Что изображено на монетах разных стран. Военная история, оружие, старые и военные карты



Всего имеется 12 номиналов банкнот :
7 для гражданского населения (до 100 $ включительно),
2 высокого номинала - 500 $ и 1000 $ [«в народе» встречаются чрезвычайно редко, являются некоторой экзотикой, «подарочным сертификатом»; кстати, все денежные знаки, выпущенные правительством США начиная с 1861 года (когда в России отменили крепостное право), до сих пор принимаются без ограничений и обладают полной номинальной стоимостью],
3 сверхвысокого номинала - 5 000 $, 10 000 $ и 100 000 $.
Банкноты высокого и сверхвысокого номинала появились во время «великой американской депрессии» в экономике.
Банкноты высокого номинала печатались вплоть до 1946 года, а сверхвысокого номинала - двумя сериями: 1928 и 1934 года (100 000 $ - только в серии 1934 года). [Нужно различать, что есть серия определённого года, а есть её выпуск, печатание. Банкноты в 5 000 $ серии 1934 года была реально были отпечатана только в 1944 году, а её допечатывание и эмиссия могло производиться вплоть до 1969 года (если быть точным, то эмиссия может производиться и сейчас уже отпечатанными, но не пущенными в оборот банкнотами).]
Банкноты сверхвысокого номинала были двух видов: федеральные резервные банкноты и золотые сертификаты (различаются оформлением - зелёной и жёлтой цветовой гаммой соответственно).
Федеральными резервными банкнотами были только номиналы 5 000 $, 10 000 $, изначально они использовались для межбанковских расчётов, но потом «вышли в люди». Золотые сертификаты были номинала 5 000 $, 10 000 $ и 100 000 $, используются только для расчётов между банками и запрещены для взаиморасчётов «на улице».
С 1969 года федеральные резервные банкноты планомерно изымаются из обращения. Их общее количество: номинала 5 000 $ - 72 300 штук, а 10 000 $ - 62632 штук. На 2005 год в свободном обращении («на руках») уцелело не более 200-300 штук каждого из двух номиналов.
Вывоз из США банкнот номиналом выше 100 $ запрещён и не разрешён.
Картинки, имеющие портретное сходство с национальными героями Америки, располагаются на современных банкнотах на лицевой («главной») стороне (но так было не всегда).

Всего имеется 6 номиналов монет :
5 «с президентами» - 1 цент (Авраам Линкольн, 16-й) , 5 центов (Томас Джефферсон, 3-й) , 10 центов (Франклин Рузвельт, 32-й) , 25 центов (Джордж Вашингтон, 1-й) , 50 центов (Джон Кеннеди, 35-й) ,
и
1 доллар - с феминисткой Сюзан Браунелл Энтони (Susan Brownell Anthony) (1820-1906) .
Профили на американских монетах располагаются, как правило, не на аверсе («лицевой» стороне), где указывается номинал (на американских монетах он указывается не арабской цифровой вязью, а латинскими буковками), а на реверсе («оборотной», «тыльной» стороне). Как написано в статье «Нумизматика » Большой советской энциклопедии, «обычно лицевой стороной считают ту, на которой помещены важнейшие изображения, призванные, как правило, возвеличивать государственную власть или официальную религию (например, <…> на монетах <…> феодальных государств Западной Европы - портрет государя или его герб <…>, на современных - портрет монарха или герб государства)».


На фото: Реверс монеты один доллар (100 центов) со Сюзан Браунелл Энтони; чеканилась до 1999 года.
Источник: http://www.metropolbank.ru/doc/banknote/usa/c100.htm




На фото: Лицевая сторона банкноты 5 $ серии 1998 года с Авраамом Линкольном.
Источник: http://money.dmd.ru/help/3.html



На фото: Реверс монеты 1 цент с Авраамом Линкольном; чеканилась до 2000 года.
Источник: (сайт в down’е); или здесь: http://www.metropolbank.ru/doc/banknote/usa/c1.htm



10 $ - Александ(е)р Гамильтон (Alexander Hamilton) (1755/1757-1804) (биографы - «вместе, совместно»">вкупе с историками мучаются от собственного бессилия, кусают губы и локти, хлобыстиют кулаками по столешницам, потому что не могут точно установить дату рождения: это или 1755, или 1757 год; им бы нашего академика А. Т. Фоменко сотоварищи с их новой хронологией !), первый в истории США министр финансов (1789-1795) (на оборотной стороне купюры - здание казначейства США). В 2004 году авторы проекта «Наследие Рональда Рейгана» («Ronald Reagan Legacy Project »), вынесли на рассмотрение Конгресса предложение о замене портрета Гамильтона - единственного «непрезидента» на 12 номиналах банкнот США («непрезидентом» был также и Бенджамин Франклин, но он не в счёт, поскольку он не занимал почти никаких официальных государственных должностей, а лишь «исполнял обязанности») - на скончавшегося в этом же 2004 году Рональда [Уилсона] Рейгана (Ronald Reagan) (1911-2004) , 40-го президента США (1981-1885, 1885-1889) . Предложение после яростных возражений части конгрессменов было отклонено. но сторонники увековечивания Рейгана на денежных знаках, как могло показаться, вдруг «зациклились» на числе 10 и незамедлительно предложили «компромиссный вариант» - запечатлеть Рейгана пусть не на 10 $ , так хоть на… 10-центовой монете [официальное название - «одном дайме » (англ. «one dime ») ], реверс которой с 1946 года украшает лик

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Двуглавый орел – один из самых древних геральдических символов. Изначально он использовался в Хеттском царстве, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, находившейся к востоку от бывшего государства хеттов.

В конце XIV века золотой двуглавый орел становится государственным символом Византийской Империи, которая унаследовала его от Римской Империи. Величественная птица, смотрящая одновременно на запад и восток, стала олицетворять единство Европы и Азии. Другая версия объясняет символическое значение орла с двумя головами как постоянную боевую готовность отражать вражеские набеги с обеих сторон.

Причины появления двуглавого орла на русской земле до конца не выяснены. Известно только, что этот символ появился в качестве государственного геральдического знака при Иване III, объединившем вокруг Великого княжества Московского тверские, ярославские, пермские и новгородские земли. Примерно в те же годы Русь окончательно избавилась от гнета со стороны Золотой Орды и стала развивать связи с европейскими государствами.

Объединив земли, Иван III Васильевич превратился из Великого Князя в царя Московского и взял в жены византийскую царевну Софью Палеолог. Возможно, желание подчеркнуть свое равенство с европейскими правителями и побудило Ивана III принять двуглавого орла в качестве геральдического символа.

Широко известна княжеская печать 1497 года, на лицевой стороне которой изображен всадник, а на обороте — двуглавый орел. Далее российского двуглавого орла начинают использовать повсеместно: при изготовлении оружия, на знаменах, гравюрах, предметах придворного обихода и, конечно же, на монетах. На протяжении 500 лет орел многократно изменялся и дополнялся различными геральдическими элементами. Соответственно, на русских монетах двуглавый орел тоже видоизменялся.

На монетах встречаются самые разные варианты государственного орла, в том числе под одной, двумя или тремя коронами, со скипетром и без, с державой или без оной, с изображением вензелей, Андреевского креста и даже единорога.

При царе Алексее Михайловиче на рубле 1654 года (т.н. «ефимке») двуглавый орел изображен под одной короной:

После 1654 орла начинают изображать с поднятыми крыльями. Двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах изображен на серебряных монетах 1699-1729 гг., и на медных монетах 1700-1755 гг. выпуска.

С 1710 года начинают изображать геральдическую императорскую корону, хотя до принятия Петром I титула императора остается еще 11 лет. На полковых знаменах 1712 года также прослеживается это изменение.

Двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, а также со Святым Георгием на груди и знаком ордена Святого Андрея чеканится на:

  • золотых монетах 1701-1796 гг.
  • серебряных монетах 1730-1796 и 1801-1826 гг.
  • медных монетах 1758-1796 и 1801-1830 гг.

Впервые цепь со знаком ордена Святого Андрея изображена на пробной полтине 1699 года. Это был первый образец знака ордена в виде Андреевского креста с тремя орлами, который позднее был изменен на общепринятый образец в виде двуглавого орла с Андреевским крестом на груди.

Иногда на груди орла размещали нетрадиционные изображения:

  • гербы Риги и Ревеля на монетах для Прибалтики;
  • соединенные гербы России и Шлезвиг-Гольштейн по случаю провозглашения герцога Петра наследником российского престола;
  • щит с датой чекана;
  • щит с гербом княжества Иевер, который напоминал, что Павел I имел титул князя Иеверского;
  • герб Польши.

