Нормативное регулирование учета малых предприятиях. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и хозяйственных операций на малом предприятии

Основой существования и функционирования любого правового государства является конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ бухгал­терский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает следующее:

· во-первых, нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе из­давать только федеральные органы законодательной и исполнитель­ной власти;

· во-вторых, правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляет­ся только федеральными законами и федеральными подзаконны­ми нормативно-правовыми актами;

· в-третьих, на всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета.

Следующим документом, устанавливающим основы норматив­но-правового регулирования бухгалтерского учета, является феде­ральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете».

Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами мало­го предпринимательства регулируются несколькими положениями закона о бухгалтерском учете. Прежде всего, необходимо отметить положение ст. 4, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (а в большей своей части – это субъекты малого бизнеса), освобождаются от ведения бухгалтерского учета за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Не меньшее значение для малых предприятий в законе о бухгалтерском учете имеет положение п. 2 ст. 5, в котором указывается, что в нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для исполнения указанной правовой нормы приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н были, утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее Типовые рекомендации).

В настоящее время Типовые рекомендации являются единственным нормативно-правовым актом, посвященным регулированию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В них утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского уче­та, возможность применения кассового метода и ряд других момен­тов, имеющих большое значение для организации и ведения бухгал­терского учета на малых предприятиях.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

1) ведение бухгалтерского учета только на основании первич­ных учетных документов, которые должны составляться при про­ведении хозяйственных операций и соответствовать унифициро­ванным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии – разрабатываться самой организацией с нали­чием обязательных реквизитов. При разработке форм документов самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положе­нию об учетной политике;

2) использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятель­но сформировать свой рабочий план счетов);

3) обязательное проведение инвентаризации – для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального под­тверждения их;

4) ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

Непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридическо­го лица до ликвидации или реорганизации;

Без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регист­рацией на счетах всех операций и результатов инвентариза­ции;

Путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтер­ского учета в хронологической последовательности;

5) соответствие данных аналитического учета оборотам и ос­таткам по счетам синтетического учета;

6) организация раздельного учета:

Имущества, находящегося в собственности данной организа­ции, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;

Текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений;

7) ведение бухгалтерского учета в рублях.


Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату

совершения операции. Одно­временно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверж­денным приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24 марта 2000 г.), руководитель предприятия может:

1) сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер­ской отчетности в контролирующие организации.

Если на малом предприятии в штате не предусмотрена долж­ность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копии которого следует пере­дать в обслуживающие банки.

Требования главного бухгалтера по документальному оформ­лению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в со­ответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгал­терского учета.

В настоящее время действует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса: а) верхний уровень системы нормативного регулирования. Верхний уровень системы представлен федеральными законами. К ним относится Закон о бухгалтерском учете №129-ФЗ принятый Государственной Думой РФ 23 февраля 1996 г. Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К верхнему уровню относятся ГК РФ, НК РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ - это также документы верхнего уровня системы нормативного регулирования. б) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Вторым уровнем регулирования бухгалтерского учета являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. в) Третий уровень системы нормативного регулирования. Весьма обширен перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета (третий уровень регулирования). Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность Первая группа, в частности, включает в себя: Инструкцию ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 118 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91-н. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (в ред. Приказа Минфина России от 23 апреля 2002 г. № 33н); Указания об объеме форм и порядки составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 02 июля 2010 г. № 66н; Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49; Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н; Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Утверждены приказами Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает в себя инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности строительства, сельского хозяйства, подразделениях производственной сферы и др. Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положен (стандартов) Минфина России. В первую очередь это положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): 1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 2.Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2008 № 116н, с изменениями от 23.04.2009 № 35н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н, с изменениями от 25.12.2007 № 147н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) 4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н) 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н) 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н) 7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 25н, с изменениями от 20.12.2007 № 143н) 8. Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) (08.02.2011) (утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н) 9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006№ 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н) 12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н) 13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н) 14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н) 15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 08.11.2010 № 144н) 17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н) 18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, с изменениями от 11.02.2008 № 23н, от 25.10.2010 № 132н) 19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) 20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н) 21. Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н) 22. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утверждено приказом Минфина России от 28.06. 2010 № 63н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) Положения не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Подчеркнем, что документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ее ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилам предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы. г) Учетная политика организаций. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организации на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета; конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно. Отметим, что это документ четвертого уровня системы нормативного регулирования. Общее требование, сформулированное Минфином России, ее стоит в том, чтобы в учетной политике были раскрыты способ бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств и финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести: - способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета и налогового учета; - порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; - виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов; - признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг); порядок использования чистой прибыли; - другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат: - рабочий план счетов бухгалтерского учета; - аналитические регистры налогового учета; - формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности; - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; - методы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, которые организация признает целесообразными. Учетная политика, как правило, должна быть стабильной. Ее пересмотр возможен в случаях: - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; - разработки новых способов обработки информации; - существенного изменения условий деятельности: реорганизации, изменения видов деятельности, смены собственников и т. п. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях организуется в общей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Существует четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень образует законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402- ФЗ от 06.12.2011года, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете -- обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Второй уровень регулирования включает нормативные акты Правительства РФ, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений третьего и четвертого уровней. К нормативам второго уровня регулирования относится Постановление Правительства РФ о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Правительство РФ устанавливает нормативы и порядок амортизации основных средств, применение методов ускоренной их амортизации, определяет порядок переоценки основных средств и иного имущества предприятия, оплаты командировок и др.

Третий уровень определяется положениями (стандартами) о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Главное назначение таких положений -- раскрыть в виде понятий и методов бухгалтерского учета правовые нормы, закрепленные в Законе о бухгалтерском учете. Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций, организации его на отдельных участках, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности. Например, в частности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях применяются ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют локальные акты предприятия, договоры, учетная политика организации, которую предприятия разрабатывают самостоятельно на основе действующего законодательства, национальных стандартов и нормативных актов по текущему регулированию бухгалтерского учета. При разработке рекомендаций и методике ведения бухгалтерского учета на малом предприятии должны руководствоваться следующими допущениями (принципами, правилами), предусмотренными в ПБУ (№ 1) «Учетная политика предприятия»: имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности:

  • - Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.
  • - Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  • - Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов.
  • - Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Малым предприятиям при определении техники ведения бухгалтерского учета предоставлены большие права в отношении формирования рабочего плана счетов и выбора формы бухгалтерского учета, чем иным организациям. Им разрешено применять сокращенный план счетов бухгалтерского учета с детализированной системой субсчетов к каждому счету, а также упрощенную форму учетных регистров, достаточную для накопления информации для последующего представления ее в формах финансовой отчетности.

Организационные аспекты в учетной политике на малых предприятиях предусматривают в основном права и обязанности главного бухгалтера, системы внутрипроизводственной отчетности, необходимой для принятия решений.

Выбранная учетная политика на отчетный год объявляется приказом руководителя организации. Она должна применяться на стабильной основе из года в год последовательно. Изменения могут в нее вноситься только в связи с изменением действующего законодательства, появлением новых методов бухгалтерского учета или в связи с изменениями стратегических целей организации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting) -- по законодательству РФ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Как экономико-правовая категория бухгалтерского учета в литературе обычно рассматривается в качестве сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях в целях накопления и обобщения соответствующей объективной информации и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.

Основными задачами бухгалтерского учета в РФ являются:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -- инвесторам , кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, др. федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций , их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению ;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету , устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерского учета и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию бухгалтерского учета, утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о бухгалтерском учете и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и другие правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством. Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ -- в рублях;

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;

При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н, который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Сразу скажем, что поправки не распространяются на кредитные организации и эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Изменения вступают в силу начиная с годовой отчетности за 2010 год.

Понятие субъектов малого предпринимательства дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -- Закон № 209-ФЗ). Критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса установлены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ:

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале компании не свыше 25%. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Обратите внимание: в подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ приведен перечень организаций, на которые данные ограничения не распространяются;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год -- до 100 человек;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не свыше 400 млн. руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556).

Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

Сумма выручки может быть определена;

Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99.

Важный момент: комментируемые нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно с этого года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

В настоящее время ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» должны применять все коммерческие организации, за исключением кредитных. Комментируемый приказ Минфина России разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02. Такое нововведение позволит значительно упростить работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

Также малые предприятия могут не использовать ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», но опять-таки с одной оговоркой.

Поправки коснулись и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18 ПБУ 19/02). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая -- финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая -- финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008, позволят малым компаниям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок (п. 15.1 ПБУ 1/2008). Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компаний, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

Изменения внесены и в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В настоящее время расходы по займам признаются прочими расходами, кроме той их части, которая включается в стоимость инвестиционного актива. В этом случае проценты, причитающиеся заимодавцу и непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, учитываются в стоимости основных средств (нематериальных активов, иных внеоборотных активов).

Новация позволит субъектам малого предпринимательства признавать все затраты по займам прочими расходами, в том числе те, которые относятся к стоимости инвестиционного актива.

И последнее положение по бухгалтерскому учету, которое претерпело изменения, -- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете». Малым предприятиям разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

"Бухгалтер и закон", 2009, N 7

Наличие юридически обоснованной нормативно-правовой базы помогает решать многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства, выбора оптимальной системы налогообложения и форм бухгалтерского учета, заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

Организация и ведение бухгалтерского учета малыми предприятиями и вопросы налогообложения в настоящее время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года - Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)".

По мнению З.И. Калугиной, развитие малого бизнеса в бывшем СССР началось с принятия Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий . Как полагает Г.В. Максимова, данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России .

В своих научных работах многие отечественные авторы (В.С. Акимов, В.А. Рубе, А.В. Виленский, Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий. По мнению автора, целесообразно обозначить этапы становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные моменты оказали непосредственное влияние в целом на развитие малого бизнеса в России.

В диссертации Р.Р. Рахматуллиной проанализированы мнения выдающихся ведущих экономистов А.В. Виленского и В.А. Рубе. При этом А.В. Виленский выделяет три состоявшихся этапа:

  • на первом этапе (1987 - 1992 гг.) факторами развития являются быстрое накопление капиталов, развитие производства дефицитных товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания, розничной торговли;
  • на втором этапе, который начался с 1992 г. в период "шоковой терапии", факторами, способствовавшими распространению малого бизнеса, явились падение производства в крупных промышленных предприятиях, в том числе за счет обвальной конверсии, резкий рост безработицы;
  • начало третьего этапа относится к 1995 г., который характеризуется значительным сокращением прироста числа субъектов малого предпринимательства в связи с некоторым разочарованием в ожидании финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

По мнению В.А. Рубе, в современном развитии малого бизнеса следует выделить два этапа:

  • первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался в 1987 г. и продолжался до 1995 г. - последнего всплеска роста малых предприятий. Этому, по мысли В.А. Рубе и А.В. Виленского, способствовали следующие причины: происходило разгосударствление предприятий, малые предприятия пользовались существенными льготами, тотальный дефицит эпохи застоя способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли;
  • второй этап - с середины 1990-х гг. по настоящее время - характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением .

По мнению Д.А. Ендовицкого, Р.Р. Рахматуллиной, отсчет истории развития российского малого бизнеса следует начинать с более ранней даты, поэтому данными авторами выделены пять этапов развития малого предпринимательства в Российской Федерации:

  • первый этап (1985 - 1987 гг.) - первоначальный. В данный период активно развиваются центры научно-технического творчества, временные творческие коллективы, получил широкое распространение бригадный подряд. Творчески активное трудоспособное население пытается найти альтернативу административно-командной уравнительной системе организации деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого периода характерно появление первых ростков частной собственности;
  • второй этап (1987 - 1988 гг.) - этап кооперативного движения. На данном этапе характерно развитие кооперативного движения, происходит активное насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) - период узаконивания малого бизнеса. В этот период получили широкое распространение арендные отношения, через которые впоследствии осуществлялась так называемая малая приватизация;
  • четвертый этап (1991 - 1994 гг.) - этап диверсификации малого предпринимательства. Данный этап характеризует активное развитие различных видов предпринимательства, формирование капиталов, появление значительного числа собственников, глубокое проникновение малого бизнеса в сферу услуг, торговлю, общественное питание, легкую и пищевую промышленность;
  • пятый этап (с 1995 г. по настоящее время) - период структурной перестройки. В малом бизнесе России происходит структурная перестройка, вызванная развитием экономики, базирующаяся на инновационных процессах (программирование и конструирование с широким применением средств автоматизации, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях развития экономики). Именно на этом этапе правительством предприняты попытки обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки .

В свою очередь Э.А. Уткин и Д.С. Шабанов выделяют семь этапов развития малого бизнеса:

  • первый этап (1985 - 1986 гг.) характеризуется зарождением центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, развитием бригадного подряда, малочисленностью субъектов предпринимательской деятельности;
  • на втором этапе (1987 - 1989 гг.) область малого бизнеса расширяется, число людей (его участников) растет, предпринимательство становится все более широким и активным. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Данный этап (кооперативного движения) послужил стимулятором накопления капиталов, обретения начальных знаний, развития навыков деятельности малого предприятия;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) характерен принятием ряда законодательных актов, нацеленных на совершенствование деятельности малых предприятий. В данный период осуществлялась подготовка "малой приватизации", формировалась необходимая база для реального перехода к рыночным отношениям, к повышению эффективности российской экономики, было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость приобрело также развитие арендных отношений;
  • четвертый этап (1991 - 1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением более масштабного среднего бизнеса. Как отмечает автор, коренным образом меняется отношение государства к развитию предпринимательства. Приняты законы, открывшие более широкие возможности для его развития. Начало "шоковой терапии" (1992 г.) ознаменовало новую попытку развития бизнеса. В сфере малого бизнеса постепенно формируется естественная конкурентная среда, характеризующаяся соперничеством таких предприятий за выживание на рынке посредством повышения качества и увеличения разнообразия товаров и услуг. Наблюдается ускоренный рост количества малых предприятий. В рамках торгово-посреднических отношений малого бизнеса происходило развитие новых хозяйственных отношений;
  • пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал периодом массовой приватизации и совершенствования предпринимательства. Возникло множество собственников. Еще более активизировался малый бизнес в области услуг, торговли, общественного питания, промышленности, производящей товары народного потребления и длительного пользования;
  • шестой этап (1995 - 1998 гг.). К этому времени исчерпались потенциалы весьма выгодной торгово-посреднической деятельности. Усилилась конкуренция. Множество малых предприятий торгово-посреднической, научно-консультационной и другой ориентации прекратило существование или изменило сферу деятельности. Отчетливо проявились новые тенденции в развитии отечественного малого бизнеса, возникли качественные изменения в его динамике и структуре, существенно ограничился прирост численности подобных фирм. Была осуществлена перерегистрация малых предприятий, появившихся еще на основе прежних законов. Действующие малые компании изменили свои организационные формы, а некоторые просто были ликвидированы;
  • седьмой этап (1999 - 2003 гг.) характеризуется восстановлением позиций малого бизнеса. С 2002 г. начато реформирование отношений государства и бизнеса. Разрабатываются руководящие документы, цель которых обеспечить благоприятные условия для прогресса малого бизнеса .

В рамках исследования был проведен анализ нормативно-правовой базы, в ходе которого были выделены четыре этапа развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:

  • первый этап - с 1987 по 1994 г.;
  • второй этап - с 1995 по 1997 г.;
  • третий этап - с 1998 по 2006 г.;
  • четвертый этап - с 2007 г. до настоящего времени.

На первом этапе (1987 - 1994 гг.) было разработано и утверждено большое количество нормативно-правовых актов:

  • Закон СССР от 19.11.1986 "Об индивидуальной трудовой деятельности";
  • Закон СССР от 30.06.1987 "О государственном предприятии (объединении)";
  • Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР";
  • Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989 г. комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР);
  • Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР";
  • Закон СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР";
  • Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий";
  • Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
  • Закон СССР от 02.04.1991 N 2079-1 "Об общих началах предпринимательства граждан СССР";
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР";
  • Приказ Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  • Приказ Минфина России от 20.03.1992 N 10 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1485 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней";
  • Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) принят Государственной Думой Федерального собрания РФ соответственно 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.;
  • Приказ Минфина России от 26.12.1994 N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации".

Как отмечает кандидат экономических наук, научный сотрудник института государства и права РАН Л.Т. Ибадова, термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол от 06.06.1989 N 14). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР". В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.

В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.

Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". В данном Постановлении впервые было дано понятие "субъект малого предпринимательства" в Российской Федерации, были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики). Впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Субъектами предпринимательства в то время были и малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий являлись, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народных депутатов. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на "вторых ролях".

Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ утратил силу .

Как отмечают М.Г. Лапуста и Ю.Л. Старостин, "в данном Законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти".

Нельзя не отметить Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", который в отдельных своих положениях был направлен на стимулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Были установлены налоговые льготы для малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги).

С 1992 г. малому предпринимательству предоставляются экономические, финансовые и налоговые льготы. В Постановлении Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране. В Постановлении говорилось, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Тем самым подчеркивалась большая экономическая и социальная роль малого предпринимательства, определялись задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы. В Постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г. .

В Указе Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в целях стимулирования развития малого предпринимательства были установлены льготы для малых предприятий. К сожалению, частью второй Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) данные льготы были отменены, что отрицательно сказалось на развитии малого предпринимательства.

По мнению В.Я. Горфинкеля, ГК РФ - очень важный документ, закрепивший многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского баланса, случаи обязательного аудиторского заключения, порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц и др. .

Второй этап развития нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства (1995 - 1997 гг.). В этот период были приняты:

  • Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 N 1184 "О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";
  • Приказ Минфина России от 22.12.1995 N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд";
  • Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины";
  • Приказ Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций";
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и др.

В 1995 - 1997 гг. в России заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; комитеты, департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого предпринимательства.

По мнению многих авторов (М.Г. Лапуста, Ю.В. Старостин, В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин, В.В. Брызгалин и др.), для развития малого предпринимательства особое значение сыграла реализация Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон определял общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета и налогообложения данный нормативный документ никакой конкретной информации не нес, что обусловливается названием данного Закона. Можно выделить только четыре статьи, которые затрагивали вопросы учета и налогообложения малых предприятий.

Организацию бухгалтерского учета малые предприятия стали осуществлять в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Минфина России от 22.12.1995 N 131. В нем предлагался рабочий план счетов бухгалтерского учета, позволяющий малым предприятиям ориентироваться в методике его составления и применения. Данные Указания содержали две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяли малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

С января 1996 г. начал действовать Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель данного Закона - максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло. Данные свидетельствуют о том, что немалое количество малых предприятий предпочитают пользоваться общим режимом налогообложения.

Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", по мнению М.И. Куттера, внес кардинальные изменения в учет основных средств, расчета амортизации, формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и признания дохода предприятиями .

Порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе и на малых предприятиях, регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" - правовая основа системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Третий этап развития нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства, по мнению автора, проходил с 1998 по 2006 г.

Август 1998 г. очень сильно "ударил" по малому бизнесу. Большинство малых предприятий были вынуждены резко сократить объемы своей предпринимательской деятельности. Однако в такой сложный период в стране Минфин России издает ряд важнейших для ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях нормативных документов:

  • Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
  • Налоговый кодекс РФ (часть первая), утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
  • Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
  • Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая), утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
  • Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению";
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." (дополнение Налогового кодекса РФ главами, посвященными специальным режимам налогообложения);
  • Постановление Росстата от 21.12.2006 N 80 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства на 2007 год" и др.

Большое значение для регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет введение в действие первой (от 31.07.1998 N 146-ФЗ) и второй (от 05.08.2000 N 117-ФЗ) частей Налогового кодекса РФ. Так, в части первой Налогового кодекса РФ установлены понятия (термины), посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. В части второй Налогового кодекса РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами малого бизнеса основных налогов.

Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" впервые был введен особый порядок налогообложения малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности, в соответствии с которым уплата налогов осуществлялась не от фактического дохода, полученного предприятием за определенный период, а от предполагаемого дохода.

Особым документом, являющимся основным для субъектов малого предпринимательства и действующим и до настоящего времени, которым предусматривались вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, были и остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Однако следует заметить, что многие положения данного нормативного документа не могут быть применимы на практике из-за своей "старости", так как они расходятся с принятыми позднее правилами и нормами бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.

Начиная с 1994 г. и до 2006 г. были утверждены и долгое время действовали 20 положений по бухгалтерскому учету, которые включают рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам учета и видам деятельности. Данные положения разработаны на основе МСФО, вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Данные положения регулярно пересматриваются в зависимости от требований законодательства на определенный момент.

В июле 2002 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", которым были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ: гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Тем самым были отменены ранее действовавшие федеральные законы.

Постановлением Росстата от 21.12.2006 N 80 была предусмотрена обязанность малых предприятий по представлению сведений о предпринимательской деятельности в органы статистики.

Болезненной темой неизменно в последнее десятилетие остается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение, а в ряде моментов - и бухгалтерский учет малых предприятий. Особенно часто в предпринимательских кругах вызывают недоумение игнорируемые законодателем пробелы правовых актов, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. По мнению В.И. Ляховенко, "пробелы" эти можно свести к следующим видам: противоречие принятых актов друг другу и положениям документов иных областей права, разрозненность, иногда отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивных материалов по имеющей место проблематике, в том числе выходящей за пределы сферы обычаев делового оборота, оторванность нормативных актов от практики их применения.

Когда-либо специально издававшиеся для малого предпринимательства документы не обновляются, не адаптируются к современным условиям .

Отметим при этом, что Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, в современных условиях по многим аспектам неприменимы на практике. Типовые рекомендации противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с последующими изменениями), более поздним документам - положениям по бухгалтерскому учету, утверждавшимся Минфином России. План счетов, на базе которого написаны Типовые рекомендации, не действует с 2001 г.

Нормативно-правовая база в настоящее время не раскрывает в достаточной мере вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. В основном нормативные документы ориентированы на постановку бухгалтерского учета в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

В целом о малых предприятиях можно сказать, что налоговое и бухгалтерское законодательство, регламентирующее их деятельность, находится в процессе неустанного совершенствования и доработки. Постоянное изменение законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий обусловлено интенсивным развитием экономических отношений в России, а в последнее время и переходом отечественного учета на международные стандарты. В связи с чем, по мнению автора, определяется четвертый этап развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий - с 2007 г. до настоящего времени. Данный период ознаменовался разработкой и доработкой большого количества нормативных документов.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Данным документом были установлены новые критерии численности сотрудников для субъектов малого и среднего бизнеса. Впервые в российской практике выделены микропредприятия, в которых количество сотрудников не превышает 15 человек. Фирмы с численностью сотрудников от 16 до 100 человек признаются малыми, а с численностью от 101 до 250 человек - средними предприятиями.

В основном Закон посвящен вопросам государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, которые направлены на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.

С 1 января 2009 г. вступили в действие многочисленные изменения и поправки, внесенные в положения по бухгалтерскому учету, что говорит о вопросах совершенствования нормативной базы.

Постановлением Росстата от 05.08.2005 N 58 была утверждена отдельная форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", которая предоставляется органам статистики только организациями, в том числе находящимися на упрощенной системе налогообложения.

В заключение следует отметить, что со стороны Минфина России и других соответствующих компетентных органов в последнее время осуществлен ряд мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства, но значительных изменений в постановке бухгалтерского учета для малых предприятий они не повлекли.

Список литературы

  1. Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. М.: МЦФЭР, 2003. 304 с.
  2. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2006. 264 с.
  3. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
  4. Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. 2006. N 2. С. 105 - 127.
  5. Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М.: "Экспертное бюро-М", 1997. 496 с.
  6. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
  7. Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. 2006. N 4.
  8. Максимова Г.В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Г.В. Максимова, Т.И. Копылова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. 173 с.
  9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 430 с.
  10. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2005. 296 с.
  11. Рахматуллина Р.Р. Бухгалтерский учет и формирование отчетности на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс]: Дис. ...к. э. н.: 08.00.12 Воронеж, 2005. 283 с.
  12. Уткин Э.А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов. М.; ТЕИС, 2004. 124 с.

И.Н.Бачуринская

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и налогов

Вятского государственного

гуманитарного университета