Уровень безработных. Причины и последствия безработицы

Уровень безработицы представляет собой количественный показатель, который предоставляет возможность сравнить безработицу для разной численности населения (например, для разных этапов одного и того же государства, для разных стран).

Как рассчитывается уровень безработицы?

Вышеуказанный количественный показатель – это отношение численности населения определенной возрастной группы, которое не имеет работы, к численности активного в экономическом плане населения соответствующего возраста. Уровень безработицы определяется в процентах.В общей величине рабочей силы уровень безработицы отражает долю безработных

u = (U (число безработных) / L (рабочая сила, которая включает и работающее и безработное населения) *100 %

На сегодняшний день для измерения численности безработных используется два методы:

  • согласно методике Федеральной службы занятости (население без работы здесь рассматривается как трудоспособные люди, которые не имеют заработка, но упрямо его ищут, и зарегистрированы в качестве таковых в соответствующих органах);
  • согласно методике Международной организации труда (безработные здесь выступают в качестве людей, в которых отсутствует работа, но они пригодны к труду в настоящий момент и, кроме того, активно его ищут).

Специалисты отмечают, что на уровень безработицы не влияет количество пенсионеров, студентов дневной формы обучения, инвалиды, а также люди, которые занятые неполный день. Данные категории населения к безработным не относятся.

Если безработица достигает чрезвычайно высокого уровня, то это является признаком о высокой эффективности использования рабочей силы. Кроме того, в слишком большой показатель уровня безработицы может составлять серьезную опасность именно экономическому подъему страны, поскольку способствует не потреблению, а накоплению.

Кроме того, данный показатель влияет на решения, которые принимаются центральными банковскими учреждениями стран Европы и их политиков. Следует отметить, что уровень безработицы в Европе обычно является достаточно высоким. В США данные о вышеуказанном показателе публикуются одновременно с информацией о количестве новых мест, которые созданы в не хозяйственных отраслях экономики. В Еврозоне сведенья об уровень безработицы предоставляются населению каждые 10 дней, в Японии – ежемесячно (обычно в последних числах).

Специалисты отмечают, что вышеуказанный показатель очень сильно влияет на . Уровень безработицы обычно тщательно анализируется совместно с данными индикатора количества новых рабочих мест, что созданы в не хозяйственных отраслях экономики. Рост последнего в случае, если уровень безработицы увеличивается, показывает, что в не хозяйственных отраслях экономики стало все больше людей, в которых отсутствует работа. При ожидании повышения процентных ставок уменьшение вышеуказанного показателя способствует укреплению доллара.

Статистика уровня безработицы по годам в России

В 1990 году в Российской Федерации наблюдался минимальный уровень безработицы. Он составлял всего 5, 2 %.

Максимальное значение вышеуказанного показателя наблюдалось во время экономического кризиса в 1998 году. Уровень безработицы составил 13,2 %.

Специалисты отмечают, что уже к концу 2007 года отмечалось некоторое снижение данного количественного показателя до 6,1 %. Но уже в следующий год наблюдался рост уровня безработицы в стране до 6,8 %.

Согласно мнению специалистов, наиболее остро проблема отсутствия работы отмечается не в крупных городах, а именно на локальном уровне. Уровень безработицы достаточно высок в средних и малых городах, где в основном концентрируется легкая и , в горнорудных поселках Крайнего севера, на незавершенных стройках крупных предприятий. Данный показатель влияет на общий уровень безработицы в стране.

Уровень безработицы в мире сегодня

Очень высокий уровень безработицы на 2015 год наблюдается сегодня в Испании. Этот показатель составляет около 23,2 %. Доля экономически активного населения в этой стране занимает всего-то 37 % (для сравнения в Российской Федерации – 53,00 %, В Соединенных Штатах – 63,0 %.

В Германии уровень безработицы насчитывает всего-то 4,8 %, а во Франции – 10,6 %.

Специалисты отмечают, что в этом отношении очень хорошие показатели в США. Уже в конце 2014 года уровень безработицы опустился до 5,9 %. Согласно данным Бюро статистики США, вышеуказанный показатель достиг своего докризисного минимума 200 года.

Что такое естественный уровень безработицы?

Вышеуказанный показатель представляет собой экономическую гипотезу, которая говорит о том, что для общеэкономического равновесия (сложилось при определенной реальной зарплате) есть конкретная неполная занятость населения. Последняя является результатом недостатка достоверной информации, демографических изменений, барьером мобильности. Поэтому уровень безработицы невозможно уменьшить до нуля. Его удается только опустить до метки, которая определяется несовершенностью рынка.