Особый тип государственного орла под одной короной, без скипетра и державы изображен на золотых монетах 1817-1831 гг., серебряных 1826-1831 гг., медных 1827 года и 1830-1839 годов. Этот образец орла был популярен в российской военной геральдике, особенно на знаменах и штандартах.

Одновременно с вышеописанным орлом в первой половине XIX века в русской геральдике используют и другой тип двуглавого орла — с поднятыми крыльями, под 3 коронами, со Святым Георгием, цепью ордена Святого Андрея, со скипетром и державой в лапах и титульными гербами на крыльях. Такой орел изображен на государственной печати и на платиновых, золотых и серебряных денежных знаках 1832-1858 гг., медных монетах 1849-1858 гг. и на всех монетах с двойным обозначением номинала (на русском и польском языках).

Пример серебряной монеты Николая I 1954 года выпуска:

В 1856 году в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Бернгарда Васильевича Кене, в России был введен новый тип государственного орла, встречающийся на всех монетах 1859-1917 годов.

Пример монеты Николая II достоинством в 1 рубль 1897 года выпуска:

В 1917 году для печати Временного правительства художником И. Билибиным был сделан рисунок государственного орла, имевший в основе изображение орла с печати великого князя Ивана III. Это изображение можно видеть на монетах 1917-1918 гг.

Этот же орел был повторен на монетах, выпущенных 1992 году Центральным банком России:

По материалам Г. Вилинбахова (Государственный Эрмитаж).

Трудно себе представить, какое количество золотых, серебряных и медных монет накопилось на земле в течение многих веков. Их прятали в тайники и сокровищницы погребений, теряли, делали из них украшения... Спустя тысячелетия их находили при раскопках древних городов или случайно, на приусадебных участках, в трюмах затонувших кораблей. Тысячи монет - круглых, овальных, прямоугольных, квадратных... Можно встретить и треугольные деньги Парфии эпохи Аршакидов, и бесформенные медные лепешки, которые чеканили при грузинской царице Тамаре, и золотые монеты индийского султана Акбара в виде удлиненных пластинок, и крошечные овальные серебряные копейки Алексея Михайловича - царя всея Руси, и таинственные зазубренные монеты Римской республики, и литые монеты в форме дельфинов, изготовленные в V-VI вв. до н.э. в греческой колонии Оловии.

Монетное дело зародилось в древнейшие времена. Если верить греческим мифам, изготовление первой монеты стало заслугой Олимпийских богов. Римляне считали создателями первых монет Януса или Сатурна. В действительности, самые древние монеты (VII в. до н. э.) были найдены в малоазийском государстве Лидия. Их чеканили из электра — сплава серебра и золота. Монеты Древней Греции В Греции монетное дело появилось чуть позже — около VI в. до н. э., и произошло это в городе Эгина. В отличие от лидийских, эгинские монеты чеканились из чистого серебра. Из Эгины монетное дело быстро распространилось по всей Греции, включая колонии.

Афины, Тетрадрахма (Сова). 449-412 гг до н.э Коринф, Тетрадрахма. 386-307 гг до н.э

Существуют монеты с портретами людей, датированные VI веком до н. э., например головы воина (Эфес), головы метателя диска (Кизик, около 520 г. до н. э.), но неизвестно, были ли это реально существующие люди. Первые монеты с идентифицированными портретами появились в греческих городах. На них изображались Афродита, Афина, позже — Геракл, Зевс и множество других божеств и героев. Изображение живого человека — Дария Великого — впервые появилось в Персии на золотом дарике и на серебряном сикле. Его фигура была изображена в виде стрелка и оставалась неизменной на протяжении 200 лет. В портрете легко узнается Дарий, так как на голове у него изображена зубчатая корона персидского царя. В городе Абдеры (примерно 425 г. до н. э.) в обращении были монеты, на которых, согласно надписи, изображен Пифагор, живший столетием раньше. Однако первой монетой с портретом человека анфас была серебряная тетрадрахма Милета (411 г. до н. э.) с изображением персидского сатрапа Тиссаферна. Персидский сатрап Тиссаферн был первым правителем, чей портрет был изображен на монете в 411 году до н.э.

Тетрадрахма Алексaндра III Македонского (336-323 гг до н.э) Портрет Александра в виде Геракла (со шкурой немейского льва), на оборотной стороне - Зевс на троне.

Фракийское царство, царь Лиcимах (288-281 гг до н.э). Портрет Александра Македонского. На оборотной стороне - Афина в шлеме и с копьём, в руке - богиня победы - Нике.

Изображения на монетах дополняют письменные свидетельства античных авторов, помогая ученым в воссоздании памятников искусства и архитектуры.

Древнегреческое искусство - одна из величайших вершин художественного наследия прошлого. Принципы этого искусства были настолько мощными, что даже потрясения Пелопоннесских войн не смогли нарушить его основных традиций - этическую, героико-воспитательную направленность, вплоть до македонского завоевания.

Создание империи Александра Македонского положило конец греческой демократии и периоду классики. В условиях эллинистических монархий греческое искусство глубоко изменяется, теряет возвышенное и цельное представление о человеке, наполняющее реализм классического искусства. Не избежала этой участи и монетная чеканка, на смену богам и героям пришли изображения недолговечных властителей и императоров на монетах. .

С достоверностью можно сказать, что первое портретное изображение на греческих монетах появилось в эпоху Александра Македонского. Надо сказать, что изображение Александра на его тетрадрахмах и драхмах еще подчинено традиции, связанной с изображением на монетах богов. Александр здесь изображен в виде Геракла в львиной шкуре, но черты лица имеют явное портретное сходство с Александром Таким образом, традиционному изображению Геракла в Македонии были приданы черты сходства с лицом молодого монарха. Портрет Александра некоторое время помещался после его смерти на монетах диадохов. Так, Птолемей I Сотер до 305 г. до н. э. не помещал собственного изображения на египетских монетах, копирующих александровские тетрадрахмы. Позднее диадохи и эпигоны помещают свои портреты на монетах эллинистических государств. Эллинистические портреты на монетах отличались большим реализмом исполнения и очевидным сходством с изображаемым лицом.

К настоящему времени известно более 200 портретных изображений античного периода. Всех их приводить здесь нет смысла, так как многих мы не знаем, покажу лишь те, что более-менее известны нам по различным историческим литературным источникам

Особое внимание привлекали имевшиеся на этих монетах изображения римских императоров, имена которых содержались в окружавших подобные изображения легендах. Каждый из этих хорошо известных по литературным и эпиграфическим источникам исторических персонажей, таким образом, именно благодаря монетам, впервые получал собственное неповторимое лицо, что позволило «визуализировать» историю и породило популярный в эпоху Возрождения жанр жизнеописаний, сопровождавшихся портретами, восходившими к монетным оригиналам.

Итак, перейдем к изображению и краткому описанию портретов на монетах античного времени

Антоний

Марк Антоний. 82-30 гг. до н.э. Римский политический деятель и полководец.

Характерной особенностью профиля Марка Антония на монетах является длинный нос. Несмотря на небольшие размеры изображения, отчетливо видна также складка у рта, придающая лицу насмешливое и высокомерное выражение. Лишь монетные изображения дают нам образное представление о человеке, который занял сначала примирительную позицию по отношению к убийцам Цезаря (42 г. до н. э.) , вступил в союз с Октавианом Августом и женился на его сестре Октавии.

Марк Антоний


Ахей

Царь Малой Азии в период с 220 по 214 г. до н.э.

Известны лишь три монеты, запечатлевшие профиль этого авантюриста. Будучи дальним родственником Ан-тиоха III Великого, он сначала вел для него успешные войны, однако затем объявил себя царем. Резиденцией Ахея были Сарды, здесь он чеканил монеты, на них он изображался с царской диадемой. Вопреки распространенной в те времена моде он носил бороду, видимо как знак, возвещающий о том, что он сбреет ее лишь после получения короны сирийского царя. Однако вскоре судьба отвернулась от мятежника. Ахей был выдан Антиоху, который предал его жестокой и позорной казни.

Ахей.

Ему отрезали нос, губы и язык, отрубили руки, а затем обезглавили. Так закончилась жизнь самого сильного и страшного из тогдашних ц а -рей и властителей Малой Азии, как пишет Полибий. Были уничтожены не только его портреты, из обращения изъяли даже его монеты, за исключением немногих, о чем свидетельствует золотой ста - тер и две тетрадрахмы, которые дошли до нас.


Антиох I Сотер

324 - 261 гг. до н.э. Сын Селевка I и Апамы. Царь Сирии 281 - 261 гг. до н.э.

Прозвище Сотер (Спаситель) он получил за победу над кельтами (галатами) в 276 г. до н.э. Антиох I поселил их в Галатии, однако волнения продолжались. Во время очередной попытки подчинить их он погиб в бою. На монетах Антиох имеет характерный профиль и глубоко посаженные глаза.


