Погрузочно-разгрузочные работы. Особенности учета

/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.

Принципы организации работы автотранспорта.

В строительстве применяют 2 схемы транспортных перевозок:

– МАЯТНИКОВАЯ (используют автомобили с неотцепными звеньями, в этом случае тягочи простаивают у мест разгрузки и загрузки; схема применима при наличии складов);

При перевозке по маятниковой схеме используют ав­томобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Тяга­чи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Маятниковая схема автотранс­портных перевозок эффективна при наличии приобъект­ных складов или при массовом строительстве сооруже­ний, состоящих из одинаковых конструктивных элемен­тов. В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

– ЧЕЛНОЧНАЯ (тягач работает с несколькими прицепами, лучше 3-мя (1 – на заводе, 2 – на площадке, 3 – в пути). Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени (5.–.7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.

При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строя­щимися зданиями. Наибольшее распространение получи­ла схема работы седельного тягача с тремя полуприце­пами, когда один прицеп находится под погрузкой (на­пример, на заводе сборного железобетона), другой – под разгрузкой на строительной площадке, а третий – в пути.

Доставка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:

1. работающие независимо от транспортных средств (специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.)

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.


Погрузчики (IV.9) в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняется около 15 % всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

А) Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. IV.9, а -в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2;3;4;6и 10 т.

В) Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. IV.9, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.

С) Автопогрузчики (рис. IV.9, д) в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.

2. являющиеся частью конструкции транспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.).

К. саморазгружающимся транспортным средствам , помимо автосамосвалов и цементовозов, относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Лица, выполняющие погрузку, выгрузку и подъем пакетов мелкоштучных стеновых материалов к рабочим местам каменщиков, должны иметь удостоверение стропальщика.


Все грузозахватные приспособления, применяемые при доставке мелкоштучных стеновых материалов, подлежат осмотру и испытанию грузом, на 25% превышающим их номинальную грузоподъемность, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.


При погрузке и выгрузке пакеты должны поднимать над бортами автотранспорта или грузами не ниже чем на 0,5 м и не выше чем на 1,5 м. Допускается перемещать поднятые на указанную высоту пакеты по горизонтали без применения ограждающих устройств в пределах 10 м. Нельзя поднимать пакеты на поддонах к рабочим местам каменщиков грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств. Категорически запрещается выгружать и поднимать пакеты на строящееся здание стропами.


При подъеме пакетов на поддонах трехстеночными подхватами-футлярами угол наклона задней стенки к вертикали должен составлять не менее 12°. После подъема на высоту не более 1 м стропальщик должен осмотреть открытую сторону пакета и убрать неустойчиво лежащие кирпичи и их обломки.


При подъеме пакетов без поддонов с помощью самозатягивающихся захватов необходимо убедиться в том, что при подъеме исключена возможность выпадения кирпичей. Челюсти предохранительного устройства должны быть сомкнуты. Если челюсти не сомкнуты, захват с грузом следует опустить на площадку и до устранения неисправностей работу прекратить. При пользовании штыревыми подхватами необходимо после поднятия пакета на высоту 0,5 м снизу подвести предохранительное устройство.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается нахождение посторонних лиц в кузовах подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, а также в зоне действия грузоподъемных машин.

Погрузочно-разгрузочные работы со штучными строительными грузами

При производстве работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов. Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега.


Погрузочно-разгрузочные и складские работы с контейнеризованными и пакетированными грузами должны выполняться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.


Контейнеры и средства пакетирования, подаваемые под загрузку, должны быть технически исправны, иметь маркировку с указанием номинальной массы брутто и массы тары.


Контейнеры и средства пакетирования должны загружаться материалами, изделиями и конструкциями до полной вместимости, но не выше их грузоподъемности (равной разности номинальной массы брутто и массы тары).


Грузы в контейнерах и средствах пакетирования должны размещаться в соответствии со схемами их загрузки, которые должны исключать возможность перемещения грузов внутри контейнеров и средств пакетирования при перевозке и обеспечивать равномерную нагрузку на пол и давление на стенки.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается: нахождение посторонних лиц в кузовах автотранспортных средств и на контейнерных площадках в зоне действия грузоподъемных машин; загрузка и разгрузка контейнеров и средств пакетирования без снятия их с транспортного средства; перемещение стропальщиков по контейнерам и пакетам. В кузовах автотранспортных средств допускается перевозка контейнеризованных и пакетированных грузов при условии исключения взаимных повреждений.


Перевозка людей в автотранспортных средствах совместно с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается.

