Шумозащитные мероприятия. Современные наукоемкие технологии

1

Настоящая работа посвящена оценке шумового загрязнения территории жилого квартала, размещенного в Ленинградской области, Тосненском районе, дер. Федоровское, ул. Почтовая, 1, от рабочего процесса строительства спортивного зала, примыкающего к зданию существующей школы. Авторами проведена количественная и качественная оценка акустических характеристик шумящего оборудования во время производства строительных работ, указанных выше, путем теоретических расчетов и путем компьютерного моделирования и оптимизации, согласно действующему в России санитарному нормированию по шуму. Проведена оценка существующих уровней звука в объектах защиты. Выявлено превышение нормативно допустимых значений ожидаемыми уровнями звука в объектах защиты. Разработан научно обоснованный перечень мероприятий по защите от шума обследованных объектов с учетом эффективности шумозащиты.

шумовая характеристика

источник шума

строительная площадка

компьютерное моделирование

защита от шума

1. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/Росавтотранс. Утверждены протоколом концерна «Росавтотранс» от «07» августа 1991 г. № 3.

2. ООО «ЦЭБ ГА». Расчетное и инструментальное зонирование территории «жилого квартала с развитой инфраструктурой», с общей площадью земельного участка 38,177 га, расположенных по адресу: г. Москва, поселение воскресенское, д. Язово, находящаяся в зоне ответственности аэродрома Остафьево (авиационный шум), г. Москва, 2015. – 52 с.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. СанПиН 2.2.3.1384-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 июня 2003 г.

4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

5. СНиП 23-03-2003. Защита от шума.

Настоящая работа посвящена оценке шумового загрязнения территории жилого квартала, размещенного в Ленинградской области, Тосненском районе, дер. Федоровское, ул. Почтовая, 1, от рабочего процесса строительства спортивного зала, примыкающего к зданию существующей школы. К территории реконструируемого здания школы прилегают площадки отдыха микрорайона и территория детского сада.

Цель исследования

Установление соответствия нормам акустических условий пребывания людей на территориях, прилегающих к жилым домам и на площадках отдыха, находящихся в зоне шумового воздействия от строительного процесса реконструкции здания школы.

Материалы и методы исследования

Задачи создания акустически безопасных условий проживания населения на селитебных территориях шумозащитными мероприятиями решались на основе системного подхода. Аналитические исследования проводились с использованием методов прикладной акустики, математической статистики и компьютерного моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» в актуализированной редакции 2011 г. расчету и оценке транспортного шума подлежат как максимальные уровни звука L Aмакс (в дБА), так и эквивалентные уровни звука L Aэкв (в дБА), создаваемые в нашем случае эксплуатацией строительной техники вблизи территории жилой застройки.

Нормирование установлено для регламентированных интервалов дневного и ночного времени суток. Регламентируемыми интервалами времени являются 16 часов дневного времени (с 7-00 до 23-00) и 8 часов ночного времени суток (с 23-00 до 7-00). Основными источниками шума на стройплощадке представлены единичные грузовые автомобили (автокран МАЗ 333702 и грузовые автомобили типа КамАЗ), которые движутся с малыми скоростями.

Таблица 1

Нормируемые уровни по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (табл. 3) для защищаемых территорий площадок отдыха

При оценке шума на местности санитарно-гигиеническими требованиями регламентируются предельно допустимые уровни шума как в помещениях объектов защиты, на прилегающих к жилым домам территориях, так и на площадках отдыха. В табл. 1. приведены критерии нормирования шума на территории и площадках отдыха .

В соответствии с примечанием 2 табл. 1 СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» , допустимые уровни шума от внешних источников в жилых помещениях установлены при условии обеспечения нормативного воздухообмена и должны выполняться при условии открытых форточек или иных устройств, обеспечивающих приток и вытяжку воздуха. Известно, что окно в режиме проветривания обладает звукоизоляцией 10 дБА.

Разработка мероприятий по защите от внешнего шума территории жилого квартала связана с необходимостью предварительного проведения специальных акустических расчетов. Установлено:

1. Шумовой режим исследуемой территории и находящихся на ней помещений жилых и других зданий определяется раздельным действием линейного источника (подъездные пути для автотранспорта на стройплощадке), а также единичных точечных излучателей звука (стоянка автокрана по захваткам). Определяемые значения показателей такого шума численно представлены для расчетной точки на местности (рис. 2-3).

2. Также могут быть различные локальные (точечные) источники, такие как установки для контактной сварки, бытовой шум и т.д.

3. В качестве мест размещения расчетных точек нами выбраны три (рис. 2-3):

РТ1 - территория детского дошкольного учреждения;

РТ2 - территория, прилегающая к ближайшему жилому дому;

РТ3 - территория самой школы (ближайшая к стройплощадке).

Рассмотрим методики определения шумовых характеристик работающего автомобильного крана и движущихся грузовых автомобилей.

1. Шумовую характеристику работающего автомобильного крана принято определять по результатам натурных измерений (см. п. 1 табл. 2).

2. Эквивалентный уровень шума транспортного потока L Аэкв, дБА определяется по формуле

L Аэкв = 10 lgQ + 8,41gP + 13,3 lgV + 9,2, (1)

где Q - интенсивность транспортного потока, авт/ч;

Р - доля грузового транспорта в потоке, %;

V - средняя скорость потока автомобилей, км/ч.

Для расчета эквивалентного уровня звука, создаваемого автомобилем при движении по территории предприятия (согласно требованиям ОНТП 01-91 ), принято:

Для автотранспорта: Q = 1 авт/ч, Р = 100 %, V = 10 км/ч. Таким образом, эквивалентный уровень звука составит L Аэкв ~ 39,ЗдБА.

Максимальным уровнем звука при скорости 60 км/час характеризуется грузовой автотранспорт КамАЗ - 89дБА.

При движении по территории со скоростью, не превышающей 10 км/час, максимальный уровень звука составит:

L Амакс = L Амакс 60 + 30 lgV/Vo, (2)

где L Амакс60 - табличное значение максимального уровня звука при скорости 60 км/ч, 89 дБА;

V - реальная (допустимая) скорость движения автомобилей по стройплощадке - 10 км/час. Тогда максимальный уровень звука будет равен:

L Амакс = 89 + 30 lg 10/60 = 66 дБА.

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при движении автотранспорта составят соответственно L Амакс = 66дБА и L Аэкв = 39,ЗдБА.

В табл. 2 представлены шумовые характеристики источников, принятые в расчете.

Таблица 2

Шумовые характеристики источников

Источник шума

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах среднегеометрических частот, Гц

L A экв, дБА

Шум работающего автокрана на базе МАЗ

Шум при движении автотранспорта

по строительной

площадке

Рис. 1. Схема определения уровней звука в объектах защиты теоретическим расчетом

Методика оценки шумового режима исследуемых объектов картографическими методами

Уровень звука (дБА), либо звукового давления (дБ), создаваемый единичным точечным излучателем в однородной среде для свободного звукового поля L R , в расчетных точках, находящихся на расстоянии R i (м) от его акустического центра, можно определить по соотношению:

L Ri = L pi + 10lgФ - 20lgR i /R 0 - - 10lgΩ + L отр. - ΔL экр. (3)

Здесь Ф и Ω - соответственно фактор направленности излучателя, который для равнонаправленных источников принят Ф = 1, и полный пространственный угол акустического излучения в открытое пространство, ограниченное поверхностью земли, составляет Ω = 2π, R 0 = 7,5 м.

В настоящей расчетной модели использовано предположение о соответствии дифракционной картины (рис. 1), получаемой расчетным методом вблизи плоских поверхностей (фасадов) жилых зданий для излучателя с фиксированной звуковой частотой 1,0 КГц, той, что получается в допущениях геометрической акустики энергетической теории звука. Таким образом, в использованной в настоящем исследовании расчетной модели величина λ принята равной 0,34 м для f = 1,0 КГц, 0,17 м для f = 2,0 КГц и т.д.

Энергетическое суммирование уровней звука всех источников внешнего шума в расчетных точках на территории прилегающей застройки выполнено с применением соотношения

L Σ = 10lg Σ10 0,1LRi . (4)

Здесь L Σ - суммарное значение складываемых уровней звукового давления (дБ) либо уровней звука (дБА) в расчетной точке;

L Ri - величины абсолютных значений каждого из складываемых уровней звукового давления (дБ), либо уровней звука (дБА), создаваемых в расчетной точке (РТ) реальными (ИШ) и мнимыми (ИШ / , ИШ // ,…) источниками.

Приведенные выше соотношения реализованы в виде специальной программы для ПЭВМ «AcousticLab». С ее помощью выполнена оценка, составлен прогноз и проведена визуализация шумового режима исследуемых объектов защиты. Оценочные модели представлены в виде карт звуковых полей соответственно, с учетом действия автомобильного источника внешнего шума следующим образом. Данная программа используется при зонировании территорий вокруг аэропортов Москвы .

В табл. 3 представлен анализ шумового загрязнения рассматриваемой территории жилой застройки с учетом картографической оценки шумового режима стройплощадки, изображенной на рис. 2 и рис. 3.

Анализ результатов табл. 3 позволил сделать следующие выводы:

В ближайшей к источнику шума (ИШ1) расчетной точке (РТ1) до шумозащиты величина превышения санитарной нормы составляет 2,5 дБА;

Наибольшее превышение нормы до шумозащиты наблюдается в расчетной точке РТ3 и составляет 9,2 дБА.

Рис. 2. Оценка шумового режима жилого квартала по эквивалентным уровням звука при выполнении монтажных работ автокраном МАЗ 333702 в дневное время суток (до шумозащиты). Стоянка крана в центре строительной площадки

Таблица 3

Анализ шумового режима в расчетных точках (РТ1-РТ2) до и после шумозащиты

Примечание. В скобках представлены величины превышения санитарной нормы (55 дБА) со знаком «-».

Рис. 3. Оценка шумового режима жилого квартала по эквивалентным уровням звука при выполнении монтажных работ автокраном МАЗ 333702 в дневное время суток (после шумозащиты - установка ограждения высотой 5 метров). Стоянка крана максимально удалена от здания школы

Разработка специальных шумозащитных мероприятий

В качестве шумозащитных мероприятий рассмотрим следующие два:

1) устройство шумозащитного экрана вокруг стройплощадки;

2) установка строгого регламента производства шумных работ.

1. Для устранения установленного превышения нормативных уровней эквивалентного шума предлагается вместо временного ограждения территории стройплощадки высотой 2,0 м установить шумозащитный экран. Конструктивно шумозащитный экран возможно выполнить из листового металла толщиной не менее 1 мм с облицовкой внутренних поверхностей пористым материалом (пенопластом, монтажной пеной и т.д.), а также из деревянных конструкций с толщиной доски не менее 25 мм (при отсутствии щелей между досок облицовка пористым материалом не требуется).

С помощью компьютерной модели установлено:

а) минимальная высота экрана при работе автокрана в течение всей рабочей смены составит 5,0 метров;

б) наиболее неблагоприятное положения крана в точке, обозначенной на рис. 3 символом ИШ 3.

Дополнительные шумозащитные мероприятия.

2. По второй группе шумозащитных мероприятий с целью снижения шумового воздействия в процессе выполнения работ необходимо:

Сокращать продолжительность работ в дневное время суток шумного оборудования (при работе крана по 40 минут в течение каждого часа рабочей смены эквивалентный уровень шума может снизиться до 1,2 дБА); более подробно и с расчетами данное мероприятие рассмотрено ниже по тексту;

Уменьшить передачу вибрации через грунт наличием акустических швов на стройплощадке с засыпкой их упругим материалом (такой акустический шов может быть устроен под предлагаемым шумозащитным экраном в виде траншеи под фундамент экрана);

С помощью организационно-технических мероприятий исключить работу строительной техники в ночное время суток (обязательно );

Использовать звукоизолирующие кожухи для машин, удобных для внедрения при эксплуатации;

Использовать настилы из деревянных площадок, под которыми устанавливаются амортизаторы в виде пневматической подушки (обычно автомобильная камера). Для фиксации положения площадка крепится к полу ремнями;

Размещать складские и другие функциональные помещения на строительной площадке с учетом акустического зонирования для тихих зон;

Подкладывать резиновые коврики (габариты 21x350x350 мм) под железобетонные фундаменты и под лапы строительных машин по мере возможности и их целесообразности.

При сокращении продолжительности работы автокрана (организация работ без монтажа и разгрузки), т.е. работа не более 40 минут в течение каждого часа всей рабочей смены (за 8-часовую рабочую смену работа не более 320 минут, т.е. 5 часов и 20 минут) высота экрана может быть снижена до 4,0 метров, так как суммарный эквивалентный уровень шума от работы автокрана снизится на 1,2 дБА, а акустическая эффективность экрана для РТ 2 при размещении источника шума в наихудшем положении - ИШ 3 (рис. 3) снизится в среднем на 4,0 дБА. Результаты данных расчетов представлены в табл. 4.

Заключение

Полученные результаты позволили определить влияние технологического процесса строительства на шумовое загрязнение указанного объекта защиты.

Проведенный анализ полученных результатов такого исследования позволил установить следующее:

1. Шумовой режим исследуемой территории и находящихся на ней помещений жилых и других зданий определяется раздельным действием линейного источника - подъездные пути для автотранспорта на стройплощадке, а также единичных точечных излучателей звука (стоянка автокрана по захваткам). Также могут быть различные локальные (точечные) источники, такие как установки для контактной сварки, бытовой шум и т.д.

2. Принятые в работе исходные граничные условия, обусловили необходимость проведения оценки неблагоприятного внешнего воздействия источников шума на объекты защиты, размещенные на территории исследуемого жилого комплекса.

