Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий кизлярского района республики дагестан. Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования Об использовании иностранными гражданами в РФ

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11003

О БЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.А. Фомин, профессор Государственного университета по землеустройству,

президент Фонда национальной премии имени П.А. Столыпина.

ORKID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348 , [email protected]

Агропромышленный комплекс страны имеет огромный потенциал развития сельскохозяйственного производства при условии обеспечения рационального, научно обоснованного землепользования, направленного на сохранение, поддержание и приумножение главного земельного богатства – почвенного плодородия. Россия располагает 9% всех продуктивных земель планеты, в то же время на ее территории производится лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). Площадь пашни за 25 лет сократилась с 132,3 до 115,1 млн га. Устойчивое социально-экономическое развитие России без рационального и эффективного использования земель, используемых для ведения сельского хозяйства, невозможно. Они выступают ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности как одной из главных составляющих национальной безопасности страны, поступательного роста и развития экономики, а также являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны. Отсюда следуют главные цели и задачи эффективного использования таких земель: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной и экологичной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При анализе тенденций и проблем развития земельного законодательства использовались материалы парламентских слушание и круглых столов, проведенных в Государственной Думе ФС РФ в 2017-2018 г.г.

Ключевые слова : земли сельхозназначения, земельное законодательство, охрана земель, землеустройство, сельскохозяйственные угодья, плодородие почв.

В Российской Федерации среди категорий земель особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году (официальное издание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2017), на 1 января 2016 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). В сравнении с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 1,8 млн га (за счет перевода в земли других категорий, в основном в земли лесного фонда и в земли населенных пунктов).

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. В общую площадь данной категории земель также входят площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными).

В структуре земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, площадь которых в составе данной категории земель на 1 января 2016 г. составила 197,7 млн га.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186,0 млн га. Такими несельскохозяйственными угодьями являются земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства. В состав угодий «под лесом» и «под водой» данной категории включены земли, занятые участками леса, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций, а также земли под поверхностными водными объектами, которые в установленном порядке не переведены в соответствующие категории земель.

Более 101 млн га несельскохозяйственных угодий категории составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства. Значительная их часть (28% от общей площади под оленьими пастбищами) – это лесные земли, которые со временем могут быть выведены из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В целом доля земельных участков, покрытых лесом, составляет 6,5% (24,8 млн га) от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

На практике осуществление сельскохозяйственного производства в Российской Федерации осуществляется не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях других категорий (в том числе на землях населенных пунктов, землях лесного фонда, землях обороны и безопасности и др.).

С учетом этого, приоритет охраны земли в составе земель любых категорий как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества является одним из базовых принципов земельного законодательства.

Следует отметить, что правовой режим земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сформирован обширной нормативно-правовой базой – более десятка федеральных законов (Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О землеустройстве» и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.

Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель, используемых для сельскохозяйственного производства, сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 – 2020 годы (далее – Основы государственной земельной политики), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года и иных документах стратегического планирования.

Тем не менее, совершенно очевидно, что, несмотря на внушительное правовое поле, острота проблем в сфере сохранения и воспроизводства плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сохраняется.

На значительной площади указанных земель действуют различные негативные процессы – интенсивное развитие эрозии, заболачивание, засоление, закисление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, а также сорными и карантинными растениями, что приводит к деградации земель, потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

Следует отметить, что для получения актуальной и достоверной информации о состоянии плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, требуется дальнейшее развитие государственного учета показателей состояния плодородия почв земель (мониторинга), в том числе посредством совершенствования законодательного регулирования указанной государственной функции.

В указанных целях Минсельхозом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющий указанный федеральный закон новой главой «Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель».

Сведения о землях сельскохозяйственного назначения, полученные по результатам государственного мониторинга земель, предлагается отражать в государственном реестре сельскохозяйственных земель.

Законопроектом предусмотрено, что ведение указанного реестра будет осуществляться с использованием Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС). Создание указанной информационной системы планируется осуществить посредством модернизации Федеральной государственной информационной системы «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения», оператором которой является Минсельхоз России.

Также законопроектом, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, от 29 июня 2016 г. № Пр-1240 предусматривается введение паспортов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается ресурсного обеспечения поддержания и воспроизводства земель, используемых для ведения сельского хозяйства, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрен ряд мер государственной поддержки, в частности, оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – несвязанная поддержка).

Субсидии предоставляются на возмещение части понесенных сельхозтоваропроизводителями затрат на 1 га посевной площади и связанных, в том числе, с повышением плодородия и качества почв. Полученные финансовые средства сельхозтоваропроизводители могут направлять на приобретение и внесение удобрений, известкование, фосфоритование и гипсование почв земель сельскохозяйственного назначения.

В 2016 г. на указанный вид господдержки за счет средств федерального бюджета было выделено 23,2 млрд руб.

К сожалению, при этом на погектарную поддержку в 2017 г. было выделено лишь 11,3 млрд руб. Несмотря на то, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются наиболее доступной, прозрачной и востребованной формой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм хозяйствования. Учитывая высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их неудовлетворительное финансовое состояние, существенный износ материально-технической базы хозяйств, средства по несвязанной поддержке направляются на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена, что позволяет обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ с применением необходимых материально-технических ресурсов, они также являются важным инструментом содействия подержанию плодородия земель.

Следует отметить, что большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями и относится к так называемой «зоне рискованного земледелия». Поэтому высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.

В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорацию и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В Китае доля мелиорированных земель достигает почти 45%, в Индии – более 35%, в США – около 15%.

В России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10%, в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9% от площади пашни.

По данным статистических наблюдений, в Российской Федерации во всех категориях земель на 1 января 2016 г. имелось 11,3 млн га мелиорируемых угодий, из них 9,3 млн га составили сельскохозяйственные угодья. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимали площадь 4,6 млн га, осушаемые – 4,7 млн га.

В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхозпредприятиях и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Из применения в практике разнообразных способов полива сельскохозяйственных культур (дождевание, полив по бороздам и другие) особенно эффективно капельное орошение.

Отдельного внимания заслуживают вопросы развития агролесомелиорации. За всю историю защитного лесоразведения в России было посажено 5,2 млн га защитных лесных насаждений.

В степной и лесостепной зоне защитные лесные насаждения являются самым надежным и экономичным средством защиты от снежных и песчаных заносов, создают благоприятный климат на сельскохозяйственных землях. Более 70% защитных лесных полос располагается на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и их состояние определено как неудовлетворительное.

При разработке Стратегии развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России до 2025 года и на период до 2030 года в целях увеличения прироста производства продукции растениеводства на мелиорированных землях представляется целесообразным увеличение субсидий из федерального бюджета на реализацию мелиоративных мероприятий, что повысит инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также увеличит площадь мелиорированных земель в 2-2,5 раза.

Минсельхоз России, с целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранения плодородия почв, рекомендовал органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации совместно с региональными научными организациями и учреждениями, подведомственными Минсельхозу России, разработать и утвердить нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации научно обоснованные региональные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур, предусматривающие установление агротехнических требований к использованию земельных участков, для производства сельскохозяйственной продукции.

Законодательство о землеустройстве слабо учитывается в правоприменительной практике. При этом изменения, вносимые в Федеральный закон «О землеустройстве», носят точечный и хаотичный характер и направлены, в основном, не на совершенствование землеустроительного процесса, а на приведение указанного закона в соответствие с новеллами земельного законодательства, решающими задачу упорядочения имущественных отношений в сфере оборота недвижимости.

В этой связи целесообразной видится подготовка новой редакции Федерального закона «О землеустройстве», в котором должны быть решены следующие вопросы:

  • классификация землеустройства по целям и объектам в зависимости от наличия публичных и частных интересов в проведении землеустроительных процедур;
  • установление порядка проведения землеустройства, в том числе совершенствование процедур государственного надзора в области землеустройства и экспертизы землеустроительной документации;
  • разработка механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях при проведении землеустройства;
  • определение правил и случаев проведения землеустройства в обязательном порядке на землях, находящихся в федеральной собственности;
  • гармонизация земельного законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих землеустроительную и кадастровую деятельность, с международным правом в сфере землеустройства, а также с лесным, водным, градостроительным, и другими отраслями законодательства.

Далее, наряду с развитием традиционных институтов поддержания и воспроизводства земель, на первый план выходит поиск инновационных, научно обоснованных методик и технологий в сельском хозяйстве, включая управление качеством почв.

В последнее время в мировой практике на первый план выходят такие понятия, как «умное сельское хозяйство», «органическое» и «точное» земледелие.

В основе концепции «точного» земледелия лежат технологии переменного или дифференцированного внесения удобрений на тех участках поля, которые идентифицированы с помощью GPS-приемников и где потребность в определенной норме удобрений выявлена агротехнологом при помощи карт агрохимобследования и урожайности. Поэтому в некоторых участках поля норма внесения или опрыскивания становится меньше средней, происходит перераспределение удобрений в пользу участков, где норма должна быть выше, и, тем самым, оптимизируется внесение удобрений. При этом достигается сразу несколько положительных эффектов: агрономический – с учетом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; технический – совершенствуется планирование сельскохозяйственных операций, снижаются трудозатраты; экологический – более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения азотных удобрений или нитратов; экономический – рост производительности и/или сокращение затрат.

Также одним из мейнстримовых направлений современных технологий в сельском хозяйстве является так называемое органическое земледелие, основанное на повышении эффективности производства за счет агроландшафтной организации угодий, использовании научно обоснованного севооборота, исключении применения агрохимикатов и использовании органических удобрений, а также биопрепаратов и естественных врагов для борьбы с вредителями растений. На сегодняшний день в мире это направление практикуется более чем на 30 млн га сельхозугодий и, согласно исследованиям ФАО ООН, может стать реальным выходом для человечества в решении проблемы продовольственной безопасности и борьбы с изменением климата.

Литература

  1. Кашин В.И. Приоритеты развития сельского хозяйства России // Кормопроизводство. 2016. № 6. С. 3-8.
  2. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
  3. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
  4. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
  5. Хлыстун В.Н. Четверть века земельных преобразований: намерения и результаты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 13-17.
  6. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2. С. 5-10.
  7. Вершинин В.В. Землеустроительная экология: новое научное направление // Аграрная наука. № 5. С. 4-7.
  8. Иванов А.Л. Почвенный покров России: состояние, информационный ресурс, исследовательские задачи и прикладные проблемы (к 100-летию академика Г.В. Добровольского): Доклад на пленарном заседании международной научной конференции «Роль почвы в биосфере и жизни человека». Москва, 5-7 октября 2015 г.
  9. Magel X., Thiel F., Espinoza X. Land policy and land management: international perspectives // Международный сельскохозяйственный журнал. № 4. С. 6-12.
  10. Шевченко Т.В. Экономическая эффективность интенсификации в условиях Калужской области / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2009. № 4 (52). С. 37-47.
  11. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Устойчивость сельскохозяйственного производства – необходимое условие продовольственной безопасности / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2010. № 8 (68). С 75-78.

Сельскохозяйственные площади входят в число аграрного сектора и представляют особую ценность для экономики России. От качества почвы и степени освоения территорий зависит количество произведенных сельскохозяйственных товаров. Разберемся, что из себя представляет площадь сельскохозяйственных угодий и какие правовые особенности присущи отношениям с землей.

Структура сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья предназначены для использования в аграрном секторе и не подлежат застройке нецелевыми сооружениями. Иными словами, доли используются лишь в качестве посева, удобрения, сбора, обработки и хранения сельскохозяйственных культур.

Площадь сельскохозяйственных угодий включает в свой состав самостоятельные единицы земельных наделов:

  • Пашни. Используются для ежегодного засева и удобрения почвы.
  • Сенокосы. Участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для скоса травы в заготовительный период.
  • Пастбища. Растительный участок сельскохозяйственной площади, используемый в качестве кормовой базы для КРГ.
  • Залежи. Незадействованные пустующие сельскохозяйственные доли, которые не подвергались засеву и удобрению.
  • Насаждения. Территория, освоенная под высадку растительно-древесных пород и дальнейшего сбора урожая.

Площадь сельскохозяйственных угодий представляет собой совокупность вышеназванных земель. Общий размер посевных территорий определяется путем измерения каждого из входящих в состав наделов. При расчете площади учитываются не только пашни и пастбища, но и участки, засеянные многолетними растениями.

Характеристика сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья входят в состав аграрного комплекса России и представляют собой площади, предназначенные для выращивания плодоносных культур. Объем посевных территорий и продуктивность сельскохозяйственных угодий являются важнейшими факторами успешного ведения дела.

Сельскохозяйственные угодья отличаются высоким уровнем минеральных удобрений. За счет входящих в состав химических примесей, почва способна выдерживать сразу несколько урожайных посевов в году.

Структура площади сельскохозяйственных угодий представлена пашнями, сенокосом, пастбищами, залежами и зелеными насаждениями. Объекты подлежат государственной охране. Особую важность представляет кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая определяет особенности почвы и общую стоимость используемых наделов.

Правовые отношения в сфере сельского хозяйства закреплены в Земельном кодексе РФ. Так, согласно п. 1 ст. 77, сельскохозяйственными землями признаются угодья, расположенные вне населенных пунктов и использующиеся в качестве сельскохозяйственных посевных площадей. Еще одной особенностью с/х долей является их целевое назначение.

В соответствии с ЗК РФ, площади сельскохозяйственных угодий имеют два типа:

  • Основные угодья - используются строго по назначению для выращивания культур.
  • Вспомогательные земли - территории, на которых расположены с/х объекты. Категория выделяется такими местностями, как болота, леса, древесно-кустарниковая растительность, магистрали, площади под сооружения и др.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, вспомогательные доли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и не содержать объекты, выпадающие из сельскохозяйственного цикла производства.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Ценными сельхоз угодьями считаются плодородные почвы. Определить степень продуктивности земли помогает государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая проводится согласно регламенту.

Бонитировка почв - процедура определения качества посевных территорий, которая выражается в учете природных факторов и степени освоенности угодий.

Бонитировка позволяет определить, насколько одна почва отличается от другой. Важной особенностей процедуры является опора на черноземный состав земель. Расчет проводится лишь в тех регионах, где отмечен наиболее высокий уровень сельхоз достижений, включая техническое оснащение.

Агрономическая оценка почв составляет важную основу для определения наиболее пригодных для посева площадей. После выявления уровня чернозема, специалисты формируют базу ценных сельскохозяйственных угодий.

Следует заметить, что государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий учитывает плодородие почвы по шкале балла бонитета. Важным фактором выступает экономическое плодородие.

Бонитировка проводится как для сельскохозяйственных угодий, так и для вспомогательных земель. В расчет берутся:

  • местоположение земли;
  • степень освоенности региона;
  • природно-климатические условия;
  • ежегодные экономические доходы с земель;
  • перспективы роста доходов;
  • техническое оснащение и др.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий заносится в земельный кадастр и входит в число наиболее важных экономических показателей.

Перевод сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья - это земельные участки, приносящие доход от возделывания почвы и взращивания плодоносных культур. Но плодородия угодий можно достичь лишь при регулярном уходе за наделами. Отсутствие мероприятий по удобрению, регулярному засеву, орошению и поддержанию сельскохозяйственного производства изнашивают почву, делая ее малопригодной для сельскохозяйственных нужд.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий регулирует вопросы перехода земель из сельскохозяйственных в другие категории. Однако, земельный фонд сельскохозяйственного назначения знает строго ограниченное количество случаев возможности перехода:

  • не использование почвы для с/х назначения;
  • перевод земли в особо охраняемую зону;
  • расширение зоны оседлости;
  • проведение застройки в непригодных для с/х засева районах;
  • перевод непригодных участков в лесной или водный фонд;
  • перемещение угодий в земли запаса;
  • прокладка коммуникационных узлов;
  • признание территории историко-культурным наследием;
  • разведка местоположений полезных ископаемых.

В соответствии со ст.7 ФЗ №172-ФЗ, сельскохозяйственные угодья не переводятся в другую категорию:

  • при ограничении на перевод земли;
  • при отрицательном заключении специалиста по оценке почвы;
  • при нецелевом назначении долей.
  • при иных причинах, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон дает исчерпывающий перечень возможности перевода земли в другие категории. Для обеспечения перевода следует подготовить список документов, включая максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, переходящих из одной группы земель в другую. Но при этом важно помнить, что законодательство налагает запрет на переход особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в связи с их важной целевой ролью.

К сельскохозяйственным землям в России относят территории, которые не относятся к жилым поселениям, они предоставляются государством для развития сельского хозяйства, куда включены:

Также отдельно в структуру земель, имеющих сельское хозяйственное значение, законом включена и научная, учебная деятельность, создание защитных насаждений, но с учетом сельскохозяйственного производства. Точное определение, что означает рассматриваемое понятие, дано в Земельном кодексе РФ в статье №77.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Этот документ и регулирует все отношения, которые осуществляются с указанной категорией земель.

По качеству почв и характеристикам ландшафта этот вид земель считается неоднородным. При разделении важно учитывать природные условия, в том числе климатические , удаленность от объектов инфраструктуры и др. Эти характеристики разделяют земли на:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания различных растений, выпаса скота , заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Отдельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли.

О том, что такое земли сельскохозяйственного назначения и на какие виды разрешенного использования они делятся, мы рассказывали в .

Особенности этой категории

К основной особенности относится то, что сельхоз земли используются не только для развития сельхозпроизводства, но и для различных других целей. Например, для создания защитных лесных насаждений, для научных и исследовательских целей, для создания огороднических товариществ и других обществ. Также допустимо использовать их в коммерческих целях и для строительства жилья.

Земли могут быть использованы и для строительства дорог, линий электропередач, нефтепроводов только при наличии утвержденного таких земель. Сельскохозяйственные угодья, где есть пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники имеют особый статус, подлежат охране и имеют приоритет в использовании.

Минимальный размер участка

Отдельно можно сказать о минимальных участках. У каждого региона устанавливается свой минимум. Но есть и средние составляющие. Для зерновых культур он должен составлять 300 гектаров минимум, для иных целей – от одного гектара.

Об ограничении оборота сельхозземель

Есть масса ограничений, связанных с оборотом земель сельхозиспользования. Они установлены ФЗ №101 , который жестко контролирует реализацию земель. К ограничениям относятся:

  • Оборот не допускается, если не обеспечено целевое и эффективное пользование указанной категории земель.
  • Оборот не допускается при сильном дроблении земель для пользования частниками.
  • Запрещено использовать земли, расположенные в заповедных зонах.
  • Запрет лежит и на землях, которые имеют особую публичную значимость.
  • Земли не выдаются, если их предполагается использовать не с целью ведения сельского хозяйства.

Об использовании иностранными гражданами в РФ

Считается, что иностранцам и лицам без гражданства даны равные права на землю. Исключение - право на земельную собственность.

Поэтому по закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут брать эту категорию только в аренду.

Какие существуют проблемы с/х угодий?

Сегодня земли сельхозназначения часто пустуют. Несмотря на то, что их в некоторых регионах нашей страны дают на весьма привлекательных условиях, желающих развивать фермерское хозяйство больше не становится. Еще одной проблемой можно назвать плохую охрану таких земель, заброшенность этих территорий.

Что такое рекультивация?

Сельскохозяйственная рекультивация включает в себя воссоздание участков, которые считаются биологически продуктивными, то есть позволяют выращивать на них необходимые культуры.

Рекультивацией называют ряд различных работ, связанных с восстановлением земель и водоёмов, которые после воздействия человека потеряли былую продуктивность. Главная цель рекультивации - сделать окружающую среду лучше, а земли и водоемы - более плодородными и экологичными.

О том, что такое рекультивация земель сельскохозяйственного назначения и как составить проект, подробнее рассказано .

Фонд перераспределения

Государственный контроль и учёт таких земель возможен благодаря . Он создан для того, чтобы учитывать земли и подсобные личные хозяйства, расширять возможности для сельскохозяйственных целей, развития садоводства, животноводства, огородничества и сенокошения. Благодаря Фонду удается избежать большого количества бесхозных, но плодородных земель. Как земли поступают в Фонд:

  1. при добровольном отказе от земли его владельцем;
  2. при отказе от наследования этой земли, либо при отсутствии наследников или лишению права на наследование по законным причинам;
  3. при наличии законных причин на лишение земли и передаче ее государству.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными, о них можно узнать на специальных ресурсах или в муниципальных органах власти.

Кадастровый учёт

Кадастровый учёт земельных участков - предусматривает включение их в Единый госреестр земель , в результате чего каждый земельный участок получает инвидидуальные характеристики. Чтобы фермер мог получить указанную землю, например, в аренду, ему надо выделить его из всего земельного массива и поставить на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка.

Зарегестрировать такое право могут отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законодательное регулирование

Среди законов множество актов. Среди них:


Правовой режим

Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.

Земли сельскохозяйственного назначения отличаются от земель сельскохозяйственного использования. У последних есть возможность относиться к другим категориям, но при этом включать в себя земельные угодья. Земли же сельхоз назначения направлены только на выращивание продукции.

Перевод в другой вид собственности

Категории земель можно перевести на другую форму. Но существует и ряд ограничений. Изменение допустимо, если земли законсервирована, ее требуется перевести в категорию земель, охраняемых государством. Если меняются границы поселения, если планируется строительства дороги, если нужно добывать на них полезные ископаемые или размещать на территории социальные объекты - больницы, детские дома и др.

Запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство и провести государственную экологическую экспертизу.

О том, каковы особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как он осуществляется, можно прочитать .

Нецелевое применение

К нецелевым видам использования относятся различные виды нарушений. Например, земли сельхозназначения используют для личных построек, или на охраняемом участке возводят дороги и строят ферму. Часто встречается такой вид нарушения: землю берут в аренду для исследовательских целей, а по факту на ней строят сооружения с целью получения личной выгоды.

Может быть связано с различными видами наказаний. В зависимости от их тяжести могут наступить ответственности:

  1. гражданско-правовая;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная.

Кстати, уголовная наступает только, если земля была испорчена, и это привело к порче окружающей среде и нанесло вред здоровью людей.

Информацию о том, какая ответственность грозит за нарушение правил использования таких участков и советы о том, как избежать штрафов, вы найдете .

Использование земельных участков сельхозназначения

Существует несколько категорий:

  • Для скотоводства.
  • Для ведения сельскохозяйственного производства.

Земли сельхоз назначения для дачного строительства и хозяйства используются фермерами и садоводами. На них допустимо возведение дачного дома, построек для выращивания различных сельскохозяйственных культур, теплиц, сараев и др.

Земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. На таких землях допустимо возводить хозяйственные постройки: гаражи, теплицы, садовые домики, сараи. Однако для строительства дома для постоянного проживания эта категория земель не подходит.

Изменение вида

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Смене не подлежат земли, которые считаются особо охраняемыми территориями.

Для смены необходимо подать специальное заявление, которое будут рассматривать в муниципальных органах власти. После подачи необходимого пакета документов будет принято решение.

Можно также участвовать в слушаниях относительно пересмотра видов разрешенного использования. На них приглашаются люди, которые живут или владеют собственностью в непосредственной близости от участка. После слушаний комиссия составляет протокол и дает свои рекомендации. Протокол отравляется в администрацию, где принимается решение.

Пошаговую процедуру изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения вы найдете .

Что можно здесь строить?

Среди разрешенных построек - все, которые используются для развития сельского хозяйства. Это могут быть коровники, свинофермы, лесопромышленные производства, пилорамы. Разрешается возведение сараев, подсобных помещений, строительство дорог.

Перед началом строительства на землях, имеющих такое назначение, необходимо оформить земельный участок в собственность. Тогда там возможно возводить и частные постройки, коттеджи и дома для личного пользования, но о как таковых домах для постоянного проживания речи не идет.

Подробнее о том, можно ли строить дом на участке сельхозназначения, можно узнать , а о том, строительство каких сооружений разрешено, а каких запрещено, рассказывается в .

О возможности аренды

Участок можно передать от муниципалитета в аренду без проведения торгов , если на него претендует фермерское хозяйство. Для этого необходимо обратиться в местную инстанцию и подать заявление на передачу земли в аренду. При этом арендная плата не может превышать 0,3 процента от установленной кадастровой стоимости на участок.

О том, как можно взять землю сельскохозяйственного назначения в аренду у частного лица или у государства, написано в .

Особенности договора аренды

Есть несколько нюансов:

  1. не может изменять вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Обязанность постановки земельного участка на кадастровый учет и составления документов возлагается на заявителя.
  3. Для составления договора нужно получить специальное разрешение от представителей муниципальной власти.
  4. Не требуется обязательного нотариального заверения.
  5. В договоре требуется прописать технические данные арендуемого участка, его месторасположение и прочие характеристики.
  6. В качестве арендодателя могут выступать и физлица, и организации, и государство.
  7. Кстати не все сельхоз земли доступны для приватизации. Запрет лежит на участках, которые уже находятся в собственности государства или органов власти, если они заняты оленьими пастбищами, если находятся на Крайнем Севере.

    Налоги

    Не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладель­цев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь указанного участка. Налоговая ставка на такие земли не должна превышать 0,3 процента.

    Если собственник владеет таким земельным участком и дает его в аренду, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам. В иных случаях участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для различных целей, связанных с развитием сельского хозяйства. Эта категория имеет особые правовые формы, что несет в себе ряд особенностей, связанных с арендой, налоговой ставкой и правовым статусом земель.

В России сельское хозяйство всегда являлось основной отраслью экономики. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации . Плодородные почвы, представляют собой бесценное народное достояние. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой важности нуждаются в особой защи- те. Однако в настоящее время более 41 млн га сельскохозяйственных угодий не обрабатывается, что составляет 18% от всех земель сельскохозяйственного назначения, а около 26% земельных долей остаются невостребованными. По данным Счетной палаты общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России за 2008-2011 г.г. сократилась на 9,8 млн га . По состоянию на 1 января 2011 г. земли сельскохозяйственного назначения в России составляют 23,0% (393,4 млн га), а площадь земель, отнесенных к данной категории, в целом по России составила 19,6 млн га .

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Земли данной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Под целевым назначением следует понимать особое направление использования земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения в России составляет (по данным 2010 г.) 197,3 млн. га.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. К ним относятся пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Их использование не по целевому назначению допускается только в исключительных случаях, например, если эти земли нужно использовать для целей обороны, строительства школ и больниц и т.д. (ст. 79 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется двумя группами норм. К первой группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение площади земли, используемой в сельскохозяйственном производстве. Так, статьей 79 ЗК РФ запрещается и ограничивается изъятие земель из сельскохозяйственного производства и рекомендуется предоставлять для не сельскохозяйственного производства земли худшего качества или не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Ко второй группе относятся нормы, обеспечивающие сохранение качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и содержащиеся в различных нормативных правовых актах, в первую очередь, в ЗК РФ. Так, главой II «Охрана земель» определяются обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в области охраны земель .

Земля является основой жизни и деятельности народов Российской Федерации, основной компонент и фундаментальный природный ресурс окружающей среды. Без земли невозможно использовать такие природные ресурсы как недра, воды, леса, животный и растительный мир.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определил нормативы качества окружающей среды, некоторые из них применимы по отношению к земельным участкам, например, нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в почве, а также нормативы применения минеральных веществ и агрохимикатов. Закон предусматривает также экологические требования при ведении сельскохозяйственных (мелиоративных) работ.

Требования по охране земель сельскохозяйственного назначения содержались в «Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утв. Роскомземом 29.03.1994 №3-14-1/404:

плодородие почв - это способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в питательных веществах и обеспечить их урожайность;

воспроизводство плодородия почв - это сохранение плодородия земель посредством выполнения соответствующих мероприятий;

загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов и биологических веществ в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие почв.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определяет мероприятия по нормированию плодородия земель, учету показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их мониторингу и контролю над воспроизводством земель.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» можно назвать среди нормативных актов, которые создают правовые гарантии для обеспечения сохранения плодородных качественных характеристик земли. Однако закон носит достаточно декларативный характер, так как в нём не определены особые требования при выполнении мелиоративных работ, а также не устанавливается процедура исполнения соответствующих работ.

Статья 78 ЗК РФ закрепляет перечень субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, а именно: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

S некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

S опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться как гражданам для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания, отдыхе, решения других социальных, культурных, оздоровительных задач (для огородничества, сенокошения, пастьбы скота) , а также юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако основную массу сельскохозяйственных земель занимают предприятия и организации, непосредственно ведущие аграрное производство, сельские товаропроизводители. Их правовой статус различен.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. В соответствии со статьями 60-90 ГК РФ различают следующие коммерческие сельскохозяйственные предприятия: хозяйственные общества, товарищества, кооперативы. Цель этих предприятий - получение прибыли посредством сельскохозяйственной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, выполненной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Создаются они, прежде всего, для обслуживания своих членов потребительского кооператива в его хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, сбытовыми (торговыми), обслуживающими (которые выполняют мелиоративные и другие работы), снабженческими, садоводческими, огородническими, животноводческими, кредитными, страховыми и другими. Законом установлено, что не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими и др. должно осуществляться для членов данных кооперативов. При этом извлечение прибыли - не главная цель деятельности потребительского кооператива, поэтому они по закону относятся к некоммерческим организациям.

Лицо, вступающее, в сельскохозяйственный кооператив любого вида вносит паевой взнос (пай) - имущественный взнос в паевой фонд кооператива деньгами и, земельными участками, земельными или имущественными долями или другим имуществом, или имущественными правами, имеющими денежную оценку. При выходе из кооператива члену должна быть выплачена полная стоимость пая или выдано имущества, соответствующего его паю.

Все сельскохозяйственные организации ведут производство на земле, но если сельскохозяйственная коммерческая организация может иметь земельный участок в собственности, то государственному и муниципальному сельскохозяйственному предприятию земельный участок предоставляется только в пользование или аренду. С этим связаны и различия в праве на землю лиц, работающих в таких предприятиях и организациях.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Собственность как экономическая категория сопутствует человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью простых способов присвоения, как владение и пользование .

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами. Однако было бы неверно считать, что единоличные крестьянские хозяйства с началом коллективизации прекратили свое существование. Действительно, количество их было незначительно, и они не играли практически никакой роли в аграрной экономике.

Аграрная реформа в России ставила своей целью создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства путём разгосударствления, реорганизации колхозов и совхозов и предоставления земли в собственность тем, кто ее обрабатывает. Однако правовое регулирование земельных отношений осуществлялось с большими трудностями, так как с применением преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений не учитывался личный интерес производителей сельскохозяйственной продукции. Так, постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР» устанавливались принудительные объемы указанных работ, не считаясь с экономикой хозяйств.

Земельное законодательство предусматривало передачу земли в коллективную собственность работников сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы были рассчитаны приходящиеся на каждого земельные паи (доли) причем работники, желающие выйти из состава колхоза (совхоза) для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, получили право на выделение ему причитающегося пая в натуре. При этом земля передавалась по средне районным нормам всем работникам, в том числе пенсионерам, работникам социальной сферы и др., и это подчас приводило к обострению социальной обстановки на селе.

В начале 90-х годов XX века в процессе приватизации земли сельскохозяйственных предприятий передавались членам коллектива предприятия на праве общей собственности. За членами коллектива предприятия бесплатно закреплялись условно выделенные в гектарах земельные доли, размер которых устанавливался местной администрацией. Сам факт владения земельной долей удостоверялся либо свидетельством права собственности члена коллектива на земельную долю, либо подтверждался соответствующей записью в книге учета собственников земельных долей. Владельцы вправе были распорядиться земельными долями, в том числе выделить их в натуре.

Впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27.12.1991 № 232 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Позднее постановлением Правительством РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента РФ от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» регламентировался порядок реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными долями. Однако данные акты утратили силу с момента введения в действие нового ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель), которые в настоящее время определяют правила выдела земельной доли в натуре.

До настоящего времени владельцы земельных долей учредительные договоры не заключали, не подписывались, заявление от владельцев паев не отбирались, а сама земля фактически оставалась в пользовании вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Проблема оформления реальных долей заключалась в том, что пользователями сельскохозяйственной земли, находившейся в коллективной собственности крестьян, оставались сельскохозяйственные предприятия, которые испытывали финансовые трудности. В результате они не смогли привести землеустроительную документацию в соответствие с требованиями закона и оформить права владельцев земельных долей. Таким образом, владельцы, имеющие законные права собственности, выделить земельные доли в натуре не могли.

Права на землю сельскохозяйственных предприятий не были четко установлены, так как им также выдавались свидетельства на право общей собственности на земельный участок, а гражданско-правовые договоры между сельскохозяйственными предприятиями и членами их коллективов надлежащим образом не были оформлены .

Границы земельных массивов, в которых включены земельные доли, ни в натуре, ни на карте не обозначены, а также не учтены в государственном земельном кадастре. Вследствие чего часть земель колхозов и совхозов в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района и опять же без определения границ этих земельных массивов, то есть разграничение частных земельных участков и государственных земель не проведено. Бывшие земли колхозов и совхозов используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах. Главы хозяйств добровольно выплачивают земельный налог за собственников земельных долей. Подобные действия можно признать незаконными, так как права на земельные доли не прошли государственную регистрацию.

Современные требования к условиям и порядку выдела земельных участков в натуре предусмотрены статьями 11.2, 11.4-11.6, 68-69 ЗК РФ, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О межевании земель», статьей 13 Закона об обороте земель, главой 111 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также главой III Федерального закона от 18.06.2001 № 78- ФЗ «О землеустройстве».

Первоначально в нормативных актах употреблялся термин «земельный пай», затем «земельная доля» и «земельный пай» стали использоваться как идентичные понятия, а сейчас применяется преимущественно термин «земельная доля».

Понятие «земельная доля» и «имущественный пай» в законодательстве используются как тождественные, одинаково применимые и к земле, и к имуществу . Земельная доля является условной единицей, рассчитанной в гектарах или баллогектарах количества земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте земель, участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок (п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ).

Для выдела земельного участка участник долевой собственности обязан известить о своем намерении в письменной форме остальных

участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации. Извещение должно содержать сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка и размер компенсации другим участникам долевой собственности в случаях, предусмотренных статьей 13 Закона об обороте земель. При отсутствии возражений остальных участников долевой собственности в течение месяца со дня публикации объявления местоположения выделяемого участка считается согласованным. Однако при наличии спора он подлежит разрешению в судебном порядке. Статья 17 Закона об обороте земель возлагает обязанность обеспечить определение границ на местности находящегося в общей долевой собственности земельных участков на участников долевой собственности.

Выдел земельного участка - это образование юридически нового земельного участка, формирование которого осуществляется в соответствии с требованиями землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке при перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства (ст. 3 Закона о землеустройстве).

Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст. 17 Закона об обороте земель).

Выдел земельного участка следует считать произведенным с момента согласования местоположения участка. Заключая договор с органом межевания, гражданин или юридическое лицо должно приложить исходные данные о земельном участке, содержащиеся в земельном кадастре:

S кадастровый план земельного участка; выписка из государственного земельного кадастра;

S протокол собрания о реорганизации сельскохозяйственного предприятия;

S постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент организации хозяйства.

Перечисленные документы предоставляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства. Регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав)). Однако при возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на один месяц, уведомив в письменной форме заявителя и обосновав такое решение (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации прав).

Межевание земельных участков осуществляется на основе сведений государственного кадастра, землеустроительной, градостроительной документации. Только реально выделенные земельные доли из общей площади земельных участков могут быть объектами земельных и гражданских отношений, если их размер, не менее минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленного субъектами Российской Федерации (ст. 30 ЗК РФ).

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ).

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения является решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае добровольного отказа от земельного участка, при принудительном отказе, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию. Значительные площади земель зачислены в фонд в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

В 2010 году в состав фонда перераспределения наиболее значительные площади таких земель были переведены в Амурской области (из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 68,9 тыс. га) и Саратовской области (34,5 тыс. га). По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, не предоставленных в использование и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 1,9 млн. га и на отчётную дату составила 48,8 млн. га. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 38,3 тыс. га и составила 12,1 млн. га .

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

S агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий;

S земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

оказания государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях;

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству, а также вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ, гл. 34 ГК РФ).

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

S 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Отдельные виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения регламентируется главой ХШ ЗК РФ.

В статье 13 ЗК РФ сдержаться специальные требования о нормировании качестваземель.
  • См.: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Лесной кодекс РФ от04.12.2006 № 200-ФЗ; Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасномобращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон от 15.04.1998№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобномхозяйстве»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую»; Постановление ПравительстваРФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и др.
  • См.: Толстой Ю.К. Общие положения о праве собственности. Гражданское право.Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Сост. Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.;Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 1. -С. 405.
  • Земли сельскохозяйственного назначения

    Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории располагаются за чертой поселений и выступают как основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    На 1 января 2010 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 4345,9 тыс.га или 86,4% земель республики. К данной категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

    В состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земли, переданные в ведение сельских администраций и расположенные за чертой населенных пунктов. Эти земли были изъяты у сельскохозяйственных предприятий на начальном этапе их реформирования.

    В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в Республике Дагестан в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Формирование фонда осуществляется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, а также за счет невостребованных земель летних пастбищ.

    Земли сельскохозяйственного назначения состоят из сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. Площадь сельскохозяйственных угодий, отнесенных к данной категории земель, на начало 2010 года составила 3220,7 тыс.га (74,1 %). Большую часть сельскохозяйственных угодий занимает пастбища 2543,6 тыс. га или (78,9%) с/х угодий, 467,6 тыс.га (14,5 %) занимают пашня, а остальную площадь - многолетние насаждения, сенокосы и залежь.

    Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 1125,2 тыс.га. Это земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, защитными древесно-кустарниковыми насаждениями, замкнутыми водоемами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства и прочими землями.

    Распределение земель данной категории по угодьям представлено в таблице 3.3.

    Таблица 3.3 Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям.

    Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в разных административных районах республики колеблется от 98 % до 62 % от общей площади района. Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по районам представлено в таблице 3.4 .

    Таблица 3.4 Распределение земель категории сельскохозяйственного назначения по административным районам Республики Дагестан на 1 января 2009 года

    Общая площадь района, га

    Площадь земель с/х назначения, га

    % от общей площади района

    Бабаюртовский

    Кизлярский

    Ногайский

    Тарумовский

    Хасавюртовский

    Кизилюртовский

    Дербентский

    Каякентский

    Карабудахкентский

    Магарамкентский

    Буйнакский

    Казбековский

    Сулейман-Стальский

    Кайтагский

    Новолакский

    Сергокалинский

    Табасаранский

    Агульский

    Акушинский

    Ахвахский

    Ахтынский

    Ботлихский

    Гергебильский

    Гумбетовский

    Гунибский

    Дахадаевский

    Кулинский

    Курахский

    Левашинский

    Рутульский

    Шамильский

    Тляратинский

    Унцукульский

    Хунзахский

    Цунтинский

    Цумадинский

    Чародинский

    г.Махачкала

    г.Хасавюрт

    г.Дербент

    г.Буйнакск

    г.Кизилюрт

    г.Южно-Сухокумск

    г.Дагестанские Огни

    г.Каспийск

    г.Избербаш

    Докузпаринский

    Кумторкалинский