Порядок обеспечения денежных знаков японии. Порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение

Современные денежные системы представляют собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. Элементами денежной системы являются:

· наименование денежной единицы;

· принципы организации денежной системы;

· масштаб цен;

· виды и порядок обеспечения денежных знаков;

· эмиссионный механизм;

· структура денежной массы;

· порядок прогнозирования и планирования денежного оборота;

· механизм денежно-кредитного регулирования;

· порядок установления валютного курса;

· порядок кассовой дисциплины.

Наименование денежной единицы. Формирование денежной системы любого государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Например, в США - это доллар, в Великобритании - фунт стерлингов, в странах ЕС – евро, в России - рубль и т.д.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех экономических активов (кроме самих денег).

Как правило, она делится на мелкие кратные части. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, есть законные платежные средства. Законные платежные средства - это денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами. Иностранная валюта не считается законным платежным средством. Отдельные субъекты экономических отношений могут быть готовы принять в уплату причитающегося долга различные денежные знаки, но законными платежными средствами называются только денежные знаки, которые они обязаны принимать в уплату по закону.

· принцип централизованного управления денежной системой . В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется преимущественно на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;

· принцип планирования денежного оборота в условиях рынка на основе составления соответствующих прогнозов;

· принцип устойчивости и эластичности денежного оборота : денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развития инфляционных процессов;

· принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций;

· принцип обеспеченности эмитируемых денег ;

· принцип независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, в решении задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования;

· принцип надзора и контроля за денежным оборотом : государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Затем определяется масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке. Из-за постоянного снижения покупательной способности национальной валюты и роста цен на золото страны - члены МВФ в 1978 году отказались от определения официального, твердо фиксированного золотого содержания денежной единицы. Его определение в указанных условиях потеряло всякий смысл.

Государство определяет виды денег и денежных знаков – находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством знаки (кредитные деньги, банкноты и монеты).

Важный элемент денежной системы - порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег. Эмиссионный механизм - это порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия.

Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссию кредитных денег осуществлял эмиссионный банк. Ее размеры были ограниченны. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались золотым запасом эмиссионного банка, валютными резервами, векселями. Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения. Они держались на авторитете государственной власти.

В настоящее время эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков, их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Это стирает грани между кредитными и бумажными деньгами, которые являются законным платежным средством на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те и другие выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг. В результате происходит рост денежной массы за счет увеличения остатка как наличных денег, так и платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства - коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. В каждый конкретный период кредитные отношения эмиссионного банка с коммерческими банками определяются его денежно-кредитной политикой, направленной на укрепление денежного обращения в стране. В результате происходит увеличение или сокращение кредитных вложений в народное хозяйство.

Увеличение кредитных вложений предполагает депозитно-чековую эмиссию, что ведет к росту денежной массы как за счет увеличения остатков средств на счетах клиентов коммерческих банков, так и за счет наличных денег в сфере обращения. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется путем записи суммы предоставленного кредита на корреспондентские счета коммерческих банков, счета госбюджета в центральном банке. Так как выдача кредита в этом случае не связана с предварительным формированием ресурсов, то по своей природе это есть не что иное, как открытие мнимого вклада, на основе которого в дальнейшем увеличатся некоторые денежные агрегаты - М 1 , М 2 , М 3 и т.д.

На величину денежной массы влияют также и операции коммерческих банков. Во-первых, сумма выданного кредита и зачисленного на счет клиента увеличивает денежный агрегат М 2 . Во-вторых, увеличение остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные ресурсы коммерческого банка, предопределяя, таким образом, дальнейший рост кредитных вложений. В-третьих, выпущенные коммерческими банками банковские векселя, депозитные сертификаты могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении.

К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся:

· политика учетной ставки, т.е. регулирования величины процента по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам;

· операции на открытом рынке, связанные с покупкой и продажей государственных и других ценных бумаг;

· изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы центральный банк может активизировать продажу государственных ценных бумаг, иностранной валюты. В результате из обращения изымается часть наличных денег, и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину и структуру денежной массы в обращении.

В странах с развитой рыночной экономикой важным методом регулирования денежного обращения является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что, в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении - уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.

На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении. В США практика обязательных резервов была введена еще в 1923 г. До 1933 г. норма обязательных резервов коммерческих банков в федеральной резервной системе не пересматривалась. Поэтому данная мера в денежно-кредитном регулировании роли не играла. Ее назначение сводилось к созданию страхового резерва для выплаты вкладов клиентам коммерческих банков в случае их банкротства. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, который мог привести к инфляционному взрыву. В связи с этим было принято решение о возможности изменения норм обязательного резервирования. Минимальные резервы стали выполнять две функции:

· образования страхового резерва;

· денежно-кредитного регулирования денежной массы в обращении.

В последующие годы этот инструмент был перенят многими странами, в том числе Германией в 1948 году, Францией в 1967 году, Испанией в 1979 году.

Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели.

К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например, на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Порядок установления валютного курса. Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, т.к. меняется спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировки валют.

В настоящее время чаще всего используется способ котировки на основе «корзины валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины - набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.

2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.

5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.


Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.

1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.

2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.

3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.


Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.

1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.


Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.

1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?

Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).

Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.

Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.

Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.

2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?

Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:

Наличие квалификационного аттестата аудитора,

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,

Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.

Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

Наименование денежной единицы. Согласно данному Закону официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После . и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы — «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты () и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на геррито- рии Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ. банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр н ости во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют, представляет собой соотношение валюты данной страны со стоимостью валют других стран, например 1 долл. = 36,7 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходящий из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время нив одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзине валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств.

Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используются « », представляющие собой не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

Современная денежная система Российской Федерации

Денежная система Российской Федерации основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Официальная денежная единица — рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России. В области организации денежного обращения ЦБ РФ выполняет ряд важнейших функций:

  • прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создаст резервные фонды банкнот и монет;
  • устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • определяет правила ведения кассовых операций (операций с наличными) для кредитных организаций;
  • устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет, порядок их уничтожения, а также замену поврежденных банкнот и монет на действующие.

В каналах наличного денежного обращения в настоящее время находятся два вида денежных знаков, являющихся безусловным обязательством Банка России и обязательных к приему во всех видах расчетов и платежей — банкноты (банковские билеты) и монеты. В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100. 500, 1000 и 5000 руб. и монеты достоинством 1, 2, 5, 10 руб., 1, 5, 10, 50 копеек.

Изготавливают денежные знаки на предприятиях Гознака. Центральный банк РФ проектирует банкноты: каждая банкнота имеет уникальную тематику рисунка и преобладающий цвет, а вся серия банкнот одного выпуска содержит общие элементы дизайна. Первым этапом создания банкнот является выполнение крупномасштабного рисунка с использованием компьютерных технологий; затем выполняется гравюра на металле, которая преобразуется в металлическое клише с многократно повторяющимся в реальном масштабе рисунком. С клише производится печать банкнот. При изготовлении банкнот последовательно используются три вида печати: офсетная, глубокая (металлографическая) и высокая (типографская).

Современные банкноты имеют набор средств защиты, затрудняющих их подделку. Например, банкнота достоинством 5000 руб., выпущенная в обращение в 2006 г., содержит элементы защиты (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Признаки платежеспособности банкноты достоинством 5000 руб.

Элементы защиты

Характеристика

Цветопеременная краска

Герб г. Хабаровска выполнен цветопеременной краской. При изменении наклона банкноты цвет герба меняется с малинового на золотисто-зеленый

Водяные знаки

Бумага банкноты белая и не имеет свечения в ультрафиолетовом свете. На купонных полях банкноты выполнены два локальных водяных знака: на узком купонном поле на просвете видно вертикально расположенное число 5000. выполненное светлыми оттененными цифрами; на широком купонном поле расположено полутоновое изображение головы памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому. При рассматривании на просвет водяных знаков видны участки как более темные, так и более светлые по сравнению с общим фоном бумаги. На водяном знаке, расположенном на широком купонном поле, отчетливо заметны плавные переходы тонов от темных к светлым

радужные

На лицевой стороне находится поле, которое воспринимается однотонным, если держать банкноту перпендикулярно направлению взгляда на расстоянии 30-50 см от глаз. При наклоне банкноты на этом поле возникают многоцветные полосы

Увеличенный рельеф

Текст «Билет Банка России» и метка для людей с ослабленным зрением обладают повышенной рельефностью, воспринимаемой на ощупь

Кипп-эффект

Скрытое изображение (кипп-эффект), расположенное на орнаментальной ленте, обнаруживается при рассматривании банкноты под острым углом в отраженном свете

Эмблема Банка России

Эмблема Банка России в верхней левой части лицевой стороны банкноты покрыта блестящим лаком, изменяющим цвет. При рассматривании банкноты под разными углами центральная часть эмблемы меняет свой цвет с золотисто-коричневого на темно-синий

Графические элементы

Изображение дальнего берега р. Амур в центре лицевой стороны банкноты сформировано из мелких, видимых через лупу графических элементов: аббревиатуры «ЦБРФ», силуэтов тигров, медведей, рыб. деревьев