3. В результате составленного прогноза установлено следующее:

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при движении автотранспорта составят соответственно L Амакс = 66 дБА и L Аэкв = 39,З дБА;

Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления на строительной площадке при работе автокрана составят соответственно L Амакс = 79,0 дБА и L Аэкв = 78,0 дБА;

В качестве основного шумозащитного мероприятия рекомендовано устройство шумозащитного экрана по контуру ограждения стройплощадки из плит Paroc толщиной 100 мм и высотой 5,0 м при постоянной работе крана, и высотой 4,0 м при сокращении до 45 минут в течение часа на протяжении всей рабочей смены непосредственного монтажа или разгрузки (варианты конструкции экрана указаны ниже по тексту);

Особо следует отметить тот факт, что наличие шумозащитного экрана позволит защитить прилегающую территорию застройки от всех внутренних локальных источников шума, включая биогенный шум, вызванный бытовыми процессами во время перерывов в работе всего персонала стройки.

Таблица 4

Анализ шумового режима в расчетных точках (РТ1-РТ3) после шумозащитного мероприятия - регламента производства шумных работ

Примечание. В расчете учтено снижение эквивалентного уровня звука на 1,2 дБА при сокращении работы автокрана до 40 минут в течение каждого часа рабочей смены и снижение акустической эффективности шумозащитного экрана на 4,0 дБА при уменьшении высоты с 5 до 4 метров.

Учитывая тот факт, что звукоизоляция преград (акустических экранов) должна быть более 20 дБА (для того чтобы шум, прошедший сквозь преграду, не складывался энергетически с шумом, прошедшим, огибая кромку экрана, - эффект дифракции), мы рекомендуем применить плиты Paroc толщиной 100 мм.

Конструктивно шумозащитный экран возможно выполнить из листового металла толщиной не менее 1 мм с облицовкой внутренних поверхностей пористым материалом (пенопластом, монтажной пеной и т.д.), а также из деревянных конструкций с толщиной доски не менее 25 мм (при отсутствии щелей между досками облицовка пористым материалом не требуется).

Требование п. 6.5 о том, что «машины и агрегаты, создающие шум при работе, следует эксплуатировать таким образом, чтобы уровни звука на рабочих местах, на участках и на территории строительной площадки не превышали допустимых величин, указанных в санитарных нормах», позволит утверждать: если на рабочих местах стройплощадки не будет уровней шума выше 80 дБА, на территории прилегающей жилой застройки не будет превышения уровней шума при устройстве ограждения высотой 4 метра по всему периметру.

Библиографическая ссылка

Захаров Ю.И., Саньков П.Н., Захаров В.Ю., Ткач Н.А. УЧЕТ ФАКТОРА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 32-38;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35153 (дата обращения: 30.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Нормирование шума

Нормирование шума ведется в двух направлениях: гигиеническое нормирование и нормирование шумовых характеристик машин и оборудования (технологическое).

Действующие в настоящее время нормы шума на рабочих местах регламентируются СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и ГОСТ 12.1.003. «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».

В соответствии с СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–32–2002 предельно допустимые уровни шума нормируются по двум категориям норм шума: ПДУ шума на рабочих местах; ПДУ шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах

Для ориентировочной оценки шума принимают уровень звука, определяемый по так называемой шкале А шумомера в децибелах – дБА.

Указанные документы устанавливают допустимые уровни шума в рабочих помещениях различного назначения. При этом зоны с уровнем звука выше 80 дБА считаются опасными, их необходимо обозначать специальными знаками, работающих в этих зонах снабжать средствами индивидуальной защиты.

Максимальный уровень звука для колеблющегося и прерывистого шума не должен превышать 110 дБА. В зонах с уровнем звукового давления свыше 135 дБА запрещается даже кратковременное пребывание людей.

На различное производственное оборудование и машины стандартами установлены предельные уровни шумовых характеристик (станки, компрессоры, ткацкое и др. оборудование).

Действуют также и стандарты, устанавливающие методы определения шумовых характеристик.

Стандартами установлено, чтобы в технической документации указывались шумовые характеристики машин.

Борьба с шумом на производстве осуществляется комплексно и включает меры технологического, санитарно-технического, лечебно-профилактического характера.

Классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029–80 ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация», СНиП II–12–77 «Защита от шума», которые предусматривают защиту от шума следующими строительно-акустическими методами:

а) звукоизоляция ограждающих конструкций, уплотнение притворов окон, дверей, ворот и т.п., устройство звукоизолированных кабин для персонала; укрытие источников шума в кожухи;



б) установка в помещениях на пути распространения шума звукопоглощающих конструкций и экранов;

в) применение глушителей аэродинамического шума в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах; звукопоглощающих облицовок в воздушных трактах вентиляционных систем;

г) создание шумозащитных зон в различных местах нахождения людей, использование экранов и зеленых насаждений.

Защита работающих от шума может осуществляться как коллективными средствами и методами, так и индивидуальными средствами.

Основные методы защиты от шума:

1. Снижение шума в источнике

Причины: механические, аэродинамические, гидродинамические и электромагнитные явления, обусловленные конструкцией и характером работы машин, неточностями в изготовлении и т.д.

Для снижения шума в источнике используется:

Замена ударных механизмов безударными;

Использование малошумных соединений;

Замена металлических деталей пластмассовыми;

Замена подшипников качения на подшипники скольжения

Изменение режимов работы;

Смазка и т.д.

Это наиболее эффективные мероприятия, т.к. борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной.

2. изменение направленности излучения шума

Соответствующая ориентация установок по отношению к рабочим местам или жилым домам.

Этот способ применяется в том случае, когда работающее устройство (машина, агрегат, установка) направленно излучает шум. Примером такого устройства может служить труба для сброса в атмосферу сжатого воздуха в сторону, противоположную рабочему месту.

Назад к основному рубрикатору: Звукоизоляция. Акустика. Вопросы-ответы

1. Что является основным источником шума в населенных пунктах?

Источником шума в населенных пунктах, оказывающим наибольшее воздействие на жилую застройку, является, в основном транспорт.

Транспортный шум особенно возрос за последние десятилетия. Города, планировка и застройка которых складывалась веками, оказались неприспособленными к движению по улицам большого количества транспортных средств, а жилая застройка оказалась не защищенной от транспортного шума. Формируется транспортный кризис, который особенно обострился в связи с небывалым ростом численности автомобилей.

2. Каковы источники внешнего шума в городах?

Города насыщены многочисленными источниками шума, которые могут быть условно разбиты на две большие группы: отдельные источники и комплексные источники, состоящие из ряда отдельных источников.

К отдельным источникам шума относятся единичные транспортные средства, электрические трансформаторы, заборные или вытяжные отверстия систем вентиляции, установки промышленных или энергетических предприятий и др.

К комплексным источникам шума относятся транспортные потоки на улицах или дорогах, потоки поездов на железной дороге, промышленные предприятия с многочисленными источниками шума, спортивные или игровые площадки и др.

Защита от шума может осуществляться как в источнике возникновения шума, так и по пути его распространения. Для успешного принятия тех или иных мер необходимо знать шумовые характеристики источников.

3. Каковы основные методы по защите от внешних источников шума в городах?

Решение проблем защиты от шума в городах при наличии автомобильного транспорта требует коренной реконструкции улично-дорожной сети и изменения сложившихся принципов застройки кварталов.

Для защиты от внешних источников шума в городах используют следующие основные методы. В источнике шума - инженерно-технические и организационно-административные. По пути распространения шума в городской среде от источника до защищаемого объекта - градостроительные и строительно-акустические. В объекте шумозащиты - конструктивно-строительные (повышение звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций зданий и сооружений) и планировочные.

4. Каковы основные принципы защиты жилой застройки от шума?

Это сложная проблема, которую нужно решать архитектурными средствами путем проведения комплекса градостроительных и строительно-акустических мероприятий. При разработке технико-экономического обоснования, генерального плана города, детальной планировки его районов, а также проектов застройки жилых микрорайонов необходимо в первую очередь предусматривать градостроительные меры снижения шума в застройке. Это позволит в некоторых случаях обойтись без специальных строительно-акустических мероприятий по защите от шума или же снизить затраты на их проведение.

Кнаиболее эффективным строительно-акустическим средствам снижения шума относятся экраны, шумозащитные здания и шумозащитные окна.

5. Каковы средства, с помощью которых реализуют методы шумоглушения?

Во-первых, это рациональное решение планировки здания таким образом, чтобы все помещения, связанные с возникновением того или иного шума, были сосредоточены в одном месте и удалены от рабочих и жилых помещений. Так, в жилых и общественных зданиях котельные, машинные отделения лифтов, лифтовые шахты и мусоропроводы, насосные, помещения с вентиляторами, столовые, буфеты и т.д. не должны примыкать к жилым и рабочим помещениям.

Жилые комнаты многоэтажных жилых домов, общежитий и гостиниц, рабочие комнаты административных зданий, палаты больниц и санаториев, классы и аудитории учебных заведений должны быть отделены от лестничных клеток вспомогательными помещениями (кухнями, ванными, коридорами и т.п.). Гимнастические залы, мастерские и другие шумные помещения в учебных заведениях не должны располагаться в непосредственной близости от классов, аудиторий и лабораторий.

Основным средством для защиты помещений жилых и общественных зданий от шума является надлежащая звукоизоляция ограждающих конструкций, которая должна обеспечивать соблюдение нормативных требований по звукоизоляции. Во многих помещениях общественных зданий целесообразно устройство звукопоглощающих облицовок, например в протяженных помещениях типа коридоров в школах, больницах, гостиницах, что предотвращает распространение шума вдоль них.

Для снижения шума в машинописных бюро, счетных станциях, вычислительных центрах, административных помещениях, ресторанах, залах ожидания железнодорожных вокзалов и аэровокзалов, магазинах, столовых и т.д. необходимо предусматривать звукопоглощающие покрытия стен и потолков.

В большинстве систем вентиляции общественных зданий необходимо применение глушителей шума. Конструкции глушителей могут иметь различные решения. Наиболее простые из них устроены в виде канала, облицованного внутри звукопоглощающим материалом. Кроме того, применяются пластинчатые, состоящие из ряда параллельных звукопоглощающих пластин, разделенных воздушными промежутками, сотовые, камерные и др.

Вибрации различных машин инженерного и санитарно-технического оборудования, передающиеся конструкциям, на которых оно установлено, или подходящим к нему коммуникациям, являются причиной возникновения структурного шума, распространяющегося по конструкциям здания или даже по грунту на большие расстояния и излучаемого в виде воздушного шума ограждениями в удаленных тихих помещениях.

Значительного ослабления этого шума можно добиться, принимая меры по предотвращению распространения структурного шума путем установки агрегатов на виброзвукоизоляторах, выполняемых, например, из пружинных или резиновых амортизаторов.

Необходимо также принимать меры по исключению жестких контактов виброзвукоизолированного агрегата с внешними коммуникациями. Для этого следует предусматривать резиновые вставки в трубопроводах, подходящих к насосным установкам, брезентовые или резиновые вставки в местах присоединения воздуховодов к вентилятору, компенсационные петли на проводах питания электродвигателей и др.

6. Каковы градостроительные методы и средства защиты от шума?

Значительное снижение шума в жилой застройке может быть обеспечено строгим соблюдением требований строительных норм и правил по планировке и застройке городов и других населенных пунктов. Прежде всего, необходимо предусматривать четкое функциональное зонирование территории с отделением селитебных, лечебных и рекреакционных зон от промышленных и коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций. Расстояния от границ промышленных предприятий, являющихся источниками внешнего шума, до жилых зданий, общежитий, гостиниц, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, больниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов не должны быть менее указанных в табл.

Таблица


7. Существуют ли нормативы по размещению аэродромов относительно населенных пунктов?

Новые аэропорты и аэродромы необходимо размещать за пределами городов и других населенных пунктов. Наименьшее расстояние от границ аэродрома до границ селитебной территории следует принимать в зависимости от класса аэродрома, расположения взлетно-посадочных полос и трасс полета относительно населенного пункта по табл.3.8

Таблица 3.8

Наименьшие расстояния от границ аэродромов до границ селитебных территорий

Направление оси взлетно-посадочной полосы относительно населенного пункта

Трасса полета самолетов относительно населенного пункта

Расстояние в зависимости от

класса аэродрома, км

I и внеклассный

Пересекает

Пересекает

То же

Не пересекает

Не пересекает

То же

Возможность уменьшения разрывов между аэродромом и селитебной территорий по сравнению с указанными в табл. 3.8 при условии проведения специальных организационно-технических мероприятий (сокращение ночных операций, специальные приемы пилотирования и др.), а также применения шумозащитных жилых зданий должна быть подтверждена расчетом.

8. Какие существуют нормативы по расположению транспортных магистралей относительно жилой застройки?

Расстояние от новых железнодорожных линий и станций при новом строительстве до границ участков жилой застройки без применения специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м для железнодорожных линий I и II категорий, не менее 150 м для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м для станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий - не менее 100 м.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ земельных участков санаторно-курортных учреждений, больниц и домов отдыха при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 500 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий – не менее 250 м.

Расстояние от границ территории морских и речных портов до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 100 м для пассажирского района порта и не менее 300 м для грузового района порта.

Целесообразно предусматривать совмещение трасс железных и автомобильных дорог. Улицы и дороги должны быть строго дифференцированы по назначению, скорости движения и составу транспортного потока с выделением основного объема грузового движения на специализированные магистрали. Территории жилых районов и зон отдыха не должны пересекаться скоростными дорогами и дорогами грузового движения. Скоростные дороги на этих территориях при соответствующем обосновании допускается размещать в выемках, тоннелях и на эстакадах. Последние должны быть оборудованы шумозащитными экранами или глухими ограждениями

9. Каковы принципы функционального зонирования застройки с учетом возможных шумовых нагрузок?

При проектировании сети улиц и дорог следует предусматривать максимально возможное укрупнение межмагистральных территорий, уменьшение числа перекрестков и других транспортных узлов, замену их Т-образными примыканиями, устройство плавных криволинейных сопряжений улиц. При отсутствии специальных средств шумоглушения жилая застройка должна располагаться на расстоянии не менее 150 м от края проезжей части скоростных дорог и дорог грузового движения, не менее 125 м от магистральных улиц общегородского значения, не менее 75 м от магистральных улиц районного значения и не менее 25 м от жилых улиц. Жилые улицы целесообразно проектировать тупиковыми, предусматривая в конце каждого тупика круглые площадки для разворота автомобилей. Трассировка проездов должна обеспечивать связь жилых и общественных зданий с улицами и не допускать сквозного проезда автомобильного транспорта через территорию микрорайона. При трассировке магистральных улиц и дорог следует использовать шумозащитные свойства рельефа местности - холмов, оврагов, балок и т.п.

Функциональное зонирование селитебной территории должно предусматривать размещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений коммунального хозяйства, организаций и учреждений управления, финансирования и предприятий связи в зоне, примыкающей к источникам шума. Жилую застройку, детские ясли-сады, учреждения здравоохранения, дома-интернаты для престарелых необходимо размещать в зоне, наиболее удаленной от источников шума.

При разноэтажной застройке следует соблюдать принцип постепенного наращивания этажности жилых домов в глубину межмагистральной территории. Здания торгово-общественных центров и блоков обслуживания, размещаемые на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно объединять в единые протяженные комплексы. Такое решение позволяет использовать комплексы учреждений первичного, повседневного и периодического обслуживания в качестве эффективных шумозащитных экранов и одновременно значительно расширяет сферу их действия, делая удобными для попутного пользования при движении населения на работу и с работы.

Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту - конференц-залы, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т.п. – следует размещать на противоположной от источников шума стороне зданий, отделяя их коридорами, фойе, залами кафе и буфетов, подсобными помещениями.

При необходимости размещения жилой застройки на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей следует располагать специальные шумозащитные жилые здания . Для обеспечения акустического комфорта на территории микрорайонов желательно применять композиционные приемы группировки жилых зданий, основанные на создании замкнутого пространства. Не рекомендуется применение приемов группировки жилых зданий с раскрытием пространства микрорайона в сторону источников шума. Например, постановка жилых зданий торцами к магистральной улице значительно расширяет зону акустического дискомфорта.

10. В каких случаях эффективно применение шумозащитных полос зеленых насаждений?

В качестве дополнительного средства защиты от шума малоэтажной жилой застройки, площадок отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадок детских дошкольных учреждений и участков школ следует предусматривать формирование вблизи источников шума специальных шумозащитных полос зеленых насаждений. Чтобы такие полосы обладали заметной эффективностью, кроны деревьев должны плотно примыкать друг к другу; пространство под кронами рекомендуется заполнять зеленой массой кустарников. Ширина полос должна быть не менее 10 м. Некоторое повышение шумозащитной эффективности достигается при расчленении полосы в продольном направлении на несколько частей с просветами между ними шириной 3-4 м.

В качестве зеленых насаждений следует использовать породы быстрорастущих крупноразмерных деревьев с густоветвящейся низкоопущенной плотной кроной. Полосы из хвойных пород деревьев наиболее эффективны и обладают круглогодичным действием. Однако в городских условиях эти деревья растут плохо, поэтому их следует объединять с деревьями лиственных пород.

11. Что такое шумозащитные экраны и какова их эффективность?

Экраны. Понятие "экран" принято относить к любым препятствиям на пути распространения шума. Экранами могут служить придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные и естественные элементы рельефа местности: земляные валы, насыпи, холмы, откосы выемок, оврагов и т.д. Экранами могут служить также здания, в помещениях которых допускаются уровни звука более 40-50 дБА (здания предприятий бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания, коммунальных предприятий и др.), жилые и общественные здания с усиленной звукоизоляцией наружных ограждающих конструкций и с централизованными или индивидуальными устройствами приточной вентиляции, совмещенными с глушителями шума, а также жилые здания, в которых со стороны источника шума расположены окна подсобных помещений.

Таблица

Снижение уровня звука протяженными экранами-стенками

Расстояние между экраном и расчетной точкой, м

Высота экрана, м

Снижение уровня звука экраном, дБА

12. Какие типы экранов особенно эффективны при борьбе с транспортными шумами?

В мировой практике борьбы с транспортными шумами наиболее широко применяются экраны-стенки, земляные валы и их комбинации. Необходимая шумозащитная эффективность экранов обеспечивается варьированием их высоты, длины, расстояния между источником шума и экраном. Снижение уровня звука экраном-стенкой в расчетных точках, расположенных на границе звуковой тени, т.е. на продолжении прямой линии, соединяющей акустический центр источника шума с вершиной экрана, составляет около 5 дБА.

Поэтому для обеспечения более высокой акустической эффективности вершина экрана должна возвышаться над прямой линией, соединяющей акустический центр источника шума с расчетной точкой. При проектировании экрана-стенки вдоль транспортной магистрали для ориентировочных расчетов повышение его эффективности с увеличением высоты можно принимать равным в среднем 1,5 дБА на 1 м.

Для увеличения акустической эффективности экрана и уменьшения его высоты расстояние между источниками шума и экраном рекомендуется принимать минимальным с учетом обеспечения безопасности движения и нормальной эксплуатации дороги и транспортных средств. Ориентировочные значения снижения уровня звука протяженными экранами-стенками на высоте 1,5 м от уровня поверхности территории при расстоянии между краем проезжей части дороги и экраном, равном 3 м, приведены в табл. 3.9. Такие значения акустической эффективности сохраняются при угле видимости экранированного участка улицы из расчетной точки не менее 160°.

В настоящее время известно множество конструкций экранов-стенок. Наиболее распространенными материалами, применяемыми для их строительства, являются бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево и др. Необходимая поверхностная плотность экрана-стенки зависит от требуемой акустической эффективности и обычно не превышает 20 кг/м 2 .

13. Какие дополнительные требования предъявляют к экранам-стенкам?

При проектировании экранов-стенок необходимо наряду с требуемой акустической эффективностью обеспечивать ряд других требований к ним. Экраны должны быть долговечными, стойкими к атмосферным воздействиям и вредному влиянию выхлопных газов, выдерживать снеговые, ветровые и сейсмические нагрузки. Они должны отвечать эстетическим требованиям, быть транспортабельными, простыми при возведении, монтаже и эксплуатации. Конструкции отдельных элементов экранов должны обеспечивать плотное их примыкание между собой для создания акустически непрозрачного экрана.