Специалисты отмечают, что в узких временных рамках оказать влияние на уровень с такой безработицей невозможно. В этой ситуации поможет только медленное воздействие при помощи специальных методов структурной и регулярной политики. К примеру:

  • развитие технологий, которые облегчают поиск работы;
  • введение так называемой эффективной зарплаты, что превышает рыночную;
  • организация профессиональных союзов;
  • введение минимальной зарплаты.

Согласно теории М. Фридмана, естественная безработица является специфической для каждой отдельной экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием. В случае последнего, уровень инфляции, что ожидается, равен действительному ее уровню. Кривая Филлипса – это попытка описать зависимость уровней безработицы и инфляции. Однако между этими величинами существование прямой зависимости в широких рамках времени и Филлипсом и Фридманом отрицаются. Они утверждают, что уровень инфляции зависит исключительно от денежной массы. Уровень безработицы главным образом стремится к показателю естественной безработицы.

Естественный уровень безработицы специалисты характеризуют как «полная занятость». Но мнение о том, что безработица в таком случае равна нулю, ошибочное.

Естественный уровень безработицы, согласно мнению экспертов, является таким состоянием экономики, при котором наблюдается структурная и фрикционная безработица, но отсутствует циклическая.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Безработица в самом общем виде представляет недоиспользование имеющихся в наличии трудовых ресурсов. Иначе можно сказать, что безработица – это такое состояние рынка труда, когдачасть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу.

К категории безработных по методологии МОТ относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы на момент проведения статистического обследования (зарегистрированные в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

Безработица измеряется через показатель уровня илинормы безработицы (u), который рассчитывается как отношение числа безработных (зарегистрированных или выявленных в процессе обследования) ко всей рабочей силе. Рабочая сила (L) представляет совокупность занятых (E) и безработных (U) и характеризует экономически активную часть трудоспособного населения страны: L = E + U.

Формула расчета уровня безработицы имеет вид:

Важным показателем статистики труда также выступает показатель уровня участия в рабочей силе. Он отражает долю трудоспособного населения, присутствующую на рынке труда, и рассчитывается как отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Количество безработных, зарегистрированное в службе занятости, характеризует явный вид безработицы. Официально зарегистрированная безработица не может охватить всех безработных. С целью выявления всех незарегистрированных безработных используется выборочное обследование семей.

Поскольку имеются различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда, постольку предлагаются и различные объяснения причин существования безработицы. Как показано в третьем вопросе темы 11, по мнению экономистов–классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу. Классики утверждают, что безработица носит добровольный характер (работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату), вмешательство государства в рыночный механизм может привести к негативным последствиям. В неоклассическом подходе количественно добровольная безработица складывается из безработицы, являющейся результатом процесса поиска работы, спекулятивной безработицы и безработицы ожидания.

Кейнсианская теория исходит из возможности существования устойчивой вынужденной безработицы, обусловленной негибкостью заработной платы. По мнению кейнсианской теории, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а определяется совокупным спросом и объемом производства, поэтому для ликвидации неравновесия на рынке труда необходимо вмешательство государства.


Таким образом, анализ рынка труда позволяет выделить следующие основные возможные причины безработицы:

Негибкость рынка труда;

Негибкость заработной платы;

Недостаток совокупных расходов.

Эти причины обусловливают и различные типы безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная безработица является результатом процесса поиска работы и обусловлена тем, что требуется время, чтобы работник «встретился» со своей работой. Поэтому всегда одновременно существуют безработные, обладающие определенными навыками, и незаполненные вакансии, на которых их навыки могут быть востребованы. Фрикционная безработица порождается действиями самих работников, изменениями в структуре предложения труда. Она носит добровольный характер и имеет, как правило, кратковременный характер.

Структурная безработица означает сосуществование несоответствия друг другу безработных и свободных вакансий. Она обусловлена структурными сдвигами в экономике, вследствие которых безработные либо не обладают нужной профессией, либо живут в таких местах, которые не позволяют им занять свободные вакансии. Граница между структурной и фрикционной безработицей довольно расплывчата. Но структурная безработица связана с изменениями в структуре совокупных расходов, и, следовательно, в структуре спроса на труд. Структурная безработица носит вынужденный характер. Элементом структурной безработицы рассматривается сезонная безработица, традиционно проявляющаяся в сельском хозяйстве, строительстве и туризме.

Циклическая безработица является следствием недостаточности совокупного спроса в фазах спада и депрессии делового цикла, когда возникает нехватка рабочих мест в целом независимо от специальности и квалификации работников. Циклическая безработица имеет вынужденный характер.

