учебник для бакалавров. Банковское дело

Текущая страница: 1 (всего у книги 43 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

А. М. Тавасиев

Банковское дело. управление кредитной организацией. Учебное пособие

Глава 1. БАНК, БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

1.1. Банки и иные кредитные организации: основополагающие характеристики

Исходным для характеристики того, что есть банк, является более широкое понятие “кредитная организация”. С него и следует начать, воспользовавшись следующими рассуждениями.

Товарно-денежные отношения состоят из отношений трех типов:

– товар меняется непосредственно на другой товар (Т – Т);

– товар меняется на другой товар посредством денег (Т – Д – Т);

– деньги непосредственно меняют владельца (Д – Д).

Из представленной структуры товарно-денежных отношений видно, что во втором случае товар и деньги совершают взаимосвязанное встречное движение, в первом случае движутся только товары, в третьем – только деньги. Последний случай отражает суть тех экономических процессов, которые именуются собственно денежными (финансовыми) отношениями. Другими словами, денежные отношения – это такая часть товарно-денежных отношений, которая означает отношения между субъектами экономики по поводу самостоятельного движения денег как таковых.

В состав денежных включаются следующие главные конкретные отношения:

Формирование бюджетов и расходование средств из них;

Уплата (получение) налогов и сборов;

Передача денег в кредит и их возвращение. Соответственно существуют три сферы экономики, в которых реализуются главные формы денежных отношений: бюджет, налоги, кредит.

В случае собственно денежных отношений деньги (их знаки) совершают самостоятельное движение (без непосредственного встречного движения товаров), хотя их самостоятельность относительна. Деньги не могут сколь угодно долго обращаться сами по себе. Чтобы оставаться деньгами (быть всеобщим эквивалентом, средством обращения, средством платежа и т.д.), они нуждаются в том, чтобы регулярно встречаться в своем движении с товарами, обслуживать процессы обращения последних. Но в известных пределах время от времени деньги могут и должны совершать собственное, самостоятельное движение. Причем такое их движение является необходимым моментом (условием) общего процесса воспроизводства экономики: чтобы воспроизводство шло нормально, деньги в нужный момент должны оказываться там, где они необходимы, и уходить оттуда, где они в данное время являются излишними. Соответственно возникают особые экономические (именно финансовые) проблемы, часть из которых решают кредитные организации.

Итак, денежные отношения в бюджетной, налоговой и кредитной сферах имеют общий внешний признак , состоящий в относительно самостоятельном движении денег по формуле Д – Д. В то же время по своему экономическому содержанию эти группы отношений резко различаются, и их развитие подчиняется особым закономерностям. Это служит основанием для возникновения и функционирования особых хозяйственных структур, специализирующихся на выполнении той или иной группы денежных отношений.

Дело в том, что указанные отношения могут быть рыночными (стоимостными не только по форме, но и по существу, по внутреннему содержанию) и нерыночными (не отражающими ни куплю-продажу, ни какое-либо иное отношение, подчиняющееся законам товарно-денежных отношений, законам рынка).

Денежные отношения в бюджетной и налоговых сферах – это отношения нерыночные . Их реализация в ходе исторического развития обществ становится прерогативой органов государственной исполнительной власти.

В кредитной сфере всегда действует специфический рынок, на котором:

Предметом “купли-продажи” (“товаром”) выступает право временного пользования чужими деньгами (как бы “аренда денег”). О том, что здесь нет торговли (купли-продажи) в общепринятом смысле слова, говорит принцип возвратности, которому подчиняются ссужаемые деньги, т.е. тот факт, что на этом рынке деньги совершают не только прямое, но и обратное движение;

Ценой “товара” является процент (как бы рента), т.е. движение денег происходит на платной основе;

Сама “торговля” названным “товаром” имеет три варианта:

♦ покупка (привлечение) на обусловленный срок или до востребования права воспользоваться чужими деньгами;

♦ продажа (размещение) заемщику на определенный срок права пользования собственными средствами продавца;

♦ перепродажа (размещение) заемщику на определенный срок права пользования средствами, привлеченными продавцом.

В этой последней сфере и только в ней денежные отношения являются рыночными . И именно указанная часть денежных отношений представляет собой область деятельности кредитных организаций (КО), которую называют по-разному: денежный рынок, рынок ссудного капитала, финансовый рынок.

В строгом смысле слова данный рынок включает в себя рынок отечественных денег и рынок иностранных валют. На практике в его состав включают также рынок благородных металлов и рынок ценных бумаг. Каждый из названных рынков может подразделяться на более узкие части.

