Валютными операциями связанными с движением капитала считаются. Международные операции, связанные с движением капитала

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации (ст. 6 указанного выше закона). Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, определен Положениями Банка России от 20.07.1999 N 82-П и от 21.12.2000 N 129-П.

При этом без ограничений осуществляются следующие валютные операции:- расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации;- расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;- расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;- переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.Основание - Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1 п. 10, ст. 6).

  • 1) Прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием.
  • 2) Портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг.
  • 3) Переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость.
  • 4) Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
  • 5) Предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
  • 6) Все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В отношении других групп операций (по объекту) такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

Классификация валютных операций имеет большое значение не только для понятия их сущности. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, «большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России».

Ранее уже упоминалось о классификации валютных операций в зависимости от режима осуществления. Существуют некоторые ограничения на осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами.

Резиденты:

  • - осуществляют текущие валютные операции без ограничений;
  • - осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ (на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, требуется разрешение Банка России).

Нерезиденты:

  • - имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
  • - имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;
  • - имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в предыдущем пункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Приведенные выше классификации базируются на российском законодательстве и имеют юридическую основу. Они служат в большей степени для целей валютного регулирования и контроля. Приведем другую классификацию, которая по мнению автора более обоснована с экономической точки зрения. В соответствии с ней валютные операции коммерческих банков можно разделить на следующие группы:

  • 1) Открытие и ведение валютных счетов клиентуры;
  • 2) Купля-продажа валютных средств;
  • 3) Неторговые операции коммерческого банка;
  • 4) Установление корреспондентских отношений с иностранными банками и осуществление операций по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
  • 5) Операции по привлечению и размещению банком валютных средств.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп валютных операций банка.

"Аудит и налогообложение", 2005, N 5

В данной статье рассматриваются валютные операции движения капитала в контексте ч. 7 и ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности расчеты и переводы:

  • при приобретении резидентами у нерезидентов долей, капитале) юридических лиц;
  • при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.

Эти операции представляют интерес с точки зрения валютного регулирования и валютного контроля к деятельности уполномоченных банков и их клиентов.

Валютное регулирование

В ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) говорится, что Правительство РФ и Банк России имеют право устанавливать ограничения в виде обязательного использования специального счета резидента и в виде резервирования денежных средств резидентом.

До настоящего времени подобные ограничения органами валютного регулирования не устанавливались.

Таким образом, валютные операции движения капитала при приобретении резидентом у нерезидента долей, вкладов в уставном (складочном) капитале юридических лиц, а также при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами не подпадают под ограничения валютного регулирования.

Ограничения с точки зрения валютного контроля

Отсутствие ограничений валютного регулирования не снимает с резидента и нерезидента, а также с уполномоченного банка обязанностей соблюдать другие ограничения.

Под ограничениями валютного контроля подразумеваются, например, требования:

  • по оформлению расчетных документов резидентом и нерезидентом, предусмотренные в абз. 2 и 4 п. 1.12 и в п. 1.13 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И);
  • к уполномоченному банку, как агенту валютного контроля, принимать расчетный документ резидента или нерезидента только при достоверности указанной в нем информации, предусмотренной в п. 1.14 Инструкции N 117-И;
  • к уполномоченному банку вести регистрацию валютных операций в базе данных в соответствии с установленной Банком России кодификацией видов операцией, которая раскрыта в Приложении 2 к Инструкции N 117-И.

Валютные операции движения капитала, предусмотренные ч. 7 ст. 7 Закона N 173-ФЗ, включены в перечень валютных операций под общим кодом 50 в Приложении 2 к Инструкции N 117-И.

В этом Приложении рассматриваемые валютные операции движения капитала подробно систематизированы и переименованы в расчеты и переводы, связанные с инвестициями в форме капитальных вложений.

Такое переименование, на наш взгляд, связано с включением в перечень не только валютных операций движения капитала.

К примеру, Банк России присвоил общий код 50 таким валютным операциям, как выплаты дивидендов (доходов) от инвестиций в форме капитальных вложений и расчеты, связанные с ликвидацией юридического лица, что видно из приведенной ниже таблицы Приложения 2 к Инструкции N 117-И.

Код Операции Содержание операции
50 010


товарищества с нерезидентом
50 020 Расчеты и переводы резидента за приобретаемые у
не
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
внесении резидентом вкладов по договору простого
товарищества с нерезидентом
50 030 Расчеты и переводы резидента в оплату долей,
вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном
юридического лица - нерезидента при внесении
резидентом вкладов по договору простого
товарищества с нерезидентом
50 040
резидента доли, вклады, паи в имуществе (уставном
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
созданного юридического лица - резидента при
товарищества с резидентом
50 050 Расчеты и переводы нерезидента за приобретаемые у
резидента доли, вклады, паи в имуществе (уставном
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
созданного юридического лица - нерезидента при
внесении нерезидентом вкладов по договору простого
товарищества с резидентом
50 060 Расчеты и переводы нерезидента в оплату долей,
вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном
капитале, паевом фонде кооператива) создаваемого
юридического лица - резидента при внесении
нерезидентом вкладов по договору простого
товарищества с резидентом
50 070 Расчеты и переводы резидента в пользу нерезидента
при ликвидации юридического лица - резидента
50 080 Расчеты и переводы нерезидента в пользу резидента
при ликвидации юридического лица - нерезидента
50 090 Выплата дивидендов (доходов) от инвестиций в форме
капитальных вложений

Правовые стороны валютных операций движения капитала

Из ст. 7 Закона N 173-ФЗ следует, что к валютной операции движения капитала относится операция, связанная с приобретением резидентом у нерезидента доли участия в уставном капитале юридического лица. Поэтому под юридическими лицами будем рассматривать юридических лиц, зарегистрированных в РФ и за ее пределами, понятия о которых раскрыты в пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 и в пп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в качестве юридического лица можно рассматривать резидента и нерезидента (см. приведенную выше таблицу).

В ч. 7 ст. 7 Закона N 173-ФЗ есть упоминание о договорах простого товарищества с нерезидентами, понятие о которых не раскрыто в этом Законе.

Однако в ч. 2 ст. 1 говорится, что используемые в названном Законе институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с этим следует обратить внимание на некоторые требования Гражданского кодекса РФ (часть первая) к участникам товариществ, зарегистрированных на территории РФ, для того чтобы оценить правовые возможности для совершения указанной валютной операции движения капитала.

Так, согласно этим требованиям ответственность участников полного товарищества максимальна по сравнению с ответственностью в иных товариществах и обществах. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Эта норма императивна и не может быть изменена по соглашению участников товарищества (ст. 75 ГК РФ).

Отказ от участия в полном товариществе, учрежденном без указания срока, должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества.

Досрочный отказ от участия в полном товариществе, учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине (ст. 77 ГК РФ).

Валютные операции движения капитала и их влияние на бухгалтерскую отчетность уполномоченного банка

Согласно ч. 8 ст. 7 Закона N 173-ФЗ данная статья не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

В этом случае на нерезидента при его намерении войти в состав участников уполномоченного банка распространяются ограничения в виде получения предварительного разрешения Банка России на основании ст. 18 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Если в качестве участника рассматривается уполномоченный банк в капитале зарубежного банка, то таким правом участия в капитале зарубежного банка обладает кредитная организация - резидент, получившая генеральную лицензию Банка России (п. 14.1.5 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций").

Допустим, что у уполномоченного банка есть доли участия в капитале зарубежного банка, которые учтены на счете 60203 "Средства, внесенные в уставные капиталы неакционерных банков - нерезидентов".

В этом случае возникают:

  • последствия с точки зрения капитала уполномоченного банка согласно п. 2.2.6 Положения о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 10.02.2003 за N 215-П). Если уполномоченный банк приобрел доли зарубежного банка для инвестирования и эта доля превышает 20% уставного капитала зарубежного банка, то указанные вложения уполномоченного банка в доли зарубежного банка принимаются в уменьшение основного капитала на основании данных счета 60203 уполномоченного банка. В уменьшение основного капитала принимаются вложения в доли участия, в том числе в отчужденные акции, за минусом сформированного резерва под соответствующие активы, в случае если их формирование предусмотрено внутренними документами уполномоченного банка;
  • обязанности уполномоченного банка учитывать факторы риска по счету 60203, остаток по которому не уменьшает сумму основного капитала в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ N 215-П, на основании п. 2.5 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утв. ЦБ РФ 09.07.2003 за N 232-П). Другими словами, если доля участия уполномоченного банка менее 20% от уставного капитала зарубежного банка, уполномоченный банк формирует резерв на возможные потери при наступлении событий, которые связаны с такими факторами, как:
  • текущее финансовое состояние организации;
  • вероятность ликвидации (банкротства) организации;
  • наличие требований к организации со стороны налоговых органов по перечислению платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • последствия с точки зрения валютной позиции уполномоченного банка, когда в состав балансовых активов не включаются вложения в доли нерезидентов, в том числе дочерних организаций согласно п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 21.02.2000 N 744-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 22.05.1996 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации".

Не исключено, что рассмотренные валютные операции движения капитала могут быть ограничены нормами валютного регулирования в будущем, но только до 1 января 2007 г. (ч. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).

Однако подобного срока прекращения действия ограничений валютного контроля (ст. ст. 20 и 26 Закона N 173-ФЗ) и ограничений банковского законодательства по рассмотренным валютным операциям движения капитала не существует.

Т.Мамучадзе

отдела банковского аудита

Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Капитальные операции осуществляются в порядке, установленном Банком России. В настоящее время установлено три режима осуществления капитальных операций:

Лицензируемый – для осуществления лицензионных операций резидент должен получить разрешение (лицензию) Банка России на осуществление данной операции;

Смешанный – в зависимости от конкретных условий сделки резидент обязан либо уведомить Банк России о ее совершении, либо получить разрешение на ее осуществление;

Нелицензируемый – такие операции осуществляются без получения разрешения Банка России.

К капитальным операциям по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, как правило, применяется лицензируемый режим.

Исключение составляют операции, указанные в положении Банка России об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.1996 № 39, согласно которому без разрешения (лицензии) Банка России осуществляются следующие операции:

Перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работы, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;

Зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.


Для определения характера совершаемых сделок (определения факта экспорта и импорта) принципиальное значение имеет установление места их совершения. В отличие от экспорта и импорта товаров в отношении услуг и работ, как правило, невозможно зафиксировать факт перемещения в пространстве. Соответственно возникают сложности с таможенным оформлением, фиксирующим на границе импорт или экспорт и, как следствие, – проблемы с квалификацией сделки как экспортной или импортной.

Одной из наиболее значимых областей валютного законодательства является регулирование инвестиционной деятельности. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, к валютным операциям, связанным с движением капитала (капитальные операции).

Согласно закону к капитальным операциям относятся не только инвестиции в уставные капиталы организаций-нерезидентов, но и российских юридических лиц. При этом понятие «вложения в уставный капитал» законом не раскрывается, поэтому возможны различные толкования данной нормы. Во-первых, существует «широкое» толкование, в соответствии с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкованием данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и одновременно получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

К текущим валютным операциям относятся:

переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

Важным моментом в изучении валютных операций, связанных с движением капитала, является рассмотрение инвестиций. Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода).

В зависимости от степени контроля за зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и «портфельные».

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.

«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны, в том числе и России, должна базироваться, прежде всего, на изучении интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовлетворения без ущерба для национальной экономики.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения налоговых и других льгот, институциональная определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в этом плане имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая положения об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное законодательство, законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.