Внешняя экономическая политика. Курсовая работа внешняя экономическая политика государства Введение во внешнеэкономическую политику


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал КубГУ в ст. Ленинградской

Курсовая работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему:
«Внешняя экономическая политика государства»

Работу выполнил Чуян. М.С.

Факультет Управления и психологии, ОФО

Специальность ГМУ, 3 курс

Научный руководитель доцент, КТН Фирсов Г.Г.

2010 г.
Содержание:

Введение ………………………………………………………… ……………....3

1.Внешнеэкономическая политика государства ………………………… ...4

1.1Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства…….....4
1.2Типы внешнеэкономической политики…………………………………......6

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности ……………….....13

2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………… …………………….13
2.2Средства внешней экономической политики……………………………...19
2.3Цели и функции осуществления внешней экономической политики……21

3.Сущность и формы международного кредита …………………………...24

3.1Формы международного кредита…………………… ……………………..24

Заключение…………………………………………………… ………………...28

Список литературы…………………………………………………… ………..30

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению внешней экономической политике государства.
За время перехода к рыночным преобразованиям вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.
Я считаю, что главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Целью курсовой работы является изучение внешней экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать Россию).
В данной курсовой работе мною будет по возможности полно рассмотрена внешняя экономическая политика государства.

    Внешнеэкономическая политика государства
      Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, а именно - куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Сущность внешнеэкономической политики государства заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики. 1
В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы:
Во-первых , оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран - партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли. 2
Во-вторых , государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
В-третьих , государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок - Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.
      Типы внешнеэкономической политики
Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. 3
В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:
- селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
- коллективный протекционизм, т. е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.
Следует сказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната».
В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. можно отметить исторические периоды, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
- в 50-60-е годы страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями;
- в 90-х годах вновь возобладала тенденция развития в сторону большей либерализации и свободы международной торговли.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли.

Протекционистские меры

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Плюсы и минусы протекционизма

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.

Был выявлен ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

    уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
    преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
    использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
    аграрный протекционизм;
    избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.

Структура платежного баланса.

I. Счет текущих операций.
1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт
Сальдо баланса внешней торговли. (торговый баланс)
3. Экспорт услуг. 4. Импорт услуг.
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг).
6. Чистые трансферты.
Сальдо баланса по текущим операциям.
II. Счет движения капитала
7. Приток капитала. 8. Отток капитала.
Сальдо баланса движения капитала
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала.
III. Официальные резервы.

Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Методы государственного регулирования платежного баланса.

Методы Содержание
Прямой контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки.
Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели

Анализ платежного баланса России 2005-2008 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ.

В результате проведения анализа были выявлены основные изменения платежного баланса России в 2005-2008гг.:

    существенное снижение активного сальдо торгового баланса, вызванное интенсивным ростом импорта при стабилизации экспорта;
    рост пассивного сальдо баланса услуг, стимулируемый повышением реального эффективного курса рубля;
    увеличение чистых выплат инвестиционных доходов негосударственным сектором, обусловленное ростом внешнего долга российских компаний;
    прекращение дедолларизации сбережений населения – переход от чистых продаж к чистым покупкам наличной валюты;
    стабилизация объема экспорта капитала негосударственным сектором, вызванная замедлением роста экспортных доходов компаний;
    расширение импорта капитала негосударственным сектором - за счет увеличения прямых и портфельных иностранных инвестиций;
    значительное замедление динамики валютных резервов, обусловленное, главным образом, снижением сальдо торгового баланса.

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности государства

      2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. 4
Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды незначительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием.
Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важнейшим среди законодательных актов России по регулированию внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г)(данный закон признан утратившим силу после принятия ФЗ от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ) , определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле. 5
Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 0,3-1%.
Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

Достоинства таможенно -тарифного регулирования проявляются в следующем :

      во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
      во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
      в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.
При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно- бюрократические проволочки и т.п.
Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.
Лицензирование , т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
и т.д.................

Экономическая политика – это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие и реализацию экономических решений в рамках макроэкономического уровня.