Экономические законы разделения труда и экономии рабочего времени обусловили тот факт, что для осуществления специфических групп денежных отношений в обществе исторически выделились особые организационно-экономические структуры, которые, специализируясь на тех или иных отношениях, добиваются их наиболее эффективной реализации.

Бюджетом и налогами постепенно стали заниматься исключительно государственные органы. Что касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций (так называемых иных КО, не являющихся банками).

К числу последних можно отнести:

Фондовые и валютные биржи;

Страховые и финансовые компании;

Небанковские депозитно-кредитные организации;

Инкассаторские организации;

Клиринговые организации (палаты, центры);

Инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;

Брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;

Кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;

Ломбарды.

Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях) . Но что различает их между собой?

Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: производственные предприятия и хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются. Те и другие имеют более или менее явно выраженную специализацию.

Предприятия имеют в основном отраслевую специализацию (по видам продуктов материального производства). Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиваться действиями на оптовом рынке (обязательный компонент), либо доходить и до розничной торговли своим продуктом собственными силами.

Остальные хозяйствующие организации основную свою деятельность ведут в сфере обращения. Это не значит, что они ничего не производят. Но главная их функция – создавать условия для доведения созданных в материальном производстве благ до конечного потребления, обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена, что предполагает выполнение множества разнообразных конкретных задач, без чего общественная экономика функционировать не может. В силу этого организации сферы обращения вынуждены функционально специализироваться.

Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям. Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороны общественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должны тем или иным образом “делить обязанности” между собой. К этому их принуждают: 1) чрезвычайно широкий перечень рыночных денежных операций; 2) ограниченные возможности (материальные, финансовые, кадровые и др.) любой отдельно взятой организации; 3) законодательные ограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения, накладываемые на участников рынка силами конкуренции; 4) изначальное содержательное различие между банками и НКО.

Первые три причины достаточно ясны, а о четвертой следует сказать особо. Дело в том, что есть по крайней мере два признака, существенно отличающие банки от всяких НКО, ставящие банки в особое положение.

Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные КО – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим КО, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи, ставящие банки в положение первичного звена?

Это, во-первых , способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых , первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия, и НКО; в-третьих , обслуживание небанковских КО в банках наравне с прочими клиентами. В совокупности все это ведет к тому, что количественные и качественные ограничения работы прочих КО с деньгами и производными от них инструментами, сама технология их деятельности во многом задаются банками.

Банки – основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). То есть банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие КО всегда остаются узко специализированными , т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Это не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом – о том, что он вправе делать это (в отличие от НКО) и должен быть готов к этому, если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальной действительности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (причем перечень таких операций не остается неизменным), другими занимаются меньше (только чтобы не уйти совсем с данного рынка или только по требованиям отдельных клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовятся к ним или готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера собственной готовности банков к проведению тех или иных операций, таки конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.

Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера . Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности.

В то же время многие операции, относимые к банковским (расчетные, кассовые, кредитные, с ценными бумагами, доверительного управления, хранение ценностей и др.), выполняют и должны выполнять (при наличии соответствующего разрешения, если это необходимо) не только банки, но и другие КО, а в определенной мере даже просто предприятия.

Однако имеются операции, которые могут и должны выполнять банки и только они. Указанная выше их исключительная прерогатива в общем плане была названа как образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота . При этом важно иметь в виду, что обеспечение оборота платежными средствами не является обособленным направлением деятельности банков, а предполагает внутреннюю неразрывную связь с депозитными, расчетными и платежными, кредитными, кассовыми и другими операциями. С учетом данного соображения можно утверждать, что указанная исключительная прерогатива банков конкретно реализуется в следующих группах операций:

1) прием денег в депозиты (вклады) от юридических и физических лиц;

2) выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег);

3) инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) купля-продажа иностранных валют.

Перечисленные операции являются решающими, определяющими саму природу банков , поскольку их проведение означает уменьшение или увеличение денежной массы в обращении.

Здесь следует оговорить одно важное обстоятельство. Известно, что принимают деньги от своих клиентов и выдают им ссуды и прочие КО. Но банковское обслуживание в этом отношении имеет глубокую специфику, которая состоит в том, что клиенты банков имеют право распоряжаться деньгами, которые они внесли на банковские счета (кроме вкладных), т.е. пересылать деньги, оплачивать с указанных счетов свои обязательства и покупки и т.д. Напротив, почти все типичные НКО (кроме бирж, клиринговых палат и некоторых других) сами выступают распорядителем принятых денег. Таким образом, только банки и указанные исключения из числа НКО обслуживают лиц, остающихся не только владельцами, но и распорядителями своих денег. Эта функция в банковском деле известна под названием расчетно-платежного обслуживания. Следовательно, к числу операций, которые проводят банки или преимущественно банки, можно добавить:

5) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

6) осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов.

