Пара тысяч долларов утильсбора вдогонку, или когда российские машины оказываются не такими уж и дешевыми. Дорожный налог в беларуси Когда платится утилизационный сбор в беларуси

Забота об экологической безопасности населения – один из главных аргументов в пользу взимания утилизационного сбора, введённого Правительством РФ в обиход с 2012 года. Вторым положительным моментом считается поддержка отечественных автопроизводителей. Для автовладельцев же это – ещё один обязательный дополнительный платёж, о порядке начисления которого до сих пор знает лишь ограниченное число водителей.

Суть утилизационного сбора на автомобили

Покупка автомобиля – это траты, которые отнюдь не тождественны его номинальной стоимости. В числе дополнительных расходов, связанных с приобретением определённых категорий транспортных средства, содержится так называемый и утилизационный сбор. У рядовых автомобилистов в отношении этого нововведения имеется множество вопросов: это и его размер, и способ расчёта, и наличие льгот, и перспективы увеличения/отмены. Попробуем разобраться со всем этим с максимальной тщательностью.

Утилизационный сбор (налог) на автомобиль – это разовый вид платежа, взимаемый при покупке транспортного средства в пользу государства. Оплачивать его обязан импортёр ТС или автопроизводитель. Для рядового покупателя уплата УС является обязательной только в том случае, когда этот взнос не был оплачен на момент заключения сделки купли-продажи.

Полностью все вопросы, связанные с порядком применения утильсбора, регламентированы ФЗ №089 (ст. 24.01, гл. 5). В документе перечисляется, кто обязан оплачивать УС, каковы задачи его внедрения, к каким категориям автотранспорта он применим и т. д.

Позднее в ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми утилизационный сбор распространяется на самоходные машины и прицепы.

Но как рядовому покупателю знать, нужно ли ему ? Это делается довольно просто: отметка в ПТС машины об уплате утилизационного сбора означает, что все последующие манипуляции с транспортным средством не требует взимания этого сбора.

Кому нужно платить УС

Согласно букве закона, регистрация автомобиля в ГИБДД невозможна без наличия в ПТС отметки об уплате утильсбора. Таким образом, утилизационный сбор на автомобили в России обязан быть уплачен физическим или юрлицом в следующих случаях:

  • при ввозе нового ТС из-за рубежа;
  • отечественным производителем автотранспортного средства перед его отправкой дилерам;
  • при приобретении автомобиля, в ПТС которого отсутствует отметка об уплате утильсбора.

Таким образом, любой новый автомобиль должен иметь в ПТС отметку об утилизационном сборе, что практически избавляет рядовых автомобилистов от лишних расходов – они ложатся на плечи производителей и импортёров. Другое дело – приобретение авто с пробегом. Здесь уже возможны оба варианта.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Закон не требует взимания УС в следующих ситуациях:

  • когда возраст регистрируемого транспортного средства превышает 30 лет, при этом автомашина не используется , и его конструкция должна содержать только оригинальные узлы и агрегаты (шасси, кузов, силовая установка);
  • если авто принадлежит переселенцам, являющихся участниками госпрограммы добровольного возвращения в Россию из-за границы для постоянного проживания;
  • если автомобиль является средством передвижения для работников дипломатической миссии, диппредставителя или членов его семьи;
  • для переселенцев/беженцев;
  • если автомобиль произведён в Калининграде или области;
  • если в ПТС уже присутствует штамп/отметка об утильсборе, то есть единоразовый платёж был уже произведён.

Существует также список категорий автотранспортных средств, для которых оплата утилизационного сбора на автомобили в 2019 году является обязательной:

  • легковые автомобили, включая машины повышенной проходимости;
  • автомобили на электрической тяге;
  • грузовики;
  • автобусы.

Полуприцепы в этот перечень не входят.

