Взаимосвязь политики и экономики. Взаимодействие политики и экономики Политике социуме и экономике в

Взаимосвязь политических и экономических проблем постоянно обнаруживается даже на поверхности событий. Мы уже привыкли, что экономические дискуссии всегда тесно связаны с политическими дебатами и они ведутся не только в учебных аудиториях, на теоретических конференциях, но и в средствах массовой информации. При этом граница между политикой и экономикой очень подвижна.

Приступая к рассмотрению этой сложной и многогранной темы, необходимо определиться в понятиях.

Политика (от греч. polites – искусство управления государством) – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами. (Подробнее смотри соответствующий раздел настоящего пособия).

К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию обеспечения урегулированности и порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда. “Регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая и произвола. Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола” (1). Очевидно, что эта функция наиболее непосредственно связана с экономикой.

Экономика (от греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства) – исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Отсюда, экономика страны – это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена.

Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.

Люди живут не изолированно, а в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Существует три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы. Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением в этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.



Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами и взаимоотношениями людей. В этом существо проблемы. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними – все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов. В действительности различные “факторы производства” – это люди из плоти и крови. Собственник капитала и наемный работник могут противостоять друг другу. Для многих людей с малыми доходами и ничтожной властью все разговоры о “свободном выборе” кажутся издевательством.

Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой . Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”-экономистов. И здесь вновь актуально звучат слова: “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов” (2).

Но и очевидно также, что экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом. Одни хотят сократить бюджет, в то время как другие – наоборот. Одни хотят снизить налоги, другие утверждают, что мы не можем себе этого позволить. Одни считают, что нужно как-то противодействовать дефициту платежного баланса, а другие не видят в этом никаких причин для беспокойства. И так далее.

Эти разногласия не новы. Еще почти сто лет назад Бернард Шоу говорил: “Даже если собрать всех экономистов на свете, они не смогут договориться”. Дело в том, что экономисты часто исходят из теорий и абстрактных моделей действительности, которые они же впоследствии и интерпретируют разными способами. Хотя многие правомерно утверждают, что экономический анализ действителен лишь для определенной страны и в определенное время. Экономика каждой страны отличается от другой в разных аспектах. Общество – чрезвычайно сложный феномен, который постоянно развивается и изменяется. Общество состоит из тысяч предприятий и миллионов домашних хозяйств, где постоянно принимаются разнообразные решения и тем самым постоянно изменяются предпосылки анализа. Поэтому, если мы ведем речь о макроэкономике, эксперимент – когда человек сам контролирует условия и наблюдает сравнимые процессы – не годится. Здесь приходится не экспериментировать, а применять модели (упрощенные описания действительности). Примером такого упрощения является предположение, что все потребители или все предприятия ведут себя одинаково. Но эти предположения нереалистичны и рассуждения экономистов подвергаются критике за оторванность от жизни и их выводы также далеки от действительности.

Тем не менее, моделирование, в известной мере, необходимо и экономистам приходится “отвлекаться” от действительности, так как “нет ничего более практичного, чем хорошая теория”.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией. Экономическая постановка вопроса – как производятся и распределяются материальные блага – затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы.

Итак, проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика. Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики.

Последовательность и эффективность экономической политики детерминируется действием разнообразных факторов. Будучи атрибутом политической власти и одним из способов ее осуществления, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется социальной структурой общества, интересов, ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимающих решения, зависит от состояния общественного сознания, уровня политической культуры, структуры власти (отношения между законодательной и исполнительной властью, правительством и профсоюзами, различными партиями) и распределения сил внутри иерархии власти.

Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей.

В своем эссе я хотела бы рассмотреть сущность политики и экономики как общественных явлений.

Политика определяется как сфера отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальным, этническим и религиозным разделением общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы разных общественных групп, которые связаны с удовлетворением их потребностей. Политика в данном случае выступает в качестве инструмента регулирования, соподчинения или примирения этих интересов для обеспечения целостности общественного организма.

