Все положения по бухгалтерскому учету с изм и доп на год. Новое в пбу и нк - устранение некоторых различий между налоговым и бухгалтерским учетом

Полный перечень положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на 2014 год

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
    Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
    Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда. Определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов.
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
    Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
    Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии.
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта.
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты
    ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
    Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении.
  • ПБУ 9/99 Доходы организации
    Это положение по бухгалтерскому учету устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций). Документ раскрывает перечень и состав доходов организации, утверждает их классификацию.
  • ПБУ 10/99 Расходы организации
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
    Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
    Положение применяется организациями (кроме кредитных) при формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
    Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
    Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
    ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
    Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
    Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
    Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
    Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
    Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
    Настоящий документ устанавливает правила правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
    Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.

Все ПБУ по бухучету на 2019 год в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99 — устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте .

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01 — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01 — устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02 — устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02 — регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006 — регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008 — определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018-2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018-2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета...» от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

Нематериальные активы

Незавершенные капвложения

Дебиторка и кредиторка

Документы и документооборот

Лектор обратила внимание на Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н, который вступил в силу с 17 мая 2015 года, но затрагивает всю отчетность 2015 года.

Во-первых, во многие ПБУ внесена давно ожидаемая техническая правка, заменившая «отчет о прибылях и убытках» на «отчет о финансовых результатах».

Во-вторых, с 17 мая 2015 года право на неприменение ряда ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 16/02, 18/02 имеют не все подряд СМП (как было раньше), а только те, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Также внесены поправки в ПБУ 22/2010, 19/02, 1/2008.

Критерии отнесения организаций к СМП содержатся в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

ПБУ приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в который еще 16 ноября 2014 года был внесен перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Правом применения упрощенных способов ведения бухучета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 16 ноября 2014 года не могут воспользоваться те СПМ, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, если ранее СМП, подлежащий обязательному аудиту, имел право не вести вышеназванные ПБУ, то с отчетности 2015 года нужно было внести изменения в учетную политику, если раньше применялись упрощения, и начать вести бухучет по общим правилам (в частности, с использованием ряда дополнительных ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02 и развернутого плана счетов), а также составлять бухотчетность по общеустановленным формам и с учетом всех приложений.

Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит, приведен в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в частности, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (закрытые и открытые АО, независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности);
  • объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Подробно мы рассматривали тему в нашей статье

Лектор обратила внимание на изменения, касающиеся самых распространенных в применении ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете».

ПБУ 18/02 могло не применяться СМП и НКО. Новая редакция разрешает не применять данное ПБУ только организациям, которые вправе вести бухучет упрощенным способом, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту и иные экономические субъекты, не имеющие права составлять упрощенную отчетность, обязаны применять ПБУ 18/02 (см. Письмо Минфина РФ от 14 мая 2015 г. N 07-01-06/27524).

ПБУ 8/2010 могло не применяться СМП и НКО. Теперь оно может не применяться только организациям, которые вправе вести бухучет упрощенным способом, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту и иные экономические субъекты, не имеющие права составлять упрощенную отчетность, обязаны применять ПБУ и отражать в бухгалтерской отчетности учете оценочные обязательства.

Наиболее распространенный случай, когда необходимо отразить оценочное обязательство по ПБУ 8/2010, это создание резерва под предстоящие отпуска. Это ПБУ касается фактически всех предприятий, имеющих на отчетную дату сотрудников, не отгулявших отпуск. Необходимо посчитать отпускные, полагающиеся сотрудникам на отчетную дату, прибавить соответствующую сумму страховых взносов и отразить резерв в бухучете.

Согласно ПБУ 22/2010 СМП , за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также НКО были вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего ПБУ, то есть без ретроспективного пересчета (с использованием 91 счета).

Теперь СМП и другие экономические субъекты, утратившие право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять отчетность в упрощенном порядке утратили право исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошлый год без ретроспективного пересчета.