Полный список ставок на утильсбор в 2019 году

В 2018 году размер базовых ставок был повышен, но в 2019 году показатели для расчётов сбора остались неизменными. Отметим, что факторами, непосредственно влияющими на размер ставок, являются:

  • возраст ТС, подлежащего регистрации (до и свыше 3 лет);
  • его категория с учётом определённых технических характеристик.
Сумма утильсбора, тыс. рублей
До 3 лет с момента производства После 3 лет с момента производства
Утильсбор на легковые автомобили (включая электромобили):
на электромобили (исключая авто с гибридными СА) 28,4 106
Прочие легковые авто, в зависимости от объёма мотора
до 1000 см 3 28,4 106
1000-2000 см 3 44,2 165,2
2000-3000 см 3 84,4 322,4
3000-3500 см 3 114,6 570
свыше 3500 см 3 181,6 700,2
ввозимые физлицами из-за рубежа для личного пользования 3,4 5,2
Утильсбор на грузовики (категория В, С)
массой до 2500 кг 124,5 132
массой 2500-3500 кг 198 309
массой 3500-5000 кг 247,5 396
массой 5000-8000 кг 276 684
массой 8000-12000 кг 331,5 1036,5
массой 12000-20000 кг 364,5 1509
массой 20000-50000 кг 718,5 1770
Утильсбор на спецтранспорт (на шасси грузовиков категории С)
спецтранспорт кроме автобетоносмесителей 247,5 1500
автобетоносмесители 742,5 1950
Утильсбор на автобусы
на электротяге 148,5 150
В зависимости от объёма мотора
до 2500 см 3 148,5 150
2500-5000 см 3 297 450
5000-10000 см 3 396 660
свыше 10000 см 3 495 780
Утильсбор на карьерные самосвалы, в зависимости от полной массы
50-80 т. 3360 7668
80-350 т. 6195 7920
свыше 350 т. 9165 9900
УС на автогрейдеры, в зависимости от полной массы
до 10 т. 480 1275
10-14 т. 630 1650
14-17 т. 900 2430
свыше 17 т. 1200 3555
УС на бульдозеры в зависимости от массы
до 10 т. 600 1800
10-24 т. 1050 5250
24-35 т. 1260 8250
35-50 т. 1500 10500
свыше 50 т. 2250 15000
УС на экскаваторы
600 2550
900 3750
1200 6075
Утильсбор на погрузчики, в зависимости от массы
до 4 т. 150 900
4-8 т. 300 1500
8-13,5 т. 600 2550
13,5-16,5 т. 675 3000
16,5-22 т. 750 4500
22-34 т. 1050 5250
св. 34 т. 2175 10500
УС на автокраны
лёгкие (до 17 т., мотор до 170 л. с.) 1725 6645
средние (17-32 т., 170-250 л. с.) 3405 14325
тяжёлые (св. 32 т., св. 250 л. с.) 4545 35715
УС на прицепы массой св. 10 т 150 1050
Утильсбор на квадроциклы, снегоходы, мотовехдеходы, в зав. от объёма мотора
до 299 см 3 60 105
300-1500 см 3 105 195
УС на колёсные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 30 60 270
30-60 75 330
60-90 105 450
90-130 225 1050
130-180 375 1500
180-220 450 2250
220-280 570 3000
280-340 750 3300
340-380 1005 3750
св. 380 1350 6000
УС на гусеничные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 100 225 1050
100-200 375 1500
св. 200 1350 4200

Принципы расчёта утилизационного сбора

Но уклоняться от процедуры мы тоже не рекомендуем: с момента приобретения машины вы должны в десятидневный срок поставить её на учёт (при ввозе из-за границы на это даётся 20 суток). За это время вы должны успеть произвести оплату утильсбора и поставить отметку в техпаспорте.

Если вы попадетесь при езде на автомобиле, не прошедшем регистрацию в Госавтоинспекцию, вам грозит штраф в рамках административной ответственности в размере 800 рублей.

В случае, когда вы не предпримете никаких действий, и вас поймают повторно, наказание будет намного строже:

  • лишение ВУ сроком до трёх месяцев;
  • штраф на 5000 рублей.

Если ввезённый автомобиль оформлялся на таможне, и вы не пожелали уплатить УС, то по прошествии трёх лет вам будет направлено извещение с требованием погасить задолженность в течение 20 дней. Если вы и дальше проигнорируете это требование, указанная сумма будет взыскана через суд.

Возврат УС

Хотя теоретически повторная оплата утилизационного сбора невозможна, на практике такие случаи происходят не так уже редко. Это возможно в тех случаях, когда автопроизводитель оплатил сбор, но в ФНС факт оплаты «не увидели». То же самое может произойти и при импорте автомобиля, но виновником будет уже ФТС.

В таких случаях можно предъявить претензию той организации, через которую проходило оформление УС.

Вам необходимо написать Заявление о возврате УС, уплаченного излишне, попросив бланк у работников таможенной или налоговой службы, или скачав его в интернете. Там же можно ознакомиться и с образцом заполнения документа.

Кроме заявления, необходимо представить следующие документы:

  • гражданский паспорт автовладельца;
  • документ, подтверждающий факт уплаты утильсбора;
  • подтверждающий документ, что оплата была произведена ошибочно.

Ваше заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней, после чего вам должны представить либо отказ (например, при неправильном заполнении документов), либо решение о возврате излишне уплаченных средств.

На подачу заявления о возврате утилизационного сбора отводится 3 года с момента оплаты, однако эта сумма не может быть проиндексирована с использованием инфляционных коэффициентов, комиссии также не подлежат возврату. Если ваше заявление удовлетворят, деньги вернут на банковский счёт, указанный в заявлении.

Перспективы отмены утилизационного сбора

При покупке нового автомобиля проблема уплаты УС ложится на плечи автопроизводителей, конечный покупатель ощущает это лишь косвенно. Но при приобретении ТС на вторичном рынке, особенно с мощным двигателем, дополнительно придётся уплатить немалую сумму, и это уже становится проблемой. Так что перспективы утилизационного сбора интересуют очень многих автомобилистов. Если вспомнить, что в 2018 году размер базовых ставок вырос (правда, только для юридических лиц), то рассчитывать на отмену утильсбора в краткосрочной перспективе, очевидно, не приходится.

Более того, в сентябре 2019 года Минпромторг озвучил планы увеличения сбора с 2020 года, причём для категории легковых авто рост должен составит 110%.

Однако после совещания с ведущими автопроизводителями, состоявшегося 17 октября, представители министерства заявили, что приняли решение об отказе от резкого повышения УС, как на производимые авто внутри страны, так и на импортируемые. При этом Минпромторг намекнул, что в 2021 году, скорее всего, вернется к обсуждению этой темы.

для оформления утильсбора без поездок в таможню необходимо выслать пакет документов на почту или по тел. +375(29)957-60-08 (Viber, Telegram, WatsApp) — Илья

Оформление утильсбора на Ждановичах

Утилизационный сбор в 2020 году на транспортные средства

Утилизационный сбор для юридических и физических лиц в Беларуси. Документом, подтверждающим уплату утилизационного сбора в РБ, взимаемого таможенными органами, является документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора, зарегистрированный таможней (далее – РС).

Форма РС, а также порядок его заполнения определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014г. № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64».

Форма РС идентична форме декларации на товары.

Российские транзитные номера для б/у авто
Транзитный номер РФ

Для целей подтверждения уплаты утилизационного сбора плательщик должен представить в таможню два экземпляра заполненного РС с его электронной копией (по структуре и формату электронной копии декларации на товары).

По поручению плательщика заполнение РС может быть осуществлено его уполномоченным представителем, в том числе, таможенным представителем.

Что необходимо?

ПТС (техпаспорт для новых авто, в случае с БУ- сдается в ГИБДД и получается СТС)

Оригиналы документов, необходимые для оформления утилизационного сбора, Вы предъявляете нашему специалисту, после чего с Вами заключается договор поручения. Далее Вам сообщается примерные сроки готовности декларации.

Сканы документов можно выслать на почту [email protected] после чего связаться по телефону.

Документы, необходимые для оформления утилизационного сбора:

Обязательно! Оплата таможенных сборов только через ЕРИП:

Как рассчитать утилизационный сбор на ТС с электродвигателем?


Утилизационный сбор на авто с электродвигателем

К транспортным средствам с электродвигателем ввозимым физическими лицами применяются следующие ставки утилизационного сбора:
Авто с электродвигателем до 3-ех лет — 544,50 byn
Авто с электродвигателем более 3-ех лет — 816,70byn

В случае оформления авто с электродвигателем на юридическое лицо применяются ставки:

Авто с электродвигателем до 3-ех лет — 851,40 byn
Авто с электродвигателем более 3-ех лет — 5247,00 byn

Оплата утилизационного сбора для физических лиц:

Независимо от таможни, в которой будет осуществляться таможенное оформление (декларирование) товаров, уплата таможенных платежей как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте должна производиться на единые счета Минской центральной таможни:

  • БИК банка NBRBBY2X
  • BY12NBRB36009200000080000000 (код валюты 933, белорусские рубли);
  • УНП Минской центральной таможни – 100420574 .

Прием платежей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет») на счета Минской центральной таможни будет осуществляться с 1 июля 2017 года.

Как оплатить утильсбор через ЕРИП?

Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Лица с паспортом РБ, видом на жительство -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420411) :

Оплата утилизационного сбора для юридических лиц:

Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Юридические лица и ИП -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420191) :

  • Наименование организации
  • Сумма на легковое авто до 3-ех лет 544,50; авто старше 3-ех лет 816,70

Скачать реквизиты для оплаты утильбора

    • Легковое авто старше 3-ех лет (… — 2016)
  • Легковое авто до 3-ех лет (2016-н.в.)

ВНИМАНИЕ! ОПЛАТУ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ ВЛАДЕЛЕЦ(оплата по паспортным данным владельца) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА!!!

После получения от Вас квитанций об оплате, мы уведомим Вас о времени когда можно будет забрать оформленную декларацию.

Сколько стоит утилизационный сбор в 2020 году на мотоцикл?

Мотоциклы освобождаются от уплаты утилизационного сбора в Беларуси.

Сколько стоит утилизационный сбор в 2020 году на прицепы/ полуприцепы?

В Беларуси вводится механизм уплаты утилизационного сбора за ввозимые в страну прицепы и полуприцепы категории О4 (технически допустимая максимальная масса которых более 10 т).

Ставки утилизационного сбора на прицепы/полуприцепы будут идентичны с ставками в РФ

Сколько стоит утилизационный сбор на грузовики ЕВРО-6?

Грузовики стандарта Евро-6 освободили от уплаты утильсбора в 2018 году

Новые ставки утилизационного сбора в Беларуси (от 16.07.2019)

Виды и категории колесных
транспортных средств
не более 3 лет свыше 3 лет
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 544,5 816,7
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой 936,5 5771,7
с рабочим объемом двигателя
свыше 1000 см 3 , но не более 2000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой
1459,3 8995,1
с рабочим объемом двигателя
свыше 2000 см 3 , но не более 3000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой
2787,8 17 554,7
с рабочим объемом двигателя
свыше 3000 см 3 , но не более 3500 см 3
3778,8 31 036,5
с рабочим объемом двигателя
свыше 3500 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой
5989,5 38 125,9
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя 544,5 816,7
ввозимые (ввезенные) с территории государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением ТС, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 544,5 816,7
транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специализированные ТС указанных категорий
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0 10 209,4
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8
транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5
транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0
транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5
транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5
с объемом двигателя не более 2500 см 3 4 900,5 8 167,5
с объемом двигателя свыше 2500 см 3 , но не более 5000 см 3 9 801,0 24 502,5
с объемом двигателя свыше 5000 см 3 , но не более 10 000 см 3 13 068,0 35 937,0
с объемом двигателя свыше 10 000 см 3 16 335,0 42 471,0
самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0
свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0
прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
прицепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0

Где в Минске оформить утилизационный сбор?


В Беларуси увеличены размеры ставок утилизационного сбора в отношении транспортных средств. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №74 от 30 января 2016 года.

Размер ставок утилизационного сбора увеличится для юридических лиц в 1,65 раза, для физлиц - в 8,25 раза.

В правительстве считают это одной из мер по урегулированию ввоза транспортных средств из государств - членов ЕАЭС.

Постановление Совмина №74 уточняет и упрощает действующее законодательство, связанное с уплатой утилизационного сбора. В частности, размер утилизационного сбора указан в белорусских рублях.

В постановлении также уточнили механизм применения ставок утилизационного сбора в отношении транспорта, ввозимого (ввезенного) с территории государств - членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза).

Это сделано в связи с отсутствием таможенного контроля на белорусско-российском участке госграницы Беларуси для содействия экономическим интересам физлиц и дилерских центров Беларуси при приобретении транспортных средств, ввозимых из России, а также уменьшения скрытого оттока валюты за рубеж, - уточнили БелТА в пресс-службе белорусского правительства.

На практике возникают ситуации, когда уплата утилизационного сбора по ввезенным транспортным средствам не производится - это касается ввозимых в качестве иностранной безвозмездной (гуманитарной) или международной технической помощи и обращенных в доход государства транспортных средств. В таких случаях готовились отдельные нормативные правовые акты по освобождению их от утилизационного сбора.

Чтобы упростить процедуру, изменен перечень документов, подтверждающих уплату сбора или освобождение от него. В частности, предусмотрено освобождение при предоставлении определенных документов. В таких случаях освобождение от утилизационного сбора предусмотрено только для юрлиц и ИП, поскольку физлица не ввозят транспорт в качестве иностранной безвозмездной помощи, - рассказали в правительстве.

Основанием для освобождения от сбора помощи, полученной юрлицами и ИП, является удостоверение, выдаваемое по форме, установленной Управлением делами Президента.

Подытожим. Ввозить "корчи" стоимостью до трех тысяч долларов станет невыгодно. В целом, машины в салонах подорожают за счет того, что за утильсбор платил дилер. Что же касается покупки авто для физлица, то автомобили в России брать все равно выгоднее, чем в Беларуси

О том, что в Беларуси вводится новый утилизационный сбор было сообщено 1 марта 2018 года. Его введение объясняется тем, что правительство РБ заинтересовано в сохранении экологии, а также в вовлечении отходов в оборот в качестве вторсырья. Если внимательно проанализировать указ, подписанный Лукашенко, то можно увидеть, что все нормы и тарифы унифицированы с российскими, поскольку Беларусь является членом Таможенного Союза.

Взимать данный вид сбора будут со следующих категорий транспортных средств:

  • все виды транспорта, которые ввозятся на территорию Беларуси частными лицами для личного пользования или с целью последующей перепродажи;
  • автомобили с электродвигателями;
  • грузовой транспорт, а также ТС предназначенные для передвижения в условиях бездорожья.

Высчитать сумму сбора для физических лиц достаточно просто, она определяется базовой ставкой, которая эквивалентна сумме в 20 тысяч российских рублей, и понижающим коэффициентом (0,1 - для авто выпущенных менее 3-х лет назад, и 0,15 - для более старых ТС). Отсюда видим, что сумма сбора будет составлять две или три тысячи российских рублей. Оплата производится в местной валюте по текущему курсу.

Значительно большую сумму придется платить за транспортные средства с электродвигателями. Это обосновано тем, что утилизация аккумуляторных батарей обходится государству значительно дороже.

Базовая ставка тоже составляет 20 тысяч рублей, а коэффициенты:

  • 0,86 (возраст авто до трех лет);
  • 5,3 (старше трех лет).

То есть любителям чистой экологии придется заплатить 17 200 за новые авто и 106 тысяч за авто с пробегом. Понятно, что такое решение правительства не поспособствует широкому распространению электрокаров в Беларуси.

Таким образом, жителям Беларуси стоит учитывать данные нововведения, поскольку кроме таможенных пошлин придется оплачивать еще и утилизационный сбор, о чем будут ставить отметку в техпаспорте транспортного средства.

Стоит также отметить, что если вы покупаете новую или б/у машину на территории Казахстана или России, то платить сбор нужно лишь в том случае, если он не был оплачен ранее. Если же ввозимый из стран Таможенного Союза автомобиль был выпущен до введения обязательного утильсбора, платить его не нужно.

Для юридических лиц ситуация более сложная по ряду причин:

более высокие базовые ставки - 20 тысяч на легковой транспорт, 150 тыс. на грузовой и 100 тыс. - шасси;
более высокий повышающие коэффициенты - от 0,3 до 35.

Если машину ввозит юридическое лицо, сумма сбора будет зависеть от возраста транспортного средства и объема двигателя. Понятно, что многие предприниматели пытаются решить эту проблему - машина ввозится в республику частным лицом, а потом организация приобретает ее уже на территории Беларуси.

Введение утильсбора негативно отобразилось на ценах, поскольку теперь в 2020 году производители и дилеры обязаны включать этот сбор в стоимость автомобиля. Однако, есть и положительные моменты - продукция местных производителей станет более доступной для покупателей, поскольку сбор с них не будет взиматься.

Утилизационный сбор - разовый платеж, который предусмотрен в Республике Беларусь за оказание услуги, связанной с переработкой выведенных из эксплуатации транспортных средств (ТС). Внесение платы производится непосредственно перед уничтожением авто, а также до регистрации в Госавтоинспекции при ввозе транспорта из-за рубежа, а в некоторых вариантах платеж учитывается в стоимости техники.

Когда и зачем введен утилизационный сбор?

Впервые утилизационный сбор в Беларуси начал взыматься в 2014 г. и оплачивается по настоящее время. Этим действиям предшествовал указ №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Согласно документу, платеж распространяется на всю автотехнику, ввезенную в нашу страну.

Полученные от уплаты средства используются для погашения расходов, понесенных государством на утилизацию устаревшего транспорта, и направлены на защиту окружающей среды. Система уплаты неоднократно претерпевала видоизменения, которые приводили к повышению тарифов и коэффициентов для определения величины сбора.

Кто и за что должен платить утиль сбор?

Вносить деньги за утилизационный сбор на автомобили должен каждый, кто произвел ввоз техники с территории ЕЭС (физлица, предприятия, организации, ИП). Сбор взымается с владельцев, покупателей, импортеров автотранспорта, ввезенного на территорию белорусского государства. Расчет суммы зависит от того, на кого зарегистрирована машина, при этом ставка сбора с юридических лиц больше.

Утиль сбор взымается со следующих категорий автотранспорта:

  • легковушки для личного использования;
  • автобусы;
  • автомобили с электрическим двигателем;
  • транспорт повышенной проходимости;
  • машины, оборудованные гибридной силовой установкой;
  • грузовики, рефрижераторные фуры, самосвалы, фургоны.

Не предусмотрен утиль сбор на следующие виды транспорта:

  • машины белорусского производства;
  • мотоциклы;
  • тридцатилетние и более старые авто, оснащенные оригинальными запчастями и не используемые в коммерческих целях;
  • транспорт, относящийся к экологическому стандарту Евро-6;
  • полу- и прицепы с допустимой массой до 10 т.

Сбор не распространяется на иностранных подданных, лиц, имеющих статус беженцев, работников консульств, дипломатических структур и подразделений международного значения. Что касается утилизационного сбора 2019, то дополнен список транспорта, высвобожденного от уплаты.

Оформление утиль сбора в Беларуси

Образец документа, который подтверждает уплату утилизационного сбора в Беларуси на автомобили, и пример его заполнения представлены в постановлении таможенного комитета РБ. Эта форма подобна декларации для таможни, которая заполняется на товар, перевозимый через границу.

Перечень документов:

  • договор на покупку автотранспорта;
  • регистрационное свидетельство на технику б/у или техпаспорт на новую машину;
  • документ от нового владельца: паспорт гражданина РБ для физлица или регистрационное свидетельство для юрлица;
  • квитанция об уплате утиль сбора (оплачивается по системе ЕРИП).

Если потребуется подтвердить категорию, год изготовления или полную разрешенную массу ТС, то предоставляется справка от официального дилера.

Где оплачивается утилизационный сбор?

Одноразовый платеж по утилизационному сбору в РБ производится на счет центральной таможни посредством системы ЕРИП. Там имеется раздел «Таможенные платежи (услуги)», а также подраздел «Утилизационный сбор», где нужно выбрать тип плательщика (физ. или юр. лицо).

Чтобы обеспечить быстрый поиск, используйте следующие коды платежей:

  • 420411 - для обычных граждан;
  • 420191 - для предприятий, организаций и ИП.

Подтверждение оплаты подается для регистрации в таможенную службу, после чего новому собственнику ТС выдается декларация.

Сколько нужно заплатить за утилизацию?

На величину сбора на ввозимые машины оказывают влияние следующие характеристики:

  • категория авто и объем силового агрегата;
  • государство, с территории которого произведен вывоз;
  • год выпуска;
  • цель использования;
  • категория собственника (юр. или физлицо).

Если физлицо ввозит ТС для личного пользования, то на величину сбора влияет единственный фактор - год выпуска машины, т.е. другие характеристики не учитываются. При этом лучше купить авто поновее, т.к. утиль сбор на машины, возраст которых менее 3-х лет, существенно снижается (смотрите калькулятор утилизационного сбора для физлиц).

Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)
не более 3 лет свыше 3 лет
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 851,4 5 247,0
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
- не более 1000 куб. см 851,4 5 247,0
- свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 1 326,6 8 177,4
- свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 2 534,4 15 958,8
- свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 3 435,3 28 215,0
- свыше 3500 куб. см 5 445,0 34 659,9

Пошлина на утилизацию ТС - это общеизвестная практика, которая используется во всем мире.

Утиль сбор призван осуществлять такие важные задачи, как:

  • правильное обращение с отходами, что выражается в безопасной переработке и эффективном применении вторсырья;
  • стимулирование организаций и граждан на покупку новых ТС, которые причиняют гораздо меньший ущерб экологической обстановке окружающей среды.