Фрикционная и структурная безработицы неизбежны для экономики. Циклическая безработица преодолима при помощи макроэкономической политики государства. Сумма уровней фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы . Естественный уровень безработицы характеризует уровень полной занятости в экономике . Реальный ВВП, достигаемый при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом экономики или коротко, потенциальным ВВП. Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной.

При уровне безработицы выше естественного, фактический объем ВВП меньше потенциального. Недопроизведенный потенциальный объем товаров и услуг, то есть разность между фактическим и потенциальным объемами национального производства, теряется безвозвратно и составляет экономические издержи безработицы. Взаимосвязь между уровнем безработицы и недополученным объемом ВВП раскрывает закон Оукена. В соответствии с этим законом, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5% (для экономики США). В общем виде закон Оукена можно выразить формулой:

где u – фактический уровень безработицы, u * - естественный уровень безработицы, β – коэффициент Оукена (индивидуальный для каждой экономики, но всегда больше 1), Y – фактический ВВП, Y * - потенциальный ВВП.

Безработица имеет не только экономические, но и социальные издержки – потеря безработными квалификации, распад семей, моральная и психологическая подавленность, общественные беспорядки и др.

К безработным , применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), ᴏᴛʜᴏϲᴙтся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, кᴏᴛᴏᴩые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей возрастной группы, %.

Формула уровня безработицы

Уровень безработицы — ϶ᴛᴏ доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

Статистика уровня безработицы в России по годам

Уровень безработицы (отношение общей численности безработных к экономически активному населению, %) показан на рис. 2.4.

Рисунок № 2.4. Динамика безработицы в России с 1992 по 2008 г.

Минимальный уровень безработицы за анализируемый период был в 1992 г. — 5,2%. Своего максимального значения уровень безработицы достиг в 1998 г. — 13,2%. К 2007 г. уровень безработицы снизился до 6,1 %, а в 2008 г. процент безработных увеличился до 6,3%. Необходимо отметить, что наиболее остро проблема безработицы пробудет не в целом по крупным регионам, а на локальном уровне: в малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках крупных предприятий, в горнорудных поселках Крайнего Севера, «закрытых» зонах и т.д.

Статистика и структура безработицы в России

В социологическом исследовании безработицы крайне важно учитывать ее структуру, в кᴏᴛᴏᴩой выделяют (рис. 4.2):

  • открытую безработицу — ее образуют статусные безработные, зарегистрированные на биржах труда, в центрах занятости по месту жительства. В 2009 г. их численность составляла 2147 300 человек;
  • скрытую безработицу, кᴏᴛᴏᴩая охватывает нестатусных безработных, т.е. лиц, не имеющих работы или ищущих се, но не зарегистрированных на биржах и в центрах занятости. Их численность в 2009 г. 1638 900 человек.

Форма безработицы определяет экономическое поведение индивида и его социальный статус, уровень индивидуальной и социальной мобильности на рынке труда, занятости и профессий.

Рисунок № 4.2. Структура безработицы

Уровень и масштабы безработицы

В 1999 г. (т.е. посте кризиса 1998 г.) общая численность безработных достигла максимума за весь период проведения экономических реформ и составила 9,1 млн (табл. 4.7) Во II квартале 1999 г. негативная тенденция повышения общей численности безработных в России была преодолена. К 2008 г. она снизилась до 4,6 млн человек; при ϶ᴛᴏм официально зарегистрированных безработных насчитывалось примерно 1,6 млн.

Угроза потери места работы, безработицы в обществе с 1992 г. будет наиболее устойчивой среди других видов угроз безопасности личности в России.

Поданным социологических исследований ВЦИОМ, угрозу роста безработицы в российском обществе отмечали: 24 % населения в 1996 г. (февраль), 27 % в 2000 г. (ноябрь), 28 % в 2003 г. (октябрь), 14% в 2007 г.

Важно заметить, что одна из особенностей безработицы в России — ее гендерная структура. Доля женщин среди зарегистрированных безработных составила в 2006 г. 65 %, а в ряде северных регионов — 70-80 %.

Финансово-экономический кризис привел к усилению тендерной конкуренции на рынке труда и повышению дискриминации женшин на регистрируемом рынке.

Таблица 4.7. Динамика изменений в структуре российских безработных в 1992-2009 гг.

