Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты. Налоговое регулирование и его особенности в россии Понятие и содержание налогового регулирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Налоговое регулирование

Заключение

Приложение

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Налоговая политика государства реализуется через налоговый механизм - совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Элементы налогового механизма: планирование, регулирование, контроль.

Налоговое регулирование - это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Экономика и право: словарь-справочник / Под ред. Л.П. Куракова, В.Л. Куракова, А.Л. Куракова. - М.: Вуз и школа, 2004. - 1074 с.

Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование не только признано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить и затем зафиксировать такую совокупность параметров плана (полную и не избыточную), которая будет достаточна для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий.

Цель данной работы - изучение особенностей налогового регулирования.

Для достижения указанной цели раскрыты следующие задачи:

Раскрыть понятие налоги как объект управления;

Изучить теорию налогового регулирования: понятие, цели и задачи;

Выделить основные методы и способы налогового регулирования.

Источниками информации для написания работы послужили учебная и методическая литература, публикации в СМИ, материалы ресурсов Интернет.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников.

1. Налоги как объект управления

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов налогового регулирования, определиться с понятием - налогами.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.

Официальное понятие налогов в России дано в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8), где «под налогом понимается - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ от № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

Это определение характеризует налог с юридических позиций, как частный случай отдельного налогового платежа отдельным налогоплательщиком на момент конкретного срока его уплаты. Однако экономическое содержание налогов более многогранно и имеет глубинные корни. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением и развитием государства появились расходы необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей на покрытие которых требовались финансовые средства. Причинно-следственная связь здесь такова: не было бы государства, не было бы и налогов, и наоборот, нет государства без налогов. Поэтому налоговые отношения всегда имеют правовую принудительно-обязательную форму и вне этой формы они перестают быть налоговыми отношениями. Лукьянова И.А. Теория налогов: курс лекций / И.А. Лукьянова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 147 с.

Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Согласно теории управления, регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздействий, направленных на их исполнение.

Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. И от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства и его отдельных отраслей.

Таким образом, налоговое регулирование- это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий.

Более подробно особенности налогового регулирования рассмотрим в следующей главе.

2. Налоговое регулирование

2.1 Понятие, цели и задачи налогового регулирования

Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Налоговое регулирование - это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени. Барулин С.В. Налоговый менеджмент / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - М.: Омега-Л, 2007.-272 с.

Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. Данченко М.А. Налогообложение. Учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2012. -

Налоговое регулирование реализуется через воздействие государства на развитие экономики путем изменения нормы изъятия в бюджет за счёт понижения или повышения общего уровня налогообложения, в том числе за счёт разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах экономики.

Основная задача налогового регулирования - создание благоприятных условий хозяйствования путем целенаправленного воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводственного процесса с использованием рычагов, адекватных внутренней сущности налоговой системы.

Иными словами, целью налогового регулирования является выявление связей между состоянием и перспективой системы налогообложения и воздействие на эти связи для достижения стратегических задач государственной налоговой политики.

Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Особенностями налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Так, налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны . В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота . При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики . В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию. налог регулирование доход продукт

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства . С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны , стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России - это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу . Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов - важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении НДФЛ, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

2.2 Методы и способы налогового регулирования

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России определяется основным налоговым законом - Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти.

В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования.

Методы налогового регулирования имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налогам. Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу. В целом и общем методы налогового регулирования связаны с элементами системы налогов и налогообложения по отдельным налогам, налоговыми льготами и другими составляющими налогового процесса на макро- и микроуровне.

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

Замена одних способов или форм налогообложения другими;

Дифференциация ставок налога;

Установление налоговых льгот (общих и специальных) и преференций, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от уплаты налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

Изменение субъектного состава налогов;

Применение налоговых каникул.

К методам налогового регулирования в нашей стране можно отнести: отсрочку налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговую амнистию, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения и пр.

В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка . Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций.

Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Однако, следует отметить, что выбор и установление ставки налога, являющего методом налогового регулирования, требует особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет, и понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Так, глава 23 части II Налогового Кодекса РФ посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции . Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер такого налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Н алоговые льготы , наряду с налоговой ставкой, служат эффективным средством реализации регулирующей функции налогов. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Налоговые льготы используются в большинстве стран. Так, с помощью налоговых льгот во многих странах:

Поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты;

Стимулируется создание новых высокотехнологичных импорто-замещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Показателен опыт Германии и Японии по стимулированию экспорта в виде налоговых скидок. Во Франции акционерные общества полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет своей деятельности, далее вплоть до шестого года применяется обложение только части прибыли. Налоговые каникулы применяются для стимулирования развития малого бизнеса, создающего новые рабочие места, а также для притока иностранных инвестиций. Так, в Ирландии налоговые каникулы для иностранных инвесторов составляют 11 лет, Италии и Саудовской Аравии - 7 лет. Налоговые кредиты в настоящее время активно используются в странах ЕС. Например, во Франции они являются инструментом региональной политики по поддержке социально-экономического развития северных районов, в Италии - южных. Заслуживает внимания опыт применения энергетического налогового кредита, целью которого является стимулирование энергосбережения и использования новых видов энергии (например, в США). Пелих С.А. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин и др. - Мн.: Право и экономика. 2010. - 230 с.

В России система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц - не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость - не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др.

К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия - аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы - освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц - стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль.

Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

Вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

Отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

Налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года, с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

Инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот.

К элементу механизма налогового регулирования относятся и налоговые санкции . Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования.

Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Составляющими системы финансовых санкции являются - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога.

Наглядно система налогового регулирования показана на рисунке Приложения 1.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства. Его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

В целом значимость налоговой системы как инструмента государственного регулирования определяется тем, что она позволяет регулировать реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения валового внутреннего продукта. Налоговая система должна быть адекватна экономическим условиям и задачам государства по обеспечению социально-экономического развития.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является совершенствование налоговой системы. Система налогообложения - это часть экономики, в связи с чем налоги необходимо рассматривать как часть экономического механизма, где все взаимно согласовано. В связи с этим необходимо решить задачу о максимальном приближении системы налогообложения к реальной структуре бизнеса и сделать адекватной его развитию.

Налоговые льготы должны работать на налогоплательщиков, обеспечивая им выгодные условия для ведения бизнеса, и на государство, стимулируя прирост иностранных и отечественных инвестиций, расширение налогооблагаемой базы, увеличение поступлений в бюджет. Целесообразность налоговых льгот должна оцениваться двусторонне, их результативность должна прогнозироваться на несколько лет вперед, так как бюджетный эффект от их предоставления не может быть немедленным. Следовательно, снижение налоговой нагрузки должно быть достигнуть не только за счёт сокращения количества налогов, но и за счёт рационализации структуры налогов, стимулирования приоритетных направлений деятельности и инвестиционной активности через предоставление налоговых льгот и оптимизацию налоговой базы.

Заключение

Налоговое регулирование - один из наиболее мобильных элементов налогового механизма, основой которого является система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы.

Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и др.).

В рамках реализации общей цели особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных элементов налогообложения: налоговой базы; ставки налога; налоговых льгот. Суть этого процесса заключается в достижении на практике относительного равновесия между двумя налоговыми функциями: фискальной и регулирующей.

Способы реализации мер налогового регулирования, с одной стороны, - это система налоговых льгот, с другой стороны, это система налоговых санкций. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие - эффективность политики налогового регулирования.

Таким образом, налоговое регулирование связывается с детальной разработкой способов реализации плановых заданий, а также выработкой регулирующих воздействий, направленных на их исполнение.

Список используемых источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ от № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. М.: Омега-Л, 2007. 272 с.

3. Вылкова Е.С. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах / Под редакцией Р.А. Петуховой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2012. 80 с.

4. Данченко М.А. Налогообложение. Учебное пособие / М.А. Данченко. Томск: ТГУ, 2012.

5. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. М.: Эксмо, 2009. 480 с.

6. Лукьянова И.А. Теория налогов: курс лекций / И.А. Лукьянова. Минск: БГЭУ, 2009. 147 с.

7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / И.А. Майбуров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 558 с.

8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О. И. Мамрукова. М.: Омега-Л, 2010. 310 с.

9. Пелих С.А. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин и др. Мн.: Право и экономика. 2010. 230 с.

10. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 331 с.

11. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 367 с.

12. Шутова О.А. Налоговое регулирование и совершенствование системы налогообложения. Актуальные проблемы науки XXI века / О.А. Шутова // Минский институт управления, 2011. С. 103-107.

13. Экономика и право: словарь-справочник / Под ред. Л.П. Куракова, В.Л. Куракова, А.Л. Куракова. М.: Вуз и школа, 2004. 1074 с.

Приложение 1

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные виды доходов бюджетов и их источники. Экономическая сущность и функции налогов. Основные объекты налогового регулирования. Инструмент регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени и целевого воздействия.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом.

    реферат , добавлен 25.10.2008

    Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ. Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Сущность налогов и методика налогового регулирования государственных финансов. Понятие и свойства инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности, возможности и перспективы его использования в Беларуси.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2009

    Сущность и роль налогов и налогового регулирования. Понятие инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности. Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Сущность, цели и место налогового администрирования, роль планирования и учета в данном процессе. Принципы контроля и регулирования в исследуемой системе. Определение существующих проблем и пути совершенствования налогового администрирования в России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Налоговое производство как процесс правового регулирования налоговых правоотношений. Стадии налогового производства: исчисление налогов, их уплата, проведение камеральных и рейдовых проверок. Перспективы правового регулирования налогового производства.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2013

    Основные теоретические понятия налогового права в странах ЕС. Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии. Использование Россией правового опыта налоговых отношений государств - членов ЕС.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2010

    Понятие налогов и их экономическая сущность. Понятия налогового администрирования. Контроль за соблюдением налогового законодательства. Анализ государственного регулирования и динамики налоговых поступлений в государственную казну Республики Казахстан.

Налоговое регулирование активно используется государством в решении задач социально-экономического развития общества и выступает составной частью налоговой политики, которая в свою очередь подчинена задачам экономической государственной политики. В XX-XXI вв. сформировалась практика налогового регулирования, которая дала значимые результаты в области государственной поддержки инновационного развития экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата, развития малого предпринимательства, решения социальных задач и др. Вопросы повышения эффективности налогового регулирования актуальны и для Российской Федерации.

Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния, лежит воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование непосредственно связано с экономической природой налогов. Обязательность уплаты налогов, которая предопределена их законодательным характером, а также индивидуальная безвозмездность налогов - это лишь форма проявления экономической сути. Налоги - это не просто вид финансового платежа, посредством которого осуществляется законодательное изъятие части дохода хозяйствующего субъекта. За уплатой налогов скрываются экономические отношения, а именно отношения перераспределения ВВП. Налоги - это отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета. Внутренний валовой продукт создается хозяйствующими субъектами, а государство в силу закона изымает определенную его часть для формирования государственных финансовых ресурсов. Результаты такого рода изъятия неоднозначны как для налогоплательщиков, так и для государства.

При поверхностном взгляде создается впечатление, что налоговые отношения порождают лишь противоречие интересов государства и налогоплательщиков. Налогоплательщик стремится к сохранению созданного им дохода, который он может по собственному усмотрению использовать как на потребление, так и на сбережение, инвестирование. При этом бизнес сам определяет пропорции распределения дохода на потребление и инвестирование. Налогоплательщик рассматривает налоги как узаконенное изъятие своего дохода, определенное нарушение своих прав собственности. Кроме того, для налогоплательщика налоги выступают законодательно установленным расходом, который, в отличие от других видов обязательных платежей, непосредственно не вытекает из самого воспроизводственного процесса. В такой ситуации у налогоплательщика рождается естественный интерес снижения таких "неестественных" с его точки зрения расходов. Налогоплательщиками разработан целый арсенал инструментов реализации своего экономического интереса по снижению объемов налоговых платежей, которые носят как легитимный (налоговое планирование, налоговая оптимизация), так и нелегитимный характер (уклонение от налогов, уход от налогов, обход и минимизация налогов).

Экономический интерес другого участника налоговых отношений (государства) заключается, казалось бы, в постоянном увеличении налогов для формирования все больших объемов государственных доходов. Однако более пристальный взгляд на налоговые отношения позволяет увидеть иной расклад интересов участников налоговых отношений. С одной стороны, государство далеко не всегда может получить желаемый финансовый эффект от увеличения налогов. При неумелом наращивании налоговой нагрузки на экономику государство будет нести ощутимые как финансовые, так и экономические потери. С другой стороны, и налогоплательщик как хозяйствующий субъект может получить экономический выигрыш от увеличения налогов.

Первое утверждение вряд ли вызывает возражение. Со второй половины XX в. широко известна даже среди неспециалистов кривая Лаффера, которая демонстрирует зависимость между ростом налоговой нагрузки и объемами доходной части бюджета. Результаты научных исследований этого американского ученого позволяют говорить о том, что чрезмерная налоговая нагрузка ведет к снижению темпов экономического роста, к усилению кризисных явлений в экономике. В определенной ситуации необоснованная налоговая нагрузка может вызвать рецессию производства.

Научно-историческая справка

Важным направлением американской неолиберальной школы стала разработанная в 1980-х гг. А. Лаффером, М. Фелдстайном, М. Бернсом, Р. Риганом теория экономики предложения. Ее основоположники, как и все экономисты неолиберального толка, выступают против активной роли государства в регулировании экономики. Государственное регулирование, по их мнению, выглядит неизбежным злом, которое снижает предпринимательскую инициативу и эффективность самого предпринимательства. Основные рецепты данной теории сводятся к следующему.

  • 1. Всемерное снижение уровня налоговой нагрузки для стимулирования экономического роста. Американский экономист А. Лаффер на основе эмпирических исследований показал зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. Им был сделан вывод о том, что уровень налогов достиг критического значения, при котором они стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 1970-х - начала 1980-х гг. во многом были осуществлены на основе концептуальных выводов А. Лаффера. Ставки налогов были резко снижены в надежде на то, что возросшие деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. В результате проведенных реформ не было зафиксировано весомого роста доли личных сбережений или предложения труда. Однако федеральные налоговые доходы сократились, а вследствие этого федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., в 1983 г. характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл.
  • 2. Приватизация большей части государственных предприятий, что позволит не только получить дополнительные средства в бюджет от продажи этих предприятий, но и повысит поступления налоговых платежей от них в результате роста эффективности деятельности приватизированных предприятий. Сокращение государственного сектора должно привести к росту конкуренции, а значит, и к повышению качества продукции, к росту конкурентоспособности национальной экономики.
  • 3. Следует снижать бюджетные расходы и бюджетный дефицит, в первую очередь, за счет сокращения финансирования социальных программ.

Недоумение может вызвать положение о возможном экономическом выигрыше налогоплательщика при росте налогов. Однако парадоксальность данного положения мнимая. Мобилизованные государством посредством налогов доходы бюджета используются для финансирования производства разнообразных публичных благ. Практически все публичные блага в той или иной мере удовлетворяют потребности бизнеса, способствуют его устойчивому развитию. Национальная оборона, правопорядок, судебная система обеспечивают сохранность бизнеса. Государственное финансирование образования, здравоохранения, культуры позволяет бизнесу получить доступ к трудовым ресурсами необходимого уровня качества. Создание за счет бюджетных средств современной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки во многом обеспечивают жизнеспособность современного бизнеса и потенциал его дальнейшего развития. Перечень примеров может быть продолжен самим читателем. Следует обратить внимание на то, что именно концентрация финансовых ресурсов в бюджете государства с их последующим распределением обеспечивает синергетический эффект необходимых для развития бизнеса потребностей, таких как безопасность, инфраструктура, наличие фактора труда и его качество, научные разработки и пр.

У государства есть выбор инструментов социально-экономической политики. Наряду с применением налоговых льгот и освобождений (косвенным субсидированием) могут осуществляться программы расходования бюджетных средств (прямое субсидирование). Так, поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность, может одновременно осуществляться через выделение субсидий и предоставление определенных налоговых льгот (например, освобождение от уплаты НДС, применение повышающих коэффициентов при начислении амортизации и пр.).

В то же время (и часто как раз в связи с тем, что в рамках программ расходования бюджетных средств возможно точечное определение объекта и соответственно адресное предоставление средств) прямое субсидирование характеризуется неполным покрытием и большей избирательностью, чем стимулирование через налоговую систему. Государственное регулирование имеет более прямой и быстрый эффект, чем регулирование через налоговые льготы, потому что прямо и непосредственно воздействует на соответствующий объект; в обычной практике может реализовываться исполнительной властью без одобрения законодательной и, таким образом, является наиболее оперативным способом реагирования. В табл. 2.1.1 дано сравнение положительных и отрицательных черт косвенного регулирования экономики посредством налоговых льгот.

Таблица 2.1.1. Позитивные и негативные последствия налогового регулирования

Косвенное регулирование (через налоговые льготы)

Плюсы

Минусы

Способ уменьшения роли государства в экономике

Суммы, выпадающие из сферы бюджетного контроля, контролируются менее жестко, чем прямые расходы. Однако ставится под удар основная функция налоговой системы по сбору доходов, распределению бюджетных средств, оказанию общественных услуг

Налоговые льготы по общему правилу не могут иметь индивидуальный характер

Снижение бюджетных расходов

Часто бюджетный эффект от предоставления той или иной налоговой льготы оценивается только на стадии ее введения, впоследствии же величина соответствующих потерь доходов бюджета не отслеживается, а эффективность достижения цели, для которой льгота предоставлялась, не анализируется (не тщательно анализируется)

Оптимизация встречных финансовых потоков

Наиболее эффективно при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов (о чем сложно судить в условиях частых изменений в налоговом законодательстве)

Налоговое регулирование выступает неотъемлемой частью налоговой политики государства. В соответствии с определением В. Г. Панскова налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов . При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели, которые отражают функции налогов. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели налоговой политики государства отражают регулирующую функцию налогов и достигаются посредством налогового регулирования. Посредством налогового регулирования обеспечиваются экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики, а также осуществляются регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Цели налоговой политики, в том числе налогового регулирования, не являются абстрактным понятием. Они всегда конкретны для каждой страны и для каждого периода развития, так как формируются под воздействием ряда факторов: уровня развития экономики в целом, уровня развития налоговой системы, экономической и социальной ситуации в стране, расстановки политических сил в обществе. Поставленные цели реализуются через совокупность задач, которые также соответствуют конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране. Задачами налоговой политики могут быть:

  • проведение налоговой реформы;
  • снижение бюджетного дефицита;
  • обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;
  • формирование благоприятного налогового климата в стране;
  • развитие налогового администрирования. Посредством налогового регулирования решаются такие задачи, как поддержание темпов экономического роста; решение задач социальной политики; сглаживание дифференциации доходов различных групп населения; стимулирование развития отдельных регионов; стимулирование развития отдельных сфер экономики (инновационная деятельность, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.).

Практическая реализация налогового регулирования осуществляется государством посредством конкретных налоговых инструментов. К инструментам налогового регулирования относятся: состав налогов, взимаемых в стране, величина налоговых ставок, налоговые льготы.

Зарубежная практика предоставления налоговых льгот показывает, что к настоящему времени устоялся набор конкретных видов налоговых льгот, используемых в целях стимулирования социально-экономического развития. Направления налогового стимулирования и соответствующий им инструментарий также стандартен. Вместе с тем в зависимости от приоритетов в экономическом развитии и конкретных задач государственной политики формы налоговых льгот могут отличаться от страны к стране, делая их применение более эффективным.

  • Анисимов С. А. История налогообложения / С. А. Анисимов, М. А. Данилькевич, Н. И. Малис. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012. С. 194-196.
  • Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011 . С. 81.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговое регулирование - ϶ᴛᴏ один из наиболее динамичных и мобиль­ных элементов налогового механизма. Его основу составляет система эко­номических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Учитывая зависимость отцелœей методы налогового регулирования делятся на че­тыре взаимосвязанные сферы. Это:

  1. бюджетно-налоговое балансирование;
  2. система налоговых льгот и преференций;
  3. административное воздействие;
  4. меры санкционированных действий.

Методы первой сферы занимают одно из главных мест в налоговом регулировании, так как они предусматривают преференцию регионов и уже­сточающий бюджетный налоговый режим. С помощью трансфертов, субси­дий и дотаций, бюджетного кредита достигается балансирование между доходами и расходами местных бюджетов.

Что касается налогов, то одни из них закреплены за определœенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), а те, которые частично поступают в другие бюджеты, являются регулирующими. Эти налоги перечисляются в те или иные бюджеты с помощью уста­новленных законодательством норм отчислений.

В мировой практике для налогового регулирования используется ме­тод процентных отчислений от доходов вышестоящих бюджетов в ниже­стоящие. В связи с эти было введено понятие межбюджетных отношений, которые реализуются с помощью трансфертного регулирования. Транс­ферт (перемещение, ʼʼпереношуʼʼ), в связи с этим для бюджетных отношений трансферт представляет собой адресную финансовую помощь региону.

В Республике Беларусь широко применяется метод административно­го воздействия. Это связано с тем, что либерализация экономики в 90-х годах привела к всœедозволенности перераспределительных действий.

Это привело к расстройству денежного обращения, появлению бартера и так далее. Это повлияло на налоговую систему экономики, которая способст­вовала нарастанию в данной ситуации инфляционных процессов.

Одним из методов налогового регулирования является оптимизация нало­говых ставок, что позволяет достичь оптимального равновесия между фис­кальной и регулирующей налоговыми функциями.

Следующим методом налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции.

Их правильное применение обеспечивает гибкость налоговой политики. Налоговые санкции могут носить как стимулирующий характер, так и отрицательный. Мировая налоговая практика выработала ряд мер по налоговому стимулированию:

  1. экономический характер методов налогового льготирования. Этим методом не свойственно неэкономическое и административное примене­ние;
  2. применение налоговых льгот не должно носить избирательный харак­тер и зависеть от форм собственности или видов деятельности;
  3. налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются в законодательном порядке;
  4. применение налоговых льгот не должно наносить ущерб государству и личным интересам граждан.

Одним из перспективных методов налогового регулирования является на­логовый инвестиционный кредит. Его крайне важно использовать для импорта замещающих технологий, для приобретения оборудования, для научно-иссле­довательских и опытно- конструкторских работ.

Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Для их реализации крайне важно создать механизм правового обеспечения инвестиционного налогового кредита.

Налоговое регулирование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговое регулирование" 2017, 2018.

  • - Налоговое регулирование

    Среди основных методов регулирования сервисного права выделяют экономические - связанные с налогами, ценами, тарифами, квотами. Налоговое регулирование сервиса – совокупность правовых норм, регулирующие отношения, возникающие в процессе взимания налогов с... .


  • - Налоговая система и налоговое регулирование экономики.

    Государственный бюджет. Его доходы расходы. Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше... .


  • - Налоговое регулирование предпринимательской деятельности.

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основании НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им... .


  • - Лекция 6 Налоговое регулирование экономики

    Вопросы: 1. Содержание налогов и их классификация 2. Общая характеристика налоговой системы современной России 1. Содержание налогов и их классификация Налоги- неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие... .


  • - Таможенно-тарифное и налоговое регулирование ВЭД.

    Таможенный (тарифный) контроль - одна из форм государственного регулирования ВТД. Он осуществляется с целью защиты внутреннего рынка, а также влияния на развитие международ­ной торговли в своих национальных интересах. Правовые, экономические и организационные основы... [читать подробнее] .


  • - Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование

    Классификация налогов и сборов Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует упорядочения и классификации - группировки по их видам. Основными критериями классификации... .



  • 7.1. Содержание государственного налогового регулирования

    Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

    Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

    Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

    Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

    Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота . При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

    Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

    Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

    Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

    7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

    Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

    • изменение состава и структуры системы налогов,
    • замена одного способа или формы налогообложения другими,
    • изменения и дифференциация ставок налогов,
    • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
    • полное или частичное освобождение от налогов,
    • отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
    • изменение сферы распространения налогов.

    В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

    В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание . Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

    По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

    Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

    В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

    К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

    Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки , связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

    Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

    § вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

    § отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

    § налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

    § инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

    Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).