План дауэса определял. Державы и план дауэса

Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии".

Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции.

В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства.

Согласно «Плану Дауэса» возрождение германской промышленности было рассчитано на реализацию ее продукции на рынках стран Восточной Европы и СССР, которые должны были стать аграрно-сырьевыми придатками германского промышленного комплекса.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР. Один из соавторов и исполнителей «Плана Дауэса», германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что «Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне». К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

Вот как оценивает итоги «плана Дауэса» американский исследователь Ральф Эпперсон: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны». В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

Принадлежавшая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбениндустри». Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи «ИТТ» они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы «Фокке-Вульф». Через «Дженерал электрик» Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов «АЭГ», «Сименс», «Осрам». Через «Дженерал моторз» Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн «Опель». Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Донат банк» и ряд других.

Говоря о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что «Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная». Поэтому, по его мнению, необходимо: «определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России». Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

Внутренняя противоречивость стабилизации капитализма нашла свое выражение и в области международных отношений. В Европе усилилось влияние Англии и Соединенных Штатов. Франция под натиском этих держав вынуждена была отказаться от попыток установления своей гегемонии на Европейском континенте. Возросла роль Германии, постепенно становившейся полноправным партнером недавних победителей.

Вместе с тем между Англией и Соединенными Штатами Америки развернулась ожесточенная конкурентная борьба во всех районах земного шара. Острые столкновения возникали также между Соединенными Штатами и Японией за преобладание в Китае и в бассейне Тихого океана. Империалистическое соперничество прикрывалось пацифистскими разговорами о «вечном мире», разоружений и т. п.

Продолжали развиваться противоречия между Советским государством и странами капитализма, между империализмом и национально-освободительным движением народов колониальных и зависимых стран. Империалистические державы предпринимали активные, но неудачные попытки сговориться об установлении единого фронта против Советского Союза.

На протяжении нескольких лет после подписания Версальского мирного договора репарационный вопрос был одной изглавных проблем международных отношении капиталистических держав. Позиции держав по этому вопросу определялись не только экономическими, но и весьма важными политическими и военно-стратегическими соображениями.

Оккупация Рура французскими и бельгийскими войсками еще больше осложнила отношения между империалистическими державами, и в особенности между Францией и Англией. В основе англо-французских разногласий лежал даже не репарационный вопрос сам по себе, а вопрос о господствующем влиянии в Германии и всей Европе.

Англия и поддерживавшие ее Соединенные Штаты Америки рассчитывали добиться своих целей преимущественно путем финансово-экономического проникновения, Франция - при посредстве военного нажима. Поэтому, когда осенью 1923 г. английское правительство предложило созвать международную конференцию с участием Соединенных Штатов для урегулирования вопроса о репарациях и Соединенные Штаты ответили согласием, Франция уклонилась от принятия английского предложения.

Более того, правительство Пуанкаре содействовало попыткам рейнских сепаратистов (во главе с банкиром Луисом Хагеном и кельнским бургомистром Конрадом Аденауэром) создать зависимую от Франции «Рейнскую республику» и тем самым обеспечить фактическое установление франко-германской границы по Рейну.

Однако экономическое положение не позволяло Франции игнорировать требования союзников. Оккупация Рура повлекла за собой полное прекращение репарационных платежей. Своими силами Франция за девять месяцев оккупации смогла взять из Рура только 2 375 тыс. т угля, тогда как за соответствующий период 1922 г. в порядке репараций из Германии было получено 11 460 тыс. т. Вследствие сокращения импорта рурского кокса выплавка чугуна во Франции уменьшилась на 35%.

Оккупационные расходы французского правительства стремительно росли. Курс франка падал. Усилия французского правительства поддержать его оказались безрезультатными, ибо английские банки, играя на понижении франка, выбросили на денежный рынок большое количество французской валюты.

В итоге французскому правительству пришлось под нажимом Англии и Соединенных Штатов капитулировать и дать согласие на созыв международного комитета экспертов по вопросу о германских платежах. 30 ноября 1923 г. были созданы два специальных комитета экспертов; первый из них, занимавшийся вопросами стабилизации германской валюты и бюджета, возглавлялся американским банкиром Дауэсом.

Доклад экспертов, вошедший в историю под названием плана Дауэса, был опубликован 9 апреля 1924 года. В июне того же года глава английского правительства Макдональд договорился с Эррио, сменившим Пуанкаре на посту премьер-министра Франции, о созыве в Лондоне конференции союзных держав для рассмотрения доклада.

