Дефицит местного бюджета и источники его финансирования. Источники финансирования местного бюджета Финансирование дефицита местного бюджета

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ. В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит.

Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях. Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования. Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

I. Налоговые доходы в том числе:

  • 1. Налог на прибыль
  • 2. Налог на доходы физических лиц
  • 3. Налог на добавленную стоимость
  • 4. Акцизы
  • 5. Налог на имущество физических лиц
  • 6. Налог на имущество предприятий
  • 7. Платежи за использование природных ресурсов

II. Неналоговые доходы в том числе:

III. Безвозмездные перечисления в том числе:

  • 1. От других уровней власти, из них:
    • - Дотации
    • - Субвенции
    • - Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    • - Трансферты
  • 2. От целевых бюджетных фондов

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств(инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

  • - отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
  • - отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
  • - планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

  • 1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
  • 2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
  • 2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
  • 4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • 9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов.

Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

  • - часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
  • - дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета;
  • - средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований;
  • - другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных.

Расходы формируются по следующим направлениям:

  • - На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
  • - На финансирование социально-культурного развития, науки;
  • - На содержание органов власти и управления;
  • - Расходы связанные с обслуживанием долга.

Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Расходная часть местных бюджетов включает расходы:

  • - связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
  • - связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам;
  • - ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • - иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение).

Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится:

  • 42% всех расходов на социальную политику,
  • 57%- на здравоохранение и физкультуру,
  • 42% - на культуру и искусство,
  • 66% - на ЖКХ,
  • 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%)

Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете Российской Федерации за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной

деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.


Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.


Комментируемая статья посвящена источникам финансирования дефицита местного бюджета.
К источникам финансирования дефицита местного бюджета законодатель в комментируемой статье отнес:
1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг. Согласно общим положениям БК РФ муниципальный заем - это передача в собственность муниципального образования денежных средств, которые муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа.
Местные займы имеют ряд особенностей:
- во-первых, муниципальные займы выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования;
- во-вторых, все кредитные отношения обеспечиваются муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов;
- в-третьих, государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства;
- в-четвертых, предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год;
2) кредиты, полученные от кредитных организаций. Но при этом не могут выступать в качестве источника финансирования дефицита местного бюджета кредиты ЦБР;
3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы. Согласно БК РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно действующему законодательству средства, получаемые от продажи муниципального имущества, подлежат зачислению в местные бюджеты в полном объеме;
5) изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета. Согласно закону он определяется путем сравнения остатков на начало и конец периода.

местный бюджет дефицит финансирование

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • 1) внутренние источники - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • 2) внешние источники следующих видов - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

  • 1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

  • 1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • 2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • 3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М.: ЮНИТИ, 2013.с.68. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные кредиты путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные займа от других уровней бюджетной системы и займы, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных кредитов и займов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, дeфицит бюджeтa может финансироваться только на долговой основе. Долги резервного банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых долгов при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его прибылей без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы.

Источники финансирования приоритетных проектов муниципального образования при дефиците местного бюджета

Financing sources of municipal unit priority projects in the conditions of local government budget deficit

К. Н. Патраев

глава администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области 188800, г Выборг, ул. Советская, д. 12

188800, Vyborg, ul. Sovetskaya, 12

В работе проводится краткий анализ источников муниципального заимствования для покрытия дефицитов местных бюджетов, рассматривается новейшая история и проблемы муниципальных заимствований в России, делается попытка определить меры по регулированию межбюджетных отношений как гарантии устойчивости муниципальных займов - источников финансирования приоритетных муниципальных проектов.

The article presents a brief analysis of municipal borrowings sources for local budget deficit cover, reviews contemporary history and problems of municipal borrowings in Russia as well as makes an attempt to identify measures for inter-budgetary relationship regulation as municipal borrowings stability guarantee, which are the source for priority municipal projects financing.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальная экономика, муниципальный бюджет, муниципальные облигации, межбюджетные отношения

Keywords: municipal unit, municipal economy, municipal budget, municipal bonds, inter-budgetary relationship

Доходы бюджетов значительной части регионов, городов и муниципалитетов Российской Федерации не обеспечивают необходимого объема финансовых ресурсов для решения всех задач развития. Особенно это проявляется в условиях, когда на местные бюджеты перекладываются практически все инвестиционные расходы при одновременном сокращении средств, остающихся в их распоряжении. Источником развития многих муниципалитетов служат лишь трансферты, дотации, субсидии, субвенции и т. д. Однако полученные таким образом средства, как правило, расходуются на решение острых социальных проблем, а ресурсы для инвестиций отсутствуют. В условиях централизации налоговых и иных доходов отказ региона от займов равносилен отказу от идеи ускорения экономического и социального прогресса. А поскольку необходимыми условиями повышения инвестиционной привлекательности региона и предпосылками прихода туда частного капитала служат развитая инфраструктура и высокий уровень жизни населения, возникает острая потребность городов и муниципалитетов в притоке

заемного капитала, с помощью которого можно достичь требуемых результатов.

Инвестиционные проекты муниципальных образований делятся на два типа:

1) некоммерческие проекты, реализация которых не предполагает получения дополнительных доходов и позволяет экономить бюджетные расходы;

2) коммерческие проекты, в результате реализации которых планируется получение дополнительных доходов, причем эти доходы могут покрыть часть или всю сумму затрат, вложенных в проект.

В данной ситуации можно указать три источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

Средства муниципального бюджета (в том числе заемные) и/или вышестоящих бюджетов;

Прямые инвестиции и различные формы частно-государственного (муниципального) сотрудничества;

Средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы (как, например, проекты в области жилищно-коммунального хозяйства) .

С одной стороны, муниципалитет заинтересован в том, чтобы уменьшать объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, необходимо учитывать социальные последствия их повышения (в результате введения в них инвестиционной составляющей).

Надо отметить, что задача выбора источника финансирования проекта не должна рассматриваться муниципалитетом как самостоятельная, поскольку она является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана проекта, разработки его финансовой модели и схемы финансирования.

Отбор муниципальных проектов производится по ряду критериев оценки их эффективности, в первую очередь по результатам реализации:

Экономические результаты (например, объем инвестиций, чистый приведенный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), рентабельность (ROI), суммарная прибыль, среднегодовая прибыль, рентабельность);

Влияние на местный бюджет (пополнение доходов и уменьшение расходов);

Социальные аспекты (рабочие места, производство социально значимых товаров или услуг, строительство жилья, последствия в сфере экологии, образования, культуры, влияние на жизненный уровень населения и т. д.);

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. N 8 (46) 2009

Дополнительные факторы (экспортный потенциал, дополнительная загрузка предприятий-смежников, возрождение ранее существовавших производств, развитие собственной обрабатывающей промышленности, глубокая переработка ресурсов и т. д.). При оценке процесса осуществления проекта учитываются:

Временные критерии (продолжительность, окупаемость, жизненный цикл проекта);

Неопределенность и рискованность (уровень риска и стратегия защиты, техническая осуществимость);

Юридические аспекты (патентная чистота, соответствие нормам экологии и безопасности). Оценивая исходную точку проекта, уделяют внимание:

Команде участников (готовность реализовать проект, возможность в случае необходимости пополнения команды или замены отдельных ее членов);

Маркетингу (емкость рынка, тенденции спроса, уровень цен, уровень конкуренции, конкурентные преимущества).

Указанные критерии далеко не всегда используются в полном объеме, особенно если речь идет о социальных проектах. В каждом конкретном случае их набор определяется органами местного самоуправления с учетом целей, задач, ситуации и прочих внутренних и внешних факторов.

Существует различные точки зрения на положительные и отрицательные стороны муниципального заимствования. Так, Х. Циммерман отмечает, что заимствования «связаны с „кредитной иллюзией" избирателей и желанием политиков разных уровней осуществлять желаемые расходы сегодня, а счет по их оплате предъявлять гражданам лишь завтра, возможно уже после выборов» . Таким образом, привлечение заимствований считается несправедливым по отношению к будущим поколениям.

Другие исследователи придерживаются принципа «кто пользуется, тот и платит», т. е. платить должны те поколения, которые ими пользуются.

По нашему мнению, использование заимствований оправданно, если привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом. Если же не хватает средств на текущие расходы, необходимо сокращать их объем, ибо перекладывать на будущие поколения бремя обеспечения сиюминутных нужд недопустимо.

В соответствии с законодательством РФ, дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В законе определены возможные источники восполнения дефицита местного бюджета:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

Курсовая разница по средствам местного бюджета;

Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов;

Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета .

Но на счетах муниципального образования часто не оказывается резерва, сопоставимого с объемом финансирования инвестиционного проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений) как совокупности инвестиционных проектов. Правда, поступления от продажи имущества - единовременный источник финансирования,который нельзя рекомендовать для системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением активов муниципального образования.

Кредиты других уровней бюджетной системы предоставляются, как правило, для покрытия кассовых разрывов на срок не более одного года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки зрения Минфина РФ, объем предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, поскольку функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

Таким образом, муниципальное образование, принявшее решение реализовать проект и не рассчитывающее на помощь региона, оказывается перед выбором: накопить необходимый объем средств или взять в долг.

Поскольку строительство объекта требует времени, а нужда в нем ощущается остро, муниципальное образование принимает решение о займе недостающих средств. В качестве основного источника финансирования дефицита бюджета следует рассматривать облигационные займы и кредиты кредитных организаций.

САВЦОВА А.В. - 2009 г.