Экономический словарь.

Фрахтование судна - это поиск необходимого тоннажа (судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки. Другими словами можно сказать, что фрахтование есть соглашение о найме судна для выполнения определенной перевозки (рейса) или наем судна на определенный период времени.

В случае, когда судовладелец ищет груз и заключает договор на его перевозку, называется отфрахтованием судна. На практике, в обоих случаях принято применять единый термин: «фрахтование».

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем. Судовладелец, предоставляющий тоннаж (судно) для морской перевозки грузов - фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату (фрахт).

Можно сказать иначе: договор морской перевозки - это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона (фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).

Фрахтование обычно производит специальный посредник - фрахтовый брокер. В качестве посредника могут выступать специальные организации - брокерские фирмы или отдельные лица. Фрахтовый брокер - это высокопрофессиональный специалист, обладающий большим опытом и специальными знаниями. Он должен быть хорошо информирован о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, спросе и предложении на тоннаж, различных грузопотоках.

Брокеры фрахтового рынка пользуются различными сведениями, бюллетенями и прочими изданиями крупнейших мировых фрахтовых бирж и брокерских контор. Многие брокеры обладают обширными контактами в области морских перевозок, и нередко личные связи брокера позволяют в кратчайший срок найти необходимый тоннаж под перевозку.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж (судно или суда), обращается к фрахтовому брокеру с предложением найти на рынке груз, который подходит для перевозки на условиях судовладельца (как правило, чаще всего это относится к морским перевозкам контейнеров). Предложение, с которым фрахтовый брокер выходит на рынок от имени судовладельца называется офертой. Бывают твердые и условные предложения.

Таким же образом грузовладелец (фрахтователь) выступает на фрахтовом рынке через фрахтового брокера с предложением найти судно, отвечающее условиям перевозки данного груза. Поручение фрахтователя, выданное в письменном виде своему брокеру о поиске и зафрахтовании тоннажа (судна) для перевозки груза, называется фрахтовым ордером. Фрахтовые ордера бывают: обычные (фрахтовая сделка может быть заключена в течение 20–30 дней), срочные и сверхсрочные.

Фрахтовый рынок подразделяется по форме организации перевозок на рынок трампового и линейного тоннажа, по типам судов - на рынок сухогрузного и танкерного тоннажа, по роду груза - на рынок лесного, зернового, рефрижераторного тоннажа и т.д., а также по направлениям перевозок по географическим областям.

Весь объем фрахтового рынка определяется количеством фрахтовых сделок, а его конъюнктура - соотношением между предложением тоннажа и предложением грузов, т.е. спросом на тоннаж. Это соотношение подвержено резким колебаниям в силу различных объективных и субъективных причин: спад или увеличение объема перевозок, уменьшение или увеличение стоимости топлива и т.д.

Для оценки транспортного рынка и величин изменения цен используются фрахтовые индексы. С их помощью возможен подробный анализ изменения фрахтовых ставок на мировом рынке, а также ставок фрахта на определенные виды грузов или конкретных секторов фрахтового рынка. Индексы и информацию по заключенным сделкам и фрахтовым ставкам публикуют многие известные издания.

Заключение чартеров представляет собой сложный процесс переговоров между судовладельцем и фрахтователем, т.к. им предстоит согласование множества условий договора морской перевозки. Фрахтовые сделки заключаются между сторонами, которые находятся в разных уголках планеты, и благодаря современным средствам коммуникаций эта задача значительно упрощается.

В мировой практике фрахтования были выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров, применительно к основным видам перевозимых грузов. Условия проформы чартера отражают правила перевозки грузов морским транспортом и специфические особенности таких перевозок.

Разработку чартеров проводили крупнейшие международные фрахтовые и судоходные организации, которые по возможности попытались учесть все спорные вопросы, возникающие при морем.

Основные виды чартеров:

  • Рейсовый чартер (Voyage charter) - судно фрахтуется на определенный рейс. Судно может также быть зафрахтовано на круговой рейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку он обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне. В этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Тайм-чартер (Time Charter) - это договор фрахтования судна на время. В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, с укомплектованным экипажем. Но право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Бэрбоут-чартер (Bareboat charter) - разновидность договора фрахтования судна на время. Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком (судовладельцем, фрахтовщиком) и фрахтователем (грузовладельцем) или их представителями.

При фрахтовании нередко возникает вопрос о распределении расходов между судовладельцем и фрахтователем по погрузке и разгрузке судов (оплата стивидорных работ). Эти расходы обычно находятся в пределах 10–30% от конечной стоимости транспортной составляющей при перевозке груза морским транспортом. Поэтому при заключении договора морской перевозки заранее оговаривается, кто из сторон будет нести эти расходы. Вот некоторые наиболее употребляемые термины:

  • фри ин (free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке груза на судно. При заключении договора перевозки с таким условием расходы по погрузке берет на себя фрахтователь;
  • фри аут (free out) - судовладелец свободен от расходов по выгрузке груза;
  • фио (free in and out) - судовладелец по договору перевозки с фрахтователем свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза;
  • фиос (free in and out, stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке и укладке груза в трюме. Эта формулировка указывает, за чей счет будут выполняться так называемые трюмные работы (укладка груза, если груз тарно-штучный и штивка (разравнивание), если груз навалочный или насыпной ;
  • фиост (free in and out, stowed and trimmed) - судовладелец полностью свободен от расходов по погрузке, укладке, штивке и выгрузки груза. Оплачивает эти работы грузоотправитель (фрахтователь).

Значение ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР в Однотомном большом юридическом словаре

ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР

Брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора комиссии. право брокера на получение комиссии и ее размер оговариваются в чартере.

Однотомный большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФРАХТОВЫЙ БРОКЕР
    - брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора комиссии. Право брокера на получение комиссии и ее размер …
  • БРОКЕР
    ФРАХТОВЫЙ - см ФРАХТОВЫЙ …
  • БРОКЕР
    (англ. broker) - посредник на рынке ценных бумаг (фондовой бирже) или на товарной бирже, выполняющий функции по купле-продаже ценных …
  • БРОКЕР в Словаре финансовых терминов:
    отдельное лицо или фирма, занимающиеся посредничеством при заключении сделок на фондовой, товарной и валютной биржах. БРОКЕРЫ заключают сделки, как правило, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    РЫНОК - рынок, на котором совершаются сделки по фрахтованию и отфрахтованию тоннажа. Денежным выражением услуг на Ф.р. является цена перевозки, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ОРДЕР - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. Фрахтовый ордер содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    КОНТРАКТ - контракт, по которому фрахтователь получает в свое распоряжение судно для перевозки грузов по определенному маршруту или на определенный …
  • ФРАХТОВЫЙ в Словаре экономических терминов:
    БРОКЕР - брокер, выступающий посредником между судовладельцем и фрахтователем при заключении договора фрахтования. Право брокера на получение комиссии и ее …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЙ - см. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОЙ - см. СТРАХОВОЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ИНВЕСТИЦИОННЫЙ - см ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ДИСКОНТНЫЙ - см ДИСКОНТНЫЙ БРОКЕР …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    ВЕКСЕЛЬНЫЙ - см БИЛЛЬ -БРОКЕР, ВЕКСЕЛЬНЫЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    БИРЖЕВОЙ - см БИРЖЕВОЙ …
  • БРОКЕР в Словаре экономических терминов:
    (англ broker) - 1) в широком смысле - посредник, содействующий совершению различных сделок (коммерческих, |федит-ных, страховых, фрахтовых и т.д.) между …
  • БРОКЕР
    (англ. broker), посредник при заключении различных сделок; см. также Посредничество биржевое …
  • БРОКЕР в Современном энциклопедическом словаре:
    (английское единственное число broker) (маклер), посредник (отдельного лица или фирмы) при заключении сделок между покупателями и продавцами. Действует по поручению …
  • БРОКЕР
    [от английского broker маклер] посредник между покупателем и продавцом, страховщиком и страхователем, судовладельцем и фрахтователем, обычно одновременно кредитирующии иностранного поставщика, …
  • БРОКЕР в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг. Брокерский - относящийся к …
  • БРОКЕР в Энциклопедическом словаре:
    БРOKEP, -a, м. Агент, посредничающий при купле-продаже ценных бумаг, товаров. Биржевой б. * Страховой брокер (спец.) - компания или отдельное …
  • БРОКЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БР́ОКЕР (англ., ед. ч. broker), посредник (отд. лица или фирмы) при заключении сделок между покупателями и продавцами. Действует по поручению …
  • ФРАХТОВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фрахто"вый, фрахто"вая, фрахто"вое, фрахто"вые, фрахто"вого, фрахто"вой, фрахто"вого, фрахто"вых, фрахто"вому, фрахто"вой, фрахто"вому, фрахто"вым, фрахто"вый, фрахто"вую, фрахто"вое, фрахто"вые, фрахто"вого, фрахто"вую, фрахто"вое, фрахто"вых, …
  • БРОКЕР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • БРОКЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (англ. broker) посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг (напр. , фрахтование судов, страхование, …
  • БРОКЕР в Словаре иностранных выражений:
    [англ. broker] посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг (напр., фрахтование судов, страхование, торговля пушниной и …
  • БРОКЕР в словаре Синонимов русского языка:
    авиаброкер, агент, билль-брокер, биржевик, …
  • ФРАХТОВЫЙ
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: фрахт, связанный с ним. 2) Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет …
  • БРОКЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    бр`окер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • БРОКЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    брокер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • БРОКЕР в Орфографическом словаре:
    бр`окер, …
  • ФРАХТОВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фрахтовая, фрахтовое (мор. торг.). Прил. к фрахт; грузовой. Фрахтовый договор заключает фрахтователь с …
  • ФРАХТОВЫЙ
    фрахтовый прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: фрахт, связанный с ним. 2) Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    брокер м. Посредник (лицо или фирма) при заключении различных сделок, действующий по поручению и за счет …
  • ФРАХТОВЫЙ
  • БРОКЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Посредник - лицо или фирма - при заключении различных сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, …
  • ФРАХТОВЫЙ
    прил. 1. соотн. с сущ. фрахт, связанный с ним 2. Свойственный фрахту, характерный для …
  • БРОКЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Посредник - лицо или фирма - при заключении сделок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и т.п., действующий по поручению …
  • БУТЫЛКИ;"ПИТЕР БРОКЕР" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Питер Брокер из Геештахта, Германия, является владельцем коллекции из 8131 неповторяющихся бутылок с пивом из 110 стран …
  • ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР в Однотомном большом юридическом словаре:
    - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. ф.о. содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • БРОКЕР ФРАХТОВЫЙ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - см. фрахтовый брокер …
  • ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР в Большом юридическом словаре:
    - поручение на фрахтование тоннажа, выдаваемого фрахтователем своему брокеру. Ф.о. содержит все сведения, необходимые для заключения …
  • БРОКЕР ФРАХТОВЫЙ в Большом юридическом словаре:
    - см. Фрахтовый брокер …
  • ФРАХТОВЫЙ РЫНОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    рынок (англ. freight market), сфера международной торговли услугами морского транспорта по перемещению грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных …
  • ФРАХТОВЫЙ ДОГОВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет предметом отдачу в наем в виде промысла, с целью извлечь выгоду, морского судна для перевозки товаров или грузов. Судно …
  • ФРАХТОВАЯ БИРЖА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - постоянно действующий рынок фрахтуемых судов; организуется по региональному, международному, товарному или иным признакам. в них концентрируется вся информация о …

Фрахтовый брокер – это посредник между судовладельцем и собственником груза. Он сводит стороны сделки, но сам не фигурирует в договоре. За услуги брокер получает вознаграждение в виде процента от суммы фрахта.

«Зачем прибегать к помощи посредника? Ведь можно самостоятельно найти судно» — так думают люди, которые не сталкивались ранее с водными грузоперевозками. Для оформления сделки нужно обладать профессиональными знаниями и контактами.

Что должен знать брокер

Чтобы зафрахтовать судно брокер должен изучить законодательство морских перевозок. Если речь идет о международных сделках, дополнительно требуются знания нормативных актов иностранных государств и межправительственных соглашений. Кроме того, такие сделки заключаются на английском языке. А значит, брокер должен владеть им в совершенстве.

Чтобы найти судно нужно знать условия судовых перевозок. Требуется гибкость и обширная база деловых контактов. Последняя поможет в организации комбинированных грузоперевозок, когда требуется судно «река-море».

Брокер должен следить за техническим прогрессом на морском транспорте. Важно знать конструкцию судов, возможность перевозки тех или иных грузов, специфику транспортировки различных категорий товара.

На плечи брокеров ложится калькуляция транспортных издержек. Владельцам груза посредники помогают зафрахтовать судно. Капитаны при помощи брокеров находят товар под имеющийся тоннаж.

Вот почему нужно обращаться к профессионалам. Посредник сэкономит время, нервы и возьмет на себя оргвопросы. Ценность услуг с лихвой оправдывает плату.

Услуги фрахтового брокера от Inter Marine Service

Наша компания выступит в качестве посредника в заключении фрахтовой сделки и поможет найти судно. Поиск ведется по трем составляющим:

— по типу судна (сухогрузы или наливные),

— по типу груза (зерно, стройматериалы),

— по направлению перевозки.

Комплексный подход к подбору тоннажа обеспечивает быстрый поиск судна. Мы помогаем в организации внутренних и международных морских, речных и комбинированных грузоперевозок. Во втором случае находим судно «река-море».

Обширные деловые связи охватывают порты акватории Черного, Азовского, Балтийского, Средиземного и других морей. В лице Inter Marine Service вы получите надежного посредника, который будет способствовать развитию торгового бизнеса. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности сотрудничества. Звоните!

Брокерская деятельность в качестве профессионального занятия сложилась к концу прошлого столетия. К этому времени развитие международной торговли достигло такого уровня, когда владельцам грузов и перевозчикам оказалось не под силу самим следить за непрерывными конъюнктурными колебаниями на мировом фрахтовом рынке и организовывать доставку грузов по назначению. Поэтому в сложившейся системе взаимоотношений "грузовладелец-судовладелец" возникла потребность в связывающем звене -- брокерах -- специальных посредниках, располагающих информацией о наличии и характере грузов, размерах фрахтовых ставок, предложениях по отфрахтованию судов и обеспечивающих стыковку интересов двух сторон. Кроме того, на фрахтовом рынке действуют десятки тысяч субъектов в качестве судовладельцев и грузовладельцев (фрахтователей), которые отдалены друг от друга, и порой весьма значительно, то есть не имеют возможности регулярного общения, досконально не знают друг друга. Ко всему прочему, географическое грузовое разнообразие фрахтовых сделок, их многочисленность, быстрота заключения и выполнения -- не дают возможности сторонам присмотреться, изучить друг друга даже в ходе исполнения сделки. Отсюда, такая специфика открывает широкие возможности для всякого рода мошенничества, которое дорого обходится потерпевшим. В этих условиях и фрахтователь и судовладелец не могут самостоятельно отыскать друг друга для заключения сделки. Поэтому каждый обращается к своему брокеру, имеющему широко налаженные деловые связи, который помогает найти для своего принципала (судовладельца или грузовладельца) подходящего контрагента, партнера. При этом, и это принципиально важно, брокеры выступают друг перед другом и, соответственно, перед партнерами по сделке, как гаранты деловой добропорядочности партнеров и их финансовой состоятельности. Несоблюдение этих гарантий подрывает деловую репутацию брокерской фирмы. Поэтому изучение принципалов составляет важный элемент брокерской работы и является залогом ее успеха в обстановке постоянного риска.

Основными видами брокерской деятельности в торговом мореплавании являются: фрахтование и купля-продажа судов. Брокерские фирмы, занимающиеся фрахтованием судов, обычно специализирую-тся на трамповом и линейном судоходстве по отдельным направлениям или даже видам грузов (типам судов). Однако такое деление условно и отражает только основную специализацию данной фирмы и, соответственно, брокера.

По сфере деятельности различают:

  • * фрахтовый брокер (Chartering Broker), выступающий в качестве посредника между судовладельцем и фрахтователем в трамповом судоходстве при заключении договора на перевозку груза морским судном;
  • * брокер-аквизитор (Acquirer), который помимо прочих брокерских функций выполняет привлечение (аквизацию) новых грузов и грузоотправителей для загрузки судов в линейном судоходстве;
  • * брокер по купле-продаже судов (Purchase and Sale). Брокеры-аквизиторы в ряде случаев организационно входят в штат линейных компаний или действуют на основании генерального соглашения с линейными компаниями, заключенного на определенный период времени

Однако, чаще всего, посредничеством занимаются универсальные брокерские фирмы, работающие на многих направлениях и выполняющие все виды брокерской деятельности

В зависимости от того, чьи интересы представляет брокер, их различают:

  • * брокер судовладельца (Shipowner"s Broker);
  • * брокер фрахтователя (Charterer"s Broker).

Традиционные обязанности брокера при фрахтовании судов многообразны, но все они подчинены одной цели: добиваться наиболее приемлемых для своего принципала условий.

Принципал-судовладелец заинтересован, чтобы суда работали с максимальным тайм-чартерным эквивалентом (финансовым результатом рейса), без простоев в ожидании очередного рейса, чтобы фрахтователи своевременно оплачивали фрахт и другие платежи, причитающиеся судну, то есть в получении максимальной оплаты за минимум услуг.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмотрены контрактом купли-продажи, чтобы у него не возникали экстрарасходы: за хранение груза в порту после истечения льготного периода; за экстрастраховку груза из-за использования судна в возрасте свыше 20 лет; за оплату демереджа или мертвого фрахта судовладельцу, то есть получения максимума услуг за минимальную оплату.

Обязанности брокера. Традиционные обязанности брокера весьма многочисленны. И хотя отношения между брокером и принципалом не оформляются договором, они строятся на устоявшихся традициях и подкрепляются конкуренцией, которая заставляет всякую брокерскую фирму достигать хорошей деловой репутации, одного из необходимейших условий ее существования, путем оказания принципалам максимума услуг. Как было отмечено, брокер в ходе переговоров должен добиваться для своего поручителя наилучших условий в пределах полученных им полномочий.

С заключением (подписанием) чартера обязанности брокера далеко не завершаются. Он оказывает содействие фрахтователю и судовладельцу при исполнении сделки; при возникновении недоразумений между сторонами; при подаче нотисов; номинировании портов; использовании опционов и т.д. Нередко ему поручается инкассация и оплата фрахта и последующее урегулирование взаимных претензий сторон, если они возникают.

В отличие от судовых агентов, которые работают на комиссионных началах, то есть поручители оплачивают агенту все его расходы, связанные с выполнением поручений и агентское вознаграждение (Agency Fee), брокер работает за свой счет, получая только брокерскую комиссию (Brokerage), если сделка состоялась, из которой он самостоятельно"оплачивает все свои расходы, в том числе весьма существенные издержки по связи (телефон, факс, e-mail и пр.).

Получив поручение от фрахтователя или судовладельца на отфрахтование, брокер прежде всего изучает обстановку на фрахтовом рынке, оказывает помощь фрахтователю или, соответственно, судовладельцу в определении идеи приемлемой фрахтовой ставки. Для этого он пользуется текущей информацией, поступающей через электронные и печатные издания, через инструкции других брокеров, с которыми он поддерживает постоянный деловой контакт.

Эта работа требует от брокера универсальных знаний в области торгового судоходства. Он должен располагать исчерпывающими сведениями относительно: коньюктуры фрахтового рынка, ее тенденций, уровня фрахтовых ставок на различных направлениях; представлять себе дислокацию свободных судов в интересующем его районе и уровень спроса на них; знать источники и пути получения котировок грузов и самих грузов и многое другое в зависимости от конкретной ситуации.

В повседневную обязанность брокера входит: быть в курсе последних сделок, заключенных на рынке; знать условия перевозок обращающихся на рынке грузов; технико-эксплуатационные характеристики судов, особенности их конструкции и эксплуатации; коммерческие условия многих проформ чартеров, особенно условия тех проформ, которые наиболее часто используются в практике и характер модификаций ими стандартных условий.

Брокер должен быть в курсе деятельности своих конкурентов, иметь достоверные сведения относительно финансового положения и платежеспособности судовладельческих фирм и фрахтователей из своего делового круга. Наконец, он должен хорошо ориентироваться в условиях контрактов купли-продажи, в частности, в их транспортных условиях, в методах калькуляции фрахтовых ставок, быстрых трансформаций одних ставок в другие, например, фрахтовую ставку по крупной партии груза в ставку для партии меньшего размера и т.д.

Обладая всеми этими знаниями, которыми не всегда владеют судовладельцы и фрахтователи, брокер нередко становится решающей фигурой в переговорах, поскольку к его квалифицированному совету прислушивается и та и другая сторона. Способность брокера дать верный совет наряду с умением успешно вести переговоры, дающие благоприятные результаты, определяют репутацию брокера на фрахтовом рынке и объем его деловых связей, что является решающим обстоятельством конкурентоспособной деятельности фирмы в рыночных условиях.

Стремительность фрахтовых переговоров, в основе которых лежит сам характер изменчивой конькжтуры фрахтового рынка, и тот факт, что для судовладельца невыгодно ставить судно на якорь в ожидании успешного окончания длительных переговоров с фрахтователями, заставляет брокера прибегать к наиболее быстрым видам связи со своими контрагентами, которые часто находятся в других странах и даже на других континентах. Фрахтовые переговоры осуществляются, как минимум, по телексной связи, которая может работать в режиме телеграфа, и в режиме реального времени при непосредственном контакте между сторонами, ведущими переговоры. Высоким быстродействием обладает факсимильная связь, связь типа e-mail. He вышел из практики и прямой контакт между сторонами по телефону.

Ни одна из сторон не имеет права отступать от слова, данного ею в твердых переговорах, если оно принято другой стороной. Это обстоятельство требует от брокеров особой осмотрительности, точности и аккуратности, ибо в переговорах буквально одно слово может решить успех дела или провалить его. Недаром девизом британских брокеров служит фраза: "Our word is our Bond", что значит: "Наше слово -- вексель".

Ни одна сторона не имеет права давать дезинформирующих сведений относительно действительной позиции судна, уровня фрахтовых ставок по сделкам, заключенным ею с другими лицами и их условий. Но по всем этим вопросам стороны вправе уклониться от ответа. Не допускается разглашение условий сделки, в частности, фрахтовой ставки, если одна из сторон просит о сохранении ее конфиденциальности. Поэтому многие фрахтовые сделки по тем или иным соображениям не включаются в поток рыночной информации, не публикуются в прессе.

Для установления квалификации по ведению профессиональных брокерских услуг, а также соответствующей рекламы в ряде стран существуют различного рода организации, обеспечивающее проверку знаний и дипломирование брокеров как специалистов.

Например, в Великобритании посреднической деятельностью в морском судоходстве могут заниматься только члены Лондонского института фрахтовых брокеров, которые считаются дипломированными специалистами. Деятельность института фрахтовых брокеров заключается в проверке квалификации брокеров путем проведения экзаменов, разработки и опубликования специальных норм и обычаев, связанных с оказанием посреднических услуг и т.п. Выдержавшие экзамен приобретают право сначала на членство в качестве младшего специалиста, а позже и на полноправное членство.

В США функционирует -- Ассоциация судовых брокеров и агентов с местом пребывания в Нью-Йорке. Она разрабатывает и публикует соответствующие правила и рекомендации по брокерской деятельности, кодекс профессиональной этики, списки членов, тарифы на оплату услуг брокеров и т.п. Аналогичные организации (союзы) существуют в Дании, Германии, Италии, Швеции, Японии и других странах.

Кроме перечисленных организаций, во многих странах имеются различного рода федерации национальных ассоциаций. Учреждение подобных федераций диктуется необходимостью защиты интересов своих членов, совершенствования, разработки и унификации грузовых документов, обмена информацией между судовыми брокерами и агентами. Примером такой организации может быть Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов -- FONASBA. Члены-учредители этой некоммерческой международной организации -- национальные ассоциации: Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Голландии, Италии, Норвегии, Швеции, Великобритании и Германии.

Наиболее крупной международной организацией, играющей важную роль и в брокерской деятельности, является BIMCO -- неправительственная международная профессиональная организация судовладельцев, брокеров, агентов, фрахтователей, клубов взаимного страхования и других подобных ассоциаций, ставящая своей основной целью защиту интересов мирового судоходства и мирового судоходного сообщества.

Успех работы брокеров на фрахтовом рынке во многом зависит от того, насколько полную информацию о наличии подлежащих перевозке грузов и свободном тоннаже он имеет. Полнота

осведомленности дает возможность, с одной стороны, оценивать соотношения между спросом и предложением на услуги морского транспорта, а с другой -- подыскивать наиболее приемлемые предложения. С этой целью брокеры поддерживают постоянные связи с грузо- и судовладельцами и между собой. BIMCO в своих бюллетенях печатает списки членов-брокеров, их почтовые и электронные адреса, номера телефонов, факсов. Однако наиболее обширную и ценную информацию можно получить и оперативно использовать на фрахтовых биржах -- центрах сосредоточения такой информации, служащих местами обмена соответствующей информацией между брокерами. Наиболее известные из них находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, Париже, Токио.

Брокеры и фрахтовщики должны уметь произвести калькуляцию транспортных издержек на предполагаемых направлениях международных грузопотоков, чтобы назвать идею фрахтовой ставки.  

ФРАХТОВЫЕ АГЕНТЫ - брокеры, специально назначаемые крупными импортерами или экспортерами, чтобы вести все переговоры о тоннаж е для перевозки их товаров.  

ФРАХТОВЫЕ БРОКЕРЫ - посредники между судовладельцами, подыскивающими грузы для своих судов, и фрахтователями, предъявляющими спрос на суда для перевозки своих грузов.  

Брокер - профессиональный деловой посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг, ценных бумаг , валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах , валютных, страховых и фрахтовых рынках . Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение, но может также действовать от своего имени, хотя все равно за счет доверителя на основе заключенных с клиентом соглашений. Брокер ищет покупателя для продавца и продавца для покупателя. Через него проходят предложения, встречные предложения , но сам брокер не соприкасается с товаром. Брокер может выступать в качестве отдельного лица, фирмы или организации. Крупные брокерские фирмы и конторы  

Словарь состоит из статей расположенных в алфавитном порядке Словарная статья может содержать следующие элементы заглавный термин, набранный прописными буквами полужирным шрифтом (для некоторых терминов в скобках указана специфика применения) краткая форма заглавного термина (если она имеется), отделенная от него запятой, один или несколько синонимов заглавного термина (если они имеются), набранные строчными буквами и отделенные от заглавного термина запятой, английский эквивалент заглавного термина, помещенный в скобки (если у английского эквивалента имеется краткая форма, то она отделяется от полной формы запятой, при наличии нескольких английских эквивалентов заглавного термина они отделяются друг от друга точкой с запятой), толкование значения термина (если у заглавного термина имеется несколько значений то каждое из них имеет порядковый номер - арабская цифра со скобкой) Если в тексте статьи повторяется заглавный термин, то он приводится в сокращенной форме (по первым буквам составляющих его слов, например Логистические издержки - Ли) В статьях широко используется система отсылок Если в тексте статьи встречается термин, также поясняемый в словаре, то при первом упоминании он набирается курсивом Если для углубленного понимания какой-либо статьи требуется ознакомление с другим понятием, имеющим ассоциативные связи с толкуемым термином, то используется отсылка "См также" Отсылка от термина-синонима к основному термину имеет форму "См " Эта же отсылка используется, когда какой-либо редко применяемый или вспомогательный термин толкуется в более крупной словарной статье, например "Фрахтовый брокер - см Экспедитор" Кроме общепринятых ("и т д ", и "т п ", "т е " и др) используются специальные сокращения, установленные для данного издания Их список приводится в книге  

Большинство же таких фрахтовых сделок и грузовладельцы и владельцы судов заключают между собой через посредников - судовых брокеров. Каждый из них знаменит не своим капиталом (он почти всегда небольшой), а ноу-хау в виде сложного комплекса собранной информации , знаний, обширных деловых связей редко во всех, чаще в отдельных секциях мирового фрахтового рынка.  

Брокерский бизнес развит не только в Великобритании, но и во многих других странах. Нечто вроде клубов по профессиям имеется у брокеров в Гонконге, Нью-Йорке, Токио, Пирее, Гамбурге, Генуе, Осло, Шанхае (до революции также в Одессе). На них оформляется большинство фрахтовых сделок.  

Совфрахт сохранил в основном свою зарубежную корреспондентскую сеть и способен осуществить любую фрахтовую операцию для отечественных экспортеров и импортеров, несмотря на то, что в условиях современных рыночных отношений официально не является исключительным брокером в Российской Федерации.  

Переговорная практика в брокерском, агентском и экспедиторском мировом сообществе опирается на сложившиеся уже давно традиции и следует принципам соблюдения своего рода брокерской этики. Признанный в прошлом в СССР и известный в наше время в России фрахтовый брокер - Совфрахт всегда следовал этим как традициями, так и этике, что содействовало его известности и авторитету на фрахтовом рынке.  

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев он заключается при помощи посредника или фрахтового брокера.  

Существуют различные категории брокеров биржевые , страховые, фрахтовые, валютные.  

Shipping 2000. Обеспечивает доступ к данным о фрахтовом рынке . С помощью электронной сети Shipping 2000 можно установить связь с 300 брокерами и судовладельцами по всему миру и заключить контракт фрахта.  

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавливаемое торговым обычаем, вознафаждение. Размер этого вознафаждения при фрахтовых операциях составляет обычно 0,25% от суммы фрахта, демереджа и других платежей.  

Для успешного ведения фрахтовой работы фрахтовщик или брокер должен обладать глубокими и многофанными знаниями. Помимо широкого общего образования, фрахтовщикам необходим большой объем знаний по специальным техническим вопросам.  

Для того чтобы зафрахтовать или отфрахтовать судно на открытом фрахтовом рынке , судовладелец и фрахтователь должны дать соответствующее поручение брокеру, если переговоры осуществляются не непосредственно между самими заинтересованными предприятиями. Такое поручение может быть дано в устной форме, лично или по телефону с последующим подтверждением в письменной форме по телетайпу, или телеграфу, или письмом. Поручение дается также и в письменной форме. В этих случаях клиенты обычно прибегают к телеграфной и телетайпной связи.  

Фрахтовый брокер специализируется на сделках по отдельным видам услуг на фрахтовой бирже (фрахтование судов, купля-продажа судов, транспортно-экс-педиторские операции, агентирование). При этом специализация осуществляется также по типам судов, родам перевозимого груза, направлениям перевозки. Международное линейное судоходство обслуживают брокеры-аквизиторы, которые занимаются не только фрахтованием судов, но и выполняют обязанности экспедитора и судовых агентов , привлекая (аквизируя) товар для загрузки судов на линиях. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, регистрация, документальный учёт всех хозяйственных и финансовых операций , расходуемых средств и получаемых результатов экономической деятельности организаций (предприятий, учреждений, компаний, фирм) в денежной форме, проводимые по заданным правилам, с использованием установленных форм документов, специальных журналов и книг для учёта. В соответствии с современным законодательством любая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность , обязана вести бухгалтерский учёт доходов, расходов, имущественных ценностей и периодически фиксировать данные учёта в бухгалтерских книгах и отчётах, что позволяет анализировать и контролировать финансовое положение организации, результаты её работы, соблюдение правил и норм проведения экономических операций.  

БРОКЕР, куртье, маклер (broker) - посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых рынках и т п, действующий от имени и за счет принципала Б выступают "чистыми" посредниками, т к обычно не имеют в своем распоряжении товаров Вознаграждение Б (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг , разл услуг, может также выплачивается в виде фиксированной суммы См также Агент, Экспедитор, Транспортный брокер  

СОВФРАХТ (Sovfra ht) - орг-ция, выполняющая ф-ции фрахтового брокера и генерального агента рос судовладельцев в области обслуживания их судов в иностранных портах Создана в 1929 г как всесоюзное внешнеторговое об-ние В 1930- 50-х гг С осуществлял в оси брокерские ф-ции, с 1960-х гг активно осуществлял фрахтование трампового тоннажа сов су-  

Фрахтовый брокер (будем его так называть для удобства вместо shipbroker , хотя freight broker в переводе на русский означает в принципе экспедитор) обычно не ссылается на правовые основы агентского договора , а подчеркивает свою независимость, готовность даже работать одновремен-   и виды на перспективу экспедитор получает от фрахтового брокера, с которым у него сложились традиционные личные деловые отношения (в Москве - это Совфрахт, в Лондоне - Морлайн. в Хельсинки - Крогиус Труп, в Гамбурге - Совчарт и др.).  суммы сделки , а при заключении ее на более выгодных для клиента условиях он может получить оговоренную часть сэкономленной суммы.  

Специализируется на сделках по отдельным видам услуг на фрахтовой бирже (фрахтование судов, купля-продажа судов, транспортно-экспедиторские операции, агентирование). При этом специализация осуществляется также по типам судов, родам переводимого груза, направлениям перевозки. Международное линейное судоходство обслуживают брокеры-аквизиторы, которые занимаются не только фрахтованием судов, но и выполняют обязанности экспедитора и судовых агентов , привлекая (аквизируя) товар для загрузки судов на линиях.