Что такое национальный бюджет. Государственный бюджет

Это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:
финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);
финансирование социально-культурного развития и науки;
расходы на национальную оборону;
содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;
расходы на внешнеэкономическую деятельность;
создание резервных фондов;
расходы по обслуживанию государственного долга;
прочие расходы.
Расходы бюджетов субъектов федерации не повторяют расходов федерального бюджета.
В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В российском бюджете расходы на социальные цели составляют около 30% всех затрат.
Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль. В России финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом финансового контроля является Счетная палата, которая подотчетна Федеральному собранию. Счетная палата проводит экспертизу бюджета, контролирует его исполнение. Важная роль в системе финансового контроля принадлежит Казначейству, которое представляет собой единую централизованную систему (Главное управление и территориальные органы). Казначейство подчиняется Министерству финансов, которое организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.
Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства. Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.
Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:
спад производства;
массовый выпуск «пустых» денег;
многочисленные социальные программы;
огромный оборот «теневого» капитала и др.
Дефицита можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; дополнительная эмиссия денег.
Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:
приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами - будут отменены не финансируемые или частично финансируемые обязательства;
ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач;
обеспечение без дефицитности бюджета;
четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;
обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Остановимся на рассмотрении фискальной политики.

Еще по теме Расходная часть бюджета:

  1. 12.2. Государственный бюджет и его функции.Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение:сущность и принципы. Виды налогов.Налоговая система Республики Беларусь
  2. 9.1. Задачи и принципы формирования расходной части федерального бюджета


Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государ­ства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и рас­ходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, име­ющиеся в наличии у государства.

Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной .

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, до­ходов от госсобственности и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государ­ство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.

Соотношение доходной и расходной части - сальдо государствен­ного бюджета.

Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный де­фицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, орга­низациям и правительствам других стран).

Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задол­женность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.

Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды :

    пенсионный фонд,

    фонд медицинского страхования,

    фонд страхования по безработице.

Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.

Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.

2.15. Мировая экономика

Структуру мировой экономики составляют развитые страны («пер­вый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том чис­ле Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.

К международным экономическим отношениям относят:

    международное разделение труда;

    международное движение товаров и услуг;

    международное движение рабочей силы и капитала.

Международное разделение труда - специализация стран на про­изводстве определенного типа товаров. Она определяется: природны­ми условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.

Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

Государства стремятся регулировать международную торговлю по­средством осуществления мер:

1) протекционизма (защиты отечественных производителей):

    тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможен­ные союзы;

    нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (пол­ный запрет на торговлю с определенной страной);

2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсут­ствие каких-либо ограничений во внешней торговле;

3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.

Центральным звеном всей финансовой системы является госбюджет . С его помощью гос-во осуществляет распределение и перераспределение ВНП между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства. С одной стороны, бюджет – это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает эконом. субъект (гос-во, территория, предприятие, семья); с другой – бюджет – это соотношение между доходами и расходами эконом. субъекта в течение определенного времени, обычно года.

Госбюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хоз-ва, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление соц. политики, развитие науки, культуры, образования. Госбюджет выступает в качестве материального средства реализации функций гос-ва. В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения . Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между гос-вом, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.

Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путем особых эконом. форм в виде доходов и расходов. Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (нац.) про-вом товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:

Налоги (обязательные платежи, взимаемые в гос. или местный бюджет с физических и юридических лиц);

Сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

Внешние источники – это доходы в виде заемных средств, предоставляемых др. гос-вами или м/н организациями.

Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хоз-ва и на выполнение функций гос-ва. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хоз-ва; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.

Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций, связанных с социально-эконом. развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных эконом. программ.

Бюджетная система – это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом гос. устройства.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-гос. или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа.

Внебюджетные фонды – это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых гос-вом задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на эконом. и социальные; по уровню управления – на федеральные, региональные и местные. Фонд гос. социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Гос. фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения др. специальности.

Основой финансовой системы государства, ее ведущим звеном является государственный бюджет (бюджет в переводе с англ. означает «мешок с деньгами»).

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования госаппарата, вооруженных сил, непроизводственной сферы, управления страной.

Иными словами, государственный бюджет – это финансовый план государства, который представляет собой баланс доходов и расходов государства и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, содержащей перечень поступлений и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Доходы бюджета формируются из следующих источников:

1. Налоговые поступления, которые составляют около 85% доходной части бюджета, и прочие платежи в бюджет от экономических агентов;

2. Выпуск государственных ценных бумаг в виде облигационных займов, казначейских векселей, ГКО (государственных краткосрочных обязательств) и др. ценных бумаг, приносящих проценты, т.е. поступления денежных средств в доход бюджета.

3. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация), т.е. выпуск новых бумажных денег. В то же время чрезмерная эмиссия может инициировать рост инфляции, поэтому к ней надо подходить экономически осторожно;

4. Прочие доходы, например, от приватизации объектов собственности, от внешнеэкономической деятельности, благоприятной конъюнктурой на рынке факторов производства, кредиты банков, фондов (МВФ) и др.

Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:

1. Финансирование бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура, искусство, спорт и т.д.);

2. Финансирование отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, строительство и др. отрасли);

3. Расходы на национальную оборону;

4. Правоохранительные органы и обеспечение безопасности государства;

5. Судебная власть;

6. Государственное управление, местное самоуправление;

7. Социальная политика государства в индексации денежных доходов, т.е. повышение зарплаты, пособий (многодетным семьям, инвалидам и т.д.);

8. Обслуживание государственного долга, как внешнего, так и внутреннего;

9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

10. Расходы по внешнеэкономической деятельности;

11. Прочие расходы, в том числе ликвидация чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств (теракты, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).

Таким образом, бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Организация бюджета включает бюджетную систему и бюджетный процесс (бюджетирование). Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы государства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству и конституции данной страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухуровневое строение: государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным устройством бюджетная система имеет трехуровневое строение , т.е. имеется промежуточное звено: в США – бюджеты, штатов, в Германии – бюджеты земель, в России – бюджеты субъектов федерации (т.е. краев, областей, республик, входящих в состав РФ). К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, не включенные в госбюджет.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны .

Бюджетная система выполняет следующие функции :

1. Функция экономического регулирования, которая состоит в использовании государством бюджета для реализации своей экономической функции;

2. Фискальная (налоговая), означающая, что формирование доходной части бюджета реализуется в основном за счёт налоговых поступлений экономических агентов;

3. Распределительная функция, предполагает использование государственного бюджета для перераспределения денежных средств. Это когда денежные средства изымаются от одних юридических и физических лиц в виде налогов и направляются другим;

4. Социальная функция, предусматривает использование государством денежных средств бюджета для реализации национальных, социальных программ (проектов).

Бюджетный процесс или бюджетирование – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в РФ, бюджетный процесс охватывает следующие основные стадии:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета (Государственная Дума, Президент РФ);

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета.

Построение бюджета должно основываться на соблюдении следующих принципов:

1. Принцип единства, который означает, что в государстве должна действовать единая бюджетная система на всех уровнях власти и классификация финансовой документации для его составления;

2. Реальности, предполагает правдивое, точное отражения доходов и расходов государства;

3. Гласности, означающий обязательное информирование население, экономических агентов об основных источниках дохода и направления расходования бюджета.