Погрузочно-разгрузочные работы с порошкообразными строительными материалами

Погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цементом, известью, гипсом) необходимо выполнять механизированным способом. Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.


Ручные работы по разгрузке цемента при температуре воздуха 40 °С и более не допускаются . Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.


В зоне работы оборудования склада цемента и транспортных средств запрещается находиться посторонним лицам.


Несчастные случаи во время разгрузки железнодорожных вагонов происходят при неправильном открывании дверей крытых вагонов, бортов железнодорожных платформ и т. п.


При погрузочно-разгрузочных работах железнодорожный вагон должен быть заторможен стояночным тормозом или под колеса должны быть подложены башмаки. Запрещается во время погрузки и выгрузки вагона проводить ремонтные работы, ремонтировать кузов и бункер загруженного вагона, ходить по крыше вагона при наличии на ней снега или льда.


В местах погрузки и выгрузки цемента на эстакадах должны быть предусмотрены ограждения для безопасной работы на крыше вагона. Категорически запрещается находиться внутри вагона во время его разгрузки.


Открывать верхний люк у вагона-цементовоза с пневморазгрузкой и у автоцементовозов всех типов разрешается только при отсутствии давления в емкости. При ручном открывании нижних люков полувагонов, а также открывании дверей вагонов и бортов платформ необходимо применять специальные рычаги. Запрещается находиться в зоне возможного падения груза, борта или крышки люка. Категорически запрещается находиться в приемном устройстве и кузовах подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов.


При работах на повышенных путях и эстакадах под загрузочными бункерами должны быть указаны опасные зоны. Запор борта платформы необходимо открывать ломом в первую очередь в середине, а затем у торцов платформы. Рабочий при этом должен находиться на расстоянии не менее 1 м от борта платформы. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии их люки полувагонов закрывает вручную бригада в составе не менее трех человек: двое из них на ломах поднимают крышку люка, после чего третий заводит лом в проушину и прижимает к раме полувагона; крышка фиксируется, и устанавливаются предохранительные секторы.


При выгрузке материала подошва штабеля груза должна отстоять от ближайшего рельса не менее чем на 2 м.


Для перехода грузчиков с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм (рис. 4.3.1). При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры. Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м. Сходни должны иметь планки сечением 20x40 мм для упора ног через каждые 300 мм. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм.


Рис. 4.3.1. Сходни для разгрузки железнодорожных вагонов


Цистерну на опорные стойки необходимо ставить только на ровную поверхность и твердый грунт или специальные прокладки. Сцепку, расцепку можно производить только при заторможенной цистерне и малой скорости тягача. Запрещается производить сцепку, расцепку на скользкой поверхности.


В процессе эксплуатации контейнера необходимо: при загрузке контейнера порошкообразным материалом на складе обязательно применять очистительную сетку, установленную на горловине загрузочного люка, и фильтр-пылегаситель; при погрузке контейнеров на железнодорожный и автомобильный подвижной состав не допускается нахождение людей между контейнерами, а закрепление контейнеров между собой продеванием петли в петлю следует производить сверху, используя для этих целей лестницу контейнера; контейнеры, установленные на железнодорожной платформе, разгружать только с торца (из середины ряда вытаскивать контейнеры запрещается).


Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к его заборному устройству ближе 1 м не разрешается. При ликвидации зависания цемента в силосах нахождение человека в емкости запрещается.


Для подачи сыпучих грузов на небольшое расстояние или высоту используются ленточные конвейеры (транспортеры). Барабаны и ленты конвейеров должны иметь сплошное ограждение. Передвижные ленточные конвейеры не должны перемещаться на строительной площадке на большое расстояние пли по неровной поверхности. При передвижении должны быть отсоединены токопроводящие провода. Проходы и проезды, над которыми находятся конвейеры, должны быть защищены навесами, выходящими за габариты конвейера не менее чем на 1 м.


Запрещается работать на конвейере при поднятой или висящей на канате ферме, а также оставлять ферму на весу без установки ее на фиксаторы. Запрещается также работать на конвейере при перекосе ленты или при внезапной ее остановке, очищать движущуюся ленту и производить уборку под транспортерной лептой и барабанами при работающем конвейере. Во время работы конвейера запрещено ремонтировать, перемещать и изменять положение фермы.


Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.


Территория склада цемента и других порошкообразных материалов должна удовлетворять следующим требованиям техники безопасности:


Территория должна содержаться в чистоте, не иметь рытвин и ям. Проезды и проходы должны быть освещены в ночное время (не менее 2 лк на площадь 4 м2);

Проходы должны быть ограждены от проездов;

Проезды и проходы должны иметь твердые покрытия и водостоки. Подмостки и площадки для обслуживания склада цемента, расположенные от уровня земли на 1 м и выше, а также рабочие лестницы и приямки ограждаются перилами высотой 1 м.


Местное освещение в производственных помещениях и переносные ручные лампы оборудуются светильниками напряжением 12-36 В и обеспечиваются исправным шнуром и безопасным выключателем.


Закрытые помещения склада, а также рабочие места у разгрузчиков, пневмовинтовых подъемников, шнеков и другого оборудования должны быть обеспечены выполненной в соответствии с проектом вентиляцией или устройствами, предупреждающими распыление цемента.

Классификация строительных грузов и видов транспорта. Транспортирование строительных грузов

При возведении любого здания или сооружения выполняют определенные транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой от мест изготовления на строительную площадку различных материалов, полуфабрикатов и изделий. Доставляемые для возведения сооружения элементы именуют строительными грузами.

В зависимости от физических и геометрических характеристик строительные грузы делят на 9 видов: сыпучие (песок, щебень, гравий, грунты); порошкообразные (цемент, известь, гипс, мел); тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелкоштучные (кирпич, блоки и т.п.); штучные (оконные и дверные блоки, плиты перекрытий и покрытий); длинномерные (фермы, лесоматериалы, колонны); жидкие (бензин, смазочные материалы); крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т.п.); тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, строительные машины и т.п.).

Исходя из разнообразия строительных грузов, в строительстве нашли применение самые разнообразные средства их транспортирования, разработаны соответствующие средства их погрузки и разгрузки.

Транспортировку строительных грузов осуществляют вертикальным и горизонтальным транспортом.

Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работ при приемке поступающих на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.

Горизонтальным транспортом перевозят строительные грузы от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельные здания, а целый строительный комплекс.

Горизонтальный транспорт по отношению к строительной площадке подразделяют на внешний и объектный. Внешним транспортом строительные материалы, конструкции поступают на строительную площадку с заводов-поставщиков, карьеров, складов к строящимся объектам. Объектным транспортом перемещают строительные грузы в пределах строительной площадки.

В строительстве перевозку грузов осуществляют всеми видами современного транспорта. Выбор транспортных средств зависит от вида перевозимого груза; размеров и массы конструкций и деталей; способа транспортирования; габаритов пространственных элементов; дальности транспортирования; допустимой скорости транспортирования груза; способа разгрузки груза; вида дороги, уклонов, температуры наружного воздуха и перевозимого груза; условий транспортирования.

Транспортные средства бывают:

– цикличного действия: а) рельсовый – железные дороги нормальной (широкой) или узкой колеи; б) безрельсовый – автомобильный и тракторный;

– непрерывного действия – гидравлический; конвейерный (с помощью транспортера) и подвесной.

Транспортные средства подбирают на основе их технико-эксплуатационных показателей (грузоподъемность, возможная скорость передвижения, производительность, требования к дорогам, покрытие, стоимость эксплуатации транспортных средств и дорог, простота и надежность в эксплуатации и возможность применения для перемещения других грузов); условий, в которых они будут применяться (рельеф стройплощадки, размеры сооружения в плане и взаимное высотное положение выемок и насыпей, объем земляных работ, сроки выполнения, рабочие параметры, наличие и состояние дорог и т.п.).

Автомобильный транспорт широко применяют для доставки строительных грузов на строительную площадку. В строительстве наиболее распространены автомобили грузоподъемностью до 12 т и прицепы к гусеничным тракторам вместимостью 9–12 м 3 . Это объясняется возможностью широкого применения их для транспортировки различных материалов, большим диапазоном грузоподъемности, сравнительно простой конструкцией дорог.

Тракторный транспорт применяют для доставки грузов на незначительные расстояния и в случае бездорожья. Достоинства: высокая производительность, возможность применения на объектах с разными объемами работ, меньшая требовательность к дорогам и зависимость от погодных условий в сравнении с автомобильным транспортом, возможность применения на крутых подъемах (до 0,15).

Недостатки тракторного транспорта: небольшие скорости передвижения, ограниченное применение при большой дальности возки. Экономичная дальность возки, когда гусеничный тракторный транспорт может конкурировать с автомобильным, не превышает 600–800 м.

Железнодорожный транспорт является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния.

