Что не относится к обязанностям налогоплательщика. Права и обязанности налогоплательщика: основные понятия

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов установлены Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим, в чем между ними разница и что предусматривает НК РФ для этих категорий экономических субъектов.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ - как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица - ИП.

Обязанности налоговых агентов выполняют лица, которые должны удерживать и перечислять в бюджет налоги из доходов, выплачиваемых ими другим лицам в рамках договорных отношений. При этом неважно, являются ли сами агенты плательщиками этих налогов.

Нормы действующего законодательства дают возможность организации являться одновременно налоговым агентом и налогоплательщиком. В этом случае она приобретает права и несет обязанности, относящиеся к обеим категориям.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Статья 21 НК РФ содержит следующие основные права налогоплательщиков в Российской Федерации:

  1. Получать бесплатную информацию (в т.ч. письменные разъяснения) по законодательству о налогах и сборах и особенностях его применения.
  2. Пользоваться налоговыми льготами при наличии законных оснований.
  3. Получать различные формы рассрочки по уплате налогов, предусмотренные НК РФ.
  4. Проводить сверки расчетов совместно с налоговиками, а в случае обнаружения переплаты - провести возврат или зачет в установленный срок.
  5. При проведении выездных налоговых проверок – присутствовать, получать копии материалов проверки и участвовать в их рассмотрении.
  6. Лично представлять свои интересы, либо пользоваться услугами представителя (в частности - давать пояснения, связанные с расчетом и уплатой налогов, в т.ч. в рамках налоговых проверок).
  7. Требовать соблюдения законодательства и не выполнять незаконные распоряжения должностных лиц.
  8. Обжаловать указанные незаконные распоряжения или иные действия, если они имели место.
  9. Требовать сохранения налоговой тайны.
  10. В случае получения убытков от незаконных действий налоговых и иных контролирующих органов - возместить их в полном объеме.

Права налогоплательщиков обеспечиваются тем, что должностным лицам контролирующих органов закон определяет соответствующие обязанности.

Кроме прав налогоплательщик имеет и обязанности (ст. 23 НК РФ). В качестве основных можно выделить три обязанности налогоплательщика:

  1. Встать на учет в налоговых органах.
  2. Уплачивать законно установленные налоги и другие обязательные платежи.
  3. Вести налоговый учет, хранить соответствующие документы в течение 4 лет и своевременно предоставлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность .

Кроме того, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы информацию:

  1. О случаях участия в российских и иностранных организациях с долей более 10% (кроме ООО и хозяйственных обществ) - в месячный срок.
  2. О созданных обособленных подразделениях - в месячный срок, о закрытии «обособок» - в трехдневный срок.
  3. О ликвидации, реорганизации, банкротстве - в трехдневный срок.
  4. Иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (по запросу) - в пятидневный срок.
  5. Физические лица, владеющие объектами, облагаемыми транспортным налогом, налогом на землю или на имущество , и не получившие уведомления на уплату налога от ИФНС, обязаны сообщить налоговикам сведения об этих объектах до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом.

Права и обязанности налогоплательщиков НК РФ и другие нормативные акты увязывают с регламентацией деятельности налоговиков и иных уполномоченных органов. Таким образом, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов дополняют друг друга, образуя налоговую систему.

Права налоговых агентов и их обязанности

В общем случае налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты пользуются одними теми же правами.

Налоговый агент, определение которого говорит о «посреднических» функциях с точки зрения уплаты налогов, несет соответствующие обязанности (ст. 24 НК РФ):

  1. Удерживать налоги из доходов, подлежащих уплате налогоплательщикам, и перечислять их в бюджет.
  2. Вести учет по указанным выше суммам, в т.ч. в разрезе налогоплательщиков.
  3. В случае невозможности произвести удержание, письменно сообщить об этом налоговикам в течение месяца.
  4. Хранить документы по удержанным и перечисленным суммам в течение четырех лет и предоставлять их по запросу налоговиков.

Неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налогов влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаты, а также пени (ст. 123 НК РФ).

Вывод

Права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов изложены в части 1 НК РФ. Они с одной стороны обеспечивают поступление средств в бюджет, а с другой - позволяют защитить законные интересы плательщиков при взаимодействии с контролирующими органами.

Налогоплательщики в нашей стране обязаны соблюдать все правила, нормы и порядки налогового кодекса. Все права и обязанности плательщиков также прописаны в этом официальном документе.

Нарушение сроков уплаты пошлин, уклонение от уплаты или другие нарушения законодательства грозят штрафными санкциями и привлечением к ответственности, как административной, так и уголовной.

Частные лица и организации должны досконально знать все нормативные документы, которые регламентируют вопросы, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчётов в налоговую службу. Зная свои права и обязанности, налогоплательщики уберегут себя от проблем, которые могут возникнуть при нарушении налогового законодательства.

Кто является налогоплательщиком

Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.

Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.

Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:

  • граждан нашей страны;
  • граждан других стран;
  • лиц без гражданства.

На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.

Юридические лица

К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.

Юридические лица делятся на:

  • коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
  • некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.

Физические лица

Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:

  • НДФЛ;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество;
  • водный налог.

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:

  • торговый сбор;
  • пошлина на добычу полезных ископаемых.

Выбор системы налогообложения

Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:

  1. система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
  2. упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
  3. система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения.

Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

Правовая база

Статья 17 Налогового кодекса гласит, что элементами налогообложения являются:

  • плательщики налогов;
  • объекты взыскания налогов;
  • налоговая база;
  • период уплаты пошлины;
  • ставка по налогам и сборам;
  • правила начисления и расчёта налогов;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Под объектами взыскания налогов понимаются частные лица и организации, на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности производить уплату разного рода пошлин. К главным объектам относятся плательщики налогов.

Налоговый кодекс нашей страны не рассматривает филиалы и подразделения российских фирм объектами взыскания пошлин и налоговыми агентами. Ответственным лицом по уплате является головное предприятие в состав которого входит то или иное подразделение или филиал.

Обязанность по расчёту и уплате пошлин возложена на прямых плательщиков. Но в некоторых случаях, например, при начислении налога на доход частных лиц, расчёт и уплата возлагается на налоговых агентов. Иными словами, налог удерживается из заработной платы сотрудника, значит он является плательщиком данного вида пошлины. Но расчётом и перечислением занимается бухгалтер предприятия – налоговый агент.

Представительство в налоговых правоотношениях

Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

Отличительные особенности представительства:

  • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
  • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
  • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

  • представительство на законном уровне;
  • уполномоченное представительство.

Представительство на законном уровне

Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

Уполномоченное представительство

Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

Список обязанностей плательщика налогов достаточно обширен. Все частные лица и организации обязаны знать не только свои права, но и обязанности, которые на них возлагает налоговое законодательство. Ведь нарушение какого-либо пункта может грозить налогоплательщику серьезными штрафными санкциями.

Данный вопрос регламентирует статья 23 налогового кодекса. В ней говорится о том, что плательщики сборов и пошлин обязаны:


Кроме перечисленных обязанностей, частные лица обязаны сообщать в налоговую службу о имеющемся в собственности имуществе, а также обо всех доходах, которые он получает. Сокрытие такой информации приравнивается к уклонению от уплаты налогов и влечет за собой административные меры наказания, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

Права

Эту тему регламентирует статья 21 налогового кодекса. В ней чётко прописаны права частных лиц и организации в вопросах налогообложения. Плательщики любого рода пошлин и сборов в нашей стране имеют право:

  1. бесплатно получать в налоговой инспекции, в месте своего пребывания, любого рода информацию. Она может содержать данные о налогах, которые необходимо уплатить. Также могут получать информацию о расчете и начислении налогов и пошлин, порядке и сроках внесения платежей, правах и обязанностях и имеют право получить образцы налоговых деклараций и получить разъяснения по их заполнению;
  2. получить информацию в письменном виде по вопросам применения налогового законодательства;
  3. получать и использовать льготы, которые установлены налоговым законодательством;
  4. просить о рассрочке или отсрочке платежа согласно действующему законодательству;
  5. на возврат в установленные сроки сумм, которые были ошибочно уплачены, или если платёж превысил необходимый размер;
  6. вместе с налоговой службой осуществлять сверки по расчётам и налоговым документам и получать соответствующие акты с детальным описанием;
  7. лично или при помощи представителей защищать и представлять свои интересы;
  8. лично присутствовать при выездной проверке налоговиками;
  9. получать извещения об уплате налогов и данные о проведении разного рода проверок;
  10. опротестовать в установленном порядке неправомерные действия налоговой службы и акты о проведении проверок;
  11. получить возмещение понесенных денежных потерь, которые связаны с неправомерными действиями налоговой службы;
  12. участвовать в процессе рассмотрения данных по проверкам налоговой службы.

Плательщики сборов, пошлин и страховых взносов имеют те же самые права что и налогоплательщики.

Законодательство нашей страны предоставляет налогоплательщикам и налоговым агентам возможность обжаловать неправомерные взыскания налоговых органов и акты проверок. Обжалованию также подлежат действия или бездействия соответствующих органов, нарушающие права граждан.

Защита прав

Предусмотрены следующие варианты защиты прав для частных лиц и организаций:

  • защита на уровне президента;
  • защита в судебном порядке;
  • защита на административном уровне;
  • обращение в прокуратуру;
  • обращение в Конституционный и Мировой суд;
  • защита собственными силами.

Вариант защиты зависит от того, какого рода неправомерное действие, нарушающее права налогоплательщика, было совершено налоговыми органами. Обращаться необходимо в ту инстанцию, которая регламентирует правовые вопросы относящиеся к объекту правонарушения.

Существует несколько вариантов защиты прав:

  • признание действующего акта неправомерным;
  • признание актов, которые выполнены с грубейшими нарушениями, действий и бездействий правовых или иных органов недействительными;
  • наложение мер взыскания обязательных платежей и штрафов.

Способы защиты прав налогоплательщиков условно можно разделить на три категории:

  1. способы, которые целиком направлены на изменение или приостановление правоотношений, которые возникли между налоговой службой и основным плательщиком;
  2. способы, которые направлены на принуждения совершить определенного рода действия или принять соответствующие акты, восстановив таким образом права плательщика пошлин;
  3. способы, которые напрямую нацелены на обнаружения наличия или отсутствия спорных вопросов.

Ответственность

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны соблюдать все правила и нормы, которые предусмотрены налоговым законодательством. Чётко следуя букве закона, плательщики могут быть уверены в том, что со стороны налоговой службы к ним не возникнет никаких претензий.

За отступление от действующего налогового законодательства может грозить налоговая, административная и уголовная ответственность. Меру наказания определяет степень вины налогоплательщика и характер правонарушения. Чем серьёзнее нарушение, тем серьёзнее и наказание.

В случае, если плательщика привлекли к ответственности за совершение нарушения, связанного с уплатой пошлин, то это не освобождает его от обязательств в полном размере уплатить необходимые налоги с учётом пеней и штрафов.

Ответственности в этом вопросе можно избежать, если:

  • нет события налогового нарушения;
  • вина плательщика не установлена или отсутствует;
  • лицо, совершившее налоговое нарушение, не достигла возраста 16 лет;
  • истёк срок давности по привлечению лица к ответственности за налоговые правонарушения.

В нашей стране существует несколько способов призвания к ответу за нарушения налогового законодательства:

  1. ответственность на административном уровне;
  2. ответственность на уровне уголовного права;
  3. дисциплинарные взыскания;
  4. налоговая ответственность.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает в тот момент, когда плательщиком было совершено административное налоговое правонарушение. Данным нарушением является несоблюдение налогового законодательства, за которое предусмотрено административное наказание. Все эти нормы прописаны в законодательных налоговых документах. Там имеется список возможных правонарушений, в которых указаны меры наказания и привлечения к ответственности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – это самый серьёзный вид из всех перечисленных. Ей подвержены лица, которые нарушили налоговое законодательство в тех вопросах, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Она может быть наложена только в судебном порядке, после вынесения соответствующего приговора.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной относится ответственность служащего перед своим непосредственным работодателем. К ней относятся нарушения трудового распорядка и дисциплины, а также недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Отвечать за это работнику придётся перед своим начальником.

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность наступает тогда, когда налогоплательщик совершил какое-либо правонарушение, за которое в налоговом кодексе предусмотрено наказание и привлечение к ответственности.

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность - это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность упла­чивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевре­менно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке

Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что на­логоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязан­ность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объ­ектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчис­ляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на ос­нове данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подле­жащих налогообложению либо связанных с налогообложением.



Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в по­рядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как пра­вило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расхо­дов.

Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения дан­ных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предпри­ятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в на­логовые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обя­заны представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обя­заны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.

Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях деклара­ция может быть подана на дискете или ином носителе, допускаю­щем компьютерную обработку.

Налогоплательщик обязан также представить декларацию в ус­тановленный законом срок. По выбору налогоплательщика декла­рация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации являет­ся дата принятия отправления почтой

Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы на­логоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих осо­бого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установле­ния единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчерк­нул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплатель­щика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплатель­щик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).

Независимо от правильности заполнения декларации налого­вый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указани­ем даты принятия. В случае отправки декларации по почте под­тверждением ее представления является опись вложения с указани­ем даты отправки.

В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не пред­ставляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять нало­говым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законо­дательством о том или ином конкретном налоге (сборе).

Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в пол­ном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтап­но (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установлен­ных законодательством требований.

Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ дости­гать с финансовыми органами договоренности об изменении сро­ков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он опреде­ляется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.

Безнадежной считается задолженность, взыскание которой ока­залось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установ­ленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов со­ответственно (ст. 59 части первой НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. пе­ренос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налого­вом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихий­ные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоя­нии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип спра­ведливости, требующий учета платежеспособности лица, предопре­деляет право налогоплательщика в указанных и подобных им слу­чаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.

Данное право налогоплательщика связано с определением сро­ков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачи­вать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, приня­тым на основе и во исполнение закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также не­доимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При за­держке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Раз­мер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установ­ленном законодательством. Это означает, что до истечения уста­новленного законом срока уплаты налога налогоплательщик дол­жен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные де­нежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности от­деления банка - в кассу органа местного управления либо почто­вого отделения.

Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается приме­нительно к каждому налогу.

Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законода­тельства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устра­нить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщи­ком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, ауди­торов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов

НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искаже­ний) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налого­вых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при не­возможности определения этого периода коррективы вносятся в те­кущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).

f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вруче­ния ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности запол­нения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение пра­вил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 час­ти первой НК РФ).

Налоговые органы выявляют нарушения налогового законода­тельства в ходе проверок, других контрольных действий. Если про­веркой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответст­вующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обяза­ны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).

Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультатив­ные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить на­логи и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанно­стью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоот­ношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обя­занности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эф­фективной реализации налоговыми органами своих функций, пре­жде всего контрольных.

Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных На­логовым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.

Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщи­ка, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на ос­новании информации третьих лиц.

На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязан­ность в течение 10 дней после их государственной регистрации (по­лучения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.

Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпри­нимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких дей­ствий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, ре­гистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирую­щих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.

По общему правилу регистрация проводится в налоговом орга­не по местонахождению организации или по месту жительства гра­жданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регист­рацию и в других территориальных налоговых органах. Организа­ции обязаны встать на налоговый учет также и по местонахожде­нию их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

И в этих случаях регистрация организаций проводится на осно­ве подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе ин­формации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.

При постановке на учет каждому налогоплательщику присваи­вается единый идентификационный номер, который затем простав­ляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведе­ния о налогоплательщиках группируются в Едином государствен­ном реестре налогоплательщиков.

Своевременное и правильное выполнение налогоплательщика­ми обязанностей по налоговой регистрации достигается примене­нием санкций за нарушение сроков постановки на учет в налого­вом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).

Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщи­ка возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его на­логовому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.

НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случа­ях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта ин­формация предоставляется налогоплательщиком не по запросу на­логового органа, а по собственной инициативе. Установлены сро­ки представления указанной информации и ответственность за не­выполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).

Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложе­нием. Выполнение налоговым органом контрольных функций воз­можно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов нало­гоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщи­ков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесен­ных расходов, уплаченных налогов.

НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового пе­риода, к которому относится конкретный документ.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетно­сти в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хра­нения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).

Обязанность представлять налоговым органам документы и ин­формацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных ко­пий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).

Лицу может быть предъявлено требование представить имею­щиеся у него документы, содержащие сведения о другом налого­плательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязан­ность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необхо­димую информацию и документы в случаях и порядке, предусмот­ренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостовер­ными сведениями.

Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловли­вают обязанность представить документы. Поэтому указанное тре­бование остается декларативным.

Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавлива­ет, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной дея­тельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В частности, должностные лица налогового органа при проведе­нии выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принужде­ния. Такие меры могут быть правовосстановительными и кара­тельными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение нало­гоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также воз­мещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.

К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В По­становлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть ком­пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза­тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенса­цию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответ­ствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовре­мя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ори­ентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствова­ниям и уплачивать проценты по займам.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют ис­ключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

В противоположность правовосстановительным карательные ме­ры принуждения возлагают на нарушителей налогового законода­тельства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в примене­нии иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонаруше­ния - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.

Юридическая ответственность за нарушения налогового законода­тельства - это комплекс принудительных мер воздействия каратель­ного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Ответственность за нарушения налогового законодательст­ва - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько ви­дов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданская ответственность характерна для отношений юри­дически равных сторон. Налоговые отношения имеют государст­венно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имуще­ственная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмеще­ние убытков регулируется гражданским правом.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредст­венно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за на­рушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом ко­дексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые яв­ляются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополне­ниями) 1 .

Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обя­занностей причинен ущерб предприятию, то он несет материаль­ную ответственность за этот ущерб.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственно­сти может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюде­ния этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организа­ции нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, пре­дусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основа­ниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результа­те уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связа­ны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры администра­тивной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как са­мостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисцип­линарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно гово­рить только как о комплексном институте, объединяющем нормы раз­личных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоот­ношений

Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» при­меняют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущест­венной, денежной ответственности

Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые пра­вонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совер­шение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах, и ответствен­ность за их совершение»), являются мерами административной от­ветственности, которые применяются к налогоплательщикам, на­логовым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид администра­тивного правонарушения

При привлечении организации-налогоплательщика к админист­ративной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области на­логов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ

Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным право­нарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица

Характерная черта административной ответственности - при­менение административного наказания в качестве меры ответствен­ности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа

Специфических мер воздействия за нарушения налогового за­конодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного на­казания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правона­рушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1

Основные виды налогоплательщиков в РФ - это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица - на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги - соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, все организации и ИП должны сообщать в налоговую по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • о своем участии в российских организациях (кроме участия в хозяйственных товариществах и ООО), если доля прямого участия превышает 10%;
  • обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (кроме филиалов и представительств), об изменениях в сведениях о них, а также о подразделениях, через которые прекращается деятельность организации.

Другие обязанности налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и страховых взносов также установлены НК РФ.