Занятость населения Китая в промышленности? в сельском хозяйстве? Шпаргалка: Занятость и безработица в Китае, Японии и России Занятость населения китая в процентах.

С января по сентябрь текущего года количество работающего в китайских городах населения увеличилось на 10 млн 660 тыс человек. Это означает, что установленная в начале года цель годового увеличения занятости в городах на 9 миллионов была достигнута досрочно. Об этом на днях сообщил официальный представитель Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Инь Чэнцзи на очередной пресс-конференции.

Директор исследовательского института Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Мо Жун отметил, что большой масштаб китайской экономики обеспечил стабильность уровня занятости даже в условиях замедления экономического роста.

"В 2012 году общий объем китайской экономики превысил 50 трлн юаней, и даже при 8-процентном росте ВВП, прирост составит 4 трлн юаней, -- сказал Мо Жун. -- А при объеме экономики в 40 трлн юаней для достижения прироста в 4 трлн необходим 10-процентный рост ВВП".

С увеличением объема экономики, даже при снижении темпов роста, прирост занятости будет оставаться стабильным.

Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Синь Чансин подчеркнул, что оптимизация экономической структуры также расширила возможности трудоустройства. С точки зрения отраслевой структуры, наиболее велик потенциал трудоустройства в сфере услуг. В третьем квартале текущего года этот сектор китайской экономики вырос на 8,4 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив показатели роста сельского хозяйства, промышленности и ВВП. Общий объем добавленной стоимости сферы услуг также превысил промышленный сектор, что активно стимулировало занятость.

Кроме того, начало проведения в этом году децентрализации системы органов управления, уменьшения вмешательства государства в экономику и других реформ способствовало бурному развитию частного сектора экономики с приростом занятости. В первом полугодии было зарегистрировано 985,3 тыс новых частных предприятий /увеличение на 8,59 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года/. Число зарегистрированных за первые 6 месяцев это года индивидуальных торгово-промышленных хозяйств достигло 3 млн 895,8 тыс /увеличение на 7,26 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года/. Благодаря этому было создано большое количество рабочих мест.

Синь Чансин сказал, что согласованное развитие экономики регионов также способствует увеличению занятости населения. Что касается региональной структуры, то в наиболее развитом с точки зрения занятости населения восточном регионе экономика была достаточно стабильной. Уровень занятости в городах здесь повысился на 5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост занятости в западных и центральных районах страны хотя и замедлился, но все же повысился по сравнению с прошлым годом на 1 и 6 проц соответственно.

"Структурные противоречия являются главной проблемой занятости населения в Китае, -- заявил Мо Жун. -- Особенно это стало заметно в текущем году: студенты не в состоянии найти работу, а предприятия -- квалифицированных работников".

По мнению специалистов, в последние годы структурные противоречия привели к тому, что выпускники некоторых специальностей столкнулись с перенасыщением рынка, предложение превысило спрос. Это может повлечь снижение заработной платы.

Перенасыщенность китайского рынка труда рабочей силой -- еще одна из существующих проблем. Синь Чансин заявил, что, начиная с 2012 года, количество трудоспособного населения уменьшилось более чем на 3 млн, однако это только что начавшееся снижение после достижения пика. Количество рабочей силы все еще велико. Согласно прогнозу, примерно к 2030 году число рабочей силы достигнет постоянного уровня в более чем 800 млн человек.

По мнению специалистов, у Китая уже есть определенный опыт по обеспечению работой уволенных с госпредприятий, и на сегодняшний момент основной задачей должно стать решение проблемы трудоустройства студентов.

Инь Чэнцзи сказал, что в настоящее время основным направлением работы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения является предоставление услуг по трудоустройству безработных выпускников вузов, регистрация желающих трудоустроиться выпускников вузов,консультирование.

Он также отметил, что в следующем году трудоустройство выпускников вузов по-прежнему останется приоритетной задачей работы Министерства.

В то же время, Мо Жун обратил внимание на то, что для урегулирования структуры занятости необходимо в первую очередь развивать стратегически важные новейшие отрасли, создавать новые возможности для роста занятости, усиленно развивать передовые производственные отрасли и производство с применением новых высоких технологий, создавать современную сферу услуг, современное сельское хозяйство и др., разрабатывать более приспособленные для молодежи, особенно для выпускников вузов, программы трудоустройства.

С другой стороны, необходимо развивать систему профессиональной подготовки, пересмотреть кадровую структуру. В настоящее время спрос на студентов профессиональных академий и технических училищ очень высок, так что предприятиям приходится "бронировать" специалистов еще во время их обучения. Это свидетельствует о том, что предприятия нуждаются в большом количестве квалифицированных кадров, а значит, необходимо создать больше профессиональных училищ, готовить больше квалифицированных кадров. -0-

Глава 17. Структура занятости (Хуа Иньчан)

Эволюция структуры занятости

Эволюция структуры занятости в Китае в целом характеризуется следующими чертами:

1. Абсолютный рост и относительное сокращение занятых в сельском хозяйстве. Численность занятых в сельском хозяйстве страны возросла со 173,17 млн. в 1952 г. до 294,26 млн. человек в 1978 г., т. е. на 70%. Однако удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 84% в 1952 г. до 74% в 1978 г., т. е. на 10%. Среднегодовое сокращение составило 4‰ по сравнению с 5‰ в среднем по миру. Такой темп нельзя признать быстрым.

Условием перемещения рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли является повышение в больших размерах производительности сельскохозяйственного труда. В Китае стоимость валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной каждым сельским тружеником, с 1952 по 1978 г. увеличилась только на 35%. В условиях сравнительно низкого уровня производительных сил в сельском хозяйстве темпы перемещения рабочей силы из сельского хозяйства не могут быть быстрыми, иначе в народном хозяйстве страны возникнут диспропорции. В 1958 г. наблюдался стремительный рост численности рабочих и служащих в секторе общенародной собственности (на 20,8 млн. человек). Значительное количество рабочей силы было отвлечено из сельского хозяйства на выплавку чугуна и стали и крупномасштабное капитальное строительство в деревне. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 81,2% в 1957 г. до 58,2%, что вызвало нехватку рабочей силы в сельском хозяйстве, привело к резкому сокращению сельскохозяйственного производства и большим трудностям в снабжении городов. Государству пришлось в 1961 г. сначала сократить численность рабочих и служащих и, мобилизовав около 20 млн. рабочих и служащих, направить их в сельскохозяйственное производство, выправив тем самым трудную экономическую ситуацию того времени.

2. Сравнительно большой не только абсолютный, но и относительный рост занятых в промышленности, особенно в тяжелой. Количество трудящихся, занятых в китайской промышленности (включая рабочих и служащих, занятых на промышленных предприятиях общенародной и коллективной форм собственности в городе и деревне), выросло с 12,4 млн. в 1952 г. до 50,08 млн. человек в 1978 г., т. е. в четыре раза. Удельный вес тружеников промышленности в общем количестве занятых также повысился - с 6% в 1952 г. до 12,6% в 1978 г.; число занятых в тяжелой промышленности выросло с 3,72 млн. до 31,83 млн. человек, т. е. в 8,5 раза, в легкой промышленности - с 8,74 млн. до 18,25 млн. человек, т. е. в 2,2 раза. Это вызвало изменения внутриотраслевой структуры промышленности, соотношение по занятым в тяжелой и легкой промышленности изменилось с 30: 70 в 1952 г. на 64: 36 в 1978 г., т. е. стало фактически обратным.

По мере развития промышленности, естественно, происходит постепенный рост количества занятых в промышленности, и в еще большей степени - в тяжелой. При этом, однако, должно быть гарантировано непрерывное повышение производительности труда. Среднегодовой прирост производительности труда на промышленных предприятиях общенародной формы собственности с 1950 по 1978 г. составил 4,6%, в этот период было 10 лет, когда он снижался. Производительность труда в некоторых отраслях тяжелой индустрии, например металлургической и угольной, на протяжении 10-20 лет находилась в состоянии полного застоя; по сравнению с другими странами отличия здесь весьма велики. Отрасли тяжелой промышленности поглотили огромное количество финансовых, материальных и трудовых ресурсов, но не смогли обеспечить повышения производительности труда.

3. Занятость в капитальном строительстве, на транспорте, в связи, городском коммунальном хозяйстве росла разными темпами. Численность рабочих и служащих в государственном капитальном строительстве увеличилась с 1,04 млн. в 1952 г. до 5,83 млн. человек в 1978 г., их удельный вес в общем количестве занятых в государственном секторе вырос с 6,6 до 8,9%, занятых на государственном транспорте и в связи - соответственно с 1,13 млн. до 4,1 млн. человек, их удельный вес в общем количестве государственных рабочих и служащих снизился с 7,1 до 6,3%, занятых в городском коммунальном хозяйстве общенародной собственности - с 40 тыс. в 1952 г. до 780 тыс. в 1978 г., а их удельный вес в общем количестве занятых в общенародной собственности также повысился - с 0,3 до 1,2%.

4. Количество занятых в сфере торговли и услуг, науки, культуры, образования, здравоохранения, финансов при абсолютном росте относительно сокращалось. Количество рабочих и служащих, занятых в сфере торговли, питания, услуг, выросло с 2,92 млн. в 1952 г. до 7,84 млн. человек в 1978 г., т. е. в 2,7 раза, но их удельный вес в общем числе государственных рабочих и служащих снизился с 18,5 до 11,9%, занятых в отраслях науки, культуры и образования, здравоохранения - соответственно с 2,39 млн. до 8,44 млн. человек, т. е. в 3,5 раза, однако их удельный вес в общем числе рабочих и служащих, занятых в сфере общенародной собственности, сократился с 15,1 до 12,9%, занятых в сфере государственных финансов - с 340 тыс. в 1952 г. до 380 тыс. человек в 1978 г., т. е. на 12%; их доля в общем числе рабочих и служащих, занятых на предприятиях общенародной собственности, сократилась с 2,2 до 0,6%.

Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица

Несмотря на все подъемы и падения китайской экономики в последние десять лет, ее официальная безработица остается поразительно стабильной. Под словом "поразительно" имеется в виду "невозможно поверить". Сегодня зарегистрированный уровень безработицы в городах Китая всего 4,1%.

Столь низкую цифру можно было бы, конечно, объяснить мощью экономики Поднебесной, но проблема в том, что этот уровень не меняется с конца 2010 г. Более того, он сохраняется примерно в тех же рамках (4-4,3%) с 2002 г., в том числе во время глобального финансового кризиса.

Между тем, новое исследование утверждает, что реальный уровень безработицы в Китае может быть более чем в два раза выше официального показателя. В своей работе для Национального бюро экономических исследований США (NBER) Фенг Шуажанг из Шанхайского университета финансов и экономики и Хю Йингао и Роберт Моффитт из Университета Джона Хопкинса определили альтернативную цифру на основе данных государственного жилищного опроса.

Ученые полагают, что средний уровень безработицы в Китае с 2002 по 2009 гг. был 10,9%, или почти на 7 процентных пунктов выше, чем официальный показатель за тот же период, пишет британский журнал The Economist.

Однако можно ли доверять названной учеными цифре? Исследование NBER опирается на данные жилищного опроса, который проводит Национальное бюро статистики КНР во всех больших и малых городах страны (что, в принципе, делает его репрезентативным и заслуживающим доверия).

Кстати, их индекс безработицы более волатильный, чем официальный, что точнее отражает экономические циклы Китая.

Но если никто не верит в официальные данные о непоколебимом уровне безработицы в 4,1%, то и заключение ученых о том, что Китай страдает от хронической безработицы выше 10%, также вызывает скептицизм.

Авторы исследования признаются, что в их работе имеется значительный пробел данных. Жилищный опрос включает лишь тех людей, которые имеют хукоу, или документ, разрешающий проживать в городе (своего рода прописка), и, таким образом, не учитывает десятки миллионов сельских мигрантов.

Так, например, в Шанхае 14 млн жителей имеют хукоу, а еще 10 млн человек живут и работают в крупнейшем городе страны без каких-либо разрешительных документов.

Есть еще одна причина поставить под сомнение безработицу в 10,9%. Этот уровень, по версии ученых, был тогда, когда темпы роста китайской экономики превышали 10%, а ежегодный рост зарплат в городах составлял 15%. Маловероятно, что при таком активном росте зарплат могла существовать высокая безработица.

Итак, какова же реальная безработица в Поднебесной? Для ее определения можно воспользоваться проверенным методом измерения безработицы в развитых экономиках (соотношение количества соискателей работы и всего трудоспособного населения).

Министерство людских ресурсов и социальной безопасности КНР ежеквартально публикует данные городских центров занятости.

Если использовать эту методику, то сегодняшний уровень безработицы в Китае составляет 5,1%. Это цифра точнее отражает ситуацию на рынке труда, но и она, скорее всего, неполная: китайские власти сообщают статистику лишь из 31 крупнейшего города страны.

Кроме того, следует помнить, что далеко не все соискатели работы обращаются за помощью в официальные центры занятости.

Имеется еще один нюанс, который характерен для Китая. В последнем исследовании Международного валютного фонда отмечается, что китайская экономика искусственно создает впечатление стабильности на рынке труда.

Государственные компании, как правило, не увольняют сотрудников во время экономического спада, так как имеют четкую политическую установку властей: сохранение социальной стабильности в обществе намного важнее прибыли.

Кроме того, сельская местность до сих пор остается своего рода "защитным клапаном" для мигрантов, потерявших работу в городах в период спада. Китайские СМИ подсчитали, что во время финансового кризиса 2008 г. около 45 млн человек вернулись в свои сельские дома, что, безусловно, снизило давление на рынок труда в городах.

Вся эта неразбериха со статистикой не стоила бы внимания, если бы уровень безработицы не являлся чрезвычайно важным экономическим индикатором. На фоне замедления темпов роста Китая и отчаянных попыток китайского правительства стимулировать экономику недостаток информации об истинном положении дел на рынке труда становится серьезной проблемой.

Как недавно заметила газета Financial Times, пришло время, когда Пекин, наконец-то, должен нанять армию экспертов, которые бы подсчитали истинное количество безработных в Китае.



Занятость и безработица в Китае, Японии и России



Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае


Развитие системы социального обеспечения напрямую связано с безработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенное население». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые на государственных предприятиях и соответственно не получающие никакой поддержки в случае увольнения или наступления нетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3) сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в «системе (государственных) предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования, следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охвачены ею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыре уровня:

1. Социальное страхование по безработице, по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельным слоям населения. Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточного минимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическое формирование началось во время седьмой пятилетки 1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемы соцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов. «Положением о страховании по безработице», «Временным положением о взносах социального страхования», «Положением о прожиточном минимуме жителей городов» была сформирована юридическая база системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкое подразделение на работников государственных и негосударственных предприятий. Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охвачены не только государственные предприятия, но и 51,5% предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видов собственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано 174 млн. человек, из них работающие составляют 131 млн. человек, пенсионеры около 43 млн. В 1998 г. это было 85 млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятий своевременно и в полном объеме получали пенсии по старости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складывается из взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платы самого работника. Сумма пенсии зависит от места работы, постановлений местных правительств. Работники закрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточным минимумом местной администрацией.

Пособие по безработице выдается официально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поисках работы. Пособие по безработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточного минимума, самый длительный срок получения пособия по безработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городе распространилась на 103 млн. человек (в 1998 г. этот показатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондов накопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фонда заработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн. человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников, имевших базовое медицинское страхование, составляла меньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введена только для городских жителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. В соответствии с обменным курсом он должен быть около 250 юаней в месяц на человека. По паритетам покупательной способности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13 млн. человек по всей стране были обеспечены пособием прожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн. человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Для сравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточного минимума дифференцирован по различным городам. В 1993 г. Шанхай первым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалось малообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человека составляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кроме Чунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет 200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах 23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, в городах уездного уровня - 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главные из которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один из важнейших критериев состояния общества, следовательно и экономического развития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоит серьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий в масштабах всей страны.



Новое на рынке труда и в управлении рабочей силой в Японии


Те огромные изменения, которые произошли в экономике Японии в течение XX века, казалось, совсем не затронули область труда и трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесь находились в зачаточном состоянии. Крупный бизнес по существу монополизировал значительную часть рабочей силы, как бы «закрыл» ее от внешнего мира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствием пожизненного найма стала разделенность рынка труда на две части - закрытую и открытую, в пределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точки зрения стабильности найма. На закрытом рынке мобильность рабочей силы осуществляется в пределах системы управления каждой фирмы. В силу значительной взаимосвязанности крупных японских компаний эти системы взаимодействовали друг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и средний бизнес. Здесь рабочая сила не была столь строго привязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельных компаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынка труда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда, также попадал в сферу влияния крупного. Несмотря на значительные различия и существование между этими двумя частями рынка труда вполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собой своеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийное положение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытый рынок, были обеспечены разнообразные привилегии и, прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированное положение закрытого рынка по отношению к открытому, доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государство практически никогда не вмешивалось. До сих пор здесь действуют особые системы трудоустройства и профессионального обучения, которые контролируются самими компаниями. Открытый рынок труда, напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так, государство «из-за потенциальной возможности значительных злоупотреблений» не допускало частный бизнес в область трудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке, и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное право на посреднические услуги в области трудоустройства принадлежало государственной службе занятости (Public Employment Service Office - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжал представлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийного труда, для которого были характерны специфические формы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-е и, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономического положения в стране и с возникновением угрозы повышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочих мест. Эта форма занятости постепенно приобретала среди женщин особую популярность. К концу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятых работников, что составляло примерно 12% от общей численности лиц наемного труда. В общем числе частично занятых около 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагались также и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятость получила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большой гибкостью и могла быстро реагировать на еженедельные и даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда. Однако постепенно спрос на частичную занятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, даже высокотехнологичные отрасли промышленности и производства, а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятых появляются специалисты с высшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыков и подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичной занятости в Японии, связана с продолжительностью рабочего времени. В отношении частично занятых приемлема обычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам, что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одного из обязательных условий найма. Такое положение практически размывало суть самого понятия «частичная занятость» и стирало принципиальные типологические отличия этого явления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практически все фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, что автоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений, весьма распространенных в японских фирмах в отношении постоянного персонала и составляющих до 50% в общей сумме его заработка. Наоборот, здесь наблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компании проявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровня оплаты труда частично занятых все компании согласовывали друг с другом, что превращало работодателей на рынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальном договоре, и дискриминационные условия использования их труда сочетались с лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенных постоянным работникам.

В настоящее время условия функционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой на собственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - два десятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящие структурный, непреходящий характер и вызывающие кардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этих факторов - перестройка производственно-экономической структуры в условиях глобализации экономики, формирование информационного общества, быстрое старение населения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновение новых качественных характеристик рабочей силы, усилившийся переход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии в качестве самостоятельного субъекта трудовых отношений все более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник, пытающийся противопоставить свои интересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже не связывает всю свою трудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своими функциями, деятельность PESO во многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящее время даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка труда друг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка, поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытый рынок труда. Все больше и больше предприятий и наемных работников переставали обращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, в том числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнению специалистов, должна была оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковой организовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда и обеспечивать помощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решено проводить поэтапно, чтобы радикальная перестройка существующей системы трудоустройства не привела к ее полному разрушению. На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочей силы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройством населения. На основании специально выдаваемого разрешения или путем подачи отчета инспекционной службе Министерства труда такие компании получали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем с последующим предоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условиях поднайма через лизинговые предприятия не ограничивались. Это повышало статус нанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влияло на их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченный срок трудового договора автоматически давал право на страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенное законом, отличалось в лучшую сторону от положения соответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР) получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлого столетия. В отличие от Японии там этот бизнес практически не ограничивается законодательством с точки зрения охвата им рынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться в Японии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов 1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу как средство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольно развитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределах закрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе, «делегирование» кадров из одних секторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, в другие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер. Эти перемещения не ограничивались рамками головной компании, а распространялись на все ее филиалы и даже на субконтракторов. Основной причиной такого явления было стремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своего кадрового ядра в условиях низких темпов роста и структурной перестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынок квалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях. После легализации деятельности частных агентств по трудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немало способствовало ухудшение социально-экономической ситуации. Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственный контроль за исполнением этого запрета. Рост безработицы среди служащих крупных компаний, особенно среди лиц средних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она стала рассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японского правительства по дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкому кругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишь некоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, со строительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензий был существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этих предприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениям со стороны Министерства труда. За нарушение установленного порядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательство в 1999 г., для развития открытого рынка труда считаются настолько большими, что часто называются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены на дерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты. Полная либерализация рынка труда, снявшая все ограничения на деятельность коммерческих агентств по трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, была достигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентства принимают на себя расходы по подбору кадров, их обучению и социальной защите, компании, прибегающие к лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочую силу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти на треть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал, полученный через лизинг, в целях, уже напрямую связанных с решением основных и специализированных задач. По данным Министерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качестве основных причин, по которым они используют временный персонал, называли стремление иметь под рукой достаточно компетентных работников для исполнения основных (39,6% ответа) и специализированных функций (25,9% ответа). Это свидетельствует о том, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно перед компаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этот персонал точно так же, как и основной контингент, т.е. как равноценный объект управления, обладающий высоким уровнем трудовой мотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу два работодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимает человека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другой работодатель (производственная, торговая или другая фирма) берет его у агентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Поскольку управленческие функции по условиям действия такой модели дублируются двумя не связанными между собой работодателями, во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временным персоналом, имеет прямое отношение к срокам его использования. Как известно, с временным персоналом в Японии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строго установленным сроком действия. Имея в виду, что рано или поздно такой персонал будет уволен, работодатель (в данном случае оба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него. В результате, какую бы ценность собой ни представляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия, которые возникают в результате ее двойного подчинения, не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменно отражается на эффективности управления временным персоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляются требования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют ему исполнять производственные задачи, более или менее общие для широкого круга компаний. Второй уровень предполагает, что работник может выполнять работы, специфичные для какого-то конкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Эта квалификация требует детальных знаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Для обретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться к комплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японских компаниях уже во многом организуется на тех же принципах, что и во всем мире. При исчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных для Японии факторов, как возраст и стаж работника. На первый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процесс стимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценки вложенного труда по совокупности влияющих на него факторов, с одной стороны, и вознаграждения по результатам этой оценки - с другой. Трудовая мотивация персонала в условиях такой системы стимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения, но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего на уровень оплаты.

В сложившейся системе стимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввиду наличия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда были разделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниям и видам работ осуществляют агентства по трудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного труда осуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесь возможно отследить поведение работника в процессе труда, оценить его отношение к нему, с наибольшей точностью определить меру этого труда и получить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения о результатах оценки труда работника фирма подает в агентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулировании его труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеме стимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может не отражаться самым пагубным образом на трудовой мотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовой отдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующее вознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновление трудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, они постепенно теряют интерес к труду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригодными к исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взгляд ряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороны бизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности на современном этапе, они призывают видеть в открытом рынке труда постоянный и надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворения новых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы в Японии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличия многих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структур по трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры со стороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.


Перспективы развития российского рынка труда и пути усовершенствования его функционирования


В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на оптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны на ступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целом и отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, что привело к возникновению ряда проблем.

Безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социального страхования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице, повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря о функционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышения доли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынка труда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточно эффективной работы службы занятости наблюдается рост численности незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменить политику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Прежде всего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотя в настоящее время для нашей страны одним из главных требований при трудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастую является преградой в поисках работы.

Список литературы

1. Макарова Э. А. Социальное обеспечение // Труд за рубежом. 2007. № 4(76).

2. Макарова Э. А. Занятость и безработица // Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. Аюшиева Е.Б. Реформа социальной сферы: проблемы и последствия реализации // Труд и социальные отношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А. Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А. Рынок труда в Японии // Труд за рубежом. 2007. № 3(75).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.