Политика -- это сфера властных отношений, так как власть является первоосновой, сутью политических отношений, важнейшим качеством политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.

Политика выступает и как организационная и регулятивно-контрольная область общественных отношений, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, включенность во все сферы.

Таким образом, политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Экономика -- особая сфера общественной жизни, которая занимает в ней исключительно важное место в силу нескольких причин:

· она обеспечивает людей всем необходимым для жизни - продуктами питания, одеждой, жильем, услугами;

политика экономика общественный

· она функционирует и развивается по своим собственным законам, отличающимся от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности - политика, право, культура и т.д.

Экономика - сложная, многоуровневая система, обеспечивающая удовлетворение разнообразных потребностей людей и общества путем создания необходимых материальных благ. В любом обществе экономика призвана решить три задачи: что производить, как производить и для кого производить.

Другими словами, необходимо определить, какие товары и услуги (одежда, мебель, автомобили, продукты питания, сервис и т.д.) и в каком объеме нужны обществу (и людям) в данный момент. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации производства, использование каких ресурсов даст максимальный экономический, а также социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция и соответственно полученный доход (прибыль) среди субъектов хозяйственной деятельности. В разных экономических системах эти задачи решаются по-разному, это зависит от того, какова форма собственности на средства производства и от способа управления экономикой.

Политика определяется различными факторами, в том числе экономическими, а также она непосредственно зависит от социальной структуры общества, уровня социального расслоения. С другой стороны, политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано с двумя аспектами политики:

  • а) хотя политика собственно не направлена на создание материальных и духовных ценностей (они создаются в других сферах), но политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение ценностей отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
  • б) политика присутствует во всех общественных сферах в силу присущей ей регулирующей функции. На совершенствование отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Итак, политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества.

Необходимость и возможность этого воздействия неуклонно возрастает, поскольку увеличиваются масштабы самой экономической сферы, усложняется ее структура и углубляются экономические взаимоотношения в обществе, как в рамках государства, так и между странами.

Существует несколько точек зрения на взаимосвязь политики и экономики.

Так, в отечественной общественной науке на протяжении семи последних десятилетий господствовала ставшая буквально канонической концепция материалистического понимания истории, сформулированная еще в XIX веке Карлом Марксом и ставшая с тех пор краеугольным камнем марксистко-ленинистской философии и социологии. Согласно этой концепции, политика - это всего лишь надстройка над экономикой, не имеющая своей внутренней логики функционирования и развития, определяющася функционированием и развитием экономики , которая является базисом общества (политика - это концентрированное выражение экономики). Хотя Маркс допускал возможность взаимодействия базиса и надстройки, влияния надстройки на базис, все же главным в его социологической концепции был тезис о том, что экономика определяет политику, т. е. способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Схема зависимости политической сферы от экономического базиса в теории Маркса выглядит следующим образом. Производительные силы порождают определенные производственные отношения, то есть отношения, в которые люди вступают между собой в процессе производства. Производственные отношения обусловливают определенную социальную структуру, совокупность общественных классов, то есть групп людей, занимающих одинаковое место в способе производства. Социальная структура порождает соответствующие политические и юридические институты, а также духовно-идеологические системы.

Другими словами, взаимосвязь экономики и политики в теории Маркса носит причинно-следственный характер: экономические явления выступают причиной, а политические -- следствием.

Однако эта теория в современной общественной науке подверглась серьезной критике.

Понимание верховенства политики предполагает необходимость учета двух моментов.

Речь не идет о том, чтобы заменить теорию, которая односторонне рассматривает общество через экономику, другой теорией, определяющей общество через политику. Любая теория с односторонним подходом к обществу через какой-либо один аспект общественной жизни ложна. Неверно, будто при конкретном способе хозяйствования непременно может быть один-единственный политический строй. Когда производительные силы достигают определенного уровня, структура государственной власти может принимать самые различные формы. Для любой структуры государственной власти невозможно предвидеть, какой окажется система или природа функционирования экономики.