Относительно безработицы в России можно сказать следующее:

  • безработица сохраняется на высоком уровне;
  • в социально-профессиональной структуре безработных доля студентов, учащихся и пенсионеров с 1992 г. существенно уменьшилась, но в 2009 г. наметилась тенденция к росту;
  • число безработных на селе резко возросло: с 16,8 % в 1992 г. до 32,4% в 2009 г.;
  • женская безработица изменила ϲʙᴏй вектор.

Среди статусных безработных большинство женщин, среди нестатусных — мужчин.

Безработица приобретает гендерно-симметричный возраст. Так, среди мужчин средний возраст безработных 34,2 года, среди женщин — 34,1 года. В целом средний возраст безработных в российском обществе медленно снижается: с 34.7 года в 2001 г. до 34,1 года в 2006 г.

Структура российской безработицы изменилась и но образовательному уровню, но безработные остаются самыми образованными среди безработных капиталистических стран (табл. 4.8) Образовательная асимметрия в тендерной структуре безработных свидетельствует о том, что среди российских безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины — основная малоквалифицированная часть безработного населения.

Таблица 4.8. Отметим, что тендерная и образовательная структура российских безработных на 2009 г., %

Особенности семейного положения российских безработных видны из табл. 4.9. Важно знать, что большинство среди зарегистрированных (статусных) безработных — женщины, состоящие в браке. Вдовых и разведенных среди безработных женщин в 1,5 раза больше, чем среди мужчин. Среди безработных холостых мужчин значительно больше, чем незамужних женщин.

Таблица 4.9. Гендерно-семейные особенности российских безработных на конец 2009 г., %

Самый высокий удельный вес среди безработных по возрасту приходится на молодежь 20-24 лет (21,8 %) Здесь тендерный признак не играет существенной роли (22,3 % среди мужчин, 21,2 % среди женщин) Общая динамика безработных по возрасту в тендерных группах представлена на рис. 4.3.

Рисунок № 4.3. Возрастная и гендерная структура безработных россиян: 1 — мужчины; 2-женщины

Группой наиболее высокого риска и угрозы стать безработным будут молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. В наибольшей степени высокий рост безработицы характерен для сельской молодежи (в 2 раза выше, чем в 1992 г.)

Как статистически соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой в категории «экономически активное население» две составляющие объекта экономической социологии «занятые» и «безработные», показано в табл. 4.10.

В финансово-банковской сфере рынок труда до финансового кризиса 1998 г. был очень динамичным и быстро расширялся, но после финансового кризиса он резко сократился, серьезно деформировался, что сопровождалось сокращением числа занятых (особенно в банковском секторе), усилением нисходящей социальной мобильности специалистов.

Социальные негативные последствия безработицы связаны с переходом индивида из одного статусного состояния (занятого трудовой деятельностью) в другое (безработный) пробудут: в виде усиления депрессии, снижения уровня социального оптимизма, разрыва устоявшихся коммуникативных связей, изменения ценностных ориентаций, перехода в маргинальное состояние. Главное втом, что индивид лишается материальной базы ϲʙᴏего развития, падают уровень и качество его жизни.

Таблица 4.10. Структура экономически активного населения России в 2008 г., млн человек

Продолжительность безработицы (или продолжительность поиска работы) будет важным социально-психологическим показателем и представляет собой время, в течение кᴏᴛᴏᴩого человек, потерявший работу, ишет возможность нового трудоустройства, используя для ϶ᴛᴏго любые способы.

В наибольшей степени активно могут быть использованы такие формы поиска работы, как:

  • обращение в государственную, в коммерческую службы занятости;
  • подача объявлений в печать, отклик на объявления;
  • обращение к друзьям, родственникам, знакомым;
  • непосредственное обращение к администрации, работодателю — интернет-поиск и инициативная рассылка резюме по адресам потенциальных работодателей — форма трудоустройства, используемая преимущественно безработными возрастных групп от 20-24 до 40-44 лет.

Средняя продолжительность поиска нового места работы составила: 4,4 мес. в 1992 г.; 9,7 мес. в 1999 г.; 7,7 мес. в 2008 г. Это довольно длительный период, что объясняется конкуренцией на рынке труда и занятости, а также его ограниченностью, особенно в регионах.

Уровень безработицы - это доля безработных в общей величине рабочей силы.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:

§ - уровень безработицы

§ - число безработных

§ - рабочая сила (занятые и безработные)

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикци­онную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуются краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства, с увольнением по собственному желанию из-за из­менений профессиональных предпочтений. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер и отличается непродолжительностью, поскольку у данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой экономики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП. Структурная безработица - это безработица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, тек­стильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикцион­ной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством сво­бодные рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустро­иться. Естественный уровень безработицы предполагает наличие резерва рабочей силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные места. Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва ра­бочей силы, способной перемешаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функционировать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции - 5 %. Швеции н Японии - 1.5-2 %, Канады - 8 %, США - 5-6 %. Эко­номисты склоняются к мнению, что естественный уровень без­работицы должен составлять в среднем 4-6 %. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже есте­ственного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количествен но соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаше все­го она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спала циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы. Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лип, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынужденной безработицы. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов. Она может быть вы­звана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда. Например, государство устанавливает достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант - в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки. Некоторые экономисты выделяют технологическую безработицу, которая вызывается внедрением малолюдной или без­людной технологии производства, основанной в современных ус­ловиях на электронной технике. Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место лишнее и фактически вто­рой человек должен оказаться без работы. В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

33. Влияние безработицы на экономику.

Влияние безработицы на экономику не следует оценивать как Исключительно негативное Безработица выполняет как деструктивные, так и конструктивные функции (табл. 162)

Влияние безработицы на объем годового национального (внутреннего) производства исследовавшему американский ученый Артур Оукен (Окунь) Он математически определил связь между превышения фактических уровня я безработицы над естественным уровнем и потерями ВНП (ВВП):

Стимулирование эффективной занятости и конкуренции на рынке труда Приспособление наемных работников к требованиям рынка труда Обеспечение мобильности ресурсов во времени и в пространстве Резервирование части трудовых ресурсов в разные периоды экономической конъюнктуры в одних сегментах для возможности их использования в друг гих Свободное волеизъявление наемного работника Относительно перерывов в экономической деятельности с целью изменения работы и т. п. Стихийное регулирование спроса и предложения труда в территориальном, профессиональном и квалификационном аспектах

Из сказанного выше можно сделать вывод, что экономика, находящаяся в условиях естественного уровня безработицы, испытывает на себе конструктивное влияние, а уровень безработицы, превышающий естественный ный, оказывает преимущественно деструктивное влияние на экономик.

Мы рассмотрелы цикличность и безработицу в качестве форм проявления макроэкономической нестабильности Инфляция также является могучим дестабилизирующим фактором Ее содержание и последствия раскрыты в гл. 6.

Ответы 34-36

34. Государственная политика занятости.

35. Государственный бюджет, его структура, дефицит и профицит, управление.

36. Национальное богатство. Национальный доход: его источники, распределение, перераспределение и использование.

34.Социальная политика в настоящее время относится к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна эта роль на уровне регионов. Этот организационно-управленческий уровень сочетает в себе государственно-обобщающее и конкретно-территориальное начало. Перспективы развития социальной политики как феномена общественной жизни состоят в институциализации, то есть преобразовании ее (политики) в устойчивый воспроизводящийся социальный институт. Процесс становления социального института проходит через развитие социального законодательства, организационных и кадровых основ, формирование институциальной этики и сознания. Социальный институт - сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, имеющая подвижный во времени и пространстве, взаимодополняющий характер, отвечающая нормам гражданского общества.

Государство должно взять на себя функции установления правовых норм регулирования трудовых отношений, разработки рекомендаций и осуществления контроля над социальными процессами. Государственная политика своей основополагающей целью должна считать «устойчивое развитие» (термин пришел из экологии и в общем виде обозначает глобальную сбалансированность системы, в том числе и с окружающей средой). Необходимо поддержание пропорций на макроуровне, антициклическое регулирование.

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица - два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

В рамках данной стратегической линии основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

35.Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

36.Национальный доход (англ. national income) - один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Национальный доход складывается из:

Заработной платы рабочих и служащих;

Дополнительных выплат;

Рентных доходов владельцев собственности;

Чистого процента по потребительским кредитам;

Прибылей корпораций;

Чистого дохода собственников.

Национальный доход определяется по формулам:

НД = ВНП - амортизация, налоги и непроизводственные расходы

НД = ЧНП - чистые косвенные налоги на бизнес.

Национальный доход, вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, исчисленная за год. Результатом материального производства в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все материальные затраты, сделанные за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или Н. д. общества. В натурально-вещественном выражении годовой Н. д. состоит из всей массы произведённых за год предметов потребления и средств производства, используемых для расширения производства.

Н. д. - обобщающий показатель экономического развития страны, в котором синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура и результаты процесса расширенного воспроизводства за определённый период времени.

Экономическая природа Н. д., его источники, принципы распределения и характер использования определяются общественным способом производства. Правильное понимание сущности Н. д. возможно лишь на основе научной теории общественного воспроизводства. Эту теорию создали основоположники марксизма-ленинизма.