Замечание 1

Основное назначение экономической политики – достигать всеми экономически обоснованными путями общественные цели и решать общественные задачи.

Механизмы и инструменты экономической политики

В современном государстве выделяют два основных блока инструментов воздействия: косвенное воздействие и прямое воздействие на экономическую политику: косвенные и прямые.

Ключевыми инструментами экономической политики служат: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая ссистемы государства

Бюджетно-налоговую систему экономической политики еще называют фискальной, в нее включены все налоги, поступающие в бюджет, их управление и перераспределение. Затратами данной системы являются: обеспечение социальной политики государства, развитие конъюнктуры рынка, развитие и содержание оборонного комплекса, затраты на здравоохранение, образование и т.д.

Кредитно-денежная система экономической политики – это совокупность всех финансовых институтов, которые предоставляют денежные средства для всех экономических субъектов, под определенные условия.

Замечание 2

В рамках кредитно-денежной системы идет аккумулирование всех денежных средств государства. Инструменты кредитно-денежной системы экономической политики: ставка рефинансирования Центрального Банка, нормирование обязательных резервов страны, операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Внешняя экономическая политика

Внешнеэкономическая политика России преследует ряд обоснованных и актуальных целей:

  • Развитие технических и правовых условий в стране для роста производительности;
  • Проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение имиджа и репутации страны на мировой арене;
  • Актуализация мероприятий по разделению труда на международном уровне и другие.

Также внешняя экономическая политика действует на основании определенных принципов:

  • Внешняя экономическая политика должна стать целой системой взаимодействия с другими странами, партнерство должно носить постоянный характер, а не разовый;
  • Отечественное производство должно быть защищено от воздействия со стороны других стран, также необходимо выводить производителей на международный рынок;
  • Внешняя экономика должна приложить максимальные усилия для того чтобы условия экспорта и импорта товары были выгодными для страны;
  • Внешнеэкономическая политика должна стать частью политики государства, и не всегда следовать с такт с новыми идеями развития.

Внешняя экономическая политика нашей страны имеет конкретную стратегию, суть ее заключается в том, чтобы выйти на международный рынок, узнать его, изучить, выявить тенденции, которые позволят в дальнейшем реформировать всю экономическую систему страны, чтобы потом вести политику, не ориентированную и не зависящую от экспорта и импорта, чтобы страна могла сама себя обеспечивать.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства просто необходима в современных реалиях, одна должна быть логическим завершением и элементом второй. На сегодняшний день внешняя экономика очень важна для нашей страны, так как с помощью нее отечественное производство и многие отрасли хозяйствования могут иметь возможность для дальнейшего развития.

7. Внешняя экономическая политика

Внешняя экономическая политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономического отношения и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет прежде всего о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия

Согласно кейнсианской теории равновесие может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов. Государственное регулирование способно ликвидировать этот разрыв...

Либерализм и неолиберализм в развитии экономической теории

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в поддержке протекционизма, при этом декларируются принципы необходимости открытых рынков. Идея обосновывается правительствами, которые, во-первых...

Забайкальский край расположен на краешке российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион -- форпост...

Место региональной экономики в экономической системе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю...

Место региональной экономики в экономической системе

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты...

Особенности экономического развития Великобритании

великобритания экономический политика международный Во внешней политике М. Тэтчер взяла в курс на дальнейшее сближение с США, особенно после прихода к власти Р. Рейгана. Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов...

Роль государства в стимулировании экспорта

Российский монополизм и приватизация

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики...

Россия в эпоху Петра Великого

Северная война: Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721)...

Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономика России на современном этапе (2000-е гг.): проблемы, альтернативы и перспективы развития

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000г...

Экономика Эстонии и Латвии

Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе...

Экономическая политика, экономическая стратегия РФ


ВВЕДЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1 Понятие и формирование экономической политики государства

2 Методы и инструменты экономической политики государства

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2 Цели и принципы экономической политики государства

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1 Основные экономические проблемы и способы их решения

2 Особенности и оценка эффективности экономической политики России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти. Она связана с государственной внутренней и внешней политикой, с государственными принципами и военной политикой. Экономическая политика призвана способствовать созданию экономических условий для проведения государственной политики. Она оказывает влияние на экономические процессы и развитие экономики. Как особый вид деятельности, экономическая политика выражает задачи, цели и интересы общества, страны, государства.