В этой конференции, открывшейся 16 июля 1924 года, приняли участие представители Англии, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Португалии, Греции, Румынии и Югославии. Представители Соединенных Штатов Америки участвовали в конференции формально с ограниченными полномочиями. На деле же роль их была чрезвычайно активной. В связи с конференцией государственный секретарь Соединенных Штатов Юз прибыл в Европу.

Лондонская конференция закончилась 16 августа 1924 года принятием рекомендаций, содержавшихся в плане Дауэса, и некоторых дополнительных решений. План Дауэса исходил из того, что условием выплаты Германией репараций является восстановление ее экономики. С этой целью предусматривалось, что англо-американские финансовые круги окажут Германии помощь в стабилизации валюты и сбалансировании бюджета. Предлагалось создать эмиссионный банк в Германии, деятельность которого будет находиться под контролем стран-победительниц.

В первом году действия плана германские репарационные платежи должны были составить 1 млрд, золотых марок, во втором - 1 220 млн., в третьем - 1 200 млн. и в четвертом - 1 750 млн., а затем - по 2,5 млрд, золотых марок ежегодно. Общая сумма репараций, определенная репарационной комиссией союзников в апреле 1921 г. в 132 млрд, золотых марок, планом Дауэса не изменялась. Источниками покрытия репарационных платежей согласно плану должны были быть государственный бюджет, доходы железных дорог и промышленности Германии.

Лондонская конференция знаменовала собой поражение французской политики. Отныне главная роль в разрешении репарационного вопроса перешла от Франции к Соединенным Штатам Америки. Франция лишилась возможности предпринимать своему усмотрению, без согласия других союзных держав, действия, подобные военной оккупации Рура, и обязалась через год эвакуировать Рур. Принятие плана Дауэса ограничило свободу действий Франции на Европейском континенте и в мировой политике.

Позиция правительства Соединенных Штатов Америки определялась его стремлением создать необходимые условия для усиления своего влияния в Европе. Стабилизация капиталистической экономики, и в первую очередь экономики Германии, создавала более благоприятные условия для выплаты европейскими странами военных долгов Соединенным Штатам и одновременно расширяла возможности проникновения американских капиталов и товаров на европейские рынки.

К выгоде американских капиталистов изменились и методы решения репарационного вопроса. Если ранее прибегали к военной оккупации, в которой Соединенные Штаты не участвовали, то теперь выдвигались средства экономического воздействия, которые могли быть эффективными только при самом активном участии американского капитала.

В соответствии с планом Дауэса доллары и фунты широким потоком потекли в германскую промышленность. Первый заем, намеченный по плану в 800 млн. золотых марок, был реализован фактически на 921 млн. марок, из них- 461 млн. - на нью-йоркской бирже и 227 млн.- на лондонской.

За шесть лет действия плана Дауэса, с 1924 по 1929 г., Германия получила от Соединенных Штатов и Англии в форме займов, кредитов и капиталовложений в промышленность не менее 20 25 млрд, марок. За этот же срок она выплатила по репарационным платежам всего 11 млрд, марок. Таким образом, союзники получили репарации на сумму в два раза меньшую, чем сумма их кредитов Германии.

План Дауэса имел крайне реакционный характер. Преследуя цели укрепления капиталистического хозяйства Европы, он был призван ослабить движение трудящихся масс и облегчить буржуазии Германии и других стран Европы борьбу с революционным движением.

Авторы плана Дауэса также имели в виду направить экономическую экспансию Германии в сторону Советского Союза. Они надеялись, что посредством завоевания советского рынка германскими товарами удастся превратить Советское государство в аграрно-сырьевой придаток империалистических держав. Однако эти расчеты не оправдались. Советский Союз пошел своей собственной дорогой - дорогой строительства социализма.

Лондонская конференция и план Дауэса не разрешили противоречий между победителями и побежденными. Реваншистские круги Германии по-прежнему использовали репарационный вопрос для шовинистической пропаганды. Полученные ею займы Германия обратила на модернизацию своей промышленности, продукция которой в результате этого стала грозным конкурентом на мировых рынках сбыта, и на восстановление своего военно-промышленного потенциала для подготовки новой мировой войны.

Не были смягчены и противоречия в лагере победителей. Соединенные Штаты Америки выступали вместе с Англией с целью ослабления французского влияния в Европе, но вовсе не были заинтересованы в том, чтобы Англия заняла место Франции, и сами претендовали на роль главного арбитра в европейских делах. Это обстоятельство неизбежно влекло за собой в дальнейшем усиление англо-американского антагонизма.

