Фрахтовые брокеры и техника ведения фрахтовых операций.

Фрахтование судна - это поиск необходимого тоннажа (судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки. Другими словами можно сказать, что фрахтование есть соглашение о найме судна для выполнения определенной перевозки (рейса) или наем судна на определенный период времени.

В случае, когда судовладелец ищет груз и заключает договор на его перевозку, называется отфрахтованием судна. На практике, в обоих случаях принято применять единый термин: «фрахтование».

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем. Судовладелец, предоставляющий тоннаж (судно) для морской перевозки грузов - фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату (фрахт).

Можно сказать иначе: договор морской перевозки - это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона (фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).

Фрахтование обычно производит специальный посредник - фрахтовый брокер. В качестве посредника могут выступать специальные организации - брокерские фирмы или отдельные лица. Фрахтовый брокер - это высокопрофессиональный специалист, обладающий большим опытом и специальными знаниями. Он должен быть хорошо информирован о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, спросе и предложении на тоннаж, различных грузопотоках.

Брокеры фрахтового рынка пользуются различными сведениями, бюллетенями и прочими изданиями крупнейших мировых фрахтовых бирж и брокерских контор. Многие брокеры обладают обширными контактами в области морских перевозок, и нередко личные связи брокера позволяют в кратчайший срок найти необходимый тоннаж под перевозку.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж (судно или суда), обращается к фрахтовому брокеру с предложением найти на рынке груз, который подходит для перевозки на условиях судовладельца (как правило, чаще всего это относится к морским перевозкам контейнеров). Предложение, с которым фрахтовый брокер выходит на рынок от имени судовладельца называется офертой. Бывают твердые и условные предложения.

Таким же образом грузовладелец (фрахтователь) выступает на фрахтовом рынке через фрахтового брокера с предложением найти судно, отвечающее условиям перевозки данного груза. Поручение фрахтователя, выданное в письменном виде своему брокеру о поиске и зафрахтовании тоннажа (судна) для перевозки груза, называется фрахтовым ордером. Фрахтовые ордера бывают: обычные (фрахтовая сделка может быть заключена в течение 20–30 дней), срочные и сверхсрочные.

Фрахтовый рынок подразделяется по форме организации перевозок на рынок трампового и линейного тоннажа, по типам судов - на рынок сухогрузного и танкерного тоннажа, по роду груза - на рынок лесного, зернового, рефрижераторного тоннажа и т.д., а также по направлениям перевозок по географическим областям.

Весь объем фрахтового рынка определяется количеством фрахтовых сделок, а его конъюнктура - соотношением между предложением тоннажа и предложением грузов, т.е. спросом на тоннаж. Это соотношение подвержено резким колебаниям в силу различных объективных и субъективных причин: спад или увеличение объема перевозок, уменьшение или увеличение стоимости топлива и т.д.

Для оценки транспортного рынка и величин изменения цен используются фрахтовые индексы. С их помощью возможен подробный анализ изменения фрахтовых ставок на мировом рынке, а также ставок фрахта на определенные виды грузов или конкретных секторов фрахтового рынка. Индексы и информацию по заключенным сделкам и фрахтовым ставкам публикуют многие известные издания.

Заключение чартеров представляет собой сложный процесс переговоров между судовладельцем и фрахтователем, т.к. им предстоит согласование множества условий договора морской перевозки. Фрахтовые сделки заключаются между сторонами, которые находятся в разных уголках планеты, и благодаря современным средствам коммуникаций эта задача значительно упрощается.

В мировой практике фрахтования были выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров, применительно к основным видам перевозимых грузов. Условия проформы чартера отражают правила перевозки грузов морским транспортом и специфические особенности таких перевозок.

Разработку чартеров проводили крупнейшие международные фрахтовые и судоходные организации, которые по возможности попытались учесть все спорные вопросы, возникающие при морем.

Основные виды чартеров:

  • Рейсовый чартер (Voyage charter) - судно фрахтуется на определенный рейс. Судно может также быть зафрахтовано на круговой рейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку он обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне. В этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Тайм-чартер (Time Charter) - это договор фрахтования судна на время. В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, с укомплектованным экипажем. Но право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Бэрбоут-чартер (Bareboat charter) - разновидность договора фрахтования судна на время. Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком (судовладельцем, фрахтовщиком) и фрахтователем (грузовладельцем) или их представителями.

При фрахтовании нередко возникает вопрос о распределении расходов между судовладельцем и фрахтователем по погрузке и разгрузке судов (оплата стивидорных работ). Эти расходы обычно находятся в пределах 10–30% от конечной стоимости транспортной составляющей при перевозке груза морским транспортом. Поэтому при заключении договора морской перевозки заранее оговаривается, кто из сторон будет нести эти расходы. Вот некоторые наиболее употребляемые термины:

  • фри ин (free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке груза на судно. При заключении договора перевозки с таким условием расходы по погрузке берет на себя фрахтователь;
  • фри аут (free out) - судовладелец свободен от расходов по выгрузке груза;
  • фио (free in and out) - судовладелец по договору перевозки с фрахтователем свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза;
  • фиос (free in and out, stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке и укладке груза в трюме. Эта формулировка указывает, за чей счет будут выполняться так называемые трюмные работы (укладка груза, если груз тарно-штучный и штивка (разравнивание), если груз навалочный или насыпной ;
  • фиост (free in and out, stowed and trimmed) - судовладелец полностью свободен от расходов по погрузке, укладке, штивке и выгрузки груза. Оплачивает эти работы грузоотправитель (фрахтователь).

Брокерская деятельность в качестве профессионального занятия сложилась к концу прошлого столетия. К этому време­ни развитие международной торговли достигло такого уровня, когда владельцам грузов и перевозчикам оказалось не под силу самим следить за непрерывными конъюнктурными колебаниями на мировом фрахтовом рынке и организовывать доставку грузов по назначению. Поэтому в сложившейся системе взаимоотноше­ний "грузовладелец-судовладелец" возникла потребность в свя­зывающем звене - брокерах - специальных посредниках, рас­полагающих информацией о наличии и характере грузов, разме­рах фрахтовых ставок, предложениях по отфрахтованию судов и обеспечивающих стыковку интересов двух сторон. Кроме того, на фрахтовом рынке действуют десятки тысяч субъектов в каче­стве судовладельцев и грузовладельцев (фрахтователей), кото­рые отдалены друг от друга, и порой весьма значительно, то есть не имеют возможности регулярного общения, досконально не знают друг друга. Ко всему прочему, географическое грузовое разнообразие фрахтовых сделок, их многочисленность, быстро­та заключения и выполнения - не дают возможности сторонам присмотреться, изучить друг друга даже в ходе исполнения сдел­ки. Отсюда, такая специфика открывает широкие возможности для всякого рода мошенничества, которое дорого обходится по­терпевшим. В этих условиях и фрахтователь и судовладелец не могут самостоятельно отыскать друг друга для заключения сдел­ки. Поэтому каждый обращается к своему брокеру, имеющему широко налаженные деловые связи, который помогает найти для своего принципала (судовладельца или грузовладельца) подходящего контрагента, партнера. При этом, и это принципиально важно, брокеры выступают друг перед другом и, соответствен­но, перед партнерами по сделке, как гаранты деловой добропо­рядочности партнеров и их финансовой состоятельности. Не­соблюдение этих гарантий подрывает деловую репутацию бро­керской фирмы. Поэтому изучение принципалов составляет важ­ный элемент брокерской работы и является залогом ее успеха в обстановке постоянного риска.

Основными видами брокерской деятельности в торговом мореплавании являются: фрахтование и купля-продажа судов. Брокерские фирмы, занимающиеся фрахтованием судов, обычно специализирую-тся на трамповом и линейном судоходстве по от­дельным направлениям или даже видам грузов (типам судов). Однако такое деление условно и отражает только основную спе­циализацию данной фирмы и, соответственно, брокера.

По сфере деятельности различают:

фрахтовый брокер (Chartering Broker), выступающий в качестве посредника между судовладельцем и фрахтова­телем в трамповом судоходстве при заключении договора на перевозку груза морским судном;

брокер-аквизитор (Acquirer), который помимо прочих бро­керских функций выполняет привлечение (аквизацию) но­вых грузов и грузоотправителей для загрузки судов в ли­нейном судоходстве;

Однако, чаще всего, посредничеством занимаются универ­сальные брокерские фирмы, работающие на многих направле­ниях и выполняющие все виды брокерской деятельности

В зависимости от того, чьи интересы представляет брокер, их различают:

Брокер судовладельца (Shipowner"s Broker);

Брокер фрахтователя (Charterer"s Broker).

Традиционные обязанности брокера при фрахтовании су­дов многообразны, но все они подчинены одной цели: добивать­ся наиболее приемлемых для своего принципала условий.

Принципал-судовладелец заинтересован, чтобы суда рабо­тали с максимальным тайм-чартерным эквивалентом (финансо­вым результатом рейса), без простоев в ожидании очередного рейса, чтобы фрахтователи своевременно оплачивали фрахт и другие платежи, причитающиеся судну, то есть в получении максимальной оплаты за минимум услуг.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмот­рены контрактом купли-продажи, чтобы у него не возникали экстрарасходы: за хранение груза в порту после истечения льгот­ного периода; за экстрастраховку груза из-за использования суд­на в возрасте свыше 20 лет; за оплату демереджа или мертвого фрахта судовладельцу, то есть получения максимума услуг за минимальную оплату.

Работа на фрахтовом рынке, как комплекс операций по фрахтованию судов, включает выполнение ряда последователь­ных этапов:

Оценка фрахтового рынка. Брокер получает от принци­пала два вида поручений: на котировку рынка (изучение состоя­ния рынка) и на заключение сделки. Котировка рынка обычно запрашивается за 3-5 недель вперед.

Принципал-фрахтователь (грузовладелец) запрашивает котировку рынка относительно фрахтовых ставок и условий пере­возки определенного груза на конкретную страну или несколько стран (рендж) перед подписанием внешнеторгового контракта или желая выбрать оптимальный вариант транспортировки.

Принципал-судовладелец запрашивает котировку с целью определения возможности, а также эффективности отфрахтования своего судна после завершения текущего рейса, тайм-чартера или ремонта. Для этого указывает какие грузы и на каких направлени­ях его могут заинтересовать и приводит характеристики судна (гру­зоподъемность, грузовместимость, число палуб, возраст и т.п.).

Информация по котировке рынка (если это не развернутое исследование или регулярное обслуживание) не оплачивается, но глубокая и всесторонняя справка может стать основной для после­дующего фрахтового ордера или даже рамочного соглашения (Framework Agreement) - документа, определяющего принципи­альную договоренность сторон о формах, направлениях и усло­виях сотрудничества, в развитии которого впоследствии заклю­чаются контракты.

Котировка рынка базируется на собственном опыте бро­керской компании, информации, полученной ею от компаний-партнеров, а по крупным международным направлениям перево­зок - из публикаций в специальных справочных изданиях и в Интернете.

Определение идеи фрахтовой ставки. Знание общей си­туации рынка, наличие информации о текущих фрахтовых став­ках и условиях перевозки на соответствующих грузонаправлениях, с учетом скорости судна, норм грузовых работ - позволяют ориентировочно рассчитать рыночную фрахтовую ставку для любого интересующего направления перевозки, груза и размера судна на базе другого, наиболее близкого базисного направле­ния перевозок..

В практике чаще применяется расчет величины фрахтовой ставки с использованием определения транспортных расходов морской перевозки груза методом тайм-чартерного эквивален­та, ТЧЭ (Time-charter Equivalent)

Как правило, предварительную калькуляцию идеи фрахто­вой ставки приходится делать в условиях ограниченного време­ни с тем, чтобы успеть принять правильное решение и не упус­тить выгодное предложение. С этой целью используются совре­менные программные обеспечения, позволяющие выполнить необходимые расчеты на компьютере. Необходимо отметить, что формирование идеи фрахтовой ставки должен уметь делать не только судовладелец и его брокер, но и другие участники, кото­рые имеют отношение к морской перевозке грузов (фрахтовате­ли, агенты и т.п.).

Поручение на фрахтование. Желая зафрахтовать судно, фрахтователь выдает своему брокеру поручение на фрахтование - фрахтовый ордер.

Фрахтовой ордер (Chartering Order) - поручение брокеру на выполнение фрахтовых операций для заключения сделки по фрах­тованию судна на изложенных в ордере сведениях и условиях.

Фрахтовый ордер фрахтователя содержит: название и ко­личество груза, его транспортные характеристики, размер мард-жина; является ли данная отправка разовой или частью долго­срочного контракта; порты погрузки и выгрузки; дата готовнос­ти груза к погрузке; нормы грузовых работ; кто назначает стиви­дора и за чей счет оплачиваются грузовые работы; идея фрахто­вой ставки и условия оплаты фрахта; особые требования к суд­ну (возраст, наличие грузовых средств и др.); проформа чарте­ра, на базе которой желательно заключение сделки.

В свою очередь, судовладелец, подыскивая груз для загруз­ки судна, выдает своему брокеру фрахтовое поручение, которое содержит: наименование судна, его технико-эксплуатационные характеристики, флаг и возраст судна (для судов старше 20 лет - срок действия документов Регистра); порт или район осво­бождения судна для предполагаемого рейса; дата освобождения судна; перечень нежелательных грузов и направлений перево­зок (например, рейсы через Суэцкий канал; металлолом, уголь).

По срокам подачи судна под погрузку различают три вида фрахтовых ордеров:

1) нормальная позиция, когда ордер выдан на 2-3 недели до установленного срока подачи судна под погрузку (даты Laydays);

2) промптовая позиция (Prompt), когда ордер выдан за 3-7 дней до даты Laydays, то есть чартер должен быть заключен с условием срочной готовности судна к погрузке;

3) спот-промптовая позиция (Spot-prompt), когда судно или груз нужны немедленно, то есть чартер должен быть зак­лючен с условием немедленной (сверхсрочной) готовности суд­на к погрузке.

Очевидно, что, только если ордер выдан в нормальной по­зиции, брокер имеет достаточно времени для тщательной подго­товки сделки, выбора партнера, для так называемого уторговывания фрахтовой ставки. Это особенно важно, если конъюнк­тура рынка неблагоприятна для принципала (судовладельца или фрахтователя).

С другой стороны, если предложение судов превышает спрос и фрахтовые ставки снижаются, то фрахтователь может при­нять решение выходить на рынок в промптовой позиции. Анало­гичную тактику будет проводить и судовладелец - если спрос на судна и фрахтовые ставки имеют тенденцию к росту.

Выход на фрахтовый рынок. Получив фрахтовый ордер, брокер приступает к фрахтованию судна. Эту работу условно можно разбить на три части:

1) подготовка переговоров - Prefixing;

2) ведение переговоров - Fixing;

3) оформление и контроль выполнения сделки - Postfixing. При подготовке к переговорам брокер вступает в контакт со своими контрагентами, с которыми он поддерживает деловые отношения, информируя через них фрахтовый рынок о наличии груза, для которого требуется судно. Со своей стороны, судовла­дельцы также предоставляют своим брокерам информацию о своих судах, которая аналогичным образом попадает на рынок.

Информация рынка о грузе для перевозки или судне, тре­бующем загрузки, котировка груза или судна называется выхо­дом на фрахтовый рынок. При наличии на фрахтовом рынке свободного тоннажа котировка груза обычно вызывает приток предложений судов. Под один груз может предлагаться несколь­ко судов от разных брокеров. Полученные предложения должны быть подвергнуты тщательному анализу.

Обмен офертами. После того как приняты во внимание все соображения технического и коммерческого характера каса­тельно предстоящей сделки и выбор сделан, начинается вторая часть фрахтовой работы - ведение переговоров, то есть работа по сближению позиций фрахтователя и судовладельца по усло­виям сделки.

Предложение каждому из возможных партнеров может быть осуществлено в виде:

Твердой оферты;

Условной оферты.

Твердая оферта (Firm Offer) - это обязательство с твердым предложением (от лат. Offero - предлагаю) заключить сделку на предлагаемых условиях. Она действительна в течение строго оп­ределенного времени, которое в ней же и указано. Если партнер, получивший твердую оферту, акцептовал ее, то есть согласился с изложенными в ней условиями и сообщил о своем акцепте в тече­ние времени ее действия, сделка считается заключенной. Про­пуск времени или несогласие с любым из условий оферты осво­бождает от обязательств по оферте сторону, давшую оферту.

Брокерская этика требует, чтобы по каждой сделке было направлено только одно твердое предложение, в котором брокер сообщает всю информацию о планируемой перевозке, которую он получил от принципала во фрахтовом ордере и по дополни­тельному запросу, и, кроме того, указывает размер брокерской и адресной комиссии.

Если твердую оферту дает брокер судовладельца, то ее следу­ет понимать как предложение судна под груз, если это твердая оферта брокера фрахтователя, то это означает предложение груза для судна независимо от последовательности изложения условий.

Но акцепт первой оферты, полученной от брокера, имею­щего твердые полномочия от своих принципалов - случай редкий во фрахтовой практике. Обычно сторона, получившая такую оферту, выставляет свои встречные условия. Делается это од­ним из двух вариантов в зависимости от обстоятельств:

1) если полученная твердая оферта коренным образом про­тиворечит условиям, к которым стремится другая сторо­на, ее отклоняют и при наличии интереса к сделке делают новую твердую оферту на своих условиях, то есть предла­гают другую основу для дальнейшей работы;

2) если структура твердой оферты приемлема, а расхождения имеют, главным образом, количественный характер (непри­емлемо количество груза или размер марджина, норм грузо­вых работ, фрахтовой ставки, демереджа и т.п.), то есть она поддается согласованию, то получившая ее сторона может взять ее за основу для продолжения работы, направив в ответ контрпредложение - так называемую контроферту (Counteroffer или кратко Counter) следующего содержания: "акцептуем (принимаем условия) Вашу оферту со следую­щими изменениями...". Далее следует перечень изменений. Действие контроферты, как и действие оферты, ограничива­ется указанным в контроферте сроком. Сторона, сделавшая контроферту, связана в течение срока ее действия и такой цикл может повторяться несколько раз.

В результате обмена офертами и контрофертами стороны или сближают условия до компромисса и заключают сделку или расходятся, будучи не в состоянии достигнуть согласия.

Условные оферты (Subject Offers) - применяются, когда судовладелец одновременно ведет переговоры с несколькими фрахтователями или фрахтователь одновременно ведет перего­воры о фрахтовании судна под свой груз с несколькими судовла­дельцами. Предложение делается с условием, что оно будет дей­ствительно в том случае, если к моменту получения положи­тельного ответа судно еще не будет зафрахтовано (Subject. Open - если буду свободен) или, если фрахтователь не зафрахтует другое судно под данный груз.

Условные оферты встречаются в практике довольно часто, так как судовладельцы для ускорения фрахтования судна и обес­печения наиболее выгодных условий фрахтовой сделки нередко через своих брокеров ведут переговоры одновременно с несколь­кими фрахтователями. Так же поступают часто и фрахтователи. Каждая из сторон на любой стадии может отказаться от дальнейших переговоров. Однако брокерская этика требует зая­вить об этом партнеру и указать, какие из его условий являются неприемлемыми. В этом случае партнер может повторить свое предложение, заменив в нем соответствующее условие. В слу­чае положительного результата переговоров та сторона, кото­рая принимает (акцептует) последнее предложение партнера полностью, без каких-либо изменений, должна известить его об этом, например, следующим образом "Charterer"s confirm the Fixture". Хорошая брокерская практика рекомендует, чтобы парт­нер со своей стороны подтвердил это, ответив "Reconfirm". Пос­ле такого ответа переговоры фактически закончены, и судно "зафиксовано" за данной перевозкой.

6. Заключение сделки. Это последний этап переговорного процесса и заключается в том, что фрахтователь или его брокер должны в минимальный срок составить резюме по достигнутым договоренностям и направить его судовладельцу (его брокеру) - Fixture Recapitulation (то есть "зафиксировано без права измене­ний"), включив в него все условия, которые были согласованы в процессе переговоров. Если при этом были внесены дополнитель­ные, отсутствующие в проформе чартера условия, то они включаются в Addendum к чартеру. После письменного подтверждения обеими сторонами резюме (Recapitulation, крат­ко - Recap) и дополнения к договору (Addendum) - сделка счи­тается совершенной (Fixed).

Past Fixing - это особый комплекс операций, который вы­полняют брокеры после заключения сделки. Брокер фрахтовате­ля в полном соответствии с Recap подготавливает Charter-party и Addendum к нему; подписывает два оригинала чартера у обоих партнеров. При наличии доверенности каждый из брокеров мо­жет подписать чартер от имени своего принципала.

Вопросы для самоконтроля.

    Назовите основные обязанности брокера.

    Какие цели ставит своему брокеру судовладелец и какие - фрахтователь?

    Что понимается под фрахтованием судна?

    Из каких этапов складывается работа брокера на фрахтовом рынке по осуществлению заключения чартера?

    Совокупность каких факторов учитывается при назначении фрахтовой ставки?

    По какой схеме производится заключение чартера?

    Что такое фрахтовый ордер, оферта, контроферта, акцепт?

    Какой комплекс операций выполняет брокер после заключе­ния сделки?

    Назовите по каким признакам структуризован мировой фрах­товый рынок.

    Из каких географических секций состоит фрахтовый рынок?

    Какие факторы влияют на состояние мирового фрахтового рынка?

    Что такое конъюнктура фрахтового рынка?

    Почему цены морской перевозки грузов являются важнейшей функцией фрахтового рынка?

    В чем заключаются принципиальные различия между фрахто­вой и тарифной ставками?

Лекция 3. Агентирование судов. Учет времени нахождения судна в порту.

План лекции

    Понятие об агентировании судов.

    Основные права и обязанности агента.

    Работа агента по обслуживанию судов.

    Сталийное время и его учет.

Основные теоретические положения

    Понят ие об агент ировании суд ов .

При выполнении договора морской перевозки груза необхо­димо осуществлять целый ряд операций организационного, тех­нического и коммерческого характера, которые в каждом порту выполняются агентскими и экспедиторскими компаниями. Аген­тское обслуживание (агентирование) судов основывается на со­ответствующих договорах.

Агентирование судов (Ship"s Agency Service) - это выпол­нение агентом по договору с принципалом, являющимся судо­владельцем или фрахтователем судна, обслуживания судов в порту, а также действий по представлению и защите интересов принципала в порту.

Агентирование судов сводится, в основном, к выполнению трех групп услуг, а именно:

1) оформлению судна в порту - кларированию;

2) техническому обслуживанию и снабжению судна;

3) коммерческим услугам.

Выполнением перечисленных услуг занимается судовой (морской) агент (Ship"s Agent; Marine Agent) - представитель и помощник судовладельца (капитана), выступающий от его имени и за его счет в соответствии с полномочиями, основанными на договоре или законе.

В зависимости от стороны, номинировавшей агента:

агент судовладельца (Owner"s Agent) - выполняет от име­ни и по поручению судовладельца определенные функции в отношении судна, а также контролирует выполнение гру­зоотправителями или грузополучателями их обязательств в соответствии с условиями договора перевозки, коммерчес­кими правилами или местной практикой портов;

агент фрахтователя (Charterer"s Agent) - назначается по условиям чартера грузоотправителем или грузополуча­телем, но действует от имени и по поручению перевозчи­ка (страховщика). Обязан защищать интересы судовла­дельца, который выплачивает ему агентское вознагражде­ние за предоставленные услуги.

При обслуживании судна агентом фрахтователя судовладе­лец не всегда может полностью полагаться на его рекоменда­ции, так как такой агент является служащим противной сторо­ны. С учетом этого в международной практике сохранилась прак­тика назначения судовладельцем - протектинг агента.

протектинг агент (Protecting Agent) - договорной агент судовладельца в данном порту, выполняющий функции до­верительной защиты интересов судовладельца, к которо­му капитан судна, обслуживаемого агентом фрахтователя, может обратиться за рекомендациями и помощью по спор­ным вопросам. Его услуги оплачиваются в размере 50% от базисной ставки.

линейный агент (Liner Agent). В линейном судоходстве функции агента несколько шире, поэтому он имеет свое название и, помимо обычного обслуживания, выполняет ряд дополнительных функций: объявляет расписание ли­ний; рассылает по запросам грузовладельцев тарифы ли­нии; выполняет котировку ставок; букирование грузов на линии; заключает контракты со стивидорными; тальманскими, складскими и сюрвейерскими компаниями; органи­зует обработку судов в пределах расписания линии; орга­низует перевалку груза по сквозному или мультимодальному коносаменту; оформляет грузовую документацию и претензии по грузам; оказывает помощь судовладельцу по связи с линейной конференцией;

судовой агент (Ship"s Agent) - имеет дело с трамповыми судами и является доверительным лицом, которое осуще­ствляет обслуживание судов, представляет и защищает интересы судовладельца в определенном порту. Обычные его обязанности включают в себя: извещение грузоотпра­вителей и соответствующих государственных служб и ор­ганов о времени прибытия судна; представление капита­ну судна достоверной информации о порте и действующих в нем правилах и обычаях; осуществление всякого рода формальностей, связанных с заходом судна в порт, стоян­кой и обслуживанием его в порту, включая оплату судо­вых сборов; организацию снабжения судна топливом, во­дой, продовольствием и другими материалами; обеспече­ние проведения погрузочно-разгрузочных работ и расче­тов по ним; своевременное оформление грузовой и судо­вой документации; обеспечение культурного и медицинс­кого обслуживания экипажа; оформление и регулирова­ние претензий; оформление отчетной денежной докумен­тации; регулирование всех вопросов между капитаном, грузовладельцами и портовыми властями; обеспечение за­щиты интересов судовладельца и т.д.

Брокерская деятельность в качестве профессионального занятия сложилась к концу прошлого столетия. К этому времени развитие международной торговли достигло такого уровня, когда владельцам грузов и перевозчикам оказалось не под силу самим следить за непрерывными конъюнктурными колебаниями на мировом фрахтовом рынке и организовывать доставку грузов по назначению. Поэтому в сложившейся системе взаимоотношений "грузовладелец-судовладелец" возникла потребность в связывающем звене -- брокерах -- специальных посредниках, располагающих информацией о наличии и характере грузов, размерах фрахтовых ставок, предложениях по отфрахтованию судов и обеспечивающих стыковку интересов двух сторон. Кроме того, на фрахтовом рынке действуют десятки тысяч субъектов в качестве судовладельцев и грузовладельцев (фрахтователей), которые отдалены друг от друга, и порой весьма значительно, то есть не имеют возможности регулярного общения, досконально не знают друг друга. Ко всему прочему, географическое грузовое разнообразие фрахтовых сделок, их многочисленность, быстрота заключения и выполнения -- не дают возможности сторонам присмотреться, изучить друг друга даже в ходе исполнения сделки. Отсюда, такая специфика открывает широкие возможности для всякого рода мошенничества, которое дорого обходится потерпевшим. В этих условиях и фрахтователь и судовладелец не могут самостоятельно отыскать друг друга для заключения сделки. Поэтому каждый обращается к своему брокеру, имеющему широко налаженные деловые связи, который помогает найти для своего принципала (судовладельца или грузовладельца) подходящего контрагента, партнера. При этом, и это принципиально важно, брокеры выступают друг перед другом и, соответственно, перед партнерами по сделке, как гаранты деловой добропорядочности партнеров и их финансовой состоятельности. Несоблюдение этих гарантий подрывает деловую репутацию брокерской фирмы. Поэтому изучение принципалов составляет важный элемент брокерской работы и является залогом ее успеха в обстановке постоянного риска.

Основными видами брокерской деятельности в торговом мореплавании являются: фрахтование и купля-продажа судов. Брокерские фирмы, занимающиеся фрахтованием судов, обычно специализирую-тся на трамповом и линейном судоходстве по отдельным направлениям или даже видам грузов (типам судов). Однако такое деление условно и отражает только основную специализацию данной фирмы и, соответственно, брокера.

По сфере деятельности различают:

  • * фрахтовый брокер (Chartering Broker), выступающий в качестве посредника между судовладельцем и фрахтователем в трамповом судоходстве при заключении договора на перевозку груза морским судном;
  • * брокер-аквизитор (Acquirer), который помимо прочих брокерских функций выполняет привлечение (аквизацию) новых грузов и грузоотправителей для загрузки судов в линейном судоходстве;
  • * брокер по купле-продаже судов (Purchase and Sale). Брокеры-аквизиторы в ряде случаев организационно входят в штат линейных компаний или действуют на основании генерального соглашения с линейными компаниями, заключенного на определенный период времени

Однако, чаще всего, посредничеством занимаются универсальные брокерские фирмы, работающие на многих направлениях и выполняющие все виды брокерской деятельности

В зависимости от того, чьи интересы представляет брокер, их различают:

  • * брокер судовладельца (Shipowner"s Broker);
  • * брокер фрахтователя (Charterer"s Broker).

Традиционные обязанности брокера при фрахтовании судов многообразны, но все они подчинены одной цели: добиваться наиболее приемлемых для своего принципала условий.

Принципал-судовладелец заинтересован, чтобы суда работали с максимальным тайм-чартерным эквивалентом (финансовым результатом рейса), без простоев в ожидании очередного рейса, чтобы фрахтователи своевременно оплачивали фрахт и другие платежи, причитающиеся судну, то есть в получении максимальной оплаты за минимум услуг.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмотрены контрактом купли-продажи, чтобы у него не возникали экстрарасходы: за хранение груза в порту после истечения льготного периода; за экстрастраховку груза из-за использования судна в возрасте свыше 20 лет; за оплату демереджа или мертвого фрахта судовладельцу, то есть получения максимума услуг за минимальную оплату.

Обязанности брокера. Традиционные обязанности брокера весьма многочисленны. И хотя отношения между брокером и принципалом не оформляются договором, они строятся на устоявшихся традициях и подкрепляются конкуренцией, которая заставляет всякую брокерскую фирму достигать хорошей деловой репутации, одного из необходимейших условий ее существования, путем оказания принципалам максимума услуг. Как было отмечено, брокер в ходе переговоров должен добиваться для своего поручителя наилучших условий в пределах полученных им полномочий.

С заключением (подписанием) чартера обязанности брокера далеко не завершаются. Он оказывает содействие фрахтователю и судовладельцу при исполнении сделки; при возникновении недоразумений между сторонами; при подаче нотисов; номинировании портов; использовании опционов и т.д. Нередко ему поручается инкассация и оплата фрахта и последующее урегулирование взаимных претензий сторон, если они возникают.

В отличие от судовых агентов, которые работают на комиссионных началах, то есть поручители оплачивают агенту все его расходы, связанные с выполнением поручений и агентское вознаграждение (Agency Fee), брокер работает за свой счет, получая только брокерскую комиссию (Brokerage), если сделка состоялась, из которой он самостоятельно"оплачивает все свои расходы, в том числе весьма существенные издержки по связи (телефон, факс, e-mail и пр.).

Получив поручение от фрахтователя или судовладельца на отфрахтование, брокер прежде всего изучает обстановку на фрахтовом рынке, оказывает помощь фрахтователю или, соответственно, судовладельцу в определении идеи приемлемой фрахтовой ставки. Для этого он пользуется текущей информацией, поступающей через электронные и печатные издания, через инструкции других брокеров, с которыми он поддерживает постоянный деловой контакт.

Эта работа требует от брокера универсальных знаний в области торгового судоходства. Он должен располагать исчерпывающими сведениями относительно: коньюктуры фрахтового рынка, ее тенденций, уровня фрахтовых ставок на различных направлениях; представлять себе дислокацию свободных судов в интересующем его районе и уровень спроса на них; знать источники и пути получения котировок грузов и самих грузов и многое другое в зависимости от конкретной ситуации.

В повседневную обязанность брокера входит: быть в курсе последних сделок, заключенных на рынке; знать условия перевозок обращающихся на рынке грузов; технико-эксплуатационные характеристики судов, особенности их конструкции и эксплуатации; коммерческие условия многих проформ чартеров, особенно условия тех проформ, которые наиболее часто используются в практике и характер модификаций ими стандартных условий.

Брокер должен быть в курсе деятельности своих конкурентов, иметь достоверные сведения относительно финансового положения и платежеспособности судовладельческих фирм и фрахтователей из своего делового круга. Наконец, он должен хорошо ориентироваться в условиях контрактов купли-продажи, в частности, в их транспортных условиях, в методах калькуляции фрахтовых ставок, быстрых трансформаций одних ставок в другие, например, фрахтовую ставку по крупной партии груза в ставку для партии меньшего размера и т.д.

Обладая всеми этими знаниями, которыми не всегда владеют судовладельцы и фрахтователи, брокер нередко становится решающей фигурой в переговорах, поскольку к его квалифицированному совету прислушивается и та и другая сторона. Способность брокера дать верный совет наряду с умением успешно вести переговоры, дающие благоприятные результаты, определяют репутацию брокера на фрахтовом рынке и объем его деловых связей, что является решающим обстоятельством конкурентоспособной деятельности фирмы в рыночных условиях.

Стремительность фрахтовых переговоров, в основе которых лежит сам характер изменчивой конькжтуры фрахтового рынка, и тот факт, что для судовладельца невыгодно ставить судно на якорь в ожидании успешного окончания длительных переговоров с фрахтователями, заставляет брокера прибегать к наиболее быстрым видам связи со своими контрагентами, которые часто находятся в других странах и даже на других континентах. Фрахтовые переговоры осуществляются, как минимум, по телексной связи, которая может работать в режиме телеграфа, и в режиме реального времени при непосредственном контакте между сторонами, ведущими переговоры. Высоким быстродействием обладает факсимильная связь, связь типа e-mail. He вышел из практики и прямой контакт между сторонами по телефону.

Ни одна из сторон не имеет права отступать от слова, данного ею в твердых переговорах, если оно принято другой стороной. Это обстоятельство требует от брокеров особой осмотрительности, точности и аккуратности, ибо в переговорах буквально одно слово может решить успех дела или провалить его. Недаром девизом британских брокеров служит фраза: "Our word is our Bond", что значит: "Наше слово -- вексель".

Ни одна сторона не имеет права давать дезинформирующих сведений относительно действительной позиции судна, уровня фрахтовых ставок по сделкам, заключенным ею с другими лицами и их условий. Но по всем этим вопросам стороны вправе уклониться от ответа. Не допускается разглашение условий сделки, в частности, фрахтовой ставки, если одна из сторон просит о сохранении ее конфиденциальности. Поэтому многие фрахтовые сделки по тем или иным соображениям не включаются в поток рыночной информации, не публикуются в прессе.

Для установления квалификации по ведению профессиональных брокерских услуг, а также соответствующей рекламы в ряде стран существуют различного рода организации, обеспечивающее проверку знаний и дипломирование брокеров как специалистов.

Например, в Великобритании посреднической деятельностью в морском судоходстве могут заниматься только члены Лондонского института фрахтовых брокеров, которые считаются дипломированными специалистами. Деятельность института фрахтовых брокеров заключается в проверке квалификации брокеров путем проведения экзаменов, разработки и опубликования специальных норм и обычаев, связанных с оказанием посреднических услуг и т.п. Выдержавшие экзамен приобретают право сначала на членство в качестве младшего специалиста, а позже и на полноправное членство.

В США функционирует -- Ассоциация судовых брокеров и агентов с местом пребывания в Нью-Йорке. Она разрабатывает и публикует соответствующие правила и рекомендации по брокерской деятельности, кодекс профессиональной этики, списки членов, тарифы на оплату услуг брокеров и т.п. Аналогичные организации (союзы) существуют в Дании, Германии, Италии, Швеции, Японии и других странах.

Кроме перечисленных организаций, во многих странах имеются различного рода федерации национальных ассоциаций. Учреждение подобных федераций диктуется необходимостью защиты интересов своих членов, совершенствования, разработки и унификации грузовых документов, обмена информацией между судовыми брокерами и агентами. Примером такой организации может быть Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов -- FONASBA. Члены-учредители этой некоммерческой международной организации -- национальные ассоциации: Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Голландии, Италии, Норвегии, Швеции, Великобритании и Германии.

Наиболее крупной международной организацией, играющей важную роль и в брокерской деятельности, является BIMCO -- неправительственная международная профессиональная организация судовладельцев, брокеров, агентов, фрахтователей, клубов взаимного страхования и других подобных ассоциаций, ставящая своей основной целью защиту интересов мирового судоходства и мирового судоходного сообщества.

Успех работы брокеров на фрахтовом рынке во многом зависит от того, насколько полную информацию о наличии подлежащих перевозке грузов и свободном тоннаже он имеет. Полнота

осведомленности дает возможность, с одной стороны, оценивать соотношения между спросом и предложением на услуги морского транспорта, а с другой -- подыскивать наиболее приемлемые предложения. С этой целью брокеры поддерживают постоянные связи с грузо- и судовладельцами и между собой. BIMCO в своих бюллетенях печатает списки членов-брокеров, их почтовые и электронные адреса, номера телефонов, факсов. Однако наиболее обширную и ценную информацию можно получить и оперативно использовать на фрахтовых биржах -- центрах сосредоточения такой информации, служащих местами обмена соответствующей информацией между брокерами. Наиболее известные из них находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, Париже, Токио.

Крупные долгосрочные контракты (сделки по фрахтованию тоннажа) на фрахтовом рынке заключаются, как правило, в результате прямых переговоров между судовладельцем и фрахтователем или международных торгов. Однако большинство сделок совершается через специальные посреднические фирмы, судовых брокеров.

По сфере деятельности различаются фрахтовые брокеры, букинг-агенты в линейном судоходстве и брокеры по купле-продаже судов.

Фрахтовые брокеры специализируются по видам флота – танкерные, балкерные, брокеры по фрахтованию судов под перевозку тяжеловесных грузов, брокеры, работающие на рынке рефрижераторного флота, лесных перевозок, твиндечных многоцелевых судов, судов смешанного и прибрежного плавания. Однако такое деление условно и отражает только основную специализацию данного брокера.

По отношению к принципалу-судовладельцу или фрахтователю различаются эксклюзивный брокер и рыночный брокер.

Эксклюзивный брокер имеет рамочное соглашение с принципалом, который по всем своим фрахтовкам обращается, в первую очередь, к этому брокеру, предоставляя ему на определенный срок эксклюзивное право на поиск партнера.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы перевозки выполнялись по минимальным ставкам рынка, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмотрены запродажным контрактом, чтобы у него не возникали экстрарасходы – за хранение груза в порту после истечения льготного периода, за экстрастраховку груза из-за использования судна в возрасте свыше 20-25 лет, в виде оплаты демереджа или мертвого фрахта судовладельцу. Эксклюзивный брокер должен давать своему принципалу прогноз фрахтового рынка, который тот учитывает при заключении торговых контрактов (фрахтователь) или при планировании ремонта судов и сдаче судов в тайм-чартер (судовладелец).

Рыночный брокер работает по разовым поручениям различных принципалов (судовладельцев и фрахтователей) либо по предложениям, полученным от других брокеров.

На практике нет строгой границы между двумя группами брокеров: эксклюзивный брокер, помимо фрахтовых ордеров своего принципала, выполняет отдельные поручения других клиентов или брокеров.

В каждой конкретной сделке обычно участвуют два брокера – со стороны фрахтователя и со стороны судовладельца. Крупные судовладельцы и промышленные компании (нефтяные, лесные, угольные) имеют в своем составе фрахтовые отделы, так называемые «house broker», и выходят на рынок самостоятельно, без посредников.

Брокер получает от принципала два вида поручений: на котировку рынка (индикация) и фрахтовый ордер. Котировка рынка обычно запрашивается за 3-5 недель вперед. Принципал-фрахтователь запрашивает котировку рынка относительно ставок и условий перевозки конкретного груза на конкретную страну или несколько стран перед подписанием торгового контракта или желая выбрать оптимальный вариант транспортировки.

Принципал-судовладелец запрашивает котировку с целью определить возможность и эффективность отфрахтования своего судна после завершения текущего рейса, тайм-чартера или ремонта.

Для подготовки ответа необходимо запросить судовладельца, какие грузы и на каких направлениях его могут интересовать, а также получить от него данные о судне (грузоподъемность, вместимость, число палуб, возраст).

Котировка рынка (индикация) базируется на собственном опыте брокерской компании, информации, полученной ею от компаний-партнеров, а по крупным международным направлениям перевозок – из публикаций в специальных справочных изданиях и в Интернете – «Индикации крупных брокерских компаний».

Фрахтовый ордер – твердое поручение принципала брокеру заключить сделку по фрахтованию (отфрахтованию) судна на изложенных в ордере условиях. Для того чтобы брокер мог вести переговоры с партнером, фрахтовый ордер должен содержать ряд обязательных сведений.

- ордер фрахтователя : род груза, его транспортные характеристики, количество, маржин; является ли данная отправка разовой или частью долгосрочного контракта; порты погрузки и выгрузки; дата готовности груза к погрузке; нормы грузовых работ; идея ставки и условия оплаты фрахта; особые требования к судну (возраст, наличие грузовых средств и др.).

- ордер судовладельца : наименование судна, его технико-эксплуатационные характеристики, флаг и возраст судна (для судов старше 20 лет – срок действия документов Регистра), порт или район освобождения судна для предполагаемого рейса, дата освобождения судна, перечень нежелательных грузов и направлений перевозок (рейсы через Суэцкий канал, металлолом, уголь).

Получив фрахтовый ордер, брокер приступает к фрахтованию (отфрахтованию) судна. Эту работу условно можно разбить на три этапа: подготовка переговоров; проведение переговоров; оформление и контроль выполнения сделки.

Торговые компании среднего размера и слабо знакомые с фрахтовым рынком в своем фрахтовом ордере брокеру оговаривают только те условия чартера, которые вытекают из договора купли-продажи товара: род и количество груза, срок его готовности к отгрузке, порты погрузки-выгрузки, нормы грузовых работ.

В ответ на такое твердое предложение судовладелец в установленные сроки направляет фрахтователю развернутый каунтер, который содержит все коммерческие условия чартера: судовладелец, оператор, наименование, тип и технико-эксплуатационные характеристики судна; количество груза; порты погрузки (выгрузки); количество причалов в каждом порту, которое может использовать фрахтователь; требования к ним; нормы грузовых работ или продолжительность сталийного времени в портах погрузки и выгрузки; порядок учета сталийного времени; ставки демереджа и диспача и порядок их расчета; ставки фрахта и базисные условия по оплате грузовых работ и др.

Судовладелец (его брокер) также устанавливает срок ответа – к определенному часу указанной им даты, по Гринвичу или иному временному поясу. При срочных сделках, либо в целях давления на партнера, срок ответа может быть установлен в часах после получения предложения.

Обмен между фрахтователем и судовладельцем твердыми развернутыми предложениями завершает первый этап переговоров. В результате его партнеры четко заявили друг другу свои первоначальные позиции и определили расхождения между ними.

Следующий этап – «уторговывание» сделки, совместный поиск компромисса, удовлетворяющего обе стороны. Эти переговоры могут быть достаточно длительными и условно называются accept/except.

Если предложение судовладельца в принципе приемлемо для фрахтователя, он направляет ему ответ, который начинается словами: «фрахтователь принимает предложение судовладельца, исключая…». Замечания фрахтователя могут включать:

Требование уточнить или дополнить информацию, данную в предложении судовладельца.

Новую формулировку по тем условиям, которые неприемлемы для фрахтователя.

Новые условия, не предусмотренные в предложении судовладельца, которые фрахтователь считает необходимым ввести в договор.

Получив ответ фрахтователя, судовладелец может, в свою очередь, не принять часть его предложений и направить свои замечания, и такой цикл может повториться несколько раз. Предметом многократного обсуждения являются: ставка фрахта; форма указания в чартере количества груза, нормы грузовых работ и др. Каждое контрпредложение дается с указанием срока ответа, который на этой стадии, по мере уменьшения спорных позиций, постепенно сокращается с 3 часов до 1 часа или даже до 15-30 минут.

Каждая из сторон на любой стадии может отказаться от дальнейших переговоров. Однако брокерская этика требует заявить об этом партнеру и указать, какие из его условий являются неприемлемыми. В этом случае партнер может повторить свое предложение, заменив в нем соответствующую статью.

Последний этап переговорного процесса заключается в том, что фрахтователь или его брокер должны в минимальный срок составить и направить судовладельцу (его брокеру) полный fixture recapitulation (т.е. «зафиксировано без права изменений»), включив в него все условия, которые были согласованы в процессе переговоров.

Постфиксинг – это особый комплекс операций, который выполняют брокеры после заключения сделки.

Брокер фрахтователя в полном соответствии с рекапом подготавливает чартер и аддендум к нему; подписывает два оригинала чартера у обоих партнеров. При наличии доверенности каждый из брокеров может подписать чартер от имени своего принципала. Подписи и печати сторон желательно иметь на каждой странице чартера и аддендума к нему. Иногда один из партнеров требует, чтобы чартер был скреплен сургучной печатью.

Брокер судовладельца по его поручению на соответствующих этапах рейса судна составляет инвойс на оплату фрахта, производит расчет и выставляет счет фрахтователю за демередж и мертвый фрахт, производит оценку эффективности рейса (расчет тайм-чартерного эквивалента).

Брокер – одна из ведущих профессий в морском бизнесе. Она требует глубоких и разносторонних знаний, высокого чувства ответственности, хороших деловых качеств, умения вести переговоры. Брокер должен знать особенности различных типов судов, транспортные характеристики грузов, условия обработки судов в портах; уметь вести переговоры кратко и четко, не затрачивая излишне ни своего времени, ни времени своего партнера.

Брокер должен быть максимально пунктуальным, контактным, вести переговоры в уважительно-дружеской форме, без давления на партнера. Всегда следует стараться ответить на вопросы партнера, дать ему необходимую справку. Обязательно знать каждого партнера по имени, помнить содержание предыдущих переговоров, не путать партнеров друг с другом.

Брокер должен знать все применяемые во фрахтовой переписке сокращения, свободно пользоваться ими, но без нарочитости, не изобретая новых аббревиатур.

«Золотые правила» брокера:

1. Действовать только в пределах полномочий, полученных от принципала. Никогда не давать и не принимать предложения без подтверждения принципала, если принципалом не даны полные полномочия для заключения сделки.

2. Всю полученную от партнера информацию письменно (факсом или телексом) направлять принципалу. Все указания принципала принимать от него также в письменной форме. Это имеет очень важное значение в случае возникновения в дальнейшем претензий со стороны принципала.

3. При отсутствии второго брокера, четко определить свой статус и строго его придерживаться.

4. Не бороться против рынка. Если конъюнктура в данный момент в пользу партнера, не пытаться навязывать ему свои условия договора.

5. Не давать твердое предложение более чем одному партнеру и не соглашаться на те условия, которые не сможешь выполнить. Это приведет с срыву сделки и потере репутации.

Брокер – не только посредник, но и консультант принципала. Особенно это относится к брокеру фрахтователя, так как многие торговые компании слабо знакомы с морской перевозкой грузов. Консультации брокера позволят фрахтователю более грамотно заключать торговые контракты и избежать экстрарасходов.

Судовладелец, как правило, достаточно хорошо разбирается во всех вопросах, связанных с морской перевозкой грузов, и обязанности его брокера состоят в информировании принципала о ситуации на рынке и в проведении переговоров по чартеру.

Брокер - аккредитованное (зарегистрированное) лицо, профессионально занимающееся посреднической деятельностью при заключении различного рода сделок.

Брокер выполняет посреднические функции между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем. Брокер получает вознаграждение в виде комиссионных.

Виды брокеров

Биржевые брокеры совершают сделки с товарами, ценными бумагами, валютой на соответствующих биржах.

Законодательство Российской Федерации дает определение биржевого брокера на рынке ценных бумаг следующим образом: Бро кер на рынке ценных бумаг - торговый представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счёт. (Федеральный Закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 06.12.2007) "О рынке ценных бумаг")

Фрахтовые брокеры выступают в качестве посредников между судовладельцами и фрахтователями...

0 0

Как можно судить из опыта прошлых лет, грузоотправители часто страдают из-за дефицита мощностей. Но если у вас есть хороший фрахтовый брокер, то вам и море по колено. Многие грузоотправители обращаются к брокерам тогда, когда спрос на грузовые перевозки значительно выше емкости перевозчика. С помощью брокера грузоотправители могут увеличить объем перевозок, не сталкиваясь с проблемой привлечения новых перевозчиков.
По словам Чипа Смита, президента и главного исполнительного директора Twin Modal, качественный брокер - чуть ли не самый важный компонент в нашем арсенале поставщиков грузоперевозок. Здесь представлены 10 советов, которые помогут вам выбрать правильного фрахтового брокера, исходя из ваших потребностей.

Убедитесь, что у брокера есть лицензия. Федеральный закон предполагает, что любая транспортная организация, занимающаяся перевозками, должна иметь соответствующую лицензию, выданную Федеральной администрацией по автотранспортной безопасности. Будьте осторожны с...

0 0

Обучение от брокеров

Работа на форекс для многих людей, незнакомых с рынком, кажется простым и эффективным методом заработка. Именно поэтому трейдеры-новички, не имеющие достаточного опыта, знаний и собственной стратегии, регулярно терпят убытки, пытаясь начать торговать на форекс с нуля.

Чтобы избежать схожей участи, до начала самостоятельных торгов стоит пройти forex обучение, в ходе которого можно будет узнать об особенностях рынка и научиться правильной работе с торговыми инструментами. Обучение от брокеров - это удобная возможность получить необходимые знания и опыт торговли без реальных финансовых рисков. Если вы хотите узнать, как заработать на форекс с нуля, в предложенных уроках можно найти ответы на все вопросы.

Уроки торговли на форекс прежде всего рассчитаны на трейдеров-новичков и включают в себя изучение терминологии рынка, обучение работе с торговым терминалом и его инструментами. Также Форекс обучение с нуля позволит ознакомиться с...

0 0

Грузоперевозки играют важную роль в экономике страны - по данным Американской ассоциации Грузоперевозок, эти большие колеса генерируют валовой доход в $ 346 млрд. за последний расчетный год, занимают на рабочих местах более 9,5 млн. человек и перевезли 6,5 млрд. тонн грузов. А 77 процентов всех американских общин полагаются на грузовые трейлеры в качестве единственного источника доставки грузов. Если у вас есть опыт работы в отрасли, вы, вероятно, знаете, что такое фрахтовый брокер, который занимается оборотом этих грузовиков, организуя доставку больших и малых грузов. Если вы любите песню свободной дороги, но вы не хотите быть на дороге, то грузоперевозки (куртаж за фрахт) может быть бизнесом как раз для вас.

Как фрахтовый брокер, вы будете работать с производителями, оптовиками и дистрибьюторами, которые должны получить свою продукцию по всему городу или по всей стране с помощью транспортных компаний. Вы можете специализироваться в LTL (т. е. загрузках меньше, чем грузовые...

0 0

Институт сертифицированных судовых брокеров ((ICS), англ. The Institute of Chartered Shipbrokers) - профессиональная организация, объединяющая специалистов в области управления морским транспортом.

История Института сертифицированных судовых брокеров началась в 1911 году, когда судовой брокер Дэвид Пинкней, член Балтийской биржи, обеспокоенный низкими профессиональными стандартами лондонских судовых брокеров, предложил своим коллегам основать Институт судовых брокеров. Судовые брокеры и агенты из Лондона и всех портов Соединённого Королевства были приглашены стать его членами. Основными задачами созданного Института были определены:

Защита и продвижение интересов и общего благосостояния судовых брокеров путём координации действий; обсуждение, рассмотрение и предоставление отчётов по вопросам, представляющим интерес для судовых брокеров и обмен информацией с Промышленными Палатами и другими государственными и общественными органами; содействие или противодействие...

0 0

Фрахтовые сделки заключаются обычно с помощью посредников - фрахтовых брокеров. Появление института фрахтовых брокеров стало результатом разделения труда в судоходстве. Когда-то, во времена парусного флота, капитан, который порой был и владельцем судна, сам подыскивал для судна груз. Но с развитием морской торговли и образованием сначала местных рынков, а затем и мирового фрахтового рынка, подверженного непрерывным конъюнктурным колебаниям, по мере усложнения условий перевозок и технического оснащения судоходства судовладелец (капитан), занятый вопросами технической эксплуатации, оказывался уже не в силах ни самостоятельно подыскивать для судна подходящий груз, ни определить верный уровень фрахтовой ставки. Судовладелец волею обстоятельств был вынужден обращаться к лицу, которое было в курсе всех дел, касающихся наличия тех или иных грузов, в курсе спроса, предложения и текущих фрахтовых ставок, т.е. к фрахтовому брокеру. В судоходном деле фрахтовый брокер выступает доверенным...

0 0

Бесплатные обучающие курсы от ведущих брокеров

Любой брокер, в первую очередь, заинтересован в постоянном притоке новых клиентов. А привлечь новичков можно, в том числе, и качественным обучением! Бесплатно брокеры предлагают лишь какие-то вводные базовые вещи. Более полезная и конкретная информация выдается слушателям уже в виде платных продуктов.

Однако для того, чтобы освоить «азы» валютного рынка, базового обучения вполне достаточно. Поэтому в этой статье мы расскажем о том, какие брокеры предлагают новичкам бесплатные курсы Форекс.

Начинающим трейдерам компания Альпари приготовила бесплатный базовый онлайн-курс (пять занятий примерно по два часа каждое). Обучение можно пройти в дистанционном режиме либо в офисе компании (например, в Москве, Барнауле, Краснодаре, Екатеринбурге и Омске).

Цель курса – дать новичкам основные понятия о валютном рынке, позволяющие вести самостоятельную торговлю на Форекс.

Первое занятие посвящено истории...

0 0

Для того, чтобы стать брокером по ценным бумагам, надо пройти обучение на курсах или подготовиться самостоятельно и сдать квалификационные экзамены. Зачастую административные требования воспринимаются как излишний бюрократизм, однако на фондовом рынке такой подход представляется оправданным. Попробуем объяснить, почему.

Почему нужны экзамены и брокерское обучение

До тех пор, пока кто-либо приходит на рынок ценных бумаг в качестве инвестора, распоряжающегося своими собственными деньгами, никакого обучения брокерскому делу не требуется. Действительно, финансовые активы - собственные, личное дело каждого. Прийти и потерять их, даже не поняв, почему так произошло, или начать все-таки сначала с знакомства с предметом, изучения специальной литературы и так далее.

По-другому обстоит вопрос тогда, когда участник рынка начинает торговать на чужие деньги, то есть с участием финансовых активов клиентов. Совершенно справедливо, что когда мы обращаемся к профессиональному...

0 0

ФРАХТОВЫЕ БРОКЕРЫ И ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ФРАХТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Крупные долгосрочные контракты (сделки по фрахтованию тоннажа) на фрахтовом рынке заключаются, как правило, в результате прямых переговоров между судовладельцем и фрахтователем или международных торгов. Однако большинство сделок совершается через специальные посреднические фирмы, судовых брокеров.

По сфере деятельности различаются фрахтовые брокеры, букинг-агенты в линейном судоходстве и брокеры по купле-продаже судов.

Фрахтовые брокеры специализируются по видам флота – танкерные, балкерные, брокеры по фрахтованию судов под перевозку тяжеловесных грузов, брокеры, работающие на рынке рефрижераторного флота, лесных перевозок, твиндечных многоцелевых судов, судов смешанного и прибрежного плавания. Однако такое деление условно и отражает только основную специализацию данного брокера.

По отношению к принципалу-судовладельцу или фрахтователю различаются эксклюзивный брокер и рыночный брокер.

Эксклюзивный...

0 0