Оввз облигации внутреннего валютного займа. Где купить облигации

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Многих жителей России интересует закон, регулирующий выпуск, обращение и погашение ипотечных облигаций. При СССР облигации являлись привлекательным финансовым вложением для населения страны, а выпускало их исключительно государство. Сейчас реализацией данного вида ценных бумаг занимаются практически все банковские учреждения страны и крупнейшие компании. Не отошло от данного направления деятельности и государство, продолжившее выпуск облигаций в 1992 году .

Фактически погашение облигаций государственных займов представляет собой выкуп подтверждающей наличие долга бумаги. Облигация выкупается по номиналу с учетом оговоренных заранее процентов. Обычно досрочное погашение таких ценных бумаг не предусматривается, поэтому имеется возможность продать их другим инвесторам.

Конкретная дата погашения облигации определяется с учетом тиража. Стандартным сроком обращения таких ценных бумаг является трехгодичный период, хотя он может определяться и иными временными рамками. По истечении оговоренного времени эмитент обязан купить свои облигации и выплатить вознаграждение их владельцу, которое покрывает его риски и выступает доходом инвестора.

Рассматривая порядок обращения и погашения облигаций банка, россиянам следует разбираться в вариантах получения дохода. Банковское учреждение или компания выкупают ценные бумаги:

  • по номинальной цене – облигации изначально продавались с дисконтом;
  • с выплатой процентов, конвертацией дохода в ценные бумаги или передачей имущественного эквивалента – купонные облигации.

Обычно эмитент облигаций выбирает следующие способы погашения облигаций:

  • указывает точную дату выплаты стоимости ценной бумаги и предусмотренного вознаграждения;
  • определяет период, в течение которого покрываются долговые обязательства по ценной бумаге.

Наиболее часто используется именно второй вариант, поскольку избавляет держателя ценной бумаги от необходимости простаивать в очередях, а организацию-эмитента – от технических нестыковок и финансовых затруднений при единовременном обращении за деньгами всех инвесторов. Очередность платежей в этом случае определяется по дате поступления заявления о погашении облигации.

В отдельных случаях допускается погашение части долга эмитента. Это обязательно отражается в заключенном договоре. Аналогичным образом осуществляются выплаты по просроченным облигациям, когда их держатель не смог обратиться за деньгами в установленные сроки. При этом следует отметить, что стандартный срок погашения таких ценных бумаг составляет 1-6 месяцев. Этот период устанавливается, исходя из особенностей осуществления своей деятельности эмитентом.

Следует осознавать, что погашение облигаций займа может осуществляться даже раньше оговоренного срока. При этом эмитент обязан предупредить о такой возможности при размещении своих долговых обязательств, а также разъяснить порядок расчета выплачиваемого вознаграждения. Обычно к такой мере разместившая облигации компания прибегает при:

  • наличии достаточных финансовых ресурсов для возврата полученного займа с процентами;
  • желании выпустить очередной тираж облигаций на более привлекательных условиях.

Установленная цена погашения облигации, формула которой рассчитывается по двум методикам, всегда должна приносить инвестору доход. Он состоит из:

  • процента, который выплачивается на номинальную стоимость облигации;
  • разницы между номинальной ценой и стоимостью со скидкой, за которую приобреталась ценная бумага.

Общепринятым вариантом погашения облигаций является выплата денег, если инвестор не согласится повторно разместить их в ценных бумагах эмитента или получить права на определенное имущество.

Процесс обмена облигаций на деньги предполагает соблюдение следующих условий:

  • наступление срока погашения;
  • наличие заявления от инвестора.

Эмитент не имеет права отказывать в выплате денежных средств при наличии указанных обстоятельств. Если это происходит, необходимо добиваться погашения ценных бумаг в судебном порядке. О факте выплаты по долговым обязательствам эмитент готовит соответствующий отчет, передаваемый в специальную комиссию по работе фондового рынка.

Облигации внутреннего валютного займа - В Российской Федерации - купонные облигации, эмитируемые государством и имеющие номинал в долларах США. Были выпущены в качестве компенсации по долгам обанкротившегося Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в обращение 14 мая 1993 г. Минфином РФ с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка. Учитывая, что данный банк; являлся государственным, правительство России признало его долги перед клиентами и вкладчиками и в качестве долговых обязательств эмитировало облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства банка на его счетах оказались «замороженными» средства физических и юридических лиц. Процедура погашения задолженности перед гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала прямое погашение задолженности в полном размере начиная с I июля 1993 г., а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму $7885 млн. ОВВЗ выпущены пятью траншами со сроками погашения от 1 года до 15 лет. Период обращения облигаций различных траншей и их объем были установлены в следующих пределах: 1-й транш - 1 год на сумму $226 млн.; 2-й транш - 3 года на сумму $1518 млн.; 3-й транш - 6 лет на сумму $1307 млн.; 4-й транш - 10 лет на сумму $2627 млн.; 5-й транш - 15 лет на сумму $2167 млн. Облигации имеют валютный номинал в размере $1000, $10 000 и $100 000. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Поэтому облигации разных траншей имеют разное число купонов. Количество купонов соответствует периоду обращения облигаций. Выплаты по купонам производятся начиная с 14 мая каждого года. Купон может быть предъявлен к погашению в любой период времени в течение 10 лет начиная с календарного года, в котором наступил срок его оплаты. Платежным агентом по ОВВЗ является Центральный банк России, который имеет право назначать дополнительных платежных агентов из числа уполномоченных коммерческих банков. Владелец купона может предъявить его к оплате за 30 дней до даты купонных выплат. Облигации валютного займа выпущены в наличной форме и являются предъявительской ценной бумагой, т.е. погашение купонов и выплата по ним процентов, а также погашение основной суммы долга осуществляются на основании предъявления облигаций и соответствующих купонов. В настоящее время первые 2 транша погашены Минфином России в полном объеме. В 1994 г. был погашен 1-й транш на сумму 0,226 млрд. дол., а в 1996 г. - 2-й транш на сумму 1,5 млрд. дол. Одновременно с погашением очередных серий ценные бумаги изымаются из обращения, что уменьшает рынок этих бумаг и делает их менее ликвидными. Для поддержания ликвидности рынка ОВВЗ и с целью покрытия дефицита федерального бюджета в первой половине 1996 г. были выпущены в обращение две новые серии данных облигаций: 6-й и 7-й транши. В результате объем рынка по номиналу облигаций достиг 11 млрд. дол. и заметно повысилась ликвидность данного сегмента фондового рынка. Владельцами облигаций могут быть как российские, так и зарубежные предприятия и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте или в рублях. В связи с тем что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала. Круг операций с ОВВЗ достаточно широк. Они могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить предметом залога и др. Вывоз бланков облигаций за пределы России запрещен.

Еще по теме 9. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), цель и особенности их выпуска и обращения.:

  1. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
  2. 10. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ), их особенности, участники и структура рынка ГКО–ОФЗ.

Заемщики, работающие в реальном или финансовом секторе, активно используют такой инструмент, как размещение на финансовом рынке ценных бумаг. Такой вид мобилизации денежных средств во многом выигрывает перед обычными банковскими кредитами, а в чем именно – можно узнать из данной статьи.

Что это

Облигационный заем представляет собой ссуду, которая выдается в виде выпуска заемщиком облигации.

Облигация, в свою очередь, — это ценная бумага, подтверждающая право ее владельца на получение от выпустившей ее стороны номинальной стоимости облигации или другого имущества в равном количестве.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Передача денег осуществляется в установленный ценной бумагой срок.

