Численность населения постсоветского пространства. Постсоветские страны

Под государствами постсоветского пространства принято понимать республики, прежде входившие в состав СССР, но после его распада в 1991 году получившие самостоятельность. Их же нередко называют странами ближнего зарубежья. Таким образом подчёркивается полученный ими суверенитет и отличие от тех государств, которые никогда не входили в состав Советского Союза. Кроме того, употребляется выражение: ) и Прибалтики. В данном случае акцент делается на отделении Эстонии, Литвы и Латвии от своих бывших «братьев» по Союзу.

Пятнадцать государств - членов Содружества

СНГ является международной региональной организацией, созданной на основе документа, подписанного в 1991 году и получившего известность как «Беловежское соглашение», заключённое между представителями республик, входивших ранее в состав Советского Союза. Тогда же правительства стран Прибалтики (Балтии) заявили о своём отказе от вступления в эту новообразованную структуру. Кроме того, Грузия, являвшаяся членом Содружества со дня его основания, заявила о своём выходе из него после вооружённого конфликта 2009 года.

На постсоветском пространстве, являвшемся до 1991 года территорией СССР, в период, последовавший после его распада, образовалось 15 самостоятельных государств, таких как Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдавия, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан и Эстония. Все они в настоящее время являются предметом пристального изучения специалистов в области политики, экономики, истории, культуры и географии.

Языковая и религиозная принадлежность народов СНГ

По статистическим данным, полученным в 2015 году, общая численность населения стран постсоветского пространства составляет 293,5 млн человек, причём большинство из них являются билингвами, то есть людьми в равной степени владеющими двумя языками, один из которых, как правило, русский, а второй их родной, соответствующий национальной принадлежности. Тем не менее население большинства этих государств предпочитает общаться на родных языках. Исключение составляют лишь Киргизия, Казахстан и Беларусь, где русский язык является государственным наравне с национальным. Кроме того, в силу ряда исторических причин по-русски говорит значительная часть и Украины.

Согласно статистическим данным, большую часть населения СНГ составляют народы, говорящие на языках, принадлежащих к славянской группе, то есть русском, украинском и белорусском. Далее идут представители тюркской языковой группы, среди которой наибольшее распространение имеют азербайджанский, киргизский, казахский, татарский, узбекский и ряд других языков. Что же касается конфессиональной принадлежности, то наибольший процент верующего населения стран СНГ исповедует христианство, затем идёт ислам, иудаизм, буддизм и некоторые иные религии.

Группы государств, вошедших в Содружество

Всю территорию постсоветского пространства принято делить на пять групп, принадлежность к которым определяется географическим положением той или иной республики бывшего СССР, её культурными особенностями, а также историей взаимоотношений с Россией. Такое деление весьма условно и не закреплено юридическими актами.

На постсоветском пространстве Россия, занимающая наибольшую территорию, выделяется в качестве самостоятельной группы, включающей в себя: Центр, Юг, Дальний Восток, Сибирь и т. д. Кроме того, отдельной группой считаются государства Прибалтики: Литва, Латвия и Эстония. Представителями Восточной Европы, также входившими в состав СССР, являются: Молдавия, Беларусь и Украина. Далее идут республики Закавказья: Азербайджан, Грузия и Армения. И завершают этот список весьма многочисленные страны Центральной Азии: Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения.

Немного истории

Среди всех наиболее тесные исторические связи России сложились со славянскими народами, проживающими ныне на территориях стран, принадлежащих к Восточно-европейской группе. Это объясняется тем, что некогда все они входили в состав Киевской Руси, тогда как республики Центральной Азии стали частью Российской империи только в период XVIII-XIX вв.

Что же касается стран Прибалтики, присоединённых к России также в XVIII веке, то их народы (за исключением Литвы) ещё со времён Средневековья находились под юрисдикцией Германии (рыцарей Тевтонского ордена), Дании, Швеции и Польши. Формальную же независимость эти государства получили только после окончания Первой мировой войны. Сегодня их включению в состав СССР в 1940 году даются крайне противоречивые оценки - от законного акта, подтверждённого Ялтинской (февраль 1945 г.), а также Потсдамской (август 1945 г.) конференциями, до вероломной оккупации.

Ещё до окончательного распада СССР, среди правительств входивших в него республик шло обсуждение вопросов, связанных с организацией постсоветского пространства. В связи с этим было выдвинуто предложение о создании конфедеративного союза, все члены которого, при сохранении своего суверенитета, объединялись бы для решения общих проблем и задач. Однако, несмотря на то что представители ряда республик с одобрением встретили эту инициативу, её воплощению в жизнь помешал ряд объективных факторов.

Кровопролитие в Приднестровье и на Кавказе

Изменения внешнеполитической обстановки и внутреннего уклада жизни республик, последовавшие сразу после распада СССР, спровоцировали целый ряд конфликтов на постсоветском пространстве. Одним из первых стало вспыхнувшее на территории противостояние между молдавскими войсками, в состав которых входили также силы МВД, и формированиями, укомплектованными из сторонников непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Начавшиеся 2 марта и продолжавшиеся до 1 августа 1992 года военные действия унесли не менее тысячи жизней.

В тот же период участницей двух вооружённых конфликтов стала Грузия. В августе 1992 года политическое противостояние между её руководством и правительством Абхазии переросло в кровавые столкновения, продолжавшиеся со 2 марта по 1 августа. Кроме того, предельно обострилась прежняя вражда Грузии с Южной Осетией, также имевшая крайне пагубные последствия.

Трагедия Нагорного Карабаха

На территории постсоветского пространства необычайный размах приняли также столкновения между армянами и азербайджанцами, произошедшие в районе Конфликт между представителями этих двух закавказских республик уходит корнями в далёкое прошлое, но своё обострение он получил в начале перестройки, когда ослабевшая к тому времени власть московского центра спровоцировала в них рост националистических движений.

В период 1991-1994 годов это противостояние между ними приобрело характер полномасштабных военных действий, повлекших за собой с обеих сторон неисчислимые жертвы и ставших причиной резкого падения экономического уровня жизни населения. Её последствия ощущаются и поныне.

Создание Республики Гагаузия

В историю конфликтов на постсоветском пространстве вошло также выступление гагаузского населения Молдавии против кишинёвского правительства, едва не завершившееся гражданской войной. К счастью, масштабного кровопролития тогда удалось избежать, и весной 1990 года возникшее противостояние завершилось созданием Республики Гагаузия, которая через 4 года мирно интегрировалась в состав Молдавии на правах автономии.

