Экономика и ее роль в общественной жизни. Понятие экономики

Экономика - это совокупность научных исследований, финансовой структуры и деятельности людей, которая обеспечивает производство, рациональное распределение и потребление товаров и услуг в человеческом обществе.

Понятие экономики, ее роль в жизни человека

Экономика состоит из микроэкономики и макроэкономики. Макроэкономика представляет собой уровень создания факторов и условий, которые благоприятно влияют на результативность экономической деятельности.

Микроэкономика - процесс непрекращающегося взаимодействия между производителем и потребителем. Экономика играет, без сомнений, важную роль в жизни современного человека.

В первую очередь, благодаря экономике мы обеспечены материальными благами, необходимые для полноценной жизнедеятельности - жилье, одежда, продукты. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов.

Общественные потребности

Общественные потребности представляют собой вид тех потребностей, которые носят массовый характер и присущи каждому человеку в силу его общественной природы. Общественные потребности включают в себя два подтипа, которые связанны между собой: потребности государства и потребности общества.

К числу общественных потребностей относят потребности в коммуникациях, образовании, труде, здравоохранении, безопасности. На степень реализации общественных потребностей влияет уровень экономики в государстве. Именно фактор экономического развития становится решающим в удовлетворении людьми своих общественных потребностей.

В государствах с нестабильной экономикой беспрепятственно могут быть удовлетворены только первичные потребности - необходимость в еде и одежде.

Ограниченность ресурсов

Ограниченность ресурсов - термин, который в последнее время довольно часто встречается в экономике. Это понятие, которое выражает конечность и дефицитность тех производственных ресурсов, которые привыкли использовать люди в хозяйственном производстве.

Человеческие потребности не имеют границ и склонны к возрастанию, в то время как уровень ресурсов для их удовлетворения безостановочно падает. В широком смысле ограниченность ресурсов - это использование человеком свободных материальных и нематериальных ресурсов.

В подобной трактовке к свободным материальным ресурсам производства добавляются такие нематериальные ресурсы как время и человеческие силы.

Факторы производства

Те ресурсы, благодаря которым происходит процесс хозяйственного производства, имеют название факторы производства. Виды факторов производства:

1. Информация - в современном мире вместо информации в экономике все чаще применяют термин «технология». Информация является основой экономической деятельности, так как она открывает новые пути улучшения производства и повышения его результативности.

2. Труд - целесообразная деятельность индивида, направленная на достижения результата.

3. Капитал - совокупность материальных благ: машины, станки, деньги, здания, сооружения.

4. Земля - природный ресурс необходимый для производства материальных благ и услуг.

5. Предпринимательский талант - способность человека организовывать производство, принимать решения связанные с риском, внедрять новаторства в производство.

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

  • Каковы место и роль экономики в жизни общества?
    От чего зависит богатство и процветание страны?
    Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
  • Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессовС развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
  • О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».
    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. .. Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и…расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере. .. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
    Вопросы и задания к документу
    1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению ученого, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
    2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером
  • 1. Роль государства при переходе к рыночной
    экономике
    Роль государства в экономике. Роль государства в
    жизни общества. Функции государства в рыночной
    системе. Методы и инструменты государственного
    регулирования экономики. Анализ роли государства в
    экономике Республики Казахстан. Проблемы
    перехода к рынку.
    курсовая работа
  • 1) Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы? 2) А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером. 3) Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики. 4) Почему, по мнению экономиста, наличие демократического общества выступает условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это. 5) Автор подчёркивает регулирующую роль в обществе судебной системы наряду с рыночным механизмом. Раскройте значение правовой защиты участников экономической деятельности. едином рыночном пространстве? Нужно кратко и ясно
  • 1. А) поддержание и стимулирование конкуренции в экон. сфере;
    б) гарантирует стабильность рыночной системы в целом;
    в) создание правового поля в предпринимательской сфере;
    г) сохранение рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов.
    Экон. функции государства, которые способствуют стабильному развитию рын. системы: борьба с монополией, поддержание конкуренции.
    3. Значение: способствует распределению ресурсов, взаимодействию спроса и предложения, формированию рыночных цен; стимулирует снижение доходов производства и внедрение новых видов продукции; обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителя.
  • 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

    2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

    3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

  • Это 1 билет по обществу. ответ на 2 вопрос. по офиц. данным разрыв между % самых обеспеченны и самых бедных в 15, 16 раз. черта бедности устанавливается минимальным уровнем дохода на семью.

