Политику дешевых денег можно назвать. Политика «дешевых денег» и политика «дорогих денег

Кредитно-денежную подразделяют на политику дешевых и дорогих денег. Первая на увеличение предложения денег вторая на его уменьшение. Политика дешевых денег проводится тогда когда необходимо стимулировать экономический рост. В этом случае Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Продавцы ценных бумаг вносят полученные средства на депозиты в коммерческие банки и это увеличивает предложение банковских ставка понижаются. В результате кредит дешевеет и инвестиции растут. Дешевые деньги обесценивают национальную валюту и увеличивают I чистый экспорт. Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. В этом случае продает государственные ценные бумаги на открытом рынке уменьшая таким образом депозиты и резервы коммерческих банков. Резервная норма и учетная ставка растут. В результате возрастает % ставка и инвестиционный спрос снижается. Вместе с тем рост ставки % может быть недостаточным для прекращения инфляции т.к. фирмы могут перекладывать рост издержек на потребителя. Предложение денег сокращается, ограничивая инфляцию. Скупая или продавая определенное количество валюты ЦБ может добиться стабильности курса национальной валюты или плавного изменения ее курса. Осуществляя либо политику дешевых или дорогих денег ЦБ может бороться либо со спадом производства либо с инфляцией но не с тем и другим одновременно.

43. Банки, iх операцii I функцii.

Банки являются составной частью рыночного механизма, они участвуют в процессе обмена, покупки и продажи товаров и услуг. В странах с рыночной экономикой банковская система является двухуровневой. Верхний уровень представлен ЦБ который непосредственно кредитует предприятия и население но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию. Нижний уровень составляет множество самостоятельных

коммерческих банков, которые и выполняют основную работу по размещению кредитов среди различных экономических агентов. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями, получающими прибыль от посреднической деятельности.

Административно они не подчинены ЦБ однако выполняют его указания в пределах норм определенных законодательством. Банковские и коммерческие структуры довольно многообразны. Они делятся:

По способу формирования уставного капитала - кооперативные и акционерные -по принадлежности -совместные и иностранные -по видам выполняемых операций - универсальные и специализированные

По характеру деятельности -отраслевые и универсальные В рыночной экономике именно коммерческие банки играют определенную роль т.к. они на договорной основе осуществляют кредитно-расчетное и иное обслуживание предприятий организаций учреждений. Только разветвленная сеть коммерческих банков в состоянии обеспечить эффективное размещение кредитов среди множества заемщиков. Основные функции центрального банка: осуществления эмиси денег и озонизация их обращения, он выступает кредитором в последней инстанции, явл. центральной кассой хозяйственных платежей, обеспечивает контроль за деятельность коммерческих банков. Операции коммерческих банков делятся на пассивные и активные. Пассивные операции связаны с привлечением денежных ресурсов (прием депозитов, продажа ценных бумаг), а активные - с их размещением (предоставление кредитов, покупка ценных бумаг).

44. Державний бюджет та його структура, дефiцит. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается новозможным.

45. Дефiцит державного бюджету та шляхи його подолання. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Сущ три подхода к продлеме балансирования гос. бюджета: 1) Бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо расходов и доходов равно 0. 2) Бюджет, балансируемый на циклической основе. Не нужно балансировать бюджет ежегодно, главное, чтобы он был сбалансирован в течении эк-го цикла. Дефицит периода спада будет компенсироваться профицитом на подъеме. 3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функциональные финансы. Существует несколько причин государственного дефицита: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Т.е г-во вкладывает ресурсы в непроизводственную сфер и следовательно не получает прибыли, т.е. расходы превышают его доходы. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается невозможным.

