Применение международных стандартов аудита. Критерии обязательного аудита Аудиторская деятельность в рф год

В 2018 году правила проведения аудиторских проверок бухгалтерской отчетности изменились. При проведении аудита за 2017 год проверяющие будут руководствоваться международными стандартами аудита (МСА). Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, рассказала, какие изменения ждут компании.

Кроме МСА, при проведении аудита за 2017 год применяются следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории РФ Советом по аудиторской деятельности:

  • Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
  • Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Словарь терминов;
  • Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Напомним, что еще в 2017 году проведение аудита бухгалтерской отчетности осуществлялось в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством РФ, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином. Эти документы утратили силу с 1 января 2018 года и при аудите отчетности за 2017 год применяться не могут.

Требования международных стандартов повлияют не только на аудиторов и аудиторские процедуры, но и на проверяемых налогоплательщиков. Последним придется предоставлять больший объем информации для анализа своей деятельности в соответствии с новыми требованиями. А в связи с раскрытием большего количества информации в аудиторском заключении и степень конфиденциальности результатов аудита значительно снизится.

При этом налогоплательщики все так же должны руководствоваться родными ПБУ, в редких случаях вспоминая о международных стандартах (при отсутствии конкретных способов ведения бухучета в ПБУ – например, в связи с участием организации в негосударственных пенсионных программах) и учитывая требования МСФО (при составлении отчетности в соответствии с ними).

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело:)

Что изменилось

В соответствии с положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. МСА обязательны для применения:

  • аудиторскими организациями и аудиторами (п.1 ст.7 закона 307-ФЗ),
  • аудируемыми и иными лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 закона 307-ФЗ).

Приказом Минфина №192н от 24.10.2016г. введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), а приказом Минфина от №207н от 09.11.2016г. - еще 18.

Этими же приказами Минфин установил, что МСА вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования и применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, то есть – с 1 января 2017 года.

При этом применяются МСА для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

Так же приказами №192н и №207н установлено, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, в том числе - составлять аудиторское заключение, в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу МСА.

Применение международных стандартов должно способствовать тому, что аудиторские заключения будут содержать в себе большее количество информации о состоянии бизнеса аудируемого лица.

В соответствии с международными стандартами при аудите бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в иных случаях по решению аудитора в аудиторское заключение включается отдельный раздел «Ключевые вопросы аудита».

В этом разделе пользователям бухгалтерской отчетности представляется дополнительная информация, необходимая для понимания вопросов, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Определяя ключевые вопросы аудита, аудитор должен учитывать:

  • области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков, выявленных согласно международному стандарту 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;
  • свои значимые суждения в отношении областей бухгалтерской отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, (включая оценочные значения), которые были оценены как имеющие высокий уровень неопределенности;
  • влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение отчетного периода.

Описание каждого ключевого вопроса аудита должно включать ссылку на соответствующую информацию, раскрытую в бухгалтерской отчетности, (если такая имеется) и указывать на то:

  • почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и, следовательно, был определен как ключевой вопрос аудита.
  • как вопрос был изучен в ходе аудита.

При этом включение ключевых вопросов аудита в аудиторское заключение:

1. Не подменяет:

  • информацию, раскрываемую руководством в бухгалтерской отчетности;
  • выражение аудитором модифицированного мнения, когда оно требуется в связи с обстоятельствами конкретного аудиторского задания в соответствии со стандартом 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
  • представление информации согласно стандарту 570 «Непрерывность деятельности» в случаях, когда имеется существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность.

2. Не является мнением аудитора, выраженным по отдельно взятым вопросам.

«Обновленное» аудиторское заключение будет полезно не только руководителю и главному бухгалтеру, но и собственникам компании, и любым другим заинтересованным пользователям – как потенциальным инвесторам, так и государственным органам.

Для выражения развернутого мнения аудиторам понадобится больший объем данных, необходимых при осуществлении полноценного анализа деятельности организаций.

При этом необходимо учитывать . Законопроект Минфина содержит поправки в статьи 82 и 93.1 НК РФ. Они предусматривают, что налоговый орган при проведении проверки будет вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими документы клиентов, служащие основаниями исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Предполагается, что такие документы налоговые органы будут требовать у аудиторов для целей налогового контроля в случае, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком. При этом аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы должны будут представлять налоговым органам требуемые документы вне зависимости от согласия налогоплательщиков, которым оказывались такие услуги.

Год назад предполагалось, что указанные поправки в НК РФ могут вступить в силу с 1 января 2018 года. Тем не менее, законопроект пока не принят.

Напомним, что действующее законодательство содержит требования о проведении обязательного аудита с последующим предоставлением заключения в Росстат, а так же – о раскрытии информации, содержащейся в аудиторском заключении в определенные сроки.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит проводится ежегодно компаниями, которые обязаны его проводить в соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».

В соответствии с положениями п.1 ст.5 вышеуказанного закона, обязательному аудиту подлежат следующие категории налогоплательщиков:

  • акционерные общества
  • организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам
  • кредитные организации
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • страховые и клиринговые организации
  • НПФ, паевые инвестиционные и иные фонды
  • акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании таких фондов
  • организации, чей объем выручки (предшествовавший отчетному году) превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность.
  • иные организации, в случаях, когда их обязывает к этому федеральный закон, например, банковские группы и банковские холдинги, государственные компании и корпорации, жилищные накопительные кооперативы и застройщики, микрофинансовые компании и пр.

Аудиторское заключение необходимо представить в органы статистики либо одновременно с предоставлением бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.2 ст.18 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.5 закона №307-ФЗ, сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это необходимо оперативно – в течение трех рабочих дней после даты аудиторского заключения. Размещение информации в реестре платное. И оплатить его лучше заранее, чтобы не нарушить трехдневный срок.

А вот в ФНС предоставлять аудиторское заключение нет необходимости, так как в состав бухгалтерской отчетности в соответствии со ст.14 закона №402-ФЗ оно не входит.

Штрафные санкции

Административным кодексом предусмотрены штрафы как за нарушение сроков предоставления аудиторского заключения/сведений о его результатах, так и за непроведение обязательного аудита.

Так, согласно п.2 ст.15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, а также раскрытие информации не в полном объеме наказывается очень сурово. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет. Юридическим лицам грозит еще более серьезный штраф - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

На основании п.6-8 ст.14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений в Единый федеральный реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. В случае рецидива и совершения этого же нарушения повторно, штраф составит 10 000 – 50 000, а кроме того должностное лицо может быть дисквалфицировано на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с положениями ст.19.7 КоАП РФ, за непредставление информации в Росстат (с соблюдением предусмотренных законодательством сроков), устанавливается ответственность в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц. Кроме того, все по той же ст.19.7 компанию могут отдельно оштрафовать еще и за то, что сведения были представлены в неполном составе (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16.02.2016г.)

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

МСА, признанные для применения в России

Группа
стандартов
Наименование стандарта
Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 230 «Аудиторская документация»
МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
МСА 500 «Аудиторские доказательства»
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
МСА 505 «Внешние подтверждения»
МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
МСА 520 «Аналитические процедуры»
МСА 530 «Аудиторская выборка»
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
МСА 550 «Связанные стороны»
МСА 560 «События после отчетной даты»
МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
МСА 580 «Письменные заявления»
МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
МСА 710 «Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

Словарь терминов;

Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Вступление МСА в силу

МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

Применение МСА

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

информацией о ходе признания МСА.

_____________________________

* О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность - Общая информация - Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Обзор документа

Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:


Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

04.04.2017

Несмотря на то что 2016 год еще закрыт не у всех компаний и аудиторские проверки в самом разгаре, те, кому уже удалось получить аудиторское заключение, начинают готовиться к аудиту на следующий год. В действующее законодательство внесли ряд изменений, которые стоит учесть при заключении договора на аудит. Давайте разберемся, на что обязательно нужно обратить внимание при работе с аудиторами.

1) Международные стандарты аудита

С 1 января 2017 года в России действуют международные стандарты аудита (МСА). Новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых лиц, а также возрастает степень публичности результатов аудита. Переход на МСА для многих небольших аудиторских компаний потребует серьезной методологической поддержки, внесения изменений во внутренние регламентные документы. Перед заключением договора будет не лишним убедиться в наличии у аудитора ресурсов и опыта для проведения аудита по МСА, проанализировать предлагаемый аудитором договор на наличие всех обязательных для согласования условий в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

2) Членство в саморегулируемой организации

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения в закон об аудиторской деятельности. Они предусматривают увеличение минимальной численности членов СРО аудиторов с 500 до 2 тысяч аудиторских организаций или с 700 до 10 тысяч аудиторов. Эти изменения привели к тому, что сегодня в государственном реестре СРО аудиторов остались только две саморегулируемые организации: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество». СРО «Аудиторская палата России», НП «Институт Профессиональных Аудиторов» и НП «Российская Коллегия аудиторов» прекратили свое существование. Но еще не все аудиторы покинули три СРО, исключенные из госреестра. Поэтому перед заключением договора на аудит обязательно уточните, состоит ли ваш аудитор в одной из действующих на сегодняшний день СРО.

3) Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, которые относятся к общественно значимым хозяйствующим субъектам (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты. Министерство финансов РФ ежегодно размещает перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором указывает, кто может проводить аудит той или иной организации. Так, перечень случаев в 2016 году увеличен по сравнению с 2015 годом на 9 пунктов, в том числе добавлены три категории компаний, аудит которых может быть проведен аудиторской организацией, в штате которой есть аудитор с новым квалификационным аттестатом. Таким образом, сфера профессионального применения аудиторов со «старым» аттестатом со временем сокращается. Вместе с тем на рынке много практикующих аудиторов, получивших аттестат 1 января 2011 года. Если ваша компания попадает в категорию ОЗХС, поинтересуйтесь у аудиторов, с которыми планируете заключить договор, есть ли у них трудовые ресурсы (в том числе взаимозаменяемые), позволяющие соблюсти эти требования законодательства.

4) Сообщение о результатах обязательного аудита

В связи с изменением Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с 1 октября 2016 г. заказчик обязательного аудита должен самостоятельно вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) в виде сообщения с указанием идентифицирующих аудируемое лицо данных (наименование организации, ОГРН, ИНН, для физлиц – фамилия, имя, отчество, СНИЛС). Несмотря на то что данные требования установлены уже с аудита отчетности за 2016 год, как показала практика, не все организации были к этому готовы. Для внесения сведений в реестр организации необходимо на уполномоченного сотрудника оформить электронную подпись через Удостоверяющий центр (http://iitrust.ru/region/uc/tarif.php) или быть готовыми с пакетом документов обратиться к нотариусу, который зайдет на сайт www.fedresurs.ru по своему сертификату и подаст сведения в Реестр от имени организации. Информация должна быть размещена в течение трех дней с даты выдачи аудиторского заключения.

5) Дополнительные гарантии качества аудита

Аудиторов регулярно проверяют СРО и финансовое казначейство. Активно обсуждается вопрос о передаче части полномочий регулирующего органа Центральному банку РФ. Информация о результатах прохождения аудиторской компанией внешнего контроля качества, ровно как и сведения о применении мер дисциплинарного воздействия, размещается на официальном интернет-сайте Минфина РФ. Ключевой пункт в вопросе качества оказываемых услуг - эффективно функционирующая в компании система внутреннего контроля качества. Такая система в том числе может включать отдел внутреннего контроля, состоящий из независимых контролеров с необходимым опытом, должными навыками и квалификацией, которые проверяют качество выполнения аудиторских заданий. Также важны наличие у аудитора договора страхования профессиональной ответственности и размер определенного в нем лимита ответственности. Отдельно хочется отметить преимущества членства аудиторских компаний в международных сетях. Это позволяет аудиторам использовать в работе опыт и наработки коллег из-за рубежа. Ну и конечно же, ничто так не характеризует работу аудиторов, как отзывы и рекомендации клиентов.

Безусловно, при наличии огромного рынка предложений компании сложно решить проблему выбора аудитора. Надеемся, что вышеописанные нюансы помогут компании сделать правильный выбор.

Источники информации об аудиторской компании:

  • реестр аудиторских организаций размещена на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет? http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/;
  • корпоративный сайт аудиторской компании. Советом по аудиторской деятельности 19 июня 2014 года одобрены рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном интернет-сайте, в соответствии с которыми установлен перечень данных, подлежащих размещению;
  • Единый федеральный реестр, функционирующий по адресу в сети Интернет? http://fedresurs.ru.

Анна Гуляева, директор департамента аудита аудиторской компании МКПЦ

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения . Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.