    гос-во использует след. меры:

    Создание спец. центров повышения квалификации

    Выплаты стипендий

  • 1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

    2. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономикии общества?

    3. В чем особенности рыночного регулирования экономики?

    4. Как сделать производство эффективным?

    5. Что необходимо для успеха в бизнесе?

    6. Какие экономические задачи решает современное государство?

    7. Кто и как регулирует денежные потоки в эконом

  • 1. Роль в экономике высока потому что от экономического состояния страны зависит, уровень жизни её жителей например у стран Африки (кроме ЮАР) отсалый уровень экономики и поэтому уровень жизни в стране низкий

    2. Потомучто чем выше рост тем лучше экономика общества.

    3. Ну рынок это дениги курс долора, евро и рубля в нашей сране курс устанавлевает ЦентроБанк, тем сасым он как - бы регулирует экономику рынка.

    4. Во - первых, нужно знать о производстве и работать нужно только с проффесионаломи, во - вторых работа будет быстрее и качественнее если рабочие будут работать на станках при этом их нужно поощерять и при возможности повышать зарплату, ведь когда хорошо платят человек будет всеми силами держатся за это место.

    5. Во - первых вложения, во - вторых бизнес план нужно хорошо знать чем вы будите заниатся и как вы будете этим заниматся, в - третьих если ваш бизнес процветает не стойте на месте расширяйте его нанимаете рабочик, ещё очень важную роль в биззнесе играет мативация нужно не просто хотеть заниматся бизнесом, а конкретно хотеть заработать.

    6. Если говорить о внутренней политике, то во - первых помогает молодым и многодетным семьям, начинающим бизнесменам, поддержывает развитие науки и образования, когда речь идёт оэкономике ведь высшее образоание готовит молодых специалистов, за которыми будущее и экономическое тоже. Если мы говорим о внешней политике, то в0 - первых наше государство помогает соседним дает дениги, нефть и газ в долг, и при этом не забывает ваплачивать свои долги.

  • Абсолютизм - (абсолютная монархия) - форма феодального государства, прикоторой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Приабсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия иполиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18-начале 20 вв. в форме самодержавия. С формально- юридической точки зрения при абсолютизме руках главы государства монаха сосредотачивается вся полнота законодательный исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождение верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

    Вопросы к тексту:

    С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите каждый из них.

    С2 Какие признаки абсолютизма названы в тесте? Назовите не менее трёх. Как осуществляется их взаимосвязь?

    С3 В чем проявляется прогрессивное влияние абсолютизма на начальной стадии его формирования? В чем абсолютизм регрессивен? В обоих случаях назовите не менее двух признаков.

    С4 Какой класс вырастает при абсолютной монархии из "третьего сословия"? Какими двумя способами разрешаются противоречия между ним и абсолютизмом?

    С5 В России в период правления Петра I в экономике господствовала политика меркантилизма и протекционизма. Объясните, как связаны эти факты. Какую роль сыграл этот экономический курс в то время? Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на этот вопрос.

    С6 Один из идеологов российского самодержавия дал такую оценку парламенту:"Парламентские деятели принадлежат, большей частью, к самым безнравственным представителям общества; при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя бы к нему)к собранию, над которым он главенствует)принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами"Согласны ли вы с этой точкой зрения? В подтверждение своего мнения приведите не менее 2-х аргументов.

