Изменение ставки ндс в году. Получить доступ сейчас

Закон о повышении НДС до 20% с 1 января будущего года подписан. Неоднозначное решение. Минфин в традиционно оптимистичном ежегодном проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» отметил, что оно приведет к росту инфляции при одновременном снижении темпа роста реальных заработных плат (до менее 1,0% с планируемых 6,3%).

Что это значит на деле? Ухудшение качества жизни граждан и снижение их покупательской способности при автоматическом повышении цен со стороны продавцов товаров и услуг. Таким образом, совпадут сразу два негативных фактора: повышение налогов и снижение покупательской способности.

Есть и третий негативный фактор, который отработает, - повышение эффективности налогового и банковского контроля, а значит и собираемости налогов. Использование обнальных организаций становится дороже и значительно опаснее.

Насколько реально вырастет НДС, и как изменится налоговая нагрузка , мы продемонстрируем на реальном примере:

Как мы видим, повышение ставки НДС при неизменности стоимости покупки и реализации, приводит к снижению чистой прибыли и повышению налоговой нагрузки. Кстати, в данном случае рост налоговой нагрузки по НДС составил 9,2% несмотря на рост показателя вычетов по НДС.

А это значит, что те, у кого были проблемы с входящим НДС при ставке 18%, получат в 2019 году соответствующий рост проблемы при новой ставке. Какой именно несложно посчитать, следуя логике, указанной в таблице.

При этом мы должны понимать, что в реальной жизни вырастет и стоимость приобретаемых товаров, а компенсационный рост продажной цены может привести к снижению объемов продаж. Что делать в этой ситуации?

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге 27 сентября в Москве , в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Но и без повышения НДС 2018 год продолжил тенденции предыдущих лет: при значительном снижении количества выездных налоговых проверок, растет эффективность камеральных, в том числе по результатам проверок деклараций по НДС.

Все больше налогоплательщиков получают «письма счастья» , в которых им сообщают, что в ходе мероприятий налогового контроля, были выявлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении организацией налогового законодательства в части ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском по конкретным контрагентам, имеющим признаки номинальности.

Налоговики рекомендуют добровольно подать уточнённые декларации, параллельно напоминая о низком размере заработной плате и вероятности проведения выездной налоговой проверки, после чего большинство налогоплательщиков подают «уточненки», снимая вычеты по спорных контрагентам и не решаясь на судебный спор (что часто, но не всегда, оправдано).

Стало сложно найти практику по делам о возмещении НДС из бюджета, налоговики приучили - из бюджета возвращать НДС опасно, лучше переносить их на следующие периоды , в соответствии с п.1.1 ст.172 НК РФ. Но смельчаки готовые воспользоваться законным правом на возмещение, предусмотренным самим НК РФ есть, правда, с небольшими суммами к возмещению. Причем много решений вынесено в пользу налогоплательщиков.

Так Арбитражный суд Волгоградской области в решении по делу №А12-40785/2017 от 12.03.2018 обязал возместить ИП НДС в размере 684 262 руб. Налоговый орган утверждал, что экспортная поставка ИП хотя и реальна, но убыточна и направлена на неправомерное возмещение НДС. Но суд указал, что налоговики использовали неверную методику определения налоговым органом конечного финансового результата совершённых сделок, сравнивая цены внутри РФ с учетом НДС и экспортной без НДС. Поскольку НДС, уплаченный продавцу товара на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета, то сделка по реализации товара на экспорт является прибыльной.

Также суд отметил, что налоговый орган, отказывая в применении налоговых вычетов и возмещении НДС, вместе с тем, признал обоснованным применение налоговой ставки 0% в отношении спорных хозяйственных операций, что уже является противоречием. Несмотря на благоприятный итог для налогоплательщика отметим, что налоговики, пытаясь доказать необоснованную налоговую выгоду, касались вопроса цены сделки при том, что этот вопрос не может быть предметом выездной или камеральной проверки (Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).

Вопрос цены, влияния на нее взаимозависимости, деловой цели сделки и исполнения ее именно контрагентом по договору также являются определяющими при признании обоснованными вычетов НДС и его возмещении. Так Арбитражный суд Татарстана в решении по делу №А65-1013/2018 от 04.07.2018 года встал на сторону налогоплательщика, признав незаконным решение инспекции об отказе в возмещении НДС в сумме 1 235 044 руб.: налогоплательщик на заемные денежные средства купил у организации основные средства, налоговики посчитали это схемой, потому что:

  • покупатель и продавец созданы незадолго до сделки;
  • источником финансирования при приобретении объектов недвижимости заявителя послужили заемные средства, которые прошли денежный круг и вернулись заимодавцам;
  • НДС с реализации в бюджет в полной мере не поступил, в связи с чем отсутствует источник для возмещения налога из бюджета;
  • фактический пользователь вышеуказанного имущества при юридической смене собственника остается прежним;
  • покупатель и продавец взаимозависимы, по их счетам осуществляются транзитные операции, а экономический смысл сделки отсутствует.

Но налоговики не смогли доказать ни взаимозависимость, ни нерыночный характер сделки. Суд указал, что налоговым органом не доказано, что целью совершения заявителем спорных операций с контрагентом являлось получение исключительно налоговой выгоды, в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, при том, что контрагент является реально существующим, а получение им от заявителя оплаты с НДС налоговым органом не оспаривается.

Интересно, что налоговики, отстаивая интересы бюджета, ставили право на применение заявителем вычета по НДС в зависимость от того, что продавец недвижимого имущества ранее уже предъявлял к возмещению НДС из бюджета и, соответственно, в бюджет недопоступили денежные средства. Но суд указал, что любое юридическое лицо при наличии законных оснований вправе подать заявление на возмещение НДС из бюджета.

Каждый новый собственник недвижимого имущества имеет все правовые основания для предъявления налога НДС к вычету после принятия объекта на учет при условии его использования в деятельности, облагаемой НДС и при наличии соответствующих счетов-фактур, достоверности содержащихся в них сведений. При этом, налоговым законодательством право на применение вычета по НДС не связывается ни с фактической оплатой покупателем приобретенных товаров (работ, услуг), ни с тем, заявлялся ли соответствующий вычет по НДС продавцом товаров (работ, услуг).

Указанные дела указывают на передергивание налоговиками и некоторыми налоговыми консультантами фактов с целью запугивания бизнесменов: действительно налоговики выигрывают 84% налоговых споров, но подавляющее большинство таких споров касаются примитивного использования фирм-однодневок или покупок «бумажного НДС». В данных делах налоговики научились получать серьезные доказательства, определяющие исход дела.

Однако правильное структурирование бизнеса и использование законных схем оптимизации налогов позволяет организациям выигрывать споры с налоговиками (например, при использовании давальческой схемы, налоговики в 2018 году выиграли только 57% споров).

О том, как правильно реструктурировать бизнес, обеспечив законную налоговую оптимизацию и защиту активов бизнеса и собственников, мы расскажем на наших семинарах 23 августа 2018 года в Санкт-Петербурге (с онлайн-трансляцией в регионы) и 27 сентября в Москве .

А если работать по-старому? По данным МВД за 5 месяцев 2018 года выявлено 3 877 налоговых преступлений, расследовано 1 434, материальный ущерб бюджету - 43,2 млрд рублей. В среднем одно налоговое преступление - уклонение на 11,1 млн рублей. Это меньше, чем средний размер налоговых доначислений по результатам выездных проверок - 20,1 млн рублей (за первые 4 месяца 2018 года). Что такое недоимка в 11,1 млн рублей? Грубо говоря, это перевод 30 млн рублей за 3 года на обналичивание или по 833 тысяч руб. в месяц, что сопоставимо с размером черной зарплаты организации со штатом 20 человек.

Можно ли работать без «оптимизации» НДС или обналичивания через помойки? Можно и нужно.

Представляем для вас обзор изменений по НДС с 1 октября 2018 года. Что именно изменилось по НДС? Как теперь выставлять счета-фактуры? Расскажем о новых правилах работы с НДС и приведем примеры.

№ 1: Ввели новый расчет НДС при получении предоплаты продавцом имущественного права

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).

Итак, с 1 октября 2018 года компании, которые передают имущественные права, указанные в пунктах 1-4 статьи 155 НК РФ, применяют новый порядок расчета НДС с авансов. Речь идет про имущественные права:

  • при уступке и переуступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ, услуг;
  • при передаче имущественных прав на жилье, гаражи или машино-мест;
  • при переуступке денежного требования, приобретенного у третьего лица (кроме тех, что вытекают из договоров денежного займа или кредита).

Если компания получила аванс в счет передачи имущественных прав, то с 1 октября 2018 года НДС требуется рассчитать с разницы между предоплатой и размером денежного требования, права на которое она уступает, или расходами на его покупку (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример:

Размер имущественого права составляет 5000 руб. Организация передает его другой организации по стоимости 4800 руб. Аванс, поступивший в 2018 году в счет передачи имущественного права, - 4800 руб. НДС с аванса равен 0 руб. ((4800 ₽ – 5000 ₽) × 18/118).

Читайте также Когда выставляют счет-фактуру

Частичный аванс

При расчете НДС с 1 октября 2018 года требуется определить долю аванса в стоимости, по которой компания передает имущественные права. Допустим расходы на покупку имущественного права - 180 руб. Компания передает имущественное право по стоимости 200 руб. Сумма аванса - 50 руб. Доля аванса в стоимости передаваемого имущественного права составит 0,25 (50 ₽: 200 ₽). НДС с предоплаты равен 0,76 руб. ((50 ₽ – (180 ₽ × 0,25)) × 18/118.

№ 2: Расширили перечень операций, облагаемых по ставке 0 процентов

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

№ 3: Ввели новые правила при экспорте

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС можетт получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Реклама

Летом 2018 года законодатели «порадовали» налогоплательщиков очередными изменениями по НДС. Основные поправки каснулись экспортеров, и призваны облегчить жизнь организаций и ИП, подтверждающих нулевую ставку НДС. С первого октября прошло еще несколько нововведений.

Как известно для подтверждения нулевой ставки НДС необходимо собрать пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ . По операциям, совершенным с 01.10.2018 г. при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта он может включать контракт с иностранным лицом или с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Изменения в НДС с 1 октября 2018: смотреть видео

Изменения в НДС с 1 октября 2018: все изменения в четвертом квартале

№ 1: ВВЕЛИ НОВЫЙ РАСЧЕТ НДС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ПРОДАВЦОМ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).
Итак, с 1 октября 2018 года компании, которые передают имущественные права, указанные в пунктах 1-4 статьи 155 НК РФ, применяют новый порядок расчета НДС с авансов. Речь идет про имущественные права:

при уступке и переуступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ, услуг;
при передаче имущественных прав на жилье, гаражи или машино-мест;
при переуступке денежного требования, приобретенного у третьего лица (кроме тех, что вытекают из договоров денежного займа или кредита).
Если компания получила аванс в счет передачи имущественных прав, то с 1 октября 2018 года НДС требуется рассчитать с разницы между предоплатой и размером денежного требования, права на которое она уступает, или расходами на его покупку (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример:

Размер имущественого права составляет 5000 руб. Организация передает его другой организации по стоимости 4800 руб. Аванс, поступивший в 2018 году в счет передачи имущественного права, - 4800 руб. НДС с аванса равен 0 руб. ((4800 ₽ – 5000 ₽) × 18/118).

Частичный аванс

При расчете НДС с 1 октября 2018 года требуется определить долю аванса в стоимости, по которой компания передает имущественные права. Допустим расходы на покупку имущественного права - 180 руб. Компания передает имущественное право по стоимости 200 руб. Сумма аванса - 50 руб. Доля аванса в стоимости передаваемого имущественного права составит 0,25 (50 ₽: 200 ₽). НДС с предоплаты равен 0,76 руб. ((50 ₽ – (180 ₽ × 0,25)) × 18/118.

№ 2: РАСШИРИЛИ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

№ 3: ВВЕЛИ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ЭКСПОРТЕ

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС можетт получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Экспортный контракт

По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС только один раз.

Если в последующем он также понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Подтверждение нулевой ставки для российских компаний

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики, в таком случае, требовали уплаты НДС в обычном порядке – как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы в этом случае для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

№ 4: УТОЧНЕН ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС

С 1 октября 2018 года снижен минимальный порог уплаченных компаний налогов для использования заявительного порядка возмещения НДС. Снижение произошло с 7 до 2 млрд руб.

Также снижена минимальная сумма уплаченных компанией налогов для освобождения от уплаты акциза при реэкспорте без представления банковской гарантии. Снижение произошло с 10 до 2 млрд руб. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  1. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  2. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  3. Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  4. Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

Последние новости

Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

«Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

«Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

«Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне — 18%.

Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

  • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
  • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
  • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  1. Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  2. Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  3. Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.

Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 — 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
№ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Послесловие

Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

Каким образом указывать ставку НДС в договорах, заключаемых до 01.01.2019, в случае принятия закона о повышении ставки НДС с 01.01.2019 до 20% (сейчас ставка налога составляет 18%)? В настоящее время заключаются договоры, предусматривающие многоэтапное выполнение работ. То есть часть работ (или часть поставок, услуг) будет выполняться в 2018 году, часть в 2019 году.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая ставка НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Ставка НДС устанавливается только НК РФ и не может устанавливаться договором.
При заключении в настоящее время долгосрочных договоров, распространяющих свое действие как на 2018, так и на 2019 год, при определении стоимости товаров (работ, услуг) целесообразно не указывать конкретную ставку налога, а сделать отсылку на НК РФ.
Можно указать, что стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, а НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты). В таком случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных покупателем в 2019 году, и подлежащая оплате им, увеличится.

Обоснование позиции:
В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налоговая ставка является одним из элементов налогообложения. Налог считается установленным, когда определены все элементы налогообложения, включая налоговую ставку ( НК РФ).
Согласно НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам, к которым относится НДС ( НК РФ), устанавливаются НК РФ ( НК РФ).
Отсюда следует, что при исчислении и уплате НДС налогоплательщик должен применять налоговую ставку, установленную для этого налога НК РФ.
Так, в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также при передаче имущественных прав в данный момент применяется налоговая ставка 18% ( НК РФ). Для некоторых видов товаров, работ, услуг, имущественных прав установлены иные налоговые ставки ( , НК РФ).
При этом 24.07.2018 Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла Законопроект N 489169-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/489169-7). Подпунктом "в" п. 3 ст. 1 указанного Законопроекта предусмотрено внесение изменений в НК РФ в части ставки налога, а именно - увеличение ее размера с 18% на 20%. Предполагается, что указанные изменения будут действовать с 01.01.2019 и по отношению к товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным начиная с 1 января 2019 года (п.п. 3, 4 ст. 5 Законопроекта N 489169-7).
Заметим, что данный Законопроект еще не вступил в силу. Он проходит согласование в Совете Федерации РФ (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/489169-7), далее он поступит на подписание Президенту РФ и только потом будет опубликован и вступит в силу ( НК РФ).
В то же время при заключении долгосрочных контрактов целесообразно учитывать возможные предстоящие изменения.
Так, в силу НК РФ налогоплательщик НДС обязан при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также налоговая ставка, по которой налог рассчитан, указываются в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав ( , НК РФ).
В НК РФ установлено, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Обратите внимание, что договоры в указанной норме не поименованы.
Как указывается в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, по смыслу положений и НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом ( НК РФ).
Если же исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной НК РФ, необоснованно ( ФНС России от 05.10.2016 N СД-4-3/18862@).
Обратите внимание, что налоговые правоотношения гражданским законодательством не регулируются ( ГК РФ). То есть гражданско-правовым договором нельзя устанавливать налоговые ставки.
В КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Президиум ВАС РФ в от 25.02.2009 N 13893/08 признал неправомерным выставление налогоплательщиком счета-фактуры с указанием налоговой ставки по НДС в размере 18% в отношении операций, которые облагались по нулевой ставке ( НК РФ), отметив, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога (смотрите также, например, АС Поволжского округа от 19.05.2016 N Ф06-8124/16 по делу N А65-22061/2015, АС Северо-Западного округа от 29.06.2016 N по делу N А56-52419/2015).
Следовательно, если законопроект N 489169-7 вступит в силу, то независимо от того, что будет написано в договоре, при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав с 01.01.2019 организация обязана будет исчислять НДС и уплачивать его в бюджет по ставке 20%.
Также и при получении авансов после 01.01.2019 необходимо будет исчислять НДС по ставке 20/120 ( , НК РФ).
В то же время сумма НДС является частью цены договора, подлежащей оплате покупателем ( ГК РФ). Указание в договоре, что его цена включает в себя НДС, по существу направлено на достижение определенности в отношениях сторон по вопросу о том, учитывается ли сумма НДС в цене договора, или этот налог предъявляется покупателю (заказчику) к уплате сверх договорной цены.
Поэтому ввиду возможного предстоящего изменения ставки НДС с 2019 года, для того, что бы избежать споров с контрагентами по окончательной стоимости товаров (работ, услуг), включающей НДС, а также учитывая правовую позицию ВАС РФ, изложенную в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, и руководствуясь тем, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора ( ГК РФ), считаем целесообразным при заключении в настоящее время долгосрочных договоров при определении стоимости товаров (работ, услуг) не указывать конкретную ставку налога, а сделать отсылку на НК РФ.
Можно, например, указать, что стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, а НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты). В таком случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных покупателем в 2019 году, и подлежащая оплате им, увеличится.
Либо можно указать, что договорная стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной НК РФ. В таком случае итоговая стоимость товаров (работ, услуг) для покупателей (заказчиков) в 2019 году не изменится. А бремя повышения ставки НДС ляжет на продавца (подрядчика, исполнителя).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.