Микротекст

Микротекст в виде повторяющегося числа 5000 выполнен на лицевой стороне в правой верхней части банкноты. При рассматривании невооруженным глазом он имеет вид повторяющегося числа 5000 с кажущимся рельефом. В верхней части оборотной стороны отпечатаны строки микротекста, сформированного из многократно повторяющегося темного числа 5000 в наклонном начертании. В нижней части оборотной стороны выполнены строки микротекста, состоящего из многократно повторяющегося текста ЦБРФ5000 в прямом начертании, имеющего плавный переход от негативных букв и цифр слева к позитивным справа. Негативный микротекст, сформированный повторяющейся аббревиатурой ЦБРФ. выполнен на элементах посередине вертикальной орнаментальной полосы в правой части оборотной стороны банкноты

Микроперфорация

При рассматривании банкноты на просвет против источника света на ней видно число 5000, сформированное микроотверстиями. которые выглядят яркими точками. Этот признак хорошо просматривается даже при маломощном источнике света. Бумага в месте расположения микроотверстий не должна восприниматься шероховатой на ощупь

Защитная нить

В бумагу введена ныряющая защитная нить шириной 3 мм. Защитная нить имеет 5 выходов на оборотную сторону банкноты и 8 отраженном свете имеет вид прямоугольников с перламутровым блеском. При рассматривании банкноты на просвет защитная нить имеет вид темной полоски с ровными краями и повторяющимся светлым числом 5000 в прямом, перевернутом и зеркальном отображении

Защитные волокна

В бумаге банкнот хаотично расположены красные, светло-зеленые. двухцветные и серые защитные волокна, выглядящие фиолетовыми, но при рассматривании через лупу на них наблюдается чередование красных и синих участков

Микротекст на цветном фоне

В нижней части лицевой стороны над орнаментальной лентой, обладающей кипп-эффектом. расположен микротекст в виде повторяющегося числа 5000 коричневого цвета на светло-коричневом фоне. Текст и фон отпечатаны металлографским способом в один прием

Обращающиеся банкноты образца 1997 г. и модифицированные банкноты образца 2004 г. содержат сюжет, представляющий собой «городскую серию» — каждая банкнота посвящена определенному городу России.

Монеты достоинством 1 и 5 коп. изготавливаются из биметалла белого цвета мельхиор — сталь — мельхиор. Монеты достоинством 10 и 50 коп. изготавливаются из медноцинкового сплава желтого цвета. Монеты достоинством 1 и 2 руб. изготавливаются из медно- никслсвого сплава белого цвета. Монета достоинством 5 руб. изготавливается из биметалла белого цвета мельхиор — медь — мельхиор. Уникальна двухцветная монета достоинством 10 руб. (рис. 3.22). Она содержит диск из нейзильбера и кольцо из латуни. При изготовлении монеты сначала происходит сборка кольца с диском, потом наносится надпись и лишь затем идет окончательная чеканка. Впервые использованы четыре степени защиты:

  • сочетание желтого и белого металла. Рисунок рельефа переходит с желтого кольца на белую сердцевину;
  • рифы — черточки, нанесенные на боковую поверхность монеты;
  • надпись, которая идет по рифам: «десять рублей»;
  • скрытое изображение — в нуле «спрятаны» две надписи: при одном наклоне можно прочесть «10», при другом — «руб».

Рис. 3.22. Монета Банка России достоинством 10 руб. образца 1997 г.

Как элемент денежной системы России представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих экономическим субъектам (физическим и юридическим лицам, государству).

Для анализа объема и структуры денежной массы, а также ее движения в финансовой статистике Банка России используют четыре денежных агрегата:

Самостоятельным компонентом денежной массы является денежная база (), включающая агрегат , денежные средства в оборотных кассах банков, средства банков на счетах обязательных резервов и корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ РФ, его возможности выполнять свои обязательства. В экономических исследованиях эти деньги именуются также деньгами «высокой эффективности», так как могут прямо контролироваться ЦБ РФ. В практике управления денежным обращением Банк России использует несколько агрегатов денежной базы (см. рис. 3.25).

Одной из особенностей денежного обращения России является использование иностранной валюты как средства платежа и формы сбережений. Это обусловило использование еще одного показателя денежной массы — «широких денег» (), который включает агрегат () и депозиты в иностранной валюте в национальной банковской системе (валютные пассивы кредитных организаций). Этот показатель используют для прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-банковской системы и бегства капитала. Для определения величины используют среднегодовой валютный курс. Таким образом, полная денежная масса включает денежную массу в иностранной валюте и национальную денежную массу (рис. 3.23).

Эмиссионная система Российской Федерации объединяет эмиссию наличных денег и безналичную кредитную эмиссию. Выпуск в обращение наличных денег осуществляет Банк России. Их оборот организован по схеме (рис. 3.24). Налично-денежный оборот начинается в структурных подразделениях Центрального банка РФ. Наличные деньги считаются поступившими в оборот после передачиих из оборотных касс расчетно-кассовых центров (РКЦ) в операционные кассы коммерческих банков. Из операционных касс коммерческих банков деньги выдают клиентам (предприятиям, организациям, физическим лицам). Наличные деньги постоянно совершают кругооборот, так как после завершения расчстно-платежного оборота вновь возвращаются в операционные кассы банков, а затем — в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Таким образом, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие происходят постоянно.