  • Государство достигает наивысшей степени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат; прекращается деятельность органов сословного представительства.

    Абсолютизм боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы это прогрессивные начальное влияние. А регрессивное влияние - жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне.

    При абсолютной монархии "из 3-го сословия" вырастет класс капиталистов. Противоречияразрешаются между ним и абсолютизмом двумя способами: революционным путем или происходила постепенная трансформация в ограниченную, конституционную монархию.

  • Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
    Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
    В. Л. Иноземцев
    C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
    С2. Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента.
    С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
    С4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти»
  • В С 1: ответом является 1 абзац текста

    Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

  • Помогите завтра итоговая я волнуюсь боюсь не здать (((!
    Баллов мало я знаю но попробую дать больше
    3 Молодой человек становится совершеннолетним в:. А) 14 лет; б) 16 лет; в) 18 лет; 4. Тот, кто предлагает работу, именуется: а) работником; б) менеджером; в) работодателем. 5. Главой государства в Российской Федерации является: а) Председатель Правительства; б) Председатель Совета Федерации; в) Президент РФ; г) Председатель Государственной Думы. 6. Самой первое демократическое государство появилось в: а) Древнем Египте; б) Древней Греции; г) Древнем Риме. 7. Наследственность - это: а) качества, получаемые человеком от своих родителей, определённые биологические признаки; б) это приобретаемые качества; в) это сочетание приобретаемых и полученных от родителей качеств. 8. Какие из предложенных ниже слов и словосочетаний характеризуют понятие "нация": а) язык, б) право, в) культура, г) армия, д) экономические связи,. Е) единая территория 9. Индивидуальность - это: а) самооценка; б) отношение человека к миру; в) неповторимые черты человека. 10. К отличительным чертам подросткового возраста относится: а) физические изменения организма; б) резкая смена настроений; в) стремление к получению новых знаний. 11. Человек отличается от животного тем, что: а) умеет изготовлять орудия труда; б) заботится о потомстве; в) живет инстинктами. 12. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с: а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет. 13. Совершать мелкие бытовые сделки можно с: а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет. 14. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется: а) моралью; б) ценностью; в) идеалом. 15. Согласно закону, источником власти в РФ является: а) многонациональный народ; б) Президент РФ; в) Федеральное Собрание; г) Правительство РФ. 16. Большинство населения нашей страны составляют: а) жители мегаполисов; б) жители небольших городов; в) жители сел. 17. В каких видах деятельности участвуют все люди? 18. Нужны ли особые условия для развития личности? 19. К какой из сфер жизни общества относятся: а) покупка продуктов в магазине; б) борьба партий на выборах; в) обучение в школе; д) премьера фильма. 20. Соотнесите понятия и их определения 1 Школа А Способность выполнять действия, приобретённая в результате обучения или жизненной практики 2 Одноклассники Б Учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систему знаний основ наук, а также умения и навыки, необходимые для получения профессионального образования 3 Умения В Понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а так же использовать для достижения намеченных целей 4 Знания Г Целенаправленное формирование в целях подготовки к участию в общественной и культурной жизни 5 Класс Д Группа учеников, учащихся одного и того же года обучения 6 Воспитание Е Школьные товарищи по классу, учащиеся или учившиеся в одном классе с кем-нибудь. 21. Установите соответствие видов деятельности и определений. . Запишите в таблицу буквы выбранных ответов Виды деятельности: а) игра; б) труд; в) учеба; г) общение. Определения: освоение опыта предшествующих поколений, преобразование предметов окружающего мира, преобразование информации в процессе взаимодействия, осуществление реального действия воображаемыми средствами. 1 2 3 4 22 Какие из предложенных ниже слов характеризуют понятие "гражданин":. А) права; б) семья; в) обязанности; г) патриот.
  • 3)государственные
    органы