Облигационные займы обладают рядом преимуществ для стороны-эмитента:

  • возможность получения внушительного объема денежных средств и реализации масштабных инвестиционных проектов без риска вторжения инвесторов (в роли которых выступают держатели ценных бумаг) в управление финансово-хозяйственной деятельностью;
  • возможность накопления денежных средств, направляемых от частных инвесторов, а также получения финансовых ресурсов от юрлиц на довольно продолжительный период времени и на выигрышных условиях с учетом сложившейся на финансовом рынке экономической обстановки.

Преимущества облигационного заема перед оформлением кредита:

  • облигационный заем выходит дешевле;
  • сроки привлечения инвестиций превосходят сроки выдачи кредита;
  • не нужно предоставлять залог;
  • низкая степень зависимости от кредитора, обусловленная вовлечением широкого круга инвесторов;
  • возможность аккумулирования значительной суммы инвестиций.

Виды

На сегодняшний день экономистами выделено три типа облигационных займов. Первый вид – коммерческий облигационный заем, который представляет собой ценные бумаги, выпущенные организациями, корпорациями и другими юрлицами для дальнейшего финансового обеспечения собственной деятельности.

На практике коммерческий облигационный заем – это долгосрочный кредитный инструмент, срок погашения которого может превышать один год.

Коммерческий облигационный займ может предоставляться без обеспечения, т. е. предполагает право требования и не привлекает залогового имущества или поручителей.

Распространены и займы такого типа, которые обеспечиваются залогом – например, каким-либо имуществом.

Существует еще два типа облигационных займов – государственные и муниципальные. В данном случае заемщиком выступает Российская Федерация, либо один из ее субъектов, а заимодателем – граждане или юридические лица. Такой вид заемных обязательств носит добровольный характер.

Предоставление государственных или муниципальных облигационных займов способствует решению федеральными или региональными властями ряда важнейших оперативных и долгосрочных задач.

По сроку

Облигационные займы разделяются по срокам предоставления на несколько категорий: срочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок формирования облигационного займа зависит от требуемого объема подготовительных мероприятий и юридических схем выпуска и размещения ценных бумах, оформления поручителей и т. д.

Среднесрочные

Среднесрочные облигационные займы имеют срок погашения от одного года до пяти лет (ноты). Такие ценные бумаги считаются купонными.

Проценты чаще всего выплачиваются два раза в год. Срок обращения таких ценных бумаг может превышать пять лет и достигать десяти лет.

Среднесрочные облигационные займы пользуются немалым спросом у портфельных паевых инвестиционных фондов.

Это объясняется широким охватом сроков покрытия долга, так как удается достичь оптимального баланса между краткосрочными облигациями (особенно это касается государственных облигаций) и большой доходностью долгосрочных финансовых инструментов.

Среднесрочные государственные облигационные займы иногда называют нотами.

Эмитируются они сроком до десяти лет и представляют собой купонные бездокументарные бумаги, размещаемые выпусками.

В Российской Федерации первым типом среднесрочных государственных ценных бумаг стали облигации федерального заема с переменным купоном (ОФЗ ПК).

Долгосрочные

Долгосрочные облигационные заемы имеют срок обращения до двадцати-тридцати лет.

Долгосрочные государственные облигации называются векселями. Это ценные бумаги, выпускаемые государством со сроком погашения от пяти до тридцати лет.

В США такие ценные бумаги считаются самыми надежными, так как в роли их гаранта выступает правительство. Можно привести еще один термин касаемо долгосрочных облигаций – бонд. Это так же ценная бумага со сроком погашения в несколько лет.

Государственные облигационные займы

Государственные облигационные займы – это ценные бумаги, выпускаемые правительством какого-либо государства (соответственно, государство и является эмитентом таких облигаций) на установленный период времени и с определенной доходность по ним.

Данный тип ценных бумаг характерен для Советского Союза, где облигации эмитировались не столько в финансовом выражении, сколько в натуральном.

Это связано с тем, что деньги считались пережитком капитализма, а при коммунизме перед правительством были поставлены другие цели и задачи.

