки жизненного цикла изделий и управления качеством; развитие и совершенствование кадрового потенциала, повышение производительности труда; обновление номенклатуры выпускаемых изделий с ориентацией на выпуск высокопроизводительного и экономичного оборудования, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции; модернизация производственно-технической базы естественных монополий с использованием оборудования отечественного производства; 8

9 обеспечение доступа машиностроительных предприятий к кредитным ресурсам, повышение инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий, развитие системы поставки машин и оборудования на условиях лизинга; совершенствование законодательной и нормативной базы в целях ускорения процессов внутренней структуризации подотраслей машиностроения; обеспечение поддержки экспорта российской машиностроительной продукции. Для решения этих задач разработаны и реализуются федеральные целевые программы: «Основные направления развития машиностроения России», «Концепция развития автомобильной промышленности России», «Стратегия развития энергетического машиностроения России до 2010 г.» и другие, которые к 2010 г. предусматривают достичь следующих показателей: увеличения выпуска машиностроительной продукции в 2 раза; повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса не менее чем в 2 раза; повышения уровня заработной платы в машиностроении до среднего по промышленности; увеличения экспортных поставок не менее чем на 50 % ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ Современное машиностроение многопрофильно, оно включает в себя более сотни подотраслей и производств, является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского 9

10 хозяйства, строительства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрасли. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на машиностроительных предприятиях. Данное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок, и прежде всего при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. При этом отрасль характеризуется однородностью производ ственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий. Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят производство турбин и паровых котлов, дизелей и дизельных генераторов, комбайнов, проходческих машин и шахтных погрузочных машин мостовых электрических кранов, кранов на автомобильном ходу и башенных кранов, магистральных тепловозов, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена. В составе автомобильной промышленности выделяются производство троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тракторных прицепов и полуприцепов, мотоциклов и мотороллеров, велосипедов. В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно подразделяют на следующие группы: инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительнодорожное), развитие которого определяется инвестици- 10

11 онной активностью топливно-энергетического, строительного и транспортного комплексов; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения; электрическое машиностроение, приборостроение, станкостроение наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение; автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов); другие подотрасли машиностроения. По технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение; согласно используемым технологиям малозатратное и затратное (средне- и высокотехнологичное). Отраслевая структура отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей, она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей в распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве. Более совершенная отраслевая структура машиностроения в определенной степени характеризует эффективность промышленного производства. Прогрессивность отраслевой структуры машиностроения характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов. Наличие большого количества отраслей и производств ведет к изменению и совершенствованию отраслевой структуры машиностроения. За последние годы отраслевая структура машиностроения претерпела некоторые изменения, что было вызвано резким снижением производства многих изделий. В практике планирования и учета отраслевая структура машиностроения определяется 11

12 путем нахождения удельного веса отраслей (подотраслей) в общем объеме производства продукции. Кроме этого, используются также показатели структуры, рассчитанные по удельным весам основных производственных фондов и численности работающих. Применяется и такой показатель, как отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли к темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом). Результат изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период представляет собой изменение их удельного веса в машиностроении в целом. Показатель выпуска продукции является главным и обобщающим при изучении отраслевой структуры машиностроения и ее изменений. Структура машиностроения формируется под воздействием мно гих факторов, важнейшими из которых являются: научно-технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке. Основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно-технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно-технический прогресс находит свое выражение: в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня работников, занятых в различных отраслях экономики; изменении отраслевой структуры производства и т. д. 12

13 Научно-технический прогресс способствует возникновению новых специализированных отраслей машиностроения, (атомное и космическое машиностроение, производство компьютеров всех классов и их программного обеспечения, робототехники, микропроцессоров и др.), совершенствованию и увеличению объемов производства уже имеющихся отраслей, углублению их специализации и кооперирования. В общем объеме машиностроения возрастает удельный вес существующих отраслей, создающих техническую базу для автоматизации производства: электротехнической, электронной промышленности, приборостроения, станкостроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсопотребляющих отраслей. Большое влияние на изменение отраслевой структуры машиностроения оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли экономики, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию. Развитие специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и образованию новых отраслей машиностроения, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса. Массовое внедрение в производство научных достижений, широкое распространение современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в рамках национальных хозяйств, но и в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя силы стран-участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре их хозяйств, вытекающим из требований научно-технического прогресса. Значительное влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно-бытового назначения аудио- и видеотехники, компьютеров, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др. 13

14 Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда. Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в экономике предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемерного повышения экономической эффективности производства. Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При этом предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно-технический прогресс. Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. Снижение производства в машиностроении было больше, чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, поскольку машиностроение является структурообразующей отраслью в экономике страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях-потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, чтобы облегчить труд и повысить его производительность. Изменения в отраслевой структуре машиностроения зависят от развития и изменения его производственных связей, которые могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления орудий и предметов труда. В рамках межотраслевых связей одни отрасли промышленности поставляют орудия (предметы) труда другим, внутри отрасли такие поставки осуществляют отдельные предприятия в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, а также связи по поставке готовых машин, оборудования, приборов, отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, 14