    4)основные
    производственные фонды
    Вопрос N8
    Проанализируйте данные о структуре
    капитала в странах Запада и Японии в 1800-1998 гг. Какие изменения произошли в
    структуре капитала?
    Структура капитала в
    странах Запада и Японии (в %)
    1)во второй половине
    ХIХ в. отмечено сокращение машин и оборудования в структуре капитала.
    2)в первой половине ХХ
    в. человеческий капитал составлял более 50% в структуре капитала.
    3)расходы на
    образование стали преобладающими только в последние три десятилетия ХХ в.
    4)существенных
    изменений в структуре капитала в течение ХХ в. не произошло
    Вопрос N11
    В стране N был проведен опрос, в ходе
    которого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы с
    высказыванием о социальной справедливости: социальная справедливость означает,
    что все люди обладают доходами, достаточными для безбедного существования?»
    Результаты опроса
    представлены в таблице (в%): Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
    1)Несогласных с
    высказыванием оказалось больше, чем согласных
    2)Более половины
    граждан страны N согласились с высказыванием
    3)Большинство граждан
    страны N считает, что необходимо все разделить поровну
    4)Те, кто затруднились
    с ответом, принадлежат к зажиточным слоям общества
    Вопрос N12
    Верны ли следующие суждения о социальной стратификации.
    А. Одним из критериев социальной стратификации является образование.
    Б. Основой социальной
    стратификации является выделение классов.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4) оба суждения
    неверны
    Вопрос N13
    Лидер оппозиционной партии выступил на собрании перед своими
    сторонниками с изложением партийной программы. Какую из функций политической
    партии в обществе иллюстрирует этот пример?
    1)мобилизация граждан
    на поддержку правительственных решений
    2)продвижение лидеров
    партии в органы исполнительной власти
    3)разъяснение целей и
    задач партии рядовым партийцам
    4)организация
    наглядной агитации и пропаганды
    Вопрос N15
    В государстве Н глава государства
    избирается всенародным голосованием, он является верховным главнокомандующим,
    обладает правом отлагательного вето при принятии законов. Какой форме
    правления присуща такая организация власти?
    1)президентской
    республике
    2)парламентской монархии
    3)абсолютной монархии
    4)парламентской
    республике
    Вопрос N16
    В рыночной экономике в отличие от командно-административной
    1)производители самостоятельны в решении вопросов производства
    2)государство
    определяет объемы производства товаров и услуг
    3)стабилен уровень
    жизни населения
    4)осуществляется
    уравнительное распределение доходов
    Вопрос N18
    Работники стремятся
    снижать затраты производства, так как получают часть дохода предприятия,
    участвуя в управлении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод
    о том, что это предприятие акционерной формы собственности?
    1)предприятие внедряет
    новые технологии
    2)объемы производства
    зависят от величины спроса
    3)предприятие вправе
    выпускать ценные бумаги
    4) предприятие
    использует труд наемных работников, оплачивая его из своих прибылей
    Вопрос N22
    Верны ли следующие
    суждения о социальных процессах в современной России?
    В современной России
    происходит формирование среднего класса.
    В современной России
    существует проблема маргинализации общества.
    1)верно только А
    2)верно только Б
    3)верны оба суждения
    4)оба суждения неверны
    Вопрос N24
    Прямая демократия в
    России нашла свое воплощение в
    1)работе
    Государственной Думы
    2)деятельности
    представительных органов субъектов РФ
    3)принятии федеральных
    законов
    4)принятии Конституции
    РФ 1993 г. путем референдума
  • Вопрос 7 - правильный ответ 3 государственные органы
    Вопрос 8 - ответ 2
    Вопрос 11 - нужны данные таблицы (какой процент распределения по ответам)
    Вопрос 12 - ответ 3 верны оба суждения
    Вопрос 13 - ответ 3
    Вопрос 15 -ответ 1 президентская республика
    Вопрос 16 - ответ 1
    Вопрос 18 - ответ 3
    Вопрос 22 - ответ 1
    Вопрос 24 - ответ 4
  • Основной функцией экономики можно назвать систематическое создание необходимых для существования человека благ, которые помогают развиваться обществу. Иными словами, экономика выступает инструментом удовлетворения человеческих потребностей.

    Первые упоминания термина «экономика» прослеживаются еще в трудах Аристотеля, который видел экономику противопоставлением хрематистике — науке об обогащении, умении накапливать имущество и богатство.

    Формы экономики

    • традиционная;
    • рыночная;
    • административно-командная;
    • смешанная.
    Традиционной экономики придерживались во времена доиндустриального общества. Сегодня традиционная экономика характерна только для сельскохозяйственных зон недостаточно развитых стран Африки, Южной Америки и Азии.

    Рыночная экономика основывается на принципах товарного производства (свободное предпринимательство), то есть в такой форме экономики ключевым фактором при распределении товаров является не государство, а покупатели и поставщики (производители) товаров и услуг.

    Для административно-командной (плановой) экономики характерно централизованное планирование финансовой деятельности. Такая форма экономики была присуща социалистическим странам, она существовала, в частности в СССР, КНДР и на Кубе, однако сегодня такая экономическая система практически изжила себя.

    Смешанная экономика представляет собой сочетание частной и общественной или государственной собственности на средства производства. Такое смешение характерно для продвинутых стран, проповедующих демократический социализм. Смешанная экономическая система дает возможность индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения в финансовых вопросах, однако государство (общество) все же имеет приоритет в этих вопросах.

    Экономическая сфера — основополагающая сфера в жизни общества, так как именно от нее зависят все процессы, происходящие в этом обществе.

    Трудно недооценить значимость экономики в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Именно экономика предопределяет материальный вопрос существования человека, обеспечивая его всем необходимым: едой, одеждой, жильем и т.д. Экономика призвана удовлетворить потребности не только человека, но и целых организаций (предприятий), да и общества в целом.

    Издавна перед государствами стояла задача удовлетворения потребностей своих народов, и для решения этой задачи необходимо было развивать экономическую сферу. Для этого в хозяйственную деятельность вовлекались все новые природные ресурсы и территории, что помогало так или иначе поддерживать экономическую стабильность.

    Однако технический и научный прогресс не стоял на месте, и со временем подобная экономическая стратегия перестала быть эффективной, был достигнут некий потолок, ограничивающий возможности дальнейшего развития. Прогресс в научно-технической сфере дал толчок для интенсивного развития экономической сферы. Были разработаны новые, более прогрессивные подходы по использованию ресурсов, что сделало их потребление значительно рациональнее и эффективнее. Модернизация экономической сферы научила человека достигать максимального результата, затрачивая при этом как можно меньше имеющихся у него ресурсов.

    Стоит отметить, что развитая экономика положительно влияет на духовную составляющую общества. Экономическая стабильность дает людям возможность не только накапливать, но и тратить деньги на духовные блага: развлечения, развитие своих культурных ценностей. В противном случае люди теряют уверенность в завтрашнем дне, начинают искать новые способы заработка, что почти всегда рано или поздно приводит к увеличению уровня преступности.

    Таким образом, качество жизни людей и крепость устоев общества напрямую зависит от уровня экономического развития государства.

    Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

    Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

    Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
    - существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
    - общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
    - экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
    - в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

    Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

    На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

    ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

    Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

    Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

    Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

    Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

    Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

    Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

    Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

    Главное условие ее решения - экономический рост.

    ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

    Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

    Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

    Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

    Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

    Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

    В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

    Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

    Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

    В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

    Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

    ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

    Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

    Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

    В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

    В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

    Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

    Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

    Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

    Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

    И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

    Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

    На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

    Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

    Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

    Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

    Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

    В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

    2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

    3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

    4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

    Документ

    Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

    По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

    Вопросы и задания к документу

    1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
    2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
    3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
    2. От чего зависит богатство и процветание страны?
    3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
    4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
    5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
    6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
    7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

    ЗАДАНИЯ

    1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.