Государственные займы. Государственный кредит Государственный кредит привлекается на определенный срок

Любое государство участвует в экономических отношениях, достаточно часто именно оно является основой своей экономической системы. Но вот подробнее о том, как проходит этот процесс, большинство людей не знают, ограничиваясь определением налогов, которыми облагаются жители страны. А вот о сути такого государственного экономического инструмента, как государственный кредит, многие или не слышали, или плохо представляют, что это.

Государство – заемщик

Вообще государственный кредит существует по тем же принципам, что и любые другие кредитные отношения. В его основе лежат принципы:

  • возвратности (сумма займа должна быть возвращена на определенных условиях);
  • срочности (срок полного и поэтапного возврата средств оговаривается в тексте договора);
  • платности (операции проводятся наличными и имеют платный характер).

Государственный кредит – это определенные отношения между кредитором и заемщиком, когда одной из этих сторон является государство. Понятие государственного кредита подразумевает существование трех вероятностей:

  • государство выступает заемщиком относительно физических или юридических лиц, причем к числу последних могут относиться другие государства;
  • государство выступает кредитором в отношении физических или юридических лиц;
  • государство берет на себя функции гаранта в ходе заключения кредитного договора.

Чаще всего, говоря о государственном кредите, мы думаем о ситуациях, в которых государство выступает в роли заемщика. Как правило, государство берет займы, если ему необходимы средства для покрытия своих расходов. Такие ситуации случаются, если по ряду причин наличных средств в бюджете страны недостаточно, но государство не желает увеличивать количество выпускаемых в стране денег, чтобы не допустить ускорение темпов развития инфляции. К примеру, в условиях недавнего мирового финансового кризиса ряд стран воспользовались возможностью взять государственный кредит у других государств или у международных финансовых организаций.

При этом наличие у государства кредита не обязательно говорит о проблемах в экономической жизни страны. Государство может стать заемщиком для юридических и физических лиц в тех случаях, когда средства, которые они имеют по каким либо причина изъяты из экономики. Чтобы вернуть данные денежные ресурсы назад в экономическую систему и обеспечить развитие государственной экономики за счет активного развития социальных программ, государство может прибегнуть к государственному кредиту.

Особенности государственного кредита

Невзирая на то, что государственному кредиту свойственны все признаки обычного коммерческого кредитования, некоторые отличия все-таки имеются. Если к коммерческому кредиту приходится прибегать в случае неравномерного изменения стоимости товаров и услуг, то факт государственного кредита чаще всего определяет дефицит бюджета.

Банковский кредит является инструментом увеличения доли денежных средств в открытой экономической системе, а государственный кредит всегда служит идее их сокращения, определенная часть денежной массы по кредиту идет на обслуживание потребностей самого государства. Чаще всего банковское кредитование имеет целевую природу, одним из условий сделки в банке выступает определение предназначения кредита; если заемщиком является государство, в условиях сделки не указывается конкретная цель займа, государству дается полный карт-бланш на распоряжение полученных средств.

Функции государственного кредита

Будучи финансовой операцией, государственный кредит предназначен для выполнения двух функций:

  1. Фискальная функция. Государственный кредит является дополнительным источником формирования государственного денежного фонда (первый источник – налогообложение). Его используют для покрытия расходов государства.
  2. Регулирующая функция. Государственный кредит является эффективным инструментом регулирования движения денежных потоков в экономической системе. Занимая денежные средства у физических лиц, государство сокращает количество денег, которые находятся в прямом хождении, а выступая заемщиком у юридических лиц, оно способствует увеличению денежной массы. При помощи кредитов государство может оказывать влияние на стоимость кредитования: чем выше предъявляемый им спрос, тем выше уровень процентов по ссудам, а, следовательно, тем дороже для юридических лиц этот кредит.

Государство управляет государственным кредитом при помощи следующих механизмов:

  • возможность регулировать рынок государственного кредитования;
  • возможность государства изменять порядок, условия и формы предлагаемых кредитов;
  • обслуживанием и полным погашением государственного долга;
  • выпуск облигационных займов и их размещение на рынке;
  • наличие на рынке долговых обязательств.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

При выполнении функции заемщика, государство осуществляет выпуск государственных ценных бумаг (в частности облигаций), привлекая тем самым средства физических и юридических лиц.

Выполняя функцию кредитора, государство через ЦБ РФ осуществляет кредитование коммерческих банков, которые в свою очередь кредитуют физических и юридических лиц.

Государство как гарант выступает в сделках в качестве третьего лица, гарантирующего выполнение обязательства перед кредитором в случае неисполнения его заемщиком.

Государственный кредит как звено финансовой системы РФ обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов (в основном для финансирования дефицита бюджета). Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство может проводить финансовую политику, используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики.

– одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Органы государственной власти определяют общий объем бюджетного дефицита и объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

    фискальная (распределительная).

    регулирующая.

    контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

    целевое использование средств.

    соблюдение сроков возврата.

    выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей (на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

    Срок (кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

    По методу выплаты дохода (процентные - купонные, дисконтные - продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые)

    По методу размещения (добровольные, принудительные – з/п выдается займами).

2) Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3) Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно (не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4) Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5) Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Самые тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание внутреннего долга всегда менее опасно, наравне с внешним долгом. Государству легче договориться с собственными физическими и юридическими лицами о рефинансировании. Когда идет возврат внешнего долга НД «утекает» в другую страну.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

    уменьшается потребление, сбережения.

    рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

    выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145ФЗ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государственно кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет пере распределительный характер.

В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие подкрепления, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется государственного долга.

Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную .

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком РФ, являются важным инструментом регулирования в стране. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ.

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и без закладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением без закладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают без закладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки.

Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство отнесет дополнительные расходы на налогоплательщиков. Избежать подобной ситуации позволят два варианта:

Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в страну. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае он несет существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта: заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 100 млн. руб., ежегодно будет выплачиваться 25 млн. руб.; возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн. руб., во второй — 20, в третий — 30, в четвертый — 40 млн. руб. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн. руб., во второй — на 30 млн. руб. и т. д. Данная система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

10. Государственные займы могут быть облигационными и без облигационными. Облигационные займы сопровождаются ценных бумаг государства. Без облигационные

оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время без облигационные займы используются на межправительственном уровне.

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами . Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.

В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги, в результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а, следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, занимают почти 30%, в то время как на них приходилось хотя и тоже немало, но вдвое меньше.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете предусмотрены в сумме 220,1 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга — 63,3 млрд. руб. и государственного внешнего долга — 156,8 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам . Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.

Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90х годах, государственный долг нашей страны увеличился в десятки раз, достигнув к середине 2009 г., как отмечалось, более 700 млрд. руб. (внутренний долг). Внешний государственный долг к этому периоду превысил 150 млрд. долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигли в 2009 г. 17,5 млрд. долл. (в бюджете предусмотрено примерно 5 млрд. долл.). С конца 2008 г. и в 2009 г. Правительством РФ проведены переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пересмотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов РФ, внешние долги состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл.), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд. долл.), фирм поставщиков (около 7 млрд. долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд. долл.), МВФ и МБРР (около 30 млрд. долл.).

Сложившаяся неблагоприятная финансово экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное — за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укреплению финансово кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса от дельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Минимизация стоимости долга для заемщика;

Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Обеспечение своевременного возврата кредитов;

Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Основную долю расходов по системе государственного кредита составляет выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займа. К расходам также относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигаций), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займу производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или перевода суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом. Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 2000 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 15 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.

Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Под унификацией займов понимается объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия из оборотов облигаций займов военного времени.

Отсрочка погашения займа происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей, как это имеет место в настоящее время, правительство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

При этом непременным условием предоставления новых займов является высокая репутация страны должника на международном финансовом рынке, ее экономическая и политическая стабильность.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочки погашения обязательств применяются по отношению, как к внутренней, так и к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов проводится, как правило, по согласованию с кредиторами.

Важной сферой управления государственным долгом является определение условий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами выступают уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов. Учитывается также при эмиссии займов не только достижение максимальной финансовой эффективности займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новых займов зависит от правильного учета состояния экономики, денежного обращения, уровня доходности и сроков действующих займов, предоставляемых льгот и многих других факторов.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов производятся соответствующими подразделениями Министерства финансов, а реализация ценных бумаг — банковской системой. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках размещаются от имени государства заёмщика, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются без облигационными, и все условия их (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и др.) фиксируются в специальных соглашениях.





Назад | |

Когда государство выступает кредитором?

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, которые мобилизуются с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и потому выделяется в отдельное звено. Государственный кредит за своей экономической сущностью - это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управление, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - из другого, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом. Основная классическая форма кредитного отношения, когда государство выступает заемщиком средств. Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возвращения кредиты юридическим и физический лицам. Объем таких операций значительно меньший, чем за предыдущей формы. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, она является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, Распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов. В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора. Как экономическая категория государственный кредит объединяет в себе финансовое и кредитное отношение. Как нивки финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованная денежных фондов государства. Государственный кредит есть обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитного отношения, существуют существенные отличия. Банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизведения и повышение его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования субъектов хозяйствования есть продуктивное использование ссудного фонда (или с целью развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения стоимости дополнительного продукта. Когда же речь идет о государственном кредите, то полученные через государственный заем средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь у них дополнительные финансовые ресурсы. Они используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов за ними выступают средства бюджета.

Государственный кредит - это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть прибылей и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими есть временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управление подобное ограничение текущих нужд может происходить и из принуждения государства.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий и организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений. Другой их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств дополнительно мобилизованных государством. Выплата прибылей кредиторам обеспечивается стирает важно за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с колом владельцев государственных ценных бумаг. Даже если предположить невозможное, что контингент налогоплательщиков совпадает с контингентом владельцев ценных бумаг, то и в этом случае будут наблюдаться структурные расхождения: размер налогов, которые вносит в бюджет каждый владелец ценных бумаг, не совпадает с величиной получаемых им прибылей от государственно-кредитных операций. Это означает, что и другой бок государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение нужд общества обусловлена постоянным разногласием между величиной этих нужд и возможностями государства относительно них удовлетворение за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций относительно обороны страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств нуждается в и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны сравнительно с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирование доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Назначение государственного кредита оказывается прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие различия между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованные с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что Государственный кредит, будучи средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства. Государственный кредит есть также: источником увеличения прибылей гасителей ценных бумаг, которое достигается через выплату процентов и выигрышей за государственными займами. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулировочную и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирования централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах строковости, платности и возвращение. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулировочной функции государственного кредита оказывается в том, что, вступая в кредитное отношение, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди разных групп инвесторов. Мобилизуя средства физический лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированные производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращения останется неизменной, хотя возможное изменение структуры платежеспособного спроса. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на ссудные ресурсы и тем самым содействует росту цены на кредит. Чем высший спрос на свободные средства со стороны государства, тем высшим будет, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим будет для предпринимателей банковский кредит. Дороговизна ссудных средств заставляет бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, вместе с тем она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. Как кредитор и гарант государство может положительно влиять на производство и занятость. В промышленно развитых странах распространенная система поддержки малого бизнес, экспорта продукции или производства в отдельных областях, где имеет место убыль, через гарантирование государством погашения кредитов, предоставленных банками согласно государственным программам. Поддержка малого бизнес предусматривает, что государство берет на себя погашения задолженности банкам за кредитами, предоставленными малым предприятиям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные страховые компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Этим поощряется освоения новых рынков сбыта национальной продукции. Большое значение в стимулировании развития производства и занятости имеют кредиты, которые предоставляются государством за счет бюджетов или внебюджетных фондов. С них помощью обеспечивается ускоренное развитие соответствующих регионов или необходимых направлений экономики на той или другой территории. Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, рожденные особенностями данной категории:

  • 1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и по состоянию централизованного фонда денежных средств;
  • 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предусматривает возвращение и возмещение полученных средств;
  • 3) осуществляется не только финансовыми структурами, а и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный кредит выступает в таких формах: государственные займы, преобразование части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного заемного фонда, казначейские займы, гарантированные займы. Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных нужд через выпуск и реализацию облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и предоставляет право ее владельцу после истечения определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется возвратить сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты на протяжении всего термина пользования заемными средствами, а после истечения этого срока возвратить и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная стоимость отмечается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную собственником облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная прибыльность облигаций для их владельцев может быть высшей или низшей установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отвергается от нарицательной стоимости. Отклонения называется курсовым различием, и зависит оно от целого ряда факторов. К ним числа, в частности, относят величину номинального процента за облигацией, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, уровень доверия населения к правительству. За своей сущностью облигации государственного займа является особой формой фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода за ценными бумагами предприятий есть новообразованная стоимость, то проценты за государственными бумагами выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные за государственными займами, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Инвесторы в государственные ценные бумаги становятся владельцами части будущих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства. В этом и состоит специфичность государственного фиктивного капитала, которая приводит, в конечном итоге, к увеличению налогового бремени. Поэтому сущность государственного займа можно определить как налог, взятый заведомо. Казначейские обязательства (векселе) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты). В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физическое и юридическое лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставления займы последними государству за счет заемных средств без ведома их реального собственника (население) дают возможность выделить эти отношения как особую форму государственного кредита. Преобразование части взносов населения в государственные предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране зараз это достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг. Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она содействует развитию инфляционных процессов, которые особо опасные в условиях жесткого контроля за эмиссией дензнаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, который образовался за предыдущие годы.

Казначейские займы как форма государственного кредита выражают отношения из предоставления финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управление за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и поворотности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока что используется не очень активно. Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления предоставляют финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях, которые касаются сроков и норм процента. Они возможные в случае финансовых трудностей предприятий и хозяйственных организаций через них особое положение на рынке или ухудшение экономической ситуации в стране. Казначейские займы не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займы, выпущенной органами власти и управление низшего упорядочения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированные займы. За гарантированными займами правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране образованные условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции относительно заключения займов.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях поворотности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут даваться на льготных условиях. Основной целью государственных внешних займов есть содействия укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной помощи.