Что такое земельный налог? Земельный налог: федеральный, местный или региональный? Порядок исчисления налога.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ БЕРЕЗНЯКОВСКОЕ

РЕШЕНИЕ

«Об установлении земельного налога

на территории муниципального образования

сельское поселение Березняковское»

В соответствии с Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Установить и ввести на территории муниципального образования сельское поселение Березняковское земельный налог.

2. Установить следующие налоговые ставки:

2.1. 0,3 процента – в отношении земельных участков, отнесенных к землям

сельскохозяйственного назначения, землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставляемых и приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

2.2. 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков.

3. Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

4. Определить следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

4.1. Налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 2, и суммами авансовых платежей по налогу.

4.2. Налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки.

До 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 2, и суммами авансовых платежей по налогу.

5. Определить следующий порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы:

5.1. Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в сроки, установленные для представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу;

5.2. Налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в срок до 30 января года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).

6. Установить налоговые льготы по уплате земельного налога в виде освобождения от уплаты земельного налога следующим категориям налогоплательщиков:

бюджетные учреждения, созданные органами местного самоуправления муниципального образования Сергиево-Посадский муниципальный район и муниципального образования сельское поселение Березняковское для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированных в муниципальном образовании сельское поселение Березняковское, деятельность которых финансируется не менее, чем на 70% за счет муниципального бюджета либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основе сметы доходов и расходов;

– органы местного самоуправления в отношении земельных участков, предоставляемых для осуществления своих полномочий;

Земли общего пользования населенных пунктов;

– ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

уменьшить на 25% сумму налога пенсионерам по возрасту: женщинам по достижению 55 лет, мужчинам – 60 лет, в отношении одного земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

9. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее вступления в силу закона Московской области, регулирующего порядок решения вопросов местного значения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов поселения.

Глава

сельского поселения Березняковское Л.П. Шилина

№ 50/2007-НПА

в редакции МНПА

Принят решением

Совета депутатов

сельского поселения

Березняковское

изменения внесены решением

Совета депутатов сельского

поселения Березняковское

Земельный налог отнесен ч. 1 ст. 15 НК РФ к категории местных налогов. По общему правилу местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в соответствии с НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

На федеральном уровне отношения по поводу установления и взимания земельного налога урегулированы нормами гл. 31 НК РФ "Земельный налог". В указанной главе НК РФ определены субъекты земельного налога и основные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления земельного налога; порядок и сроки уплаты земельного налога.

Нормотворчество представительных органов местного самоуправления и представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ограничивается дополнительным определением двух элементов налогообложения – налоговых ставок (в пределах, установленных ст. 394 ПК РФ), порядка и сроков уплаты земельного налога. Указанным органам также предоставлено право по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Правовое регулирование земельного налога осуществляется актами не только налогового, но и земельного законодательства, в частности, ЗК РФ. На комплексный характер регулирования земельно-налоговых отношений неоднократно обращал внимание КС РФ.

Круг налогоплательщиков земельного налога определен в ч. 2 ст. 388 НК РФ. Это организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следует отметить различия в терминологии налогового и земельного законодательства при определении круга субъектов соответствующих правоотношений. Согласно ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица, которые в зависимости от титула их права на земельный участок именуются в земельном законодательстве собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Как уже было сказано выше, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, а также находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает в силу наличия у юридического лица (организации) или гражданина (физического лица) права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также у гражданина (физического лица) – права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Налогоплательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся собственниками земельных участков в соответствии с законодательством.

Доказательством существования права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком является соответствующая запись об их государственной регистрации в ЕГРП (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).

В то же время это не означает, что лица, не зарегистрировавшие свое право на земельный участок в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, освобождаются от уплаты земельного налога. Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 9 ст. 3) признает государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Поэтому плательщиками земельного налога признаются также лица, права на земельные участки которых удостоверяются ранее выданными актами (свидетельствами или другими документами), перечисленными в абз. 2 п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В постановлении от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" ВАС РФ также указал на возникновение обязательств по уплате земельного налога в случаях перехода прав на земельные участки в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (за исключением выделения) и при наследовании (п. 5).

Соответствующие вещные права на земельные участки в таких случаях переходят непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. При наследовании земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Существуют некоторые особенности определения круга налогоплательщиков в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, а также земельных участков общего пользования, предоставленных дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям граждан.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога следует признать указанных лиц. Налог на земельные участки общего пользования, оформленные в общую долевую собственности членов дачных, садоводческих, огороднических некоммерческих объединений, уплачивается гражданами-членами перечисленных некоммерческих объединений.

В случае, когда существует подтвержденное правоустанавливающими документами право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок соответствующего некоммерческого объединения (товарищества собственников жилья, дачного кооператива и т.п.), обязанности по уплате земельного налога возлагаются на данное юридическое лицо.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Определение земельного участка как объекта правоотношений дано в ст. 11.1 ЗК РФ, где земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как прямо указано в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован (п. 2). Процедура формирования земельного участка включает прежде всего выполнение в отношении земельного участка работ по подготовке документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о нем, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Указанные работы проводятся в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре недвижимости.

Состав сведений о земельном участке, отражаемых в государственном кадастре недвижимости и имеющих значение для целей налогообложения, установлен в ст. 7 названного Закона и включает, в частности, сведения о его кадастровом номере, о местоположении границ, о его площади, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о его разрешенном использовании и др.

Статья 389 НК РФ выводит из-под налогообложения некоторые категории земельных участков. Это, во-первых, земельные участки, которые изъяты из оборота и не могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц, а также быть объектами иных гражданско-правовых сделок. К изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности и перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ:

  • – государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • – объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Вместе с тем признаются объектами налогообложения земельные участки, расположенные в границах национальных парков, но принадлежащие на праве собственности или на ином праве, с которым связано возникновение налоговых обязательств, гражданам или юридическим лицам. Такие земельные участки облагаются земельным налогом на общих основаниях.

Также не являются объектами налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте. Ограничение оборота земельного участка согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ означает, что такой земельный участок не предоставляется в собственность граждан или юридических лиц, но может быть объектом иных гражданско-правовых сделок (например, аренды). Из-под налогообложения выведены ограниченные в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Порядок признания объектов особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия установлен ст. 24, 25, 49, 57, 58 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Φ3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.

Также не облагаются земельным налогом следующие ограниченные в обороте земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе земель водного фонда.

Одним из обязательных элементов любого налога является его налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

Налоговой базой при исчислении земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка , определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым перио-

дом, и доводимая до сведения налогоплательщиков в установленном порядке (ст. 390, 391 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода (т.е. после 1 января) не является основанием для изменения налоговой базы в текущем налоговом периоде.

В тех случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка по каким-либо причинам не определена, для целей определения налоговой базы применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ).

Для разных категорий налогоплательщиков установлен различный порядок доведения сведений о налоговой базе. До граждан-налогоплательщиков информация о налоговой базе доводится в рамках налогового уведомления. Юридические лица (организации) обязаны самостоятельно получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства).

Со своей стороны, территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости.

Для отдельных категорий налогоплательщиков ст. 391 НК РФ предусмотрены так называемые налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). Налоговые вычеты предусмотрены, в частности, для Героев Советского Союза или Российской Федерации, отдельных категорий инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и др. Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих соответствующий статус налогоплательщика и представляемых им в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из собственников пропорционально его доле, а в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, – в равных долях. При наличии у лица права собственности на часть земельного участка, занятую зданием (сооружением) и необходимую для его использования, налоговая база определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ставки могут дифференцироваться в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и (или) от его разрешенного использования.

Установленные таким образом ставки не могут превышать предельные значения налоговых ставок, предусмотренные ст. 394 НК РФ. Ставка, равная 0,3%, предусмотрена для земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; для земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для всех прочих земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, максимально допустимая ставка установлена ст. 394 НК РФ в размере 1,5%.

Сумма земельного налога, подлежащего к уплате по истечении налогового периода (календарного года), определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для стимулирования сокращения сроков строительства и ускорения введения в эксплуатацию вновь созданных объектов недвижимости п. 15, 16 ст. 396 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога на земельные участки, предоставленные (приобретенные) в собственность для жилищного строительства. Налог с юридических и физических лиц на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами), исчисляется с применением коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом. Если жилищное строительство не было завершено в течение трех лет, то в последующий период вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом земельный налог исчисляется с применением коэффициента 4.

Налог на земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, исчисляется с применением коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом.

Юридические лица (организации) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства). Гражданам-налогоплательщикам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и не использующим земельные участки для предпринимательской деятельности, сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами и доводится в налоговом уведомлении.

Существенным, но не обязательным элементом любого налога являются льготы. На федеральном уровне льготы по земельному налогу в виде освобождения от его уплаты предусмотрены ст. 395 НК РФ для некоторых категорий юридических лиц (организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов и др.), а также для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Так, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" (ст. 3.1) льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении земельных участков, используемых для непосредственного осуществления основных функций и видов деятельности, предоставлены: органам государственной власти г. Москвы и органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве; учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемым из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов; органам судебной системы, включая мировых судей, органам прокуратуры, внутренних дел; товариществам собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативам и др.

Земельный налог, будучи местным налогом, подлежит зачислению в соответствующие местные бюджеты: в бюджеты поселений и городских округов – по нормативу 100%; в бюджеты муниципальных районов – но нормативу 100% налога, взимаемого на межселенных территориях (ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо налогового кодекса РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативных правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п ,

  • т полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

Земельный налог является налогом, возлагаемым на владельца земельного участка. Использование земли в нашей стране - дело платное, и поэтому собственникам приходится отчислять определенные выплаты в казну.

Также размер выплат и права собственника фиксируются в Инструкции МНС России от 21 февраля 2000 г № 56.

Именно эти законодательные пакты нужно внимательно изучить, если владельцу собственности кажется, что выплаты превышают необходимые размеры. В этих актах широко фиксируется положение владельца земельного участка, его права и обязанности, а также процесс расчета примерной величины ежегодной выплаты. Какие виды выплат за землю ныне существуют?

  1. Земельный налог.
  2. Арендная плата.
  3. Нормативная цена земли.

Если физическое или юридическое лицо являются собственниками определенного участка, то актуальным будет выплата налога. Если же территория пребывает в аренде, согласно Ст. 65 ЗК РФ владелец должен уплачивать арендную плату за землю.

К каким налогам какого вида относится земельный налог? Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги , и они вносятся непосредственно в казну.

Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну.

Чтобы определить размеры выплаты для территории необходимо выяснить кадастровую стоимость участка. Особенно это актуально в том случае, если подразумеваемый участок числится в гос. собственности.

Если же кадастровую стоимость определить не удается, в соответствии с п.13 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ , для выяснения размера арендной платы используется нормативная цена земли.

Само это понятие характеризует стоимость территории, исходя из его качественных показателей и местоположения, что помогает выяснить потенциальный доход за определенный срок окупаемости.

Экономическая сущность земельного налога кроется в принудительном налогообложении, которое фиксируется в существующем законодательстве. Сама налоговая сумма выплачивается ежегодно и зависит от размера и площади единицы земельного налогообложения. То есть, размер выплаты никак не зависит от размера доходов владельца, и от прибыльности участка. Если вас интересует, в какой бюджет поступает земельный налог, жмите .

Основанием для выплаты данной суммы становится документ, подтверждающий актуальность положения объекта в числе собственности физ.лиц. Согласно 5 закону №1738-1 , на размер земельного налога влияет сразу несколько показателей:

  1. Состав угодий.
  2. Качество земли
  3. Площадь земли.
  4. Местоположение территории.

Размер налога для одинаковых по размерности территорий может быть совершенно разным. Если земля считается хорошей, богата природными ископаемыми и полезными веществами, ее кадастровая стоимость резко возрастает. Вместе с этим показателем растет и размер ежегодной налоговой выплаты.

Размер выплат может напрямую зависеть и от местоположения участка. Учитывая все эти показатели, владельцу недвижимости удастся выяснить размер выплаты за единицу земли.
Единицами (объектами) налогообложения являются совершенно разные земли. Итак, на какие же участки налагаются подобные выплаты?

  1. На территории, предоставляемые товариществами и иными организациями для ведения сельскохозяйственной деятельности.
  2. На территории, необходимые для ведения космических операций.
  3. На участки, которые предоставляются для фермерских работ.
  4. На территории, предоставляемые для ведения садоводства.
  5. Земли связи, промышленности и энергии.
  6. Земли, необходимые для организации отдыха, а также абсолютно любой туристской деятельности.
  7. Территории водного фонда и имеющегося в стране лесного хозяйства.

В Ст.131 ГК РФ оговаривается , что земельные выплаты должны происходить лишь после того, как собственник пройдет процедуру государственной регистрации недвижимости. Обычно при покупке недвижимости оговаривается и примерный размер ежегодных налоговых выплат.

Налогоплательщики и характеристики земельного налога

Очень важно знать не только то, на какие земли налагаются налоговые выплаты, но и то, кто же считается налогоплательщиком. Итак, кто же имеет право выплачивать налоги за земельный участок?

  1. Субъекты, имеющие собственнические права на территории.
  2. Физ.лица, обладающие территориями на правах безвозмездного пользования.
  3. Собственники, имеющие возможность бессрочного владения посредством наследования или дарения.
  4. Арендаторы данной территории
  5. Обладатели сервитута, то есть права использования данной территории, полученного от владельца.

Все эти пункты широко обговариваются в П.3 Ст.5 Земельного кодекса РФ.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физ.лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

Также налогоплательщиком может быть индивидуальный предприниматель, который не создает юридическую компанию для осуществления своей бизнес-деятельности. Тогда положение индивидуального предпринимателя должно быть зарегистрировано в соответствии с существующим гражданским кодексом РФ.

На самом деле, разобраться в нюансах налоговых выплат на землю не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь ознакомиться с несколькими законодательными актами. И все же, в характеристике земельного налога остались некоторые нюансы, о которых следует рассказать.

Так, например, ставки для определения выплат строго отслеживаются и устанавливаются правовыми актами. Размер налоговой выплаты не должен превышать 1,5 % от кадастровой стоимости участка.

Важно и то, что территориями для наложения налогообложения не признаются те участки, где существуют памятники культуры, внесенные во Всемирное наследие, а также земли, ограниченные в обороте.

В Москве и Санкт-Петербурге размер налоговых выплат регулируется законами городов федерального значения. На территории всей остальной страны, размер налоговых ставок определяется нормативными актами органов муниципальных образований.

Подробно изучив все законодательные акты, касающиеся выплат на землю, человеку удастся определить и размер налоговой ставки и сумму своих ежегодных выплат. С суммой выплат поможет определиться и информация о различных и .