Таким образом, в стране были широко распространены сахарные, хлебные и другие займы.

Вообще облигации государственного займа по своей природе мало чем отличаются от современных государственных облигаций.

Отличие состоит лишь в том, что во многих странах на сегодняшний день такие финансовые инструменты уже не применяются (особенно это характерно для государств, находящихся в сложной или переменчивой экономической ситуации).

Муниципальные

Договор муниципального заема заключается посредством покупки инвестором эмитированных муниципальных облигаций или других ценных бумаг, реализующих право инвестора на получение от заемщика переданных ему взаймы финансовых средств и определенных процентов.

Муниципальные облигации подразделяются на две категории: ценные бумаги общего покрытия и целевые облигации. Первый тип обеспечивается всем бюджетом, либо его долей, а также собственным имуществом стороны-эмитента.

Такие облигации не носят целевого инвестиционного характера и направлены на восполнение дефицита в бюджете и обеспечение текущих задач.

Подобный тип ценных бумаг имеет родственные черты с государственными краткосрочными займами и реализуется по специальным налаженным схемам. Интерес субъектов к такому финансовому инструменту становится все более выраженным.

Целевые облигационные заемы занимают лидирующую позицию по количеству эмитированных ценных бумаг.

Такие облигации выпускаются под реализацию определенного инвестиционного проекта и погашаются в большинстве случаев полученной выручкой.

Довольно распространены такие целевые муниципальные заемы, как муниципальный жилищный займ. Выглядит это следующим образом: жилищное строительство реализуется за счет аккумулирования средств населения путем выпуска муниципальных ценных бумаг.

К основным задачам такого типа займов можно отнести:

  • поиск новых возможностей для улучшения жилищных условий граждан;
  • совершенствование механизмов долгосрочного и надежного инвестирования в жилищное строительство;
  • улучшение качества жилищного строительства;
  • снижение стоимости строительства и цен на жилье.

Коммерческие

Коммерческий облигационный заем представляет собой ценную бумагу, которая выпускается организациями, корпорациями и другими юридическими лицами с целью дальнейшего финансового обеспечения собственной деятельности.

Сроки погашения коммерческих облигаций варьируются и составляют один год и более.

Такой долгосрочный финансовый инструмент может быть обеспечен залоговым имуществом, иногда подобные облигации предоставляются и без обеспечения.

Внутренние

Внутренний облигационный займ представляет собой долговое обязательство в форме ценной бумаги, эмитированной на внутренний рынок.

Ранее внутренние облигационные займы строго соответствовали принятым в мировой практике способам выпуска таких типов займов.

Главной отличительной чертой новых ценных бумаг стало то, что они не выпускаются свободно на рынок, а распределяются между российскими компаниями – клиентами Внешэкономбанка.

Облигации внешнего облигационного займа

Согласно приказу Минфина РФ от 11.09.2013 г. №235 выпуск такого типа ценный бумаг начался в 2013 году.

Эмиссия внешних облигаций осуществляется в максимально допустимых пределах государственного долга, обозначенного Законом о федеральном бюджете на 2013-2015 г.г.

В качестве эмитента от имени России выступает Минфин.

Такие облигации представляют собой государственные ценные бумаги и выпускаются в документарной форме. Облигации внешнего облигационного заема подлежат централизованному хранению. Их держатели могут получать номинальную стоимость и начисляемые проценты.

Общий объем выпуска таких облигаций составляет полтора миллиарда долларов США.

Ценные бумаги выпущены в количестве 7500 единиц. Номинальная стоимость одной облигации составляет двести тысяч долларов США.

Потенциальными держателями финансового инструмента являются граждане и юрлица, резиденты и нерезиденты.

Ценные бумаги размещаются в виде закрытой подписки и могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, обозначенных глобальными сертификатами, оформляющими эмиссию таких облигаций.

Преимущества и недостатки

Облигационный заем как инструмент привлечения финансовых средств обладает рядом преимуществ:

  • возможность привлечения финансовых средств и осуществления крупных инвестиционных проектов без риска вмешательства владельцев облигаций (инвесторов) в управление предприятия;
  • эмитент самостоятельно обозначает параметры облигационного заема, а именно: объем выпуска, процентные ставки, сроки, условия обращения и погашения и т. д.;
  • возможность накопления финансовых средств, предоставляемых частными инвесторами, и мобилизации денежных ресурсов юрлиц на длительный срок и на выгодных условиях;
  • оптимальное сочетание степени доходности для инвесторов и объема затрат для стороны-эмитента на выпуск и обслуживание заема;
  • совершенствование взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности стороны-эмитента.

Несмотря на все преимущества облигационного заема, следует учитывать, что это довольно жесткое долговое обязательство.

Осуществляя выпуск облигаций, эмитент подвергается определенным рискам, сопряженным с возможной безуспешностью сего мероприятия.

Таким образом, сам факт выпуска облигации еще не является гарантией ее размещения на обозначенных эмитентом условиях.

Облигационный займ как источник финансирования

В развитых государствах роль облигационных займов как источника финансирования инвестиционных проектов очень велика. За последнее десятилетие 20 века в экономически развитых странах более 50% частных инвестиций приходилось на выпуск облигаций, в то время как для выпуска акций этот показатель составил всего 5%.

При выпуске облигаций подробно описываются права и обязанности держателей и эмитентов, так как нормативно-правовые акты большинства государств не в полном объеме регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ценных бумаг.

Главным ограничивающим фактором при выпуске облигаций является размер собственности.

Среди достоинств облигаций как источника финансирования следует выделить:

  • возможность привлечения более крупного заема по сравнению с обычным кредитом;
  • вовлечение средств как банковского сектора, так и других участников финансового рынка;
  • привлечение мелких кредиторов в силу небольшой стоимости облигаций;
  • возможность продления сроков погашения;
  • во многих странах разрешено относить расходы на обслуживание облигационных заемов на себестоимость продукции, что позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль;
  • выпуск облигаций выходит дешевле эмиссии акций;
  • облигационные заемы привлекательны для определенной группы инвесторов из-за их низкой рискованности.

Выпуск

Выпуск облигационного займа позволяет наилучшим образом удовлетворить средне- и долгосрочные планы развития предприятия и открывает новые возможности привлечения финансовых средств на выгодных условиях.

Это объясняется повышением узнаваемости корпорации и, как следствие, – привлечением интереса со стороны инвесторов.

Условие выпуска облигационного займа – это специальное положение в соглашении об эмиссии ценной бумаги. Существуют позитивные и негативные условия выпуска.

Позитивное условие требует определенных действий, негативное ограничивает их. Доля облигационного займа, выпускаемого отдельными эмиссиями, называется траншем.

Размещение и покупка

Облигационные займы размещают на первичном рынке, где и происходит продажа ценных бумаг.

Если ценные бумаги проданы, они могут быть пущены в оборот на вторичном рынке. Реализация облигаций на «вторичке» объясняет главное достоинство таких ценных бумаг – их ликвидность.

В соответствии с действующим законодательством РФ первичное размещение облигационных займов может составлять от трех месяцев до одного года.

Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.

Возможен доход по облигациям госзайма в форме:

  • скидки при продаже (дисконта);
  • процента от продажной стоимости.

Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.

Цели эмиссии облигаций госзайма

Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:

  • покрытие бюджетного дефицита;
  • кассовых разрывов;
  • изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
  • привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.

Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:

  • денежной массы;
  • инфляции;
  • курса валют;
  • доходности по иным ценным бумагам;
  • распределения капиталов по финансовым рынкам.

Привлекательность облигаций государственного займа

Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.

Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.

Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.

Облигации федерального займа

Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.

Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.

Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.

По строку выпуска облигации могут быть:

  • краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
  • средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.

Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ


  • Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
  • Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
  • Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш