Предприятия монголии. Основы экономики

Особенности монгольской экономики

Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

Замечание 1

До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

Специфика промышленности Монголии

Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

Замечание 2

Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

  • сталелитейной,
  • чугунолитейной,
  • угледобывающей отрасли.

Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

Добывающая промышленность Монголии

В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.


ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»
Кафедра мировой экономики

Контрольная работа
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:
студентка 3 курса ФФ
группы 2308
Бухадеева Е.Б.
Проверил: К.э.н.
Автурханов Э.М.

Г. Москва
2010 г.
Содержание.

    Этапы экономического развития……………………………………………...3
    Тип экономического развития…………………………………………………5
    Уровень экономического развития……………………………………………6
    Социальная структура экономики…………………………………………..... 6
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7
    Промышленность………………………………………… ……………………7
    Сельское хозяйство……………………………………………………… ….....9
    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9
    Транспорт……………………………………………………… ……………...10
    Связь………………………………………………………………… …….11
    Качество и использование рабочей силы……………………………….12
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………… ……12
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………... 18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км? и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.
Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

    Этапы экономического развития
Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.
Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.
Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.
Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.
По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.
В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.
    Тип экономического развития
По типу экономического развития Монголия относится к странам с переходной экономикой. Процессы перехода от командной экономики к рыночной были проведены в поздних 1990-х, но как происходит с любыми реформами, необходимо время, чтобы оценить результаты. Также происходит переход от экстенсивного типа развития к интенсивному.
    Уровень экономического развития
Уровень экономического развития, в общем, характеризуется объемом ВВП на душу населения.
ВВП на душу населения по паритету покупательской способности на 2009 год составил 3100 долл. США, место страны в мире: 166.
Объем ВВП составил 1,457 трл.долл. в сравнении с 1.362 трл.долл. в 2009. Уровень инфляции 4,2% (2009 г.), место страны в мире: 137 снизился на 23,8 % по сравнении с 2008 годом.
В целом можно сказать, что по уровню экономического развития страна относится к странам с переходной экономикой.
    Социальная структура экономики.
Первичный сектор экономики, сельское хозяйство, составляет 21,2% ВВП. Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству. Дополнительным фактором является то, что значительная часть населения проживает в сельской местности, и 34% занятого населения приходится на сельское хозяйство.
Вторичный сектор экономики, представленный промышленностью, составляет 29,5%. Наиболее весомый вклад вносят электро- и теплоэнергетика, угольная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов, металлообработка, микробиологическое производство, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая, текстильно-трикотажная, кожевенно-обувная, полиграфическая, пищевая, стекольно-фарфоровая и другие отрасли. В промышленности занято лишь 5% населения.
Третичный сектор является самым обширным, как и во многих странах. Здесь сектор услуг составляет 49,3%. В нем занято 61% занятого населения.
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
За последние годы монгольская экономика сдвинулась с централизованной плановой экономики к рыночной. Монголия смогла возродиться после Азиатского финансового кризиса 1997-98 с помощью Международного валютного фонда (IMF), но в большинстве своем на возобновление повлиял ряд экстенсивных финансовых реформ, обеспечивших рыночную стабильность. Реструктуризация корейских конгломератов (чеполей), банковская приватизация, создание более открытой системы с возможностью компаний-банкротов свободно покидать рынок все еще актуально в наши дни.
ВВП по официальному курсу составил $ 4203 млн. (2009 год)
Реальный темп роста ВВП уменьшился на 1% (2009 г.), место страны в мире: 130, по сравнению с 2008 годом -0,14%.
ВВП на душу населения составил 3100 долл. США (2009 г.), место страны в мире: 166
ВВП по секторам экономики по данным 2009 года составил:
Сельское хозяйство: 21,2%
промышленность: 29,5%
Услуги: 49,3% (2009 г.)
    Промышленность
Промышленный сектор Монголии включает в себя многие традиционные формы промышленности, а именно, производство продуктов питания и текстиля. Промышленный сектор пострадали непрерывно находился в упадке на протяжении 1990-х, после того как страна перешла к рыночной экономике. С начала 21-го века, Монголия приняла ряд мер, в результате чего наблюдается около 20% роста в перерабатывающем секторе.
Хотя на отрасль приходится 29,5% ВВП, Монголия, на самом деле, обладает высоким потенциалом. Монголия обладает огромным запасом неиспользованных месторождений полезных ископаемых, в частности, меди и золота. Таким образом, небольшое смещение акцента может помочь стране поднять свою производительность в промышленности.
Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная) . Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).
На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.
Промышленность – производимые продукты:
строительство и строительные материалы; горнодобывающая промышленность (уголь, медь, молибден, шпат, олово, вольфрам, золото); нефть; продукты питания и напитки; обработка продуктов животного происхождения, кашемир и природные волокна.
Кашемир является одним из трех основных статей экспорта, производство шерсти и кашемира превысило 10% от общего объема промышленного производства.
Промышленный рост - 3% (2006 г.), место страны в мире: 44
    Сельское хозяйство
Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство.
Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Поголовье скота составляет примерно 39,68 млн. (сокращение на 10-12% по сравнению с предыдущим годом). Суровые зимы и летние засухи в 2008-2009 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. с освоением целинных земель при технико-экономической помощи СССР. Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. В 2008-2009 гг. сельское хозяйство переживало заметный спад. Огромный вред хозяйству был нанесён в результате глобального изменения погодных условий, повлекших за собой стихийные бедствия. В 2008-2009 гг. сбор зерновых сократился в связи с засухой.
Сельское хозяйство – производимая продукция:
пшеница, ячмень, овощи, кормовые культуры, овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды, лошади
    Минеральные ресурсы
В Монголии имеются 3 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Баганур). На юге страны в районе горного массива Таван-Толгой обнаружен высококачественный каменный уголь (месторождение Таван-Толгой), геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Производство электроэнергии в 2009 году - 4030 млн. кВт · ч
Потребление электроэнергии - 3439 млн. кВт · ч
Экспорт электроэнергии - 21200 тысяч кВт-ч
Импорт электроэнергии - 186100 тысяч кВт-ч
Нефть - добыча: 5100 баррелей / день (2009)
Нефть - потребление: 16000 баррелей / день (2009 год)
Нефть - экспорт: 5300 баррелей / день (2009 год)
    Транспорт
В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт.
Железнодорожный транспорт. В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога - начинается с Транс-Сибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем ухоит в Китай через Еренхот, где присоединяется к китайской железнодорожной системе. Общая протяжённость железных дорог Монголии - 1810 км.
Автомобильные дороги. Большинство сухопутных дорог в Монголии - гравийные или грунтовые. Есть дороги с твердым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Есть некоторые проекты по строительству дорог в настоящее время, например, строительство с востока на запад так называемого «Миллениум-роуд». Общая протяженность автомобильных дорог - 49 256 км. Из них: С твёрдым покрытием - 8874 км, Без твёрдого покрытия - 40 376 км.
Авиационный транспорт. Монголия имеет ряд внутренних аэропортов. Единственный международный аэропорт - Международный аэропорт Чингис Хана вблизи Улан-Батора. Прямое воздушное сообщение существует между Монголией и Южной Кореей, Китаем, Японией, Россией и Германией. MIAT Mongolian Airlines является крупнейшим перевозчиком в Монголии, и обеспечивает как внутренние так и международные рейсы. По состоянию на 2010 г. в стране насчитывается 46 аэропортов. Из них 14 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием, 32 - с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Перелеты осуществляют такие национальные компании, как: Ульгий-Транс, Аэро Монголиа, Монгольская авиакомпания МИАТ
Водные системы. Протяжённость водных путей - 580 км. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул. Навигация с мая по сентябрь. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому океану. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом.
    Связь
Все гостиницы в Улан-Баторе имеют центры с международной телефонной связью, факсом и интернет-услугами.
Общая оценка телефонной системы состоит в том, что происходит улучшение качества сетей с международным прямым набора номера, увеличивается доступ во многих областях. Кроме того, была установлена волоконно-оптическая сеть, что сказывается на улучшении широкополосной связи и услуг связи между крупными городскими центрами и компаниями, предоставляющими данные услуги. Внутренние линии характеризуются очень низкой телефонизацией, наличием мобильной связи. Стационарных телефонных линий 188,900 штук в 2009 году. Абонентов сотовой связи - около 2.249 млн. чел. 4 сотовых операторов: МобиКом (GSM), СкайТел (CDMA), ЮниТел (GSM), и Джи Мобайл (CDMA).
СМИ. В связи с законом, принятым в 2005 году, государственное радио Монголии и ТВ становится общедоступным, также есть частные радио- и телевещательные компании, многоканальное спутниковое и кабельное телевидение. Имеется более 100 радиостанций, в том числе около 20 через ретрансляторы для общественного вещания.
Пользователей Интернета - 330000 чел.
    Качество и использование рабочей силы
Рабочая сила составляет 1068 тысяч чел.(2008).
Рабочая сила - по секторам экономики распределяется в следющем соотношении: сельское хозяйство: 34%, промышленность: 5%, услуги: 61% (2008).
Уровень безработицы составляет 2,8% (2008)
Численность населения, живущего ниже черты бедности, составляет 36,1% (2004). 80% семей, занятых в животноводстве, - бедняки.
Сохраняется тенденция к дифференциации имущественного и жизненного уровня жителей аймаков, городов и отдельных регионов, что является основной причиной миграционных потоков из отдалённых районов в столицу. Нередко мигранты, переехавшие с семьями в города, пополняют ряды безработных, поскольку, как правило, не имеют ни образования, ни трудовой квалификации, тогда как в городах наблюдается переизбыток предложения на рынке труда.
Бюджет: доходы: $ 1,38 млрд., расходы: $ 1,6 млрд. (2009).
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии - Китай получает около двух третей экспорта Монголии.
Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.
Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.
Экспорт составил $ 1902 млн. (2009). Экспорт - товары: медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь. Экспорт - партнеры: Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)
Импорт составил $ 2131 млн. (2009). Импорт - товары: машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай. Импорт - партнеры: Китай 35,99%, 31,56% Россия, Южная Корея 7,08%, Япония 4,8% (2009).
Монголия уделяет особое внимание сотрудничеству с Бурятией, Республикой Алтай, Иркутской, Читинской, Кемеровской и Новосибирской областями.
Долг - внешний: $ 1860 млн. (2009).
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией
Российская Федерация традиционно является одним из важных торгово-экономических партнеров Монголии и входит в десятку стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Монголии. По итогам 2008 г. в соответствии с данными монгольской таможенной статистики объем двусторонней торговли увеличился на 525,5 млн. долл. США и достиг 1,3 млрд. долл. США, что на 65,4% больше по сравнению с 2007 г. Темпы роста российского экспорта возросли с 36,2% в 2007 г. до 67,0%, в результате чего его стоимостной объем составил 696,7 млн. долл. США.
В то же время монгольские поставки в Россию увеличились на 87,5% и достигли уровня 84,6 млн. долларов США. Положительного сальдо России в двусторонней торговле равнялось 1,1 млрд. долл. США.
Однако по отдельным, весьма важным для Монголия товарным позициям доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках нефти – 92,0%. В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной техники, и других продукции.
На Россию приходится около 3% монгольского экспорта. Он ограничивается продукцией совместного предприятия КОО «Монголросцветмет» (плавиковый шпат-45%), изделиями легкой промышленности (42%). В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты.
Объем российских инвестиций и монгольскую экономику растет невысокими темпами (к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили 2 млн. долл США).
В Монголии зарегистрировано 425 российских и российско-монгольских компаний (в том числе 51 – в геологоразведке, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 55 – в строительстве и производстве стройматериалов, 106 – в легкой промышленности, 40 – в энергетике, 21 – в транспорте, 12 – в туризме), однако реально работают лишь 50-60. Основная нагрузка экономического взаимодействия по-прежнему приходится на предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а также акционерное общество «Улаанбаатарская железная дорога», которые суммарно производит около 20% монгольского ВВП.
В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовой элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД», «РОСАТОМ») проявляет интерес к участию в крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Тавантолгой» и «Улаан-Овоо», модернизация Улаанбаатарской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит энергоносителей из Росии в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т.п.). В Улаанбаатаре открыты представительства Газпромбанк, а также консерциума («Базовой элемент», «Ренова», «Северсталь»), образованного для освоение « Таван толгой».Сотрудничество Монголии и Российской Федерации активизируется в урановой отрасли.Правительство Монголии заинтересованно сотрудничать с Россией в этой отрасли на взаимовыгодных и равноправых условиях.
Координирующую роль в продвижении и развитии двустороннего торгово- экономического сотрудничества играет Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 6 марта 2009 года в Москве состоялось XIII заседание Российско- Монгольской Межправительственной комиссии. Сопредседатель МПК с российской стороны – Министр транспорта РФ Игорь Левитен и монгольской стороны – Первый вице-премьер Правительства Монголии Норвын Алтанхуяг.
Взаимоотношения Монголии и Российской Федерации носят устойчивый, долгосрочный характер и осуществляются на прочной деловой основе. Монголия является традиционным партнером РФ и рассматривает развитие наших отношений как стратегически важное для России направление. При этом экономическая составляющая отношений приобретает все более важное значение как в контексте укрепления двусторонних российско-монгольских связей и развития сопредельних регионов двух стран, так и с точки зрения усиления интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии.
Россия и Монголия договорились об урегулировании монгольского долга перед российской стороной. Соответствующее соглашение было подписано сторонами по итогам переговоров премьер-министров России и Монголии Владимира Путина и Сухбаатарына Батболда. Задолженность Монголии перед Россией составляет 180 миллионов долларов. Она образовалась в постсоветский период, когда Москва предоставила Улан-Батору кредит на оплату участия монгольской стороны в совместном предприятии "Монголросцветмет". Как пояснил министр финансов России Алексей Кудрин, большая часть долга (97,8 процента) была просто списана. Оставшиеся 3,8 миллиона долларов будут погашены одним траншем. По словам Кудрина, после урегулирования долга Россия может выдать Монголии новый кредит - на 125 миллионов долларов. 14 декабря Россия и Монголия также подписали соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании по добыче урана "Дорнод уран". Принципиально стороны договорились об СП еще в прошлом году.
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)
Прогноз ВВП . Монголия понесла большие потери на протяжении многих лет, но благодаря новой реформе, направленной на переход к свободной рыночной экономики, и приватизации, ситуация начинает меняться. ВВП в текущих ценах составил $ 5,15 млрд. долларов США в 2008, но последовало снижение на 18,36%, что составляет $ 4,203 млрд. в 2009. Согласно этим данным, страна занимает 145 место в мире. Эксперты говорят, что в 2010 году Монголия увеличит ВВП до $ 5540 млн, что чуть выше предыдущего года, и прогнозируют более значительные изменения на 2015 год, установив на отметке $ 11812 млн, долларов США.
и т.д.................

Экономика Монголия

Экономика — краткий обзор:

Экономическая активность в Монголии традиционно основана на скотоводстве и сельском хозяйстве.

Монголия обширные месторождения полезных ископаемых.

Страна проводит медь, золото, угль, молибден, шпат, уран, олово, вольфрам, на долю добывающей и перерабатывающей промышленности приходится большая часть прямых иностранных инвестиций и государственных доходов.

Суровые зимы и летние засухи в 2000-2002 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП.

В 2004-2008 рост ВВП составлял около 9%, в значительной степени из-за высоких цен на медь и открытия новых золота.

В 2008 году зафиксирован уровень инфляции почти 30% — самый высокий уровень инфляции в течение десятилетия.

В начале 2009 года Международный валютный фонд выделил $ 236 млн. по программе «стэнд-бай”, и страна начала выходить из кризиса, хотя в банковском секторе остается некоторая нестабильность.

В октябре 2009 года правительство приняло долгожданное законодательство по разработке Ою Толгой — одного из крупнейших в мире месторождений меди.

Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии — Китай получает около двух третей экспорта Монголии.

Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.

Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.

3100 долл. США (2009 г.)

4030 млн. кВт · ч (2009)

5100 баррелей / день (2009)

5300 баррелей / день (2009 год)

— $ 228 700 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 93

— $ 710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 1902 млн. (2009)

Место страны в мире: 130

$ 2539 млн. (2008)

Экспорт — товары:

медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь

Экспорт — партнеры:

Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)

Импорт:

$ 2131 млн. (2009)

Место страны в мире: 150

$ 3224 млн. (2008)

Импорт — товары:

машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай

За годы народной власти в Монголии создана промышленность, становящаяся важной отраслью народного хозяйства. Из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. До революции 1921 г. в Монголии не было промышленности и не было рабочего класса. Переработка продуктов животноводства - обработка кожи, выделка овчин, катание войлока, а также кузнечное и столярное ремесло и другие виды производства - носили кустарный характер и обслуживали внутрихозяйственные потребности монгольского населения. Собственно монгольскими промышленными предприятиями являлось небольшое количество угольных шахт в урочище Налайха. В отдельных районах страны (бассейн pp. Иро, Хары и др.) иностранные капиталисты хищнически занимались добычей золота и драгоценных камней, им принадлежали также мелкие кустарные предприятия по первичной обработке шерсти и кожи, столярные, слесарные, кузнечные и другие мастерские. Страна целиком зависела от ввоза промышленной продукции из других стран.

Одной из основных задач Народного правительства было создание национальной промышленности, однако отсутствие достаточных средств и квалифицированных рабочих создавало большие трудности на этом пути. Существенную помощь в создании монгольской национальной промышленности с первых же лет монгольской революции стал оказывать Советский Союз.

Создание национальной промышленности было намечено в решениях III съезда МНРП и I Великого народного хурала МНР (1924 г.). Промышленность Монголии создавалась с самого начала как фундамент социалистического сектора народного хозяйства. В создании промышленности можно выделить два этапа, обусловленнных конкретно-историческими особенностями страны.

На первом этапе (1921 -1940 гг.) развивалась в основном легкая и пищевая промышленность, а также были заложены основы энергетической промышленности. В 1920-х годах развернулась стройка современных предприятий, занимающихся переработкой различных видов животноводческого сырья. К 1933 г. в Улан-Баторе вступили в строй механический и кирпичный заводы и электростанция, лесопильный завод на р. Иро и другие предприятия. В 1931 г. началось строительство самого крупного в Монголии предприятия легкой и пищевой промышленности - Улан- Баторского промышленного комбината и в 1934 г. было закончено его строительство. Это предприятие впоследствии стало кузницей кадров социалистической промышленности. В те же годы вступила в строй Хат- хыльская шерстомойная фабрика.

Успешное развитие легкой и пищевой промышленности требовало создания основ топливно-энергетической промышленности. Значительно были расширены и механизированы угольные копи в Налайхе. Были созданы новые угольные шахты - в районе Югоцзыря, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде и в других местах. В Улан-Баторе в 1939 г. был создан единый энергокомбинат, в аймаках вступали в эксплуатацию небольшие электростанции.

На первом этапе в республике также стали развиваться отдельные зачатки металлообрабатывающего производства (в 1928 г. создан механический завод с чугунолитейным цехом), промышленность строительных материалов, полиграфическая, золотообрабатывающая отрасли промышленности.

Так, в государственном секторе народного хозяйства за 1921-1940 гг. были созданы основы монгольской промышленности.

На втором социалистическом этапе монгольской революции ("с 1940 г.) успешно развивается промышленность Монголии. Партия и правительство уделяют развитию промышленности огромное внимание. Размер капиталовложений в промышленность в 1960 г. возрос в 16 раз по сравнению с 1941 г. С 1940 по 1960 г. (за 20 лет) валовая продукция промышленности увеличилась в 7.5 раза. Производство отдельных видов промышленной продукции на душу населения в 1960 г. возросло в следующих размерах по сравнению с 1940 г.: электроэнергии - в 7.2 раза, угля - в 2.8 раза, крипича - в 27 раз, шерстяных тканей - в 4 раза, обуви кожаной - в 3.3 раза.

Развитие промышленности ведет к изменению ее доли в экономике страны. Если в 1940 г. удельный вес продукции промышленности составлял 17% всей валовой продукции народного хозяйства, то в 1960 г. он достиг 34.4%.

Пищевая промышленность в настоящее время дает свыше 40% всей промышленной продукции. Развиваются различные отрасли пищевой промышленности, такие как маслодельная, молочная, мясоперерабатывающая и т. д. В аймаках сооружены сотни маслозаводов и сепараторных пунктов. Раньше Монголия не производила товарного сливочного масла, а сейчас она его экспортирует.

Улан-Баторский промкомбинат - наиболее крупное предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственные продукты. В него входит целый комплекс заводов и фабрик, оснащенных новейшей техникой. Здесь имеются шерстомойная, суконная, камвольная, валяльно-войлочная, обувная, шорная и текстильная фабрики, овчинно-шубный, кожевенный, хромовый, шевровый заводы и другие производства. Промкомбинат выпускает и войлок, различные шерстяные ткани, драп, сукно, обувь всевозможных моделей, валенки, прекрасные одеяла из верблюжьей шерсти, пальто, сумки и т. д. Его изделия становятся важной статьей экспорта. Комбинат непрерывно расширяется. По мере роста комбината отдельные цеха его выделялись в самостоятельные новые предприятия.

Улан-Баторский молочный завод в сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. На нем механизированы и автоматизированы все технологические процессы. Он выпускает пастеризованное молоко, кефир, сливки, сливочное масло, творог, сырки, мороженое и другие молочные продукты. Около Улан-Батора работает крупный мясокомбинат, оборудованный современной высокопроизводительной техникой. На базе полуфабрикатов комбината работают, кроме колбасного завода, предприятия по изготовлению консервов, мыла, костяных изделий и пр. Значительная часть продукции мясоперерабатывающей промышленности идет на экспорт.

Теперь пищевая промышленность МНР представлена мясным, маслодельным, хлебо-кондитерским, спирто-водочным, рыбным и другими производствами. В Улан-Баторе работает также кондитерская фабрика, в Сухэ-Баторе - молокозавод, во многих районах республики - производство хлебо-кондитерское, колбасное и др.

В последние годы в республике появилась одна новая отрасль пищевой промышленности - мукомольная. Вступили в строй действующие мельничный комбинат им. XXII съезда КПСС в Улан-Баторе (25 тыс. т муки в год) и ряд других механизированных мукомольных предприятий в аймаках. Монголия сейчас полностью обеспечивает потребность населения в муке за счет собственного производства. Все процессы производства в мукомольной промышленности механизированы.

В последние годы в стране успешно развивается также энергетическая, каменноугольная, нефтяная, металлообрабатывающая, горнорудная, строительная, деревообрабатывающая, бумажная, полиграфическая и фармацевтическая и др. отрасли промышленности.

Среднегодовой прирост промышленной продукции составил в 1948- 1952 гг. 1.4%, а в 1958-1960 гг. 17.9%.

Темпы роста промышленности Монголии, как менее развитой в экономическом отношении страны, значительно превышают темпы роста других социалистических стран, что шаг за шагом приближает промышленное развитие МНР к уровню передовых.

В создании и развитии промышленности монголы справедливо видят основу развития всех других отраслей народного хозяйства. Например, успешное развитие химико-фармацевтической и биопромышленности имеет огромное значение для интенсификации животноводческого хозяйства.

Развитие промышленности Монголии определяется топливно-энергетическим балансом, где основное место занимает угольная промышленность. Сейчас в МНР открыто уже 13 крупных месторождений бурого и каменного угля, в том числе и коксующегося. Наиболее значительная добыча высокосортного угля производится в Налайхинском районе, недалеко от Улан-Батора. Имеются угольные шахты в Тумэн-Цогто, Баин-Булаке, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде, Дзун-Булаке и Табан-Тологое. В некоторых районах страны, в частности в Убур-Хангайском и Сухэ-Баторском аймаках, были открыты угольные шахты, которые начали обеспечивать потребность не только своих аймаков, но и некоторых соседних. Благодаря сдаче в эксплуатацию новых шахт и оснащению новой техникой старых добыча угля по республике возросла на 15.9% по сравнению с 1961 г. В районе Дархана, в бассейне р. Щарын-Гола, монгольские геологи нашли запасы высококачественного каменного угля. Здесь же обнаружены залежи железной руды, асбеста, извести и других ценных ископаемых. Для использования этих природных ресурсов в районе Дархана Селенгинского аймака строится промышленно-энергетический комплекс. В результате освоения Шарын-Гольского угольного бассейна Монголия полностью может обеспечить углем потребности народного хозяйства республики. «Цветком дружбы» называется в Монголии новый г. Дархан. В строительстве этих комплексных предприятий большую помощь Монголии оказывают страны - участники Совета экономической взаимопомощи социалистических стран. С помощью Советского Союза строятся главные объекты комплекса - угольный разрез, железнодорожная ветка, высоковольтная линия электропередач и элеватор. Здесь зарождается новый социалистический город - крупный промышленный и культурный центр страны.

С ростом топливной базы и в целом промышленности увеличивается производство электроэнергии. В большинстве аймачных центров и в госхозах работают местные электростанции. Электрификация страны способствует механизации и автоматизации производства.

Потребление электроэнергии увеличится в 1965 г. в 3.5 раза по сравнению с 1960 г., а средний годовой прирост мощности электростанций - на 28%. В 1961 -1965 гг. будет проведено пятое расширение Улан-Баторской ТЭЦ, построена Толгойтинская электростанция близ Улан-Батора. Намечается строительство электростанций в Селенгинском, Баян-Улэгэй- еком и других аймаках, а также в Дзунхаре и Хархорине. Мощность электростанций в стране увеличится в 1.7 раза, а сельских дизельных электростанций - в 2 раза.

Появилась нефтяная промышленность, совершенно новая отрасль индустрии, о существовании которой не могли знать в дореволюционной Монголии. В Восточной Гоби в последнее время создан крупный нефтяной промысел. Здесь вырос молодой белокаменный город нефтянников - Дзунбаян, с культурно-бытовыми объектами и даже с плавательным бассейном. В настоящее время Монголия производит около половины потребляемого в стране бензина. Нефтяная промышленность удовлетворяет значительную часть потребностей страны.

Горнодобывающая промышленность МНР дает золото, марганец, вольфрам, магнитный железняк, свинец, горный хрусталь, бирюзу и другие цветные и драгоценные металлы, различные соли и т. д. На месте богатых залежей полезных ископаемых строятся горнорудные предприятия. Монголия экспортирует вольфрам, плавиковый шпат, редкие и цветные металлы и т. д.

Металлообрабатывающая промышленность МНР представлена механическим заводом с чугунолитейным цехом. Завод выпускает культиваторы, окучники, транспортные и конные грабли, чугунное литье.

В республике добываются мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. На базе этих сырьевых ресурсов развивается промышленность строительных материалов. За последние годы сдано в эксплуатацию несколько заводов по производ- " ству извести, цемента, шифера, кирпича и других строительных материалов, в том числе домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе, комбинат крупнопанельного домостроения в Улан-Баторе, стекольный завод в Налайхе, Толгойтинский кирпичный завод, кирпичный, железобетонный заводы в Улан-Баторе. Успешно работает первый в стране стекольный завод, который выпускает посуду техническую и бытового назначения, а также художественное стекло, вазы и другие изделия. В цехах широко применяется комплексная механизация. Завод оборудован современной техникой. В 1960 г. промышленность стройматериалов МНР выпустила столько продукции, сколько ее было получено за все предыдущие пятилетки Следует отметить, что промышленность строительных материалов играет важную роль в переходе монголов на оседлость. С каждым годом все больше строится благоустроенных домов, школ, больниц, культурно-бытовых учреждений в монгольских городах и х^допах.

Техническая оснащенность всех промышленных предприятий непрерывно улучшается, в чем большую помощь Монголии оказывают Советский Союз и другие страны социализма.

Развитие промышленности в Монгольской Народной Республике влекло за собой возникновение и развитие рабочего класса. Как указывалось выше, к началу революции в феодальной Монголии основными классами являлись светские и духовные феодалы и крепостные араты.

Монгольский рабочий класс зародился лишь в условиях народно- демократического этапа революции. Он складывался под руководством Монгольской народно-революционной партии на предприятиях, где господствовала социалистическая собственность на средства производства. Поэтому его возникновение сопровождалось рядом особенностей, отличных от возникновения рабочего класса в условиях буржуазного общества. Монгольский рабочий класс не знал капиталистической эксплуатации, он формировался как носитель социалистических производственных отношений. Развиваясь в содружестве с трудовыми аратами, он стал ведущей силой в борьбе монгольского народа за постепенный переход к социализму.

На формирование монгольского рабочего класса благотворное влияние оказывал и советский рабочий класс. Монгольские национальные кадры рабочих готовились различными путями. С одной стороны, они приобретали опыт и знания на своем производстве, работая непосредственно под руководством советских мастеров, обучались в специальных кружках и технических учебных заведениях МНР, с другой - многие рабочие, инженеры и техники получали и получают образование в Советском Союзе. За последние годы важную роль в подготовке национальных кадров рабочих стали играть открытые при крупных предприятиях и организациях учебные комбинаты. Так, в 1951 г. такой комбинат был организован при

Улан-Баторской железной дороге; задачей его является подготовка кадров железнодорожников разных специальностей. В 1954 г. открыт учебный комбинат при нефтяных промыслах Зунбаина в Восточно-Гобийском аймаке. Распространенной формой обучения рабочих, а также повышения их квалификации без отрыва от производства являются кружки техминимума и повышения квалификации, организуемые на предприятиях. Монгольские рабочие также изучают опыт рабочих других социалистических стран.

В стремлении повысить экономическую мощь родины рабочие соревнуются за лучшее выполнение производственных планов, борются за рационализацию производственных процессов, за экономию материалов и средств.

Торговля

Успехи в области промышленного и сельскохозяйственного производства способствовали росту товарооборота, который осуществляется по преимуществу государственными и кооперативными организациями.

До 1921 г. внутренняя и внешняя торговля в Монголии находилась почти полностью в руках иностранных капиталистов; еще в 1927 г. удельный вес иностранных фирм в общем обороте достигал 67%; к началу 1930 г. иностранные фирмы были уже вытеснены с монгольского рынка. С этого времени как внутренняя, так и внешняя торговля стала находиться в основном в руках монгольских организаций, хотя вместе с тем допускалась и частная торговля. В 1951 г. удельный вес частной торговли не превышал 6% объема организованной торговли. Кооперативная торговля в республике осуществляется потребительской и промысловой кооперацией. Количество пайщиков кооперации достигает 250 тыс.

С каждым годом увеличивается объем внешней торговли республики. МНР вывозит скот, мясо, шерсть, кожу, пушнину, масло, некоторые виды полезных ископаемых. Из-за границы МНР получает промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины, средства транспорта и связи, чай, сахар, табак, ткани и др. Главное место во внешней торговле МНР занимает Советский Союз. За последний период развиваются экономические связи со всеми социалистическими и многими капиталистическими государствами.

В 1952 г. МНР участвовала в Международном экономическом совещании в Москве, неоднократно принимала участие в международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.

Транспорт и связь

До революции в Монголии транспорт и связь были развиты очень слабо. Бычья упряжка, вьючные верблюды и лошади были единственным видом транспорта. Служебная связь с аймаками и сомонами осуществлялась через уртоны - почтовые станции. Последние располагались на расстоянии 30-40 км друг от друга. До революции араты бесплатно предоставляли для уртонов лошадей, бесплатно перевозили феодалов, лам и чиновников, также бесплатно содержали их. Это было одной из тяжелых повинностей. Все аратские хозяйства, платящие государственный скотоводческий налог, привлекались к уртонной повинности. В 1949 г. правительством МНР эта повинность была совсем отменена. Перевозка государственных служащих осуществляется за счет государства.

В настоящее время созданы все современные виды транспорта и связи. Гужевой и вьючный транспорт, являвшийся до недавнего времени основным средством связи, сейчас носит подсобный характер. Регулярное автомобильное и воздушное Сообщение связывает все важнейшие районы страны. Имеется широкая сеть асфальтированных и грунтовых дорог, сооружены и сооружаются автомобильные и железнодорожные мосты. Во всех аймаках созданы автотранспортные базы, ремонтные мастерские, пункты снабжения и т. п. Автопарк страны насчитывает примерно 10 тыс. машин. На каждые 100 человек в МНР приходится больше машин, чем в некоторых капиталистических странах, а грузовых автомобилей на душу населения в 3.7 раза больше, чем в Иране, и в 15.5 раза больше, чем в Пакистане.

Развивается воздушный транспорт Монголии. В этом очень большую помощь оказал и оказывает Советский Союз. Сейчас создан гражданский авиафлот МНР, который обслуживает почтово-пассажирские перевозки между всеми аймаками и Улан-Батором. Монгольские летчики обслуживают международные трассы, соединяющие Улан-Батор с Москвой и столицами других стран. Улан-Баторский аэропорт принимает современные воздушные лайнеры, типа ИЛ-18 и др.

В 1956 г. вступила в эксплуатацию Трансмонгольская железнодорожная магистраль, которая связывает МНР с Советским Союзом и Китаем. По линии Трансмонгольской железной дороги возникли и строятся новые промышленные предприятия, города, поселки. Эти изменения особенно заметны в пустыне Гоби. Общая длина железных дорог в МНР составляет около 2000 км. Железные дороги МНР работают на тепловозной тяге. В конце 1960 г. на железные дороги приходилось 42% всех внутренних и внешних перевозок МНР.

Судоходство в стране развито слабо, из большого количества рек и озер оно имеется лишь на оз. Хубсугул (Косогол), на р. Селенге и частично ее притоке Орхоне. На водный транспорт приходится в среднем 7ю часть общего грузооборота. Он осуществляет главным образом внешнеторговые грузовые перевозки.

В Монголии есть все современные средства связи. Сдан в эксплуатацию ряд телефонных станций, устаревшие системы заменяются более современными. Вводится в действие автоматическая телефонная станция на 10 тыс. абонентов. Аймачные центры связаны со столицей и между собой телеграфом и телефоном. Телефонизированы и радиофицированы госхозы и СХО. Намечена сплошная радиофикация страны. В 1960 г. в Улан-Баторе сдана в эксплуатацию мощная центральная радиовещательная станция МНР, построенная при братской помощи Советского Союза. Она одновременно передает программы монгольского радиовещания на длинной волне и на коротких волнах. Создано Монцамэ - Монгольское телеграфное агентство.

Таким образом, транспорт и связь стали самостоятельной и новой для Монголии отраслью народного хозяйства, они занимают по техническому оснащению и энерговооруженности труда одно из первых мест. Быстрый рост всех отраслей промышленности вызовет дальнейшее развитие всех видов транспорта и связи. Общий объем грузооборота по всем видам транспорта увеличится за пятилетие на 90%, в том числе по железной дороге - на 11.5%, автотранспорту - в 2.9 раза, воздушному транспорту - в 1.6 раза.

Однако новые средства передвижения пока не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения, приспособленного к природным условиям страны.

Лошадь, бык, верблюд продолжают играть большую роль как верховые и вьючные животные, а также в отдельных районах, преимущественно в центральной и восточной частях страны, используются для запряжки в двухколесные телеги. Все монголы - мужчины, женщины и дети - великолепные наездники.

Прежде перевозка грузов в основном производилась только на быках и верблюдах. Быки впрягались в двухколесные деревянные телеги весьма примитивного устройства, в которых совершенно отсутствовали железные части; на верблюдах груз перевозился вьюками, запряжка их в телеги практиковалась лишь в некоторых районах восточной части страны.

Население обычно передвигалось по стране верхом, для чего служили в первую очередь лошади, использовались также быки и верблюды. Приучение лошадей к запряжке началось только после революции, причем здесь еще долгое время наблюдались остатки издавна сложившихся традиций особого почтительного отношения к лошади. Так, например, в телегу с запряженной лошадью хозяин предпочитал не садиться, а шел пешком рядом или ехал верхом на другой лошади. Новые средства передвижения, как указано выше, не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения. Особенности материальной культуры как результат многовекового опыта монгола-кочевника здесь выступают еще очень сильно. Они выражаются в устройстве вьючных и верховых седел, телег, в способах заседлывания и вьючения животных и др.

Вьючное седло (янгирцаг) для коня и быка состоит из двух досок, соединенных между собой двумя массивными деревянными дужками. Доски и дужки про- сверлены и сшиты тонкими ремешками. Подпруга перекидывается через седло, и для неэ на досках вырезаны неглубокие выемки. К концам задних досок прикрепляется потфея (подхвостник). На спину животного сначала накладывается войлочный подседельник (токум), а поверх него укрепляется седло. Для верблюдов употребляется другая форма седла. Сначала для предохранения спины верблюда от стирания и ранения его горбы окутываются войлоком, к бокам прикладываются подушки (хом), набитые шерстью, и затем все это прижимается палками. Для укрепления вьюка на седле верблюда, его, дергая за поводок, заставляют лечь на землю.

В центральных и восточных районах верблюдов впрягают в двухколесные телеги, для этой цели употребляется специальное войлочное седло-хомут, которое надевается на передний горб верблюда.

При длительных переходах по песчаным и покрытым галькой местам подошвы верблюдов трескаются; в таких случаях верблюдов кладут на бок, связывают им ноги и подушкообразные подошвы ног подшивают кожей с помощью длинной кривой иглы.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 90-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составляет 1,27 млрд. долларов США, что на 11.6% больше чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150.6 млн. долларов США.
Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50.8% - в КНР, 13.8% –в Канаду, 10.1% - в США. 45.2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21.5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25.6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3.7 %- кожсырье и изделия из него.
Монголия импортирует более 90 % нефтепродуктов из России, а оставшуюся часть - из Китая и Казахстана.

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ

Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год.

Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)

Природные ресурсы Монголии. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

Трудовые ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году - 1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.

На ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них - 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.

Рыночные преобразования в экономике в 1990–2000–х годах

Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОНГОЛИИ

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства.

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” (Целина-3) и “Зеленая революция”.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОНГОЛИИ

Общая характеристика промышленности. Специфические особенности индустриализации Монголии. Этапы развития промышленности. Кадры промышленности. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности. Динамика основных показателей развития промышленности. Эффективность промышленного производства.
Отраслевая структура промышленности. Нынешнее состояние и тенденции развития основных отраслей.
Воздействие рыночных реформ на промышленность Монголии. Роль внешней помощи в развитии промышленности. Перспективы развития промышленности.

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году.

Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт , Сухэ-Батор, Баганур , Чойбалсан . Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Динамика капиталовложений в экономику Монголии. Структура капиталовложений по отраслям экономики. Материальная база и кадры строительства. Роль внешней помощи в развитии капитального строительства. Основные формы помощи.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

Создание современных видов транспорта после революции 1921 г. Динамика грузооборота и пассажирооборота транспорта. Состояние и тенденции развития основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного). Перспективы развития транспорта. «Дорога тысячелетия». Основные виды связи в современной Монголии (почтовая, телефонная, телеграфная, радио– и телевизионная связь). Развитие мобильной связи и Интернета.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ

Основные звенья финансовой системы современной Монголии и ее роль в развитии экономки. Государственный бюджет, соотношение центрального и местных бюджетов. Структура доходов и расходов бюджета.
Валютно–денежная система. Национальная валюта – тугрик – и ее курс по отношению к другим валютам. Валютное регулирование.
Кредитная система. Формирование и развитие двухуровневой банковской системы. Роль и функции Центрального банка. Развитие сети коммерческих банков. Кредитные и депозитные операции банков. Формирование страховой системы. Проблемы и трудности в развитии кредитной системы в период рыночных реформ.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

Основные формы внутренней торговли. Государственная, кооперативная и частная торговля, их соотношение. Оптовая и розничная торговля. Цены внутренней торговли, проблема инфляции. Динамика и структура внутреннего товарооборота.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Разнообразие подходов к экономическому районированию Монголии. Концепция зонального развития Монголии (2002 г.). Основные экономические зоны и их производственная специализация. Взаимосвязь отраслевой и территориальной структуры экономики.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Жизненный уровень и социальное обеспечение в социалистической Монголии. Резкое падение жизненного уровня в начальный период рыночных реформ. Динамика реальных доходов населения в последние годы. Социальная дифференциация населения. Проблема бедности и попытки ее решения. Проблема занятости; динамика и структура безработицы. Роль государства в решении социальных проблем.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Главный импорт. Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления.

В 2004 году импорт составлял $1 млрд.
В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %.

В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Главный экспорт. Главный монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

В 2004 году экспорт составил $853 млн.
В 2005 году экспорт направлялся в: Китай - 48,1 %, США - 14,2 %, Канада - 11,6 %, Великобритания- 8,3 %, Южная Корея - 6,2 %.

Экспорт минерального сырья, составляющего основную экспортную статью, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 245.9 млн. долларов США, драгоценных и полудрагоценных камней, металлов и украшений - на 175.4 млн.долларов, продукции химических предприятий - на 22.1 млн.долларов США, сырья, переработанных кожи, пушнины и изделий из них - на 1.9 млн.долларов. Однако экспортные поставки трикотажной продукции уменьшились на 7.8 млн. долларов, металлургической продукции - на 3.4 млн.долларов.

Фактический объем экспорта медного концентрата по сравнению с 2007 годом снизился на 0.6 процента или на 8.2 тыс. тонн, а в ценах возрос на 27.1 %.

Основные формы внешнеэкономических связей современной Монголии. Динамика, структура и география внешней торговли. Экспорт и импорт отдельных товаров. Организация внешней торговли.

Кредитная и безвозмездная помощь внешнего мира Монголии. Распределение внешней помощи по отраслям экономики. Организация стран–доноров Монголии и ее деятельность. Роль внешней помощи в развитии экономики и социальной сферы.

Сотрудничество Монголии с основными внешнеэкономическими партнерами. Важнейшие направления монголо–российского экономического сотрудничества и его роль в развитии монгольской экономики. Участие Монголии в международных экономических организациях (МВФ, Всемирный банк, АзБР и др.).

  • Улаанбаатар, Монголия, /МОНЦАМЭ/ За 11 месяцев с начала 2010 года Монголия осуществила внешнеторговые операции со 130 странами мира. Общий товарооборот составил 5 421.8 млн. ам. долларов, из этого объем экспорта составляет 2 550.6 млн. долларов, импорта - 2 871.1 млн. долларов.
    По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внешнеторгового оборота вырос на 1 831.4 млн. долларов, или на 51.0%, из этого объем экспорта увеличился на 872.3 млн. долларов, или на 52.0%, а объем импорта - на 959.0 млн. долларов, то есть на 50.2%.
    Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за январь-ноябрь 2010 достигло 320.5 млн. долларов, что против аналогичного периода прошлого года есть увеличение на 86.8 млн.долларов, или на 37.1%.
    94.8 процента всех видов экспортной продукции составляют минресурсы, трикотаж и трикотажные изделия, драгоценные и полудрагоценные металлы и ювелирные изделия.
    Г.Батцэцэг
ВВП

По паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2006 году. Прирост ВВП 7,5 %.

Сельское хозяйство - 20,6 %.
Промышленность - 21,4 %.
Услуги - 58 %.
Инфляция - 9,5 % (2005).

БЮДЖЕТ 2010 ГОДА

Бюджет Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда тугриков. Расходы - 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны - более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)

В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%

Как передало МОНЦАМЭ, по предварительным данным 2009 года, валовой национальный продукт страны составил 6055.8 млрд. тугриков (47-50 тугриков = 1 рублю) в годовом исчислении или 3564.3 млрд. тугриков в ценах 2005 года. По сравнению с прошлым годом данный показатель сократился в сопоставимых ценах на 1,6%.

Официальный индекс потребительских товаров и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.

В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.