15 промышленности и экономики в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда. Производственные связи между отраслями устанавливаются путем разработки материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Вся совокупность отраслевых связей в экономике и промышленности раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления продукции. Составление межотраслевого баланса является методологически сложной и объемной работой. Весь цикл его построения в нашей стране от подготовительных работ до выпуска составляет от 4,5 до 6 лет (в зарубежных странах от 6 до 8 лет) КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). 15


Тема 1 Экономические основы машиностроительного производства 1.Сущность и отраслевая структура машиностроения Предприятия, специально занятые изготовлением определенного вида продукции, обособляются в

Лекция 3 Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства и их влияние на эффективность хозяйствования 1. Концентрация производства: сущность, формы, показатели, экономическая эффективность.

Перечень и содержание тем (модулей) лекций учебной дисциплины п/п Раздел дисциплины 1 2 1. Введение в экономику машиностроения Предмет, содержание, цель и задачи дисциплины; ее взаимосвязь с комплексом

Воронин С.М. Некоторые аспекты государственного регулирования развития машиностроительного комплекса Беларуси Государственное регулирование играет важную роль в развитии машиностроительной отрасли Беларуси.

УДК 338.45:621 А.В.Александров ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛОПОТРЕБЛЕНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Могилевский государственный технический университет Могилев, Беларусь

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. А. БУЛАВИНЦЕВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО УЧЕБНИК Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т.А.БАГДАСАРОВА УСТРОЙСТВО МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования»

Тема 1. Производственная структура предприятия Производственная структура предприятия. Понятие производственной структуры и определяющие ее факторы. Виды производственной структуры предприятия. Характеристика

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ Â.Í. Áîðèñîâ (ÈÍÏ ÐÀÍ) РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ* Внедрение прогрессивных технологий позволяет выпускать машино-техническую продукцию, повышающую в процессе ее

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

УДК 658.5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Асп. ХРУСТАЛЕВА О. Б. Белорусский национальный технический университет В современных условиях хозяйствования

Миронов М. Г., Загородников С. В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 320 с. (Профессиональное образование). В учебнике рассмотрены основные разделы программы курса:

Начальное профессиональное образование В.П.Митронин, А.А.агабаев Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля» Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития

Cущность инвестиционно-инновационного потенциала промышленности строительных материалов Евлаш А.И. Белорусский государственный технологический университет Минск, Беларусь Промышленность строительных материалов

1 Стратегия промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года Москва, 2016 Распоряжение правительства Российской Федерации 868-р от 10.05.2016г. Минпромторгу

О.Б. Александрова, О.П. Гаршина Экономика отрасли (машиностроение) Учебное пособие Самара 2011 Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ УДК 164 Экономика отрасли (машиностроение):

УДК 331.103.3 ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Метляева И.Е. Научный руководитель к.э.н., доцент Разнова Н.В. Сибирский федеральный университет Необходимым условием

О.В. Почукаева МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 1 В статье рассматриваются перспективы развития инвестиционных отраслей машиностроения при усилении

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ В.Н. Борисов, О.В. Почукаева ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1 В статье

Модуль 3. Организация производственного процесса на предприятии Тема 7. Проектирование производственной структуры предприятия Лекция 14. Формы специализации и организации производственных подразделений

УДК 005.932.5:621 ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ Паушкина Е.Д., научный руководитель канд. экон. наук Разнова

Предприятие - основное звено экономики 1. Предмет дисциплины Предметом дисциплины «Экономика предприятия» являются производственные, социальные и научно-технические отношения людей на предприятиях. «Экономика

2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины «Организация и планирование производства на предприятии» является изучение закономерностей организации процессов производства на предприятиях и разработка

ПРЕДИСЛОВИЕ Введение в дисциплину «Экономика организации (предприятия)» Цели, задачи и предмет дисциплины «Экономика организации (предприятия)» Содержание производственного процесса Обоснование экономических

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика организации») 1. Уставный капитал, имущество предприятия (организации, фирмы): формирование,

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Диспетчерская служба» Директор ГБПОУ ААТТ О.В.Ковалева Н.Ф.Арганы 018 г. 018 г. Приказ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика отрасли 018 г. СОГЛАСОВАНО на заседании

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Т. А. БАГДАСАРОВА ТЕХНОЛОГИЯ ФРЕЗЕРНЫХ РАБОТ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

7. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования Тестовые задания для контроля степени усвоения дисциплины студентами Тесты к теме основные фонды предприятия 1. Основные производственные

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

Государственный комитет Министерство экономики Республики Узбекистан по статистике Республики Узбекистан 04-8 от 14.09.2010 г. 2-1-7/49 от 22.09.2010 г. Методические рекомендации по оценке уровня технической

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОИФИЛИППОВА, ЛАВОЛКОВА, НВМАЛЕЦКАЯ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ И ПОТРЕБЛЕНИЕ * Ò.Ã. ÀÂÄÅÅÂÀ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Промышленный комплекс Республики Беларусь является

Тематика рефератов по дисциплине «Управленческая экономика» 1) Производственное предприятие основное звено рыночной экономики (рассмотреть на конкретном примере). 2) Экономическая эффективность использования

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 105 109. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. Благодаря модернизации производства предприятий

Î.Â. Ïî óêàåâà, Ò.Ã. Îðëîâà, Å.À. Áàëàãóðîâà ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА (на примере машиностроения и черной металлургии) 1 Рост производства в большинстве отраслей промышленности

Тематика дипломных работ по специальности 5В050600 Экономика 1. Адаптация в конкурентной среде 2. Анализ деятельности консалтинговых и юридических фирм с целью создания инфраструктуры поддержки малого

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. Н. ТЕРЕЩЕНКО ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве

УДК 338.45.01 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ Б. Я. ТАТАРСКИХ 1, Д. А. СТРЕЛЬЦОВА 2, 2016 1, 2 Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Россия 1 E mail:

192 Нечаева Т.Г., Бородич Т.А. РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Деятельность организаций в условиях рыночной экономики требует повышения эффективности хозяйствования. Особое значение для

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И АУДИТА АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Пятое издание учебника (1-е изд., 1996 г., удостоено диплома I степени конкурса «Деловая Россия»; 2-е изд., 1998 г., отмечено в числе лучших отечественных учебников по экономике; 3-е изд., 2000 г., удостоено

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА Преподаватель: Демина В.В. Основные законы организации производства Закон Разделения труда Проявляется в виде качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития

3.6. Примерная тематика и планы курсовых работ Раздел 1. Предприятие (организация) и внешняя среда 1. Предпосылки и показатели успешной работы 1.Сущность и показатели эффективной работы 2.Анализ уровня

Подходы и методика экономикогеографической характеристики отрасли промышленности Старший преподаватель кафедры экономической географии Беларуси и государств Содружества географического факультета Белорусского

ТЕМА 5: Планирование производственной программы Производственная программа основной раздел перспективного и годового бизнесплана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ 1 В статье рассматриваются методы оценки межотраслевой эффективности, позволяющие осуществлять сравнительный анализ производственно-экономического

СТАТИСТИКА ДИНАМИКА ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Таблица 1 соответствующему периоду предыдущего года предыдущему году с учетом исключения с учетом исключения влияния фонда влияния фонда Млрд.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Р. К. САДЫКОВА ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ В трех частях ЧАСТЬ 2 Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития

УДК 69.002.5 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ В ОБЛАСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Дурыманова М.В. студентка Пермский национальный исследовательский политехнический университет Пермь, Россия Аннотация В статье рассмотрены

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА магистратуре АО «УНИВЕРСИТЕТ НАРХОЗ» Профильная магистратура / Научнопедагогическая магистратура Утвержден Протоколом заседания кафедры «Государственное управление»

ТЕМА 4 РЕГИОН КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВОПРОСЫ: 1. Региональная хозяйственная система и ее характеристика. Специализация региона. 2. Воспроизводственные циклы в экономике региона 3. Региональные воспроизводственные

Материально техническая база коммерческих предприятий и основные фонды Преподаватель:Подпорина Н.Е. План урока: Необходимая материально-техническая база для ведения коммерческих деятельности предприятий

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНИК Под редакцией Б. М. СМИТИЕНКО, В. К. ПОСПЕЛОВА Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

5 октября 2012 года N 77-ЗРХ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Принят Верховным Советом Республики Хакасия 26 сентября

УДК 338.45:669(470+571) Н.П. Соловеенко *, Ю.А. Скоробогатова ** ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ *** В статье рассмотрена краткая история развития металлургической промышленности

РОЛЬ РЕМОНТНЫХ СЛУЖБ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Фомченкова Л.В., Дли М.И., Степанова Р.Р. Показано, что значительное моральное старение и физический износ основных фондов

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ Татаркина Л.В. ВГУЭС, Мировая экономика Владивосток, Россия The opportunity to enter the foreign market enterprises of mechanical engineering

Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ГРАНИЦЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Н.Н. Швец заместитель Председателя Правления, д.э.н. Возрастание угроз объектам инфраструктуры

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНАМ (ЭИУП) Вводная тема 1. Экономика и экономические отношения, их сущность и значение в функционировании общественно производства. 2. Понятие, цель и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная профессиональная образовательная организация Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» (ГПОО

УДК 334.7 ББК 65.05 К 18 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л. Г. Чередниченко доктор экономических наук, профессор кафедры экономики промышленности ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова» В. Я. Поздняков кандидат экономических

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Алтайбаева Г.Ж. университет «Туран-Астана», г.астана Республика Казахстан Е-mail: [email protected] В современных условиях первостепенной

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 1764-р 1. Общие