Реформы витте кратко. Реформы С.Ю

Царское правительство(Николай 2) пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX-XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте, который много сделал для превращения России в индустриальную страну.

При нем был осуществлен ряд важных мер:

· развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа;

· введение винной монополии;

· государственное регулирование внутренней и внешней торговли;

· расширение частного предпринимательства;

· стимулирование иностранных капиталовложений;

· гибкое налоговое законодательство;

· укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля и т. д.

Витте были внесены предложения о разрушении крестьянской общины, об улучшении положения рабочих, но они не нашли поддержки. В начале XX в. в стране наблюдалось обострение социально- экономических и политических противоречий.

В 1894 – 95 гг. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль: в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.


Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян.. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Сергей Юльевич ВиттеСЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ
Сергей Юльевич Витте (18491915) - граф (1905),
российский государственный
деятель, почетный член
Петербургской АН (1893).
Министр путей сообщений в
1892, финансов с 1892,
председатель Кабинета
министров с 1903, Совета
Министров в 1905-06.
Инициатор введения винной
монополии (1894), проведения
денежной реформы (1897),
строительства Сибирской ж. д.

Задачи реформ

ЗАДАЧИ РЕФОРМ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ПООЩРЕНИЕ ВЫВОЗА
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕГ В КАЗНЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО
КАПИТАЛА В РОССИЮ

Реформы в налоговой системе

РЕФОРМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
В 1893 году доходы государства превысили расходы
на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть
достигнуто только благодаря увеличению налогов. В
частности, при Витте была окончательно отменена
подушная подать в земледельческих районах Сибири,
оборонная подать приняла форму раскладочного
налога. Но главное – Витте предпринял попытку
реформирования торгово-промышленного
обложения. Витте начал
реформу с того, что увеличил промысловый
налог с трёх процентов до пяти.
Доходы казны сразу увеличились
на 5 млн. рублей.

Введение винной монополии

ВВЕДЕНИЕ ВИННОЙ МОНОПОЛИИ
По инициативе Витте в 1894 году была введена
государственная монополия на торговлю крепкими
спиртными напитками. Основная суть питейной монополии
заключается в том, что никто не может продавать вино кроме
государства, производство вина должно быть ограничено
теми размерами, в каких его покупает государство, а
следовательно и теми условиями, на которых будет
настаивать государство. Реформа возымела положительный
результат.
При Витте винная монополия давала около
миллиона рублей поступлений в день и именно
при нем бюджет страны окончательно стал
строится на спаивании населения.

Реформы в железнодорожном хозяйстве

РЕФОРМЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
В 1889 г. было издано Временное положение о
железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное
дело было поставлено под государственный контроль. В
дальнейшем Витте публиковал новые редакции
положение и, маневрируя тарифными ставками, менял
направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи
экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые
отрасли промышленности от конкурентных импортных
товаров, то есть, поддерживая отечественного
производителя. Другое направление реформирования
железнодорожного хозяйства
при Витте – выкуп убыточных
железных дорог государством.

Денежная реформа

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА
Рубль стал одной из
стабильнейших валют мира.
Реформа укрепила внешний и
внутренний курс рубля,
улучшила инвестиционный
климат в стране,
способствовала привлечению в
экономику отечественных и
иностранных капиталов.
С началом Первой мировой
войны в 1914 обмен денег на
золото был прекращён; все 629
миллионов золотых рублей
исчезли из обращения.
Она способствовала
интеграции России в систему
мирового рынка.
Золотой империал 1897 года
1 рубль образца 1898 года

Реформы в сфере аграрного сектора экономики

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах
сельскохозяйственной промышленности, Витте
смог глубже осознать значение крестьянского
вопроса и возможности его решения. По
принятому на его заседании решению, царь
утвердил сеть созданных при нем губернских и
уездных комитетов.
Кроме отмены в 1903 году
круговой поруки за внесение
прямых налогов, Витте мало
что сделал на министерском
посту против общины.

Реформы в промышленности

РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
При нем к 1900 году были учреждены и
оснащены оборудованием 3 политехнических
института, 73 коммерческих училища,
учреждены или реорганизованы несколько
промышленно-художественных заведений,
в том числе знаменитое
Строгановское училище
технического рисования,
открыты 35 училищ
торгового мореплавания.

10. Результаты реформ

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ
В результате экономических реформ, проведенных
С.Ю. Витте, произошло не только укрепление
финансов и рубля, но и были созданы условия для
бурного промышленного подъема. Политика
ускоренного развития промышленности за счет
мобилизации внутренних ресурсов, привлечения
иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения
экспорта привела к увеличению промышленного
производства за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза.
Россия приблизилась к
индустриально развитым
странам.

11. Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Соболев М.Н. Таможенная политика России
во второй половине XIX в. Томск, 1911. С.
356.
2. Лутохин Д.А. Граф С.Ю. Витте как министр
финансов. Пг., 1915. С. 6.
3.Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич
Витте// Вопросы истории, №8, 1990.
4. Юровский Л. На путях к денежной
реформе", Москва, 1924 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Реформы С.Ю. Витте в налоговой системе. Введение винной монополии. Реформы в железнодорожном хозяйстве, сфере аграрного сектора экономики, промышленности. Денежная реформа и ее значение. Анализ результатов экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Николай II и его политика, преобразование России в конституционную монархию. Стабилизация финансовой системы страны. Реформы в аграрной сфере. Направления преобразований Витте, его деятельность как дипломата. Рабочее движение и Государственная Дума.

    реферат , добавлен 05.12.2013

    Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников. Состав кабинета министров. Деятельность Витте во главе Комитета министров. Замыслы С.Ю. Витте и их реализация. Реформаторская деятельность кабинета. Итоги реформ.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2007

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Преобразовательная деятельность С.Ю. Витте: ее экономическая платформа, основные направления, особенности проводимого курса, итоги. Реформы П.А. Столыпина: цели, сущность, противоречия. Базирование столыпинской аграрной реформы на прусском варианте.

    реферат , добавлен 09.01.2008

    Биографические данные о С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Различие пути во власть. Сходство их государственной карьеры. Политические взгляды этих государственных деятелей. Обзор реформирования в период их деятельности. Значение Витте и Столыпина для России.

    реферат , добавлен 16.12.2015

    С.Ю. Витте в плеяде выдающихся министров финансов России один из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.

    Для пореформенной России характерно развитие капитализма вширь. Экономика пореформенной России характеризуется многоукладностью. Большое значение имели и такие особенности экономики и социальных отношений в России, как активное государственное вмешательство в экономику и слабое развитие частной собственности.

    В 80-90‑гг. XIX в. был взят курс на модернизацию промышленности. Претворение его связано с реформаторской деятельностью И. Г. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.

    И. Г. Бунге (министр финансов 1881-1886), сторонник политики протекционизма (повышение таможенных пошлин), поддержки частных акционерных банков, реформирования системы налогообложения, ликвидации «временнообязанного» состояния (1881), создания Крестьянского банка (1882), отмены выкупных платежей (1885).

    И. А. Вышнеградский (министр финансов 1887-1892) продолжал политику протекционизма: принят новый Таможенный тариф (1891), повышены косвенные налоги, усилена роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства, подчинение частных железных дорог государству. Эти меры обеспечили устойчивость финансовой системы.

    С. Ю. Витте (министр финансов 1892-1903, председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров 1905-1906), сторонник ускоренного промышленного развития страны.

    Реформы Витте — попытка модернизации России

    1. Реформы в налоговой системе

    С. Ю. Витте предпринял попытку реформирования торгово‑промышленного обложения.

    В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли. 8 июня 1898 г. введен промысловый налог (основной и дополнительный). Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Был установлен государственный квартирный налог. В 1895 г. введена сахарная нормировка.

    1. Введение винной монополии

    В 1894 г. была установлена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. При С. Ю. Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день.

    1. Реформы в железнодорожном хозяйстве

    Еще в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Витте публиковал новые редакции Положения и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поддерживая отечественного производителя.

    Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при С. Ю. Витте — выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казны. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход. За 1890‑е годы были построены новые линии: Среднеазиатская, Пермь‑Котласская, Вологодско‑Архангельская, Транссибирская магистраль. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России, содействовало развитию тяжелой промышленности России.

    1. Денежная реформа

    1893 г. — установлены таможенные пошлины (1 коп. за 100 руб.), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами‑иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться.

    1897 г. — проведена финансовая реформа, суть которой заключалась во введении золотого обеспечения рубля и его свободной конвертации. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма.

    1898 г. — законодательно закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Реформа способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

    Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому способствовал и широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время пребывания С. Ю. Витте на посту министра их размер достиг 3 млрд руб. золотом.

    1. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики

    Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте утверждал, что суть крестьянского вопроса — в замене общинной собственности на землю индивидуальной, призывал к свободному выходу крестьян из общины. Кроме отмены в 1903 г. круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины.

    1. Реформы в промышленности

    Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. К 1900 г. были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений (Строгановское училище технического рисования), открыты 35 училищ торгового мореплавания.

    Нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (1903), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903).

    Итоги реформ Витте

    В конце 1890-х гг. С. Ю. Витте выступил за неограниченное привлечение иностранных капиталов в русскую промышленность и железнодорожное дело. Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он широко использовал исключительную экономическую силу власти. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.

    За неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался критике:

    — со стороны приверженцев реформ 1860-х гг., считавших, что индустриализация возможна только через перемены в государственной системе — создание настоящего («объединенного») правительства и введение правительственного учреждения;

    — в либеральных кругах «система» Витте воспринималась как «грандиозная экономическая диверсия самодержавия», отвлекавшая внимание населения от социально‑экономических и культурно-политических реформ.

    Мировой экономический кризис (1900-1903) резко затормозил развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие.

    В начале XX в. происходили существенные изменения в экономике страны. Россия вступала в стадию монополистического капитализма, хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Первые монополии в России возникли в конце XIX в., в 1900-1903 гг. начался их бурный рост. В это время оформляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической («Продамет») и угольной («Продуголь») промышленности, в транспортном машиностроении («Продпаровоз» и «Продвагон»), в металлообрабатывающей промышленности (военно‑промышленная группа Русско‑Азиатского банка). Сложились мощные банковские монополии. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско‑Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

    Особенности социального развития пореформенной России

    1. Политическое развитие страны определяло дворянство, представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Процессы капиталистического развития страны втягивали в свою орбиту и дворянство: дворянское предпринимательство росло не только в сфере сельского хозяйства, но и в промышленности, железнодорожном и банковском деле.
    2. Увеличивались численность и удельный вес городского населения. Крупная, средняя и мелкая буржуазия, а также наемные рабочие определяли социальный облик города к концу XIX в. Появляется городской люмпен‑пролетариат. В 1880-1890 гг. в наиболее крупных городах (Москве, Петербурге, Киеве, Риге) появились электрическое освещение, трамвай, телефон и другие технические новшества.
    3. По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны разделялось:

    — по сословному положению: крестьяне, мещане, потомственные и личные дворяне, купцы и почетные граждане, духовенство, «прочие» («инородцы», деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности);

    — по занятиям: сельскохозяйственное (77,2 %), торгово‑промышленное (17,3 %) и «непроизводительное» (5,5 %).

    1. Формируется промышленный пролетариат и промышленная буржуазия.

    Особенности рабочего класса на рубеже XIX-XX вв.:

    — формируются кадры постоянных рабочих, оторванных от земли и проживавших со своими семьями в крупных промышленных центрах;

    — увеличивается удельный вес потомственных рабочих;

    — значительная часть рабочих все еще сохраняет связь с землей, с деревней;

    — ядро пролетариата в пореформенную эпоху составляют наемные рабочие в крупных промышленных заведениях и на железнодорожном транспорте;

    — основным источником роста числа наемных рабочих в разных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в сфере услуг стал промышленный и сельскохозяйственный отход крестьян;

    — рост применения на фабриках женского и детского труда.

    Особенности формирования промышленной буржуазии:

    — из среды мелких товаропроизводителей выделялись представители торгового и ростовщического капитала;

    — рост промышленного капитала и промышленной буржуазии был связан с переходом от мануфактуры к крупной машинной индустрии;

    — социальной базой формирования промышленной буржуазии служили купечество, отчасти мещанство, но преимущественно представители разбогатевшего крестьянства. Известные династии русских фабрикантов: Гучковы, Коноваловы, Кокушкины, Кондрашевы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские — вышли из среды крестьянства;

    — в 1870-1880‑е гг. возникли организации русской буржуазии для защиты своих предпринимательских интересов: 1873 г. — в Петербурге «Совет съездов представителей коммерческих банков»; 1874 г. — в Харькове «Совет съездов горнопромышленников Юга России»; 1880 г. — «Совет съездов горнопромышленников Уральской области»; 1884 г. — в Баку «Совет съездов нефтепромышленников» и др. Эти союзы впоследствии послужили основой для формирования крупных монополистических объединений.

    1. Слабое развитие «третьего сословия» вследствие недостаточного развития в России частной собственности.

    Однако достигнутый уровень развития был недостаточен, не позволял российской промышленности успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада, а это означало отсутствие гарантий стабильности развития. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.

    Было очевидно, что противоречия между феодализмом и капитализмом будут нарастать.

    Сергей Юльевич Витте был одним из главных сторонников модернизационной политики России на рубеже веков. Имея блестящее образование, Витте около 20 лет своей жизни довелось работать с железными дорогами, где приобрел немалый опыт. Поэтому назначение его на пост министра путей сообщения в 1892 году не вызвало удивления. В том же году состоялось назначение Витте на пост министра финансов.

    Промышленная модернизация требовала огромных расходов. Поэтому Министерству финансов во главе с Витте приходилось проявлять недюжинную изобретательность. Косвенные налоги (т.е. налогообложение на сахар, спички, табак, керосин, оформление любых документов и пр.) возросли на 42,7%.

    По инициативе Витте в 1895 году была введена винная монополия . Основная масса производимого и продаваемого спирта и спиртной продукции сосредотачивалась в руках государства. Регламентировалось время и место торговли спиртным (палатки-«казенки»). Впрочем, частные лица также могли заниматься винокуренным делом и производством водки, но только по заказу государства и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление пива, браги и виноградного вина.

    Благодаря этой реформе в казну стали поступать огромные деньги: не менее миллиона рублей в день. В год, таким образом, в среднем в казну поступало 530-540 млн. рублей, обеспечивавших до ј бюджета. Современники справедливо называли тогдашнюю казну «пьяным бюджетом». Сам же Витте писал, что проводил реформу «с целью уменьшения народного пьянства».

    Следующим этапом деятельности Витте в бытность министром финансов стала денежная реформа . Бумажный рубль деноминировали на треть, но зато теперь его можно было обменять на золото. По закону 1895 года все сделки должны были оплачиваться либо золотом, либо бумажными рублями по их курсу к золоту на день платежа. Старые золотые монеты обменивались по курсу в соотношении 10 старых рублей = 15 новых и 5 старых=7,5 новых. Завершающим этапом реформы стал закон 1897 года, по которому Госбанк имел право на эмиссию денежной массы в размере не более 300 млн. рублей. Таким образом, девальвация рубля на 1/3 и ограничение денежной эмиссии обеспечили все имевшиеся в обращении бумажные банкноты золотым запасом страны. Россия получила стабильную устойчивую валюту европейского уровня. Это вызвало настоящий взлет банковского дела. Введение золотого стандарта способствовало притоку иностранного капитала, способствовавших развитию промышленности. За пять уходящих лет девятнадцатого века сумма иностранного капитала в России возросла с 200 до 900 млн. рублей. За их счет было покрыто около 40% вложений в промышленность, а сам рубль превратился в конвертируемую валюту. С.Ю. Витте получил славу защитника российского рубля.

    Благодаря деятельности Витте велось активное железнодорожное строительство . Министерством финансов применялся такой метод привлечения средств на строительство железных дорог и предприятий соответствующих отраслей, как государственные займы у банков и населения. Получение доходов от этого гарантировалось государством. Протяженность железных дорог при Витте увеличилась с 29 до 59 тысяч верст.

    Также Витте проводил политику протекционизма . Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса.

    Большую пользу казне принесло повышение цен на товары массового спроса. А в 1898 был утвержден закон, по которому размер налогообложения определялся по производственной мощности предприятия, а не по принадлежности его владельца к той или иной гильдии. В это же время Россия берет крупные заграничные займы, становясь страной-должником. Задолженность перед Западными государствами достигла более, чем 1 миллиарда рублей.

    Благодаря деятельности Витте произошел резкий скачок в промышленности, начался промышленный подъем, а российский рынок постепенно интегрировался в общемировой. Однако экономический кризис 1900-1903 гг., тесно связанный с европейским денежным кризисом 1899 года, сильно снизил темпы промышленного роста. Кризис выразился в падении цен на основные виды производимой продукции, из-за чего потеряло рентабельность и было закрыто 4 тыс. предприятий, а десятки и сотни тысяч рабочих оказались на улице. Витте был обвинен в разрушении российских хозяйственных устоев и распродаже России иностранным банкам, а затем отправлен в отставку в августе 1903 года.

    Каковы же итоги проведенных Витте реформ? Их следует разделить на положительные и отрицательные.

    К положительным следует отнести в первую очередь огромный промышленный и конкурентоспособный (за счет политики протекционизма) потенциал, который получила Россия. Благодаря нему Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль. Возникали новые и современные отрасли производства. Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство. Кроме того, Россия наконец-то сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций. Нельзя не отметить и положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.

    Но вместе с тем все эти реформы имели и оборотную сторону. Отрицательные последствия здесь следующие.

    Если взять введенную винную монополию, то из-за нее началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки-«казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.

    Если взять стремление Витте поддержать российскую модернизацию, то надо помнить и о том внешнем долге, который получила Россия. Кроме того, интегрирование России в мировой рынок в итоге стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг.

    Отрицательным последствием стала и некоторая зависимость промышленности от иностранного капитала, а также зависимость российского экспорта и, соответственно, доходов от зарубежных рынков.

    Кроме того, на вновь открывающихся предприятиях применялся труд многочисленных рабочих, до которых не было дела ни государству, ни владельцам предприятий. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее - все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А любой кризис мог привести к закрытию предприятия и как следствие к увольнению рабочих, из-за чего запросто могло вспыхнуть «пламя революционного движения». Но государству вместо экономических методов борьбы с трудным положением рабочих было проще применять свои старые методы: бюрократическую волокиту и вооруженное подавление забастовок и стачек. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.

    И все же главный итог реформ Витте - это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу. И этот вывод впоследствии подтвердило время: те последующие министры финансов (Э.Д. Плеске и В.Н. Коковцов), сменившие Витте, уже не думали о каком бы то ни было дальнейшем промышленном развитии России, а целиком сосредоточились на финансировании русско-японской войны и предотвращении финансовой катастрофы.