Установка экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью с одной стороны от источника шума вызывает некоторое повышение уровня звука на противоположной стороне за счет вклада отраженной от экрана звуковой энергии. Например, при расположении экрана-стенки высотой 5 м вдоль автомобильной дороги уровень звука на противоположной стороне дороги в зависимости от расстояния от бордюра повышается на 1-2 дБА. При установке экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью вдоль обеих сторон автомобильной дороги акустическая эффективность экранов снижается на -5 дБА в зависимости от расстояния между экраном и транспортным потоком.

14. Каким образом может быть повышена акустическая эффективность экранов-стенок?

Для устранения нежелательного действия звука, отраженного от поверхностей стенок, разработаны конструктивные решения экранов со звукопоглощающими облицовками. Звукопоглощающие материалы, используемые для облицовки экранов, должны обладать стабильными физико-механическими и акустическими показателями в течение всего периода эксплуатации, быть био- и влагостойкими, не выделять в окружающую среду вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха.

Для защиты звукопоглощающего материала от попадания влаги необходимо предусматривать покрытие в виде пленки. Снаружи экран со звукопоглощающей облицовкой необходимо защищать перфорированными листами из алюминия, стали или пластика

Акустическая эффективность экранов-стенок в определенной степени зависит от их формы. Наиболее эффективен Т-образный поперечный профиль экрана.

15. Каковы преимущества и недостатки шумозащитных земляных валов?

Земляные валы обладают рядом преимуществ перед экранами-стенками. Для их создания, как правило, используются излишки грунта, образующиеся при вертикальной планировке территории застройки и строительстве фундаментов зданий. Стоимость сооружения валов в 2-3 раза ниже затрат на строительство экранов-стенок. Кроме того, они придают магистралям живописный вид. В теле валов можно располагать гаражи, коллекторы и другие сооружения. Однако из-за необходимости устройства пологих откосов с уклонами 1:2 или 1:1,5 для их размещения требуются большие площади. Поэтому применение таких экранов целесообразно в основном в пригородных зонах, где примагистральные территории не лимитированы. В последние годы разработаны конструкции валов с облицовкой откосов бетонными или каменными элементами, что позволяет значительно увеличить крутизну откосов и соответственно уменьшить ширину валов.

16. В чем преимущества комбинированной шумозащиты: выемка+экран?

Размещение магистральных улиц и дорог в выемках дает возможность использовать их откосы в качестве шумозащитных экранов. Однако более эффективны комбинированные экраны, состоящие из выемки или земляного вала со стенкой поверху. В последние годы разработаны конструкции экранов-стенок с открытыми полостями для размещения земли и посадки вьющихся растений. С эстетической точки зрения такие экраны более приемлемы, чем традиционные экраны-стенки

17. Каким образом достигается шумозащита в специальных зданиях?

В условиях современных городов с массовой застройкой примагистральных территорий многоэтажными протяженными домами для защиты населения от транспортного шума наиболее целесообразно строительство специальных жилых зданий, которые принято называть шумозащитными или шумозащищенными .

По способам защиты от шума эти здания можно разделить на два типа. Первый – это дома со специальными архитектурно-планировочной структурой и объемно-пространственным решением.

Второй тип шумозащитных зданий предусматривает защиту помещений за счет повышения звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, использования специальных вентиляционных устройств, совмещенных с глушителями шума. Поскольку наружные ограждения состоят из нескольких элементов – наружной стены, окон, балконных дверей, звукоизолирующие свойства которых резко различаются, их общая звукоизоляция полностью определяется наиболее слабыми элементами, т.е. окнами и балконными дверями. Возможны и комбинированные варианты шумозащитных зданий.

Выбор и дальнейшая детализация наиболее целесообразных, и рациональных мероприятий является конечной целью при разработке раздела шумозащиты в территориальных комплексных схемах. Выбор мероприятий основывается на сравнительной вариантной оценке и включает в себя последовательный комплекс решений по преобразованию территории, планировке и обустройству специальными шумозащитными сооружениями улично-дорожной сети, организации движения транспорта и т.д.

Потребность в проведении мероприятий по защите от шума определяется исходя из шумовой нагрузки соответствующего района и числа его жителей с учетом перспективы развития. Чем выше шумовая нагрузка и больше число жителей, подвергающихся ее воздействию, тем больше и потребность в проведении подобных мероприятий. Такой подход становится более дифференцированным, если при этом учитываются преимущественный вид использования территории и стоимость находящегося на ней строительного фонда.

Выбор шумозащитных мероприятий в градостроительных решениях осуществляется по трем направлениям: архитектурно-планировочные, архитектурно-строительные, строительно-конструктивные. В общей системе шумозащитных мероприятий для ранних стадий проектирования, таких как КСООС, повышается роль архитектурно-планировочных решений, наиболее эффективными из которых являются:

  • функциональное зонирование территории, отделение селитебных, лечебных и рекреационных зон от промышленных, коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций;
  • формирование общегородской системы зеленых насаждений, способствующих шумозащите;
  • трассировка скоростных и грузовых автодорог в обход жилых районов и зон отдыха;
  • дифференциация улично-дорожной сети по составу транспортного потока;
  • использование шумозащитных свойств рельефа при трассировке магистралей;
  • укрупнение межмагистральных территорий для отделения основных массивов застройки от транспортных магистралей и выбор комплексных геометрических форм межмагистральных территорий, дающих большую площадь акустического комфорта.

Функциональное зонирование городской территория предусматривает четкую дифференциацию отдельных функциональных зон по назначению и взаимоувязку создаваемой в них шумовой нагрузки с показателем потребности в шумозащите. При этом обеспечивается максимальное удаление промышленных зон, предприятий по обслуживанию всех видов транспорта, трансформаторных, котельных от селитебных, лечебных и рекреационных зон либо рассматривается вопрос о выборе отдельных строительно-конструктивных шумозащитных мер при невозможности обеспечения необходимой санитарно-защитной зоны.

При формировании городских территорий немаловажную роль играет система улично-дорожной сети и организация движения по ней транспорта. При выборе планировки улично-дорожной сети целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

  • увеличение межмагистрального пространства с интенсивным использованием отдельных Магистральных ходов, обеспеченных специальными строительно-конструктивными шумозащитными сооружениями;
  • дифференцирование улично-дорожной сети по назначению, вынос транзитного и грузового движения на внеселитебные территории;
  • максимальное использование естественных элементов рельефа.

В качестве шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах могут быть рекомендованы:

  • шумозащитный барьер не полосе отвода автомобильной дороги, или на одном с ней земляном полотне;
  • высокая рабочая отметка насыпи автомобильной дороги, устанавливаемая исходя из акустических соображений;
  • откосы выемки, глубина которой определяется акустическим расчетом;
  • подпорные стены при расположении автомобильной дороги в выемке;
  • различные перекрытия, возводимые над проезжей частью дороги в виде галерей либо тоннельных перекрытий;
  • шумозащитные грунтовые валы;
  • эстакады.