Эти две группы операций непосредственно не влияют на объем денежной массы в обращении, однако они также конституируют природу банков .

Кроме того, только банки могут :

7) привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы;

8) выдавать банковские гарантии.

Таковы самые принципиальные характеристики, определяющие экономические “координаты” банков. Однако для реальной банковской практики только их недостаточно. В этой связи необходимо обратиться к тому, как трактует банки законодатель.

В Федеральном законе № 17-ФЗ от 3.02.1996 г. “” 1 (статьи 1, 5, 6) закреплены следующие важнейшие положения.

1. Банк (и любая КО) должен быть организацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности которой должно быть получение прибыли и ее распределение между участниками (акционерами либо пайщиками).

2. Банк (и любая КО) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

3. Банк (и любая КО) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать:

– на основе любой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе РФ (далее также – ГК РФ или ГК ), т.е. на основе либо государственной (федеральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая может быть или долевой, или совместной), либо иной формы собственности. К “иным” формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная. Последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (к примеру, Сбербанк РФ является государственно-частным);

– только в форме хозяйственного общества, т.е. в одной из следующих организационно-правовых форм: акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

4. Банк (и любая КО) может и должен систематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях).

5. Всякий банк (но только банк) обязан систематически проводить для своих клиентов как минимум следующие 3 группы банковских операций в их совокупности (одновременно):

Открытие и ведение банковских счетов;

Привлечение во вклады (депозиты) денег;

Размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, срочности, т.е. выдача денежных кредитов.

6. Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливаемыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает некоторые исключения из этого требования при проведении кредитными организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, КО могут проводить такие операции по договоренности между собой, а если это операции международные – в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

7. НКО, лицензируемые Банком России, могут проводить отдельные банковские операции (включая отдельные операции, перечисленные выше в п. 5), предусмотренные в Законе и их лицензиях (перечни разрешаемых им операций индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориентированы на разные виды деятельности). Собственно банковские операции (например, денежное кредитование) для этих организаций основным и регулярным видом деятельности не являются.

8. Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это делать) может, когда это интересно самому банку (кредитной организации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, названные в Законе “другими сделками кредитной организации”. Термин призван был подчеркнуть, что имеются в виду финансово-хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоянной основе могут заниматься лишь КО. То есть проведение данных операций (сделок) в норме можно считать исключительным правом кредитных организаций (с учетом того, что эпизодически подобные сделки могут совершать любые юридические и физические лица).

9. Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финансовых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сделки), допускаемые законодательством страны, за исключением операций (сделок), означающих ведение на постоянной основе производственной, торговой и страховой деятельности.

Правда, перечисленные здесь положения Закона не в полной мере адекватны фундаментальным экономическим характеристикам банка и потребностям реальной банковской практики, но здесь мы эту сторону проблемы не будем рассматривать.

В любом случае необходимо исходить из того, что операции (сделки), которые могут проводить банки, подразделяются на 3 круга, “вписанных” один в другой:

♦ первый, центральный – операции, дозволенные только банкам;

♦ второй, средний – операции, дозволенные только кредитным организациям (т.е. как банкам, так и прочим КО);

♦ третий, внешний – любые операции, которые КО могут проводить наряду с другими субъектами хозяйствования на основании норм ГК РФ .

Специфическими для банков как особых финансовых институтов являются операции (сделки), составляющие названный круг первый и частично – круг второй . Их можно называть исключительными операциями , имея в виду, что банки проводят данные операции на основе своего исключительного права.

1.2. Банковская система: cтруктура, функции в экономике, качество

Элементы и уровни банковской системы

Статья 2 Закона “О банках и банковской деятельности ” (далее также – Закон о банках) начинается с такой части: “Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков ”. Такая формулировка вызывает ряд вопросов и в ряде аспектов неверна по сути.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность КО, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ РФ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера – вспомогательные организации (организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных КО: “торговые площадки”, фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).

Сказанное схематически можно представить следующим образом.


Схема 1.1. Структура банковской системы


Поэтому банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):

♦ Банк России;

♦ Агентство страхования вкладов (АСВ) 2 как элемент верхнего уровня банковской системы (с точки зрения организационно-правовой формы агентство – это государственная корпорация);

♦ отечественные коммерческие банки и НКО;

♦ филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

♦ зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;

♦ российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

♦ действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

Важен вопрос об уровнях банковской системы. Совокупность действующих в стране банков и иных КО может иметь одно– либо двухуровневую организацию. Один уровень, первый, верхний – центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), другой уровень, второй, нижний, базовый – коммерческие банки и прочие КО (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой .

Нередко появляются предложения конструировать банковскую систему, которая включала бы в себя больше уровней. Указанные предложения ошибочны, но они своеобразно отражают некую объективную реальность, а именно сложную структурную организацию каждого из названных уровней, особенно второго, нижнего.

Во-первых , как уже было показано, этот уровень включает в себя по крайней мере два крупных блока – коммерческие банки и прочие КО (а если считать вспомогательные организации, то три блока). Все организации, входящие в указанные блоки, являются коммерческими, находятся на одном уровне логически и фактически (по правовому статусу и выполняемым экономическим функциям). Следовательно, все элементы нижнего яруса банковской системы при всех различиях между ними занимают по крупному счету один уровень, поскольку, с одной стороны, не зависят друг от друга, равноправны, однопорядковы в рамках закона, могут согласовывать свои действия по принципу координации или конкурировать; с другой стороны, все они в равной мере должны подчиняться контролю и регулированию со стороны центрального банка (и других звеньев верхнего уровня, если таковые имеются в стране), с которым находятся в отношениях субординации.

Во-вторых , каждый из блоков также имеет достаточно сложную структуру и распадается на многоэлементные подуровни. Так, коммерческие банки могут и должны (в тех или иных целях) классифицироваться на разнообразные виды на основе разных критериев (признаков). Например, по критерию формы собственности банки должны быть поделены на четыре вида: государственные; частные; кооперативные; смешанные. И ни один из этих видов, включая банки государственные (здесь не имеется в виду, конечно, центральный), на статус особого уровня банковской системы наряду с названными выше двумя уровнями претендовать не может.

Таким образом, банковская система состоит из четырех элементов (из трех элементов – без вспомогательных организаций), которые группируются в два уровня . И каждый уровень (в том числе верхний), каждый базовый элемент системы имеет сложную внутреннюю структуру .

А. М. Тавасиев

Банковское дело. управление кредитной организацией. Учебное пособие

Глава 1. БАНК, БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

1.1. Банки и иные кредитные организации: основополагающие характеристики

Исходным для характеристики того, что есть банк, является более широкое понятие “кредитная организация”. С него и следует начать, воспользовавшись следующими рассуждениями.

Товарно-денежные отношения состоят из отношений трех типов:

– товар меняется непосредственно на другой товар (Т – Т);

– товар меняется на другой товар посредством денег (Т – Д – Т);

– деньги непосредственно меняют владельца (Д – Д).

Из представленной структуры товарно-денежных отношений видно, что во втором случае товар и деньги совершают взаимосвязанное встречное движение, в первом случае движутся только товары, в третьем – только деньги. Последний случай отражает суть тех экономических процессов, которые именуются собственно денежными (финансовыми) отношениями. Другими словами, денежные отношения – это такая часть товарно-денежных отношений, которая означает отношения между субъектами экономики по поводу самостоятельного движения денег как таковых.

В состав денежных включаются следующие главные конкретные отношения:

Формирование бюджетов и расходование средств из них;

Уплата (получение) налогов и сборов;

Передача денег в кредит и их возвращение. Соответственно существуют три сферы экономики, в которых реализуются главные формы денежных отношений: бюджет, налоги, кредит.

В случае собственно денежных отношений деньги (их знаки) совершают самостоятельное движение (без непосредственного встречного движения товаров), хотя их самостоятельность относительна. Деньги не могут сколь угодно долго обращаться сами по себе. Чтобы оставаться деньгами (быть всеобщим эквивалентом, средством обращения, средством платежа и т.д.), они нуждаются в том, чтобы регулярно встречаться в своем движении с товарами, обслуживать процессы обращения последних. Но в известных пределах время от времени деньги могут и должны совершать собственное, самостоятельное движение. Причем такое их движение является необходимым моментом (условием) общего процесса воспроизводства экономики: чтобы воспроизводство шло нормально, деньги в нужный момент должны оказываться там, где они необходимы, и уходить оттуда, где они в данное время являются излишними. Соответственно возникают особые экономические (именно финансовые) проблемы, часть из которых решают кредитные организации.

Итак, денежные отношения в бюджетной, налоговой и кредитной сферах имеют общий внешний признак , состоящий в относительно самостоятельном движении денег по формуле Д – Д. В то же время по своему экономическому содержанию эти группы отношений резко различаются, и их развитие подчиняется особым закономерностям. Это служит основанием для возникновения и функционирования особых хозяйственных структур, специализирующихся на выполнении той или иной группы денежных отношений.

Дело в том, что указанные отношения могут быть рыночными (стоимостными не только по форме, но и по существу, по внутреннему содержанию) и нерыночными (не отражающими ни куплю-продажу, ни какое-либо иное отношение, подчиняющееся законам товарно-денежных отношений, законам рынка).

Денежные отношения в бюджетной и налоговых сферах – это отношения нерыночные . Их реализация в ходе исторического развития обществ становится прерогативой органов государственной исполнительной власти.

В кредитной сфере всегда действует специфический рынок, на котором:

Предметом “купли-продажи” (“товаром”) выступает право временного пользования чужими деньгами (как бы “аренда денег”). О том, что здесь нет торговли (купли-продажи) в общепринятом смысле слова, говорит принцип возвратности, которому подчиняются ссужаемые деньги, т.е. тот факт, что на этом рынке деньги совершают не только прямое, но и обратное движение;

Ценой “товара” является процент (как бы рента), т.е. движение денег происходит на платной основе;

Сама “торговля” названным “товаром” имеет три варианта:

♦ покупка (привлечение) на обусловленный срок или до востребования права воспользоваться чужими деньгами;

♦ продажа (размещение) заемщику на определенный срок права пользования собственными средствами продавца;

♦ перепродажа (размещение) заемщику на определенный срок права пользования средствами, привлеченными продавцом.

В этой последней сфере и только в ней денежные отношения являются рыночными . И именно указанная часть денежных отношений представляет собой область деятельности кредитных организаций (КО), которую называют по-разному: денежный рынок, рынок ссудного капитала, финансовый рынок.

В строгом смысле слова данный рынок включает в себя рынок отечественных денег и рынок иностранных валют. На практике в его состав включают также рынок благородных металлов и рынок ценных бумаг. Каждый из названных рынков может подразделяться на более узкие части.

Экономические законы разделения труда и экономии рабочего времени обусловили тот факт, что для осуществления специфических групп денежных отношений в обществе исторически выделились особые организационно-экономические структуры, которые, специализируясь на тех или иных отношениях, добиваются их наиболее эффективной реализации.

Бюджетом и налогами постепенно стали заниматься исключительно государственные органы. Что касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций (так называемых иных КО, не являющихся банками).

К числу последних можно отнести:

Фондовые и валютные биржи;

Страховые и финансовые компании;

Небанковские депозитно-кредитные организации;

Инкассаторские организации;

Клиринговые организации (палаты, центры);

Инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;

Брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;

Кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;

Ломбарды.

Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях) . Но что различает их между собой?

Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: производственные предприятия и хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются. Те и другие имеют более или менее явно выраженную специализацию.

В учебном пособии освещаются основные вопросы, раскрывающие природу кредитных организаций и банковской системы, управления банковской системой (сектором) в целом и отдельно взятым коммерческим банком по важнейшим направлениям их формирования и функционирования. Книга в сжатом виде дает совокупность современных знаний, необходимых всем, кто изучает теорию и практику банковского дела и управления им в России. Для студентов экономических вузов и факультетов, преподавателей экономических дисциплин, а также всех, кто самостоятельно изучает организацию и управление банковской деятельностью в стране, в том числе руководителей и сотрудников финансово-экономических служб предприятий и организаций реального сектора экономики, стремящихся повысить эффективность взаимодействия своих предприятий и организаций с коммерческими банками.

Глава 4. СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

4.1. Концепция и этапы создания банка

Законодательная и нормативная база

Основополагающие нормы, регламентирующие процесс создания коммерческого банка, содержатся в Гражданском кодексе (глава 4, § 2), законах № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. “Об акционерных обществах ”, № 14-ФЗ от 8.02.1998 г. “”, “”.

В последнем из названных законов (ст. 1) имеется запись: “Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество ”. К хозяйственным обществам в ГК отнесены: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (АО). Таким образом, банки могут создаваться и действовать в любой из перечисленных организационно-правовых форм.

Закон “Об акционерных обществах ” (ст. 1) содержит норму: “Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются в федеральных законах ”. Схожая формула в отношении ООО имеется и в ст. 1 Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью ”. Аналогичные формулы были введены и в ГК (ст. 87 и 96). Таким образом, во всех общих вопросах создания и последующего функционирования банки подчиняются нормам общих законов (ГК , законовоб АО и ООО), но когда речь заходит о специфике их организации и деятельности, то первенство получают специальные банковские законы. К числу последних относится Закон “О Центральном банке Российской Федерации ”, в соответствии с которым Банк России наделен правом издавать обязательные для всех КО нормативные акты. Пользуясь данным правом, ЦБ РФ определил, что в России КО образуются во всех перечисленных в ГК трех формах – АО, ООО, ОДО (п. 1.1 Инструкции ЦБ № 109-И от 14.01.2004 г. “”).

Фундаментальные положения, относящиеся к учреждению нового банка, зафиксированы в статьях 10–17 Закона “О банках и банковской деятельности ”. Приведем (в сокращенном виде) только две из них.

Нормативная база достаточно обширная и включает в себя более десятка основных в данном аспекте нормативных актов Банка России.

Основные требования

Организация банка требует гораздо больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.

Порядок создания банка включает в себя три основных этапа : I – этап подготовительной работы; II – этап государственной регистрации банка в качестве юридического лица; III – этап получения лицензии (права проводить банковские операции).

Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом в регистрации участвует также уполномоченный регистрирующий орган (функции такого органа поручены налоговой службе).

Формально первым юридическим шагом в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание учредительного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.

В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка . Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение :

а) миссия и стратегия будущей деятельности банка;

б) размеры и структура уставного капитала (УК), требования к учредителям и другим участникам (входящим в число участников в дальнейшем);

в) цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база;

г) организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.

Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования , с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками – инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России повышенное внимание к составу и качеству участников можно считать вполне оправданным.

Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы – общие, количественные и качественные. К числу общих требований можно отнести следующие:

♦ учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством;

♦ юридическое лицо – должник перед бюджетом не может быть учредителем.

На нормативном уровне достаточно жестко регламентированы порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц. Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то в этом случае действуют особые требования;

♦ учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из УК банка).

Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в УК банка. Число должно быть небольшим, для начала не более 5–6, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, – до 30 лиц (законодатель не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил – не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика и не сильно отличалась от долей других учредителей или участников (в законе или нормативных актах Банка России подобное ограничение не предусмотрено).

Качественные требования можно разбить на две подгруппы. К первой подгруппе можно отнести следующие из них (не все они указываются в документах ЦБ):

1. Все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для внесения в УК банка, выполнять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соответствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетными документами.

Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников (на этот счет имеется ст. 72 Закона о Центральном банке, а также нормативные акты самого ЦБ). Цель простая – чтобы банки не “надували” искусственно размеры своих капиталов.

2. Все учредители должны вызывать полное доверие, отличаться высокой обязательностью в делах, т.е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства.

3. Средства всех учредителей (собственные) должны быть “чистыми”.

4. Желательно, чтобы учредители – юридические лица представляли разные отрасли и сектора экономики, включая секторы финансового рынка.

5. Все учредители банка, как юридические, так и физические лица, должны быть согласны с его стратегией и активно способствовать ее претворению в жизнь.

Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и может включать, в частности, такие положения:

♦ необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов (общее количество которых должно быть больше). Желательно, чтобы его клиентами стали и контрагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;

♦ ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка не должен вмешиваться в его оперативную хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.

Пожалуй, единственный вопрос, над которым учредителям не надо думать, – это вопрос о минимально необходимой величине УК создаваемого банка. Величина “входного барьера” на рынок банковских услуг задана в документах Банка России и составляет не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро. С начала 2002 г. данное требование в равной мере относится как к вновь учреждаемому отечественному банку, в том числе учреждаемому путем изменения статуса НКО на банковский статус, так и к создаваемому на территории РФ дочернему банку иностранного банка.

Таким образом, Центральный банк не только уравнял в рассматриваемом аспекте отечественные и иностранные банки, но, подняв “планку” минимально необходимого размера УК для российских банков сразу в 5 раз, резко ограничил и все более ограничивает возможности возникновения новых отечественных банков.

Рублевый эквивалент названной суммы Банк России определяет ежеквартально на основании курса евро/рубль, установленного ЦБ РФ по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала. Названная сумма в последние годы менялась следующим образом (табл. 4.1).


Таблица 4.1

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания банка


Начиная с 2008 г. появилась возможность создания (в том числе путем слияния) банков, которым с самого начала их возникновения или с даты регистрации которых прошло менее двух лет может быть дано право привлекать денежные вклады физических лиц (части 3 и 4 ст. 36 Закона “О банках и банковской деятельности ”, а также п. 4.1, 7.2, 8.1, 8.2, 8.4; 13.2, 13.4, 14.4, 14.6, 14.7 Инструкции ЦБ № 109-И от 14.01.2004 г. “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций ”). Для таких банков установлена отдельная невероятно высокая “планка” минимального размера УК (для уже действующих банков – собственного капитала) – не менее суммы рублевого эквивалента 100 млн евро, что в I квартале 2008 г. составляло 3 594 100 000 руб. (письмо ЦБ РФ № 22-Т от 11.03.2008 г.)

Работу по отбору учредителей банка, подготовке необходимых документов, саму регистрацию целесообразно поручить небольшой организационной группе в составе 3–5 человек, которые потом при желании могут войти в число сотрудников создаваемого банка.

Подготовка основных документов

После того как определен состав учредителей и они нашли должное взаимопонимание по указанным выше принципиальным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей-инициаторов следует сосредоточиться на подготовке пакета документов, необходимых для регистрации и лицензирования будущего банка. Основными документами считаются учредительные документы создаваемого хозяйственного общества.

В соответствии с ГК РФ учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав (либо только устав, если ООО создается одним лицом). Учредительным документом АО служит устав; учредители АО должны также заключить между собой договор о создании АО.

В учредительном договоре банка в форме ООО (договоре о создании банка в форме АО) должны быть определены:

Обязанность учредителей создать банк;

Порядок совместной деятельности по его созданию;

Состав учредителей, условия передачи ими банку части своего имущества и участия в его деятельности;

Размер уставного капитала, размер доли каждого учредителя в УК;

Размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в УК;

Сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений;

Условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли;

Порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (для ООО);

Другие вопросы, регламентация которых предусмотрена в федеральных законах.

Учредительный договор должны подписать все учредители. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты (для учредителя, являющегося кредитной организацией, – банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре Банка России). Подписи представителей учредителей – юридических лиц должны быть заверены печатями соответствующих юридических лиц. Подписи физических лиц удостоверяет нотариус; он удостоверяет и документ в целом.

Согласование учредительного договора банка при его создании (как и в случае увеличения количества участников) проводится в порядке, аналогичном порядку согласования устава банка.

Если взносы самих учредителей покрывают лишь часть объявленного ими УК, то в договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать других участников банка. В этом случае договор дополняется подписными листами, в которых участники сообщают о своем решении внести полную долю в течение определенного времени. Однако при учреждении акционерного банка весь УК сразу должен быть распределен между учредителями (оплата акций – по их номинальной стоимости). Если банк создается в форме открытого АО, то его учредителям необходимо будет надлежащим образом зарегистрировать первый выпуск акций банка.

После подписания учредительного договора (договора о создании банка) расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России открывает учредителям временный (накопительный) расчетный счет , на который они до учредительного собрания вносят (перечисляют) не менее 10 % номинальной стоимости долей УК, которые они обязались внести в качестве вкладов. Основанием для открытия счета служит учредительный договор (договор о создании банка), а основанием для перечисления средств на накопительный счет – подписные листы. Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно.

Целесообразно вносить на накопительный счет сразу все причитающиеся с учредителей суммы, т.е. сразу формировать УК в полном объеме. Это отвлечет на какое-то время деньги учредителей из их оборота, но зато сократит организационный период, позволит банку скорее начать работать. Но такой подход оправдывает себя в том случае, если хорошо отработаны все документы, необходимые для создания банка, что дает надежду на его регистрацию в возможно короткие сроки.

При внесении денег на накопительный счет не следует забывать, что запрещается перечислять средства за другого учредителя и перечислять их с текущих, а не с расчетных счетов каждого учредителя – юридического лица. В противном случае РКЦ не примет эти деньги, что на длительное время может затянуть регистрацию банка по вине самих учредителей.

Учредительный договор (договор о создании банка) должен содержать и другие важные решения. Например, УК частично или даже полностью может быть сформирован за счет иностранных валют (валюту со своих текущих валютных счетов вносят учредители – резиденты РФ, а если эти резиденты являются кредитными организациями – с корреспондентских счетов в других банках). В этом случае в договоре следует указать, какие валюты будут приниматься в оплату капитала (существует закрытый перечень наименований валют, которые ЦБ разрешает принимать в качестве взноса в УК), по какому курсу оценивается вносимая валюта или, что то же самое, какова рублевая и валютная стоимость доли УК (это определяет собрание учредителей). Для зачисления поступающих от учредителей валютных средств следует открыть корреспондентский счет во Внешторгбанке или Сбербанке России. Учредители могут оплачивать свои доли в капитале наличной валютой, внося соответствующие суммы в кассу любого российского банка, имеющего право работать с валютами, с условием последующего перечисления им указанных сумм на счет будущего банка, открытый во Внешторгбанке или Сбербанке. Если среди учредителей имеется нерезидент , то он также вправе оплатить свой взнос в УК со своего валютного счета в другом банке, предварительно получив необходимое разрешение Банка России15 .