16 августа 1924 года на конференции в Лондоне, где собрались представитель держав-победительниц в Первой мировой войне, был принят репарационный план для Германии, которая в этой войне проиграла.

Положение Германии непосредственно после окончания Первой мировой войны было тяжелым: от военных действий сильно пострадали производственные мощности. Репарационные поставки и оккупация Рура - основного промышленного района - Францией и Бельгией в 1923 г. также нанесли ущерб хозяйству. Наконец, в течение ряда лет не обновлялся основной капитал в промышленности. Для модернизации производства не хватало средств, а из внешних источников Германия не могла их получить, подобно Англии и Франции, так как была лишена колоний. Казалось, на обозримое будущее Германия была устранена из числа опасных потенциальных экономических противников. В этот роковой период 1923-1924 гг. на помощь вчерашнему врагу пришел американский капитал. Американское руководство в тот период подъема революционного движения в Европе хотело укрепить власть германских капиталистов в их собственной стране и, более того, превратить Германию в некий «бастион антибольшевизма».

В этой обстановке родились и стали проводиться в жизнь планы, касавшиеся германских репарационных платежей, восстановления военно-промышленного потенциала Германии. Среди них наибольшее значение обрели план Дауэса в 1924 г. и затем позднее в 1930 г. план Юнга. Много раньше на Парижской конференции министров союзных держав в январе 1919 г. Германии было предъявлено требование выплатить 226 млрд. золотых марок (Золотая марка (Германия) составляла примерно 0,24 долл.) в течение 42 лет, начиная с 1921 г. Затем на второй Лондонской конференции в апреле - мае 1921 г. общая сумма репараций была уменьшена до 132 млрд. марок (35 млрд долл.), а позднее в ходе этой же конференции снижена до 126,5 млрд. марок с выплатой ежегодно 3,5 млрд. марок. План Дауэса, принятый на Лондонской конференции в июле - августе 1924 г., не устанавливал общей суммы репараций, а ограничивался указанием годовых платежей, которые были снижены до 1 млрд. марок в 1924 г.; 1,2 млрд. - в 1925 г.; 1,2 млрд. - в 1926 г., а дальше - по 2,5 млрд. марок в год. Свое название план получил по имени Чарльза Гейтса Дауэса - банкира и вице-президента США от республиканской партии. Он возглавил комитет экспертов, выработавший план. Этот план предусматривал также предоставление Германии займов и кредитов для восстановления ее военно-промышленного потенциала. План Дауэса был разработан с активным участием известного немецкого финансиста Яльмара Шахта.

Чарльз Гейтс Дауэс

Однако план Дауэса не удовлетворил ни американскую олигархию, ни тем более немецких реваншистов. Поэтому за планом Дауэса вскоре последовал план Юнга. Принятый на конференции в Гааге (август 1929 и январь 1930 г.) план Юнга, названный по имени председателя комитета экспертов - американского банкира О. Юнга, подготовившего проект этого плана, устанавливал общую сумму платежей в 113,9 млрд. рейхсмарок с выплатой в 59 лет. В плане Юнга была прямо отражена связь между выплатой репараций Германией западноевропейским странам и платежами последних в погашение военных долгов. В действительности все эти цифры остались на бумаге. На самом деле Германия заплатила по плану Дауэса 7,5 млрд. марок, а по плану Юнга - 3,7 млрд. марок. Всего же с 1919 по 1931 г. сумма германских платежей составила только 21,8 млрд. марок. Небезынтересно отметить, что за этот же период Германия получила иностранных инвестиций на сумму примерно 35-38 млрд. марок. В соответствии с планом Дауэса в октябре 1924 г. Германии был предоставлен репарационный заем в 200 млн долл., из которого 110 млн долл. было размещено в США. Приток же иностранных инвестиций в Германию составил 10-15 млрд. марок долгосрочных и более 6 млрд. марок краткосрочных вложений. На долю американского капитала приходилось 70% всех иностранных долгосрочных займов. Результатом плана Дауэса было восстановление германского военно-промышленного потенциала. За пятилетие, 1924-1929 гг., действия плана объем промышленной продукции в Германии достиг довоенного, а экспорт составил 13,4 млрд. золотых марок против 10 млрд. в 1913 г. В 1924-1930 гг., Германия разместила за рубежом (в основном в США) займы на сумму в 1,4 млрд долл. Займы для германской химической промышленности предоставлял преимущественно «Чейнз нэшнл бэнк"Моргана, о стальной и угольной промышленности Германии заботились «Дилон, Рид энд компани», развитие электротехнической промышленности финансировалось «В. А. Гарриман энд компани» и т. д. За несколько лет была обновлена и модернизирована германская тяжелая промышленность. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.

П.Д. - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председатель Дауэс. Другим представителем Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

30 ноября 1923 года Комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством Чарльза Дауэса. Эксперты приступили к работе 14 января и представили свой проект 9 апреля. Договор был подписан 16 августа 1924 года в Лондоне и вступил в силу 1 сентября 1924 года. Его реализация стала возможной лишь после преодоления в Германии инфляции и привела Веймарскую республику в её период расцвета - «золотые двадцатые». «план Дауэса» обеспечил восстановление экономики Германии. Благодаря этому плану Веймарская республика стала способна выплачивать репарации. Державы-победительницы смогли вернуть полученные от США военные кредиты. «План Дауэса» стал одним из первых успехов во внешней политике послевоенной Германии, придавший новый импульс отношениям США и Европы.

Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. 29 августа 1924 года рейхстаг ратифицировал «план Дауэса».

9. Обострение германской проблемы в международных отноше­ниях в начале 1920-х гг. Изменение политики западных держав. Между союзниками не было понимания по поводу зависимости межсоюзных долгов и репараций с Германии. Франция считала, что будет расплачиваться с Вашингтоном и Лондоном с выплаченных репараций. США и Британия не разделяли её позицию: разорение германии мешает восстановлению европейской промышленности сдерживает внешнюю торговлю. Вопрос о репарациях обсуждался и в мае1921 и декабре 1922. Герм просила отсрочку на 5 лет. Британия её поддержала, но Париж не поддержал, так как он считал, что их долг меньше суммы репараций, положенных Франции от Германии. США предложили создать независимый комитет из финансовых экспертов, но не дождавшись этого репарационная комиссия 3мя голосами (Франция, Бельгия, Италия) против 1 голоса (Британия) в декабре 1922 вынесла определение, в котором отмечалось невыполнение Германией репарационных обязательств+объявила в Германии дефолт. 11 января 1923 войска Франции и Бельгии вошли в Рур (Италия формально). Это исключило из юрисдикции Германии самую развитую промышленную зону страны. Виток кризиса в Германии. Курс марки рухнул, паника+начало антисемитизма(евреи хлынули с Польши, т.к. Пилсудский ужесточил меры к ним).С подачи прем-министра Франция была провозглашена Рейнская республика,немцы вывезены, завезены бельгийцы и французы на предприятия. Конец1923-пивной путч фашистов против версальской системы, евреев и правительства. Путч подавлен - Гитлер в тюрьму на 5 лет. Британское правительство было против приобретения стратегического плацдарма Францией на левобережье Германии, это приведёт к установлению французской гегемонии в Европе. Вашингтон также против. Они начали давить: чтоб выводили войска, их банки стали играть на понижение французского франка, дестабилизация усугублялась. Конец 1923 –сша и брит подписали отдельные соглашения с Германией о предоставлении ей займов+первый американо-германской торговый договор. Теперь Германия могла опираться на Британию и США.

8. Генуэзская конференция проходила в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. по инициативе Англии для обсуждения проблем, связанных с Советской Россией. В конференции приняли участие 29 государств и 5 британских доминионов. США отказались участвовать в конференции.

Западом было выдвинуто требование, чтобы Россия признала все финансовые обязательства дореволюционного времени и взяла на себя ответственность за все последующие западные убытки в годы революции и гражданской войны. Компромисс по этому вопросу был достигнут не в Генуе, а на последующих подобных конференциях.

В Париже была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 16.04 был подписан советско-германский Раппальский договор .

Неудача конференции

Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России. 02.05 свой меморандум. Но его французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву. 11.05 советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Генуэзскую конференцию, что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты.

14.движение Германии к восстановлению военной мощи и усиление Италии пугало Францию, особенно когда закончилась провалом попытка установить особые отношения между Парижем и Вашингтоном. И Франция предприняла попытку наладить отношения с Москвой, хотя отношения были еще холодными. Причины этому: исчезновение во Франции одного из лидеров белой иммиграции, похищенного агентами и вывезенного в СССР; принятие франц правительством антидемпингового декрета-режим на импорт некоторых товаров из СССР, в ответ СССР прекратил закупки фр товаров; продолжение военного сотрудничества СССР с Германией. Тем не менее, в Париже надеялись на нейтрализацию антифранцузской направленности, а Москва рассчитывала с помощью Фр вступить в ЛН, преодолеть дипломатическую изоляцию и добиться улучшения отношений с Польшей и Румынией. В нач.30-х с подачи Фр Союз стали привлекать к подписанию ряда международных договоров. Весной 1930 начались переговоры о подписании пакта о ненападении и временном торговом соглашении. Переговоры проходили трудно. Сначала были отменены дискриминационные меры торг-экономического характера, а 10.08.1931 парафировали текст пакта. Но для Фр было важно замкнуть отношения на своих союзниках в Вост Европе. СССР подписал договоры о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей. Непреодолимые трудности возникли только с Румынией ввиду спора из-за Бессарабии. Согласно советско-французскому договору от 29.01.1932 стороны обязались не применять силу друг к другу и не участвовать во враждебных коалициях, воздерживаться от оказания помощи агрессору, отказаться от дискриминации друг друга в торговле и не вмешиваться во внутренние дела. Система гарантийных пактов усилила позиции СССР. Это было особенно важно в связи с событиями в Германии(прихода к власти Гитлера.)

16. Окончательный отказ Германии от Версальского Договора. Политика умиротворения Германии

Наилучший способ влияния на политику Германии виделся в её более тесных связях с Западом даже ценой неизбежных уступок. Поэтому началась «политика умиротворения» Германии западными державами. 15 июля 1933г. в Риме – пакт четырёх - Политический договор о согласии и сотрудничестве между Фр, Вел., Ит. И Герм. Выгоды Германии от договора: уравнение в правах с ведущими государствами, равенство прав в области вооружений. После внесения в пакт некоторых поправок он не был ратифицирован Германией из-за его невыгодности. Конференция в Женеве (март 1933г.) – уменьшить армии всех европейских стран, кроме Германии, её армию увеличить до 200 человек, но ограничить её воздушные и морские вооружения. Октябрь 1933г. – Германия покинула Лигу Наций. 1935г. – в Германии имелся военный аэродром, что запрещалось Женевским пактом. Узнав об этом, представители Вел. прибыли в Германию для переговоров о вооружениях, согласились с условиями Гитлера, в результате – март 1935г. – создание вооружённых сил Германии. Нарушение Версальского договора привело к конференции в Стрезе в апреле 1935г. между Фр., Ит., Вел. – осуждение действий Германии. Апрель 1935г. – Гитлер принял самовольное решении о ремилитаризации и об оккупации демилитаризованной Рейнской зоны. Для проведения этой операции Гитлер выставил всего лишь одну дивизию, но противодействие ему не оказала ни одна европейская страна. Реакция Фр. – жалоба в Лигу Наций. Жалобы была рассмотрена, однако министр ин. дел Великобритании объявил, что не считает ремилитаризацию Рейнской зоны грубым нарушением со стороны Германии. Ремилитаризация Рейна стала причиной беспокойства Бельгии. 1936г. – Бельгия объявляет себя нейтральным государством, отказывается от обязательств Локарнских соглашений. 18 июня 1935г. – англо-германское военно-морское соглашение. Со стороны Великобритании для Германии это было большой щедростью, так как ранее морской флот Германии составлял не более 1\5 морского флота Англии. Это соглашение нанесло тяжёлый удар позициям Франции, которая всё ещё делала ставку на сохранение духа Версальской системы. В 1933 году Германия прекратила все выплаты по задолженностям Америке, а в 1934г. подтвердила это официально, мотивировав это недостатком валюты. Гитлер предложил США подписать новый торговый договор, США отказались его подписать, тем самым уменьшив свою экспансию в Германии.

17. Итало-эфиопская война. Создание оси Берлин-Рим

Италия владела Эритреей и Итальянским Сомали. Для их соединения надо было пройти через Эфиопию. Италия сразу же заручилась поддержкой своих планов Германией. Позиция Великобритании – Эфиопия граничила с Суданом который вместе с Египтом обеспечивал Англии доступ к Ближнему Востоку и гарантировал контроль над коммуникациями из Средиземного моря в Индию, поэтому позиция Вел. поначалу была отрицательной, однако позже Вел. быстро смерилась с агрессией. 1934г. – итало-эфиопское столкновение в местечке Уол-Уол. Италия начала агрессию на основании защиты своих колоний от якобы планируемого вторжения туда Эфиопии. Западные державы начали обсуждение различных проектов разрешения конфликта, в частности строит-во ж\д от Эритреи до Сомали, Ит. отказалась принимать какие-либо проекты. Окт. 1935г. – прямая агрессия Италии против Эфиопии, Лига Наций признала Ит. агрессором, но решений о введении конкретных санкций против неё не приняла. США перестали поставлять оружие обеим воюющим сторонам. 9 мая 1936г. – декрет об аннексии Италией Эфиопии, постепенно многие страны стали признавать аннексию. 1937г. – Ит. Вышла из Лиги Наций, а из Сомали, Эритреи и Эфиопии создала колониальное образование под названием «Итальянская Восточная Африка».

Сближению Италии и Германии способствовала не только итало-эфиопская война, но и гражданская война в Испании. На оформление союзнических отношений повлиял визит министра ин. дел Италии Чиано в Берлин. Здесь были подписаны некоторые соглашения насчёт: сотрудничества в Испании, отношения к СССР, расширения экономического взаимодействия. 1 ноября 1936г. – Муссолини провозгласил создание «оси» Берлин-Рим. Это была только декларация, а не договор, так как между Герм. и Ит. имелись разногласия по поводу придунайских и балтийских вопросов.

18. Гражданская война в Испании

1936г. – выборы в Исп. выиграли коммунисты и социалисты, объединённые в Народный фронт. Против нового правительства восстали фашисты во главе с генералом Франко. С самого начала мятеж поддержали Ит. и Герм. Они признавали ставку Франко в Бургосе единственным испанским правительством. СССР со своей стороны поддерживал испанских коммунистов, организовывал выезды добровольцев на исп. фронт, поставлял им вооружение. Позицию нейтралитета заняли Вел. и Фр. Оба госуд-ва явились инициаторами договора невмешательста в войну, его также подписали СССР, Ит., Герм., Бельг., Польша. Сентябрь 1936г. – в Лондоне создан Междунар. Комитет по невмешательству. Фр. и Вел. были против внесения вопроса об Испании на рассмотрение Лиги Наций. Но коммунистическое испанское правительство добилось этого, рассмотрение состоялось, однако конкретных решений по этому вопросу предпринято не было. Армия Франко заняла Мадрид в 1939г. Ещё ранее Фр. и Вел. признали правительство Франко. Члены республиканского правит-ва нашли убежище в Мексике и признавались здесь единственным легальным правит-ом Испании. Мексика не поддерживала дипломатических отношений с Испанией до самой смерти Франко в 1976г.

19. АНШЛЮЗ АВСТРИИ Строительство великой германской империи Гитлер начал с Австрии. Благодаря поддержке австрийского общества к 1938 году сторонники объединения с фашистской Германией имели силь­ное влияние в австрийском обществе, в том числе и в системе государ­ственного аппарата. Гораздо больше беспокоило Гитлера отношение западных держав к проблеме аншлюса. Первой среди них была Англия. Поэтому накануне немцы провели с английской стороной необходимые консультации. Англия устами своего официального представителя фак­тически заявила, что не будет воевать с Германией в случае аншлюса. Это подтолкнуло Гитлера к активным действиям. 7 февраля 1938 года он пригласил австрийского канцлера Шушнига прибыть в свою резиден­цию Берхтесгаден. На состоявшейся 12 февраля встрече германский фюpep в ультимативной форме потребовал от австрийского канцлера снять запрет на деятельность в Австрии нацистской партии, амнистировать зак­люченных в тюрьмы нацистов, назначить на ведущие посты в государ­стве нацистских лидеров. Под давлением Гитлера Шушнинг подписал этот «смертный приговор своей стране». Подписанный документ фактически развязал руки австрийским наци­стам. Для разрешения назревавшего кризиса кан­цлер Шушнинг решил провести общенациональный плебисцит. Ставился вопрос: «Выступаете ли вы за свободную, независимую, социальную, хри­стианскую и единую Австрию? Да или нет». Назначенный на 13 марта пле­бисцит так и не состоялся. Момент для аншлюса был выбран удачный. Франция находилась в то время в состоянии очередного правительственного кризиса. Бывший га­рант австрийской независимости - Италия, втянутая в войну в Эфио­пии, все больше зависела от политики Германии и не стала препятство­вать аншлюсу Австрии. 11 марта итальянский лидер Муссолини передал Гитлеру, что Австрия была для него «несущественна». С Англией сумел договориться Риббентроп. В результате попытки австрийского правительства заручиться поддержкой Англии натолкнулись на отказ. Не шелохнулась и соседняя Чехословакия. В сложившейся ситуации лишь Советский Союз выступил 17 марта за проведение международной конференции с целью определения мето­да предотвращения дальнейшей германской агрессии. В результате аншлюса территория рейха увеличилась на 17 процен­тов, население - на 10 процентов. Спустя три месяца после аншлюса на австрийцев стала распространяться всеобщая воинская по­винность, действующая в Германии. Овладев Веной, немцы получили центр всех коммуникаций бывшей Австрийской империи, что значитель­но усиливало их влияние в Юго-Восточной Европе. Присоединение Австрии значительно улучшило военно-стратегическое положение Германии, что было особенно важно для подготовки аг­рессии против Чехословакии.

20.Чехословацкий кризис 1938г. Не прошло и двух месяцев с момента появления гитлеровских войск в Вене, как Европа вновь была охвачена тревогой: угроза германского вторжения нависла над Чехословакией. Гитлеровская «пятая колонна» активно действовала в Судетской области, где проживало много немцев. Подогреваемые успехом аншлюса, судетские фашисты открыто заявляли, что со дня на день следует ожидать прихода германских войск. Чехословакия привлекала гитлеровцев выгодным стратегическим положением в центре Европы, наличием богатых природных ресурсов и высокоразвитой промышленностью. Чехословакия являлась серьезным препятствием на пути осуществления германской агрессии. Поэтому после захвата Австрии главным объектом в агрессивных планах фашистских правителей становится Чехословакия. Спецслужбы Германии систематически забрасывали в Чехословакию своих сотрудников и агентов. Одновременно в Чехословакию засылались диверсионно-террористические группы (эйнзац-группы), которые должны были в момент нападения Германии дезорганизовать тыл чехословацкой армии, уничтожать узлы связи, мосты и тоннели, разрушать предприятия оборонного значения. Под воздействием гитлеровской разведки антиправительственную деятельность в Чехословакии развернули словацкие, венгерские, польские и украинские фашиствующие элементы. Установив с ними контакт, гитлеровские спецслужбы организовали их в единый блок во главе с судетско-немецкой партией. При подготовке агрессии против Чехословакии в Берлине рассчитывали использовать правящие националистические круги Польши, их стремление к территориальным захватам. В мае 1938 г. правительство Польши сосредоточило в районе Тешина, у чешской границы, несколько соединений. Узнав о скрытом сосредоточении германских войск на границах Чехословакии, правительство Бенеша под давлением общественного мнения срочно провело частичную мобилизацию. Решимость чехословацкого народа защитить свою страну сорвала замысел агрессора. Учитывая обострение обстановки, правительство Советского Союза предложило начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР, Франции и Чехословакии. Французское правительство во главе с Даладье, пришедшее к власти в апреле 1938 г., объявило, что страна будет «верна всем пактам и договорам, которые она заключила». Это явилось официальным подтверждением обязательств Франции, в том числе и по франко-чехословацкому договору 1924 г. о союзе и дружбе и пакту 1925 г. о взаимных гарантиях. Однако подлинные намерения французского кабинета были далеки от его публичных деклараций. Наиболее влиятельные круги буржуазии стремились к тому, чтобы как-либо избавиться от обязательств оказать помощь Чехословакии. Если возникнет франко-германский конфликт, Англия также окажется вовлеченной в войну. Единственную возможность освободить Францию от ее обязательств по договору Англия усматривала в том, чтобы заставить Прагу капитулировать. В это время в самой Чехословакии начались разногласия между различными группировками буржуазии. Стремясь подорвать советско-чехословацкий договор как опору независимости Чехословакии, гитлеровцы развернули бешеную антисоветскую кампанию. Общее направление гитлеровской пропаганды отвечало устремлениям политических лидеров Англии, Франции и США. Важное значение имела позиция французского правительства, которое совместно с Советским Союзом могло предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Но основную ставку оно делало на соглашение с Германией. Несмотря на прямую поддержку правительств Англии и Франции в мае 1938 г., Гитлеру не удалось «проглотить» Чехословакию. Его остановила явно выраженная решимость чехословацкого народа выступить на защиту своей независимости. Но подготовка захвата Чехословакии продолжалась полным ходом.

21. МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938 Соглашение о расчленении Чехословакии, подписанное в Мюнхене 29 сент. 1938 главами правительств Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), фаш. Германии (А. Гитлер) и фаш. Италии (Б. Муссолини); явилось одним из наиболее значит. проявлений политики "умиротворения" фаш. агрессоров, проводившейся англ., франц. и амер. правящими кругами накануне 2-й мировой войны. После захвата в марте 1938 Австрии фаш. Германия стала готовиться к отторжению Судетской обл. Чехословакии и ликвидации чехосл. гос-ва. В апр. 1938 генлейновцы по существу потребовали отказа Чехословакии от суверенитета над Судетской обл. Это требование было поддержано фаш. Германией, заявившей о необходимости незамедлительного и полного удовлетворения всех притязаний судетских фашистов. В мае 1938 англ. пр-во рекомендовало чехосл. пр-ву сделать как можно больше уступок генлейновцам и "отказаться от тезиса нац. гос-ва". Франц. пр-во, несмотря на наличие союзного договора с Чехословакией, не только не поддержало свою союзницу, но и выступило против мобилизац. мероприятий, осуществленных чехосл. пр-вом. Направление в авг. 1938 в Прагу уполномоченного англ. пр-ва лорда Ренсимена в качестве "независимого наблюдателя и посредника" закончилось принятием меморандума, в к-ром рекомендовалось отторжение Судетской обл. от Чехословакии и передача ее Германии. Воспользовавшись попустительством и поддержкой зап. держав, гитлеровцы осенью 1938 перешли к практич. осуществлению своего плана ликвидации Чехословакии. 13 сент. судетские фашисты подняли мятеж, а после его провала Гитлер стал угрожать Чехословакии воен. расправой, заявив 26 сент., что он уничтожит Чехословакию, если она не удовлетворит безоговорочно всех его требований.В эти критич. дни состоялись встречи главы англ. пр-ва Чемберлена с Гитлером в Берхтесгадене (15 сент.) и Бад-Годесберге (22 сент.). Согласившись удовлетворить за счет Чехословакии все возраставшие требования Гитлера, Чемберлен затем совместно с Даладье стал добиваться принятия их чехосл. пр-вом Э. Бенеша. Когда чехосл. пр-во под давлением своего народа, выражавшего твердую решимость отстаивать независимость и суверенитет гос-ва, проявило медлительность в принятии требований гитлеровцев, Чемберлен 27 сент. сообщил Бенешу, что если в течение дня Чехословакия не примет требований Гитлера, она подвергнется нападению и ничто не спасет ее от поражения и оккупации. На Мюнхенской конференции 29-30 сент. 1938, созванной по инициативе Муссолини, последний внес на ее рассмотрение проект соглашения, в к-ром были отражены все требования Гитлера. Чемберлен и Даладье с готовностью согласились с этим проектом. Т. о., усилия всех участников конференции были направлены на то, чтобы добиться полной и безоговорочной капитуляции Чехословакии, представители к-рой не были даже приглашены непосредственно участвовать в ее работе. В соответствии с М. с. Чехословакия должна была передать Германии не только Судетскую обл., но и погран. районы с Австрией, захваченной гитлеровцами в 1938. Передаваемые районы Чехословакия должна была очистить в срок с 1 по 10 окт. 1938. Чехосл. пр-во 30 сент. заявило, что оно подчиняется решениям, принятым в Мюнхене. Вслед за М. с. последовало 30 сент. подписание англо-германской декларации 1938 и 6 дек. франко-германской декларации 1938 о "взаимных консультациях", к-рые по существу являлись продолжением политики сговора зап. держав с гитлеровцами и направления фаш. агрессии на Восток. В организации мюнхенского сговора активную, хотя и закулисную, роль сыграли США. Выступая в окт. 1938 в палате общин, Чемберлен признал: "Есть и другое государство, которое не участвовало в конференции, но... оказывало постоянное, все возрастающее влияние. Я, разумеется, имею в виду Соединенные Штаты". Президент США приветствовал подписание М. с. СССР, верный принципам мира и безопасности народов, последовательно защищал независимость и нац. права Чехословакии. Сов. дипломатия использовала все возможности для организации отпора фаш. агрессору, для создания воен. и политич. предпосылок для защиты Чехословакии. Когда зап. державы предъявили Чехословакии ультиматум о необходимости полного удовлетворения требований Гитлера, Сов. пр-во заверило Бенеша, что СССР окажет Чехословакии любую помощь в любой обстановке, если только Чехословакия будет сопротивляться агрессору. Чехосл. бурж. пр-во, однако, не пожелало принять сов. помощь.