Братоубийственная война в Таджикистане

Однако, как уже говорилось, разрешение конфликтов на постсоветском пространстве далеко не всегда происходило мирным путём. Примером тому может служить гражданская война, охватившая Таджикистан и продолжавшаяся с мая 1992 по июнь 1997 года. Спровоцирована она была крайне низким уровнем жизни населения, его политическим и социальным бесправием, а также клановым мировоззрением большинства представителей руководства республики и её силовых структур.

Немаловажную роль в нагнетании обстановки сыграли и ультраортодоксальные круги местных исламистов. Лишь в сентябре 1997 года была создана Комиссия национального примирения, действовавшая в течение трёх лет и положившая конец братоубийственной войне. Однако её последствия ещё долго ощущались в жизни простых людей, обрекая их на многие лишения.

Военные действия в Чечне и на Украине

Печально-памятными конфликтами на постсоветском пространстве стали и две Чеченские войны, первая из которых разразилась в середине декабря 1994 года и полыхала до конца августа 1996-го. Вторая же, начавшись в августе 1999 года, с разной интенсивностью, продолжалась в течение почти девяти с половиной лет и завершилась лишь к середине апреля 2009-го. Обе они унесли тысячи жизней как с одной, так и с другой противоборствующей стороны и не принесли благоприятного разрешения большинства противоречий, лежавших в основе вооружённых столкновений.

То же можно сказать и о боевых действиях на востоке Украины, начавшихся в 2014 году. Их причиной стало образование двух самопровозглашённых республик - Луганской (ЛНР) и Донецкой (ДНР). Несмотря на то что столкновения между подразделениями вооружённых сил Украины и ополченцами унесли уже десятки тысяч жизней, война, продолжающаяся и по сей день, не привела к решению конфликта.

Создание общих межгосударственных структур

Все эти трагические события произошли вопреки тому, что для их предотвращения и нормализации жизни был создан ряд международных организаций на постсоветском пространстве. Первым из них стало само Содружество Независимых Государств, о котором шла речь выше. Кроме того, часть республик вошла в состав организации, скреплённой договором о коллективной безопасности (ОДКБ). По замыслу её создателей, она должна была обеспечить безопасность всех её членов. Кроме противостояния различным межнациональным конфликтам, на неё возлагалась обязанность вести борьбу с международным терроризмом и распространением наркотических и психотропных средств. Был создан также ряд организаций, направленных на экономическое развитие стран бывшего СНГ.

Дипломатические соглашения между странами - членами СНГ

Девяностые годы стали основным периодом становления внутренней жизни и внешней политики государств, оказавшихся на постсоветском пространстве. Договоры, заключённые в этот период между их правительствами, на многие годы определили пути дальнейшего сотрудничества. Первым из них, как было сказано выше, стал документ, получивший название «Беловежского соглашения». Его подписали представители России, Украины и Беларуси. Ратифицирован же он был впоследствии всеми остальными членами образовавшегося содружества.

Не менее важными юридическими актами стали соглашения, заключённые между Россией и Беларусью, а также другим её ближайшим соседом - Украиной. С Минском в апреле 1996 года был подписан важный договор о создании союза с целью взаимодействия в различных областях промышленности, науки и культуры. Аналогичные переговоры велись также и с правительством Украины, но основные документы, получившие название «Харьковских соглашений», представители правительств обоих государств подписали лишь в 2010 году.

В рамках данной статьи трудно охватить весь объём работы, проведённой дипломатами и правительствами стран СНГ и Балтии за период, истекший после распада Советского Союза и направленный на успешное взаимодействие членов новообразованного содружества. Многие проблемы удалось преодолеть, но ещё большее их количество ждёт своего решения. Успех же этого важного дела будет зависеть от доброй воли всех участников процесса.

Число жителей постсоветского пространства к 2025 году может сократиться до 272 миллионов человек

В 2005 году были опубликованы основные результаты 19-го цикла прогнозных расчетов численности и состава населения мира (пересмотр перспективных оценок 2004 года) до 2050 года, выполненных Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. По среднему варианту прогноза, совокупное население, проживающее на территории бывшего СССР, быстро увеличивавшееся во второй половине ХХ века, в ближайшие двадцать лет сократится на 13 миллионов человек. Если в 1950 году оно насчитывало около 181 миллиона человек, а в 2005 году - 285 миллионов, то к 2025 году снизится до 272 миллионов человек.

Примерно половину населения постсоветского пространства составляет население России, но доля его постоянно снижается: с 56,7% в 1950 до 50,3% в 2005 и 47,5% к 2025 году. Быстро снижается и доля Украины, которая пока сохраняет за собой второе место по числу жителей в этой группе стран: с 20,6% в 1950 до 16,3% в 2005 и 13,7% в 2025 году. Одновременно с этим быстро растет доля населения Узбекистана, увеличившись за 1950-2005 годы с 3,5% до 9,3%, а в перспективе до 2025 года - до 12,5%. Белоруссия, занимавшая в послевоенном СССР третье место по численности населения (4,3% населения), переместилась к 2005 году на пятое место (3,4%), пропустив вперед не только Узбекистан, но и Казахстан (5,2%), а к 2025 году будет делить шестое и седьмое место с Таджикистаном (по 3,2% от совокупного населения постсоветского пространства), пропустив вперед и Азербайджан (3,5%). Удельный вес населения каждой из остальных стран в рассматриваемой перспективе не превысит 2,3%, несмотря на его быстрый рост (Киргизия, Туркмения), а тем более при его абсолютном сокращении (рис. 1).

Рисунок 1. Численность населения стран - бывших республик СССР, 1950, 2005 и 2025 годы (по среднему варианту прогноза ООН), миллионов человек
Ранжировано по численности населения в 2005 году

Со второй половины 90-х годов рост населения сохранялся лишь в республиках Средней Азии (Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане) и в одной республике Закавказья - Азербайджане. В Киргизии и Узбекистане среднегодовой темп прирост в 1995-2000 года превышал 1,5%. В 2000-2005 годах он немного снизился, но во всех среднеазиатских государствах по-прежнему превышал 1% в год. Несмотря на постепенное снижение, рост населения в этих странах сохранится в ближайшие десятилетия. По оценкам экспертов ООН, в ближайшие годы будет увеличиваться и население Казахстана (рис. 2). Население других стран - бывших республик СССР - продолжит сокращаться. При этом интенсивность убыли населения Белоруссии, России и Украины будет только нарастать, а интенсивность убыли населения стран Балтии и Закавказья будет ниже, чем во второй половине 90-х годов, но в перспективе будет демонстрировать тенденцию к повышению.

Рисунок 2. Среднегодовые темпы прироста (убыли) общей численности населения стран - бывших республик СССР в отдельные периоды 1995-2025 годов (по среднему варианту прогноза ООН), в %
Ранжировано по темпу прироста (убыли) населения в 2000-2005 годах

В основе быстрого роста численности населения среднеазиатских государств лежит высокий естественный прирост, который в Таджикистане превышает 2% в год, а в Туркмении и Узбекистане - 1,5% в год (рис. 3). Естественный прирост населения сохраняется в Казахстане и Армении, в Грузии он близок к нулевому. Преобладание миграционного оттока населения приводит к сокращению числа жителей этих стран. Сокращение численности населения остальных стран постсоветского пространства связано, главным образом, с довольно интенсивной естественной убылью населения, которая в Белоруссии, России и на Украине превышает 0,5% в год.

Рисунок 3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения стран - бывших республик СССР, по оценке на 2005 год, в %

Во второй половине 1990-х годов за счет миграции увеличивалось население Белоруссии, России и Туркмении (рис. 4). Наиболее высоким уровнем чистой миграции отличалась Туркмения (2,2 на 1000 человек в среднем за год), в России и Белоруссии она была несколько ниже - 2,0 и 1,5, соответственно. Но в абсолютном выражении больше всего от миграции выигрывала Россия, ежегодно добавляя к своему населению примерно по 287 тысяч человек. Отметим, что в целом по Европе миграционный прирост в этот период составлял 1,1‰ в год, а в целом по развитым странам мира - 2,0‰.

Сокращение населения за счет миграции было наиболее интенсивным в Казахстане (на 12,2‰ в среднем за год), а также в Таджикистане (-10,3‰). В абсолютном выражении больше всего жителей теряли в результате миграционных перемещений Казахстан (примерно по 200 тысяч человек в год) и Украина (100 тысяч).

Рисунок 4. Среднегодовое сальдо миграции в странах - бывших республиках СССР в 1995-2000 годах, тысяч человек и в расчете на 1000 человек постоянного населения
Ранжировано по коэффициенту миграционного прироста населения

Распад Советского Союза привел к резкому увеличению числа мигрантов, выделяемых по такому признанному международным сообществом критерию как рождение за пределами страны постоянного проживания. Таких мигрантов на постсоветском пространстве, по оценке на 2000 год, оказалось 29,3 миллиона человек, больше всего в России - 13,3, на Украине - 6,9, в Казахстане - 3,0, Узбекистане - 1,4, Белоруссии - 1,3 миллиона человек. По удельному весу международных мигрантов больше всего в Эстонии (26,2%) и Латвии (25,3%). Доля родившихся за пределами страны составляет в Казахстане 18,7%, на Украине -14%, в Белоруссии и Киргизии - примерно по 12%, в Молдавии -11%, Литве и России - примерно по 9%. В остальных странах постсоветского пространства доля родившихся за рубежом не превышает 5,5%, а ниже всего она в Азербайджане - 1,8% (рис. 5).

Для сравнения отметим, что на тот же период времени число международных мигрантов в Европе составляло 56,1 миллиона человек, а их удельный вес - 7,7% от общей численности населения.

Рисунок 5. Родившиеся в других странах, оценка на 2000 год, тысяч человек и в % от общей численности населения
Ранжировано по доле международных мигрантов в общей численности населения

Следует, однако, отметить, что критерий рождения за пределами страны проживания для постсоветского пространства, бывшего еще недавно единым государством, не столь убедителен, как для большинства других регионов мира. При таком критерии в число мигрантов, например, в России попадают, многие дети офицеров советской армии, родившееся по месту службы их родителей в Средней Азии; на Украине - если они служили на Дальнем Востоке и т. п. К числу мигрантов относятся представители депортированных народов - родившиеся в ссылке в Казахстане или Узбекистане чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и т.д.

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГиПрибалтикиилиближнее зарубежье(в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших вСССР), - это независимыегосударства, которые вышли из составаСоветского Союзаво времяего распадав1991 году.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

    Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

    Прибалтика : Латвия,ЛитваиЭстония.

    Восточная Европа : Украина,БелоруссияиМолдавия.

    Закавказье : Грузия,АрменияиАзербайджан.

    Центральная Азия : Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Узбекистан,Туркмения.

После распада СССРв регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союзиНАТО).

Содружество Независимых Государств(СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) - Россия,Белоруссия,Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ ) - Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия.ГУАМрассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ

Евразийское Экономическое Сообщество(ЕврАзЭС) -Россия,Белоруссия,Казахстаном,Киргизия иТаджикистанна основе Таможенного союза СНГ.Армения,Молдавия,Украинаимеют статус наблюдателей в этом сообществе.

Центрально-Азиатское Сотрудничество(ЦАС) - Казахстан,Киргизия,УзбекистаниТаджикистан- было создано в2002г. 6 октября2005г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлениемУзбекистанав ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества(ШОС) - Китай,Россия,Казахстан,Киргизия,ТаджикистаниУзбекистан. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась «Шанхайская Пятёрка», и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Новые независимые государства (ННГ) с момента обретения суверенитета в 1991 г. стали двигаться по расходящимся траекториям развития, постепенно отдаляясь от советского наследия. Общим выбором стала рыночная трансформация. Но страны использовали разные модели реформирования экономик, имели разные структурные приоритеты, разными темпами вели преобразования, по-разному включались в международные экономические отношения.

В ходе становления государственности усиливались и различия в стратегических ориентирах. Усиление дивергенции стран было также обусловлено интересом к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитические позиции на постсоветском пространстве и т.д.

В начале и середине 90-х годов во всех ННГ произошел глубокий экономический спад.Наиболее сильно пострадали Молдавия, Грузия, Украина, Армения, Таджикистан и Азербайджан, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1989 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е гг. прошли Узбекистан, Белоруссия и Эстония. Масштабы спада зависели от многих факторов. Среди них следует выделить характер проводимых реформ – страны, осуществлявшие трансформацию по шоковой модели, в среднем пострадали сильнее, чем страны, проводившие реформы по консервативному сценарию. Для многих ННГ весьма чувствительным оказался финансовый кризис 1998 г. в России – их главном торговом партнере.

В 2000-2007 гг. постсоветский регион – быстрорастущая часть мировой экономики. Но темпы роста у стран сильно различались. За 2000-2011 гг. ВВП Азербайджана и Туркменистана (в постоянных ценах) увеличился в 4 раза, Казахстана – в 2,4 раза, Таджикистана – в 2,3 раза. Более чем в два раза увеличился ВВП у Армении, Узбекистана и Белоруссии, почти в два раза – у Грузии. ВВП стран Балтии, Киргизии, Молдавии, Украины и России в это период вырос в 1,5 – 1,7 раза.

За последнее десятилетие лидерами роста на постсоветском пространстве стали страны, богатые энергоресурсами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имели возможность существенно наращивать свой экспортный потенциал, прежде всего, в производстве углеводородов. Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В России, Узбекистане и Украине рост экономики практически в равной степени поддерживался внутренним спросом, инвестициями в основной капитал и наращиванием экспортных поставок.

Страны СНГ значительно сильнее пострадали от глобального финансово-экономического кризиса по сравнению с другими регионами мира. Падение реального ВВП в регионе СНГ в 2009 г. составило – 6,4%, что в три раза превысило спад мировой экономики (на основе обменного курса). Но еще сильнее кризис ударил по странам Балтии, спад экономики у которых начался в 2008 г. Там в качестве «переносчиков кризиса» выступили зарубежные банки, составляющие основу национальных банковских систем.

В 2010-2011 гг. наиболее высокие темпы экономического роста показали центральноазиатские страны, что связано с восстановлением объемов переводов трудовых мигрантов после спада в 2009 г. и ростом внешней торговли с Китаем. Заметно медленнее выходили из кризиса страны Балтии. Белоруссию в первой половине 2011 г. охватил валютный кризис – отложенное проявление кризиса 2009.

В целом же по итогам двадцатилетия наиболее высокую динамику экономики показали Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, более чем удвоившие объемы ВВП по сравнению с 1991 г. К неудачникам же следует отнести Молдавию и Украину, ВВП которых в 2011 г. был на четверть меньше, чем двадцать лет назад. Экономический рост в этих странах в нулевые годы был недостаточно высок из-за внутриполитической нестабильности, что не позволило «отыграть» потери 90-х годов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

    разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Сложность интеграционных процессов на постсоветском пространстве лежит в ее основе. Одними из наиболее важных факторов, препятствующих интеграционным тенденциям можно выделить следующие:

    Разбалансированное экономическое развитие среди постсоветских государств

    Рост культурно-религиозного отличия

    Политика определенных глав государств, идущая в разрез интеграционных процессов

    Ряд внешних факторов (воздействие внешних игроков).

Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химичес­кого оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

За двадцать лет суверенного существования постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газодобывающих стран, которые нашли свои ниши в глобальной и региональной экономике. Но узкий профиль их участия в международной экономике, как показал кризис 2008 г., не гарантирует от экономических потрясений. Не уберегло от экономического провала страны Балтии и членство в ЕС.

Постсоветские страны по-прежнему сильно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Темпы деиндустриализации к концу двадцатилетия замедлились, но пока не оснований утверждать, что они остановились полностью.

Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам внутреннего рынка (за исключением России) и представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики. У всех стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.

Россий­ская Федерация и ближнее зарубежье – бывшие республики СССР в сфере геополитических интересов России – образуют постсоветское геополитическое пространство. В резко изменившейся системе геополитических координат между ними скла­дываются новые межгосударственные отношения. Они осложнены тяже­лым советским наследием, к которому за последние десять лет прибавились вновь возникшие трудности и разногласия, что служит “питательной средой” для нестабильности, напря­женности и конфликтов.

Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химичес­кого оружия; территориальные претензии, чреватые перераста­нием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляе­мые миграционные процессы; наркобизнес; усиление междуна­родного терроризма и т.д.

Произвольно установленные в советский период границы между республиками бывшего СССР в наши дни ста­ли потенциальным источником разнообразных конфликтов. На­пример, единая в прошлом этнокультурная территория Ферган­ской долины была поделена между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. К этому прибавились территориальные из­менения, произведенные во времена советской власти.

В итоге в настоящее время в Центральной Азии насчитывается свыше 10 территориальных проблем, которые “подогревают” межгосударственные и этнические конфликты. “Питательную почву” для возникновения конфликтов создают также проблемы, сохранившиеся в регионе как результат насильственных депор­таций сюда репрессированных народов. Немаловажным конфликтогенным фактором в Центральной Азии становится мигра­ция, вызванная аграрным перенаселением, отсутствием рабочих мест, перекосами в демографической политике.

Главный национальный интерес России – сохранение суверенитета, целостности и единства страны – определяет основные направления ее политики на постсоветском пространстве. Россия заинтересована прежде всего в том, чтобы предотвратить превращение ближне­го зарубежья в зону межнациональных и иных конфликтов. Вполне возможно, что чеченский и осетино-ингушский кон­фликты во многом были подготовлены карабахским, осетино-грузинским и грузино- абхазским конфликтами. Возможно, что если бы не было абхазской трагедии, не было бы и чеченской войны.

По большому счету безопасность России будет зависеть от то­го, как у нее будут складываться отношения с Украиной, Бело­руссией, Казахстаном и другими странами СНГ. Экономическое, политическое, духовное, культурное присутствие в этих странах отвечает долгосрочным национальным интересам России. Одним из важнейших факторов, диктующих активность России в ближнем зарубежье, является судьба проживающих там более 25 млн. русских. Положение русских, в более широком плане русскоязычных, ста­ло одной из крупных проблем, стимулирующих напряженность в отношениях России с рядом новых независимых государств. Но при благоприятном развитии событий они способны перекинуть прочный мост между Россией и ее новыми соседями.



С учетом векторов развития и интересов этих стран система связей России с ними приобретает многоярусный характер, со­четая разные уровни и масштабы взаимосвязей с разными стра­нами. Россия представляет собой стратегическую ось для всего постсоветского пространства. Ее территориальные размеры, люд­ская и ресурсная база, экономический, научно-технический, интеллектуальный и военный потенциал объективно делают ее региональным лидером. Реальности таковы, что при всех сим­патиях или антипатиях тех или иных политических деятелей стран ближнего зарубежья, стремящихся ориентироваться на ту или иную страну или груп­пу стран, российский фактор обязательно будет присутствовать во всех их внешнеполитических начинаниях.

На первом этапе, когда новые государства переживали пери­од центробежных тенденций и процессов, поисков новой иден­тичности и новых ориентиров и моделей экономического, соци­ального и политического развития, многих руководителей новых постсоветских государств преследовала мысль о том, как дистанцироваться от России и отождествляемого с ней имперского прошлого. Это своего рода романтический период, когда быва­ет весьма велик соблазн принимать желаемое за действительное и связывать с предполагаемыми новациями завышенные ожи­дания и надежды. Но историю, прошлое невозможно зачеркнуть в одночасье. Россия - не только прошлое, но и настоящее этих стран, от которого также никуда не денешься. Во многих бывших союз­ных республиках начинают осознавать, что в одиночку ни одна из них не способна перейти на путь ускоренного экономическо­го развития и демократического переустройства. Ни декларации независимости, ни новые государственные границы не в состо­янии просто так отменить реальности экономической взаимоза­висимости стран и народов в постсоветском пространстве, пре­рвать широкую сеть экономических, военных, политических, культурных, просто личных человеческих связей, которые объ­единяли людей в рамках бывшего Советского Союза.

Есть все основания надеяться, что по завершении периода пре­обладания центробежных тенденций новые государства будут вы­нуждены искать не то, что их разъединяет, а то, что их соединяет. Соображения экономических интересов и выгод все четче сказываются на степени приоритетности полити­ческого фактора.

Первоначально почти все бывшие республики были убеждены в том, что отделение от России, которая будто бы их эксплуатиро­вала, уже само по себе откроет перед ними возможность для эко­номического процветания. Однако вскоре обнаружилась необос­нованность подобных надежд. Становился очевидным тот факт, что от разрыва связей они страдают не в меньшей, если не в боль­шей степени, чем Россия. Этим во многом определяется и на­блюдающаяся в последнее время тенденция к возрождению интереса у большинства новых государств ближнего зарубежья к СНГ.

Нельзя не отметить и то, что особенно на первых порах к ру­ководителям отдельных республик довольно трудно приходило по­нимание того, что провозглашение суверенитета влечет за собой и всю полноту ответственности за социальное и экономическое бла­госостояние своих народов. В каждом из вновь образовавшихся государств распад СССР привел к разрушению двух важнейших опор политической стабильности и безопасности. Речь идет, преж­де всего, о партии-государстве и единой системе военно-полити­ческой защиты, как от внешних, так и внутренних угроз. Так, войска, доставшиеся целому ряду новых государств, не представляли собой какого-либо подобия группировок со сколь­ко-нибудь четко оформленными органами управления, схемами мобилизационного развертывания, эшелонированными запасами материальных средств и т.д. К тому же у большинства из этих государств отсутствует опыт военного строительства, организации обороны. Они испытывают острую нехватку военных кадров ру­ководящего звена.

Правящей элите этих стран политическая и военная поддерж­ка со стороны России нужна для обеспечения стабильности в ре­гионе, локализации возможных территориальных споров и этнорелигиозных конфликтов, создания собственных армий и укрепления обороноспособности, противодействия набирающему силу исламскому фундаментализму и т. д.

Необходимо отметить, что первоначальная эйфория в закав­казских и центральноазиатских государствах относительно как Запада, так и мусульманского мира, которые после распада СССР стали рассматриваться ими в качестве приемлемых “доноров” и парт­неров, в последнее время сменилась определенным отрезвлением и даже разочарованием. При сохраняющейся и в настоящее время привлека­тельности турецкой модели развития для некоторых постсоветских му­сульманских стран становится все очевиднее тот факт, что они име­ли несколько преувеличенные ожидания относительно возможностей и масштабов экономической помощи и инвестиций со стороны Тур­ции.

Особо важное значение имеет тот факт, что России принадле­жит ключевая роль в обеспечении и поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства. Она способна как прямо, так и косвенно участвовать в политических процес­сах, происходящих в регионе. К тому же за прошедший со вре­мени распада СССР период, при всех возможных здесь оговорках, Россия продемонстрировала свою способность быть стабилизиру­ющим фактором, как в собственных границах, так и в ближнем зарубежье. Всем без исключения странам СНГ нужна Россия со­зидающая, миротворящая, а не агрессивная и нестабильная.

Почти все страны ближнего зарубежья, особенно те, которые входят в состав СНГ, многими неразрывными нитями связаны с Россией. Экономика стран ближнего зарубежья ориентирована преж­де всего на Россию. Рассмотрим это на примере Центральной Азии. Россия и этот регион являются частями едино­го народно-хозяйственного комплекса, сформировавшегося как система с взаимодополняющими элементами. Центральная Азия богата сырьевыми ресурсами, которые либо полностью отсутст­вуют в России, либо имеются в недостаточном количестве. Нельзя не упомянуть хлопок, главным поставщиком которого в Россию являет­ся Центральная Азия.

В Центральной Азии особо важное значение для националь­ных интересов России имеет Казахстан с его весьма выгодным гео­политическим положением, природными ресурсами, этническим составом и т.д. Отметим в данной связи, что один только Кара­гандинский металлургический комбинат поставляет в Россию около двух миллионов тонн проката в год. Казахстан - это одна из тех стран, экономическая интеграция и военно-политический союз с которой имеют для России большое значение.

Следует отметить также и то, что выведение пограничных войск России на новые рубежи, которые проходят по Кавказскому хребту и се­верному Казахстану, сопряжено со многими труднейшими про­блемами материально-технического и военно-стратегического по­рядка, которые самым непосредственным образом затрагивают интересы безопасности, как России, так и самих независимых го­сударств. Очевидно, что в настоящее время Россия не распо­лагает необходимыми ресурсами для строительства сети форти­фикационных сооружений вдоль новой границы с новыми центральноазиатскими и закавказскими странами. В то же вре­мя немаловажное значение имеет и то, что эти страны пока не способны обеспечить порядок на границе без помощи России.

Совершенно естественно, что Россия уделяет большое внимание укреплению интеграционных связей в рамках СНГ. В первое время после распада СССР разработка внешнепо­литической стратегии России в отношении ближнего зарубежья отчасти осложнялась тем, что политическая ситуация в большин­стве бывших советских республик была подвержена быстрым изме­нениям. Трудно шли формирование и утверждение соответствующих атрибутов государственности, не просматривалось сколько-нибудь четкое осознание национально-государственных интересов. Часто новые власти оказывались неспособными выполнять важней­шие функции, присущие государству, такие как обеспечение стабильности в стране, внутренней и внешней безопасности, со­циальное и экономическое развитие, эффективный контроль над государственными границами и т. д.

Приходится констатировать, что первоначально политикам и государственным деятелям новых независимых республик с боль­шими трудностями удавалось преодолеть непрофессионализм и дилетантизм, учиться искусству правления, поиска компромис­сов, учету интересов важнейших блоков социальных и полити­ческих сил.

Выяснилось, что для большинства постсоветских госу­дарств императивным условием жизнеспособности и самого су­ществования является постоянный поиск компромисса между раз­личными этнонациональными группами. Нельзя сказать, что всегда такие компромиссы находились или их искали. Нередко форми­рование и институционализация новой государственности со­провождались ущемлением демократических прав и свобод как отдельных граждан, так и национальных меньшинств. Можно утверждать, что на смену имперским амбициям России пришли имперские ам­биции некоторых новых государств. Такое положение представ­ляло собой не самую благоприятную почву для формирования сколько-нибудь последовательной, долгосрочной и эффективной внешнеполитической стратегии России в отношении ближнего зарубежья.

Поворотным моментом в политике России по отношению к бывшим советским республикам можно считать начало 1993 г., когда она развернула усилия по расширению своего политичес­кого, военного, экономического влияния в ближнем зарубежье. Постепенно стала активизироваться де­ятельность СНГ, в состав которого вошли 12 бывших советских республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

Особенно успешно интеграционные процессы разворачивают­ся между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Четырехсторонний договор между этими странами провозгласил своей целью создание “в перспективе сообщества интегрирован­ных государств”. Далеко идущие перспективы интеграции наме­чаются также в российско-белорусских отношениях.

Занимая уникальное геополитическое положение в Евразии, обладая достаточным экономическим, военным и духовным по­тенциалом и сохраняя статус ядерной державы, Россия являет­ся естественным центром притяжения для большинства стран ближ­него зарубежья при создании системы их коллективной безопасности. Показательно, что наибольший прогресс, с точки зрения интеграции постсоветского пространст­ва, наблюдается в военно-политической сфере. В Бишкеке 9 де­кабря 1992 г. было подписано Соглашение о концепции военной безопасности стран–участниц СНГ, в котором зафиксированы общие принципы и ориентиры оборонного строительства и стра­тегии поддержания мира и стабильности в регионе.

Интеграционные процессы в военной области в рамках СНГ развиваются по пути формирования так называемого “единого военно-политического пространства”. В этом направлении пред­приняты шаги по воссозданию единого информационного прост­ранства системы ПРО. На основе двусторонних соглашений оп­ределен статус пребывания российских войск на территории некоторых стран СНГ, решены юридические проблемы создания российских военных баз в закавказских странах.

Для России необходимость интеграции постсоветского прост­ранства связана, прежде всего, с геополитическими целями и долгосрочными перспективами развития ее экономики. Она за­интересована в сохранении доступа к сырьевым ресурсам Цент­ральной Азии и рынков сбыта для своих товаров, а также в со­здании пояса дружественных и зависимых от нее государств по периметру своих границ. Сотрудничество России со странами СНГ может развиваться в форме платежного и таможенного со­юза, создания межгосударственных отраслевых объединений и международных финансово-промышленных корпораций и т.д. Эко­номическая, а затем, возможно, и политическая интеграция в рам­ках СНГ способствовали бы снятию остроты важных для многих постсоветских стран пограничных и территориальных проблем.

При разработке внешнеполитической стратегии в отношении стран содружества приходится учитывать, что во всем постсовет­ском пространстве и прилегающих к нему территориях геополи­тическая ситуация сильно изменилась, с точки зрения перспек­тив развития различных регионов, в результате окончания “холодной войны” и противостояния двух блоков. Так, дезинтегра­ция СССР и образование новых независимых государств на юж­ных окраинах России в целом отвечают интересам Турции, Ира­на, Китая и других стран региона, поскольку предоставляется возможность вовлечь эти новые государства в орбиту собственных интересов.

Но нельзя недооценивать и то, что почти каждая из этих стран имеет собственные проблемы, связанные с националь­ными меньшинствами, многие десятилетия время от времени су­щественно осложняющие внутриполитическую ситуацию в них. Это - проблема значительных анклавов курдского населения в Турции, Ираке и Иране, азербайджанцев в Иране, Тибета и дру­гих национальных районов в Китае и т.д.

Так, турецкие власти систематически силой подавляют дви­жение курдского народа, составляющего 20% всего населения страны, за национальное самоопределение. Курдам, армянам, гре­кам, черкесам и другим национальным меньшинствам запреще­но издавать газеты на родных языках. Понимая, что положение в Средней Азии, Казахстане и на Кавказе при определенном сте­чении обстоятельств может оказать дестабилизирующее влияние на ситуацию в стране, турецкое руководство неизменно высту­пает за территориальную целостность и нерушимость границ за­кавказских государств.

Очевидно, что Турция, равно как и дру­гие страны региона, заинтересованы в сохранении стабильности в постсоветских странах, основанной на принципах международного права, национального суверенитета, территориальной целост­ности, невмешательства во внутренние дела. С большой долей уве­ренности можно говорить о совпадении интересов России, Ира­на, Турции и других многонациональных стран в вопросе о недопущении неконтролируемых этнических конфликтов и се­паратистских выступлений. В тесном сотрудничестве и добрососедских отношениях со все­ми странами региона заинтересованы и закавказские государст­ва. В настоящее время Армения, Грузия и Азербайджан актив­но налаживают отношения, как между собой, так и с соседями.

Зоной потенциального кризиса на постсоветском простран­стве является Каспийское море. Важнейшая проблема здесь состоит в том, что до сих пор еще не определен его международ­но-правовой статус. Вплоть до 20-х годов XX в. единственным сувереном над Каспийским морем была Россия, и только она бы­ла вправе иметь там военный флот. В соответствии с советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. по нему разрешалось пла­вать только советским и иранским судам. Но эти документы не предусматривали какие бы то ни было правила доступа к его ми­неральным ресурсам.

После распада Советского Союза число претендентов на Ка­спийское море увеличилось до пяти - Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. При отсутствии же признанных все­ми заинтересованными сторонами государственных границ на его акватории нефть на дне Каспия, с юридической точки зрения, ока­зывается как бы ничейной. Эта неопределенность и огромные за­пасы нефти ставят прикаспийские государства перед серьезными проблемами. При этом обращает на себя внимание отсутст­вие единства между заинтересованными сторонами по вопросу о разделе Каспия. Так, если Россия, Иран и Туркмения выступа­ют за совместное использование его недр, то Азербайджан пред­лагает разделить водоем на национальные секторы. Казахстан же высказывается за раздел только морского дна. Очевидно, что про­блема каспийской нефти будет решаться в комплексе со всеми остальными проблемами.

Суммируя геополитическую обстановку на постсоветском пространстве, можно констатировать, что полоса наиболее опасной дестабилизации уже пройде­на. Она была вызвана распадом Советского Союза и трудным становлением новой государственности в России и других бывших союзных республиках. На смену дестабилизации приходит бо2льшая устойчивость в их взаимоотно­шениях и в их геополитическом положении, затрагивающем интересы их безопас­ности. Консолидация геополитической целостности Содружества подкрепляет внешнеполитический потенциал России и других новых суверенных государств.

Вместе с тем, на постсоветском геополитическом пространстве для национальной безопасности России сохраняются еще весьма серьезные угрозы. Хотя околороссийское пространство не превратилось, вопреки пессимистическим пред­сказаниям, в зону катастрофических потрясений, Россия никак не может ощущать себя полностью комфортно в соседстве с неустоявшимися, неокрепшими новыми независимыми государствами, испытывающими огромные внутренние трудности и не определившими полностью свою внешнеполитическую ориентацию.

Вполне очевидно, что и при относительно устойчивой обстановке в постсо­ветском пространстве с повестки дня не будут сняты все территориальные и иные претензии к Российской Федерации, трудное положение русскоязычного населе­ния в ближнем зарубежье, проблемы миграции и беженцев, развитие политических и военных взаимосвязей с внешним миром, сложная реорганизация хозяй­ственных отношений, нарушение коммуникаций, снабжение энергоресурсами и многое другое. В таких условиях не избежать новых угроз стабильности, особенно в случае возобновления военных конфликтов в непосредственной близости от Рос­сии, например, грузино-абхазского или азербайджанско-армян­ского нарушения границ, нападения на российские военные объекты в сопредельных государствах Содружества и т.п. Подобные конфликтные ситуации могут и впредь грозить не­контролируемой эскалацией.

|
постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал
, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших в СССР), - это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.

Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете».

Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.

  • 1 Население
  • 2 Государства и географические регионы
    • 2.1 Исторические связи
    • 2.2 СНГ и Прибалтика
  • 3 Новый Союз
    • 3.1 Союзное государство России и Белоруссии
    • 3.2 Евразийский Союз
  • 4 Региональные организации
    • 4.1 Содружество Независимых Государств
    • 4.2 Организация Договора о Коллективной Безопасности
    • 4.3 ГУАМ
    • 4.4 Евразийское Экономическое Сообщество
    • 4.5 Центрально-Азиатское Сотрудничество
    • 4.6 Шанхайская Организация Сотрудничества
  • 5 Другое мнение
  • 6 Экономика
  • 7 Войны и конфликты
    • 7.1 Сепаратистские конфликты
    • 7.2 Гражданские войны
    • 7.3 Государственные перевороты
    • 7.4 Революции
    • 7.5 Цветные революции
    • 7.6 Политические кризисы
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Население

Население постсоветского пространства составляет около 277 млн чел. по данным на 2007 год. Почти все люди там хорошо говорят по-русски. Конфессиональный состав: христиане, мусульмане. Во всех постсоветских государствах говорят после распада СССР на национальных языках. Исключение составляют Казахстан и Беларусь. Там на русском языке говорит достаточная часть населения, чтобы признать русский язык государственным, наравне с национальным.

Государства и географические регионы

Группы постсоветских государств:
Россия Прибалтика Восточная Европа Закавказье Центральная Азия

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

  • Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.
  • Прибалтика : Латвия, Литва и Эстония.
  • Восточная Европа : Украина, Белоруссия, Молдавия.
  • Закавказье : Грузия, Армения и Азербайджан.
  • Центральная Азия : Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.

Исторические связи

Основная статья: Территориально-политическая экспансия России

Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши.

Основная статья: Среднеазиатские владения Российской империи

Центральная Азия и Закавказье были присоединены к Российской империи только в XVIII и XIX веках.

Основная статья: Разделы Речи Посполитой

Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье - Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.

Основная статья: Присоединение Прибалтики к СССР

По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России, вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года de facto на Ялтинской и Потсдамской конференциях, ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года, когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания, признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год.

СНГ и Прибалтика

СНГ и Прибалтика (СНГ и Балтия) - название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991-1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).

До 2009 года территориально понятие «СНГ и Прибалтика» было тождественно понятию «постсоветское пространство». 2009 году Грузия вышла из состава СНГ.

Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) - региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.

Новый Союз

Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.

Союзное государство России и Белоруссии

Основная статья: Союзное государство России и Белоруссии

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.

Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.

Евразийский Союз

Основная статья: Евразийский Союз

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).

В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана.

Региональные организации

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

Содружество Независимых Государств

Постсоветские государства: Члены СНГ Члены Евросоюза и НАТО постсоветские страны, не входящие в СНГ или НАТО и ЕС

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности

В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Члены ГУАМ Члены ОДКБ

ГУАМ

В «Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.

Евразийское Экономическое Сообщество

Евразийское Экономическое Сообщество: Члены организации Наблюдатели

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже президент Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

Центрально-Азиатское Сотрудничество

Центрально-Азиатское Сотрудничество: Члены организации Наблюдатели

Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества

Тёмно-зелёным отмечены члены ШОС, зелёным - наблюдатели.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка , и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Другое мнение

По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело:

По-моему, русские хотят использовать концепцию, так называемого «постсоветского пространства», не понимая, что граничащие с Россией бывшие республики СССР - это независимые страны с суверенными границами.