Антиох II Теор

287-246 гг. до н.э. Сын Антиоха I и Стратоники. Царь Сирии 261 - 246 гг. до н.э.

Он женился на Беренике, дочери Птолемея I I , был в союзе с Египтом. Антиох II успешно участвовал во Второй Сирийской войне (260—255 гг. до н. э.) . На монетах он изображается с идеальными чертами лица, но похожим на отца, с вьющимися волосами, к а к у Александра Македонского. Как Теоса (бога) его чествовали в 259 г. до н.э. милетцы, которых он освободил от тирании.

Антиох1

Антиох II .

Антиох Гиеракс

263—227 гг. до н.э. Сын Антио-ха I и Лаодики. Царь Сирии 246- 227 гг. до н.э.

Портрет на монете очень напоминает изображение его отца, правда, скромная диадема у него украшена крыльями. Вначале соправитель Селев-ка II, позднее его противник, он был побежден в 229 г. до н. э. Атталом II, погиб в бою против галатов.

Антиох III Великий

241-187 гг. до н.э. Сын Се - левка II. Царь Сирии 223-187 гг. до н.э.

На монетах, выпущенных во время относительно длительного правления, Антиох предстает в различные периоды жизни. На основе сходства в этими портретами была идентифицирована мраморная голова, найденная в Италии Наполеоном III, посчитавшим, что она принадлежит одному из Цезарей, и подарившим ее Лувру. На портрете изображен царь среднего возраста (видимо, еще до битвы при Маг-несии в 190 г. до н.э.). Поражение от Сципиона вынудило его заключить Апамейский договор в 188 г. до н. э. и уступить часть т е р р и т о р и и. Прозвище Великий он получил за поход на Восток — по следам Александра Македонского, — в результате которого он расширил владения своего государства за счет Армении, Парфии и Бактрии. Когда Антиох попытался присоединить еще и Грецию, он лишился расположения Рима и тем самым обрек себя на поражение. Поражение и неумение предвидеть конфликт с Римом из-за захватнической политики стали для Антиоха роковыми. По мраморной голове в Лувре можно охарактеризовать его как раздражительного и импульсивного человека. Этот портрет, по-видимому, является великолепной копией с оригинала, изображающей царя на вершине славы. Его конная статуя работы Ме-дия стояла в Дельфах; очевидно, существовало много статуй Антиоха III.

Антиох Гиеракс .

Антиох III

У Антиоха полное лицо, вьющиеся волосы и несколько мечтательный взгляд. Будучи заложником в Риме (189— 175 гг. до н. э.) , он правильно оценил новую великую державу и понял, что следует придерживаться определенных р а м о к. После завоевания Египта он должен был снова покинуть эту страну по приказу римского посланника Попи-лия. Восторженной была его любовь к греческой культуре, которую он всячески распространял, в частности активно пытаясь насаждать ее среди евреев. Когда в Иерусалиме он посвятил храм Яхве Зевсу Олимпийскому — которого почитал так же, как римляне Юпитера на Капитолийском холме, — началось восстание Маккавеев. Его подданные, которым не нравилась его эксцентричная частная жизнь, дали ему прозвище Эпиман (Сумасшедший).

Антиох IV

Антиох VI Эпифан Дионис.

147-139 гг. до н.э. Сын Александра Валаса и Клеопатры Теи. Царь Сирии 145-139 гг. до н. э.

Двухлетним ребенком он был провозглашен Диодотом Трифоном царем вместо Де-метрия II, но вскоре был убит Деметрием. На монетах изображен мальчик с диадемой и лучезарным венком.


Антиох VII Эвергет Сидет

154-129 гг. до н.э. Сын Демет-рия I Сотера. Царь Сирии 138-129 гг. до н.э.


Антиох VI АнтиохVII

Антиох VIII Эпифан Филометр Каллиник Грип

141-96 гг. до н.э. Сын Демет-рия и Клеопатры Теи. Царь Сирии 121-96 гг. до н.э.

Вначале царь правил вместе со своей матерью. Однако, уничтожив претендента Александра Сабина и отравив мать, стал единовластным правителем.

Дошедшие до нас изображения на монетах подтверждают, что Антиох справедливо носил прозвище Грип (Ястребиный Нос). Эта характерная черта помогла установить, что бронзовая статуэтка из Помпеи является портретом А н -тиоха: он изображен в виде Гермеса, от шляпы которого сохранился только подбородочный ремень. Статуэтка является малой копией скульптуры, царь предстает в образе бога — несомненно, распространенный в свое время художественный прием.

Антиох IX Филопатор Кизикс - кий

Ум. 95 г. до н.э. Сын Ан-тиоха VII и Клеопатры Теи. Царь Сирии 113-95 гг. до н.э.Воспитанный в Кизике (отсюда и прозвище) Антиох боролся за власть со своим сводным братом Антио-хом VIII, погиб в бою против его сына Селевка VI. Известны только монетные изображения Антиоха IX, на которых он изображен с редкими бакенбардами и в позе, характерной для его отца.

Антиох VIII. .

Антиох IX .


Деметрий I

Сын Эвтидема I . Царь Бак-трии и царь Индии.

Этот царь изображал себя на монетах в головном уборе в виде головы слона, явно намекая на соответствующие монетные изображения Александра Македонского. Этот правитель с энергичным взглядом проник вплоть до Ганга и погиб в борьбе с узурпатором Эвкратидом, поднявшим против него в Бактрии восстание. При нем греки, иранцы и индийцы жили в большом согласии.

Деметрий I

Деметрий II

Сын Деметрия I . Царь Бакт-рии после 190 г. до н.э. на вилле Пизонов был обнаружен небольшой бронзовый бюст, являвшийся, очевидно, малой копией с этого оригинала. На бюсте была надпись: "Демосфен". Этот бюст и похожая на него вторая скульптура (без надписи), а также небольшой мраморный бюст (оба из Помпеи) по стилю и размерам, пожалуй, соответствуют бюсту, который видел Цицерон на вилле М. Брута в Тускуле.


Деметрий II

На монетных изображениях этот правитель предстает перед нами либо с диадемой, либо в головном уборе с широкими полями, несколько похожем на македонскую шапку (см.Антигон). Такой же головной убор носил и Ан-тимах.

Клеопатра I

204 - 176 гг. до н.э. Дочь Антиоха III. Жена Птолемея V. "Сирийка", как ее называли в Египте, в 193 г. до н.э. вышла замуж за Птолемея V, которому тогда было 16 лет. Ей же самой было одиннадцать! Царская чета обожествила себя. В 186 г. до н.э. у них родился сын Птолемей VI, а вскоре после него — второй сын, Птолемей VIII. Правила от имени своего первого сына, который в возрасте шести лет стал преемником отца, умершего в 180 г. до н.э. На одной стороне выпущенной в то время золотой монеты достоинством в 8 драхм мы видим изображение царя, на другой — красивый профиль Клеопатры со скипетром регентши. Она умерла в возрасте 28 лет.


Клеопатра I.


Клеопатра II.

Клеопатра II

Ум. 115 г. до н.э. Дочь Птолемея V и Клеопатры I .

Брак с братом Птолеме ем VI сменился замужеством с братом Птолемеем VIII. Этот брак был омрачен тем, что Птолемей женился также и на ее дочери Клеопатре III, которую сделал соправи- тельницей. После смерти Пто лемея она правила вместе с дочерью Клеопатрой III и внуком Птолемеем IX. При такой сложной ситуации не удивительно, что на монетных изображениях невозможно отличить портрет матери от портрета дочери. По этой же причине не установлена принадлежность мраморной головы, хранящейся в Лувре.

Клеопатра VII Филопатра

69 - 30 гг. до н.э. Дочь Птолемея XII. Царица Египта 51 -30 гг. до н.э.

В возрасте 17 лет Клеопатра взошла на трон, будучи супругой своего двенадцатилетнего брата Птолемея XIII.

"Ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившем в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу",— говорит Плутарх. Она была действительно некрасива, и монетные изображения не скрывают ее горбатого носа и острого подбородка. Мраморный портрет Клеопатры был обнаружен Л. Курциусом в 1933 г. в Ватикане. Видимо, это копия статуи, которую воздвиг в ее честь Цезарь по случаю ее приезда в Рим в период 46 — 44 гг. до н.э. и которая была по его распоряжению установлена в храме Венеры. Того, кто надеялся увидеть портрет красивой женщины, ждало разочарование. Тот же, кто был знаком с описанием Плутарха, нашел подтверждение его словам. Однако, глядя на эту мраморную голову, можно понять, почему Клеопатра очаровала даже Цезаря, который не только строил планы женитьбы на ней, но и имел от нее сына (Цезариона)

Клеопатра VII.

Однако день 15 марта 44 г. до н.э. разрушил все планы. Теперь, прикинувшись Афродитой и новой Исидой, она пленила Антония, который именовал себя "новым Дионисом" и провозгласил ее "царицей царей". Однако сражение при Акции (31 г. до н.э.) возвращает обоих в суровую действительность. Антоний кончает самоубийством, Клеопатра предпочитает смерть от укуса змеи, чтобы не участвовать в триумфальном шествии Октавиана. Она умерла в возрасте 39 лет. Она была " fa - tale monstrum " — как не совсем галантно назвал ее Гораций. Ее судьба еще долгое время занимала поэтов и художников.

Клеопатра Селена

Ок. 40 г. до н.э, - 11 гг. н.э. Дочь Антония и Клеопатры VII. Царица Ливии и Кирены.

Дочь Клеопатры VII в 29 г. до н.э. стала невольной участницей триумфа Октавиана в отличие от матери, которая покончила с собой, чтобы избежать этого позора. Октавиан воспитал ее и в 20 г. до н.э. выдал замуж за правителя Нумидии и Мавритании Юбу II. На монетах она изображена с прической на прямой пробор, к а к у Ливии.

Клеопатра Tea .


Ороферн

Очевидно, мнимый сын Ариа - рата IV. Царь Каппадокии 160-156 гг. до н.э.

Выдав себя за сына Ариа-рата IV, Ороферн после его смерти заявил о своих правах на трон, которые были оспорены Ариаратом V. Часть страны находилась в руках римлян. Чтобы получить средства для оплаты наемников, Оро-ферн разграбил храм Зевса у горы Ариадны. Непомерными налогами он вызвал всеобщую ненависть.

Ороферн.

Прежде чем бежать в Антиохию, где он был схвачен Деметрием I Сирийским, он спрятал в храме Афины в Приене часть государственной казны. Именно там в 1870 г. был обнаружен клад монет великолепной чеканки. На монетах в форме медальона мы видим отлично выполненное изображение этого узурпатора.

Пифагор. Конторниат.

Пифагор

576-496 гг. до н.э. Сын Мне - сарха. С Самоса. Древнегреческий философ.

На пятом году правления Поликрата Пифагор покидает родину и отправляется в Кротон. Там он создает религиозное братство и обучает правилам нравственной чистоты, мистике чисел, гармонии сфер и возрождению после смерти. Невосприятие его учений, противодействие его политической деятельности вынудили его в почтенном возрасте переселиться в Мета-понт, где он и умер. Его учение было популярным вплоть до поздней античности. Очевидно, Пифагор имел красивую внешность, носил длинную бороду, а на голове золотую диадему. Он носил восточную одежду, которую привез из своих путешествий. Монеты, выпущенные на Самосе ок. 180 г. н.э. с его изображением и именем, . У него отчетливо видна длинная, суживающаяся книзу борода.


Платон Эпифан

Царь Бактрии ок. 165 г. до н.э.

Платон Эпифан известен только по изображениям на монетах. На одних он предстает перед нами с непокрытой головой, на других — в шлеме. Его портреты похожи на портреты Эвкратида.

Платон Эпифан.

Прусий I

Сын Зиэлая. Царь Вифинии. Ок. 230-182 гг. до н.э.

У Прусия нашел убежище Ганнибал, который успешно руководил вифинским флотом во время войны против царя Пергама Эвмена II. Однако под давлением Рима Пру-сий лишил Ганнибала своего покровительства. На монетах царь изображен с бородой, выбритой на подбородке. Он был слабовольным правителем, о чем свидетельствует и отказ в покровительстве Ганнибалу, который в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Проб

Марк Аврелий Проб. 232—282 гг. н.э. Из Сирмия. Римский император 276-282 гг. н.э.

Будучи сыном воина и сам испытанный полководец, Проб после убийства Флориа-на был провозглашен войсками императором. Его идеалом был император Аврелиан. Проб завершил начатое Аврелианом строительство римской городской стены. После успешного окончания военных походов он направлял воинов, как он считал, на "полезное дело": осушение болот и другие сельскохозяйственные работы. Это вызвало недовольство в войсках и привело к убийству императора.

Проб.

Прусий II

Сын Прусия I . Царь Вифинии 182-149 гг. до н.э.

На монетах изображен с колючей бородой и диадемой, к которой прикреплены крылья.

Прусий II .

Его полное лицо оправдывает ту уничтожающую характеристику, которую дал ему Полибий. Будучи "другом и союзником" Рима, Прусий зарекомендовал себя в 167 г. до н.э. как подхалим. В ходе войны против Аттала II в 156-154 гг. до н.э. он подверг бессмысленному разрушению пергамские святилища. Когда народ поднялся против этого ненавистного правителя, его сын Нико-мед II казнил отца, приказав побить его камнями.

Тиграм I , Великий

Царь Армении ок. 95—56 гг. до н.э. Царь Сирии 83—69 гг. до н.э

Парфянский царь сделал Тиграна царем Армении. Однако вскоре Тигран завоевал Каппадокию, Месопотамию, Киликию, Финикию и создал огромное государство. Около 70 г. до н.э. он стал самым сильным правителем Передней Азии. Тигран заключил союз с Митридатом VI, но был разбит Лукуллом и вынужден был подчиниться Помпею, который сохранил за ним одну лишь Армению. Царские изображения на монетах интересны тем, что показывают его в головном уборе, который очень напоминает древнепер-сидскую тиару (см. Ксеркс и Дарий). Головной убор украшен двумя орлами, между которыми расположена звезда. Его обрамляет греческая царская повязка. Создается впечатление, что Тиграна не покидала мечта о возрождении древнего персидского государства, разрушенного Александром Македонским.

Тит Таций.

Тит Таций

VIII в. до н.э. Римский царь 753-715 гг. до н.э.

Бывший правитель сабинян прибыл в Рим, чтобы отомстить за похищение сабинянок, но заключил мир с Ромулом и стал править вместе с ним. Он изображен на монетах Луция Титурия Сабина, выпущенных в 87 г. до н.э. Можно предположить, что мастер видел статуи Тита Тация, одна из которых стояла в числе статуй семи царей на Капитолии, а другая — на Священной дороге. Изображенная на монетах голова Тита Тация с зачесанными волосами и энергичным выражением лица была, очевидно, создана на основе одной из этих статуй.

Филипп V

238-179 гг. до н.э. Сын Деметрия II и фтиянки. Царь Македонии 220—179 гг. до н.э. В 215 г. до н.э. он заключил союз с Ганнибалом. Этот союз привел к первой Македонской войне (215—205 гг. до н.э.). После поражения Ганнибала при Заме (202 г. до н.э.) Филипп был вынужден заключить мир, однако был атакован Римом. В 197 г. до н.э. Фламиний одерживает над ним победу при Киноскефа-лах. Филиппу был оставлен трон, однако он лишился своих владений вне Македонии. Он умер во время подготовки нового похода против Рима. На монетах Филипп изображен молодым человеком с развевающимися волосами и ухоженной бородой. Борода здесь вновь, по-видимому, является признаком далеко идущих планов

Филоксен

Филоксен

Царь Индии 110-80 гг. до н.э.

Вероятно, Филоксен являлся преемником Антимаха, однако он известен только по монетам. У него очень большая голова и энергичное выражение лица.

Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э., диктатор с 46 по 44 г. до н.э.) Строго говоря, Гай Юлий Цезарь не был императором. Однако именно он, будучи диктатором, положил начало Римской Империи. И, что не менее важно, именно он оказался первым римлянином, еще при жизни удостоившимся портрета на государственной монете. Монета с портретом Гая Юлия Цезаря была выпущена незадолго до его насильственной смерти. До этого любимым символом Цезаря был слон, «топчущий Республику» (изображался на аверсе). На реверсе таких монет обычно изображались военные трофеи — символ военной доблести

Октавиан Авгус т (63—14 гг. до н.э., император с 27 по 14 г. до н.э.) Гай Октавиан Август (приемный сын Юлия Цезаря) стал первым императором Римской Империи. На реверсе одной из ранних монет помещен посмертный портрет Юлия Цезаря в лавровом венке, символизирующий преемственность власти. Период правления Октавиана Августа считается «золотым веком» Римской Империи. Однако, по свидетельству современников, характер императора не был мягким: врагов Август не щадил, обрекая на смерть словами «Ты должен умереть!». На аверсе многих монет времен Августа изображались военные доспехи — символ блестящих военных побед.

Тиберий (42 г. до н.э. — 37 г. н.э., император с 14 по 37 г.) Император Тиберий Клавдий Нерон был сыном Ливии (супруги Октавиана Августа) от ее первого брака. Считается, что женская фигура на обороте монет времен Тиберия, — его мать в образе богини Мира. Тиберий продолжил политику Августа: он укрепил монархическая власть, обогатил государственную казну и усовершенствовал систему управления провинциями. Последние годы жизни Тиберий провел в добровольном изгнании на острове Капри. Единственный сын Тиберия, Друз, погиб в Риме в результате заговора. На некоторых монетах времен Тиберия мы встречаем портрет Друза

Калигула (12—41 гг., император с 37 по 41 г.) Гай Цезарь Германик, прозванный Калигулой (от солдатской обуви — caligae), был деспотом и во всем чинил произвол. При нем государственная казна сильно обнищала, а налоги выросли. Калигула требовал, чтобы его почитали как бога. На реверсе одной из монет император изображен на невысокой платформе с приподнятой в знак приветствия рукой. Перед ним стоят пять солдат в шлемах и со щитами. Калигула был убит в результате заговора его собственных телохранителей (преторианской гвардии). После его смерти встал вопрос о возвращении Рима к республиканской форме правления.

Клавдий (10—54 гг., император с 41 по 54 г.) Тиберий Клавдий Друз был приведен к власти благодаря преторианской гвардии, убившей его предшественника — Калигулу. Согласно Светонию, каждому из гвардейцев, Клавдий заплатил по 15 000 сестерциев (иными словами, «купил за деньги преданность войска»). На реверсе монет времен Клавдия часто встречается изображение преторианского лагеря и солдата, несущего караул. Клавдий провел целый ряд мероприятий, полезных для государства: основал новые колонии, построил немало дорог и инженерных сооружений. Он был отравлен собственной женой Агриппиной.


Нерон (37—68 гг., император с 54 по 68 г.) Нерон Клавдий Цезарь был приемным сыном Клавдия и поначалу правил вместе с матерью Агриппиной. На ранних монетах периода его правления мы видим портреты еще совсем юного Нерона и Агриппины в венке из зерновых колосьев. Однако семейная «идиллия» продлилась недолго: через 10 лет после восшествия на престол Нерон убил Агриппину. Потеряв связь с действительностью, Нерон возомнил себя поэтом и музыкантом. На реверсах целого ряда монет он изображен в образе Аполлона, играющего на кифаре.

Гальба (3 г. до н.э. — 69 г., император с 68 по 69 г.) Сервий Сульпиций Гальба происходил из старого патрицианского рода и долгое время был наместником провинции Испания Терраконская. На одной из монет времен Гальбы мы видим императора на коне (аверс) и бюст Испании (реверс).

Отон (32—69 гг., император в 69 г.) Марк Сальвий Отон сверг Гальбу с помощью преторианской гвардии, однако у власти Отон продержался всего 3 месяца. При Отоне на монетах часто чеканили фигуру Секуритас (Безопасности), олицетворявшую беспокойство императора о собственной неприкосновенности.

Вителлий (12—69 гг., император в 69 г.) Авл Вителлий Германик (главнокомандующий рейнскими легионами при Гальбе и Отоне) был провозглашен императором еще при жизни своего предшественника. Он разгромил Отона в битве при Бедриаке, после чего занял престол на законных основаниях. Своим покровителем этот «солдатский» император считал бога войны Марса, которого часто изображали на монетах времени Вителлия. Правление Вителлия продлилось всего 9 месяцев: в декабре 69 г. он был убит воинами Веспасиана, незадолго до этого провозглашенного императором в восточных провинциях Римской Империи.

Веспасиан (9—79 гг., император с 69 по 79 г.) Веспасиан Тит Флавий происходил из простой семьи, и власть получил благодаря военным заслугам и популярности среди подвластных ему легионов восточных провинций. На долю этого императора выпала непростая задача наведения порядка после целой череды правителей, не слишком интересовавшихся государственными делами. Покорив восставшую Иудею, он приказал отчеканить монету с изображением грустной женщины (Иудеи) и военных трофеев. Веспасиан стал основателем династии Флавиев (императоры с Октавиана Августа по Нерона были представителями династии Юлиев-Клавдиев)

Тит (39—81 гг., император с 79 по 81 г.) Тит Флавий Веспасиан стал соправителем своего отца Веспасиана в 71 г., именно поэтомй некоторых монетах времен Веспасиана фигурирует портретное изображение Тита. При Тите было завершено строительство Колизея (начато Веспасианом). На сестерциях времен Тита мы видим торжественное открытие «амфитеатра Флавиев». Эти монеты помогают реконструировать внешний вид одной из самых знаменитых построек Древнего Рима.

Домициан (51—96 гг., император с 81 по 96 г.) Тит Флавий Домициан был сыном Веспасиана и младшим братом Тита. В отличие от своих предшественников, Домициан не был популярным правителем: он ограничил власть Сената, чем вызвал его недовольство, а также практически опустошил государственную казну тратами на праздники и увеселения. В правление Домициана были основаны провинции Верхняя и Нижняя Германия. На реверсе целого ряда монет присутствует изображение плачущей девушки (Германии), сидящей на щите. Домициан был убит в результате заговора. С ним закончилась династия Флавиев.

Древнеримские монеты периода Империи — свидетели исторических событий, скрывающие много тайн той далекой эпохи. С одной стороны, практически все они изготавливались примерно по одной схеме: на аверсе чеканился портрет императора, на реверсе — какое-либо божество, символ, архитектурное сооружение или сценка. С другой стороны, все портреты были строго индивидуальны, а изображения на реверсах были связаны с реальными или желаемыми качествами и заслугами того или иного императора.

А. Н. 3 о г ρ а ф. Античные монеты. МИА, в. 16, стр. 5 9.

Информация по некоторым монетам и дензнакам Российской Империи
Медные монеты серебром Николая Первого
Монеты Елизаветы Петровны для прибалтики

Памятные монеты Николая Первого
Депозитные билеты Николая Первого
"Масоны" Николая Первого
Кольцевики Александра Первого
Монеты Петра Первого
Ассигнации Павла Первого

Копейки с барабанаи Петра Третьего
Сибирские монеты Екатерины Второй

Первые монеты на Руси
Русские монеты для Финляндии

Для удешевления монетного производства, в 1911 году царское правительство планировало провести денежную реформу и заменить серебряную разменную монету медно-никелевой. Даже были отчеканены пробные медно-никелевые монеты номиналами 5, 10, 20 и 25 копеек. Однако реформа не состоялась. Впрочем, сегодня эти монеты иногда встречаются на нумизматических аукционах.

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, царская Россия испытывала острый дефицит меди. Для уменьшения дефицита этого цветного металла была предпринята попытка проведения еще одной денежной реформы, которая, впрочем, так и не состоялась. В ходе реформы планировалось уменьшить вес медных разменных монет номиналами 1, 2, 3 и 5 копеек, а полученную в результате этого медь направить на нужды армии и флота. Были отчеканены пробные экземпляры, которые на сегодняшний день являются очень редкими. Однако дальше дело не пошло, произошедшая в стране революция не позволила правительству провести эту реформу.
На одном из нумизматических аукционов фирмы «Монеты и Медали» несколько лет назад был представлен лот из 6 медных монет 1916 года, оценивавшийся тогда в 20—22 тыс. долларов. Сегодня аукционная стоимость каждого экземпляра этих пробных монет составляет 7—10 тысяч долларов, а в некоторых случаях, когда конкретный экземпляр находится в идеальном состоянии, может достигать 40 тыс. долларов.


Знаковым событием в монетном деле в период правления Николая 1 стало введение императором в обращение монет из платины. Платиновые монеты чеканились в трех вариантах: 3, 6 и 12 рублей, все оформлялись орлами, и имели круговую надпись «чистой уральской платины столько золотников».

Всего на чеканку платиновых монет за период с 1828 по 1845 годы было израсходовано почти 15 тонн благородного металла, что составило половину платинового запаса по состоянию на 1846 год. Монеты номиналом в 6 рублей назывались "платиновыми дуплонами", 12-рублевые "квадроруплями", а 3-х рублевые так и назывались «трехрублевики».


Во времена правления Николая Первого в обращении находились медные монеты, на которых было написано «серебром». Вроде бы надпись простая, обозначающая, что медные монеты обеспечиваются серебром, однако, большинство обывателей уверены, что монеты выполнены из серебра. Красноватый цвет их не смущает, мол, серебро раньше такое было. Представляю выражение лица ювелиров, когда им приносят медный кругляш для «переплавки на серебряную цепочку».

Монеты имеют весьма простое оформление. Аверсе вензель Николая Первого, на реверсе номинал, надпись «копейки серебром», год чекана и монетный двор. Даже гурт у монеты простой - гладкий.

Цена на монеты особо не велика, но есть редкий 1839 год, монеты этого года встречаются редко, и поэтому стоят неплохих денег. Еще есть нечастый 1847 год. Есть среди них и самые настоящие раритеты - это монеты Варшавского монетного двора с обозначением MW.

Разновидностей среди монет «серебром» немного - в основном различия связаны с вензелем (простой и украшенный).

Монета чеканилась на трех монетных дворах и имеет соответствующие обозначения - ЕМ, СМ, СПМ. Самый распространенный вариант обычно имеет обозначение ЕМ. Монеты выходили номиналом 1\4 копейки, 1\2 копейки, 1 копейка, 2 копейки и 3 копейки.

Монеты Елизаветы Петровны для прибалтийских провинций- "ливонезы".

Они чеканились в течение двух лет, в 1756-1757 годах. Изображен русский двуглавый орел, на груди которого помещены ливонский и эстляндский гербы. Надпись: MONETA LIVOESTONICA, то есть "монета ливоэстонская". На некоторых других образцах таких монет написано MONETA LIVONIKA ET ESTLANDIA, то есть "монета Ливонии и Эстляндии"

Они печатались для Ливоэстонии, Ливонии и Эстляндии = Эстонии. Годы выпуска: 1756-1757. Считается, что Эстония отошла к России по Ништадтскому мирному договору со Швецией 1721 года. Однако какое-то время после 1721 года Эстония была фактически автономной и управлялась местными остзейскими баронами. Таможенные границы между Эстонией и Россией отменены лишь в 1782 году.

Монеты Екатерины 2 для платежей на территории Валахии и Молдовы.

Монеты для Молдавии и Валахии чеканились в 1771-1774 гг. на Садогурском частном монетном дворе по заказу русского правительства во время войны России с Турцией. Имея двойное обозначение номинала, эти монеты служили не столько платежным средством, сколько показателем соотношения местных и русских денежных единиц, и тем самым облегчали хождение на территории Молдавии и Валахии русских денег, которые в основном и использовались русской армией для расчетов с населением при закупках продовольствия и фуража.

Во время правления императора Николая I был осуществлен следующий выпуск мемориальных монет:
В 1834 году по случаю открытия Александровской колонны (памятника Александру I) был выпущен первый мемориальный серебряный рубль. На аверсе монеты был изображен портрет Александра I и выбита надпись «АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ Б.М. ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОСС.». На реверсе монеты изображена Александровская колонна и надпись, аналогичная надписи на самом памятнике: «АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССIЯ. 1834», а также указан номинал монеты - «1 РУБЛЬ».
Следующие две памятные монеты были отчеканены в 1839 году по случаю открытия памятника - часовни на Бородинском поле и в ознаменование 25-летия с момента заключения Парижского мирного договора (1814 год), положившего конец наполеоновским войнам.
В этом году были выпущены две разновидности мемориальных серебряных монет, которые имели одинаковый внешний вид и различались лишь достоинством: 1 РУБЛЬ и 1 1/2 РУБЛЯ.
Таким образом, общий тираж этих монет составил 26 тысяч штук. Монета номиналом в полтора рубля, была отчеканена в количестве всего 6 тысяч штук, поэтому на данное время встречается довольно редко и является предметом значительной коллекционной стоимости.
На аверсе монет был изображен профиль Александра I и два символических изображения: меч, обвитый лавром, олицетворял доблестные победы российского оружия над врагами; "всевидящее око" - символ божественного происхождения царской власти и богоугодности царя.
Надпись на аверсе полностью повторяла надпись на монете 1834 года.
На реверсе монеты был изображен памятник-часовня на Бородинском поле, сооруженный в честь, погибших за свое Отечество, воинов.
Надпись на обратной стороне монеты содержала информацию о дате Бородинской битвы «БОРОДИНО 26 АВГУС. 1812 Г.» и дате открытия памятника «ОТКРЫТЪ 26 АВГУС. 1839 Г.», а также был указан, номинал монеты - «1 РУБЛЬ» или «1 1/2 РУБЛЯ». Резчиком штемпелей обеих монет был известный гравер Генрих Губе.
В 1841 году в царской семье случилось приятное событие: цесаревич Александр Николаевич женился на немецкой принцессе, принявшей имя Марии Александровны.
В ознаменование этого торжественного события был отчеканен мемориальный рубль, на котором отсутствовало обозначение номинала (что делало его очень схожим с аналогичной мемориальной медалью). Чеканилась эта монета из серебра 83,3 пробы (применялась для массовой чеканки рублей), что отличало её от памятных монет, чеканившихся в более высокой пробе.
На аверсе монеты были расположены изображения новобрачных: цесаревича великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Александровны и надпись по кругу: «В.К. МАРIЯ АЛЕКСАНДРОВНА * В.К. АЛЕКСАНДРЪ НИКОЛАЕВИЧЪ *».
На реверсе был изображен щит, обвитый венком, внутри которого были помещены вензеля Александра и Марии.
Над щитом размещалась императорская корона, а по сторонам щита: справа - Амур с луком в левой руке, слева - Психея со стеблем цветущей лилии в правой руке. В нижней части монеты располагалась надпись - «16 АПРЪЛЯ 1841 Г.» - дата бракосочетания.


Учреждение депозитной кассы от Николая l.

Важным событием явился указ об учреждении с 1 января 1840 года депозитной кассы при Государственном коммерческом банке, которая принимала на хранение вклады серебром и выдавала взамен билеты на соответствующие суммы. Первоначально это были билеты достоинством 3, 5, 10 и 25 рублей, но впоследствии были введены билеты 1, 50 и 100 рублей.

Каждое частное лицо могло внести в депозитную кассу определенное количество серебра и взамен получить билеты, которые признавались равными серебряной монете. Билеты подлежали беспрепятственному размену на серебро. К концу 1840 года в обращении было депозитных билетов на 24 169 400 рублей. Успех депозитных билетов был полный. Посетители буквально осаждали кассу. Все торопились получить взамен золота и серебра билеты. Касса действовала до 1 сентября 1843 года. Затем выпуск депозитных билетов был прекращен. Изменение монетной системы и скопление в депозитных кассах металлических денег вели к цели, намеченной графом Е.Ф. Канкриным, - к девальвации ассигнационных денежных знаков. Выпуск депозитных билетов был преддверием замены ассигнаций кредитными билетами. 1 июня 1843 года был издан знаменитый манифест "О замене ассигнаций и других денежных знаков кредитными билетами".


Николай I был известен своей жесткой позицией в области политики, запретами вольнодумства и введением жесточайщей цензуры. Одним из своих первых Указов в 1826 году он запретил масонство, в том числе и из-за того, что все руководители восстания 1825 года являлись членами масонских лож. Масонство запрещалось и ранее (трижды). В 1822 году Александр I издал аналогичный Указ, принудил всех "вольных каменщиков" дать подписки о выходе и не вступлении в дальнейшем ни в какие ложи. Подписки-то были даны, но на деле работа масонских лож не прекращалась.

При Николае Указ о запрете масонских лож, что называется, заработал. Масоны ушли в глубокое подполье, либо, тайно, участвовали в деятельности зарубежных лож. Понятно, что утрата позиций в России была им не по вкусу.

И тут же, в 1826 году в России начинают чеканить монеты с орлом, который в лапах держит ленты, свитки пергамента, стрелы, молнии. Разумеется, этим символам придавался иной, "не масонский" смысл. Но члены тайного общества для того, что бы доказать себе и окружающим то, что они, масоны, еще сильны, стали распространять слух: "Вот, де, официально-то нас запретили, но на монетах-то чеканят наши знаки! Знать мы сильны!" По-видимому, это и породило устойчивое прозвище "масонский".

Вполне возможно, что это прозвание и его мотивация были выдуманы позже, когда запреты по отношению к масонам ослабли, с целью подтверждения своего могущества и незыблемости присутствия в государстве даже в годы гонений.
На деле же "масонские" символы на монетах Николая I таковыми не являются.

Основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства трёх первых десятилетий XIX был ампир (от франц. empire — империя). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.). Поэтому орёл на данных монетах правильно называется Ампирным, а не Масонским.


Кольцевики Александра l

В нумизматике кольцевиком называют медную монету, выпущенную в 1801-1810, правление Александра I (время реформ). Монеты имеют свой уникальный дизайн и чаще всего для коллекционеров представляют редкость. Почему монета называется кольцевик можно ответить сразу на этот вопрос, если увидите её. По краю монеты проходят кольца, причём есть два вида колец. Несмотря, что чаще всего можно встретить монеты с номиналом в 5 копеек, чеканились полушки, деньга, 1 копейка, 2 копейки.

Монеты кольцевые, как их ещё называют, чеканились на двух монетных дворах: Суздальском КМ - колыванская монета, на Екатеринбургском монетном дворе - ЕМ. Есть некоторые отличия в узелках на кольцах монет и в разновидности двуглавых орлов.

PS: Кольцевики представляют редкость из-за очень малого тиража, чем номинал меньше- тем меньше был тираж и, естественно, тем выше цена на монету


Император Петр I прославился, как реформатор, не обошел своим вниманием он и денежной системы. К концу XVII века в стране назревал серьезный кризис. В результате постоянного снижения веса, ходившая тогда серебряная монета достоинством в 1 копейку превратилась в кроху, размером не превышающую арбузное семечко. Для того чтобы оплатить крупный заказ таких монеток требовалось великое множество. Сам император называл копейки того времени вшами. Для изменения сложившейся ситуации, правитель провел серьезные реформы в сфере монетного дела и новые монеты того времени стали настоящим символом эпохи. Петр I ввел новую десятичную систему счета денег (1 рубль = 100 копейкам).

Золотые монеты того времени чеканили на Красном и Кадашевском монетных дворах в Москве. Такие экземпляры представляют существенный интерес для нумизматов, их цена может быть достаточно высокой.

Что касается серебряных монет, то они чеканились в то время в двух вариантах: для использования на территории Российской империи и для платежей на территории Речи Посполитой.

Медные монеты производились в больших количествах и различались не только номинальной стоимостью, но и оформлением, которое разнилось в зависимости от года чеканки и монетного двора.


Ассигнационное обращение в период царствования Павла I

27 ноября 1796 г. было окончательно решено не проводить перечекан медной монеты по 32-рублевой стопе из пуда. В связи с этим встал вопрос об ассигнациях, выпущенных в счет ожидаемой прибыли. В том же документе говорилось, что с отменою передела и «через то уничтожение ожидавшейся прибыли нужно постановление, чтобы отпущенные в казначейство шесть миллионов или возвратить банку для уничтожения, или приказать поставить их на счет казначейства, приобщив к прочим должным банку суммам». О том, как поступить с остальными 6 млн. руб., имеется отметка князя А.Б. Куракина: «Перед дворцом сжечь на площади. Наведаться где жгут. Сжечь невыпущенные 6 000 000, а остальные выпущенные по мере вступления».

Обмен монеты на ассигнации начался в Петербурге с 1 января, а в Москве - с 1 мая 1798 года Руководил им генерал-прокурор князь А.Б. Куракин. Он лично отчитывался о ходе операции перед императором.
Всего на обмен было направлено золотой и серебряной монеты на 2,4 млн. руб. Поскольку собственной добычи благородных металлов недоставало, при Ассигнационном банке была учреждена особая Контора о покупке металлов, которая занималась закупками в частности, голландских червонцев для их последующей перечеканки. Условия размена были весьма выгодны для держателей ассигнаций, поскольку установленный при размене лаж согласно указу от 21 июля 1798 г. был увеличен с 30 до 40 коп., и был ниже биржевого. Ассигнации предъявлялись «на великие суммы», и Ассигнационный банк выдавал звонкой монетой в начале года - по 10 тыс., а со второго полугодия - по 8 тыс. руб. в день. Весь запас в 2,4 млн. руб. в звонкой монете был израсходован за 10 месяцев. Вопреки ожиданиям эта операция не оказала существенного влияния на изменение курса ассигнаций и уменьшение объемов предъявления к размену. Монета либо оседала в сбережениях, либо пускалась в спекулятивный оборот, поэтому 12 октября 1798 г. А.Б. Куракин представил императору развернутый аналитический доклад о неутешительных итогах финансовой операции, и в середине октября размен был приостановлен.
22 декабря 1800 г. Павел I утвердил план выпуска ассигнаций нового типа, на которые в течение трех с половиной лет планировали обменять старые ассигнации. К этому его побудили как многочисленные подделки бумажных денег (к 1800 г. затраты на выкуп фальшивых ассигнаций составили 200 тыс. руб.), так и желание «выделывать их прочнее».

Таким образом, задуманное Павлом I уничтожение бумажных денег путем их обмена на монеты закончилось неудачей, как и попытка поднять курс ассигнационного рубля. На исходе Павловской эпохи, в конце 1800 г., объем бумажноденежной массы вырос до 212,7 млн. руб., а курс ассигнационного рубля упал до 66 1/4 копейки.



Уровень и развитость денежного оборота любой страны, как в древние времена, так и по сей день подобно лакмусовой бумаге отражает экономическое и социально-политического развитие внутри государства и определяет его вес на мировой арене. Денежные реформы происходят в критические моменты жизни государства, мало того являются причиной качественных изменений в экономической, социальной и политической сферах.

В середине XVII века на Руси была сделана попытка усовершенствовать русское денежное хозяйство и приспособить его к новым социально-экономическим и политическим условиям. В историю она вошла как денежная реформа 1654-1663 годов, царя Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676) - русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова и го второй жены и царицы Евдокии Лукьяновны (в девичестве Стрешневой). Алексей Михайлович был образованным человеком, знал иностранные языки. Он создал приказ Тайных дел (1654-1676 гг.), который подчинялся только царю и осуществлял контроль над государством.

Свое правление Алексей Михайлович Романов начал в 14 лет, когда впервые он был торжественно «объявлен» народу. В 16 лет, потеряв сначала отца, а в скором времени и мать, в 1645 г., он вступил на престол, женившись на Марии Ильиничне Милославской, нажил с нею тринадцать детей (в том числе будущих царей Ивана и Федора, царевну-правительницу Софью).

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. По завещательным документам еще в 1674 году наследником престола стал его старший сын Федор. Своим сыновьям царь Алексей Михайлович передал в наследство мощную державу, признанную за рубежом. Одному из его сыновей - Петру I Великому - удалось продолжить дело своего отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание великой Российской империи.

Вначале правления царя на Руси было только 3 вида монет: копейка, полушка, денга. Так же во время правления Алексея Михайловича Романова активно чеканились монеты из золота. К ним относятся золотой алтын, угорский, четвертной угорский и двойной угорский. Но золотые монеты в основном использовались в качестве наградных знаков, а не ходовых монет.


В эпоху правления Николая II выпускали юбилейные и памятные (подарочные) монеты, посвященные торжественным датам.



Бумажные деньги и разменные марки-деньги Николая II

В сентябре 1915 года, царское правительство решило выпускать бумажные заменители мелкой разменной монеты. Ими стали разменные марки-деньги, которые, как тогда считалось, восполнят дефицит мелких монет на то время, пока шла война. Для их изготовления были использованы клише почтовых марок, выпущенных в 1913 году к 300-летнему юбилею дома Романовых. На марках номиналом в 1, 2 и 3 копейки имелись портреты соответственно Петра I, Александра II и Александра III, а на обороте - надпись «Имеет хождение наравне с медной монетой». На марках номиналом в 10, 15 и 20 копеек были портреты Николая II, Николая I, Александра I и надпись «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Изготавливались эти денежные знаки из тонкого картона с зубцами. Печатались марки-деньги на станках, выпускавших раньше почтовые марки, все на той же ЭЗГБ.

На практике пользоваться марками вместо монет оказалось крайне неудобно. Они были маленького размера и быстро изнашивались. Бывало, что при попытках расплатиться ими на базаре, порывы ветра уносили пестрые «марки» прочь с прилавка. Может быть, именно поэтому они получили в народе меткое название «мотыльки». Несколько месяцев спустя, в дополнение к маркам, стали печатать бумажные казначейские знаки номиналом в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек. Эти знаки оказались более удобными для повседневных расчетов. С выпуском казначейских знаков тиражирование марок-денег было сокращено. Казначейские знаки номиналами 10, 15 и 20 коп. решено было не выпускать в обращение, а отпечатанный их тираж был уничтожен.

Выпуск марок-денег и казначейских знаков ускорил процесс исчезновения монет из наличного обращения. Уже с начала 1916 года масса денежных знаков, находящихся в обращении, состояла практически полностью из бумажных денег: это были марки-деньги, бумажные казначейские знаки и кредитные билеты в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 руб.



"Барабанные" копейки

Когда Петр III пришел к власти, то последовали множественные нововведения, в том числе он проводил денежную реформу. При Петре III чеканились медные монеты с символичным боевым изображением "Барабанов" и других военных регалий (Петр III любил армию и все что связано с войной), поэтому данные копейки названы "барабанными".
Позднее все барабанные монеты были перечеканены, поэтому их сохранилось немного и их цена высокая.


Сибирская монета — медная монета, чеканившаяся с 5 декабря 1763 года по 7 июня 1781 года исключительно для обращения в Сибири.
Монеты выпускались номиналами в полушку, деньгу, копейку, 2 копейки, 5 копеек и 10 копеек Сузунскийм монетным двором из колыванской меди.

В 1763 году Кабинет её императорского величества послал запрос канцелярии Колывано-Вознесенских заводов о возможности употребления меди, получающейся как побочный продукт при выплавке из руды серебра и золота, на чеканку медной монеты. Заводская канцелярия доложила, что меди достаточно (более 500 тонн, что должно хватить на 4 года чеканки, а с учетом добываемой за этот период меди — на 5 лет), но в ней остаётся некоторое количество серебра и золота («…не малое число серебра и знатная частица золота», по первоначальным расчетам их доли составляли 0,79 % у серебра и 0,01 % у золота на пуд), и потому чеканить из неё медную монету по обычной стопе (16 рублей из пуда) «…не токмо убыточно, но и сожалетельно». Президентом Монетного департамента действительным статским советником И. Шлаттером были произведены расчеты стопы для колыванского сплава, исходя из существующих монетных стоп для медных, серебряных и золотых монет. Содержание серебра соответствовало 7 руб. 35,59 коп., золота — 1 руб. 1,02 коп., меди — 15 руб. 87 коп. Итого получалось 24 руб. 24 коп. из пуда, но на случай, если драгоценных металлов получится чуть больше, Шлаттер округлил стопу до 25 рублей.
5 декабря 1763 года императрицей Екатериной был издан указ о хождении новой медной монеты, изготовленной на Колывано-Вознесенских заводах, хождение ограничивалось лишь территорией Сибирской губернии. К указу прилагалось изображение новых монет. Монеты десяти-, пяти- и двухкопеечного номинала снабжались по гурту надписью «колыванская медь», позднее эту надпись заменили буквами КМ на аверсе.
Вследствие усовершенствования технологии выплавки серебра, суммарное содержание в колыванской меди драгоценных металлов снизилось в среднем до 0,59 % к 1768 году (для сохранения стоимости серебро приходилось уже добавлять) и до 0,39 % к 1778 году. Заводская канцелярия предложила чеканить монету по 20-рублевой стопе, однако в конце концов было решено прекратить чеканку особой сибирской монеты.
7 июня 1781 года был издан указ о прекращении чеканки сибирской медной монеты и переходе на общегосударственные штемпели и 16-ти рублевую стопу «без всякого зачета малых частиц золота и серебра, в той меди содержащихся». Отчеканенная прежде сибирская монета оставалась в хождении.
Первая партия сибирских монет была выпущена в 1766 году и составила 23 277 рублей 52 ½ копейки. Всего сибирской монеты было выпущено на 3 656 310 рублей, в некоторых источниках указывается цифра 3 799 661 рублей.


Указ о чеканке медных монет был подписан Екатериной I в 1725 году и на Екатеринбургских горных заводах приступили к чеканке новых денег, номиналом от гривны до рубля из собственной красной меди, один пуд которой стоил всего 10 рублей, что было намного дешевле венгерской и шведской.
Для организации чеканки медного передела на Урал отправился шведский мастер Дейхман вместе со своим помощником мастером горных дел Гордеевым. Контролировать такое важное государственное начинание поручили главному управителю казенных заводов Урала Виллиму Генину.
Российские квадратные монеты чеканились в виде медных плат, которые имели только одностороннее изображение. На лицевой стороне, в углах изображались двуглавые орлы с тремя коронами. Туловища орлов изображали в виде щита, на котором изображался вензель Екатерины, содержавший литеры J J и E. В лапах орлы держат скипетр и державу.
В центре платины находится оттиск с номиналом монеты, годом чеканки и местом выпуска. С обратной стороны монета была гладкой. Основная масса тиража была отпечатана в 1726 году на сумму 38730 рублей.В этом же году был осуществлен выпуск квадратных монет пятаков и копеек, которые несколько отличались по рисунку на лицевой стороне от рублевых монет.
Квадратные монеты с рублевым номиналом чеканились два года, в 1725 и 1726 годах, размер имели 188* 188 мм, а весили 1,636 кг. Полтина весила 800г и выпускалась в течение 1726 года. Полуполтина имела четыре разновидности, выпускалась в 1725 и 1726 годах, весила 400 грамм.
Медные платы квадратных монет с номиналом в 1 гривну, чеканились с 1725 по 1727 год. Размер медных гривенников был 62*62 мм, вес - 163,8 гр. В 1726 году отчеканили 6 разновидностей гривен, поэтому они стали наиболее распространенными квадратными монетами, на их долю пришлось около 80% всех медных плат, выпущенных при Екатерине I.
Копейка имела две разновидности размером 23*23 мм и весом 16,38 гр. Пятаков было три разновидности, размером 45*45мм и весили они 105,95 гр. Это наиболее редкие монеты, они были выпущены на сумму 43 рубля и 51 копейка.
Полноценными деньгами квадратные монеты так и не стали, хотя к этому были все предпосылки и 31 декабря 1726 года Екатерина I издает указ о прекращении производства медных плат и изъятию отчеканенных из оборота. Впоследствии квадратные медные деньги отправили на переплавку I для производства денег 1730 года.
До наших дней таких квадратных денег сохранилось очень мало, практически все они стали нумизматической редкостью, эксклюзивом.



Первые монеты на Руси

Князь Владимир начал впервые на Руси чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись:

«Владимръ на стол» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимръ, а Владимръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.
По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.


Финские деньги русского императора

После присоединения Финляндии к Российской Империи в сентябре 1809 года, она была признана императором Александром II автономией, в которой надлежало хождение не российской монеты, а своей собственной валюты, и отказаться от шведских монет, которые обращались на финских территориях всегда за время ее истории.
По настоянию российского правительства в Великом княжестве Финляндском была введена марка. Название валюте дало это древнее слово финского языка, означавшее «деньги» и к тому же это было распространенное название монет. В одной марке содержалось 100 пенни.

«Пенни» также знакомое слово для финского населения, в средние века его уже употребляли для названия монет и оно созвучно финскому слову «pieni» - маленький.

Хотя интересно взглянуть на введение новой монетной системы в Финляндии через призму интересов Российской Империи. В этом случае можно рассматривать эту реформу как финансовый эксперимент по интеграции в Европу. По «совпадению» начальное содержание серебра в марке равнялось количеству серебра во французском франке и 1/4 части российского рубля. С 1864 года марку уже не привязывали к рублю, и она перешла полностью на международный серебряный стандарт.

Этому экономическому опыту предшествовала предыстория 1859 года: созданная монетная комиссия внесла предложение по устройству финансовых дел в империи, сутью которого было сделать денежную единицу меньше в 4 раза. Но это предложение было отвергнуто царем и реализовалось позже в Финляндии.

Русско-финские монеты стали чеканиться в 1864 г. Гельсингфорским монетным двором из серебра (марки: 1 и 2, 868 пробы; пенни: 25 и 50 750 пробы) и меди (пенни номиналом 1, 5 и 10). За первый год работы монетный двор произвел:30 тыс. медных монет по 1 пенни; 104 тыс. штук 50 серебряных пенни; 1 марку в количестве 75 тыс. монет. В течение 1865 года отчеканено более, чем 1 млн. медных монет по 1, 5 и 10 пенни, около 4 млн. серебряных монет достоинством 25 пенни, 50 пенни и 1, 2 марки.

На аверсе медных монет находился вензель Александра II под императорской короной, на реверсе: для одной и пять пенни - дата и номинал; для десяти пенни дата и номинал в венке. На реверсах серебряных пенни достоинством 25 и 50 изображался гербовый российский орел с гербом на груди Великого княжества Финляндского - лев с мечом, и номинал с датой в венке.

На монетах 1 и 2 марки орел на реверсе был окружен надписью с указанием содержания серебра, как и на российских монетах. Отличие только в том, что надписи выполнялись исключительно на латыни.


Монеты Крымского ханства - это исторические памятники, охватывающие значительный период времени - от основания династии Гераев в середине XV века до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. Эти монеты иллюстрируют не только годы, в которые правил тот или иной хан и название монетного двора, но и экономическую ситуацию в ханстве.
Основатель династии Гераев - первый хан Крыма Хаджи I Герай, после долгой борьбы добившийся независимости Крыма от Золотой орды. Существует ряд версий родословной Хаджи Гирея, но, вероятнее всего, Хаджи Герай принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии был приписан к Золотому роду.
Некоторые представители династии Гераев также занимали престол Казанского, Астраханского и Касимовского ханств.
Последним Гераем на крымском престоле был Шахин Герай, который отрёкся от престола, переехал в Российскую империю, а затем в Турцию, где был казнён. Существовала побочная линия Чобан Гераев, один из представителей которой - Адиль Герай - занимал крымский престол.
Сегодня одним из претендентов, заявляющих о себе как о наследнике престола, является живущий в Лондоне Джеззар Памир Герай.

Кры́мское ха́нство (крым. Qırım Hanlığı, قريم خانلغى) — государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы. Само название — Крымский юрт (крым. Qırım Yurtu, قريم يورتى). Помимо собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года. Было аннексировано Российской империей в 1783 году. В настоящее время эти земли принадлежат Украине (к западу от Дона) и России (к востоку от Дона).