Лектор обратила внимание на изменение в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», которое касается выбытия финансовых вложений и относится ко всем организациям, не только к СМП. Согласно п. 2 данного ПБУ для принятия к бухучету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное трех условий. Если кратко, это:

  • наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование у организации права на финансовые вложения;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Логично считать, что если хотя бы одно из этих условий перестало выполняться, то актив больше не может считаться финансовым вложением. Однако из действовавшей до сих пор редакции п. 25 ПБУ 19/02 следовало, что только при единовременном устранении всех этих условий фиксировалось выбытие финансового вложения.

Теперь слово "единовременно" из данной нормы исключено, то есть для выбытия финансового вложения достаточно, чтобы перестало действовать хотя бы одно из упомянутых условий.

Повышение требований к бухгалтерскому учету

Сейчас идет тенденция к повышению требований к бухучету на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками. В связи с чем ожидается усиление административной ответственности за нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета.

4 декабря 2015 года ГД приняла в первом чтении Законопроект № 890123-6 «О внесении изменений в ст. 4.5 и 15.11 КоАП». Проектом предполагается изменить давность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, который составит 2 года со дня совершения правонарушения.

Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету и отчетности. К грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, Проект относит:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;
  • регистрация не имевшего места факту хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и(или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой отчетности) в течение установленных сроков хранения таких документов.

За указанные деяния увеличиваются штрафы на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей (сейчас от 2 до 3 тысяч). А также вводится административная ответственность за повторное нарушение: наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3-х лет. В ныне действующей редакции ответственность за повторное нарушение не предусмотрена.


Кого будут штрафовать по данному правонарушению? Главбуха или директора?

Лектор пояснила:
По Закону о бухучете ответственный за ведение бухучета директор. При этом директора и главбухи выделены даже в трудовом законодательстве в отдельные категории. Кроме того, есть профстандарт бухгалтера. Поэтому по всей совокупности велика вероятность, что штрафовать будут бухгалтера. Зависит, конечно от того, как построена финансовая (бухгалтерская) служба на предприятии. Возможно ответственный - финансовый директор.

На вопрос участника семинара: Надо ли подтверждать профессиональный стандарт бухгалтера?

Лектор пояснила:
Нет, не надо. Это документ не прямого действия. Он сделан ни для того, чтобы кто-то пошел и сдал какой-то экзамен. Там содержится совокупность требований (навыков) к бухгалтеру, которые важны при приеме на работу. Кадровая служба будет оценивать соискателей с учетом данных критериев.

Планируется дальнейшее усиление ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению.

Проект новой редакции КоАП представлен на публичное обсуждение 23 октября 2015 г. Ознакомиться можно rucodex.org . В правовых базах размещен текст проекта по состоянию на 26.10.2015, данный проект еще не внесен в ГД ФС РФ. В проекте заложено усиление ответственности за нарушения в области бухгалтерского учета, в частности вводятся статьи:

  • Статья 29.28. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности
  • Статья 29.29. Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности
  • Статья 29.30. Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы государственной статистики.

К вопросу о несовпадении юридического и фактического адреса лектор напомнила, что с 01 января 2016 года налоговый орган получит право проверять достоверность сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:

  • изучения документов и сведений, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Соответствующие поправки внесены в п. 4.2 ст. 9 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, с 1 января 2016 года установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.

Более подробно изменения законодательства, в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изложены в письме ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@

Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности

Лектор подробно остановилась на мероприятиях, которые необходимо провести перед составлением годовой отчетности:

1. Инвентаризация активов и обязательств (в частности, основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых вложений, расчетов с дебиторами и кредиторами).

Выявленные излишки и недостачи отражаются не в том периоде, когда инвентаризация завершена, а в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Документы, регулирующие проведение инвентаризации являются:

  • ст. 11 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49),
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

2. Проверка дебиторской и кредиторской задолженности на предмет истечения исковой давности, а также выявление сомнительной дебиторской задолженности с целью создания резервов сомнительных долгов. Резервы в бухгалтерском учете создают все предприятия, имеющие сомнительную задолженность.

Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением и определяется организацией самостоятельно по каждому отдельному сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 3 ПБУ 21/2008).

Безнадежные долги (с истекшим сроком исковой давности) списываются в состав прочих доходов или расходов.

Также важно провести сверку расчетов с бюджетом. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается (п. 74 Положения № 34н).

3. Проверка правильности операций в учете, в том числе на соответствие положениям учетной политики организации. Исправление выявленных ошибок бухгалтерского учета производится в соответствии с ПБУ22/10, а в налоговом учете согласно ст. 54 НК РФ с учетом разъяснений налоговой службы и Минфина.

4. Переоценка основных средств, нематериальных активов при условии, что такая переоценка предусмотрена учетной политикой (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43-49 Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н, п. 17-21 ПБУ14/2007, ПБУ 1/2008).

5. Реформация баланса.

Перед тем как приступить к реформации баланса, необходимо в обязательном порядке удостовериться, что все документы сданы в бухгалтерию и все финансово-хозяйственные операции отражены на счетах бухгалтерского учета, в том числе и начисление налога за налоговый период по используемой системе налогообложения.

Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

6. Проверьте, сдано ли в органы статистики аудиторское заключение (АЗ) по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (для лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту).

Согласно ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение представляется либо с годовой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Таким образом, срок представления АЗ по отчетности за 2014 год истекает 31.12.2015г.

7. Проанализируйте учетную политику на соответствие положениям законодательства с учетом изменений, вступающих в силу с 01.01.2016 года. При необходимости внесите в нее соответствующие изменения. Еще раз обратите внимание, кто не применял ПБУ как СМП, а теперь обязан это делать. Если начинаете применять ПБУ, не забудьте внести соответствующие дополнения в учетную политику.

8. Подготовьте к сдаче в архив или к уничтожению документы, срок хранения которых истек.

На вопрос участника семинара:
Какие сроки хранения документов, в т.ч. электронных?

Лектор пояснила:
Недавно выпущена информация Минфина России от 11 сентября 2015 г. N ПЗ-13/2015 о сроках хранения документов. Пока не утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета, устанавливающий требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, при организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются:

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105, (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее);

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. N 526.

Большинство документов должно храниться 5 лет, ряд документов (годовые отчеты, документы о переоценке основных средств, паспорта сделок и др.) - постоянно. Срок хранения лицевых счетов работников - 75 лет.

Сроки хранения электронных документов такие же как и бумажных. Также лектор, напомнила, что для подтверждения убытка в целях налогообложения прибыли, следует хранить соответствующие документы в течение 10 лет.

Налогообложение: интересные разъяснения 2015 года

В блоке, посвященном налогообложению, лектор рассмотрела ряд интересных писем Минфина 2015 года.

Обращено внимание на Письмо Минфина России от 09.12.2015г. N 03-03-РЗ/67486. С 1.06.2015г. часть первая ГК РФ дополнена статьей 317.1. Согласно пункту 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами.

При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты). Данные суммы отражаются в составе доходов (расходов) у кредитора и должника соответственно.

Законные проценты, начисленные по умолчанию по денежному долговому обязательству в порядке статьи 317.1 ГК РФ, подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем кредитор вправе отказаться от их получения. В этом случае задолженность у организации-должника в виде суммы процентов по денежному обязательству, списываемая путем прощения долга, подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Лектор обратила внимание, что в случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ ни данные требования, ни доходы (расходы) не возникают. Поэтому организациям целесообразно при необходимости пересмотреть свои договорные обязательства, чтобы не начислять «виртуальные» доходы/расходы.

Отдельно лектор рассмотрела исправление ошибок в налоговом учете (п. 1 ст. 54 НК РФ). Напомнив, что в трактовке Минфина пересчет налога в текущем периоде возможен, если:

  • в результате совершения ошибки произошла переплата по налогу за прошлый период, то есть сумма, перечисленная в бюджет, превышает законно установленную;
  • налоговая база по корректируемому налогу за текущий период не равна нулю (если говорить о налоге на прибыль, отсутствует убыток).

С 2015 года в декларации по налогу на прибыль для отражения корректировки налоговой базы предусмотрена отдельная строка 400 в Приложении № 2 к листу 02.

Обращено внимание аудитории на Письмо Минфина РФ от 22.07.2015г. N 03-02-07/1/42067 , где разъяснено, что организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка. Ранее Минфин считал невозможным исправление ошибок в текущем периоде, только если ошибка в расчете налоговой базы по налогу на прибыль допущена в "нулевой" или "убыточной" декларации (Письмо Минфина от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225).

Таким образом, если в текущем периоде по налогу на прибыль получен убыток, ошибка исправляется через подачу уточненной декларации за период совершения ошибки.

На вопрос участника семинара: Можно ли исправить ошибку по НДС, которая ранее привела к переплате налога в бюджет в текущем периоде?

Лектор пояснила:
Любая ошибка, допущенная в исчислении НДС, исправляется только в периоде совершения, то есть через подачу уточненной декларации (п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, Письмо Минфина от 25.08.2010 N 03-07-11/363).

Обращено внимание на Письмо Минфина от 15.10.2015г. N 03-03-06/4/59102 , в котором даны разъяснения о корректировке налога на прибыль в связи с излишне уплаченной суммой налога на имущество организаций в предыдущем налоговом периоде.

Разъяснено, что в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

По вопросу о признании расходов для целей налога на прибыль лектор обратила внимание на Письмо ФНС России от 21.08.2015г. N ГД-4-3/14815@ (вместе с Письмом Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-05/42971).

Если первичный учетный документ, подтверждающий совершение операции за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором была совершена операция, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Распространенный пример, коммунальные платежи за март, а акты датированы 15 апреля. А вот в Письме Минфина РФ от 19.10.2015г. N 03-07-11/59682 уже высказана противоположная позиция: для целей налогообложения прибыли расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся в соответствии с условиями договора. Датой признания расходов в целях налогообложения прибыли будет признаваться дата документа, сформированного в подтверждение возникновения соответствующих расходов.

По вопросу о восстановлении НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения рассмотрено Письмо Минфина РФ от 09.11.2015 г. N 03-07-11/64260 . Цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются не взаимозависимые лица, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Поэтому, считает Минфин, при реализации товаров по цене ниже цены приобретения по договору, заключенному не взаимозависимыми лицами, налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости, указанной в этом договоре. Суммы входного НДС, предъявленные при приобретении товаров, проданных впоследствии с убытком, подлежат вычетам на общих основаниях.

Таким образом, при реализации товаров по цене ниже цены приобретения сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету, восстанавливать не следует.

В частности, обращено внимание на Письмо Минфина РФ от 04.09.2015г. № 03-01-11/51070, где разъяснено, что сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от величины полученных по ним доходов.

Вышеизложенное применяется и в случае, если иностранная компания является налоговым резидентом государства – члена Евразийского экономического союза.

Лектор немного коснулась порядка учета процентов по долговым обязательствам.

Согласно ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Исключение одно: проценты по займам и кредитам, признаваемым контролируемыми сделками. По таким займам налогоплательщик вправе (п. 1.1 ст. 269 НК РФ):

  • признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.
  • признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений.

В Письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-01-18/40737 разъяснено, что вышеуказанные особенности признания процентов в целях налогообложения, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами возможно применять, в том числе в случаях, если такие сделки не признаются контролируемыми .

Лектор напомнила, что 29.07.2015г. внесены поправки в Положение о направлении работников в служебные командировки , утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. Изменения начали действовать с 8 августа.

Урегулированы различные варианты определения фактического срока нахождения работника в командировке, включая случаи отсутствия проездных документов, документов, подтверждающих наем жилого помещения, а также при использовании служебного и арендованного транспорта.

Например, закреплено, что в случае отсутствия проездных документов фактический срок пребывания работника в командировке подтверждается документами по найму жилого помещения в месте командирования. При проживании в гостинице такой срок подтверждается квитанцией (талоном) либо иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание гостиничных услуг.

При отсутствии проездных документов, документов по найму жилого помещения работником представляются служебная записка и (или) иной документ о фактическом сроке его пребывания в командировке, содержащий подтверждение принимающей стороны о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки).

Думается, что одной служебной записки с указанием срока пребывания работника в командировке все же недостаточно. Поэтому потребуется «иной документ», в котором должны стоять отметки той компании (ИП), в которую сотрудник был командирован. В этой связи невольно вспоминаются командировочные удостоверения, в которых ранее делались соответствующие отметки.

Если подобные случаи отсутствия проездных документов и по найму происходят в организации регулярно, то имеет смысл утвердить форму «иного» документа, аналогичного командировочному удостоверению.

Кроме того, отменены журналы учета командированных работников.

Налогообложение: основные изменения в НК РФ с 2016 года

Также обращено внимание на изменения в 25 главу НК РФ с 2016 года, касающиеся большинства организаций:

  1. Амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст.256 НК РФ, п.1 ст.257 НК РФ). В бухгалтерском учете остается старый лимит – 40 тыс. рублей. (п. 5 ПБУ 6/01), поэтому разниц по дорогостоящим ОС теперь не избежать;
  2. Квартальные авансовые платежи могут уплачивать организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн. руб. за каждый квартал. Ранее такой лимит составлял 10 млн. руб. (п.3 ст. 286 НК РФ);
  3. С 1 января 2016г. установлен единый интервал предельных значений процентных ставок для целей признания в налоговом учете доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по любым основаниям, - от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ (пп. 1. п. 1.2 ст. 269 НК РФ).

Обратите внимание! С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки (Информация ЦБ РФ от 11.12.2015г.).

В части НДС (21 глава НК РФ) обращено внимание на изменения для экспортеров. С 1 января 2016г. в пункте 19 статьи 165 НК РФ будет установлено право налогоплательщиков при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов представлять в налоговые органы контракты (договоры) не только в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, но и в виде документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

Представляется, что воспользоваться новым порядком налогоплательщики смогут и в отношении фактов реализации (отгрузок), имевших место в налоговых периодах по НДС (кварталах), закончившихся до 01.01.2016, при условии предоставления предусмотренных ст. 165 НК РФ документов в налоговый орган после указанной даты.

В ходе семинара лектор рассмотрела и многие другие актуальные вопросы налогообложения и бухучета, ответив участникам семинара на интересующие их вопросы.

Подробный конспект аудиторов

Москва, Конгресс-отель «Альфа» Измайлово + On-line трансляция в г.Уфа.

Программа

  • Новое в законодательстве о бухгалтерском учете
    402?ФЗ «О бухгалтерском учете»: комментарии к основным положениям,практика применения. Сближение ФСБУ и МСФО: методология, принципы. Новые НПА, регулирующие порядок ведения учета. Обновления действующих НПА в соответствии с Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н: новая редакция Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Изменения в ПБУ 14 / 2007, ПБУ 18 / 02, ПБУ 3 / 2006 и др.
  • Навстречу принципиальным изменениям в системе российских стандартов учета в 2014 году: готовимся работать по обновленным ПБУ и новым федеральным стандартам
    Проекты стандартов: «Учет запасов» (виды запасов, признаваемых в бухгалтерском учете; себестоимость запасов; способы текущей оценки запасов; раскрытие информации о запасах в бухгалтерской отчетности); «Учет основных средств» (новое понятие инвентарного объекта ОС; минимальный объект учета, подлежащий индивидуальному признанию); «Учет аренды» (у арендатора и у арендодателя при различных условиях перехода прав собственности и без такого перехода); «Доходы организации» и др.
  • Разъяснения сложных норм, общий обзор практики применения отдельных ПБУ в 2014 году
    ? ПБУ 1 / 2008 «Учетная политика организации» (ретроспективный и перспективный методы приведения доходов в сопоставимый вид, использование МСФО и пр.)
    ? ПБУ 21 / 2008 «Изменение оценочных значений» (понятие оценочных значений, порядок отражения в бухгалтерском учете)
    ? ПБУ 22 / 2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (исправление существенных ошибок, раскрытие информации о существенных ошибках в пояснительной записке и пр.)
    ? ПБУ 8 / 2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (условия признания, порядок отражения в бухгалтерском учете, порядок определения величины, списание и изменение оценочных обязательств, условные обязательства и условные активы, отражение в бухгалтерской отчетности)
  • Ответы на вопросы, практические рекомендации

СЕМИНАР ПРОВОДИТ:

Ирина Ивановна Иванус

к.э.н., доцент, партнер группы консультационных и аудиторских компаний "Статус", преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова

Стоимость участия :

Регистрационный взнос составляет 16 500 руб. НДС не взимается.
Оплата регистрационного взноса обеспечивает: обеды, кофе-паузы, комплект раздаточных материалов.

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов документ, регламентирующий порядок оценки МПЗ и формирования отчетности по хозяйственным операциям с запасами. Рассмотрим особенности применения этого правового акта и дополняющих его источников права, представленных российскими стандартами и МСФО.

ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения

Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов - ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:

  • задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
  • предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
  • используемые для удовлетворения нужд предприятия.

Единицами учета МПЗ могут быть:

  • номенклатурный номер запаса;
  • партия;
  • группа однородных материалов;
  • иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.

ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.

О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье .

Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в ПБУ 05/01, являются оценка МПЗ при принятии их к учету и выбытии, а также правила отражения данных о них в бухотчетности.

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).

Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:

  • оплата по договору поставки;
  • расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
  • вознаграждение посредникам;
  • транспортные расходы;
  • расходы на страхование материальных запасов и др.

В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.

Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.

В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:

  • Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
  • Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
  • Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).

Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.

Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01

Еще одна процедура учета запасов, регламентированная ПБУ 05/01, — это их оценка при выбытии. Она может быть осуществлена исходя:

  • из себестоимости единицы материального запаса;
  • средней себестоимости МПЗ;
  • себестоимости самых первых купленных МПЗ — по методу ФИФО.

В случае если материальные запасы используются фирмой в особом порядке или не являются при обычном использовании взаимозаменяемыми, их оценка может осуществляться исходя из себестоимости каждой единицы запаса.

В случае если в учетной политике определен конкретный способ учета материальных запасов на отчетный год — только он и должен использоваться в течение соответствующего периода. Выбирается способ учета материальных запасов исходя из его применимости к деятельности, осуществляемой юрлицом.

Оценка МПЗ, не относящихся к товарам, учет которых ведется по продажной стоимости, по состоянию на конец отчетного периода осуществляется тем способом, который используется при выбытии соответствующих материальных запасов.

Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01

ПБУ 05/01 регламентирует также порядок отражения сведений о запасах в бухотчетности. Материально-производственные запасы должны отражаться в ней в соответствии с классификацией, учитывающей способ их применения в хозяйственной деятельности.

По состоянию на конец отчетного года МПЗ показывают в балансе по стоимости, которая устанавливается исходя из применяемых способов оценки соответствующих запасов.

МПЗ, морально устаревшие либо утратившие товарный вид, подешевевшие, отражаются в балансе по состоянию на конец года за вычетом резервов, предусмотренных под снижение стоимости матценностей. Соответствующий резерв образуется за счет финрезультатов на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ в случае, если второй показатель выше первого. Данную норму могут не выполнять фирмы, которые ведут упрощенный бухучет (п. 26 ПБУ 5/01).

Находящиеся в пути или же переданные потребителю под залог МПЗ, права на которые перешли к юрлицу, отражаются в бухучете исходя из оценки, предусмотренной договором, с дальнейшим уточнением их фактической себестоимости.

В бухотчетности по запасам должны найти место:

  • способы оценки МПЗ в соотнесении с их группами или разновидностями;
  • сведения о последствиях внесения изменений в данные способы оценки;
  • стоимость МПЗ, переданных в залог;
  • величина и перемещение резервов под снижение стоимости матценностей.

О том, как организуется управленческий учет МПЗ, читайте в статье .

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, могут регламентироваться не только российскими, но и международными нормами отчетности. Прежде всего стоит отметить, что законодатель предпринимал попытку адаптации норм МСФО к финансово-хозяйственным правоотношениям в России, разработав проект ПБУ 5/2012, который должен был установить новые нормы учета запасов — вместо определенных в ПБУ 05/01 — с учетом международных стандартов.

Однако данный проект так и не был принят. Тем не менее Министерство финансов России в 2015 году ввело в РФ один из МСФО, регламентирующий обращение с запасами.

О том, что общего у российских и международных стандартов и что их различает, читайте в статье .

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Речь идет о принятии Международного стандарта (IAS) 2 «Запасы». Он введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.

Под запасами в данном НПА понимаются активы, которые:

  • предназначены для продажи в процессе обычной деятельности фирмы;
  • изготавливаются на производстве в целях дальнейшей продажи;
  • находятся в виде сырья или же материалов, которые используются фирмой при производстве или в ходе оказания услуг.

Под запасами в МСФО понимаются также:

  • товары, купленные фирмой в целях дальнейшей перепродажи;
  • готовая продукция;
  • остатки незавершенного производства, которые подлежат дальнейшему использованию фирмой в ходе производства.

По аналогии с рассмотренными выше процедурами, регламентируемыми российским ПБУ 05/01, рассмотрим, какие нормы МСФО 2 могут применяться в целях оценки стоимости запасов и формирования отчетности по МПЗ.

Оценка запасов по МСФО

В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:

  • себестоимости;
  • чистой потенциальной цене продажи.

Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:

  • на приобретение МПЗ;
  • их переработку;
  • прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.

В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:

  • закупочную стоимость запаса;
  • пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • транспортные расходы;
  • расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
  • прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.

При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.

Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:

  • зарплату сотрудников, занятых на производстве;
  • различные накладные расходы при переработке сырья.

Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.

Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.

В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.

Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).

При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:

  • по нормативным издержкам;
  • розничным ценам.

Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.

Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.

Отчетность по запасам в соответствии с МСФО

МСФО предписывают фирмам обеспечивать раскрытие в отчетности по запасам:

  • принципов принятой учетной политики в части оценки запасов, а также формулы оценки их себестоимости;
  • общей стоимости всех МПЗ по запасам, а также конкретных разновидностей запасов, которые применяются в организации;
  • балансовой стоимости МПЗ, что учитываются по справедливой стоимости, но за вычетом расходов на продажу;
  • размера запасов, что признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым списаниям стоимости МПЗ, которые признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым восстановлениям списаний, которые признаются в качестве уменьшения размера запасов, что отражены в составе расходов в рамках отчетного периода;
  • обязательств или же событий, в результате которых было осуществлено восстановление списания стоимости МПЗ;
  • балансовой стоимости МПЗ, что переданы в залог в порядке исполнения фирмой обязательств.

Под справедливой стоимостью в контексте МСФО 2 понимается цена, которая могла бы быть получена фирмой при продаже запаса или уплачена в рамках передачи обязательств в процессе обычной сделки с контрагентом на момент проведения оценки актива.

О том, у кого в РФ есть обязанность по составлению отчетности по МСФО, читайте .

Итоги

Один из главных нормативных актов, в соответствии с которым российские бухгалтеры ведут учет МПЗ, — это ПБУ 05/01. Оно регламентирует порядок оценки запасов при поступлении/выбытии и ведения отчетности по ним. Кроме того, в России введены для применения в управлении МПЗ нормы МСФО.