Что такое государство полис в древней греции. Что такое Полис? Значение слова polis, исторический словарь

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, – это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам – государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Как вообще возникли города-государства?

Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: умелые люди предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.

Законы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса – купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне – разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции – это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.

Законодательство Дракона

Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:

Дал гражданские и политические права всем способным носить оружие;

Ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);

Ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин);

Сохранил патриархат;

Узаконил рабство (долговое);

Узаконил право кровной мести;

Ввел коллегию эфетов;

Узаконил высокий имущественный ценз.

Законодательство Солона, реформы Клисфена

Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.

Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.

Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).

Реформа Клисфена

Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.

В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть docimasia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2.заслушивала отсчет чиновников

3.рассматривала внешнеполитические дела

4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Греческий полис - «город-государство», форма организации которого была основана на общинных отношениях.

Особенностью полиса являлась собственность на землю всего гражданского коллектива, член которого имел собственный земельный участок, и потому являлся полноправным гражданином полиса.

Становление греческого полиса в период архаики (VIII - VI вв. до н. э.).

Этот период иногда называют временем становления «греческого чуда». Фактически всего за три столетия были сформированы основы цивилизации: складывается более совершенная экономическая система, основанная на рыночных отношениях, греки переходят от общества родоплеменного к обществу гражданскому, где отношения строятся на базе существующих (письменных) законов. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.

Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т.е. сельскохозяйственную территорию), достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 - 10 тысяч человек, из которых не более 2000 имели права гражданства.

Были и более крупные полисы: в Афинах проживало до 200 тысяч человек, хотя граждан в нем было не более 35 тысяч человек. Могли существовать и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Но каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство, свои законы и свои органы управления.

Центром полиса всегда являлся город, и греческая цивилизация, по сути, была цивилизацией городской. Именно город своими экономическими возможностями, динамичной жизнью формировал более высокий уровень потребностей, чем традиционный деревенский быт.

Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где впервые оказалось возможным существование понятий «гражданин», «гражданское общество».

В эпоху архаики одновременно со становлением греческого полиса формируется представление о гражданском статусе. Первым качеством гражданина был его статус свободного человека. После повсеместной отмены долгового рабства гражданин в своем государстве ни при каких условиях не мог быть обращен в рабство. В принципе постепенно складывается убеждение, что грек, любой грек, не может быть рабом.

Самым главным правом гражданина было право на земельную собственность. Земледелие долго оставалось основным занятием граждан, и именно оно рассматривалось как самое подобающее дело для свободного человека. С крестьянским трудом было связано такое важное для греков понятие, как автаркия , экономическая самодостаточность, поскольку считалось, что экономическая независимость является необходимой предпосылкой свободы политической.

В силу этого труд ремесленника, торговца, менялы считался менее престижным, поскольку делал человека зависимым от рыночной стихии. Наемный труд, труд на другого человека для гражданина был вообще невозможным. Гражданин работает на себя, на другого человека работает раб.

Другим правом и одновременно обязанностью гражданина было личное участие в защите своего полиса. Каждый гражданин был воином. Поскольку полисы как очень небольшие политические образования не могли содержать постоянную армию, защищать свою родину от внешней угрозы должно было все мужское население.

В период архаики в связи с ростом благосостояния значительной части демоса тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь в греческом войске основной фигурой становится гоплит - тяжеловооруженный пехотинец.

Получив возможность хорошо вооружить большой отряд воинов, греки создали фалангу - тесно сомкнутое, действующее как единое целое тактическое построение гоплитов. Тесно сомкнув строй, выставив вперед копья, под звуки музыки, которая задавала ритм движению, фаланга, как бронированная стена, сметала боевые построения врага. Именно в монолитности всего строя, в слаженности действий всех воинов заключалась ударная сила фаланги. Здесь не было места проявлениям индивидуальной отваги и личной храбрости, здесь требовались мужество и дисциплина всех.

Греки были прекрасными воинами, и это было связано как со специальной физической подготовкой граждан, с развитием греческой спортивной агонистики, так и с теми высокими волевыми качествами, которые они демонстрировали на поле боя. Военные столкновения, и особенно войны с персами в V в. до н. э., доказали способность греческих воинов сражаться до последней капли крови, защищая свое государство.

Патриотизм был важной составляющей в системе духовных ценностей граждан. Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу, свой гражданский статус. Гражданин, который не смог защитить свою родину, терял свой статус, а значит, по представлениям греков, становился неполноценным человеком. Фаланга приучала гражданина к мысли, что его интересы, его статус и собственность могут быть защищены только совместными усилиями всех граждан-воинов, что только коллектив является гарантией его существования как гражданина.

В обществе, где гражданин является частью вооруженного народа и, помимо этого народного ополчения, нет иной силы для принуждения отдельного человека к выполнению каких-либо действий, складывается иная система отношений между властью и отдельной личностью, между членами этого общества. С отмиранием родовых установлений, которые раньше контролировали различные сферы жизни, в эпоху архаики возникает система правового регулирования отношений, определяющим фактором становится закон.

В полисе источником правовых норм был сам народ, а высшим законодательным органом - народное собрание. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было важным правом гражданина полиса. Убежденность в том, что лично от тебя, твоего решения зависит и судьба государства, и твое личное благополучие, стимулировала политическую активность граждан. Общественная индифферентность считалась недостойной статуса гражданина. Именно участие в политической жизни государства делало человека гражданином, что принципиально отличало, по мнению Аристотеля, греков от варваров.

Таким образом, триединство понятий: землевладелец, воин, участник политической жизни, - характеризует статус гражданина полиса. Совокупность граждан полиса и есть гражданское общество.

Рекомендуемая литература

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. СПб, 2003.

Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб, 2004.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIIII-V вв. до н.э.

πόλις , πολιτεία, лат. civitas) - форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору - прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане - члены общины , - каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права . Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан : метэки , периеки , вольноотпущенники , рабы .

Государственный строй в полисах был различен: олигархия , демократия , монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических - цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы - синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы - герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты - басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные - эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства ». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис - не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Библиография

  • Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). - Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
  • Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/alterciv.htm . - [Без даты] 2000.
  • Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. - М.: Наука, 1979.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полис (античность)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

    АНТИЧНОСТЬ - педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому древность. Чаще имеет, однако, особое… … Советская историческая энциклопедия

    Термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

    Античность - педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

    Античный полис - это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта - 8400 км2;
  • Аттика - 2650 км2;
  • Коринф - 880 км2;
  • Самос - 470 км2;
  • Эгина - 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании - Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины - главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.


В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой - все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта - военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет - жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору - одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.


Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф - входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.


Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора - рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы - знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.


Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира - царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия - родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса - верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.


Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая - царя Писы - в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом - именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.