Механизм использования бюджетных средств. Бюджетные механизмы

- (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Б.м. используется для целенаправл. воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления.


В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена: механизм мобилизации ден. средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юридич. и физич. лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов.


В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюдж. расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации ден. средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, и др.); звена предоставления бюдж. средств - конкретные виды бюдж. расходов [на содержание аппарата управления, на федер. (регион., муницип.) целевые программы, на погашение гос. (муницип.) долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюдж. распределения и перераспределения финанс. ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).


Функционируют звенья Б.м. с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюдж. ресурсов. Способы исчисления бюдж. доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части Б.м., предопределяющие возможности количеств, и качеств, воздействия бюджета на экономику.


При этом количеств, влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюдж. средств. В зависимости от того, сколько и где изымается ден. средств в распоряжение гос-ва, куда и в каких объемах направляются бюдж. ассигнования, формируются возможности расширения обществ, произ-ва, повышения его технич. оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д, Качеств, воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономич. интересы хозяйствующих субъектов.


Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей Б.м. позволяет ускорять или замедлять социально-эконо-мич. процессы, инициировать достижение желаемых результатов.


В структуре Б.м. могут выделяться также отд. блоки, что обусловлено функцион. особенностями управления бюдж. отношениями. При функционально-управ-ленч. подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования ; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д.


Каждому из блоков свойственны специфич. методы (способы, приемы), с помощью к-рых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса .


С помощью особых приемов, используемых в блоке бюдж. планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюдж. средств на уровне федерации, регионов, муницип. образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюдж. отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муницип. образованиях.


Адресность бюдж. показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях обществ, произ-ва. Через бюдж. показатели можно следить за экономич. и соц. процессами, расценивая отклонения фактич. данных от ранее запланир. как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.


На построение Б.м. существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Напр., в федеративных гос-вах в зависимости от уровня управления бюдж. процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования: федер. бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков Б.м. на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловл. (и предопредел.) совокупностью бюджетных прав, закрепл. за федеральными, региональными и муницип. органами и отраж. в бюд жетном законодательстве.


Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований. С его помощью гос. и муницип. органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в осн. направлениях финансовой и бюджетной политики на соответств. период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставл. ходом экономич. и соц. развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., к-рый во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.

  • Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений. Можно выделить три звена бюджетного механизма: 1) методы аккумуляции средств в бюджете: – налоговый (налоги, налоговые платежи); – неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

    2) методы и формы выделения средств из бюджета: – бюджетное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности); – бюджетное кредитование – выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;

    3) методы и формы межбюджетных отношений.

    В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

    При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. Коренным образом изменились принципы распределения средств между бюджетами в связи с возникновением в 1994 г. такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляют собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов. Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения. Введение трансфертов было весьма значимым шагом в реформе межбюджетных отношений, так как они являлись достаточно объективной формой распределения бюджетных средств по сравнению с дотациями.

    К новым формам межбюджетных отношений относятся субсидии и субвенции, сохранилась также дотация. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

    В федеральном бюджете создается пять специальных фондов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации. К ним относятся:

    – Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; – Фонд компенсаций; – Фонд софинансирования социальных расходов; – Фонд регионального развития; – Фонд реформирования региональных финансов.

    1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления.

    2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств.

    1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления

    Современное государство кроме выполнения своих древних функций (оборонная, управленческая, сохранение внутренней безопасности) выполняет и экономические функции. Современное государство осуществляет государственное регулирование экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики, так как чисто рыночное распределение доходов не эффективно и по этой причине непроизводственная сфера будет финансироваться по остаточному принципу.

    Государство обязано обеспечить здоровую конкуренцию, необходимость развития общественных благ, сдерживать инфляционные процессы, регулировать занятость населения. Не только современный рынок требует вмешательство в экономику, но и решение такой важнейшей проблемы как поддержание социальной сферы, необходимость преодоления социальной несправедливости и неравенства. В любом обществе есть пожилые и престарелые граждане, больные и инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, безработные, и именно демократическое государство берет на себя заботу о таких гражданах и несет значительные постоянно возрастающие социальные расходы. Вмешательство государства в экономику обеспечивается такой универсальной формой как бюджет.

    Регулирование экономики происходит при формировании доходов бюджетов и при осуществлении расходов.

    Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов коммерческих организаций существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.



    В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. Инициаторами реализации этих проектов могут выступать:

    Федеральные органы исполнительной власти;

    Органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

    Коммерческие организации, в том числе иностранные.

    Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам:

    1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям.

    2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки.

    3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным.

    4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом.

    5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта.

    6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

    В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

    Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах:

    1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта).

    3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет.



    Чаще всего инвестиционные проекты в промышленности и строительстве финансируются через федеральные адресные программы . Таким способом финансируется строительство конкретных объектов необходимых для реализации федеральных целевых программ. Через эти же целевые программы выделяются средства для реализации отраслевых программ.

    Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.

    Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

    1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

    2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты).

    Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур:

    а) Разработка технических регламентов по строительству;

    б) Осуществление экспертизы проектов;

    в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов;

    г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных.

    В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом:

    1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства.

    2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

    При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов:

    Содействие росту производства конкурентоспособной продукции;

    Содействие решению социальных проблем в масштабе страны;

    Соблюдение экологической безопасности населения.

    Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ

    Государственная поддержка экономики.


    2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств

    Организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

    Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.

    Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.

    Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в размере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

    Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кредита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

    Обязательным условием предоставления бюджетного кредита служит проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом. Последний осуществляет также проверку целевого использования кредита.

    При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

    К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.

    Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюджет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе.

    Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе их получателей.

    Предоставление субсидий юридическим лицам

    Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

    [Бюджетный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 78]

    1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

    2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

    1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

    2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

    3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

    3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

    1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

    2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

    3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

    4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

    5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

    4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

    Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

    5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

    6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

    Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

    7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

    Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Сколько уровней бюджетов можно выделить в бюджетной системе Российской Федерации?

    2. Каким документом утверждается федеральный бюджет?

    3. Для каких целей предназначен бюджет субъектов Российской Федерации?

    4. Что такое консолидированный бюджет Российской Федерации?

    5. Как учитываются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

    6. Какие учреждения называют учреждениями нового типа?

    7. Какие условия необходимо соблюсти учреждению для проведения приносящей доход деятельности?

    8. Какие расходы финансируются бюджетными средствами?

    9. Куда могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности?

    10. В чем заключается значение анализа использования бюджетных и внебюджетных средств?

    Понятие и специфические свойства бюджета

    Общегосударственные финансы состоят из ряда централизованных фондов, основным из которых является государственный бюджет. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы любого государства.

    Термин « бюджет» в переводе с английского означает «кошелек с деньгами». Он возникает исторически там, где существует государство и товарно-денежные отношения.

    В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета:

    Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год и имеет силу закона, т.к. утверждается Парламентом и подписывается Президентом, и обязателен для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.

    Бюджет зависит от множества объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом историческом периоде в разных странах.

    Оъективные факторы:

    1. характер производственный отношений;

    2. уровень развития производительных сил;

    3. природные, экономические и социальные особенности каждой страны;

    4. тип государства.

    Субъективные факторы:

    1. политика правительства в сооветствующем периоде;

    2. приоритеты развития;

    3. внешняя и внутренняя экономическая ситуация.

    Бюджету присущи следующие свойства:

    1. обезличенность доходов государственного бюджета, так как нет привязки к конкретным расходом;

    2. бюджет влияет на национальную экономику через систему доходов и расходов;

    3. расходы бюджета должны быть обеспечены финансовыми ресурсами, централизованы и должны своевременно осуществлялось финансирование предусмотренных мероприятий;

    4. осуществление государственного контроля за исполнением бюджета;

    5. формирование бюджетов по территориальному признаку;

    6. возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей.



    Понятие и значение бюджетных отношений

    В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджетных отношений:

    Бюджетные отношения – это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетнных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

    В составе финансовых отношений при обособлении чистого дохода зарождаются бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. Бюджетные отношения носят также и перераспределительный характер и опосредуют взаимосвязь субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия чистого дохода для формирования доходов государства.

    С помощью бюджетных отношений происходит образование централизованного фонда денежных средств. Формирование бюджета можно представить в виде следующей схемы:

    ВВП=С+V+М →м1

    С (основные средства) +V (рабочая сила) = фонд возмещения

    М – чистый доход

    м1 – часть чистого дохода, которая идет на формирование бюджетного фонда, т.е это налоги и платежи.

    м2 – часть чистого дохода, которая остается у субъектов хозяйствования.

    Бюджетным отношениям присущи следующие особенности :

    1. они носят денежный характер;

    2. эти отношения обусловлены функционированием государства;

    3. они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

    4. опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде налогов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

    5. носят перераспределительный характер;

    6. они регулируются бюджетным и налоговым законодательством.

    Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса.

    Главным участником бюджетных отношений является государство.

    Функции бюджета и бюджетный механизм

    Бюджет выполняет2 основные функции:

    1. распределительная;

    2. контрольная.

    С помощью бюджета происходит перераспределение значительной части национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение на различных уровнях между структурными подразделениями (межотраслевое и межтерриториальное) и между уровнями бюджетов.

    Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, а также определить, в какой степени они соответствуют потребностям, как происходит распределение средств и насколько эффективно они используются.

    Выделенные в порядке распределения ассигнования носят целевой характер и направлены на определенные экономические и социальные цели. Поэтому также необходимо осуществлять контроль за их использованием. Бюджетный контроль направлен на обеспечение исполнения бюджета и является частью финансового контроля.

    В современных государствах бюджет используется в системе государственного регулирования воспроизводственного процесса, а это возможно благодаря бюджетному механизму.

    Бюджетный механизм – это совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.

    Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета – обезличенность доходов государственного бюджета, то есть нет их привязки к конкретным расходам.

    С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет ВВП, национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы и создает условия для контроля за экономическими процессами.

    4. Экономическое содержание, назначение и роль государственного бюджета

    Экономическое значение бюджета состоит в том, что он может активно воздействовать на общественное производство с помощью налогов и направлять мобилизованные ресурсы на развитие приоритетных отраслей экономики. Это дает возможность правительству реализовывать свою экономическую, социальную, внешнюю и внутреннюю политику.

    Государственный бюджет имеет внешние признаки, а именно форму и ее материальное содержание.

    По организационной форме бюджет– это финансовый план государства, который занимает центральное место в общей системе финансовых планов.

    По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства.

    По социальной сущности государственный бюджет – это основное орудие или инструмент перераспределения национального дохода.

    Следовательно, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который отражает экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств.

    Назначение государственного бюджета состоит в следующем:

    1. с его помощью осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода;

    2. осуществляется государственное регулирование и стимулирование экономики;

    3. осуществляется финансовое обеспечение социальной политики;

    4. производится контроль за образованием и использованием фонда денежных средств бюджета.

    Роль государственного бюджета:

    1. с помощью государственного бюджета обеспечивается выполнение функций по управлению, возложенных на государство;

    2. бюджет является инструментом перераспределения денежных средств между отраслями экономики, экономическими регионами и социальными группами населения;

    3. бюджет является основой содержания непроизводственной сферы.

    Государственный бюджет функционирует с помощью особых экономических форм - доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

    Бюджетный механизм

    Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.

    Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:

    1) формы организации отношений в бюджетной сфере;

    2) методы концентрации бюджетных средств;

    3) принципы расходования бюджетных средств;

    4) объем средств бюджета, которые используются государством, регионами, органами местного самоуправления.

    В структуре бюджетного механизма определены три звена :

    1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;

    2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;

    3) распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

    Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

    Выделяют следующие блоки бюджетного механизма :

    1) блок планирования и прогнозирования бюджета;

    2) блок исполнения бюджета;

    3) блок бюджетного контроля.

    Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.

    С помощью различных методов блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля за общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.

    В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:

    1) федеральный бюджет;

    2) региональные бюджеты;

    3) местные бюджеты.

    Специфика каждого из звеньев бюджетной системы – в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве.

    Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.