Экономика и управление на предприятии (специальность): кем работать? Специальность "Экономика и управление на предприятии": Вузы, где и кем работать.

Краткий курс лекций

(для студентов всех специальностей экономического факультета)

Иваново 2003

Составитель И.В.Шуртухина

Краткий курс лекций предназначен для приобретения знаний и навыков по курсу «Экономика организаций (предприятий)» в условиях очной и заочной форм обучения по экономическим специальностям. Раскрываются экономические основы функционирования предприятий и организаций в условиях рынка, ресурсы предприятий и показатели их использования, анализируются экономические показатели их деятельности, рассматриваются вопросы создания и управления предприятиями. Изучение экономики предприятия закладывает фундамент важнейшего комплекса практических экономических знаний, в целом необходимых каждому специалисту независимо от его места работы.

Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации, предназначен для студентов всех специальностей и для специалистов-практиков.

Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» утвержден методической комиссией кафедры экономики и управления МИБИФ.

Рецензент

кафедра экономики и управления Международного института бизнеса, информационных технологий и финансов

Введение……………………………………………………………

Тема 1. Экономика как объект управления……………………...

1.1. Субъекты и объекты управления экономикой……………...

1.2. Ресурсы экономики…………………………………………...

1.3. Отраслевая структура экономики страны…………………..

Тема 2. Предприятие-основное звено экономики………………

2.1. Понятие, краткая характеристика, классификация предприятий……………………………………………………….

2.2. Структура предприятий: общая, производственная и организационная…………………………………………………..

2.3. Инфраструктура предприятий……………………………….

Тема 3. Уставный капитал и имущество предприятий…………

3.1. Правовое положение имущества предприятий…………….

3.2. Состав имущества предприятий…………………………….

3.3. Основные средства организаций (предприятий)…………..

3.4. Оборотные средства как часть имущества предприятий….

3.5. Интеллектуальная собственность организаций……………

Тема 4. Трудовые ресурсы организаций (предприятий)……….

4.1. Состав и классификация трудовых ресурсов……………….

4.2. Показатели производительности……………………………

4.3. Нормирование труда…………………………………………

4.4. Мотивация труда…………………………………………….

Тема 5. Ценовая политика предприятия………………………..

Тема 6. Планирование деятельности организаций (предприятий)…………………………………………………….

Тема 7. Издержки производства (себестоимость)……………..

Тема 8. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий……………………………………………………….

Задание на курсовую (контрольную) работу…………………….

Приложение………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………

От грамотного управления во многом зависит эффективность работы предприятий. Руководящие кадры - это наше всё. Где же их готовят? Что может дать будущим студентам специальность "Экономика и управление на предприятии"? Какие перспективы в плане устройства на работу? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Итак, специальность «Экономика и управление на предприятии» - это универсальная специальность, что позволяет овладевать методами и приемами эффективной организации производства, ведения бизнеса, достижения максимальных результатов за счет наименьших затрат и учит поддерживать стратегическую конкурентоспособность. Какую профессию осваивают люди, прошедшие обучение? Они получают специальность экономиста-менеджера. По сути, это интегратор базовых бизнес-процессов, которые имеют место на предприятии. Хотя не только это. Но обо всём по порядку.

Какие перспективы?

Что даёт «Экономика и управление на предприятии»? Кем работать после обучения? По сути, это подготовка руководящих кадров. Во время обучения человеком получаются теоретические знания, умения и навыки, что помогут разработать стратегию развития организации в рыночных условиях, управлять вложениями и разработками, ростом капитализации, оптимально распределять ресурсы в соответствии с установленной приоритетностью, осуществлять анализ и проводить оценку финансового состояния предприятия.

Специалисты этой профессии изучают основы рационального управления производством, социального развития компаний с учетом их отраслевой специфики, технологии работы и экономики. Это позволяет работать на разных предприятиях, в проектных организациях, органах государственного управления и местных структурах, а также в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Занимаемые должности - от специалиста по инвестициям до широкого спектра экономистов, так сказать, на все случаи жизни.

Решаемые задачи

Какие профессиональные проблемы сможет решать человек, который выучился по направлению «Экономика и управление на предприятии»? Высшее образование позволит решать такие задачи:

  1. Прогнозировать и планировать деятельность организаций с разными формами собственности.
  2. Подготовка экономического обоснования для вложений и разработок.
  3. Управление деятельностью субъекта.
  4. Разрабатывать стратегии развития организации.
  5. Оценка результатов работы структуры.
  6. Анализ деятельности организации.

Особенное внимание делается на рациональное использование доступных возможностей. Подготавливаются люди, что должны обеспечить эффективную реализацию программ и проектов. Перед ними стоят задачи организации процесса создания совокупного общественного продукта, а также - национального дохода. Специалисты после окончания факультета экономики и управления на предприятии смогут заниматься организационной, руководящей, проектной, аналитической, финансовой, внешнеэкономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной деятельностью.

Где можно получить?

Сейчас наметилась тенденция универсальности университетов, когда они осуществляют обучение по множеству специальностей, часть из которых не является целевой в рамках первоначальной доктрины. Поэтому желательно ориентироваться на наиболее престижные заведения. Конечно, чтобы в них поступить, необходимо обладать хорошими баллами и, что важнее, знаниями. Где же может быть освоена «Экономика и управление на предприятии». Вузы, предлагающие эту услугу:

  1. Академия МНЭПУ.
  2. МИФИ.
  3. Государственный университет имени Н. Э. Баумана.
  4. Международная академия бизнеса и управления.

Вот такой небольшой список. У многих может возникнуть впечатление, что освоить данную специальность можно только перебравшись в Москву. Это не так. Обучение этой специальности предоставляют и многие региональные высшие образовательные учреждения. Конечно, многим бы хотелось иметь престижный диплом. Но самое главное - это знания. Преподаватели все аспекты не рассмотрят, и много внимания придётся уделять самообразованию. Это даже предусматривается в современных учебных планах. Не является исключением из этого направление «Экономика и управление предприятием». Институт может подсказать, в каком направлении двигаться, но обучаться придётся самостоятельно. И, вероятно, всю жизнь.

Немного о будущей работе

Квалификация специальности звучит как «экономист-менеджер». Если перевести по смыслу на русский язык, то получится хозяйственник-руководитель. Где же можно будет использовать полученные знания? Условно можно выделить следующие направления:

  1. Предпринимательство.
  2. Квалифицированный работник, задействованный в структуре управления.
  3. Советник.

Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности. И для лучшего понимания ситуации они будут рассмотрены по отдельности.

Предпринимательство

Что собой по сути представляет экономика и управление предприятием? Обучение в рамках этого направления позволяет получить базовые знания об экономических процессах, используемой терминологии и ряде иных моментов, из которых цементируется фундамент для уверенной деятельности в этой сфере. Если иметь представление о том, как всё устроено, то можно и самостоятельно попробовать свои силы на поприще предпринимательского успеха. И здесь вовсе не обязательно начинать всё с нуля и изобретать свой велосипед. Можно воспользоваться наработками других организаций и структур, приобретя франшизу.

Единственное, без чего сложно начать - это капитал. Но если работа ведётся в сфере услуг, то это не так-то уж и критично. Конечно, уехать далеко на одной теории будет довольно сложно. Необходимо ещё иметь практику и представление о реальном положении дел. Конечно, управлять предприятием в данном случае никто не даст. Но кто сказал, что именно это и нужно? Необходимо искать возможность наблюдения за процессами, чтобы получить реальное представление о работе предприятия. Даже если есть возможность просто носить важные бумажки, это тоже прогресс. Ведь реально заинтересованный человек сможет их изучать, запоминать и оценивать принимаемые действия, что позволит более уверенно начать работу на себя. Конечно, можно обойтись и без всего этого, и, определив фронт работ, начинать действовать.

Квалифицированный работник

В таком случае человек устраивается на предприятие с целью набраться опыта и сделать карьеру. Необязательно думать, что вся жизнь будет проведена в рамках одной структуры. Уже давно минули те времена, когда на одном предприятии люди работали десятилетиями. Поэтому, набравшись опыта, можно попробовать себя на другом предприятии. Первоначально вряд ли стоит рассчитывать на получение критически важных поручений, где можно будет существенно проявить себя. Хорошую репутацию и опыт ждут годами. Хотя как раз надеяться на то, что возможность проявить себя появится с неба - не приходится. Необходимо искать пути пробиться наверх. Этого можно достичь, совестно выполняя свои обязанности, проявляя инициативу, разбирая сложившуюся ситуацию и давать дельные советы. Но при этом необходимо учитывать существующие реалии. Возможно, руководитель не захочет прощаться с таким хорошим работником. Такая вероятность, увы, тоже существует. При невозможности продвижения и роста лучше сделать шаг назад, оглядеться по сторонам и принять решение о переходе в другую компанию.

Можно работать не только на свою компанию, но и на другую, выступая в качестве консультанта по инвестициям. В таком случае необходимо уметь трезво и объективно оценить ситуацию, что сложилась в другой организации, и предоставлять собственные рекомендации по принятию решений. Со временем можно «скрестить» это занятие с предпринимательством.

Давайте рассмотрим небольшой пример. Есть такой довольно известный инвестор - Уоррен Баффет. Это один из самых богатых людей в мире. Первоначально он тоже работал в качестве советника по инвестициям. Постепенно он начал часть заработанных денег вкладывать в то же, что рекомендовал своим клиентам. Результат такого подхода, помноженный на знания, нам всем прекрасно виден - Уоррен Баффет по праву считается одним из самых богатых людей на земле и чрезвычайно успешным инвестором. Конечно, повторить его путь всем не дано. Но хотя бы попытаться стоит. Даже если не получится достичь его высот, то вполне можно стать миллионером, что не является чем-то из ряда вон выходящим и фантастическим.

В заключение

Так выбирать ли эту специальность? И куда поступать? Ответы на эти вопросы абитуриенты должны найтисамостоятельно. Если нужны знания для организации собственного дела, есть талант в работе с другими людьми, дисциплина и желание трудиться, то это, безусловно, очень полезная специальность. Также она подойдёт людям с математическими и аналитическими навыками. Но следует помнить, что идти нужно туда, где есть интерес, и важно хорошо учиться. Это не значит зазубривать материал, а разбираться в нём и понимать, почему всё так. Именно понимая связи, причины и следствия, можно действовать оптимально. К тому же, человек, который может живо найти проблему и доступным языком описать её для всех остальных, явно ценный кадр.

Введение

Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей, в частности, включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Экономика организации - наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

При изучении дисциплины обеспечивается преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика, экономический анализ, маркетинг, финансы предприятий, ценообразование и др. Логическим окончанием дисциплины «Экономика организаций» является выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

В пособии учтена специфика аграрного вуза. Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы для овладения приемами и навыками экономических расчетов как при аудиторном обучении (на лекциях и практических занятиях), так и при самостоятельной работе, что позволяет использовать учебное пособие студентам дневной и заочной формы обучения.


1 Цели и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятия)», ее содержание

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной - образовательной программы по специальности.

Цель дисциплины "Экономика организаций" – дать студентам системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Тема 1. Предприятие, фирма, отрасли национальной экономики в условиях рынка

1.1 Экономика организаций и рыночный процесс

Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). АПК в Удмуртии.

1.2 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие – как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве. Риски предприятия. Виды предпринимательства.

1.3. Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета

Тема 2. Ресурсный потенциал предприятия

2.1 Основные средства

Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.

2.2 Оборотные средства

Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов

2.4 Аренда, лизинг, нематериальные активы

Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2.5 Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность

Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование.

2.6 Трудовые ресурсы и производительность труда

Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени).

Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.

2.7 Формы и системы оплаты труда

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.

Тема 3. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности предприятия

3.1 Издержки производства

Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства - «директ-костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.

3.2 Ценообразование

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль предприятия - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Тема 4. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

4.1 Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы)

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Валовая, товарная, реализованная продукция, специфика расчета в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Производственная мощность предприятия и производственная программа, порядок ее расчета в различных видах производства. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство.

4.2 Экономические показатели деятельности посреднических организаций

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части. Организация рационального товародвижения. Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика. Объективная необходимость создания запасов. Издержки обращения посреднических организаций. Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

4.3 Менеджмент и маркетинг на предприятии

Основные понятия менеджмента. Сущность и виды управленческих решений, управленческая структура. Маркетинг на предприятиях различных форм хозяйствования. Конкурентоспособность продукции, продвижение товара на внешний и внутренний рынок.

Понятие «экономика предприятия» применима не только к крупным транснациональным корпорациям, она затрагивает процесс ведения хозяйства в небольших предприятиях. Вот основной перечень процессов, которые изучает экономика предприятия:

  • Организация производственного цикла (начиная приобретением сырья и заканчивая получением конечного продукта).
  • Оценка рисков и эффективности производства.
  • Подготовка предприятия в техническом плане, организация инфраструктуры.
  • Распоряжение капиталом, получение дохода, оценка финансовых рисков.
  • Кадровые вопросы (прием сотрудников на работу, организация условий труда, выплата зарплат и т.д.).

Экономика предприятия — это прикладная наука. То есть она тесно связана с другими экономическими дисциплинами (например, с микро- и макроэкономикой). Для полного понимания рассматриваемой науки необходимо иметь познания в области маркетинга, бухгалтерского учета, финансов, статистики.

Методы

Экономика предприятия, являясь прикладной наукой, не имеет собственных инструментов для анализа рынка и получения сведений об эффективности производства. Поэтому дисциплина использует стандартные экономические методы. К примеру, статистическое наблюдение и сравнительный анализ. Суть метода в том, чтобы измерять главные экономические показатели (стоимостные, количественные, качественные и пр.) и сравнивать их между собой, дабы выявить оптимальный способ развития предприятия.

Еще один метод для анализа экономики предприятия — графическое отображение. Суть в том, чтобы создать статический график (диаграммы, гистограммы и пр.), который способствует лучшему восприятию экономических показателей.

Вывод

Экономика предприятия — это наука, которая призвана решить основные проблемы производства: какой продукт создавать, как и для кого это делать. Рассматриваемая дисциплина просто необходима любому экономисту и тем, кто решил создать собственное производство. Ведь в современном мире успеха в предпринимательской деятельности достигают лишь те, кто знаком с теорией экономики предприятия и умеет использовать методы анализа рынка.

Мало того, экономика предприятия, как наука, полезна и представителям других профессий. Именно по этой причине во многих высших учебных заведениях рассматриваемую дисциплину включают в перечень обязательных предметов для инженеров и прочих специалистов, сфера деятельности которых не связана с экономикой.