46. Державний борг та його економiчни наслiдки. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это то, что гос-во взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Внешний долг – это займы гос-ва у граждан и организаций за рубежом. Основные причины гос. долга: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Перед гос-м встает проблема финансирования военных издержек, что можно сделать за счет эмиссии, увеличения налогов или выпуска облигаций. Наилучшим вариантом было выпуск облигаций, в результате чего гос-во влазит в долги. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Основными последствиями можно назвать: 1) Распределение прибыли. Облигации находятся на руках у более богатых слоев населения, сл-но выплаты по ним получают более богатые, что ведет к неравенству прибылей, социальному расслоению общества. 2) Уменьшение стимулов к производству, инвестированию и деловой активности, это происходит в связи с увеличением налогов, %-х выплат. 3) Утечка ресурсов из страны-должника (речь идет о внешнем долге). 4) Эффект вытеснения, кот. появляется тогда, когда дефицитное финансирование приводит к увеличению %-х ставок с кредита, что уменьшает инвестиционные расходы и сдерживает развитие эк-ки.

47. Дискрецiйна фiскальна полiтика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Дискретная фискальная политика – это сознательное манипулирование законной властью налогообложением и гос-ми расходами для стабилизации экономики (напр., изменение налоговой ставки, структуры налогообложения. Дискретная стимулирующая фискальная политика предполагает рост гос. расходов и (или) снижение налоговых ставок. Дискретная сдерживающая фискальная политика – это снижение гос. расходов и(или) рост ставок налогов. Используя дискретную фискальную политику гос-во может регулировать уровень национального пр-ва (ввод налоговые льготы и дифференциации налоговых ставок). Внося изменения в налоговую систему, она может воздействовать на степень деловой активности предприятий, что отобразится на уровне нац-го производства.

48. Недискретная фискальная политика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Недискретная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Недискретная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов., т.е. механизмов в экономике, кот. уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Фискальная недискретная политика непосредственно влияет на уровень нац-го пр-ва. По мере спада пр-ва уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления уменьшаются. И при использовании прогрессивной шкалы налогообложения происходит уменьшение налогового бремени и тем самым смягчается налоговый спад. Напротив, во время бума в экономике налоговые поступления возрастают и тем самым сдерживается экономический подъем.

49. Система оподаткування. Прямi та непрямi податки. Налоговая система – определенным образом упорядоченная совокупность налогов, налоговых платежей и сборов. Налоги – это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства. Налогоплательщики – это те, кто по закону обязаны уплачивать налоги и в обмен на эти платежи непосредственно ничего от гос-ва не получают. Источниками налогов могут быть различные формы дохода: зарплата, прибыль, дивиденд, пенсия, пособие, стипендия. Под объектом налогообложения понимается то, что подлежит обложению, напр., доход, стоимость определенных товаров, имущество, передача имущества и т.д. Прямые налоги – это такие налоги, объектом кот. является доход или имущество плательщика. Их можно разделить на подоходные и поимущественные. Примеры прямых налогов: подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог, налог на имущество, налог на дивиденд и т.д. Косвенные налоги – это налоги, объектом кот. становится обращение и потребление определенных товаров и услуг. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Пример: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор. Сущ. такие системы налогообложения: 1)пропорциональная – налоговая ставка постоянна, она не связана с размерами дохода, их изменениями. 2)прогрессивная – налоговая ставка увеличивается с ростм величины дохода. 3)регрессивная – налоговая ставка уменьшается по мере роста дохода. При этом налогообложении налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. Теневая экономика – это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации и учета. Эта деятельность не облагается налогами, что связано с тем, что нет законной регистрации и какого-либо, даже статистического учета.

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. В таких условиях необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег , которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провестипонижение учетной ставки и, в-третьих, нужнынормативы по резервным отчислениям . В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение чистого равновесного национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму , что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег . В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, т.е. их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть понижение доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

В конечном итоге вся деятельность центрального банка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормативных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем, денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимизацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки украинской финансово–кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.

Вопросы, тесты и задачи для самоконтроля

Вопросы для обсуждения

1.Кредитноденежная политика и ее целиі.

2.Каковы основные направления кредитно-денежной политики?

3. Раскройте особенности кейнсианской и монетарной кредитно-денежной политики.

4. Обоснуйте основные методы регулирования кредита и денежной массы.

5.Что представляет собоц политика «дешевых» и «дорогих» денег?

6. Центральный банк и его функции.

7. Структура банковской системы Украины.

8. Функции коммерческих банков.

9. Охарактеризуйте кредитно-денежную политику Украины.

Тесты (выберите один правильный вариант ответа)

1.Норма обязательных резервов:

А) вводится как средство защиты от снятия вкладов;

Б) составляет среднюю величину массы денег, необходимую для удовлетворения потребностей населения;

В) сейчас не используется;

Г) вводится как средство ограничения денежной массы

2.Совокупность всех коммерческих банков предоставляет деньги для займов, создавая текущие счета. В результате этого денежная масса:

А) увеличивается на величину большую, чем общая сумма депозитов;

Б) не изменяется;

В) уменьшается на общую величину наличных денег и банковских депозитов;

Г) увеличивается на величину меньшую, чем общая сумма депозитов

3.Общий объем денежной массы постоянно растет, если коммерческие банки:

А) увеличивают свои вклады в Национальном банке;

Б) изымают часть своих денег из Национального банка;

В) уменьшают свои обязательства по текущим счетам, оплачивая наличные или безналичные вклады;

Г) увеличивается объем кредитов, выдаваемых населению

4.В одном из множества банков – банке Х, находится депозит на сумму – 10000 $. Норма обязательных резервных требований – 25%, Этот депозит способен увеличить сумму выданных займов на:

Б) неопределенную величину;

5.Избыточные резервы коммерческого банка формируются из:

А) активов, которые не являются деньгами, но при необходимости могут быть быстро обменяны на деньги;

Б) разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов;

В) разницы между величиной активов и суммой вкладов по текущим счетам;

Г) денежных и «почти денежных» активов, которые хранятся в банке и превышают объем банковских депозитов

6.При увеличении нормы обязательных резервных требований с 20% до 30% выяснилось, что система коммерческих банков имеет недостаток резервов в размере 60 млн.$. Если сумму резервов увеличить невозможно, то денежную массу следует сократить на:

А) 180 млн.$;

Б) 350 млн.$;

В) 60 млн.$;

Г) 200 млн.$

7.Какое из приведенных утверждений является неправильным:

А) фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс обязательные резервы;

Б) банковские активы плюс собственный капитал равно обязательства;

В) собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств;

Г) отдельный коммерческий банк может выдавать кредиты объемом, равным избыточным резервам

8.Какое из приведенных утверждений составляет фундаментальную основу балансовых связей?

А) сумма активов и резервов равна собственному капталу;

Б) сумма обязательств и собственного капитала равна активам;

В) сумма активов и обязательств равна собственному капиталу;

Г) сумма собственного капитала и активов равна обязательствам

9.Активы банка – это:

А) наличные деньги, акции и вклады до востребования;

Б) наличные деньги, собственность и акции;

В) вклады до востребования, акции и резервы;

Г) наличные деньги, собственность и резервы

10.Если ликвидность банка составляет 100%, то:

А) высокая прибыльность банка;

Б) прибыльность банка нулевая;

В) низкая норма обязательных резервов;

Г) все ответы неправильные

11.Если норма обязательных резервных требований составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

12.В каком случае речь идет об эмиссии наличных денег:

А) один из векселей, который куплен Национальным банком, выкупается;

Б) Национальный банк приобретает у государства казначейские обязательства и платит наличными;

В) служащий снимает в банке со своего счета заработную плату наличными;

Г) только что напечатанные банкноты получены Национальным банком

13.В качестве базовой величины для определения минимальных резервов коммерческих банков служит сумма их:

А) депозитов;

Б) банкнот Национального банка;

В) кредитов;

Г) кассовой наличности

14.Какая цель преследуется при увеличении ставки учетного процента?

А) необходимо увеличить денежную массу;

Б) необходимо содействовать инвестированию;

В) необходимо сдерживать спрос не заемный капитал;

Г)необходимо оживить конъюнктуру

15.Важным условием сохранения стоимости денег является:

А) государственный контроль над ценами;

Б) контроль эмиссионного банка со стороны правительства;

В) дефицитное обеспечение национальной экономики деньгами;

Г) обеспечение денежного обращения золотом или валютой.

Задачи

1.Пассив баланса коммерческого банка содержит следующие статьи (млн.усл.д.ед.): вклады до востребования – 1000, срочные вклады – 500, собственный капитал – 200. Норматив минимального резервного покрытия по вкладам до востребования равен – 30%, а по срочным вкладам – 20%.

На какую сумму банк может увеличить кредиты, если половина вкладов до востребования будет переоформлена на срочные вклады?

Как изменится эта сумма, если собственники срочных вкладов на 40% своих депозитов приобретут ценные бумаги в банке?

2.В таблице представлен упрощенный консолидированный балансовый отчет всех коммерческих банков государства (в усл.д.ед.). Норма обязательных резервов составляет r= 20%. Составьте балансовые отчеты по каждой из приведенных ниже операций при условии, что за основу каждой операции принимаются данные графы 1:

Клиент делает вклад в размере 5 (усл.д.ед.) наличными и банки перечисляют его в резерв (занесите полученные результаты в графу 2). Составьте балансовый отчет при условии, что банковская система расширит объемы займов на максимально возможную величину (занесите полученные результаты в графу 3);

наличные деньги

ценные бумаги

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ:

вклады до востребования

займы НБУ

обязательные резервы

максимально возможное увеличение предложения денег

Банковская система продает ценные бумаги, стоимостью 8 усл.д.ед. Центральному банку (занесите результаты операции в графу 4). Допустим, что банки расширили объем займов на максимально возможную величину (составьте новый балансовый отчет и занесите в графу 5);

Центральный банк выдает кредит в размере 10 усл.д.ед. коммерческим банкам (занесите результаты операции в графу 6). Заполните графу 7 при условии, что банки выдают новые кредиты на максимально возможную величину.

3.Ранее доверие к деньгам и их стабильность создавались тем, что они обеспечены золотом и серебром. Для денежного оборота Украины подобного законодательного положения не существует. На чем основано доверие граждан к украинской гривне? Кто в Украине принимает решения про регулирование денежной массы?

4.Для коммерческих банков денежные вклады – это определенные обязательства. Обоснуйте, почему коммерческие банки стремятся получить большее число вкладов, т.е. расширить свои пассивные банковские операции? Как отразилась бы на коммерческих банках ситуация, когда бы все клиенты банков одновременно изъяли свои вклады наличными? Каким может быть избыточный резерв коммерческого банка для того, чтобы в любое время наличные вклады и выплаты были уравновешенными (при этом предполагается, что коммерческий банк не обязан иметь какой-либо минимальный резерв)? В каком объеме коммерческий банк может осуществлять активные деловые операции (поясните от чего это зависит)?

Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

  • Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег

политикой дешевых денег . Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Политика дорогих денег


Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:

  • Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег . Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). Политика дорогих денег (уменьшения предложения денег) приводит к удорожанию денежных ресурсов, повышению нормы процента, подорожанию кредита, снижению инвестиционного спроса в экономике, сокращению инвестиций в производство и занятости.

Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

  • Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег

политикой дешевых денег . Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Политика дорогих денег


Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:

  • Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег . Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). Политика дорогих денег (уменьшения предложения денег) приводит к удорожанию денежных ресурсов, повышению нормы процента, подорожанию кредита, снижению инвестиционного спроса в экономике, сокращению инвестиций в производство и занятости.

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

1.1. Что понимается под деньгами …………………………………………4-

1.2. Основные функции денег ………………………………………………

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

2.1. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.

Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.

Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, что понимается под деньгами.

2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.

Глава 1.

1.1.Что понимается под деньгами.

Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.

1.2.Основные функции денег

В современной экономике деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

3. Средство накопления;

4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.

Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.

2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.

3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.

Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.

Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.

В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.

В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.