Железные дороги строительной площадки устраивают широкой колеи шириной 1520 мм, если железнодорожный транспорт предусмотрен в проекте строящегося предприятия; а также при большом объеме доставляемых им грузов на строительную площадку (более 1 млн. т в год). Узкоколейные дороги шириной 750 мм используют при перевозках грузов из карьеров на строительную площадку, если по каким-то причинам нельзя задействовать более эффективные виды транспорта – автомобили, троллейвозы, транспортеры большой протяженности.

Применение железнодорожного транспорта ограничено высокой стоимостью устройства железнодорожного полотна, а также условиями пути: максимальные уклоны – 0,03–0,05; радиусы закруглений для широкой колеи – 200–300 м, для узкой – 60–100 м.

Специальные виды транспорта

Специализированные транспортные средства предназначены для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др.

При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, извести, гипса и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.

Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов и полуприцепов.

В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы, блоковозы.

К специальным видам транспорта можно отнести транспортные средства технологического назначения, в которых совмещены процессы транспортирования с технологической переработкой этого строительного груза:

– автобетоносмесители – в них одновременно выполняются процессы приготовления и транспортирования на строительную площадку бетонной смеси;

– автобетононасосы – совмещают транспортировку смеси на значительные расстояния и ее укладку;

– автобетоновозы – совмещают транспортировку смеси и ее перемешивание.

Из специальных видов (внутрипостроечного) транспорта применяют ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводы.

Ленточные конвейеры наиболее широко применяют на заводах железобетонных изделий (ЖБИ) для транспортировки заполнителей, бетонной смеси, мелкоштучных материалов (кирпича и т.п.).

Подвесной канатный транспорт применяют для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград.

Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т.п.

Погрузочно-разгрузочные работы на строительной

Площадке

Работы по погрузке, разгрузке и складированию материалов являются наиболее трудоемкими в общем процессе перемещения грузов. Для снижения затрат ручного на погрузочно-разгрузочных работах и облегчения тяжелого труда необходимо повышать степень механизации этих работ.

Организация погрузочно-разгрузочных работ должна обеспечивать их комплексную механизацию с предельным уменьшением числа перегрузок. В состав механизированных комплексов входят как общестроительные, так и специальные машины и механизмы.

Общестроительные машины (башенные, стрелковые, козловые, мостовые краны, кран-балки, экскаваторы различных типов) используют на погрузке и разгрузке штучных, тяжеловесных, длинномерных и крупнообъемных конструкций и материалов, а также сыпучих материалов и контейнеров с малосыпучими материалами.

Применение специальных погрузочно-разгрузочных машин определяет вид грузов.

Специальные погрузочно-разгрузочные машины бывают циклического и непрерывного действия.

Наиболее широкое применение в строительстве получили различные самоходные погрузчики и ленточные конвейеры.

Погрузчики (универсальные одноковшовые, многоковшовые, автопогрузчики) обладают высокой мобильностью и универсальностью.

Универсальные одноковшовые погрузчики могут быть оборудованы ковшом, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом и другими рабочими органами. Их используют не только на погрузочно-разгрузочных работах, но и для перемещения различных грузов на небольшие расстояния.

Автопогрузчики так же, как и универсальные одноковшовые погрузчики, имеют различное сменное рабочее оборудование – крановые стрелы, челюстные захваты, ковши, вилочные подхваты и другие приспособления. Их применяют на площадках, имеющих твердое покрытие.

Многоковшовые погрузчики относят к машинам непрерывного действия и используют для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства.

Ленточные конвейеры также являются машинами непрерывного действия и служат для погрузки и подачи к месту укладки сыпучих, мелкоштучных и некоторых тестообразных материалов (бетонных смесей).

Состоящие из отдельных конвейеров конвейерные системы могут достигать в длину нескольких километров.

В целях сокращения ручного труда, повышения производительности транспортных средств, обеспечения лучшей сохранности перевозимых грузов и создания условий для механизации погрузочно-разгрузочных работ в строительстве находят широкое применение методы контейнеризации и пакетирования. Суть этих методов заключается в объединении мелкоштучных строительных материалов на заводах, которые их производят (кирпич, керамические камни, мелкие стеновые блоки и др.), или на базах производственно-технологической комплектации (отделочные материалы, кровельные, электротехнические материалы и др.) в укрупненные пакеты или контейнеры.

Пакет – это уложенная на специальный поддон партия груза, контейнер – это многооборотное объемное устройство. Различают контейнеры универсальные, используемые для перевозки различных категорий грузов, и специальные, предназначены для перевозки определенного вида грузов. С помощью погрузочно-разгрузочных и транспортных средств пакеты и контейнеры перемещают от места производства или комплектации к строительной площадке или заводу.