Я считаю это неприемлемым. Украина, Грузия и другие - это не «постсоветское пространство». Это - независимые суверенные страны, обладающие собственным правом территориальной целостности.

Экономика

Население СССР и бСССР ВВП СССР и бСССР в долларах США

После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. 1994 г. инфляция достигла 400 % на Украине и 1258 % в Казахстане. то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1 %). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.

Войны и конфликты

Владимир Крючков, председатель КГБ СССР в 1988-1991 годах, заявил в интервью в конце 2003 года:

За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить.

Сепаратистские конфликты

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:

  • Приднестровье и Гагаузия , конфликты за независимость от Молдавии
  • Абхазия и Южная Осетия , конфликты за независимость от Грузии.
  • Чеченская Республика Ичкерия , конфликт за независимость республики от России.
  • Нагорный Карабах , конфликт за независимость от Азербайджана.
  • Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика , конфликт за независимость регионов от Украины. конце мая 2014 года республики заявили о создании союза Новороссия , претендующего на весь юго-восток Украины.

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.

Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).

Гражданские войны

Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.

  • Гражданская война в Грузии (1991-1993), между силами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе. Война закончилась после того, как российские войска поддержали правительство Шеварднадзе в обмен на вступление Грузии в СНГ.
  • Гражданская война в Таджикистане (1992-1997).

Государственные перевороты

  • Разгон Верховного Совета России (1993) - вследствие конфликта между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации.
  • Евромайдан (2013-2014) - конфликт между Правительством Украины и сторонниками интеграции в ЕС.

Революции

  • Революция в Киргизии (2010) - отстранение от власти Курманбека Бакиева.

Цветные революции

В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции , которые привели к власти оппозицию:

  • 2003 - «Революция роз» в Грузии.
  • 2004 - «Оранжевая революция» на Украине.
  • 2005 - «Тюльпановая революция» в Киргизии.

В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:

  • 2006 - попытка Васильковой революции в Белоруссии.
  • 2008 - попытка цветной революции в Армении.
  • 2009 - попытка цветной революции в Молдавии.
  • 2011 - революция через социальные сети в Белоруссии.
  • 2011 - Снежная революция в Южной Осетии.
  • 2011-2013 - протестное движение в России.

Политические кризисы

  • Конституционный кризис в России (1992-1993) - конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров - Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов - сторонники Ельцина; с другой стороны - руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Причиной конфликта стали различия в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Результатом кризиса стал государственный переворот, в результате которого Съезд народных депутатов и Верховный Совет были распущены, а Советов народных депутатов ликвидирован - Россия стала президентской республикой.
  • Межвоенный кризис в Чечне (1997-1999) - конфликт между умеренными националистами и ваххабитами в Чеченской Республике Ичкерия. Причиной кризиса стала активизация ваххабитов в соседнем Дагестане, расколовшая правительство Ичкерии на умеренных националистов, которые хотели проводить политику невмешательства, и радикальных исламистов, которые выступали за оказание помощи «братьям по вере». Результатом конфликта стало вторжение чеченских исламистов в Дагестан.
  • Аджарский кризис (2004) - конфликт между центральной властью и властью Автономной Республики Аджария в Грузии. Причиной кризиса стала фактическая узурпация власти в Автономной Республике Аджария Асланом Абашидзе и нестабильная ситуация в Грузии после ряда войн, а также непосредственно «Революции роз». Результатом кризиса стало полное подчинение автономной республики столичным властям.
  • Политический кризис на Украине 2006 года - конфликт между исполнительной (Президент, Премьер-министр, кабинет министров) и законодательной властью (Верховная Рада). Результатом стало постановление Верховной Рады об отставке правительства. Правительство тем не менее так и продолжило работу, а постановление Верховной Рады об отставке правительства было отменено уже новым составом украинского парламента.
  • Политический кризис на Украине 2007 года - конфликт между Премьер-министром Виктором Януковичем и Президентом Виктором Ющенко. Причиной кризиса стало стремление Премьер-министра Януковича расширить свои властные полномочия и ограничить власть Президента Ющенко. Результатом стал роспуск парламента Президентом и перевыборы парламента, в результате которых Премьер-министром стала Юлия Тимошенко.
  • Политический кризис на Украине (2013-2014), связанный с отстранением от власти Виктора Януковича.
  • Крымский кризис. Конфликт между Верховным советом АР Крым и пришедшим к власти в 2014 году новым правительством на Украине. Результатом кризиса стало провозглашение независимой Республики Крым и присоединение её к России.

Примечания

  1. Альгис Празаускас. «СНГ как постколониальное пространство». «Независимая газета», М.: 7.02.1992 г.
  2. МИД России: Запад признавал Прибалтику частью СССР
  3. Ср.: Карта железных дорог СНГ и Прибалтики. Архивировано из первоисточника 4 января 2013. , Телефонные коды городов СНГ и Прибалтики, Законодательство о СМИ в странах СНГ и Прибалтики и пр.
  4. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня
  5. Грузия уходит из СНГ
  6. Working group discusses Uzbekistan’s accession to EurAsEC
  7. Лондон: постсоветского пространства больше нет
  8. Владимир Крючков: «Я был только председатель КГБ»
  9. Серж Саркисян: Похоже, что попытка организовать «цветную революцию» в Армении действительно имела место.
  10. Президент Молдовы: Кишиневе пытались устроить цветную революцию

Ссылки

  • Подборка статей и книг о конфликтах в республиках бывшего СССР в библиотеке научно-просветительского журнала «Скепсис»
  • Паспорта стран постсоветского пространства
  • Постсовет.RU - информационно-аналитический онлайн-ресурс, сочетающий форматы Интернет-газеты и социальной сети. Основная задача проекта - объективно и всесторонне освещать политические, экономические и социокультурные процессы, происходящие на постсоветском пространстве.
  • НОЦ СНГ и Балтии СГУ - онлайн-портал Научно-образовательного Центра Сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Содержит новости постсоветского пространства, статьи, экспертные комментарии по наиболее актуальным вопросам, материалы интернет-конференций и аналитические доклады. Дополнительный адрес сайта
  • Зиверт Ш., Захаров С., Клингхольц Р. После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса Демоскоп № 475-476

постсоветское пространство вариантов, постсоветское пространство для, постсоветское пространство сериал, постсоветское пространство смыслов