Следует четко соблюдать и требования Банка России в отношении неденежных форм взносов в УК. Главные из этих требований таковы.

1. Не может быть вкладом в УК банка имущество, право распоряжения которым ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами.

2. Внесенное в УК банка в установленном порядке имущество становится его собственностью.

3. Вклады в УК могут делаться в виде рублевых и валютных средств, а также неденежных активов.

4. К неденежным активам в данном случае относятся материальные активы.

5. Под материальными активами понимаются здания (помещения), в которых будет располагаться банк.

6. В случае внесения в УК банка материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в УК. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе банка в рублях. Денежную оценку материальных активов утверждает: для ООО (ОДО) – общее собрание учредителей, для АО – совет директоров. В случаях, предусмотренных в федеральных законах, материальные активы оценивает независимый оценщик.

7. Норматив (верхний предельный размер) неденежной части УК создаваемого банка составляет 20 %. Данный норматив не должен нарушаться и в дальнейшем при увеличении УК действующего банка.

Специальные требования предъявляются к зданию , в котором будет располагаться банк. Во-первых, это требование касается принадлежности здания. Оно может передаваться (полностью или в части) учредителями в собственность банка в качестве оплаты доли (долей) в УК либо в аренду (субаренду). Банк может также планировать расположиться в здании (помещении), которое он берет в аренду (субаренду) у лица, не являющегося его учредителем. Во-вторых, здание (помещение) банка (его подразделения), в котором будут проводиться операции с ценностями, должно иметь надежную охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для ведения кассовых операций – кассовый узел, технически укрепленный в соответствии с особыми требованиями.

Наконец, следует грамотно разрешить вопросы структуры собственности в создаваемом банке. В этой части действуют следующие основные требования.

1. Если одно юридическое или физическое лицо, либо группа юридических и /или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группа юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (ст. 105 и 107 ГК РФ ), намерены приобрести более 5 % долей УК банка, то они должны в предварительном порядке уведомить об этом Банк России, а если речь идет о приобретении более 20 % долей УК – предварительно получить на это его согласие, для чего в ТУ ЦБ подается ходатайство установленного содержания.

2. ТУ Банка России рассматривает возможность дать испрашиваемое предварительное согласие на основании целого пакета документов, прилагаемых к ходатайству, среди которых – заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил.

3. По результатам рассмотрения названных документов и с учетом финансового положения ходатайствующего ТУ ЦБ письменно сообщает ему о своем согласии либо отказе.

Следующий шаг – проведение учредительного собрания . Итоговый документ такого собрания – протокол – должен содержать ряд обязательных решений:

1) о создании банка (решение обязательно единогласное);

2) об утверждении наименований банка. Учредители еще до подписания учредительного договора (договора о создании) обязаны предварительно согласовать с Банком России предполагаемые наименования (полное и сокращенное) банка;

3) об утверждении устава банка;

4) об избрании совета банка и его председателя (отдельно – протокол заседания совета с решением об избрании председателя совета);

5) об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера банка и его заместителей;

6) об утверждении бизнес-плана банка.

Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить: а) соответствует ли создаваемая организация требованиям, предъявляемым к банкам; б) будет ли способен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями банка); в) насколько адекватны органы управления банком ожидающим его рискам.

Здесь приходится руководствоваться Указанием ЦБ № 1176-У от 5.07.2002 г. “О бизнес-планах кредитных организаций ” (включая все приложения к нему). В соответствии с данным Указанием вновь создаваемый банк должен также представить:

Свой расчетный баланс на первые 2 года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов);

План доходов, расходов и прибыли тоже на 2 года деятельности (и тоже с подробными расшифровками);

Показатели выполнения банком обязательных нормативов в те же предстоящие 2 года работы. Ясно, что по крайней мере в отношении нового банка такие требования являются нереальными;

Конец ознакомительного фрагмента.

В учебнике раскрыта сущность банков, банковской деятельности, структура и роль банковской системы, общие основы и структура управления банковской деятельностью, банковские операции, риски банковской деятельности, правовые основы деятельности банка в России. Включенные в книгу темы охватывают практически весь круг проблем, без знания которых сегодняшний студент не сможет продуктивно работать в банке, реализуя в рамках требований законов и иных нормативно установ-ленных положений политику его руководства. Затрагиваются также проблемы, решение которых относится к компетенции высшего руководства банков.Издание также включает словарь основных терминов,список нормативных актов и рекомендуемую литературу.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.