Рис. 3.23. Структура совокупной (полной) денежной массы в экономике России

Рис. 3.24. Организация оборота наличных денег

Эмиссия представляет собой дополнительный выпуск денег в обращение. Денежная эмиссия - это изменение количества обращающихся денег, она сосредоточена в Банке России. Потребность в эмиссии или изъятии денег из обращения определяется на основе прогнозирования кассовых оборотов. Изменение безналичной денежной массы называется кредитной эмиссией.

Наличная и безналичная денежная масса представляет собой пассивы банковской системы, равные денежным активам экономических субъектов в стране (предприятий и организаций, государства, домашних хозяйств). (ЦБ РФ и коммерческие банки) берет на себя обязательства, в которых реализует спрос на деньги (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Схема баланса национальной денежной массы в аналитическом представлении

Основным источником денежного предложения выступает кредитная эмиссия, сосредоточенная в коммерческих банках, которые участвуют в расширении денежного предложения непосредственно за счет эффекта кредитной мультипликации и опосредованно, используя систему рефинансирования Центрального банка РФ и эмиссию под прирост золотовалютных резервов. Для анализа денежного предложения в экономике России Центральный банк РФ использует несколько показателей денежной базы (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Структура денежной базы

Структура и динамика денежной базы в экономике России, составляющая основу денежного предложения, характеризуется рядом особенностей:

- совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, министерство финансов).

В соответствии с Конституцией РФ основная функция Центрального банка РФ — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Для реализации этой функции Федеральным законом № 86-ФЗ предусмотрен ряд инструментов денежно-кредитного регулирования, которые применяет Банк России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Поскольку наличная денежная эмиссия полностью контролируется Банком России, то эти инструменты направлены на управление кредитной эмиссией, т.е. кредитной активностью коммерческих банков. Объемы кредитования коммерческими банками экономики (хозяйствующих субъектов) зависят от объема ресурсов, которые они привлекли в свой оборот, именуемых пассивами. С помощью инструментов денежно-кредитного регулирования банк может расширять или сокращать объем этих ресурсов в зависимости от денежной программы, принятой на соответствующий финансовый год.

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

1.Наименование денежной единицы.

Согласно Закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После [Денежная реформа 1947 года, денежной реформы 1947 г], и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты ) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

    создание резервных фондов банкнот и монет;

    определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

    установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

    утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

      Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр ности во всем объеме денежной массы.

      Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Включает в себя систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.

1.4 Элементы денежной системы

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов, которые представлены на рисунке 2 (прил. 2).

К элементам денежной системы относятся:

1. Наименование денежной единицы

этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. В России в период 1822-1947г.г. существовали два наименования денежной единицы - «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947г. и вплоть до нашего времени в Росси сохранилось единое название национальной денежной единицы - «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны законе «О денежной системе РФ» и законе «О Центральном банке РФ».

2. Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других финансовых учреждений. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками не должно допускаться.

3. Эмиссионный механизм

Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры Центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчётно - кассовые банки.

4. Структура денежной массы в обороте

Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

5.Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Такой порядок включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

6. Механизм денежно-кредитного регулирования.

Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно- кредитного регулирования.

7. Порядок установления валютного курса и котировка валют

Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве

Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.

Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используется понятие «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных символов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.


2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Правовые основы денежной системы РФ

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.

Ведущую роль государства в развитии финансово-кредитной системы обеспечивает Центральный банк России. В ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное регулирование и денежная эмиссия . Эти важнейшие полномочия государства в соответствии со ст. 4 Федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» от 26 апреля 1995 г. отнесены к компетенции Банка России. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля . Причем эту функцию Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. Т.е. необходимо отметить, что Конституция РФ относит Банк России к органам государственной власти.

До 1995 г. вопросы организации денежной системы регулировались отдельным нормативным актом - Законом РФ о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., 26 апреля 1995 г. с введением Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Банке России, упомянутый нормативный акт утратил силу, и организация денежной системы возложена законодательством на Банк России.

В соответствии с Законом от 26 апреля 1995 г. основными направлениями деятельности Банка России являются, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В сфере банковского регулирования постоянно происходят серьезные изменения, так как идет формирование и налаживание этой сложной системы. Вступивший в силу федеральный закон содержит также достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации . Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество - изготовление или сбыт поддельных денег) .

В УК РФ, впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» .

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля .

Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Право выбирать форму расчетов - наличную или безналичную - принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме. Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безналичных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса». Денежная масса- это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики .