Общая система налогообложения в беларуси. Что лучше — «упрощенка» или общая система налогообложения? Разбираемся с юристом

24.02.2020

Суть подоходного налога состоит в уплате государству заранее определенной доли от полученных доходов. Рассчитывают подоходный налог обычно в процентах, но могут назначать и фиксированные суммы.

Подоходный налог в РБ не начисляется на доходы организаций, потому будет правильно называть его подоходным налогом с физических лиц.

Разбираться в нюансах начисления и уплаты подоходного налога желательно всем гражданам, т.к. неправильно взысканный налог прямо отражается на их располагаемом доходе.

Ставки подоходного налога в Беларуси

В разных странах используется прогрессивная (Германия, Франция, США, Китай и др.) либо плоская шкала подоходного налога (Россия, Латвия, Литва, Грузия и др.). При прогрессивной бедные иногда вовсе не платят налог или платят очень мало, а сумма подоходного налога для богатых может превышать половину дохода. Плоская шкала подоходного налога означает одинаковый для всех процент отчислений.

В Республике Беларусь применяются разные ставки подоходного налога, однако они зависят не от величины дохода, а от его источника и других обстоятельств.

По данным сайта Министерства по налогам и сборам в Республике Беларусь с начала 2020 года действуют такие ставки подоходного налога:

  • 16% подоходного налога начисляется на доходы от основной деятельности индивидуальных предпринимателей , адвокатов и нотариусов, основание - подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь;
  • 16% взимается от сумм превышения расходов над доходами - пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
  • 16% платят физические лица по доходам от незаконной предпринимательской деятельности - пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
  • 13% - основная ставка на все доходы физических лиц (в т.ч. наемных работников), кроме выше- и нижеперечисленных - п. 1 ст. 214 НК РБ;
  • Особый случай - индивидуальный подоходный налог в 9% с работающих в Парке высоких технологий физических лиц, в т.ч. предринимателей. Эта ставка обоснована не Налоговым кодексом, но Декретом президента №12 “О Парке высоких технологий”.
  • 6% взимают с дивидендов, если в течение 3-х лет подряд не было распределения прибыли между отечественными получателями - п. 5 ст. 214 НК РБ;
  • 4% назначают на суммы выигрышей полученных от юридических лиц Республики Беларусь (законно работающие казино, букмекерские конторы, лотереи) - п. 4 ст. 214 НК РБ;
  • 0% платят по дивидендам, если прибыль не распределялась в течение 5 лет до этого - п. 6 ст. 214 НК РБ.

Подоходный налог на сдачу квартиры и другой жилой и нежилой недвижимости назначают в фиксированных величинах. Эти фиксированные суммы определяются советам депутатов областей и города Минска.

Льготы и вычеты по подоходному налогу в 2020 году

Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

В определенных законом случаях по подоходному налогу назначают вычеты. Вычет - это сумма, на которую уменьшается налогооблагаемая база, т.е. при доходе в 400 руб. и вычете 100 руб., подоходный налог будет рассчитан от 300 руб. (это условный расчет).

С начала 2020 года в Беларуси действует такой порядок льгот по подоходному налогу:

  • Полное освобождение от подоходного налога получают сотрудники бюджетных организаций, но только один раз в год на сумму выплаты для оздоровления. Размер этой суммы не определен.
  • От подоходного освобождаются путевки для детей в оздоровительные учреждения, оплачиваемые организацией или предпринимателем. Ограничения: 888 руб. на одного ребенка один раз в год.
  • От подоходного налога освобождены подарки в денежной и не денежной форме, на сумму не более 7 003 руб. в год.
  • Не облагаются подоходным налогом суммы, полученные от нанимателя, но не являющиеся зарплатой: подарки, призы и пр., но не более чем на 2 115 руб. в год от одного источника. Это касается также пенсионеров, получающих названные блага от бывшего работодателя.
  • Не начисляется подоходный налог на доходы от других организаций, в т. ч. подарки и пр., если их стоимость по каждому источнику не превышает 140 руб.
  • Подоходный не взимается с платежей организации за работника по страховым услугам, в т.ч. медицинским, в сумме не более 3 622 руб. в год из одного источника.
  • Не уплачивают подоходный с безвозмездной помощи на сумму не более 13 994 руб. в год из всех источников.
  • Выплаты членам профсоюза от профсоюзной организации также не облагаются подоходным, пока их сумма не выходит за рамки 423 руб. в год.

В Республике Беларусь существуют также разные основания для вычетов по подоходному налогу.

  • Стандартный налоговый вычет - на сегодняшний день это 117 руб. которые следует отнимать от дохода, не превышающего 709 руб. Тогда налогооблагаемой базой будут оставшиеся 592 руб.
  • Вычет подоходного налога для родителей (опекунов) несовершеннолетних детей и некоторых других иждивенцев составляет 32 руб. На двоих детей и более - 65 руб. на каждого ребенка.
  • 65 руб. налогового вычета имеют также одинокие родители (опекуны), родители детей-инвалидов;
  • Для плательщиков-инвалидов I и II групп действует налоговый вычет 165 руб. Такие вычеты назначают лицам получившим звание Героя, полным кавалерам некоторых орденов и некоторым другим категориям.

Подлежат вычету без ограничения общей суммы также:

  • Средства, потраченные на оплату первого образования плательщика или членов его семьи.
  • Деньги, потраченные на страхование жизни и здоровья, будущей пенсии , медицинское страхование.
  • Расходы на приобретение жилья. Однако подоходный налог на строительство и покупку жилья не начисляется только тем, кто нуждался в улучшении жилищных условий и был зарегистрирован в этом статусе.

На этом список льгот и вычетов по подоходному налогу не заканчивается. Полную информацию об этом можно найти в главе 18 Особенной части Налогового кодекса, а также в других регулирующих эту тему законодательных актах. Их довольно много, потому иногда лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Подоходный налог для ИП

У индивидуальных предпринимателей расчет подоходного налога идет по особым правилам. Дело в том, что другим физическим лицам налог начисляют только на сумму, предназначенного для личного потребления. А доходом предпринимателя становятся все приходящие ему средства, в т.ч. деньги из коммерческого оборота. Другое отличие - ставка не в 13%, как прочих физлиц, а 16%. Однако у ИП есть возможность отнимать от налоговой базы понесенные в процессе деятельности расходы.

Вот пример вычисления подоходного налога для ИП:

  • за отчетный период от основной деятельности был получен доход в 3 000 руб.
  • подлежащие вычету расходы составили 2 500 руб.

Расчет подоходного налога идет следующим образом:

  • 3 000 - 2 500 = 500 руб.
  • 16% от 500 руб. = 80 руб.

В итоге уплате подлежит сумма подоходного налога 80 руб.

Реальные расчеты бывают сложнее, но общий принцип именно таков.

Уплата подоходного выгоднее для предпринимателей с большой и документально доказанной расходной частью. Другие ИП чаще предпочитают упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог . Выбравшие эти формы подоходный налог не платят.

Декларация по подоходному налогу

Декларация по подоходному налогу - это документ дающий представление об источниках и величине облагаемого дохода, методике расчета и сумме налога к уплате. Большинство трудящихся жителей Беларуси не составляет таких деклараций, т.к. являются наемными работниками и расчет за них ведет работодатель (бухгалтерия).

Но предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица самостоятельно занимающиеся коммерческой деятельностью, лично составляют и подают декларацию по подоходному налогу в налоговые органы.

Декларация всегда заполняется на бланке установленной формы. Подается либо в бумажном варианте в налоговую инспекцию по месту регистрации, либо в электронном виде на сайт Министерства по налогам и сборам.

Сроки подачи декларации определяется МНС. Так декларацию по подоходному налогу за 2019 год нужно подать не позднее 31 марта 2020 года.

Что говорит закон

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)
  • Декрет Президента Республики Беларусь "О Парке высоких технологий"
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Глава 18. Подоходный налог с физических лиц

Популярные вопросы о подоходном налоге

В чем суть подоходного налога?

Суть подоходного налога в уплате определенной части дохода в бюджет государства.

Кто может рассчитывать на льготы по подоходному налогу?

Широкий список лиц нуждающийся в социально защите, а также граждане имеющие заслуги перед обществом. Это инвалиды, семьи с детьми, герои, кавалеры орденов и др.

Облагаются ли подоходным налогом денежные отношения между близкими родственниками?

Нет. Но это возможно при наличии трудовых отношений, например когда одна сторона выплачивает другой зарплату.

Облагаются ли подоходным налогом кредиты и займы?

Деньги, полученные у банков и микрофинансовых организаций, налогом не облагаются. На сумму невозвращенного займа одного физического лица другому могут начислить налог.

Надо ли платить подоходный налог за сдачу квартиры?

Да. Нужно платит установленную фиксированную сумму.

Выводы

Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь распространяется на большую часть доходов получаемых в денежной форме, а также в товарах и услугах. Потому лучше заранее выяснить, что становится базой для начисления подоходного, а что нет. Информацию об этом следует искать в 18 главе Особенной части Налогового кодекса.

Много сэкономить на подоходном в Беларуси не удастся. Основная масса населения платит 13%, а вычеты в большинстве случаев мало влияют на общий доход.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Налоги платят все, а собранные за счет налогов деньги формируют бюджет государства. А вы когда-нибудь считали, сколько ваших денег уходит на налоги? Предлагаем попробовать.

Каждый порядочный и законопослушный гражданин обязан платить налоги. Зачем? Чтобы пользоваться благами страны, в которой он живет, чтобы государство функционировало исправно. Сколько мы платим?

Это зависит от каждого конкретного человека. Но обо всём по порядку. На что идут налоги:

1. Система образования. За обучение в государственной школе дети и их родители не платят, а зарплата учителям и работникам системы образования выплачивается за счет налогов

1736 рублей в год - во столько обходится бюджету обучение одного ребенка в средней школе. Детские сады оказались на 60% дороже - в год на одного детсадовца из бюджета тратится 2790 рублей

2. Вооруженные силы и система правопорядка. Забота о безопасности - дело военных и работников системы правопорядка. В любых ситуациях, где был нарушен закон страны, можно и нужно бесплатно обратиться в местные органы защиты (к милиционеру, участковому, в , государственному адвокату, прокурору и т.д.). Деньги на содержание всех вооруженных сил тоже выделяются из бюджета государства, следовательно, из наших налогов.

3. Законодательная система. Чтобы государство функционировало без вреда для его жителей, необходимо соблюдать законы. Их предлагают, излагают, принимают и следят за исполнением люди, которые работают в законодательной системе.

4. Благоустройство. Дороги сами себя не построят и не отремонтируют. Деревья в городах тоже сами себя не посадят. Все это делает местная администрация - райисполкомы и облисполкомы, сельские советы, ЖКХ, ЖРЭО и прочие ведомственные структуры. Они следят за порядком и комфортом нашей жизни. А деньги на это дают налогоплательщики.

5. Пенсионная система. Пока человек работает, из его зарплаты высчитывается пенсионный налог. Он уходит на пенсионные выплаты действующим пенсионерам. Каждый из нас в свое время тоже станет пенсионером, и тогда налогоплательщики будут «выплачивать» пенсию нам.

Какие налоги мы платим?

Каждый человек платит налоги за себя. Например, если у вас есть автомобиль, то нужно платить дорожный налог (т.е. налог за использование дорог). Если вы купили какой-либо товар - заплатили за него налог в казну государства. Мы перечислим лишь основные налоги, которые платит среднестатистический белорус, и попробуем посчитать, какую сумму мы вносим в бюджет страны.

В первую очередь это подоходный налог. На данный момент в Беларуси существуют следующие ставки этого налога:
. на доходы от дивидендов - 13%;
. на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности - 16%;
. на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий - 9%;
. на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) - устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
. для физических лиц на все иные доходы - 13%

По данным Белстата за март 2018 года средняя номинальная заработная плата белоруса составила 926,8 рубля. На подоходный налог из такой зарплаты ушло 120,5 рубля. За счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета страны

Кроме того, каждый сотрудник в своем расчетном листе может заметить отчисление на обязательный страховой взнос по пенсионному страхованию - 1% в ФСЗН. Это еще 9,27 рубля от той самой средней номинальной зарплаты. То есть на жизнь белорусу в среднем остается 797,03 рубля.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из косвенных налогов или налогов на потребление. Данный налог уже заложен в цену любого товара или услуги при продаже. При покупке потребители платят его продавцу, а те переводят в бюджет государства. В «чистом» виде НДС платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели, обычные же потребители видят только конечную стоимость и крайне редко знают сумму налога, заложенную в цену товара.

На данный момент в Беларуси налог на добавленную стоимость доходит до 20%. В среднем это 16,7% от стоимости любых товаров и услуг. В зависимости от расходов сумма меняется. На потребительские расходы у белорусов уходит около 76% от всех трат. Если за месяц вы тратите всю зарплату, то на долю НДС приходится примерно 133,1 рубля от «чистой» зарплаты в 797,03 рубля.

Акцизы. Есть список товаров, которые подлежат маркировке товарными контрольными (идентификационными) знаками - акцизами. Сюда входят сигареты, алкогольные напитки, обувь, часы и даже моторное масло - вот полный список . На каждую категорию товаров наклеивается своя маркировка, а стоимость каждого акциза фиксируется отдельно. Делается это для того, чтобы отличить контрафакт от оригинала и обеспечить безопасный импорт товаров в страну. Сколько каждый тратит на акцизные товары - вопрос субъективный.

1221 рубль каждый житель Беларуси заплатил в бюджет в 2017 году в виде косвенных налогов, которые включаются в цену товаров и услуг. 974 рубля пришлось на долю налога на добавленную стоимость, а 247 рублей - на долю акцизов

Услуги ЖКХ. Здесь указать среднее значение сложно. В оплату услуг ЖКХ входит весь перечень, представленный в ежемесячной жировке. Все зависит от квадратных метров, условий жизни и даже погоды на улице. Сколько воды, газа и электричества вы используете ежемесячно, мы рассчитать не можем.

По словам заместителя гендиректора «Белэнерго» Сергея Шебеко, на данный момент белорусы возмещают около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% - на тепловую. В этом году был подписан указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год». Планируется, что новые тарифы позволят в 2018 году обеспечить уровень возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в размере более 70%. Остальное субсидируется государством. Субсидии предоставляются гражданам при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% - в сельской местности. То есть для минчанина коммуналка обойдется в 185,36 рубля при номинальной зарплате в 926,8 рубля. А от зарплаты, полученной на руки (797,03 рубля) после ЖКХ останется 611,67 рубля.

Транспортный налог или налог на авто. Так в народе называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Половина суммы от этого налога уходит в республиканский бюджет, а вторая половина - в местный. Ставки налога разнятся для юридических и физических лиц, для автомобилей с разным весом и разных категорий. Размер налога напрямую зависит от базовой величины (24,5 рубля на данный момент). Льготы на дорожный налог в размере 50% от основной ставки имеют пенсионеры по возрасту и инвалиды. Также льготами пользуется государственный общественный транспорт, транспорт медицинской помощи, вооруженных сил и предназначенный для передвижения людей с инвалидностью.

Если у вас автомобиль весом от 1 до 2 тонн, то придется заплатить 147 рублей за год использования транспортного средства. То есть 12,25 за месяц. Напомним, что после оплаты ЖКХ от средней зарплаты осталось 611,67 рубля, а после транспортного налога - уже 599,42 рубля.

Итого на повседневные расходы среднестатистическому белорусу остается на месяц 599,42 рубля (почти 300$).

Земельный налог. Платят его все, однако сумма рассчитывается для каждого индивидуально. Для этого необходимо знать актуализированную кадастровую стоимость в белорусских рублях (рыночная стоимость объекта недвижимости, построенного на определенном земельном участке). Есть несколько способов рассчитать стоимость земельного налога. Подробнее об этом можно узнать . Владельцы земельных участков платят налог раз в год.

Ставки земельного налога для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год для жилой многоквартирной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 41 440 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 10,36 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 41 440 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,025 % (от кадастровой стоимости земель).
для жилой усадебной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 20 720 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 20,72 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 20 720 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,1 % (от кадастровой стоимости земель).

В ежемесячной жировке можно увидеть сумму земельного налога, который платят жители квартир. То есть сумма земельного налога делится между всеми владельцами жилой площади на данном участке. Обычно это не более 1 рубля в месяц.

Налог на недвижимость. Его платят все, у кого есть недвижимость. Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машиноместа. Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц от стоимости объекта недвижимости. При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества. Оплата происходит раз в год.

Освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
. помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
. автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
. здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий.
По сути, налог на недвижимость платят только те физические лица, которые являются владельцами частных домов, гаражей или парковочных мест.

Мы не учли налоги индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоги, которые платит работодатель за своих сотрудников (еще 34% от номинальной заработной платы) и налоги, например, на собирательство (грибы, ягоды). Однако приведем некоторые цифры, которые помогут представить масштабы налогообложения в Беларуси:

За 2017 год в бюджет страны составил 44 112,80 рублей, из которых 26 340, 50 было выплачено населением в виде налогов.
. Фонд социальной защиты населения принес еще 12 461,50 рубль.
. Каждый работающий человек отдал 6 054 рубля на налоги.

Как видим, сумма, которую каждый белорус платит в бюджет, оказывается очень даже ощутимой, но отличается в каждом конкретном случае. Просчитать сумму, которую тратите на налоги именно вы, можно .

Какие налоги уплачивают юридические лица

Основные налоги, которые уплачивают все организации при общей системе налогообложения – это налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

Также при наличии определённых обстоятельств уплачиваются другие налоги.

Так при наличии зданий и сооружений в собственности организации – уплачивается налог на недвижимость.

При наличии земельного участказемельный налог и т.д.

Описание всех возможных налогов выходит за рамки данного урока и об их способах расчета и уплаты должен знать бухгалтер Вашего предприятия. Если у вас нет бухгалтера, вам следует заказать бухгалтерские услуги в Минске .

Вернемся к нашим главным налогам. НДС или налог на добавленную стоимость.

В процессе деятельности предприятие приобретает товары и материалы, оплачивает услуги. При этом оно оплачивает также НДС, включенный в стоимость этих товаров, материалов и услуг. На бухгалтерском языке этот НДС принято называть «входящим» .

Налоговыми вычетами («входящим» НДС) признаются суммы НДС:

  • предъявленные продавцами к оплате при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    То есть иными словами суммы НДС, выделенные во входящих документах при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (в накладных, актах выполненных работ).

  • уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
  • уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Затем мы отгружаем приобретенный товар с наценкой, или же продукцию, сделанную из приобретенных материалов, либо оказываем услуги. Мы также, как и во всей цепочке до нас, должны выставить НДС. Этот НДС принято называть «исходящим» .

К сожалению, бывает так, что товар мы уже отгрузили, услуги оказали, а наш покупатель нам все не платит. Однако обязательства по уплате НДС все равно возникают с момента отгрузки товара (услуг).

Как не трудно догадаться разница между «исходящим» и «входящим» НДС и является суммой, подлежащей уплате в бюджет.

Уплачивать эту разницу организации должны ежемесячно или ежеквартально, ежеквартально – при условии уведомления ИМНС.

Налог на прибыль, как видно из названия, уплачивается из прибыли организации.

При этом прибыль в соответствии с НК – это положительная разница между выручкой, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами, учитываемыми при налогообложении.

Или, говоря проще, Прибыль = Выручка без НДС – Затраты без НДС.

Налог на прибыль = Прибыль Х ставка налога

Ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налог на прибыль уплачивается ежеквартально.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ».

В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Итак, любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Упрощенная система предусматривает еще две подсистемы – с уплатой НДС и без уплаты НДС.

Независимо от того, какую систему выбирает предприятие, оно осуществляет обязательные платежи, связанные с:

А) выплатой заработной платы работникам:

  1. 34% от фонда оплаты труда компания обязана уплатить в ФСЗН – это отчисления на обязательное социальное страхование;
  2. 0,6% от фонда оплаты труда перечисляется в качестве обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

13% подоходного налога и 1% взносов в ФСЗН наниматель обязан удержать из заработной платы работника и перечислить в бюджет и в ФСЗН, т.е. это не относится к бремени организации, но это важно знать для понимания обязанностей нанимателя.

Б) ввозом товаров на территорию Республики Беларусь: по общему правилу ввозной НДС уплачивается по ставке 20% от стоимости ввозимого товара, при ввозе некоторых товаров ставка может быть 10%.

А теперь рассмотрим подробнее налоги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Общая система налогообложения предусматривает уплату:

  1. НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.
  2. Налога на прибыль по ставке 18% от полученной прибыли.
  3. Иных налогов при наличии объектов налогообложения (земельный налог, налог на недвижимость, акцизы, экологический налог и т.д.)

Упрощенную систему налогообложения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со следующего года, в течение года перейти на нее нельзя. На УСН с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  • численность работников составляет не более 100 человек в среднем;
  • размер валовой выручки нарастающим итогом составляет не более 1 465 565 белорусских рублей. Для индивидуальных предпринимателей, кстати, эта суммы не должна превышать 315 000 белорусских рублей.

    Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за 9 месяцев, нарастающим итогом с начала 2020 года установлен не более 1 538 843 белорусских рублей для организаций и 330 750 белорусских рублей — для ИП.

Не вправе применять УСН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие подакцизные товары;
    • реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
    • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
    • являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
    • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения, их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
    • являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
    • осуществляющие деятельность с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены);
    • организации, осуществляющие: лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельность в сфере игорного бизнеса; риэлтерскую деятельность; страховую деятельность; банковскую деятельность (банки);

2. организации, являющиеся:

  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми организациями;
  • инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда.

Кроме того, не могут применять УСН организации, производящие на территории Республики Беларусь с/х- продукцию и уплачивающие единый налог для производителей с/х-продукции; организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход; унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а так же коммерческие организации, более 25% акций которых принадлежат одной или нескольким организациям.

Ставки налога при упрощенной системе :

А) три (3) процента от валовой выручки:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Б) пять (5) процентов от валовой выручки – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС.

Эту ставку налога без уплаты НДС могут применять только предприятия с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала 2020 года установлен не более 1 404 286 белорусских рублей.

В) шестнадцать (16) процентов в отношении безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств.

В данной статье приведена общая информация о налогообложении предприятий Беларуси. Выбор системы налогообложения мы настоятельно рекомендуем делать только после изучения Налогового кодекса Республики Беларусь и вместе со специалистом в данной сфере.

Используемые материалы для статьи:

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

- Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС - более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

- И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги - это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.


- Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество - это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300-400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.


- К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.