Инвестиции в возобновляемую энергетику грузии. Электроэнергетика грузии в мгк Энергетика грузии

Энергетика

С неэффективностью энергетического сектора многие годы сталкивался каждый житель страны. Рассказывает политолог Александр Рондели: «17 февраля 2000 года у меня был тяжелейший инфаркт. Половина четвертого утра. На улице минус девять. Света нет, газа нет, тепла нет, вода только была (хотя и не всегда, потому что насосы отключали). Как в ледяной могиле. На мне два одеяла, пальто. Открыл окно, стучу, зову на помощь. Наконец, с седьмого этажа кто-то пришел со свечками. Приехала “скорая помощь”, сделали кардиограмму, и стало понятно, что нужно ехать в больницу. Но в больницу ехать невозможно: третий этаж, дом старый – довольно высокие этажи, лифт не работает, а в моем состоянии надо лежать. И вот до вечера, до девяти часов, пока свет не включили, меня не могли трогать. И только в половине десятого я оказался в больнице. Еле-еле откачали…»

При советской власти проблем с электроэнергией в Грузии не было. Полноводных рек на территории республики предостаточно, но грузинская энергосистема, естественно, была полностью интегрирована в общесоюзную сеть, и цель автономного обеспечения не ставилась. Свет если и отключали, то в небольших городах и селах на полчаса в последние дни декабря, что объяснялось стремлением энергетиков получить премии за экономию по итогам года.

Положение изменилось в 1993 году. Очевидец вспоминает:

В один из январских дней столица Грузии осталась без света и газа. Можно представить себе шок людей, абсолютно не подготовленных к подобному развитию событий. Это уже потом появятся турецкие газовые фонари, движки, аккумуляторы, баки для воды и прочие микроинфраструктурные прелести. Повезло тем, у кого были керосинки, ну а другие, самоорганизовавшись, вышли во дворы, нарубили дров и стали готовить еду, чтобы накормить детей. Сразу же появились перебои с хлебом и выстроились огромные очереди… Первые массовые выступления в столице Грузии начались осенью 2000 года, когда население перекрыло улицы с требованием «света и тепла». По сути, это были первые массовые выступления после начала девяностых. Правительство отреагировало почти мгновенно: уже со следующей весны перебои с электроэнергией в столице Грузии прекратились, правда, вся остальная Грузия так и оставалась без света.

Реформировать энергетику в Грузии пытались еще в начале 1990-х годов. Тогда попробовали адаптировать европейский образец, для чего законодательно ввели запрет на вертикальную интеграцию и прямые договоры между участниками рынка.

В Великобритании, где при Маргарет Тэтчер была разработана эта схема, есть общий пул, откуда участники черпают электроэнергию и за это платят деньги. Однако в Грузии с ее низкой дисциплиной сборов, экономически необоснованно низкими тарифами, сильной политизированностью этого вопроса и эндемичной коррупцией механизм не сработал. Вспоминает Александр Хетагури, министр энергетики с 2007 года:

Из-за неплатежей, из-за низкого тарифа, который не покрывал всех затрат, все гидростанции пришли в негодность. Невозможно было окупить стоимость топлива на теплоэлектростанциях, собираемость платежей была в среднем около 30 процентов, накапливались долги. Из-за долгов теплоэлектростанции останавливались. В результате началась цепная реакция, электричество в регионах включали лишь на восемь часов, а в самом Тбилиси – на 16–18 часов в день. Были регионы, где на протяжении двух-трех месяцев электроэнергию вообще не подавали.

Причиной перебоев в поставках электроэнергии также были частые диверсии. Вот несколько сообщений грузинских газет:

В результате аварии 18 августа 2003 года на высоковольтной линии электропередачи «Колхети» в Западной Грузии почти вся Грузия осталась без электричества. По существующей информации, возможно, причиной аварии стали выстрелы из огнестрельного оружия по линии электропередач, как это случалось ранее не раз.

3 сентября 2003 года произошло аварийное отключение на высоковольтной линии электропередачи «Имерети», в результате без света остались Тбилиси и большинство районов Восточной Грузии. По заявлению министра энергетики Грузии Мамуки Николаишвили, на линии электропередачи был совершен диверсионный акт.

10 сентября 2003 года была вновь, по словам министра топлива и энергетики, целенаправленно повреждена высоковольтная линия электропередачи «Кавкасиони».

14 сентября 2004 года произошел диверсионный акт на высоковольтной линии электропередачи «Картли-2».

20 сентября 2004 года на высоковольтной линии электропередачи «Кавказ» произошли два взрыва, в результате чего большая часть Грузии осталась без электроэнергии.

10 октября 2004 года в Западной Грузии произошли два взрыва на высоковольтной линии электропередачи. За день до этого произошел взрыв на высоковольтной линии электропередачи «Картли-2» около города Гори.

Продолжает вспоминать Хетагури:

В 2006 году, я очень хорошо помню этот день, 21 января в половине пятого утра мне одновременно позвонили из диспетчерской магистральных газопроводов и центральной диспетчерской электропередач. Одновременно произошли аварии, взрывы с российской стороны около российско-грузинской границы на магистральных газопроводах и на высоковольтной передающей линии «Кавказ Северный», которая связывает Грузию с Россией. То есть два газопровода и один электропровод, которые находятся на расстоянии 150 километров друг от друга, были взорваны в одно и то же время. Просто так такие вещи не происходят.

Я могу точно сейчас сказать, что все было очень хорошо спланировано и рассчитано. Потому что в тот день пришел очень большой циклон, были сильные снегопады. И в те десять дней, которые понадобились для восстановления этого газопровода, температура доходила до –15–20 оС. Такого снега и холодов в Грузии не было лет десять–пятнадцать. И именно в тот день были взорваны эти основные магистрали энергопитания Грузии.

Роль России (помимо того, что она была основным поставщиком электроэнергии) в энергетическом секторе Грузии существенно возросла после того, как 31 августа 2003 года российская государственная компания «Интер РАО ЕЭС» приобрела у американской AES три четверти акций распределительной компании «Теласи». AES купила этот пакет в 1998 году за 22,5 миллиона долларов (остальные 25 процентов акций остались в собственности муниципалитета Тбилиси). Вложив еще 210 миллионов долларов в восстановление активов, AES перепродала свою долю «Интер РАО ЕЭС» за 23 миллиона долларов, обосновав свое решение тем, что только во втором квартале 2003 года понесла ущерб в размере 129 миллионов долларов.

Эта сделка вызвала большой резонанс в политических кругах Грузии. Специальная парламентская комиссия, изучавшая причины энергокризиса в стране, потребовала от тогдашнего министра энергетики Давида Мирцхулавы объяснить, каким образом в грузинский энергетический рынок вошла российская государственная компания. Тем не менее «Интер РАО ЕЭС» заручилась поддержкой президента Шеварднадзе, который даже заявил, что «российской компании предоставили все гарантии для того, чтобы ее бизнес в Грузии был прибыльным».

Правда, несмотря на это, в июле 2005 года «Теласи» из-за задолженности в размере 2,6 миллиона долларов на некоторое время прекратила подачу электричества примерно 180 организациям, в том числе Министерству обороны, Министерству финансов, полиции и тбилисской противопожарной службе.

Таким образом, Россия получила отличный рычаг и аргумент в спорах: энергию поставляла, но повод для прекращения поставок был всегда – задержка платежей. Так что практически единственный способ избавиться от этого давления заключался в реформе национальной энергетики.

Обсуждение

Планы по обновлению энергетической отрасли разрабатывались с самого прихода к власти команды реформаторов, но четкой концепции не было.

Вспоминает Бендукидзе:

План на 2004 год состоял в том, чтобы инвестировать, инвестировать, инвестировать, а там, глядишь, само что-нибудь получится. Мне с самого начала стало понятно, что необходимо дерегулирование, приватизация. Но все были против. Говорили, нынешняя система и так хорошая, стройная, просто надо ее получше проработать. И вокруг этого шли, наверное, самые напряженные споры. Помню, проходило министерское совещание, обсуждали энергетику, и [премьер-министр Зураб] Жвания спрашивает: «Каким у нас будет критерий успешности реформ в энергетике?» – «Ну, очень просто, – говорю, – когда ты не будешь на совещаниях обсуждать, в каком регионе свет есть, в каком нет». – «Нет, – говорит Жвания, – такого быть не может, это проблема на многие годы». И тут вмешался министр финансов Зураб Ногаидели: «А помнишь, во времена Шеварднадзе устраивали совещания по сбору налогов чуть ли не каждый день? Сейчас же таких совещаний нет, потому что все работает!»

В конце концов Жвания согласился с мнением Бендукидзе и поручил выработать альтернативную стратегию развития энергетического сектора.

За поддержкой Бендукидзе обратился в Центр помощи при реструктуризации предприятий и управления (CERMA), функционирующий за счет кредитов Всемирного банка и входящий в состав Министерства экономики. Руководство Центра выделило шесть лучших консультантов, два из которых – Ираклий Берекашвили и Кетеван Кинкладзе – довели проект до конца. Активная стадия подготовки реформы началась в сентябре 2004 года: Бендукидзе предлагал свои идеи, Жвания часто был с ними не согласен, но после двух-трех месяцев обсуждения принимал.

Берекашвили был свидетелем всех трудностей, с которыми пришлось столкнуться реформаторам:

Самое большое достижение Кахи – то, что он смог убедить всех в необходимости кардинальной реформы. Отраслью правили люди с совершенно иным мышлением: они не представляли никаких других видов контроля, кроме государственного. Очень много сил ушло на то, чтобы наладить сотрудничество с ними. Без их вмешательства, без их готовности ничего нельзя было сдвинуть с места. На это потратили почти полгода.

После смерти Зураба Жвании премьер-министром был назначен Зураб Ногаидели, который еще активнее занялся реформированием отрасли. Он сразу подключился к правительственной комиссии по вопросам энергетики, возглавив ее и сделав Бендукидзе своим замом. В комиссию входило большинство министров, а предложения готовили специалисты CERMA. Говорит Бендукидзе:

Это типичный пример того, как можно проводить реформу, не обладая административной властью. Я тогда уже стал госминистром по координации реформ, но у меня вообще никаких рычагов воздействия не было. Моим единственным инструментом были вопросы и ответы. Большинство документов содержат очень много ошибок, а за эти ошибки всегда можно дергать. То, что выносилось на комиссию, но мне не нравилось, я нещадно рубил, подвергал остракизму, и люди поняли, что, если надо, чтобы вопрос прошел, его сначала следует обсудить со мной.

7 июня 2006 года парламент Грузии утвердил «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе», в которых главным средством улучшения системы энергоснабжения Грузии названа передача энергетических объектов в частную собственность.

Реализация

На осуществление реформы, включавшей в себя три направления, потребовалось около двух с половиной лет. Во-первых, изменения коснулись структуры энергетической системы и разделения обязанностей между ее участниками. Во-вторых, была пересмотрена тарифная политика. И, наконец, благодаря первым двум мерам стал возможен заключительный этап – приватизация энергообъектов.

А начиналась работа с анализа текущей ситуации. Энергетическая система любой страны представляет собой совокупность объектов, отвечающих за трехступенчатый процесс: производство энергии, ее передачу и диспетчеризацию, а также доведение до конечного потребителя (дистрибуцию).

На практике это выглядело так: все электростанции направляют выработанную энергию в центральную сеть. Равновесие между объемом подающейся электроэнергии и потребностью в ней достигалось за счет подключения и отключения от сети отдельных станций.

К потребителю электричество попадало через так называемый оптовый рынок электричества (ОРЭ), сформировавшийся в 1990-х годах. На ОРЭ поступала вся энергия (включая импортную), которая потом распределялась среди покупателей: больших компаний, приобретавших энергию напрямую, или дистрибуторов, удовлетворявших свои потребности в энергии более чем на 95 процентов.

Идея оптового рынка строилась на том, что летом он накапливает деньги, а зимой на эти деньги осуществляет более дорогой импорт. Но на деле накапливать средства не удавалось. Дело в том, что ОРЭ как таковой был не покупателем или продавцом, а посредником. Между покупателем энергии и ее продавцом, как ни странно, не было юридических отношений, соответственно, у них не могла возникнуть задолженность друг перед другом. Иначе говоря, компания могла «покупать» электроэнергию, не заплатив за нее, а в долгу оставался ОРЭ. При этом ОРЭ не имел никаких рычагов, чтобы эти деньги получить: он не мог, например, отключить подачу энергии за неуплату. Крайними оказывались генерирующие компании, не получавшие оплату в должном объеме.

Вспоминает Бендукидзе:

Муж сотрудницы моей сестры во время приватизации мелких генерирующих объектов купил маленькую ГЭС на две турбины. Когда одна турбина сломалась, он очень обрадовался – убытков стало меньше. То есть затраты у него были, а доходов не было. Не платили.

Вдобавок к этому высокий уровень коррупции окончательно ставил крест на попытках отыскать ответственных. Все были заинтересованы «скручивать» счетчики, снижать уровень платежей. Причем на уровне потребителей в регионах никакого учета электроэнергии не было вообще. Ужесточало проблему наличие различных льготных категорий (например, беженцев), которые, по сути, могли тратить электричества столько, сколько хотели.

По свидетельству Бендукидзе, в 2002 году одна семья израсходовала электроэнергии на полтора миллиона лари, поскольку отвела от своего дома провод, и эта электроэнергия уходила на работу нескольких промышленных предприятий.

Такое несанкционированное использование электричества записывалось в категорию технических потерь. Да и действительные потери из-за устаревшей инфраструктуры в два-три раза превышали норму.

Дистрибуторских компаний было четыре: «Теласи» в Тбилиси, UEDC (United Energy Distribution Company), распределявшая энергию более чем на 70 процентов территории Грузии, и региональные дистрибуторы в Кахетии («Кахетинское энергораспределение») и Аджарии (Аджарская распределительная компания). Кроме «Теласи», на 75 процентов принадлежавшей «Интер РАО ЕЭС», остальными компаниями владело государство.

Важным элементом системы электроснабжения Грузии была неправительственная Национальная комиссия по регулированию энерготарифов (GNERC). Предполагалось, что орган, созданный государством, будет абсолютно деполитизированным: независимое руководство назначается на семь лет, да еще и получает зарплату выше, чем у министра. По формальному статусу эта комиссия похожа на суд первой инстанции, она проводила слушания, на которых выступали члены энергорынка со своими предложениями о тарифах. Рассмотрев позиции участников и их аргументацию, комиссия устанавливала итоговый тариф.

На практике же оказалось, что GNERC была самым слабым звеном системы. Определение тарифов происходило так: GNERC запрашивала у генерирующей компании бюджет на следующий год и просто делила эту сумму на объем электроэнергии, производимый компанией. Кроме того, комиссия выдавала технические лицензии на производство, передачу, диспетчеризацию и дистрибуцию, а также на экспорт и импорт. И с каждого получателя лицензии брала ежегодную плату. На эти деньги и существовала.

Из-за сложной запутанной схемы, чрезвычайно низкой дисциплины платежей и отсутствия рычагов для их стимулирования система не получала финансирования, не было возможности обновить инфраструктуру. Проблемы с электричеством усиливались, а объем платежей, естественно, снижался. Получался порочный круг, который никто и не собирался разрывать, так как очень многие были в нем заинтересованы.

Картина, которая открылась перед сотрудниками CERMA, пытавшимися разобраться в сложившейся ситуации, была ужасающей. До реформы относительно неплохой показатель по выплатам – 82 процента был только в Тбилиси, во многом благодаря тому, что «Интер РАО ЕЭС» установила новые счетчики. В регионах ситуация была гораздо хуже: счетчиков не было, все платили фиксированную сумму, притом электричество подавалось три-четыре часа в сутки. В итоге UEDC получала всего 32 процента платежей. Дистрибуторские компании, в свою очередь, недоплачивали оптовому рынку: самый большой покупатель, «Теласи», оплачивал только 28 процентов получаемой электроэнергии, UEDC – 8 процентов, компания Кахетии – 13 процентов, Аджарии – 63 процента. И по контракту это было допустимо, так как там указывалось, что компании платят оптовому рынку только после покрытия своих издержек. Из-за этого нередко часть издержек оказывалась «нарисованной». В итоге оптовый рынок по цепочке недоплачивал 81 процент генерирующим компаниям и 80 процентов компании, занимающейся передачей и диспетчеризацией.

В таких условиях приватизацию проводить было невозможно – никто не купит заведомо убыточное предприятие. Сначала требовалось привести структуру рынка в порядок, чтобы у компаний появилась возможность получать прибыль.

Первоначальная идея состояла в том, чтобы ликвидировать все регулирующие органы и создать объединенные компании по географическому принципу с условным названием East и West, оперирующие соответственно в Восточной и Западной Грузии. Предполагалось, что East и West будут владеть и генерирующими, и дистрибуторскими мощностями. Такое совмещение функций было обусловлено тем, что в отличие от ГЭС, инвестиции в которые были хорошим капитальным вложением, инфраструктура передачи электроэнергии конечному потребителю в существовавшем тогда виде не представляла интереса для инвесторов – требовалось создавать буквально все с нуля. Потребность в инвестициях была высока, а продукция – политически актуальна. Было решено отдавать активы бесплатно, но только тем соискателям, которые возьмут на себя обязательства вложить в них не меньше той стоимости, которую пришлось бы заплатить при покупке. Более того, предполагалось, что активы должны передаваться освобожденными от задолженностей. Де-юре компании с задолженностями продолжали существовать, просто у них изымались все активы. Позже эти компании проходили процедуру банкротства: должниками государства были государственные же компании. Конечно, такая схема оставляла за рамками «Теласи», поскольку у этой компании был частный собственник.

Таким образом, реформаторы теоретически объединили приватизацию, инвестиции и реструктуризацию. GNERC при такой схеме постепенно теряла свои функции, и в итоге рынок пришел бы к полной самостоятельности: тарифы должны были устанавливаться компаниями из расчета окупаемости и платежеспособности населения; East и West должны были конкурировать между собой, при этом покупать энергию можно было бы у любой компании – независимо от географического положения. Оптовый рынок электроэнергии ликвидировался, его участники полностью переходили на прямые контракты, формировалась клиринговая служба, которая в конце отчетного периода раздавала бы счета потребителям. Высоковольтная передача оставалась бы в государственной собственности, как во всем мире.

Но замысел реформаторов в этой идеальной форме не удалось воплотить по политическим мотивам. Несмотря на то что многие увидели преимущества этой схемы, встал вопрос о безопасности. Дерегуляция должна была привести к значительному повышению тарифов. И людей было трудно убедить в необходимости их увеличения. Все были уверены, что из-за тотальной коррупции ни один заплаченный дополнительно тетри не пойдет на пользу электроснабжения, а достанется коррупционерам.

В результате пришлось адаптировать эту «идеальную» схему к социальной действительности.

Во-первых, было отменено требование вертикальной сепарации – компаниям разрешили объединять несколько этапов производственной цепочки. Структура рынка изменилась, роли и ответственности каждого игрока стали четко определенными. Оптовый рынок электроэнергии, согласно принятым в сентябре 2006 года поправкам к закону «Об электричестве и природном газе», был ликвидирован – все его бывшие участники работают теперь по прямым контрактам. Производитель знает, кому он продает электроэнергию, и в случае неплатежей может отключить должника и начать разбирательство в суде. Появился новый оператор ESCO (Electricity System Commercial Operator), который покупает излишки энергии и продает их внутри страны или экспортирует. Это позволяет производителям избавиться от собственных служб маркетинга и не продавать излишки самостоятельно. Причем ESCO координирует на порядок меньшие объемы, чем это делал оптовый рынок.

Бендукидзе был против создания ESCO:

Я видел опасность в том, что если на рынке не будет сильных игроков, то ESCO станет жиреть, набирать вес, покупать и продавать все больше. Можно было торговать излишками внутри самой системы. Но в жизни эта опасность оказалась невысокой, сейчас есть сильные игроки.

Во-вторых, были частично дерегулированы тарифы. Это произошло в несколько этапов: сначала были введены долгосрочные контракты, затем в ходе приватизации компании получили право самостоятельно устанавливать цены, регулируемый тариф остался только для конечного потребителя. С 1 июня 2006 года был введен трехступенчатый тариф, названный Бендукидзе «наименее вредным видом субсидирования». Он рассчитывается из масштабов потребления – чем больше объем, тем выше плата за единицу энергии. Так, если до реформы жители Тбилиси платили за 100 кВт.ч при любом объеме потребления 6,75 доллара, то с июня 2006 года наименьший тариф составил 7,6 доллара, а наивысший – 9,9 доллара. Для жителей регионов тариф вырос с 4,5 до 7,3–9,9 доллара.

Изменение тарифа на электроэнергию (тетри за 1 кВт.ч)

Источник: Georgia Human Development Report by UNDP. The Reforms and Beyond. 2008

Бендукидзе предлагал полностью освободить от тарифного регулирования тех, кто потребляет свыше 300 кВт.ч. Но эта идея была отвергнута.

Нынешняя схема позволяет учитывать экономическое положение плательщика: он тратит больше электроэнергии, значит, у него больше электроприборов, он лучше обеспечен, а значит, более платежеспособен.

Александр Хетагури рассказывает:

Когда мы делали ступени тарифа по возрастанию, многие эксперты критиковали нас, говорили, что правила рынка иные – чем больше объемы потребления, тем тариф должен быть меньше. Но у нас своеобразный электроэнергетический сектор. Мы производим 85 процентов нашей электроэнергии на гидроэлектростанциях, 15 процентов – на теплоэлектростанциях. Энергия гидроэлектростанции дешевле, чем теплоэлектростанции, работающей на импортном газе. Соответственно, тариф ТЭС выше, чем тариф ГЭС. И если сейчас потребление в Грузии уменьшится на 15 процентов, то потребитель сможет платить меньше, потому что нам больше не понадобятся дорогие теплоэлектростанции.

Таким образом, ступенчатый тариф направлен еще и на то, чтобы люди потребляли меньше электричества. При потреблении на уровне 100 кВт.ч абоненты платят меньше, потому что первая ступень соответствует тарифу гидроэлектростанции. Если потребляешь на уровне третьей ступени, то дополнительно платишь за ресурс теплоэлектростанции.

Трехступенчатый тариф рассчитывается только для населения. Для организаций принята другая схема. Организации делятся на два типа. Первые, у которых большие объемы потребления, могут сами участвовать в торгах или заключать контракты на электроэнергию с производителями. Для вторых – коммерческих компаний, – например, офисных центров и магазинов (они потребляют меньше), рассчитывается средневзвешенный тариф всех трех ступеней.

Примечательно, что повышение тарифов до экономически осмысленных уровней произошло за четыре месяца до муниципальных выборов и, несмотря на немногочисленные акции протеста, никак на них не повлияло.

Стоит отметить, что из бюджета были выделены средства для установки счетчиков электроэнергии сначала на оптовом уровне, а затем – индивидуальным абонентам в больших городах и крупным коммерческим предприятиям. Кроме того, государство вкладывало средства и в восстановление мощностей – гидро– и теплоэлектростанции.

Функции регулирующей комиссии GNERC тоже претерпели изменения. Установлением рыночных правил теперь занимается Министерство энергетики. Функция выдачи лицензий по-прежнему осталась за комиссией с той только разницей, что лицензия на импорт и экспорт была отменена. Она стала не нужна, когда рынок перешел на прямые контракты. Потребитель сам решает, у кого импортировать или кому экспортировать, и фиксирует это в контракте. Раньше на это требовалось разрешение.

GNERC регулирует тарифы, но только для конечного потребителя и государственных компаний, занимающихся передачей и диспетчеризацией, – GSE (Georgian State Electrosystem) и Sakrusenergo (50 процентами которой владеет грузинская сторона, а 50 – российская). Общая степень влияния GNERC снизилась, о чем косвенно может свидетельствовать перенос офиса комиссии из столицы в Кутаиси.

Также государство законодательно зафиксировало недискриминационный доступ к передающим мощностям, чтобы одна компания при помощи мощностей другой смогла довести свою энергию до конечных потребителей.

Но Бендукидзе не до конца разделяет такой подход:

Я не большой сторонник недискриминационного доступа. Это же нарушение прав собственности. И я как-то не очень верю, что нарушение прав собственности в этом вопросе чему-то поможет. Я считаю, что, если дерегулируется рынок электроэнергии, ничего плохого не произойдет. Электроэнергия будет дорогая, но если при этом нет лицензирования, то быстро будут возникать альтернативные поставщики. Да, будут проходить два провода. Ну и что?! Потом, компания ведь понимает, что есть вероятность альтернативных поставщиков, поэтому она будет держать свою норму рентабельности на таком уровне, что у других просто даже не будет интереса прийти на этот рынок.

Помимо этого появилась возможность фиксировать тариф в договоре о приватизации, где прописываются способы повышения тарифов, их привязка к инфляции, девальвации и другим общеструктурным показателям. В итоге возник механизм, который сторонники свободного рынка, и прежде всего Бендукидзе, конечно, не совсем одобряют. Но они вынуждены его принять, чтобы сохранить общую идею реформы. И это были не единственные уступки.

Еще на стадии разработки реформы был заложен компромисс в связи с крупнейшей в Грузии Ингурийской ГЭС, расположенной на границе конфликтной зоны. После событий в Абхазии в 1992–1993 годах основные агрегаты гидроэлектростанции стали принадлежать грузинской стороне, а распределительный щит, который находится в Гальском районе, – абхазской. Абхазия забирала 40 процентов вырабатываемой электроэнергии, что составляло более шестой части потребности всей Грузии и превышало потребности самой республики. Избыток экспортировался в Россию, в то время как Грузия из России электроэнергию импортировала.

Бендукидзе описывает ситуацию так:

Я считаю, что все объекты могут находиться в частной собственности, и Ингурийская ГЭС, и провода, и диспетчеризация – все. Потому что я не очень понимаю, что значит государственная собственность. В государственной собственности может находиться только большая королевская печать! Но если бы я начал предлагать полностью ликвидировать государственную собственность и любое регулирование, продать Ингурийскую ГЭС, то это до конца просто никто слушать бы не стал.

Надо всегда искать компромисс между тем, что считаешь правильным, и тем, что будет выслушано, пусть даже как радикальная точка зрения. И вторая задача – надо всегда предлагать более радикальное решение, потому что, если хочешь, чтобы палка сломалась посередине, надо браться за концы. Если возьмешься в том месте, где хочешь сломать, она сломается в другом. Я иногда так и делал: отправлял в парламент законопроект, где были положения, которые были заведомо неприемлемыми, хотя и не ключевыми. Но это позволяло сконцентрировать спор на них, а потом сделать уступку. Спор начинался с них, я уступал, уступал, уступал, в итоге удавалось защитить главное. То есть вначале предлагаешь компромисс, но радикальный, а после этого уже рождается компромисс реальный.

Наконец, была проведена приватизация энергосистемы.

Вместо предлагавшихся компаний East и West получилась единая компания. 5 февраля 2007 года чешская Energo-Pro подписала с правительством Грузии соглашение о приватизации двух дистрибуторских компаний (United Distribution Company и Энергетической компании Аджарии) и шести гидроэлектростанций.

Сегодня Energo-Pro – крупнейший игрок на энергетическом рынке Грузии по численности обслуживаемого населения: компания обеспечивает все регионы Грузии (кроме столицы и Кахетии; в последней дистрибуцией теперь занимается литовский концерн Achema Group), то есть покрывает более 70 процентов территории страны. Energo-Pro не только перечислила 132 миллиона долларов в бюджет Грузии, но и должна инвестировать в реабилитационные проекты, так что общая стоимость сделки составила 427 миллионов долларов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги WikiLeaks. Разоблачения, изменившие мир автора Горбатюк Надежда

Из книги Счастье 17.06.2009 автора Русская жизнь журнал

Энергетика Миссия Анатолия Чубайса в РАО «ЕЭС России» выглядела благородной даже в глазах оппонентов главного российского либерала. Поставив когда-то себе задачу реформировать и демонополизировать отрасль, Чубайс шел к своей цели так, будто никакого окружающего мира

Из книги Завтра будет война автора Буровский Андрей Михайлович

Энергетика растительных масел и спиртов И теоретически, и практически доказано, что в двигатели автомобилей вполне можно заливать растительные масла - подсолнечное, хлопковое, соевое, льняное, пальмовое, арахисовое, сурепное и др.Их можно использовать в исходном виде

Из книги Кто угрожает России? Вызовы будущего автора Первушин Антон Иванович

Атомная энергетика К атомной энергетике так привыкли, что уже как бы и не считают ее альтернативной. А ведь и атомная энергетика построена не на сжигании ископаемого энергоносителя. Это очень молодая отрасль энергетики. До 1969 г. АЭС промышленного типа вообще не было.В

Из книги Настоящая принцесса и другие сюжеты автора Акунин Борис

Приливная энергетика Мало энергии ветра и солнышка. В СССР еще в первой половине 1960-х на Белом и Баренцевом морях проводились эксперименты. В 1968 г. на побережье Баренцева моря в Кислой губе сооружена и дала ток первая в России опытно-промышленная приливная электростанция

Из книги Итоги № 46 (2013) автора Итоги Журнал

Геотермальная энергетика Использование энергии недр пока заметно только в двух небольших странах: на Филиппинах геотермальные электростанции (ГтЭС) дают 27 % всей потребляемой в стране электроэнергии. В Исландии действуют пять геотермальных электростанций, которые

Из книги Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации автора Браун Лестер

Энергетика будущего Теперь можно поговорить и о термоядерной энергетике, которую многие считают панацеей от грядущих энергетических проблем.А проблемы ожидаются действительно серьезные. В настоящее время потребление энергии в мире составляет около 17,5 тераватт (ТВт).

Из книги Тревога и надежда автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Прощание с юностью, или Новая энергетика 11.03.2012 Хочу задать два важных вопроса тем из вас, кто сочувствует оппозиционному движению и кто, подобно мне, выступает за стратегию step by step, а не «всё сейчас и сразу».Вопросы не праздные. Наше обсуждение и голосование дадут старт

Из книги Собрание сочинений. Тревога и надежда (статьи, письма, выступления, интервью). Том 1. 1958-1986 автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Положительная энергетика / Автомобили / Новости Положительная энергетика / Автомобили / Новости Для компании Kia электрический Soul EV уже не первый блин. Отряд из 2500 «кубиков» Ray EV с прошлого года бороздит Страну утренней свежести: их используют в

Из книги Русофобия: антироссийское лобби в США автора Цыганков Андрей

ЭНЕРГЕТИКА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В 2020 г. Как уже отмечалось в этой главе, переход от угля, нефти и газа к энергии ветра, солнечной энергии и геотермальной энергии уже идет полным ходом. В старой экономике энергию получают за счет сжигания чего-то - нефти, угля или природного

Из книги Время побеждать. Беседы о главном автора Делягин Михаил Геннадьевич

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И СВОБОДА ЗАПАДА Часто приходится слышать по радио и читать о бурных многотысячных демонстрациях, о выступлениях известных и неизвестных общественных деятелей, о всевозможных кампаниях в странах Запада, направленных против развития ядерной

Из книги Проклятие прогресса: благие намерения и дорога в ад автора Жутиков Михаил Алексеевич

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И СВОБОДА ЗАПАДА 11 октября 1977 г.Часто приходится слышать по радио и читать о бурных многотысячных демонстрациях, о выступлениях известных и неизвестных общественных деятелей, о всевозможных кампаниях в странах Запада, направленных против развития

Из книги Робот и крест [Техносмысл русской идеи] автора Калашников Максим

Энергетика во внешней политике России Стремясь к восстановлению экономики и к политической независимости, Россия разработала стратегию эксплуатации своих огромных природных ресурсов. В мире растущих цен на энергию и энергоносители акцент сместился с обеспечения

Из книги автора

Атомная энергетика: от «киндердефолта» - к «киндер-Чернобылю»? А. ЧЕЛЫШЕВ: - Наша передача посвящена очередной годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Михаил Геннадьевич, как можно наиболее точно определить суть нашего сегодняшнего разговора?Е. ЧЕРНЫХ: - «Невыученные

Из книги автора

4. Энергетика и технологии: слово о кругообороте Отрыв сверхкрупных массивов льда от антарктической шапки, о котором уже упоминалось, систематические зимние наводнения в Европе, ряд других симптомов планетарного потепления свидетельствуют о резком нарушении в земной

Из книги автора

Новая атомная энергетика как резервный вариант Давайте, читатель, немного проиллюстрируем нашу грядущую политику на конкретном примере. Итак, допусти мы столкнулись с тем, что овладение низкоэнергетическими ядерными реакциями (как у Росси и Цветкова) оказалось делом

ЭКОНОМИКА СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭНЕРГОСЕКТОРА ГРУЗИИ СТРАН И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ

Г.Ш. Церетели, Р.Б. Абесадзе

После обретения Грузией независимости ее энергетический сектор охватил глубокий кризис: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, почти полностью прекратилась добыча угля. Несмотря на определенные положительные сдвиги, положение в энергетике остается крайне тяжелым. В таких условиях становится необходимым привлечение в страну иностранной помощи. Естественно, в первую очередь это касается такой, имеющей огромный энергетический потенциал, страны, как Россия. В настоящее время Грузия из России получает почти все виды энергоносителей. В будущем считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям: расширение экспорта и импорта энергоносителей; участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии; участие России в реабилитации энергетики Грузии; синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

После обретения Грузией независимости ее энергический сектор оказался перед лицом сложных проблем: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, практически полностью прекратились добыча угля и подача природного газа, что обусловило расстройство теплохозяйства. Страну

охватил острый энергетический кризис, который в основном продолжается по сегодняшний день.

Из основных причин энергетического кризиса в Грузии можно назвать следующие:

отсутствие в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов;

отставание развития энергетики в годы советской власти от темпов роста экономики республики, что проявилось в недостаточности базисных мощностей в электроэнергетике;

низкий уровень освоения гидроэнергоресурсов, ошибки, допущенные при проектировании, монтаже и эксплуатации гидроагрегатов;

наличие в отрасли большого количества как физически, так и морально устаревшего энергетического оборудования, неудовлетворительное состояние электросетей;

работа энергосистемы в нестабильном режиме;

сложившаяся в прошлом традиция расточительного потребления энергии, неплатежи за потребленную энергию;

нарушение сложившихся хозяйственных связей после распада Советского Союза;

возникшие в первые годы обретения Грузией независимости политическая нестабильность и тяжелая криминогенная ситуация;

неплатежеспособность страны в силу экономического спада;

сложности перехода отрасли на рыночную экономику.

Вкратце охарактеризуем положение, сложившееся сегодня в различных отраслях, определяющих состояние энергетики Грузии.

В последние годы существования советской власти добыча нефти в Грузии составляла в среднем 180 тыс. тонн в год. При этом осуществлялись значительные работы по разведке новых месторождений. После распада СССР в ставшей независимой Грузии прекратилось централизованное финансирование и материально-техническое снабжение отрасли из государственного бюджета, в результате чего стало невозможным продолжение дорогостоящих геолого-поисковых работ и нефтедо-

бычи. В 1995 г. добыча нефти катастрофически упала и составила лишь 42 тыс. тонн в год. Были прекращены буровые работы. Кроме того, создавшееся в стране положение способствовало хищениям нефти как из нефтепроводов, так и из нефтяных скважин различными криминальными группировками, что в силу нарушения эксплуатационно-технологического режима поставило перед катастрофой всю отрасль.

В такой ситуации вывод отрасли из критического состояния был бы нереальной задачей без привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении значительная работа была осуществлена руководством компании «Грузнефть». В 1998 г. в Грузии уже функционировало 6 совместных нефтедобывающих предприятий. Ими были вложены в отрасль значительные инвестиции, что сделало возможным реабилитацию большей части эксплуатационного фонда и соответственный рост объема добычи нефти. В 1998 г. добыча нефти составила приблизительно 120 тыс. тонн. По прогнозным данным, в ближайшем будущем ожидается открытие крупного нефтяного месторождения.

В составе бывшего СССР Грузия была одной из самых газифицированных республик. В ее энергобалансе на долю природного газа приходилось 60-65%. В начале 90-х годов снабжение Грузии газом осуществлялось из Туркмении. В 1994 г. из-за неплатежеспособности подача природного газа прекратилась почти по всей территории страны. Газовое хозяйство оказалось в тяжелом положении. Во всей системе развились коррозийные явления, в связи с чем газопроводы испытывали интенсивный износ. За последние годы за счет собственных средств были проведены частичные реабилитационные работы, в результате чего подача газа во многие города и населенные пункты была возобновлена. По завершении реабилитационных работ подача природного газа будет восстановлена всем тем потребителям, которые получали его в конце 80-х годов. В настоящее время природный газ в Грузию поступает из России. В 2000 г. его импорт в

Г.Ш. Церетели, Р. Б. Абесадзе

страну составил около 1100 млн м3, т.е. всего 22% к уровню 1990 г.

Добыча угля в Грузии сравнительно больших масштабов достигла в конце 50-х годов, когда в год добывалось 3,5 млн тонн. В дальнейшем же массовый переход на относительно дешевые и удобные газовое и жидкое топливо вызвал сокращение объема добычи угля. В 1990 г. она составила лишь 996 тыс. тонн. После обретения независимости в условиях прекращения централизованного финансового и материально-технического обеспечения добыча угля в Грузии почти прекратилась. Развитие указанной отрасли сегодня зависит от появления потребительского спроса на рынке угля. Здесь возможны несколько вариантов: использование угля в бытовой и коммунальной сферах; использование угля в различных отраслях промышленности вместо жидкого и газового топлива; строительство работающей на угле ТЭЦ и др.

Из возобновляемых энергоресурсов в Грузии значительными являются гидроэнергоресурсы, солнечная энергия, энергия ветра и геотермальная энергия.

Особенно богата Грузия гидроэнергоресурсами. Теоретически суммарная энергия всех водных потоков в Грузии составляет 229 млрд кВт ч. Отсюда подлежащий техническому освоению потенциал с использованием возможностей малых рек на сегодня определяется в 90 млрд кВт ч. Вместе с развитием техники этот показатель может возрасти. В настоящее время уровень освоения гидроэнергетических ресурсов в стране очень низок и составляет лишь 10-12% их технического потенциала.

Работы по преобразованию солнечной энергии в тепловую в Грузии начались в начале 50-х годов. В стране существует специальное управление «Спецгелиотепломонтаж», которое начало интенсивно создавать и внедрять тепловые солнечные коллекторы. Грузия признана регионом, где целесообразно и экономически оправдано использование солнечной радиации. Наилучшие условия для этого имеются на Черноморском побережье, в низменных районах Восточной и Южной Грузии, а также в высокогорных районах Кавказа.

Установленная мощность ветровых электростанций в мире постепенно возрастает. Сегодня в Грузии ветровые установки, используемые для освещения, отопления и снабжения населения теплой водой, имеются лишь в Абашском и Гардабанском районах. Совместно с иностранными фирмами разрабатываются различные проекты в сфере использования энергии ветра.

Грузия богата и геотермальными водами. Здесь к настоящему времени выявлено до 300 водных источников с температурой воды 30-110° С и суммарным дебитом 200 тыс. м3 в сутки. Действующие в настоящее время геотермальные источники совместно дают 90 тыс. м3 воды 60-110-градусной температуры в сутки1. В Грузии термальными водами снабжались Тбилиси, Зугдиди, Самтредиа и некоторые другие города. В 1993 г. прекратилась эксплуатация почти всех месторождений, кроме Тбилисского месторождения Лиси. Сооружение геотермальных циркуляционных систем на месте покинутых муниципальных теплоустановок сделает возможным решение проблемы снабжения Тбилиси горячей водой.

Как уже отмечалось, значительно снизился в Грузии уровень выработки электроэнергии. На сегодняшний день технико-эконо-мические показатели электроэнергетической системы страны крайне неудовлетворительны. Например, на выработку одного кВт ч электроэнергии расходуется приблизительно 500-600 г условного топлива, удельный вес потерь электроэнергии в электросетях составляет 25%, а коэффициент использования установленных мощностей - лишь 17,2%. В 2002 г. в Грузии было выработано всего 7256 млн кВт ч электроэнергии (что составляет приблизительно 51% к уровню 1990 г.), импорт электроэнергии составил 792 млн кВт ч, а экспорт - 527 млн кВт ч, т.е. дефицит рав-

1 Зубиташвили Д., Меладзе Н.В., Меладзе H.H.

Использование возобновлямых видов энергии и пер-

спективы их развития в Грузии. // Энергия, 1997, № 3 (на груз, яз.) С. 47.

нялся 165 млн кВт ч, хотя в случае полного удовлетворения потребности в электроэнергии величина дефицита была бы намного больше.

Исходя из важнейшего значения энергетики для развития экономики, новому грузинскому государству следовало бы с самого начала объявить ее основной приоритетной отраслью. Что же касается государственного регулирования энергетики, оно должно было еще более усилиться, но в действительности произошло обратное. Конечно, речь не идет о том, что нам следовало отказаться от формирования рыночных отношений в энергетическом секторе. Реформы должны были носить планомерный характер, который основывался бы на научно разработанной программе, и за осуществлением которых последовали бы не разрушение и деградация в энергетике, а рост энергопроизводства на основе рационального использования преимуществ государственного и частного секторов. Фактически же происходящие в энергетике Грузии процессы приобрели хаотический характер.

Однако после создания Министерства топлива и энергетики реформы стали более целенаправленными. Во всех отраслях энергетики были осуществлены преобразования в направлении реструктуризации и реорганизации. В частности, в электроэнергетике было создано три самостоятельных сектора: генерации, передачи-диспетчеризации и распределения. Указом Президента Грузии от 19 декабря 1996 г. был утвержден план приватизации электроэнергетического сектора, в соответствии с которым широкомасштабный приватизационный процесс должен осуществиться в два этапа: сначала должна произойти приватизация распределительных сетей, а в последующем - объектов генерации. На сегодняшний день уже приватизированы акционерное общество «Теласи», а также девятый и десятый энергоблоки Тбилисской ГРЭС.

Значительным шагом вперед в направлении проведения реформ в энергетике следует считать совершенствование законодательной базы. Принят закон об электроэнергетике

и природном газе. В соответствии с указанным законом создана Национальная комиссия по регулированию энергетики Грузии, основными функциями которой являются:

установление и регулирование оптовых и розничных цен и тарифов в сфере производства, передачи и потребления электроэнергии, а также транспортировки, подачи и потребления природного газа;

регулирование диспетчеризации, распределения, импорта и экспорта электроэнергии;

надзор над деятельностью рынка электроэнергии и утверждение рыночных правил.

В Грузии с 1 июля 1999 г. функционирует оптовый рынок электроэнергии, целью которого является базирующееся на развитии конкуренции повышение эффективности производства, передачи, распределения, импорта, экспорта и потребления электроэнергии, а также создание благоприятной инвестиционной среды в секторе, установление надежных, справедливых и стабильных отношений между лицензиатами, создание прочной единой энергосистемы. Но следует отметить, что из-за неплатежей и дефицита электроэнергии функционирование указанного рынка пока неэффективно.

В 1996 г. в нефтяной промышленности Грузии были проведены структурные изменения, целью которых было дальнейшее совершенствование отрасли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Нефтяное хозяйство было разделено на четыре основных звена: нефтепоисковое, нефтедобывающее, нефтеперерабатывающее и нефтеобслужива-ющее. На будущее предусмотрена постепенная приватизация входящих в эти звенья предприятий.

С целью создания единой правовой базы освоения нефтяных и газовых ресурсов в Грузии был принят Закон о нефти и газе. В соответствии с этим законом было создано Государственное агентство по регулированию нефтяных и газовых ресурсов Грузии, основной функцией которого является выделение территорий инвесторам для проведения нефтяных и газовых операций, организация и

Г.Ш. Церетели. Р.Б. Абесадзе

проведение тендеров и аукционов, выдача необходимых лицензий.

В угольной промышленности реформы в основном выразились в том, что департамент «Грузуголь» в 1997 г. был преобразован в государственное предприятие, назначением которого является добыча и реализация угля из месторождений Грузии.

Несмотря на то, что в энергетике Грузии проведены определенные мероприятия и реформы, направленные на рост энергопроизводства, желаемые результаты все же не достигнуты. Отрасль все еще находится в кризисном состоянии, а эффективность экономических реформ низка. В таких условиях усиление государственного регулирования энергетики является необходимым. Цель его - вывод страны из энергетического кризиса, реорганизация отрасли и только после этого - формирование устойчивых рыночных отношений в этой сфере.

Можно рассмотреть различные направления государственного регулирования энергетики в Грузии, из которых, по нашему мнению, основными являются следующие:

продолжение процесса реабилитации энергетики;

обеспечение энергетической безопасности страны;

не формальное, а реальное размежевание политических и хозяйственных функций в системе энергетики;

совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере энергетики, борьба с коррупцией;

привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций и повышение эффективности их использования;

создание условий для развития частного сектора, формирование конкурентной среды;

обеспечение осуществления эффективного управления предприятиями государственной собственности;

осуществление тарифной политики; проведение правильной таможенной и налоговой политики, установление льгот на первом этапе, особенно в сфере добычи ка-

менного угля и освоения нетрадиционных энергоресурсов;

усиление политики энергосбережения; включение энергетики Грузии в мировой энергетический рынок, стимулирование экспорта и импорта энергии, развитие энерготранзита;

проведение единой научно-технологи-ческой политики;

подготовка новых кадров энергетики -энергоменеджеров, энергоаудиторов и энергоэкологов;

модернизация и реконструкция энергетического производства с использованием безотходной энергосберегающей и экологически чистой технологий:

осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды.

В Грузии стратегическим направлением развития энергетики следует считать максимальное использование всех возможностей -будет ли это освоение собственных энергоресурсов или получение необходимого количества энергии извне. Неимение собственных энергоресурсов не должно стать непреодолимым препятствием для развития экономики страны. В этом отношении большое значение приобретает сотрудничество с таким энергетически мощным государством, как Россия, из которой сегодня Грузия получает почти все виды энергоносителей: электроэнергию, природный газ, уголь, дизельное топливо, автомобильный бензин, топливный мазут, керосин, сжиженный газ и др.2

Электроэнергия из России в Грузию поступает по межсистемным линиям электропередач: Кавкасиони (500 кВ), Сапхино (220 кВ) и Дариали (110 кВ). Природный газ поступает по газопроводу Владикавказ-Тбилиси, проходящему через имеющие весьма сложные рельефные и климатические условия места, в связи с чем его эксплуатация связана с большими трудностями, а надежность работы недостаточна.

2 Чомахидзе Д. Энергетическая безопасность Грузии. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). С. 170.

Считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям:

расширение экспорта и импорта энергоносителей;

участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии, участие России в реабилитации энергетики Грузии;

синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

Россия представляет собой страну с богатейшими энергетическими ресурсами, поэтому стимулирование экспорта и импорта энергоносителей между ней и Грузией как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе для нашей страны имеет огромное значение. С целью повышения уровня энергообеспеченности и усиления конкуренции на энергорынке является также целесообразным участие энергетических компаний России в частном секторе энергетики Грузии, в первую очередь, в сфере создания новых объектов.

Особое значение придается участию России в реабилитации энергообъектов Грузии. В начале марта 2003 г. на встрече президентов России и Грузии были поставлены вопросы о восстановлении трех гидроэлектростанций, находящихся на территории Абхазии, - Перепадной ГЭС, Сухуми ГЭС и Ингу-ри ГЭС - и о возобновлении строительства Худони ГЭС.

Каскад Перепадных ГЭС был введен в эксплуатацию в 1971 г. Он состоит из четырех гидроэлектростанций, среди которых одна имеет мощность 220 мВт, а мощность каждой из остальных составляет 40 мВт. Проектная выработка составляет 1,1 млрд кВт ч электроэнергии. Сейчас три из этих станций находятся в затопленном состоянии. Неотложной реабилитации требует и проводящий канал четвертой ГЭС, без чего может быть парализован весь каскад Ингури ГЭС.

Сухуми ГЭС была введена в эксплуатацию в 1948 г. Ее установленная мощность рав-

на 19 мВт, а годовая проектная выработка -102 млн кВт ч. В результате разразившегося на территории Абхазии в 1992 г. военного конфликта и последовавших событий ГЭС остановлена и не функционирует.

Ингури ГЭС введена в эксплуатацию в 1978 г. Ее установленная мощность составляет 1300 мВт, годовая проектная выработка -4,3 млрд кВт ч. Из существующих здесь пяти агрегатов один был остановлен в аварийном порядке в 1991 г. и до сих пор не действует.

В соответствии с соглашением президентов двух стран в настоящее время сформирована совместная рабочая группа грузинских и российских специалистов, главной целью которой является составление бизнес-планов реабилитации ГЭС в Абхазии и электропередаточных линий высокого напряжения, подготовка предложений по возобновлению строительства Худони ГЭС, а также определение механизмов реализации выработанной на вышеуказанных электростанциях избыточной электроэнергии. Практическая реализация упомянутых предложений значительно повысит уровень электроснабжения Грузии. Более того, у энергосистемы Грузии появится возможность осуществлять экспорт электроэнергии в соседние страны, особенно при пиковых нагрузках.

Следует отметить, что синхронное объединение энергосистем соседних стран имеет большое значение для повышения надежности электроснабжения, улучшения качества электроэнергии и других технико-эко-номических показателей. Такое объединение энергосистем России, Грузии, Армении и Азербайджана, естественно, существовало во времена СССР. Оперативное управление им производилось из диспетчерского центра, расположенного в г. Тбилиси. Сегодня необходимо восстановление этой системы регионального оперативного управления. Поскольку соответствующая организация функционировала в Тбилиси и основное ядро ее сохранилось по сегодняшний день, именно Грузия должна стать центром управления вновь воссоздаваемого регионального энергообъединения. Нес-

мотря на то, что ряд объединяющих энерго- В ОТДЕЛЕНИИ

системы Грузии, Армении и Азербайджана ПКТТТКГ"ТЛТТННЪТУ

передаточных линий выведен из строя, боль- иоЩЛ,^ 1 пг^ППШЛ

шая их часть все же пригодна для эксплуата- НАУК РАН

ции, и их применение является вполне возможным для энергоперетоков. В 2000 г. было проведено испытание связывающих энергосистемы этих стран и России линий электропередач, которое показало, что какой-либо значительной проблемы с обменом электроэнергией между этими странами не существует. Восстановление указанной объединенной энергосистемы означало бы начало создания регионального энергорынка на Кавказе. Для этого необходимо заключение взаимовыгодного соглашения между всеми четырьмя странами региона.

национального

хозяйства

плановой экономики на рыночную, как и для всех постсоветских

государств,

происходит

неординарных

условиях,

связанных

объективных

и субъективных причин. Переходный

развития

экономики

оказался для Грузии продолжительным, противоречивым и трудным, так как возникла необходимость не только технического

перевооружения

экономики

внедрения

нового менеджмента,

обновления

отдельных

отраслей

экономики

формирования

промышленных предприятий на принципиально новых началах. Требуется коренное обновление производственных и

технологий.

тяжелейших

условиях

находятся крупные энергоемкие производства, значительная часть которых оказалась не способной функционировать в новых реалиях.

Процесс переходной экономики растянулся во времени

следовало

обусловил

общий экономический кризис. Основными

сложившихся

проблемы обеспечения

энергией

материального

производства. В доперестроечный период хозяйственный комплекс Грузии был, в основном, ориентирован на импорт энергоресурсов. В условиях действующих в тот период низких

энергоресурсы

создавалось

серьезных проблем

развитии

экономики

и энергоемких

производств.

переходе

рыночной экономике,

энергоресурсы

возросли

в среднем в 4-5 раз по сравнению с незначительным увеличением цен на товарную продукцию, во всех сферах материального производства развился тяжелый кризис. Оценить проблемы, возникшие в результате дефицита энергоресурсов, можно, исходя, например, из некоторых

отчетных

энергоэкономических

показателей хозяйственной деятельности страны. Так, в 80-х годах расход энергии на годовое производство внутреннего валового продукта (ВВП) составлял 12-13 млн т у.т., то есть энергоемкость промышленных и других технологий

превосходила

удельные

показатели энергоемкости производства передовых стран мира.

Переход к рыночной экономике выявил и ряд других проблем, отрицательно повлиявших на развитие национальной экономики и однозначно связанных с необходимостью изыскания дополнительного финансирования. Не вызывает сомнения тот факт, что в сфере экономики Грузии, и в том числе ее в рассматриваемый нами период (до 2020 г.) придется целенаправленно решать как минимум

основные

проблемы,

связанные

надежным обеспечением страны энергоресурсами.

Первая проблема - реабилитация в сжатые сроки (за

действующих

позволит

повысить их выработку как минимум на 30 % (с 6,0-6,5 до 8,5-9,0

кВт ч/год)

улучшить

баланс электроэнергии, так как выработка всей энергосистемы не превышает 7,0-7,5 млрд кВт ч.

Вторая проблема - повышение эффективности использования энергии. Здесь должны быть предусмотрены такие мероприятия, как: приведение регулируемого рынка в соответствие с рыночными принципами, стимулирование энергосбережения как за счет налоговых

внедрения

дифференцированных

по времени суток и по сезонам года тарифов на электроэнергию, другие организационные вопросы. В контексте этой проблемы необходимо рассмотреть эффективность

структуры

взаимозаменяемости

энергии, возведение

менеджмента

использования

в ранг государственной энергетической политики.

Третья проблема - создание условий для поэтапного уменьшения импорта энергоносителей с обязательным

интересов

энергетической

безопасности страны. Здесь на передний план должны быть выдвинуты мероприятия по разведке запасов и добыче местного топлива. В результате исследований, проведенных в последние годы совместно с иностранными фирмами,

территории

разведаны

значительные запасы нефти и природного газа, освоение которых, исходя из сегодняшнего состояния регионального энергетического рынка, приобретает стратегическое значение. В

соответствии

развития

экономики страны,

предусмотренными

индикаторным

и мероприятиями,

намеченными

энергетической

политикой страны, в перспективе, наряду с вводом базисных

мощностей

определенный

приоритет должен быть отведен расширению производства электроэнергии на базе новых с суточным и сезонным регулированием.

Технический

потенциал

гидроэнергоресурсов

кВт ч/год

настоящее

время используется менее чем на 10 %. Ввод же новых позволит увеличить этот показатель до 15-16 %. В Грузинском НИИ энергетики и энергетических сооружений (ГрузНИИЭиЭС) разработаны проекты обеспечения энергетической безопасности страны и стратегии развития энергетического хозяйства. В них сформулированы основные ориентиры развития как страны до 2020 г., так и ее топливно-энергетического комплекса (ТЭК). При этом предложены три сценария развития энергетики.

Рассмотрим

названный реалистическим,

основывается

принятых темпах развития экономики (табл.

специфики

электроэнергетики

Грузии, когда значительная часть баланса электроэнергии покрывается за счет сезонных с выработкой в осенне-зимний период лишь 35-40 %, а в весенне-летний -

годового

практики разработки

балансов

необходимо

разработать балансы для каждого сезона года в отдельности.

Это обусловлено тем, что при полной сбалансированности энергии в годовом разрезе (как показано в табл. 2) энергосистема

испытывать

дефицит электроэнергии при ее избытке в системе «лето». Как видно

принятых

темпах ввода мощностей до 2020 г. включительно сбалансировать

потребление

производство

электроэнергии

в осенне-зимний период не представляется возможным. Ввод дополнительных мощностей ТЭС для покрытия этого дефицита кажется неэффективным, так как число часов их использования не превысит 2500-3000. Рациональнее импортировать дефицит зимней базисной энергии за счет экспорта избытка сезонной («летней») и, главное, экспорта в зимний период пиковой энергии ГЭС. Показатели

потребления

приведенные

в табл.1 и 2 на уровне 2005-2020 гг., основывались на следующих принципах.

Промышленность будет развиваться в основном за счет ввода неэнергоемких производств с преимущественным развитием машиностроения, пищевой и перерабатывающей

промышленности,

других относительно малоэнергоемких предприятияй, что существенно уменьшит энергоемкость ВВП. В топливно-энергетическом балансе предусмотрены

значительные

структурные

изменения,

именно: поэтапное развитие инфраструктуры природного газа при

постепенном

уменьшении

нефтепродуктов. Этому

способствовать

увеличение

добычи местного газа, так и льготные его поставки транзитом через

территорию

магистральному

газопроводу Баку-Эрзрум. В 80-е годы в Грузии было производено 13-14, а израсходовано до 17 млрд кВт ч/год (за счет зимнего импорта

потребления

в рассматриваемом реалистическом сценарии будет достигнут лишь к 2020 г. (см. табл. 2). Как видно, рост потребления электроэнергии в стране за период перехода к рыночной экономике приостановился приблизительно на 25-30 лет.

Доля местного твердого топлива в балансе электроэнергии

увеличилась

реабилитации

угольных шахт.

Развитие

позволит

значительно

снизить объем

массивов,

дальнейшем

местного

построить

покрытия базисной нагрузки. Активизируется процесс строительства новых ГЭС, что потребует разработки соответствующих законодательных актов, стимулирующих приток инвестиций. Значительно возрастет доля использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Особое внимание будет уделено вопросам международных обязательств, в том числе и экологическим проблемам. В связи с ожидаемым расширением добычи местных

энергоносителей

осуществлением

перечисленных

мероприятий

потребность

в энергоресурсах будет покрыта за счет собственных запасов

увеличится

будет способствовать

оздоровлению

экономики страны и повышению ее энергетической безопасности. Наряду

рассмотренными

проблемами

для повышения надежности электроснабжения и мобилизации дополнительных энергоресурсов является целесообразным восстановление режима параллельной работы южно-кавказской региональной энергосистемы, которая, помимо технической надежности, обусловит возможность транзита электроэнергии в третьи страны.

разрушились

традиционные связи параллельной работы энергосистем Закавказья и значительно снизилась надежность их функционирования

автономном

Неустойчивыми

оказались технические

параметры

стандарты

электроэнергии, заметно сократились резервы мощностей, резко ухудшились

индустрия

производство

ремонтных

работ. При

одинаковой

пострадали

электроэнергетические структуры и экономика каждой страны. Особое значение в развитии ТЭК Грузии придается проектам магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и магистрального газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум. Наравне с коммерческой ценностью они будут диверсифицировать

источник

исключено, что магистральный газопровод в определенных условиях совместит и функцию газохранилища на случай аварии в системе.

Последовательная реализация отмеченных и экономически доступных иных мероприятий будет способствовать

безусловному

оздоровлению

денежно-кредитных

отношений

энергетическом

стабилизации

обеспечения

энергоресурсами, устойчивому

функционированию

энергокомплекса

и усовершенствованию нормативно-правовых основ.

Вплоть до 2005−2006 гг. Армения поставляла до 15% потребляемой в Грузии электроэнергии. Поставки осуществлялись через ЛЭП «Алаверды», находившиеся в пользовании российской «Интер РАО ЕЭС».

Однако, инициированная грузинскими властями реформа энергетики привела к тому, что сегодня экспорт из Армении в Грузию осуществляется преимущественно во время аварий в грузинской энергосистеме. При этом электроэнергетический диалог, по сути, происходит по закрытой бартерной формуле, сводящейся к поэтапному возврату ранее импортированной из Армении электроэнергии. В условиях реализации электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия) такая картина выглядит вполне пессимистично для армянского экспорта.

Конечно, проблемы коридора выходят далеко за пределы грузинского рынка. Например, в условиях профицита энергетических мощностей на юге России потребность в недешевом импорте выглядит вполне сомнительно. Небезоблачна также судьба армяно-иранского сотрудничества в сфере электроэнергетики, что преимущественно обусловлено возведением в Иране новых мощностей (взять хотя бы планы по строительству двух новых ядерных блоков в Бушере мощностью 1060 МВт каждая) и наличием серьезных потенциальных конкурентов (того же Туркменистана, который нацелен на экспорт в иранском направлении). Конечно, все эти вопросы тесно взаимосвязаны и зачастую обуславливают друг друга. Однако попробуем сфокусироваться на Грузии - традиционно главном направлении экспорта армянской электроэнергии. Потеряла ли Армения этот рынок или все же есть надежда на восстановление позиций? Вот, пожалуй, основной вопрос, для ответа на который следует, прежде всего, разобраться в том, что же это такое - «грузинская энергетическая реформа».

Либерализация по-грузински

Итак, грузинские власти сегодня ведут активную политику, направленную не только на повышение уровня самообеспечения, иными словами - энергетической независимости, но также на международное позиционирование в качестве страны-экспортера электроэнергии. Это приобрело особую актуальность в связи с разработкой энергомоста «Азербайджан-Грузия-Турция», способного обеспечить экспорт и транзит электроэнергии в Турцию до 700 МВт. Правда, пока взаимные перетоки в рамках энергомоста происходят преимущественно между Грузией и Турцией, энергосистема которой до запуска АЭС «Аккую», видимо, продолжит оставаться дефицитной. Однако характерно, что энергомост позволил диверсифицировать энергобезопасность Грузии: в аварийных случаях грузинские энергетики звонят уже не только в Ереван, но и в Анкару.

Однако еще 10 лет назад грузинская энергосистема переживала переходный период. Участившиеся в 90-е и продолжающиеся в нулевые аварии, неуплата платежей и, как следствие, образование гигантских долгов в энергосистеме, изношенность гидроэнергетических инфраструктур, нерегулярные поставки и прочие укоренившиеся негативные факторы привели к необходимости осуществления реформ. Суть последних вкратце сводилась к модернизации энергетических инфраструктур посредством привлечения частных инвестиций. Но в сложившейся ситуации грузинская энергосистема была не сильно привлекательной для частников. Возникла необходимость либерализации рынка.

Изначально было принято решение о ликвидации всех регулирующих и посреднических органов (например, Оптового рынка электроэнергии) и создании двух объединенных компаний East и West (в дальнейшем слившихся), действующих, соответственно, на востоке и западе страны. Причем они могли конкурировать между собой: электроэнергию можно было покупать как у первой, так и у второй компании. Этому сопутствовало решение о разделении трех функций - генерации, передачи и дистрибуции электроэнергии, что полностью вписывалось в логику либерализации рынка. Как и практически во всех странах, высоковольтная передача осталась в ведении государства. Все участники рынка начали работать по прямым контрактам - еще одно свидетельство либерального подхода. В Грузии появился новый оператор - ESCO, покупающий излишки электроэнергии и торгующий ими как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, сами генерирующие компании избавились от головной боли, зачастую возникающей из-за неумения продавать излишки генерации. В рамках осуществления реформы было принято компромиссное решение также по единственному государственному энергообъекту - Ингурской ГЭС, расположенной на грузино-абхазской границе. После конфликта в 1993 г. агрегаты ГЭС остались на территории Грузии, распределительный щит - на территории Абхазии, забирающей до 40% генерируемой на ГЭС электроэнергии с частичной передачей в Россию.

Пожалуй, ключевым решением в рамках реализации реформы стало создание неправительственной Национальной комиссии по регулированию энерготарифов. Проводимая комиссией политика нацелена на обеспечение трехступенчатого принципа тарифообразования, проведение торгов между потребителем и производителем и пр. В результате сегодня Грузия предлагает самые дешевые энерготарифы в регионе. Например, для крупнейшей в энергосистеме страны Ингурской ГЭС в настоящее время установлен тариф в 2 тетри (примерно 4 армянских драма) за 1 кВт.ч. Тарифы для малых ГЭС - еще ниже. При этом удельный вес гидроэнергетики в энергобалансе Грузии составляет 85%, остальные 15% - тепловые электростанции, работающие на импортируемом азербайджанском газе. Данные цифры говорят сами за себя и в целом объясняют конкурентоспосбность грузинских энерготарифов.

Армения - импортер электроэнергии?

Вернемся, однако, к Армении. В 2015 г. новым владельцем активов ЗАО «Электрические сети Армении» стал российский холдинг «Ташир». Участие российской компании в развитии армянской энергетики сегодня оценивается крайне неоднозначно ввиду привлекаемых из международных структур кредитных средств с заложением капитала «ЭСА» (более 70%), что увеличивает кредитное бремя армянской энергосистемы, приближающегося к $ 1 млрд. Параллельно с этим в 2017 г. на основе концессионного управления холдингу были передана компания «Высоковольтные электросети Армении», связывающая энергосистему страны с Ираном, Грузией и Нагорным Карабахом (Арцахом), а также выступающая ключевым актором реализации электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия). Активно холдинг вовлекается и в генерационную сферу, инициируя возведение ГЭС «Шнох» мощностью 76 МВт и параллельно владея активами Разданскиой ТЭС - одним из крупнейших в Армении теплоэнергетических объектов. Основное противоречие, связанное с деятельностью холдинга «Ташир», сводится к тому, что компания не совсем вписывается в программу либерализации армянского рынка электроэнергии, принятую правительством Армении в июле 2017 г. Не лишним будет напомнить, что традиционная модель либерализации предполагает четкое разделение функций генерации, поставок и распределения. Как видим, в случае с «Ташир» наблюдается обратная тенденция.

Однако проблема даже не в этом. Либерализация - не самоцель. Наряду с либерализацией рынка программа включает в себя комплекс вопросов, связанных с развитием межгосударственной торговли, что прописано и в самом названии документа. И все бы ничего, но участившееся поглядывание «Ташира» в сторону Грузии уже начинает порождать некоторые опасения. Особенно при сопоставлении с тезисами программы правительства. Поглядывание это далеко не робкое. Регистрация трейдинговой «дочки» в Грузии - ООО «Каскад Джорджия» (95% которой является собственностью компании «Каскад ЭнергоБит», входящей в «Ташир») - свидетельствует о нацеленности армянского оператора на импорт более дешевой грузинской электроэнергии. Конечно, подход «только бизнес, ничего личного» с первого взгляда может быть вполне оправдан. По ценовой составляющей армянская энергосистема сегодня не может конкурировать с грузинской. Взять хотя бы гидроэнергетику. Чуть выше я уже приводил тарифы, установленные для грузинских ГЭС - около 2 тетри (4 драма). Для сравнения отметим, что в Армении тариф для ГЭС доходит до 17 драмов без учета НДС.

Очевидно, импорт дешевой грузинской электроэнергии будет направлен не столько на понижение тарифов для армянского потребителя, сколько на повышение маржинальности «Электрических сетей Армении», накопленные долги которой оцениваются до $ 100 млн. Отсюда, кстати, и нацеленность «Ташира» на привлечение внешних кредитов (преподносимых общественности как инвестиции).

В рамках бизнес-логики поведение холдинга понять можно. Однако при рассмотрении вопроса с позиций государственной политики, конечно, мы неизбежно будем сталкиваться с большим количеством противоречий. Пожалуй, главное из них сводится к тому, что обладая профицитом энергетических мощностей и принимая участие в реализации коридора «Север-Юг», Армения должна быть нацелена на поиск внешних рынков, чего пока не наблюдается. Для этого, в свою очередь, необходимо реализовывать последовательную политику по понижению себестоимости производимой в Армении электроэнергии. Активизация же экспорта неизбежно приведет к оздоровлению внутреннего электроэнергетического рынка. Подойти к решению этих вопросов необходимо уже сегодня. Время явно играет не в пользу армянской энергетики.

Ваге Давтян, кандидат политических наук, доцент Российско-Армянского университета