Понятие налогового права. Предмет налогового права, метод правового регулирования

Налоговое право в российской правовой системе регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право " может быть рассмотрен следующим содержанием Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс, 2012.:

  • 1) налоговое право как учебная дисциплина;
  • 2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);
  • 3) налоговое право как подотрасль финансового права.

В то же время налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. Оно может отличаться от налогового права как отрасли, так как содержит более обширный объем информации.

В рамках учебной дисциплины налогового права рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические и практические проблемы.

Налоговое право как отрасль юридической науки представляет собой систему знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права.

Налоговое право как подотрасль финансового права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения (т.е. отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты). При этом налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Такие налоговые правоотношения и составляют предмет налогового права.

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Отношения, входящие в предмет налогового права, могут быть представлены в следующих пяти группах:

  • - первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях соответственно;
  • - вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях соответственно;
  • - третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых правоотношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;
  • - четвертая группа - отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;
  • - пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы:

  • 1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;
  • 2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Данные участники могут быть как физическими, так и юридическими лицами, на одних возлагается обязанность по уплате налогов или сборов в соответствующий бюджет, а на других обязанность по начислению и взиманию соответствующих налогов и сборов.

Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.

В налоговом праве выделяют два метода:

  • 1) императивный метод - это публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;
  • 2) диспозитивный метод - это частноправовой метод (гражданско-правовой метод, или метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации).

Императивный метод в налоговом праве применяется гораздо чаще, чем диспозитивный, так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права.

налог налогобложение право правоотношения

Наука налогового права

Наука налогового права является составной частью науки финансового права. Предметом науки налогового права являются правовые нормы, которые в своей совокупности составляют подотрасль финансового права – налоговое право. Помимо этого, предмет науки налогового права включает в себя также налоговые правоотношения.

Наука налогового права состоит из системы научно-правовых взглядов, представлений, теоретических позиций и знаний о налоговом праве и тех общественных отношений, которые составляют ее предмет.

Состав науки налогового права образуют следующие методологические средства: предмет науки, методология науки, система науки, терминология и библиография. Под библиографией науки налогового права следует понимать свод научных трудов (монографий, исследований), учебной литературы (учебных пособий и учебников), а также публикаций ученых по вопросам налогового права.

Следует отметить, что уровень знания, а также развития науки налогового права, во многом определяет уровень развития налогового законодательства.

Налоговое право как учебная дисциплина

Налоговое право как учебная дисциплина – это предмет, преподаваемый в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы налогового права, его основных положений, а также ознакомление студентов с основными положениями науки налогового права. Изучение науки налогового права имеет большую практическую ценность.

Вопрос №9. Понятие и свойства источников налогового права.

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью. В данном случае имеется в виду источник права в формальном (юридическом) смысле слова.

Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами :

– формальная определенность;

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты , отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.

В рамках финансового права налоговое право более взаимодействует с бюджетным правом, так как налоги являются основным источником бюджетной системы, но и с другими составными частями финансового права оно неразрывно связано.

Под термином «налоговое право» понимаются:

>отрасль законодательства;

>подотрасль науки финансового права;

>учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.


Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Налоговый учёт и отчётность по налогу на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц - это единственный налог с фонда оплаты труда, который работодатель удерживает из заработной платы сотрудника.

Для целей удержания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Сумма налога, удерживаемого с физического лица в том или ином расчетном периоде, зависит от величины полученного им в этом периоде дохода, который по определению налогового законодательства подлежит налогообложению.

Расчет налога на доходы физических лиц производится с использованием ставок, закрепленных законодательно и утвержденных российским правительством. Несмотря на то, что НДФЛ вычитается из доходов сотрудников, налоговые агенты обязаны исчислять сумму налога в соответствии с процедурами, установленными Налоговым кодексом РФ, удерживать ее у налогоплательщика и перечислять в бюджет через уполномоченные налоговые органы, а также готовить и сдавать предусмотренную законодательством отчетность.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ для налоговых резидентов и нерезидентов действуют разные ставки налогов, при этом в отношении последних применяется более сложная схема налогообложения. Для целей налогообложения налоговыми резидентами считаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица - налоговые резиденты РФ облагаются налогом на всю сумму полученного ими дохода по единой ставке 13%.

Доход нерезидентов, полученный из российского источника, облагается налогом по ставке 30%. К доходу от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации независимо от места, откуда производится выплата указанного вознаграждения.

По тарифным ставкам;

Должностным окладам;

Сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

Стимулирующие начисления и надбавки;

Компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

Премии и единовременные поощрительные начисления, и т.д.

Налог на доходы физических лиц также удерживается с фонда оплаты труда сотрудников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда, за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

По итогам каждого календарного месяца организации-налогоплательщики производят исчисление и удержание сумм налога на доходы физических лиц, исходя из ставки налога и величины выплат и иных вознаграждений, начисленных в соответствующем календарном месяце, а также ежемесячное перечисление этих сумм в уполномоченные налоговые органы.

Налог на доходы физических лиц должен быть перечислен в бюджет не позднее даты получения из банка денежных средств на выплату заработной платы.

Отчетность

Квартальные отчеты - не предусмотрены.

Годовые отчеты:

Справка о доходах физического лица за год и едином социальном налоге (Форма 2-НДФЛ).

Форма 2-НДФЛ является документом обязательной отчетности по налогу на доходы физических лиц, готовится работодателем на каждого сотрудника по окончании календарного года и предоставляется им в налоговые органы.

В форме отображается общий фонд заработной платы сотрудника за год, сумма налогооблагаемой базы, налоговые льготы и сумма фактически удержанного налога.

Справки о доходах физического лица готовятся в специальном формате, установленном налоговыми органами. Налоговой инспекцией предусмотрены особо жесткие требования по отчетности, касающейся налогообложения дополнительных выплат и льгот сотрудникам.

1. Становление и развитие налогообложения в России

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

Вторая половина XIX в. характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970- 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в 1998 г.

2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

В литературе существует три подхода относительно природы налогового права и его места в правовой системе. Налоговое право рассматривается как:

– правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

– самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли;

– подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. К признакам метода налогового права относятся следующие:

Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер;

Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют;

Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения;

Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон;

Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Место налогового права в системе российского права определяется тесным его взаимодействием с финансовым правом. О вхождении налогового права в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования и предмета финансового права; следует отметить также тесное взаимодействие налогового и бюджетного права. Однако налоговое право отнюдь не является подотраслью последнего: бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм. Предметы данных отраслей совпадают лишь частично.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

автора Смирнов Павел Юрьевич

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

автора Белоусов Данила С.

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства