Финансовая грамотность в общеобразовательной школе. Финансовая грамотность стала обязательным школьным предметом Преподавание финансовой грамотности в школе

Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: среднее образование

«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

в рамках введения ФГОС».

Программы

обучения

действующей

российского

образования

охватывают

практически

жизнедеятельности

современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

взрослой

Исключением

недавнего

являлась

практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

важные финансовые цели.

процессе

внедрения уроков

финансовой

грамотности в

первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации - разработка учебников с

Подготовка

преподавательского

обучения

дисциплине.

сегодняшний

проблема

подготовки

качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

специалисты:

банковские

работники,

преподаватели,

финансисты,

сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

и другие.

Учителям

пришлось

обучение

спецкурсах,

познакомились с основами финансово-экономических отношений.

Школьный

финансовой

грамотности охватывает

следующие

понятия и темы:

составление и расчет семейного бюджета;

денежные операции в банках и других структурах;

сделки, связанные с риском;

денежные вознаграждения;

наличие ответственных органов за финансовые услуги;

личные сбережения - излишество или прок;

тонкости кредитов и депозитов;

права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

управление денежными потоками;

агрессивная политика банков;

активы и пассивы (доходы и расходы);

страхование и пенсионные выплаты;

наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Реализация курса возможна в различных сферах образования:

Проектная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Интеграция в урочную деятельность;

Внеклассная работа;

Социальное партнерство.

Главные аспекты при реализации курса.

метапредметность

межпредметностью,

выступают

Приставка

означает

«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

областям деятельности человека.

формирование

финансовой

грамотности

школьников

пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Практически

использовать

элементы

финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

финансовые

проблемы.

литературы

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

прочтением

произведений,

упоминаются

различные

социальные

финансовые

ситуации,

учащимися

высказывается

собственная

формируется

устойчивое

понимание

правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.

Программа

Финансовой

грамотности

составлена

таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

Надо понимать, что

учитель не ставит цель вырастить из ученика

банковского

работника

инвестиционного

аналитика.

финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

финансов,

позволяют

человеку

правильно

подбирать

необходимый

финансовый

оценивать,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения

определять

сомнительные

(мошеннические)

вложения

3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.

Игра является одной из форм активного обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

повышается

учебному

процессу.

позволяет

спрятанные

возможности,

непременно

приводят

школьника

успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

общественной

практики

воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

аукционов,

выпускают

составляют

семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

взрослые

повседневной

соотносить

происходящее

реальностью.

тренирует

обращения

деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

кейс-метод,

конкретных

ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая

описание

реальных

экономических,

социальных

бизнес-ситуаций.

Обучающиеся

исследовать

ситуацию,

разобраться

предложить

возможные

основываются

реальном

фактическом

материале

приближены

реальной ситуации.

4. Финансовая грамотность - элемент социализации.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

академические

Финансовая

культура

современном

развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

позволит

человеку

зависеть

обстоятельств,

системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить

школьников пользоваться этим инструментом.

5. Деятельность учащихся на занятии.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -

Основная

особенность

деятельностного

заключается

деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

алгоритмов

действия.

полученные

приобретают

личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

Безусловно,

реализации

«Финансовая

грамотность»

обойтись

помощников.

Существует

обучению

школьников

финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

Финансовая грамотность в школе

Ваши финансы

Сайт «Экономика для школьника»

Портал Хочу. Могу. Знаю

финансовой

грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и

И как сказал Роберт Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

Не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении практически не разбираются.

Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость.

1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться .

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.

По статистике 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными .

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт о финансовой грамотности « » познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.

4. актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах — это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.

Стратегия

5. Контроль доходов и расходов. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать . Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе.

Размер доходов и расходов не так важен, а важно то, сколько денег остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые удалось сохранить нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Всё просто и всё только в Ваших руках.

Помните, что 80% достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об основах финансовой грамотности для школьников:

Финансовая грамотность в школе

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

Хочу рассказать о том, как ведётся финансовое образование в нашей школе.

В целях формирования финансовой грамотности населения в нашей школе ежегодно проводится «Урок финансовой грамотности среди старшеклассников», который проводят совместно учителя обществознания и информатики.

В рамках курса по предпрофильной подготовки «Утверждай себя» проводятся занятия, деловые игры с учащимися по темам: направленные на умения принимать правильные решения в условиях быстро меняющихся цен, инфляции, учатся, как правильно пережить экономический кризис.

По плану работы классных руководителей, учителей - предметников проводится проектно-исследовательская деятельность, при помощи которой объясняется, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также - финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

В соответствии с программой работы с одарёнными детьми «Наша надежда» с учащимися проводятся занятия, на которых формируются у школьников представления о финансах простым и понятным языком; дети приходят к осознанному выводу, что низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы.

Формируя финансовую грамотность у обучающимихся наша школа работает в тесном сотрудничестве с другими образовательными учреждениями нашего посёлка и района и города. Особенно хотелось бы подробно остановиться на спец.курсе по финансовой грамотности, который проводится на базе нашей школы для 8 классов по программе, разработанной Волгоградским экономико-техническим колледжем. Курс ведёт педагог Городищенского центра ДТ Пирметова Е.Ю., используя рабочую тетрадь, учащиеся в системе выполняют различного вида задания: тесты, опросы, структурируя информацию, заполняют схемы, решают логические задания, решают кроссворды, играют в деловые игры и т.п. Курс состоит из 3 модулей: "Основы финансовой грамотности" (32часа), "Сбережения и банки" (32часа) "Предпринимательство и основы финансовой безопасности" (32часа), каждый модуль представлен несколькими темами, каждая тема имеет свою цель, основные понятия структурированы в глоссарий. В конце обучения дети получат удостоверения о прохождении по данному курсу.

По данной проблеме в школе осуществляется работа не только с учащимися, но и с родителями на родительских собраниях во время занятий по педвсеобучу по теме: «Финансовая грамотность – залог благополучия семьи», на которых родители делятся своим опытом, организуются встречи с представителями различных финансовых профессий, представителями сбербанка и пенсионного фонда, даются финансовые советы родителям, например, такие, как предотвратить похищение денег через СМС-спам.

Родителям разъясняется, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи. Предлагается установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами.

На родительских собраниях, на занятиях по педвсеобучу, во время семинарах, практикумах родителям и детям предлагаются различные информационные ресурсы: (слайд с ссылками на эти ресурсы).

Данные сайты помогут разобраться с некоторыми вопросами? Такими, как: Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и свое имущество?

Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры

Книги для детей и взрослых:

1.Данная книга ориентирована на детей в возрасте от 7 до 14 лет и выполнена в виде рабочей тетради с теорией, заданиями и местом для выполнения этих заданий. В книге рассматриваются не только вопросы связанные с азами финансовой грамотности, но и важные вопросы мотивации ребёнка к изучению этой самой финансовой грамотности.

2. Эта книга написана для совместного прочтения с родителями В ней описывается история маленькой девочки, которая приютила пса у себя дома. Ради того, что бы оставить пса, пришлось немало повоевать с родителями. Пёс оказался не простой, он умел говорить. Более того:) пёс был финансово грамотным, так как раньше жил у одного очень состоятельного бизнесмена.

По ходу книги, пёс помогает девочке постигать финансовую грамотность с азов - первый заработок, первый счёт, первые наёмные сотрудники и дальше, изучение всех премудростей финансового воспитания…

3. О тличное пособие для тех, кто часто задумываются о том, куда подевалась зарплата. И, особенно, для тех, кто редко с этим что-то делает. В книге рассматриваются типовые сценарии расходования средств и ведения бюджетов семьями разного достатка. Описана масса способов экономии средств и оптимизации трат на самые различные нужды .

4. Книга « Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и достижения современной финансовой науки.

И другие…

«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности,

чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь,

а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

Что такое деньги, и для чего они нужны?

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

Как зарабатываются деньги?

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

Уважение

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Планируйте семейный бюджет вместе

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Полезные экономические игры и занятия

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

День финансовой грамотности в школе

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.