Почему же современные философы и социологи выступают против экономического подхода? Потому что они утверждают, что применительно к человеку политика важнее экономики, ведь она непосредственно затрагивает самый смысл его существования. Человеческая жизнь состоит из отношений между отдельными людьми -- основополагающего элемента любого сообщества. Механизмы же осуществления власти, в том числе способы назначения руководителей, больше, чем что-либо другое, влияют на отношения между людьми.

Всё равно, главенство политики, о котором говорит, например, французский политолог Раймон Арон, является строго ограниченным. Речь не идет о верховенстве каузальном (причинном), в котором политика выступает причиной, а экономика следствием (то есть причина и следствие в схеме Маркса меняются местами).

Имеется в виду лишь то, что, во-первых, различия обществ обусловлены прежде всего структурами государственной власти, определяющими некоторые черты экономических систем этих обществ, а во-вторых, политика как сфера, где избираются люди, отдающие приказы, и вырабатываются методы, в соответствии с которыми эти приказы отдаются, больше любой другой сферы влияет на характер человеческих отношений в обществе.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован и в известной работе австрийского и британского социолога Карла Поппера “Открытое общество и его враги”. Вывод, к которому автор приходит в результате анализа теории Маркса, прямо противоположен концепции последнего. Согласно позиции Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля -- самое главное в жизни общества.

Потребность в активном воздействии политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества. Такая ситуация сложилась в России на рубеже 80-90-х годов, когда начался переход к рыночной экономике.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней России имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны. Кризисные процессы в экономике российского общества, очевидно, напрямую связаны с непредсказуемостью и противоречивостью экономической политики государства.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

Список использованной литературы

Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В.

Зеркин Д.П. Основы политологи: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1996. - с. 56.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. - с. 183.

Книга: Политология / Кремень

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Взаимосвязь экономики и политики

Жизнедеятельность людей характеризуется широтой и разнообразием действий, поступков, проявлений. Особое место занимает деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения материальных потребностей людей. Такой вид занятий называется хозяйственной деятельностью. Называют такую деятельность экономической. Понятие экономика сложное, многоуровневое и многогранное. В английской современной экономической теории понятие экономика повторяется десятки раз, а в разных экономических категориях - бесчисленное множество. Но если систематизировать понятия, то можно условно свести к ограниченному числу определений. Понятие экономика образуется из двух понятий - греческого oikos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, правило, есть законы, правила ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях экономика - это наука о способах ведения хозяйства, в следствие чего человек изменяет, приспосабливает вещества, средства, богатства природы для своих нужд. Экономика совокупность отраслей народного хозяйства, средств и процессов, используемых людьми для обеспечения жизнедеятельности. Система экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления) материальных благ и услуг.

Различные экономические школы по-разному интерпретируют характер экономических отношений, складывающихся в обществе между людьми. Одни определяющую роль отводят отношениям присвоения материальных условий производства, т.е. отношения собственности. Другие главным фактором, оказывающим решающее влияние на все стороны жизнедеятельности людей называют проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов. Но деятельность при ограниченных ресурсах - это Еще не экономический аспект. Английский экономист Лайонел Роб-бинс считает, что манна небесная хотя и ограничена, но ее нельзя ни обменять, ни отложить в пользу другого продукта. Людей выгнали из рая. Люди лишены вечной жизни и неограниченных благ. И если люди что-то выбирают, то вынуждены отказываться от других благ, от которых в других условиях не отказались бы. Экономика - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования. Экономические отношения проявляются через систему противоречий. Различные социальные общности - классы, группы, индивиды имеют каждый свои интересы, неизбежно сталкиваются с интересами других субъектов. Чтобы общность людей в отношениях друг с другом не руководствовалось законами джунглей, вынуждена вырабатывать правила общественного поведения во всех сферах и, прежде всего, в экономической. Ведь трудно отрицать приоритет экономических интересов, как бы это не противоречило духовному началу человека.

Экономическая политика рождается вместе с государством, призванным обеспечить защиту интересов различных социальных общностей. Экономическая политика - это поведение государства в сфере экономики страны. Экономист Джеймс Кейнс рассматривал экономическую политику как общую волю, воплощенную в государственном регулировании. Немецкий экономист Вильгельм Ойкен под экономической политикой понимал совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бьюкэнэн считал экономическую политику процессом обмена между субъектом и государством, где каждый добровольно соглашается обменивать долю расходов по содержанию государственных служб за услуги, получаемые совместно. Экономист Милтон Фридмен относил экономическую политику к искусству принятия решений, что дает возможность выявлять основную единство конечной цели у представителей различных экономических течений и способствует преодолению разногласий. Следовательно, экономическая политика, осуществляемая государством, правительством, система практических мер в области управления экономикой, по предоставлению направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами и интересами страны. В определениях понятия экономическая политика четко видно тесная диалектическая взаимосвязь экономики и политики. Взаимосвязь экономики становится релєфніший, если принять во внимание современный научный подход разделение на позитивную и нормативную функции экономической теории. Если положительная функция рассматривает реальный экономический процесс, то есть фиксирует то, в каком положении находится экономика, то нормативная функция олицетворяет суждения о том, каким должен быть экономический процесс, то есть что должно быть. Экономическая политика выполняет преимущественно практическую, нормативную функцию. Разумеется, взаимосвязь экономики и политики глубже, чем тот, осуществляющими функции.

Определяющими противоречиями экономика - политика выступает экономика. Экономика первична, определяет направление деятельности политических институтов: правительства, политических партий, общественных организаций. Субъекты хозяйствования структурируются в различные социальные общности со своими, специфическими только свойственными интересами общности, преимущественно экономическими. За любым действием - индивидуальной или общественно значимой - стоят интересы. Отстаивать их в условиях плюралистического общества, нужны соответствующие организационные формы - политические партии, движения, общественные организации, выступающие выразителями интересов классов и социальных общностей. Не может быть политической партии, выражающей интересы народа. Народ - слишком абстрактное понятие. В условиях свободной экономики и наемного труда, одни социальные общности больше, а другие меньше способны увеличивать и отстаивать свои интересы. И хотя в открытом обществе противоречия интересов не становятся антагонистическими все-таки, иногда могут проявляться достаточно остро. Арбитром, что удерживает противоборство социальных общностей в рамках цивилизованности, что обеспечивает определенный баланс их интересов, выступают государство, правительство. Экономический процесс формирования и реализации интересов диктует правительственным структурам соответствующую социальную политику, направленную на согласование противоречий. Иначе возникают социальные катаклизмы, угрожающие основам существования государства. Все это и дает основание считать политику концентрированным отражением экономики.

Взаимосвязь экономики и политики может быть положительным и отрицательным. Возьмем инфляцию. Верно ли утверждение, что инфляция объективно присуща рыночному хозяйству? Только частично, самой незначительной степени. Более обоснована другое мнение. Инфляция - результат бездарной политики правительства. Стремление государства жить не по благосостоянию неизбежно толкает правительство на денежную эмиссию, способную создать кратковременную иллюзию успеха. Если разумные пределы нарушены, инфляция нарастает как снежный ком, поэтому имеет свойство подкармливаться. Спираль зарплата - цены (инфляция спроса) способна породить гиперинфляцию в сотни и тысячи процентов в год. Смешиваясь с инфляцией издержек, гиперинфляция буквально уничтожает экономику страны, а с ней и правительство с его волюнтаристской экономической политикой. Очередной правительство предпринимает ряд экстренных мер для погашения инфляции. Манипулируя денежно-кредитными и фискальными инструментами, резко сокращая социальные выплаты, замораживая заработную плату, правительство добивается сокращения денежной массы. Инфляция сдержанная. Якобы успех достигнут.

Но почему-то продолжается спад производства, растет безработица, ухудшается социальный климат в стране? Оказывается, чрезмерное усердие нейтрализации инфляции может иметь и негативные последствия. Чрезмерное уменьшение денежной массы, когда коэффициент монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) снижена до 13-15% за оптимального показателя 50% и более, приводит к гипоксии производства, обусловленной нехваткой оборотных средств. Падает покупательная способность населения. Нехватка денег удорожает кредиты. Банки обслуживают только краткосрочные операции.

К сожалению, иллюстрация инфляцию не абстрактная, а реальный процесс, который продолжается в Украине. Но инфляция показывает, насколько тонкая грань отделяет тщательно выверенные квалифицированные подходы в экономической политике от спонтанно принятых необоснованных решений. В общественных системах, где экономическая жизнь стабильное, где рыночные отношения функционируют в четко определенном правовом поле, зависимость экономики от политических решений менее глубокая, чем в тех странах, где делаются тяжелые попытки реформирования экономики на рыночных началах. В переходных экономических системах, когда демонтирован прежний хозяйственный механизм, но не создан новый, влияние экономической политики не должен ослабевать.

Практика экономических преобразований в странах постсоветского пространства в 90-е годы показала, что устранение правительственных институтов от регулирования переходных процессов, проведения приватизации и формирование новой структуры собственности, создание рыночного механизма и правового обеспечения его функционирования негативно сказывается не только на экономике, но и на общественном же-итті страны. Между тем, только имея аргументированное представление о цели, задачи и сроки реформирования экономики, можно определить найоптимальншіі способы осуществления необходимых преобразований. Однако и в развитых, традиционно рыночных странах, взаимодействие экономики и политики остается актуальной. И здесь существуют четко очерченные границы государственного регулирования, что не должны нарушаться. Верхняя граница вмешательства в экономику: сохранение конкурентной среды. Сокращение вмешательства в экономику не должно привести к сужению рыночных отношений, деформации экономических принципов, на которых строятся взаимосвязи между хозяйственными субъектами - предприятиями, фирмами, объединениями. Принцип не навредить один из основных в экономической политике. Но и без активной роли экономической политики не обойтись.

Известный предприниматель и финансист Джордж Сорос главной опасностью для открытого общества считает рыночный фундамен-тализм, что делает вмешательство государства в экономический процесс объективным. Но ошибки в экономической политике усиливают позиции сторонников рыночного фундаментализма с его принципами "Iaisser faire" (невидимой руки) Адама Смита, что отрицает сколько-нибудь заметное влияние государства на экономическую жизнь общества Характер двусторонней связи между современными решениями и будущими событиями зависит от того, опирается правительство в решениях на достоверные, объективные научные знания или предвзятые, субъективные.

В значительной степени неквалифицированные политические решения и в странах рыночной экономики и в тех, которые только пытаются ее создать, становятся главными причинами возникновения в хозяйственной практике проблем. Экономист Джордж Стиглера подчеркивает, что ни одна из реальных экономических систем не достигает идеальности. Это касается и рыночной модели, что свойственно социальное явление, известное как фиаско рынка. Однако, степень неудосконалення рынке куда меньше фиаско политики, к которому ведут просчеты в экономической политике реальных общественных систем.

1. Политология / Кремень
2. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ НАУКА О ПОЛИТИКЕ?
3. 1. Политика - социальное явление
4. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ Что такое наука о политике?
5. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ
6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Политические идеи Древнего мира
7. 2. Политические учения в средневековье
8. Политические идеи Фомы Аквинского
9. 3. Проблемы теории политики в эпоху возрождения
10. 4. Политические учения в XVI-XVII вв.
11. 5. Развитие политической мысли XVIII в.
12. 6. Политическая мысль в европе конец XVIII - XIX вв.
13. Политические идеи в России
14. 7. Современные политические учения запада
15. Формирование политической мысли в Украине
16. Идеи ограниченной монархии
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
18. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ
19. Иван Франко
20. 3. Социально-политические учения о национально-культурное возрождение и государственность
21. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 1. Понятие и структура власти.
22. СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
23. 2. СРЕДСТВА, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ
24. ТИП ВЛАСТИ
25. Государственная власть
26. Экономическая власть
27. ВИДЫ ВЛАСТИ
28. Политическая легитимность
29. ФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ
30. Функции политической системы, механизм
31. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
32. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УКРАИНЫ
33. Формирование государственности Украины
34. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
35. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
36. 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ПОЛИТИКЕ
37. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
38. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА 1. Лицо в политике
39. ОТНОШЕНИЕ.
40. 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
41. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: Позитивные и негативные права
42.
43. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. Политические теории социальная стратификация
44. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Политические партии: сущность и роль в обществе
46. 2. Современные партийные системы и их сущность
47. 3. Суть и тенденции развития политических движений
48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Суть и роль политического лидерства в обществе
49. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
50. 1. Политическое сознание: понятие, структура, функции
51. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВІДОМІСТЬ.ТИПИ
52. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
53. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
54. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
55. 2. Политика и мораль как система
56. Профессиональный политик
57. ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ 1. Природа и сущность современных политических концепций
58. 2. Основные идеологические течения современности
59. Консервативность
60. Либерализм
61. 3. Альтернативное видение общественного строя
62. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА 1. Понятие государства и его природа. Что такое государство?
63. Теории происхождения государства
64. 2. Формы политического правления и государственного устройства
65. Формы правления
66. Смешанные формы построения
67. 2. Гражданское общество и правовое государство
68. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
69. Типы политических режимов
70. 3. Тоталитаризм
71.

Введение

политика экономика политический регулирование

Экономика и политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.

Экономическая политика - решение политическими средствами проблем экономики: производства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.

Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации - растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.

Без политических решений было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм - частной, кооперативной, муниципальной, государственной, транснациональной (см1, стр47).

Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)

В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.

Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.

В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:

  • 1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений;
  • 2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики.
  • 1. Исходной категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под которым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.
  • 2. Исторически отношения власти - подчинения возникли раньше, чем отношения собственности. В дальнейшем сложились два основных типа взаимоотношений: а) "власть - собственность", т.е. господство политической власти в обществе и подчиненное, производное положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ (см.2. стр143).

Одной из важнейших сфер политической деятельности является экономика. Последняя представляет собой сложное образование, которое находит теоретическое отражение в тысячах экономических понятий и категорий. Да и сам термин "экономика" многозначен. Можно выделить три наиболее общих его значения.

Во-первых, экономика представляет собой систему отношений, складывающихся между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления материаль-ных благ и услуг. Эти отношения могут быть выражены в непосредственных взаимосвязях индивидов (например, кооперация труда), в опредмеченной форме (товар, деньги и др.); во взаимосвязях опредмеченных форм, скрывающих взаимоотношения людей (так, за ценой, выступающей в качестве взаимосвязи товара и денег, скрываются взаимоотноше-ния продавца и покупателя, производителя и потребителя как субъектов экономического процесса).

Во-вторых, под экономикой понимается совокупность различных отраслей и производств, образующих народное хозяйство страны. В этем случае речь идет о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и т. д. в их определенных пропорциях и взаимосвязях.

В-третьих, экономика - это отрасль науки, изучающая в различных аспектах названные выше реальности.

Многозначность терминов "политика" и "экономика" обусловливает разнообразие значений категории "экономическая политика". Однако мы остановимся лишь на собст-венно политологическом значении (588)экономической политики. В данном аспекте Экономическая политика - это деятельность политических субъектов (государства, поли-тических партий, движений, общественных организаций и т. д.) по выработке и органи-зации осуществления системы практических мер с целью воздействия на экономическое состояние общества.

Сферой экономической политики является пересечение и взаимодействие экономики и политики. В этом взаимодействии различные элементы находятся в отношениях прямой и обратной связи, координации и субординации.

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать в самом общем виде зависимость политики от экономики. Ведь сами политические субъекты вырастают из экономической структуры общества. Если, скажем, дано индустриальное общество, в котором основная часть общественного продукта создается промышленностью, то тем самым уже предопределены товарный характер общественных связей, существование необходимого продукта в форме

заработной платы, прибавочного - в форме прибыли, а также то, что часть индивидов неизбежно станет субъектами наемного труда, а часть будет представлена предпринима-телями, использующими наемный труд. Будучи субъектами экономического процесса, лица наемного труда и предприниматели имеют общие и различные, в том числе проти-воположные, экономические интересы. Например, те и другие заинтересованы в дина-мичном экономическом росте, так как в этом случае повышается и заработная плата, и прибыль. Но вместе с тем заработная плата и прибыль есть лишь части созданного продукта, поэтому увеличение одной части ведет к сокращению другой, и наоборот. В данном отношении интересы наемных работников и предпринимателей противоположны. Поэтому существует необходимость отстаивания и защиты интересов каждого из общественных субъектов. А для этого нужна организация, которая давала бы возможность субъектам адекватно экономической ситуации осознавать и выражать в обобщенной фор-

ме свои экономические интересы, добиваться их реализации. Такими организациями являются политические партии."Удержание же борющихся интересов в определенных рамках, создание условий для определенного их баланса обеспечиваются государством. Таким образом, политика в рассматриваемом аспекте есть не что иное, (589) как обобщенное и концентрированное выражение экономики.

Однако очевидна и противоположная зависимость экономики от политики. В сфере производства действуют люди, наделенные волей и сознанием, объединенные в хозяйст-венные организации, предприятия и преследующие свои экономические интересы. В процессе этой деятельности они преобразуют экономическую действительность. И, естественно, от того, какой будет экономическая политика, зависит состояние экономики. Если, например, государство введет слишком большие налоги, то снизятся стимулы к экономической деятельности, что приведет к падению производства. Если же в целях снижения безработицы будут,организованы общественные работы, созданы дополнитель-ные рабочие места, то увеличится занятость, но вместе с тем возрастет инфляция, что отрицательно сказывается на экономике и т. д. Следовательно, состояние экономики весьма существенно зависит от проводимой экономической политики/ которая в этом аспекте имеет первенство над экономикой.

Но последнее утверждение находится в явном противоречии с предыдущим. Одно констатирует зависимость экономики от политики, второе - противоположную связь. Какое же из них верно? Так как в предыдущих рассуждениях не было допущено никаких формально-логических ошибок, то следовало бы, повидимому, признать, что оба утверждения верны, но в различных ситуациях и в различных аспектах. Данное признание, конечно, необходимо, но недостаточно, поскольку остается неясным, в каких ситуациях верно одно, а в каких - другое. Такая констатация лишь механически дополняет одно утверждение другим, противоположным ему. Подлинная же взаимосвязь противопо-

ложных зависимостей оказывается невыясненной.

Для того, чтобы разобраться в рассматриваемой зависимости, необходимо ввести понятия фундаментальной и актуальной структур взаимосвязи экономики и политики. Под фундаментальной структурой понимается взаимосвязь элементов (экономики и политики), отражающая общеисторическую закономерность порождения одного явления другим. Здесь оба явления рассматриваются только в объективированных и институциали-зированных формах, субъективные же характеристики (590) осуществления взаимосвязей хотя и предполагаются, но не становятся предметом анализа, исследуются только объек-тивированные результаты сознательной деятельности. В отличие от этого актуальная структура фиксирует логику моментной взаимосвязи экономики и политики, логику осуществления конкретного действия и его последствий в данный момент.

Подобно тому, как общеисторические закономерности осуществляются через конкретные действия в данный момент, так и фундаментальная структура взаимосвязи экономики и политики, в которой первая порождает вторую, осуществляется через актуальную структуру, где политика в каждый данный момент определяет изменения в экономике.

В анализе взаимодействия экономики и политики следует учитывать его многоуровневость. Если, например, на уровне правительства принимается какое-то хозяйственное решение (скажем, об изменении механизма ценообразования), то, хотя само решение является элементом экономической политики, оно не приводит ни к каким реальным экономическим изменениям. Если, далее, решение начинают проводить, в жизнь, и производители, получив возможность самостоятельно назначать цены, изменили их и (повесили новые ценники, то это уже формально является экономическим актом, но

и здесь реальных экономических изменений еще не происходит, рели же более высокие цены приведут к сокращению спроса, а за ним и производства, то это уже реальные изменения экономических отношений. Однако последние складываются не вследствие волевых решений субъектов (как это имело место в нашем примере с назначением цен, а помимо них, как результат объективно складывающихся соотношений (наличной денежной и товарной масс, спроса и предложения и т. д.). Те последствия, которые объективно складываются после субъективного воздействия на одну из экономических величин, могут быть совершенно не такими, на которые рассчитывал субъект, если он не учел всю сложность экономических отношений. Объективные же процессы, изменяясь, приводят к необходимости осознания их субъектами и принятия соответствующих решений в сфере экономической политики.

Примером взаимосвязи экономики и политики могут служить события, которые разворачивались на (591) на ших глазах с 1985 г. Замедление темпов экономического развития СССР и трудности в решении поставленнях задач привели к осознанию необходимости ускорения социально-экономического развития и выработки соответст-вующей экономической политики. Акцент делался на техническом перевооружении, преимущественном развитии машиностроения, ускорении научно-технического прогрес-са. Однако намеченное не удалось осуществить в силу командных, не демократи-ческих методов управления экономикой. Поэтому следующие шаги были направлены на демократизацию управления. А так как экономическое управление было слито с поли тическим и осуществлялось единым партийно-государственным и хозяйственным аппаратом, то демократизировать можно было только общество в целом, в единстве его экономической, социальной, политической и идеологической сфер. На этой основе была задумана радикальная экономическая реформа, призванная предоставить большую самостоятельность предприятиям, развить хозяйственный расчет, усилить экономическое стимулирование. Проведение в жизнь такой экономической политики при крупных диспропорциях в народном хозяйстве и отсутствии саморегулирующихся рыночных механизмов повлекло за собой развитие неконтролируемых экономических процессов. Все попытки решить экономические проблемы с помощью старых административных командных методов только углубляли развитие кризисных явлений. В этих экономических условиях была предложена принципиально новая экономическая политика, направленная на переход к рыночной экономике. Но она была заморожена на уровне концепций, программ, частичных нововведений, не изменявших принципиально ситуацию. Экономика тем временем становилась все более неуправляемой, кризис углублялся. Эти процессы вызвали к жизни политическую дезинтеграцию, ставшую самостоятельным политическим фактором, активно воздействовавшим на экономическую ситуацию. Бывшие союзные республики провозгласили независимость и ввели целый ряд экономических ограничений на движение материальных ресурсов, товаров, денег и т. д.

Если обобщить указанные процессы с точки зрения соотношения экономики и политики, то налицо их постоянная взаимосвязь и взаимодействие: состояние экономи(592)ки и назревшие экономические проблемы обусловливают определенную экономическую политику, осуществление же последней изменяет экономическую ситуацию, которая, в свою очередь, требует соответствующей политики.

Более глубокий анализ этой взаимозависимости вскрывает фундаментальное значение экономики для политики. Все взаимодействия политических и экономических изменений в конечном счете призваны привести управленческие, социальные, политические и иные структуры в соответствие с достигнутым уровнем материальных сил, создать адекватный этому уровню механизм развития.

Таким образом, экономика определяет политику,

политика определяет экономику, но чем глубже урівень экономики, тем слабее влияние политики. Наиболее глубинные экономические процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее глубокие политические изменения - прямое следствие экономики. Поэтому фундаментальной основой постоянного и многоуровневого взаимодействия политики и экономики является последняя.