Главная цель государства - это создание социально экономических условий для развития общества. Стабильность экономики зависит от действия всех факторов: исторических, природных, национальных, государственных. Однако, в основном она предопределена историческим прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой: состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, спросом и предложением на товары и услуги; и ранее принятыми решениями. Государство же регулирует экономику через институты экономической политики, и с помощью ее инструментов корректирует недостатки рыночного механизма.

Но все же, экономическая политика государства обусловлена не только историческими предпосылками, и тем, что зафиксировано в государственных планах, но и текущими решениями, которые принимаются по ходу. Такие действия способны изменить официальную экономическую политику, так как она не стабильна из-за социально-экономической, военно-политической и природно-экологической ситуаций.

Актуальность исследуемой темы определяется тем, что именно экономическая политика является ос?новой жизнедеятельности общества. Она способна в значительной степени влиять на общественный прогресс?. Гибкость и маневренность экономической политики способствует рос?ту благосостояния нации.

Объект исследования - экономическая политика государства.

Предмет исследования - цели, принципы и содержание экономической политики государства.

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое изучение сущности экономической политики государства.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

-дать определение понятия «экономическая политика государства», рассмотреть истоки ее формирования;

-изучить методы и инструменты экономической политики государства;

-раскрыть содержание экономической политики государства;

-определить основные цели и принципы;

-рассмотреть основные проблемы экономической политики государства;

-выявить особенности экономической политики государства и оценить ее эффективность в России.


1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


1.1 Понятие и формирование экономической политики государства


В своем достижении экономика любой страны подчиняется объективным историческим и экономическим закономерностям. Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Для развития рыночной экономики характерна такая закономерность как тенденция к постоянному ее усложнению.

Первый этап усложнения был связан с промышленным переворотом конца XVII - начала XIX в. На этом этапе в истории человечества произошло изменение характера социально - экономического развития. Причиной для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено переходом на машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Дешевая продукция и повышение индивидуальных доходов привели к резкому расширению рыночного оборота.

Второй этап, начавшийся в конце XIXв. и продолжающийся до сегодняшнего дня, основан на социально - экономических процессах: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача их заключалась в том, чтобы помогать рыночному механизму обеспечением его инфраструктуры системой правовых норм, внешней и внутренней безопасностью, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Государство начало выступать в новой экономической роли, проявлялись контуры экономической политики .

Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.

Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий и граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть возможностями всех ветвей государственной власти. Правительство избирает путь, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально - экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. пример тому - Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О.Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая сфера (ставшая затем «классической») - социальное страхование. В 1883 году, законом было введено страхование по болезни, затем (1884г.) - от несчастных случаев и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обеспечению. Интерес к экономической роли государства проявился уже в то время столь активно, что экономисты пытались выделить закономерности его вмешательства в хозяйственную жизнь .

Таким образом, экономическая политика - это, проводимая государством, правительством страны, генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально - экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано .

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства . Чаще всего индикатором, на который реагирует конструктор государственной экономической политики, является величина и динамика валовой внутренней продукции, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в тоже время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики .

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных законах, параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения и предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга . Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлено, прежде всего, нестабильностью социально - экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменение позиций правительства, либо сменой его состава.

Экономическая политика проводиться государством, и реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер.


1.2 Методы и инструменты экономической политики государства


Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики:

.Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

.Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики .

Существуют еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно - институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

Административные меры. Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильности, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения .

Экономические меры. К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимают различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

-финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;

-денежно - кредитную (монетарную) политику;

-экономическое программирование и планирование;

-прогнозирование .

Институциональные меры. Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов, означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности» .

В рамках фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно - денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот .

В рамках денежной политики, государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную ставку, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию . Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости. Политика в сфере внешнеэкономического регулирования, включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

2. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА



Определяя содержание экономической политики, П. Вельфенс пишет: «Целенаправленное создание рамочных условий в рыночной экономике и рациональное осуществление мероприятий с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики». Стало быть, главное в экономической политике - создание рамочных условий для хозяйствующих субъектов. Но эти условия могут иметь различные «степени свободы». Государство может либо достаточно жестко регламентировать «правовые игры», либо дать самые общие «вехи», определяющие фарватер предпринимательской деятельности . Примеры с малым бизнесом в современной России дают основание полагать, что жесткая регламентация хозяйственной деятельности на руку только чиновникам, аппетиты которых не знают границ. Экономическая политика, являясь плодом деятельности государства, не должна создавать условия для чиновничьей ренты.

И здесь обратимся к В.М.Штейну, который считал, что политика опирается при установлении норм человеческого поведения на систему абсолютных, обязательных для всех ценностей. Указанная система - продукт длительного исторического развития, в котором синтезированы определенные этические нормы поведения, национальный экономический менталитет. Однако и эти нормы часто нарушаются, что подтверждается многочисленными экономическими преступлениями. Политика исходит из системы абсолютных ценностей, но она же должна наказывать тех, кто эти ценности не воспринимает.

П. Вельфенс обращает также внимание на то, что в экономике хозяйствующие субъекты стремятся достичь для себя наибольшей полезности. Но они действуют, ориентируясь и на поведение других, и на собственные ожидания

Хозяйствующий индивид живет в обществе, а не необитаемом острове. Поэтому рамочные условия, которые определяет государство путем разработки экономической политики, не могут не учитывать общий вектор социального развития (в широком смысле). В этом контексте Дж.Стиглиц указывал на то, что некоторые модели и рецепты современных макроэкономистов напоминают академические забавы, поскольку не учитывают особенности тех или иных стран .

Речь идет, таким образом, о том, что аналитическая конструкция должна обязательно учитывать национальные особенности. В современной России экономическая политика часто не учитывает, и более того, игнорирует национальные особенности. Особенно грешили этим либералы начала 1990 - х гг.

Итак, экономическая политика, творцом и создателем которой выступает государство, является своеобразным маяком в бурном море рыночной экономики. Но курс все же прокладывают конкретные люди, наделенные государством определенными полномочиями. И от того, как эти «штурманы» учитывали интересы государства, зависят разрабатываемые ими «рамочные условия». Поэтому отбор и контроль за теми, кто призван определять экономическую политику, также является важнейшей функцией государства. Здесь законодательная власть, представлена народными депутатами, должна контролировать соответствие «рамочных условий» интересам государства в целом, а не отдельных групп или лиц. Особые требования к народным избранникам внедрить в практику весьма проблематично. Но учет особенностей национального экономического менталитета при разработке экономической политики - обязательное условие ее успешной реализации.

При этом важен выбор концептуальной модели экономического развития. Экономическая наука неоднозначно отвечает на ключевые вопросы, от решения которых зависят все стороны хозяйственной жизни. «Неоклассическая» экономическая теория и кейнсианство по - разному дают рекомендации высшему менеджменту. «Мейнстрим» как основное течение в анализе, обеспеченное единством избранной методологии, идеологических предпосылок, других допущений, - детище ХХ в. . Сравнительный анализ, изучающий влияние сдвигов значений экономических параметров на функцию экономической системы, являясь мощным аргументом в пользу обоснования экономической политики. Здесь так же нет монополизации во взглядах. Главные позиции - теория Вальраса - Хикса и теория Маршала. Это еще раз подтверждает высказанное ранее положение о том, что экономическая наука по ключевым вопросам не дает однозначного ответа. Аксиомы типа «Волга впадает в Каспийское море» здесь не годятся. Поэтому монополизм на истину в экономической теории невозможен.

Целесообразность государственного вмешательства в экономику - главный вопрос разногласий между представителями «неоклассического» направления и кейнсианства. Уроки кризиса усилят аргументы в пользу сторонников государственного регулирования, но противостояние не закончится. С определенной периодичностью победу одерживают и те, и другие. Так продолжается со времен «Великой депрессии».

В учебнике Н.Г.Мэнкью «Принципы экономики» автор назвал целую главу «Основные проблемы макроэкономической политики», где рассуждает о целесообразности государственного воздействия на экономику. Однако еще А.Смит, а затем и К.Маркс большое внимание уделяли экономической роли государства. А.Смит, авторитет которого через два столетия не только не пошатнулся, но и возрос, обращал внимание на несколько направлений расходов государства, а значит и особой его роли в этом. В их числе: поддержание обороны, обеспечение правопорядка, развитие образования, содействие торговле и поддержанию достоинства. Он был сторонником развитой рыночной экономики, законы которой все расставляют по своим местам. Но и по его доктрине деятельность государства и его вмешательство в экономику имеет место. У К.Маркса десятки страниц отводятся роли государства, включая его экономическую функцию. Так, в «Капитале» есть указание на особую функцию государственного управления, вытекающую из самой природы общественного труда. У В.И.Ленина государство является экономическим центром страны, отсюда и внимание к экономической политике .

В советский период много писали о роли государства. В первом учебнике политической экономики под редакцией академика К.В.Островитянова утверждалось, что плановое управление народным хозяйством составляет важнейшую черту хозяйственно - организаторской функции социалистического государства. Однако рыночная экономика, основой которой является частная собственность, предполагает принципиально иной подход к определению роли государства. Но можно констатировать, что государство в условиях общественной собственности по иному определяет рамочные правила поведения хозяйствующих субъектов. Государство на определенных этапах ослабляло диктат и расширяло оперативно - хозяйственную самостоятельность предприятий. Именно тогда речь шла о так называемом полном хозрасчете. В наши дни это уже история .

Вывод: в целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно организовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики.


2.2 Цели и принципы экономической политики государства

экономический политика государственный воздействие

Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой.

Главное место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации. Влияние на экономическую политику также оказывает и личность(в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики и необходимость выхода из кризисной ситуации, сделали актуальным принятием новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономике.

В первую очередь это изменение базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженное в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции .

Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения её формирования:

.Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух других факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

.Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления.

.Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны .

Процесс разработки экономической политики начинается с определения её целей на основе анализа состояния и перспектив социально-экономического развития.

Главной целью является достижение максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели, существует совокупность задач(целей второго уровня)- главные цели. К ним принято относить:

)Свободное развитие общества;

)Правовой порядок;

)Внешняя и внутренняя безопасность.

Достижение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

Затем идут, так называемые, прикладные экономические цели:

-Экономический рост;

-Полная занятость;

-Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

-Внешне экономическое равновесие .

Эти четыре цели объединяются понятием «магический четырехугольник». О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так стимулирование занятости населения по средством дополнительных государственных расходов, подстёгивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. Суть состоит в том, чтобы двигаться во все четырех направлениях более или менее равномерно.

В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество задач.

-Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики;

-Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.


Рис.1. Пирамида целей


Отдельные цели и характеризующие их показатели, могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими.

Примером целевого конфликта может служить достижение полной занятости и обеспечения стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате, неизбежно повышаются цены. Нацеливая экономическую политику на увеличение занятости, получается усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из двух целей целесообразнее отдать предпочтение), следует смотреть, невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей является наиболее рациональным решением задач в экономике, имеющий определенный уровень равновесного состояния. Следовательно, при проведении экономической политики неизбежны целевые компромиссы. Следует отметить так же то, что соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи. Достижение ниже стоящей цели является средством для выполнения цели более высокого уровня.

Кроме того при всей важности перечисленных целей, они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и другие цели, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых его проблем.

Также, для эффективной работы экономической политики государства, необходимо следовать ряду принципов. Две основные группы принципов это: принципы формирования и принципы реализации .

При формировании экономической политики государства необходимо в первую очередь соблюдать принцип научности, под которым понимается использование достижений мировой и отечественной экономической науки. На современном этапе развития общества, построение экономической политики и государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к её формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение этих целей государственных органов.

