Государственное регулирование валютного курса. Регулирование режима валютных курсов

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах

где R - валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2.800 руб., а в США - 100 USD, то цена 1 USD = 2.800) 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс USD к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса - импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

1.Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.

2.Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

3.Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если.

1.Увеличится денежная масса в данной стране.

2.Уменьшится денежная масса в другой стране.

3.Повысится ВВП в данной стране.

4.Понизится ВВП в другой стране.

5.Понизятся процентные ставки в данной стране.

6.Повысятся процентные ставки в другой стране.

7.Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.

8.Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.

9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

4. Платежный баланс.

Финансовое положение страны на международном рынке обычно оценивают по ее платежному балансу. Он является важным показателем, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, МЭО, установить ее платежеспособность. Состояние торгового и платежного баланса оказывает большое влияние на валютный курс.

Платежный баланс - это таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все валютные поступления, полученные данной страной от других государств, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течение определенного периода.

Баланс составляют за год или 6 месяцев.

Деньги, поступающие в страну, записываются со знаком «плюс» (доход). Деньги, покидающие страну, записываются со знаком «минус» (расход). Разница между доходом и расходом составляет сальдо платежного баланса. Оно может быть положительным или отрицательным. В последнем случае имеется дефицит платежного баланса. Страна больше тратит за рубежом, чем получает извне. Это может отрицательно сказаться на стабильности валютного курса.

Платежный баланс состоит из 2-х разделов.

Баланс текущих операций.

Баланс движения капитала.

Эти разделы балансируют между собой. Балансирование достигается за счет официальных резервов (продажа золота, отсрочка платежей по кредитам). Наличие 2-х разделов показывает, что международные потоки фондов для финансирования накопления капитала и потоки товаров и услуг представляют собой 2 стороны одной медали.

Баланс текущих операций включает:

экспорт товаров.

импорт товаров.

экспорт услуг.

импорт услуг.

чистые доходы от инвестиций.

чистые денежные переводы.

Составной частью раздела «текущие операции» является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров. Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс является положительным (активным). Если импорт превышает экспорт, то торговый баланс - отрицательный (пассивный).

Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование.

Помимо торгового баланса и услуг в раздел текущих операций включаются денежные переводы, движение доходов от собственности за границей (%, дивиденды, прибыль). Еще одна статья баланса текущих операций - оплата% по иностранным займам и кредитам.

Баланс движения капитала включает.

Приток капитала.

Отток капитал.

Движение капиталов - это раздел, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций. Он отражает куплю и продажу зарубежных активов, предоставление и получение займов.

Платежный баланс называется активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае баланс является пассивным.

Платежный баланс сводится с положительным сальдо, когда текущий баланс в сумме с балансом движения капитала дает положительный результат, т.е. чистые поступления валюты являются положительными.

Платежный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления инвалюты по 2-м разделам являются отрицательными.

При дефиците платежного баланса ЦБ сокращает свои резервы иностранной валюты, при положительном сальдо - формирует резервы. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счете движения капитала. И наоборот, актив текущего платежного баланса сопровождается чистым оттоком капитала. В последнем случае избыточные средства текущего платежного баланса будут использованы для покупки недвижимости или предоставления займов другим странам. В результате платежный баланс должен быть всегда сбалансированным.

Балансирующей основой являются золотовалютные резервы.

Резкое увеличение положительного сальдо платежного баланса ведет к быстрому росту денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию. Резкое увеличение отрицательного сальдо может вызвать снижение обменного курса.

Регулирование валютного курса осуществляется министерством финансов, центральным банком или специально созданными органами валютного контроля и представляет собой совокупность мер, включающих:

  • дисконтную политику - изменение учетной ставки центрального банка, что ведет к изменению притока иностранного капитала в страну. Если ставка растет, то улучшается платежный баланс и повышается курс национальной валюты;
  • девизную политику — влияние центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи на валютном рынке иностранных валют. Покупая иностранные валюты за национальную, центральный банк увеличивает спрос на них и тем самым добивается снижения курса национальной валюты;
  • валютные интервенции;

Официальное изменение курса национальной денежной единицы через:

  • девальвацию - официальное снижение курса денежной единицы, дающее известные преимущества экспортерам страны, которые при обмене валютной выручки получают больше национальных денежных единиц;
  • валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже мировых нормальных цен, связанный с отставанием при инфляции падения покупательной способности денег от падения курса инфляционной валюты, в результате чего у экспортера появляется добавочная прибыль и за счет нее осуществляется понижение цен на экспортные товары;
  • ревальвация - повышение официального курса национальной денежной единицы к иностранным валютам (сдерживает развитие экспорта: удорожает его и удешевляет импорт).

Рыночное регулирование международных валютных отношений предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения валют и в соответствии с этим установление их курсовых отношений. Однако на практике такого свободного рынка не существует, поскольку государство вмешивается в валютные отношения. Поэтому рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Среди различных форм государственного регулирования важнейшее место занимают валютные ограничения - системы экономических, организационных, правовых мер, регламентирующих операции с национальной и иностранными валютами.

Теория абсолютного паритета покупательной способности утверждает, что обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в этих странах.

Для ослабления экономической нестабильности, связанной с непредсказуемыми колебаниями обменных курсов, правительство ряда стран воздействует на величину обменного курса путем рыночного вмешательства или путем установления официального обменного курса (директивным методом).

Установление валютного курса, т.е. определение пропорций обмена валют называется валютной котировкой. Существует два метода валютной котировки: прямая и обратная.

При установлении официальных обменных курсов практически всегда возникает избыточный спрос или избыточное предложение. В ситуации, когда официальный обменный курс ниже сложившегося на рынке, субъекты хозяйствования (физические лица) не всегда могут приобрести валюту в том количестве, которое им необходимо для осуществления операций. В ситуации, когда официальный курс выше рыночного, возникают затруднения у экспортеров при реализации валютной выручки, и в связи с этим снижается эффективность экспортных операций. Установление официального обменного курса с объективной неизбежностью порождает возникновение дилингового курса черного рынка. Само функционирование дилингового черного рынка иногда приводит к дилинговым операциям за пределами страны, и курс, который устанавливается при данных сделках, называется оффшорным обменным курсом. Государство, устанавливающее официальные обменные курсы, как правило, вводит ограничения и запреты на перемещение валюты, как в страну, так и из нее.

В условиях, когда государство устанавливает котировку национальной валюты на основании спроса и предложения, сложившегося на рынке, существует система плавающего валютного курса. Плавающий валютный курс, со своей стороны, приводит к усилению валютных рисков и обусловливает воздействие мировых финансовых кризисов на национальную промышленность. Для поддержания стабильности валютного курса национальной денежной единицы Национальные банки стран, где существует система плавающих валютных курсов, осуществляют интервенции на национальном валютном рынке. Именно валютные интервенции при системе плавающих валютных курсов позволяют удерживать обменные курсы в заданных параметрах. Сам механизм валютных интервенций заключается в покупке (или продаже) большого количества валюты на валютной бирже страны при их избытке (или недостатке).

Валютные интервенции предполагают наличие в Национальных банках достаточно большого количества золотовалютных резервов, с помощью которых правительство страны может поддерживать стабильный курс национальной валюты на валютном рынке государства. Валютные интервенции, связанные с непосредственной покупкой (продажей) валюты на национальной валютной бирже, называются прямыми валютными интервенциями. Кроме прямых валютных интервенций государство может осуществлять и непрямые валютные интервенции. К непрямым валютным интервенциям относятся: проводимая денежно-кредитная политика, фискальная политика, манипулирование угрозами и обещаниями и т.п. Усилия правительства по регулированию обменных курсов (как директивным, так и рыночным методом) наиболее эффективны, если данные действия скоординированы с правительствами других стран. Наиболее совершенной в современных условиях является система "европейской валютной змеи" в рамках Экономического и валютного союза стран ЕС, установившая жесткую увязку национальных валют с евро. В будущем вполне вероятно принятие подобного международного соглашения и странами СНГ, основой которого станет валютное соглашение двух стран -- России и Беларуси.

Важное значение валютного курса для достижения макроэкономического равновесия в экономике предопределяет необходимость его государственного регулирования. Основными методами государственного регулирования валютного курса являются:

Валютная интервенция (покупка--продажа иностранной валюты);

Операции Национального банка на открытом рынке (покупка--продажа ценных бумаг);

Изменение Национальным банком уровня процентных ставок;

Изменение Национальным банком норм резервирования.

Объектом национального (в том числе и межгосударственного) регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют. Валютные ограничения -- это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Под валютными ограничениями следует понимать любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к снижению возможностей, повышению издержек или направленному затягиванию осуществления валютного обмена и платежей по международным сделкам. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках называется блокированием. Валютные ограничения подразделяются на:

1. Ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса;

2. ограничения по операциям резидентов и нерезидентов;

3. ограничения по финансовым операциям, связанным с движением капитала.

Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и услуг в масштабах мирового рынка, международное перемещение капиталов.

Как показывает международный опыт, переход к конвертируемости обычно начинается именно с внешней обратимости. Мотивы такого предпочтения, как правило, заключаются в следующем:

Внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей;

Складывается более или менее устойчивый международный спрос на валютный курс и валютное положение страны;

Создается и укрепляется престиж валюты в глазах мировой деловой общественности.

Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:

1. свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок в стране и за рубежом;

2. расширение возможностей привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиции за рубежом;

3. стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспосабливаемость предприятий к меняющимся условиям;

4. подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству;

5. возможность осуществления международных расчетов в национальной валюте;

6. на уровне народного хозяйства в целом специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

1. свободно конвертируемая (резервная);

2. частично конвертируемая;

3. замкнутая (неконвертируемая);

4. клиринговая.

Свободно конвертируемая валюта -- это валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Сфера обмена свободно конвертируемой валюты распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также на операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций.

Среди свободно конвертируемых валют имеется ряд валют, которые называют резервными валютами, ибо в таких валютах Национальные банки других стран накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов. Практически все внешнеторговые и финансовые операции осуществляются в долларах США, евро, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках, иенах, и именно эти валюты составляют почти 100% мировых валютных резервов.

Частично конвертируемая валюта -- национальная валюта стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Как правило, эта валюта обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного оборота. Частичная обратимость валюты происходит в тех случаях, когда на некоторые отрасли внешнеэкономической деятельности или категории владельцев валюты режим конвертабельности не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками. Здесь возможны самые разные комбинации в зависимости от того, какие сделки, по каким направлениям и для каких участников освобождаются от государственных валютных ограничений, а какие еще нет. Из режимов частичной обратимости наибольшее распространение имеет вариант, когда свободный обмен национальной валюты на иностранные денежные ценности разрешается только в отношении текущих операций и не допускается по сделкам, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов.

В странах с частично конвертируемой валютой государство не использует валютные ограничения -- законодательное или административное запрещение, лимитирование, регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Они являются составной частью контроля государства, закрепляются валютным законодательством.

Валютные ограничения преследуют следующие цели:

1. выравнивание платежного баланса;

2. поддержание валютного курса;

3. концентрацию валютных ценностей в руках государства.

Замкнутая (неконвертируемая) валюта -- национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относится валюта стран, применяющих различные ограничения и запреты по вывозу и ввозу, продаже, покупке и обмену национальной и иностранной валюты, а также использующих различные меры валютного регулирования, в том числе валютные коэффициенты с целью ограничения расчетов в иностранной валюте.

Клиринговые валюты -- это расчетные валютные единицы; в которых ведутся счета в банках и производятся различные операции между странами, заключившими платежные соглашения клирингового типа об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказанных услуг. Клиринговые валюты функционируют исключительно в их идеальной (счетной) форме в виде бухгалтерских записей по банковским счетам. Основанием для таких записей являются взаимные поставки товаров и оказание услуг странами -- участницами платежного соглашения. Клиринговые валюты не имеют ничего общего с теми валютами, от которых они получили наименование, поскольку порядок их использования принципиально иной.

Клиринговые соглашения заключаются, как правило, в следующих случаях:

1. для выравнивания платежного баланса без затрат золотовалютных резервов;

2. при необходимости получения льготного кредита от контрагента;

3. для безвозвратного финансирования страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

Впервые в международных расчетах валютный клиринг был введен в 1931 г. в период мирового экономического кризиса. Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, предусмотренных в межправительственном соглашении:

1. систему клиринговых счетов, открываемых в уполномоченных банках;

2. объем клиринга (все платежи по товарообороту или их часть);

3. валюту клиринга -- единую согласованную валюту расчетов;

4. объем технического кредита -- предельно допускаемое сальдо задолженности, необходимое для бесперебойности расчетов и обычно определяемое в виде процента от объема поставок или в виде абсолютной величины;

5. систему выравнивания платежей;

6. систему окончательного погашения сальдо по истечении срока межправительственного соглашения.

В Республике Беларусь в настоящее время отсутствуют условия введения свободного обращения национальной денежной единицы, и поэтому вопрос о ее конвертируемости не стоит. Наша экономика, более чем на 2/3 привязанная к рынку сырья, материалов и энергоресурсов из Российской Федерации и рынку сбыта в Российскую Федерацию, нуждается сегодня в российском рубле как в главной для нее расчетной единице на межгосударственном уровне. Введение Республикой Беларусь самостоятельной денежной единицы не устранило ее зависимости от российского рубля. Подъем экономики, сбалансированная фискальная и монетарная политика создадут условия для постепенного перехода национальной денежной единицы Республики Беларусь к конвертируемости стоимости.

Главным методом регулирования валютного курса является валютная интервенция, то есть покупка-продажа иностранной валюты на национальную. Покупка иностранной валюты центральным банком означает расширение спроса на нее и ведет к повышению курса иностранной и снижению курса национальной валюты. Продажа иностранной валюты увеличивает ее предложение, что вызывает уменьшение курса иностранной и рост курса национальной валюты. Такие методы денежно-кредитной политики центрального банка, как изменение процентной ставки, уровня обязательных резервов, операции на открытом рынке (покупка-продажа ценных бумаг), воздействуя на уровень рыночных процентных ставок и объем денежной массы (т.е. предложение национальной валюты), вызывают соответствующее изменение валютного курса.

Валютный курс, его сущность и виды. Режим обменного курса белорусского рубля. Методы и инструменты регулирования валютного курса.

Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, выражающую средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции, и рядом других факторов.

Валютный курс необходим для:

Взаимного эквивалентного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при учете взаимного движении капиталов и кредитов;

Сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

Количественного соизмерения результатов внешнеэкономических операций;

Периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

Состояние экономики: покупательная способность денег, темп инфляции; уровень процентных ставок в разных странах; состояние платежного баланса; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; степень использования национальной валюты в международных расчетах; государственное регулирование валютного курса; достаточность валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке;

Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке;

Валютная политика, соотношение рыночного и государственного регулирования.

Различают следующие виды валютных курсов: номинальные, реальные, фиксированные и плавающие (колеблющиеся).

Номинальный валютный курс – это обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны. Он применим для измерения текущих сделок, расчетов с клиентами.

Реальный валютный курс – это номинальный курс, определяемый с учетом инфляции, т.е. с учетом изменения цен в своей стране и той страны к валюте которой котируется национальная валюта.

Фиксированные валютные курсы – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, установленные договорами или соглашениями между странами и поддерживаемая мерами государственного регулирования. Фиксированный валютный курс может препятствовать воздействию внешних факторов на внутреннюю экономику, но сдерживать развитие производства и обмена в связи с изменившимися международными условиями. Поэтому государства с рыночными экономиками отказываются от фиксирования курсов своих валют и переходят на систему плавающих курсов (обычно с регулированием валютных курсов центральными банками, другими органами государственного управления, системой валютных рынков)



Плавающие валютные курсы подразделяют на:

- свободно плавающие курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке – (свободно колеблющиеся курсы);

- колеблющиеся курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые центральными банками в целях сглаживания временных резких колебаний;

- плавающие по отношению к одной (нескольким) национальной валюте и твердые валютные курсы по отношению к другой (смешанная форма курсов).

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны носит название котировки. Исторически сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной – прямая и косвенная.

Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.

Разные методы котировок не имеют экономического различия, так как сущность валютного курса едина.

Политика курсообразования это вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также выбор системы валютных курсов, определение того курса, по которому будут осуществляться валютные операции.

В мировой практике определились различные способы установления валютного курса национальной денежной единицы :

· на основе монетного паритета, соотношения между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах;

· на базе валютной корзины;

· на основе относительного паритета покупательной способности валют;

· на основе спроса и предложения валют или на рыночной основе;

· на основе кросс-курсов;

Валютный паритет – соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию (золотому содержанию). Он совпадал с понятием валютного паритета. Валютный курс опирался на золотой паритет и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Однако эти колебания были незначительными ввиду свободной купли-продажи золота и его неограниченного вывоза (ввоза). С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения. Базой валютного курса на протяжении (1934-1976 гг.) служили официальный масштаб цен золота и золотые паритеты, официальная цена золота в кредитных деньгах. В результате формирования Ямайской валютной системы страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете и колеблется вокруг его.

Валютная корзина – это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Это позволяет более обоснованно учесть покупательную способность валюты и влияние на ее курс общеэкономических и политических условий обмена. Установление курса на базе валютной корзины СДР включает в себя следующие этапы:

· определение состава валютной корзины, т.е. тех валют, по отношению к которым должен исчисляться курс;

· определение удельного веса каждой валюты в данной корзине (в соответствии с удельным весом их в объеме экспорта или импорта);

· определение валютных компонентов в единицах соответствующей валюты (произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднерыночного курса к доллару или другой резервной валюте за последние три месяца);

· определение рыночного курса валют к доллару или другой резервной валюте;

· расчет долларового эквивалента (или эквивалента в другой валюте) валютных компонентов. Исчисляется обычно путем деления (или умножения – зависит от валюты) валютного компонента на валютный курс.

Определение валютного курса на основе валютной корзины является сложным методом, поэтому реально могут использоваться другие способы расчетов.

Для определения курса национальной валюты на базе относительного паритета покупательной способности валют необходимо учитывать экспортные цены (цены мирового рынка) и внутренние оптовые цены соответствующих стран.

В частности, определяется объем экспортной продукции (количество отдельных видов экспортной продукции) страны за год в ценах мирового рынка и во внутренних ценах и рассчитывается соотношение между ними. Расчеты обменного курса делаются на основании внешнеторгового баланса страны, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах страны, статистических данных об объемах экспортной продукции, цен мирового рынка и внутренних оптовых цен и других данных.

Фиксирование обменного курса на основе спроса и предложения валют на рыночной основе возможно при условии, если банки и предприятия имеют в своем распоряжении валюту другого государства. Если же обладателем иностранной валюты будет только центральный банк, то валютный курс не будет формироваться на рыночной основе. Как любая рыночная цена, валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями в импорте товаров и услуг, неторговыми операциями, возможностями инвестирования за рубежом и др. Размер предложения иностранной валюты определяется спросом нерезидентов на валюту данной страны и это связано со спросом на национальную валюту с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиции в данной стране, спросом на активы, выраженные в национальной валюте, спросом туристов на услуги в данном государстве и т.д.

Курс валют, определяемый как соотношение между двумя валютами, которое рассчитано на основе курса этих валют по отношению к какой-либо третьей валюте, называется кросс-курсом .

Процесс установления валютных курсов в Республике Беларусь может быть определен в несколько этапов:

Первый этап (1991-1993 гг.) – предпочтительно административные методы из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского (российского) рубля. Формируется пакет законодательных и нормативных актов, определяющих принципы валютного режима и механизмов регулирования;

второй этап (1994-1995 гг.) – постепенный переход к принципам рыночного курсообразования;

четвертый этап (2001 г. и настоящее время) – режим колеблющейся (плавающей) фиксации курса, основанный на спросе и предложении валюты (рыночной основе).