Принятый для осуществления вариант защиты от шума при экономической целесообразности и обеспечении снижения шума до значений, регламентируемых санитарными нормами, должен включать дополнительные требования: не способствовать снегозаносимости земляного полотна автомобильных дорог, не затруднять уборку снега с проезжей части, удачно вписываться в ландшафт и не препятствовать осмотру окружающего ландшафта едущими, не создавать опасности дорожно-транспортных происшествий, занимать по возможности меньшую ширину полосы отвода.
Материал для строительства шумозащитных сооружений следует подбирать исходя из конструктивных и экономических соображений. Наибольшее распространение получили бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево, стекло и т.д. Необходимая поверхностная плотность сооружений зависит от требуемой звукоизоляции /проникновение шума через поверхность сооружения/, определяемой величиной требуемого снижения уровня, звука.
Являясь средством защиты окружающей среды от транспортного шума, шумозащитные сооружения сами становятся ее элементом, формирующим вид автомобильной дороги и определяющим ее функционирование как с технической, так и с эстетической точек зрения.
Шумозащитные сооружения — это гармоничный, рациональных пропорций элемент окружающего ансамбля, находящийся в «равновесии» с внешней средой, при этом они должны быть функциональны и лишены архитектурных излишеств.
Реконструкция дорог и разработка проектов защиты от транспортного шума имеет смысл только в случаях, когда превышение санитарных норм составляет, по меньшей мере, 3 дБА, так как только превышение начинает воспринимать человеческое ухо.
Эффект концентрации движения автомобилей в отдельном коридоре может быть усилен за счет привлекательности основных магистральных дорог и создания затрудненных схем при движении по второстепенной сети, за счет организации одностороннего движения, проектирования подъездных дорог, местного снижения интенсивности движения, а следовательно и шума. Этот эффект может быть достигнут также административными мерами организации движения, такими как запрещение сквозного и грузового движения.
Элементы автомобильных трасс, которые могут приводить к изменению скорости движения /пересечения автомобильных дорог/, должны располагаться на участках, где некоторое повышение расчетных уровней звука не будет восприниматься как нежелательное.
Можно уменьшить шум, производимый дорожным движением, воздействуя на расчетный уровень звука оперативным регулированием за счет:

  • координированного светофорного управления; введения одностороннего движения; строительства обходов населенных пунктов или отдельных жилых районов;
  • запрещения движения на отдельных дорогах или в зонах;
  • ограничения скорости движения.

Достаточно значимой представляется форма улично-дорожной сети, показатель шумового загрязнения которой существенным образом зависит от линейной плотности застройки и величины межмагистральной территории. Укрупнение межмагистральных территорий целесообразно от 25 до 100 га. При этом уровни шума на линии застройки возрастут на 2 — 4 дБА. Население, проживающее в условиях дискомфорта, увеличится на 7 — 8 %. Дальнейшее увеличение межмагистральных территорий от 100 до 200 га приводит к снижению шума на 2,5 — 3,5 %.
Увеличение межмагистральных территорий в 2 раза от 25 до 50 га и далее до 100 га приводит к снижению капитальных вложений на инженерно-технические средства шумозащиты и годового экономического ущерба на одного жителя в среднем на 37 %, а при укрупнении от 100 до 200 га — на 25 %.

Выбор приема размещения зданий в первом ряду застройки должен осуществляться с учетом уровней шума на прилегающих магистралях.
Применение в проектах планировки и застройки жилых районов и микрорайонов архитектурно-планировочных решений, способствующих шумозащите /размещение протяженных жилых и коммунально-бытовых зданий — экранов в первом ряду застройки, выбор рациональных приемов размещения зданий в примагистральной зоне, сосредоточение в тихих зонах зданий повышенной этажности точечного типа, детских дошкольных учреждений школ/ обеспечит акустическим комфортом не менее 80
% населения без использования инженерно — технических средств шумозащиты.
Выбор типов зданий или блок-секций должен осуществляться в зависимости от их размещения в застройке. Фасады здания, попадающие в зону акустического дискомфорта, должны иметь либо повышенную звукоизоляцию оконных проемов, что будет способствовать необходимому воздухообмену в помещениях, либо такую внутреннюю планировку, при которой жилые помещения были бы обращены в тихую сторону.
При смешанной застройке целесообразно предусматривать размещение более низких зданий в первом ряду.
В условиях исторически сложившейся планировочной структуры, формирующейся вокруг центральной части, основную сложность представляет вопрос нормализации акустического режима в районах квартальной застройки, не рассчитанных на повышенную интенсивность движения. В таких условиях наиболее рационально:

  • создание окружных дорог и улиц-дублеров;
  • устройство подземных транспортных коммуникаций, частичное или полное перекрытие магистралей;
  • формирование сети улиц с односторонним движением; — организация безостановочного движения по принципу зеленой волны.

При размещении застройки в условиях реконструкции необходимо на основе карты шума квартала, прежде всего, определять зоны, где возможно строительство новых жилых зданий без проведения мероприятий по шумозащите.
При сохранении квартальной застройки следует предусматривать внутреннюю перепланировку жилых помещений с целью ориентации жилых комнат в сторону «противоположную магистралям. При невозможности обеспечения требуемой инсоляции рекомендуется замена оконных блоков на окна с повышенной звукоизоляцией. В условиях реконструкции может возникнуть необходимость в разработке индивидуальных конструкций «тихих» окон.
В общей транспортной структуре города весьма заметной эмиссионной активностью характеризуется движение рельсового транспорта. Железнодорожные магистрали целесообразно проектировать в обход селитебной территории для пропуска транзитных грузовых поездов без заезда в город. Сортировочные станции следует размещать за пределами городов, а новые технические станции и парки резервного подвижного состава, грузовые станции, дворы и контейнерные площадки — за пределами селитебной территории.
Железнодорожные линии и станций рекомендуется отделять от жилой застройки населенных пунктов защитной зоной шириной не менее 200 м — для железнодорожных линий I и II категорий, не менее 100 м — для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути, необходимо применять экранирующие сооружения. Около 40 % санитарно-защитной полосы должно составлять защитное озеленение.
Территории морского и речного грузовых портов, места стоянки судов, принадлежащих гражданам, береговые базы и спортивные клубы маломерного флота следует размещать в пригородных зонах на обоснованных акустическим расчетом расстояниях от селитебной зоны.
Новые аэропорты и аэродромы необходимо размещать за пределами населенных пунктов.
Озеленение относится к тем мерам шумозащиты, эффективность которых наиболее очевидна при крупномасштабном проектировании.
Зеленые насаждения способствуют уменьшению интенсивности шума только в тех случаях, когда они на всю свою глубину при достаточной: ширине возвышаются над лучом, соединяющим источник и приемник звука/как минимум на, 2-3 м/. При густом озеленении обеспечивается не только экранирующий эффект, но и создается дополнительное шумоглушение за счет поглощения и отражения звука внутри зеленой массы. Целесообразно использование специальных рядовых группировок зеленых насаждений, эффект которых наиболее заметен.
В сложившейся застройке при малой ширине полос озеленения эффект шумозащиты незначителен, однако озеленение используется для создания психологического комфорта.
Важно решить общую систему озеленения на стадии территориальной КСООС генерального плана города.
Для шумозащитных целей применяют как специальные чередующиеся «зеленые стены», эффективность которых зависит в основном от отражения звука, так и крупные массивы зеленых насаждений, эффективность которых определяется рассеиванием и поглощением. Наибольшего эффекта многорядные конструкции достигают при общей ширине до 25 м, зеленые массивы — 25 м.
Шумозащитные свойства присущи специальной полосе зеленых насаждений, состоящей из одного-двух рядов кустарников плотной посадки и одного-двух рядов деревьев с сомкнутыми кронами с плотностью листвы более 0,8. Такой плотности можно добиться с помощью двухъярусной полосы деревьев посадкой их в «шахматном» порядке.
При использовании территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных и коммунальных предприятий для размещения шумозащитных полос насаждений следует применять древесно-теневой метод, при котором осуществляется многорядная посадка деревьев. Чередуются главные и сопутствующие теневые породы внутри ряда или ряды главной и сопутствующей пород. Деревья основной породы высаживаются через 3 — 4 м в ряду на расстоянии 3 — 4 м между рядами. Расстояние между деревьями сопутствующих пород 2 — 2,5 м. Крупные кустарники высаживаются на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга, мелкие — 0,5 м. Не менее 50 % общего числа высаживаемых деревьев должна занимать основная порода, главные свойства которой шумозащита, дымогазоустойчивость и жизнеспособность в данных почвенно-климатических условиях.
Для обеспечения максимальной эффективности полосы необходимо, чтобы высота взрослых деревьев превышала на 2 м и более условную линию прямого звукового луча между источником шума и расчетной точкой.
Эффективность мероприятий по защите от шума представляет собой величину, с помощью которой потребность в них сравнивается с возможными в результате проведения мероприятий уменьшением нагрузки и сокращением на их осуществление.
Эффективность мероприятий по защите от шума будет высокой, если при заданной потребности в результате проведения мероприятия, расходы на осуществление которого незначительны, достигается высокий эффект.
На современном этапе здоровье населения должно служить основным системообразующим фактором при решении как социальных, так и экономических проблем. Являясь функцией многих переменных, здоровье населения представляется интегральным показателем качества условий жизни, в том числе и состояния окружающей среды. Поскольку шумовое загрязнение является весьма активным источником дискомфортного состояния и представляет определенную угрозу вследствие неуклонной тенденции роста шума в городах, следует особое внимание уделить снижению шума на всех стадиях проектирования.
Наиболее эффективным представляется решение вопросов по шумозащите на ранних стадиях проектирования при составлении территориальных комплексных схем охраны окружающей среды городов, так как это дает возможность создания благоприятных условий с наименьшими затратами.

Шумозащитные заборы

Для всех населенных пунктов, которые расположены близко к автомобильным трассам или железнодорожным линиям, привычна проблема высокого уровня шума. В этой ситуации владельцы усадеб вынуждены спасаться от громкого шума при помощи всех возможных способов. Чаще всего высокий глухой забор - это еще не достаточно для того, чтобы защитить Ваш дом и участок, по этой причине приходится прибегать к дополнительным мерам - привлекать специальные конструкции и материалы. Одним из вариантов создания шумозащитного забора являются многослойные панели. Внешние их поверхности представлены металлическими профнастилами, а между ними расположен пеноизол или плиты из минеральной ваты. Такая панель одновременно выполняет две функции - отражает и одновременно поглощает звук, то есть является полноценной шумозащитной системой. В готовом виде панель не продается, ее уже на месте собирают представители фирм, которые специализируются на строительстве заборов. Высоту ограждения рассчитывают по определенной схеме: между точкой верхушки конька крыши, а также предполагаемой наивысшей точкой расположения грузовиков на дороге проводят воображаемую линию, которая должна перекрываться забором. Верхнюю часть конструкции обязательно оборудуют звукоотбойником.

Во втором варианте создают звукоотражающую поверхность из камня. В этом случае основа каменного забора может быть выполнена из пенобетона, а вот облицовка выполняется из камня - либо искусственного, либо натурального. Камень укладывается неровно с имитацией сланцевых поверхностей. Чем больше у стены мелких и частых неровностей, тем больше она рассеивает шума.

В последнем варианте используется поликарбонатный лист толщиной больше восьми миллиметров. Помимо прочности этот материал характеризуется достаточно неплохим звукопоглощающим свойством. Если Вы желаете создать более интересную с декоративной точки зрения конструкцию, то Вы можете комбинировать поликарбонат с древесиной.

Шумозащитные мероприятия

Решение следует искать путем предварительного анализа акустического режима примагистральных территорий, оценки существующих и прогнозных шумовых характеристик магистрали и акустического воздействия на здания первого фронта застройки, а также разработки шумозащитных мероприятий, обеспечивающих нормативный акустический режим. В реальных условиях реконструкции магистральных улиц практически невозможно обеспечить допустимые уровни шума на примагистральной территории многоэтажной жилой застройки, поэтому основной акцент должен быть сделан на шумозащиту жилых помещений и сохранение жилищного фонда. При этом шумозащитные мероприятия могут составить весьма существенную долю в смете проекта реконструкции городской автомагистрали.

Акустический расчет территорий планируемых магистралей ещё на этапе проектирования позволяет минимизировать затраты на шумозащитные мероприятия. Известные методики акустического расчета территорий по СНиП II-12-77 «Защита от шума» и «Руководству по учету в проектах планировки застройки городов требований снижения уровней шума» предполагают графоаналитический расчет шумовой характеристики магистрали с построением карт шума. Современные компьютерные технологии позволяют использовать эффективные методики численного расчета шумового загрязнения городской застройки. Они предполагают численное моделирование процесса распространения шума, что является трудоемкой в вычислительном плане задачей. Альтернативой является подход, основанный надискретизации исследуемой области и энергетическом суммировании шума в исследуемых точках с использованием GIS. Для некоторой выбранной точки на территории производится суммирование энергии от дискретных точечных источников. Автомагистраль является линейным источником шума и представляется как совокупность точечных источников. В расчете распространения энергии шума учитывается эффект затухания в зависимости от расстояния, а также дифракция и отражение звука, т.е. влияние источников, не находящихся в области прямой видимости. Данный подход потенциально ведет к некоторому снижению точности вычислений из-за дискретизации. Однако этот недостаток компенсируется тем, что все расчеты можно проводить средствами самой GIS, и это позволяет совместить решение транспортной и планировочной задач с оценкой влияния шумового загрязнения.