Поскольку возможность оптимального воздействия на носителей экономической политики государства возникает только в условиях стабильной институциональной среды, то для успешной реализации экономической политики необходимо соблюдать принципы стабильности и последовательности. Если экономическая политика государства выполняет не только поставленные стратегические цели, но и направлена на решение возникающих текущих проблем, то нужно придерживаться принципа гибкости. Вместе с тем все экономические преобразования должны носить эволюционный характер, поэтому требуется учитывать принцип постепенности. Но для того, чтобы достичь положительных результатов, экономическая политика должна быть максимально приближенной к реальности, ставить и достигать разумные, реальные цели, то следует руководствоваться принципом прагматизма .


Рис.2.Принципы экономической политики государства.


Вывод: для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов, а также следовать ряду принципов для формирования и успешной реализации. К целям экономической политики есть определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок, а во-вторых, цель должна быть количественно измеримо, что дает возможность контролировать её выполнение.


. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


3.1 Основные экономические проблемы и способы их решения


Все основные проблемы экономики вытекают из того, что мировое хозяйство вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Параметры экономической политики, проводимой тем или иным государством, зависят от того, каким образом решаются универсальные экономические проблемы. Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:

.Что должно производиться. Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень.

.Как будут производиться товары. Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

.Для кого производить. Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. .

Что, как и для кого производить? Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как, для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объёмы производства.

Первая проблема- «что производить?» определяется выражением предпочтений потребителей, которые свободно выражаются на рынке. О спросе на товар свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар, довел свои предпочтения до производителя через деньги.

Вторая проблема - «как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями за доступные факторы производства. Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.

Третья проблема - «для кого производить?», разрешается соотношение спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы.

Вопросы: «Что? Как? Для кого производить?» не были бы проблемой, если ресурсы не были бы ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Вывод: рассмотренные проблемы «Что? Как? Для кого производить?», и способы их решения в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а так же учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Рынок так же не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения. В данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования, что и определяет параметры проводимой ими экономической политики.


3.2 Особенности и оценка эффективности экономической политики России


Экономическая (макроэкономическая) политика государства это набор определенных целей в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей .

Реализация государственно экономической политики осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Каждое государство нуждается в разработке собственной модели оценки и анализа результативности и эффективности социально-экономического развития, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, с учетом национальных особенностей и исторического развития.

Данная проблема обосновывается важностью теоретических знаний, которая выросла в условиях постиндустриального общества, в экономике которого на первый план вышло производство услуг, взамен проведению исследований, а так же организации системы образования и повышению уровня и качества жизни. Всё это, в свою очередь, предопределило уход от традиционного механистического подхода к поиску новых теоретических моделей и практических методик реализации эффективной экономической политики. На данном этапе существует множество различных методик оценки эффективности политики, в частности экономической, но нужно отметить, что оценка является весьма затруднительной, многогранной.

В системе социально-экономического управления анализ результатов должен осуществляться, по крайней мере, относительно:

-целей, которые практически осуществляются в экономической политике, в увязке с целями, которые сформированы общественными потребностями;

-целей, реализуемых в экономических процессах, и результатах, которые получены при осуществлении политического воздействия;

-общественных затрат на разработку и реализацию экономической политики в сравнении с объективными результатами, которые были получены вследствие управления;

-возможностей, заложенных в экономическом потенциале, и степени их реального использования .

Весь комплекс исследований, направленных на оценку эффективности экономической политики, можно представить:

.традиционные формы оценки;

.научные исследования.

Научные исследования, в свою очередь, осуществляется при помощи различных научных методологий и методик исследования социальных, экономических, политических процессов. Использование такого рода исследований приносит значимые теоретические и практические результаты, однако требует значительных финансовых издержек.

В определении курса экономической политики, а, следовательно, и в определении и постановке экономических целей ведущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельности и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства - исполнительного органа государственной масти - является разработка основных направлений социально-экономического развития страны .

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы внешнеэкономическую деятельность.

Сегодня, экономическая политика России, как и политика других стран с развитой рыночной экономикой, содержит в себе следующие направления:

-социальная политика

-конъюнктурная политика;

-инвестиционная политика;

-политика роста экономики;

-антиинфляционная политика;

-структурная политика;

-региональная политика;

-политика занятости .

Очевидно, что все эти направления пересекаются каким-то образом, а подчас даже противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает свои приоритеты.

Экономическая политика в современной России обусловлена необходимостью преодоления «трансформационного спада» и его социально-экономических последствий.

Главная задача состоит в необходимости создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства. Препятствия к формированию прочного, единого пространства, низкое качество менеджмента, технологическая отсталость; низкий уровень инвестиций, высокая затратность экономики; низкий уровень конкурентоспособности; высокая долговая нагрузка на экономику; возрастающая доля теневого сектора. Можно считать, что ликвидация этих угроз и будет определять особенности экономической политики на современном этапе .

Экономическая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался всё последнее десятилетие ХХ в., и нынешнюю политику периода экономической стабилизации и экономического роста - конца ХХ - начала ХХI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования Российской экономики. Сложность и противоречивость переходного периода были обусловлены следующим: одновременно действовали законы, присущие как старый, так и зарождающейся системе; человеческое мышление с трудом воспринимала рыночные новации; в экономике практически отсутствовали специалисты-рыночники. Кроме того, переходный период совпал со временем, когда Россия находилась в состоянии глубокого не только экономического, но социального и политического кризиса, и это необходимо было учитывать при построении экономической политики. Основными её целями были создание основ рыночной экономике; экономическое выживание и поиск путей для стабилизации. Средствами достижения этих целей явились созданием правовой базы, регулирующей рыночные отношения; структурная перестройка и начало кардинальных экономических реформ. За это время осуществлены разгосударствление и приватизация, переход к рыночному ценообразованию, были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке, одной из форм осуществления которой явилась конверсия .

Меры, принятые в переходный период, а следовательно, и экономическая политика этого времени не бесспорны и не всегда имели только положительный смысл. Однако несомненно, что во многом благодаря им и стечению некоторых обстоятельств, например, стабильно высокому уровню цен на экспортируемую Россией нефть, экономика России к началу XXI века вышла на путь преодоления экономического кризиса.

Особое внимание Правительства РФ в среднесрочной перспективе направлено на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса . В долгосрочной же перспективе, Правительство РФ уделяет особое внимание на увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации, достижение технологического лидерства российской экономики, для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста.

Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, которые направлены на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В связи с этим следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые осуществляют предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ и содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Вывод: В целом экономическая политика России характеризуется разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей, невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках.

А достигается это, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства и путем поддержания конкурентоспособности там, где эти преимущества не могут быть реализованы по средствам только механизма свободного рынка.

Для выполнения такой задачи используется методы реализации экономической политики, которая включает в себя: административные, экономические и институциональные методы.

Но эффективность этих методов заключается в том, что они должны применяться комплексно не противореча друг другу.

Все же экономическая политика государства не совсем идеальна, и существуют проблемы, решение которых может привести к ее эффективности.

Реализация экономической политики России сегодня, предполагает проведения политики, направленной на модернизацию экономики.

В экономической политике России наблюдаются некоторые недостатки, в том числе и хаотичность принятия решений в той или иной сфере.

Исторический опыт убеждает, что политика становится движущей силой развития общества и человека, если она научно обоснованная.

Такова политика, основанная на объективно действующих законах, учитывает различные интересы общества, предполагает множество вариантов решений и свободу выбора.

Таким образом, экономическая политика государства -это деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленная на достижение определенных целей в экономике и отражающая экономическую и хозяйственную структуру страны. Экономическая политика является крайне важной составляющей любой политики государства. Подобный комплекс мер часто отражает сущность политического устройства страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2013 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» <#"justify">Азрилиян А. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 1472 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Проспект, 2008. - 544 с. Булатова А.С. Экономика- 4-е издание - М., 2008. - 896с. Демина М.П. Экономическая теория. - Иркутск, 2007. - 206с. Карл Маркс Капитал. Том 1. - М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 1200 с. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М., 2008. - 400 с. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику - М.: Издательство: Станкин,2007. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - 19-е изд. - М.: Инфра-М, 2013.-1028 с. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер, 2010. - 544 с. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М., 2007. - 720 с. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Современный экономический словарь- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2011. Андросов В.В. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 8-11. Ахмадеев М.Г. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 3. - С. 36-38. Безверхая О.Н. Особенности формирования экономической политики государства // Журнал экономической теории. - 2009. - № 1. - С. 180-197. Богомолова Ю.И. К вопросу о парадигмальном подходе к обоснованию социально-экономической политики современного государства // Мир экономики и права. - 2012. - № 7. - С. 27-32. Бондарев В.Г., Стребков А.И. Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2009. - № 3. - С. 107-116. Глазьев С.Ю. Государственная экономическая политика России в условиях глобальной конкуренции. - 2007. - № 2. - С. 14-41. Калманова А.С. Цели экономической политики государства // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 19-21. Калманова А.С. Экономическая политика социального государства // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 149-151. Карпунина Е.К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 34-38. Карпунина Е.К. Приоритетные направления экономической политики государства: усиление антикризисной составляющей // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 9. - С. 46-53. Коваль А.А. Совершенствование формирования государственной экономической политики // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. № 8 (64). Козлова Г.В. Влияние глобализации на формирование экономической политики национального государства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 3. - С. 33-37. Козлова Г.В. Специфика реализации экономической политики государства в условиях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - № 1. - С. 46-50. Козлова Г.В. Экономические интересы национального государства как детерминанты развития экономической политики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 5-8. Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 27-32. Лукин А.В., Лукин П.В. Экономическая политика в постсоветской России и российская история // Полис (Политические исследования). - 2011. - № 4. - С. 20-40. Оржеховская О.А. Современные трактовки «экономической политики», «инвестиционной политики» в России // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 6. - С. 43-44. Останин В.А. Общая и частная экономическая политика государства: проблемы взаимоотношения и взаимообусловленности // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013. - № 4 (65). - С. 23-27. Попова Т.С. Генезис государственной политики, направленной на обеспечение экономического роста и конкурентных преимуществ России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2010. - № 07. - С. 35a-41. Тельнова Т.П. Тенденции изменения приоритетов экономической политики государства // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 15. - С. 211-215. Чуркина И.Ю. Реализация экономической политики государства на основе социально-экономических функций // Вестник СамГУПС. - 2009. - Т. 2. - № 6. - С. 109-112.

Экономическая политика // Электронный ресурс. - Режим доступа: <#"justify">Экономическая политика // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_политика

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

Задачи внешнеэкономической политики

Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов.

Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны.

В условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей экономической внешней политики становится органичное вхождение России в мировое хозяйство. При этом должно соблюдаться определяющее значение национальных экономических интересов.

В этих целях необходимы планомерно и последовательно осуществляемые прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционного климата.

Стратегия внешнеэкономической политики разрабатывается и реализуется как в целом по стране, так и по ее регионам и соответственно — в отношении отдельных стран и регионов.

Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

Концепция внешнеэкономической политики включает также тактику ее проведения, т. е. совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой . Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы.

Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики , независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране.

Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны , что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками , в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами.

Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики .

Кроме вышеизложенного, специфика разработки концепции экономической внешней политики в современных условиях определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внешних связях .

Чрезвычайно значим также выбор стратегически важных геополитических, географических, региональных приоритетов для экономического сотрудничества (с какими странами и на каких условиях, при строгом разграничении первоочередных и вторичных целей). И особую значимость для России приобретает такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в этом процессе субъектов Российской Федерации и координации их деятельности на государственном уровне.

Основными принципами внешнеэкономической политики России являются независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.

Цели внешнеэкономической политики не могут быть сформулированы однозначно. Главная из них состоит в формировании эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов России , поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

Внешняя экономическая политика призвана также обеспечивать равные возможности и права с зарубежными конкурентами отечественным субъектам хозяйственной деятельности. Для них должен быть открыт доступ на мировые рынки товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом нельзя забывать, что они остро нуждаются в политической, информационной и финансовой поддержке в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости .

Особенно это относится к рынкам, жестко контролируемым и практически монополизированным крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а так же жестко защищенным протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

В этих целях необходимо добиваться благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами. Должны своевременно решаться вопросы об отмене имеющихся или недопущении потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений, торгово-экономических барьеров .